в каком театре работает богомолов
Константин Богомолов
Художественный руководитель Театра на Малой Бронной, режиссер.
В 1997 году окончил филологический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова, в 2003-м – ГИТИС им. А. В. Луначарского (курс А. Гончарова).
Лауреат Премии Москвы за спектакль «Театральный роман» в Театре имени Н.В. Гоголя.
Многократно номинирован на премию «Золотая маска» за спектакли в Театре на Малой Бронной, Театре Наций, Театре под руководством Олега Табакова, МХТ имени А. П. Чехова.
Лауреат театральной премии «Чайка» за спектакль «Много шума из ничего» (Театре на Малой Бронной) в номинации «Сделай шаг» за нетрадиционное прочтение классического произведения, 2007 год.
Лауреат премии «Золотая Маска» (Приз критики) 2014 года за спектакль «Идеальный муж. Комедия», МХТ им. Чехова.
С 2009 по 2012 год – штатный режиссер Театра под руководством Олега Табакова.
С 2013 до 2018 года – помощник художественного руководителя МХТ имени А. П. Чехова.
С 2014 по 2016 годы – штатный режиссёр московского театра «Ленком».
С 2019 года – художественный руководитель Театра на Малой Бронной.
Ставил спектакли в ведущих театрах Москвы (МХТ имени А.П. Чехова, Театр Наций, «Ленком», Театр на Малой Бронной, Театр имени Н.В. Гоголя, РАМТ, Московский Музыкальный театр имени К.С.Станиславского и В.И. Немировича-Данченко и др); в ведущих театрах Петербурга (БДТ имени Г.А. Товстоногова, «Приют Комедианта»), а также в ведущих театрах Латвии, Литвы, Польши, Греции, Италии.
Константин Богомолов назначен новым художественным руководителем в Театре на Малой Бронной
В театр на Малой Бронной сегодня вошел новый художественный руководитель. Им стал Константин Богомолов. Режиссер известен своими неординарными постановками классических произведений. Его называют и экспериментатором, и даже театральным хулиганом, но знакомясь с труппой, он сразу же успокоил: революций не будет.
Константин Богомолов говорит, что в новый театр он едет с ощущением сжатой пружины, которая разожмется. Едва скрываемая улыбка, глаза с хитринкой. Константин Богомолов явно наслаждается моментом. Пока едем к зданию на Малой Бронной, он вспоминает, как когда-то уже ставил здесь спектакль «Много шума из ничего». Кажется, на этот раз шума точно будет не меньше. Да и повод какой — режиссер впервые в своей карьере возглавит театр. Для него очень особенный.
«Олег Павлович посмотрел спектакль и позвал меня в «Табакерку» после этого спектакля. Поэтому у меня с этим театром связан очень важный переломный момент жизни», — признается Константин Богомолов.
В это время труппа уже собиралась в ожидании собственного переломного момента. Что несвойственно актерам, пришли заранее.
«Никто в театре не должен опасаться никаких революций, и никаких радикальных событий. Я давно уже не человек революции, а только эволюции. Я буду полностью опираться на коллектив театра. Это принципиальная позиция», — заявил Константин Богомолов.
Он не раз переворачивал игру. Ставил провокационные треш-спектакли «Лир», «Идеальный муж», «Карамазовы». Заставлял зрителей ерзать на стульях от страха и невероятного дискомфорта на спектакле-психоанализе «Князь». А потом вдруг ставил нежный и поэтичный «Гаргантюа и Пантагрюэль» на сцене Театра Наций.
«Он уже непросто режиссер, есть театр Богомолова. Это тоже аксиома. Костя отличается очень трепетным отношением к артистам. Он всегда их в своих спектаклях развивает. Они по-другому там себя чувствуют», — отмечает Евгений Миронов.
Тот самый богомоловский театр с игрой актеров, словно отстраненной и безэмоциональной, с классикой, дописанной самим режиссером, с попсовой музыкой, с камерами прямо на сцене, пожалуй, ярче всего проявился в МХТ. И, кажется, что все это возможно было только при Олеге Табакове, который верил в самые безрассудные задумки режиссера, да и сам в них участвовал с мальчишеским азартом.
«Все его спектакли сделаны, конечно, по пьесам разных прекрасных драматургов. Но это всегда еще его сценарии. Кто-то может соглашаться с тем, что он делает, кто-то нет. Но я думаю, что спектакли Богомолова невозможно спутать ни с кем», — отмечает художественный руководитель театра «Мастерская Петра Фоменко» Евгений Каменькович.
Богомолов уже пообещал, что новый театр будет строить по принципам своего учителя Олега Табакова.
«Он не разделял театр на экспериментальный и не экспериментальный, традиционный и нетрадиционный. Он просто понимал, что театру нужна разная публика», — говорит Константин Богомолов.
Театр на Малой Бронной между собой часто называют клеткой с тиграми, из которой потрепанными выбирались даже самые именитые режиссеры. Достаточно вспомнить легендарного Анатолия Эфроса, которого выжила собственная труппа. Но, кажется, Константин Богомолов уже нащупал подход к актерам.
«Главное на сцене — это вы!» — сказал он, обращаясь к артистам театра.
Константин Юрьевич Богомолов
Режиссеры
В 1997 году окончил филологический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова, в 2003-м — ГИТИС им. А. В. Луначарского (курс А. Гончарова).
Режиссёр спектаклей:
«Лекция о пользе убийств, или шесть трупов в поисках действия» (коллаж из абсурдистских пьес С. Мрожика и Ф. Аррабаля) — ГИТИС, 2002 г.;
«Что тот солдат, что этот» по Б. Брехту (2003), «Повар-вор, его жена, близнецы и зелёный любовник» по К. Гоцци (2005), «Театральный роман, или Записки покойника» по М. Булгакову (2007) — Театр им. Н. Гоголя;
«Бескорыстный убийца» Э. Ионеско — РАМТ, 2004 г.;
«Грустный анекдот» по А. П. Чехову — Театр им. В. В. Маяковского, 2005;
«Приворотное зелье» по Н. Макиавелли (2005) и «Копилка» Э. Лабиша (2006) – «Арт-Партнёр XXI»;
«Ифигения в Авлиде» Еврипида (2005) и «Муми-тролль и комета» Т. Янсон (2006) — Театральный центр «На Страстном»;
«Palimpseston, или Одно вращение спектакля вокруг своей оси» — Театр юного зрителя «СамАрт», г.Самара, 2007;
«Много шума из ничего» В. Шекспира — Театр на Малой Бронной, 2007;
«Турандот» по мотивам «Принцессы Турандот» К. Гоцци и романа «Идиот» Ф. М. Достоевского — Театр им. А. С. Пушкина, 2010;
«Лир» В. Шекспира (2011) и «Преступление и наказание» по Ф. М. Достоевскому (2019) — театр «Приют комедианта», Санкт-Петербург;
«Ставангер. PULP PEOPLE» / Stavanger. Pulp people по мотивам пьесы Марины Крапивиной «Ставангер» — Лиепайский театр, 2012;
«Мой папа — Агамемнон» / «Mano tėvas — Agamemnonas» по мотивам «Ифигении в Авлиде» Еврипида — Малый театр Вильнюса, 2013;
«Лёд» / Lod по роману Владимира Сорокина — Национальный театр в Варшаве, 2014;
«Гаргантюа и Патагрюэль» по мотивам романа Франсуа Рабле — Театр наций, 2014;
«Борис Годунов» по А. С. Пушкину (2014) и «Князь» по мотивам романа Ф. М. Достоевского «Идиот» (2016) — театр Ленком;
«Слава» В. Гусева — БДТ им. Г. А. Товстоногова (2018);
«Одиссея 1936» по пьесе М. А. Булгакова «Иван Васильевич» — Санкт-Петербургский театр им. Андрея Миронова (2019);
«АЙ ФАК. Трагедия» по роману В. Пелевина «iPhuck10» — театр «Мастерская Д. Брусникина» (2019).
В Московском театре п/р О. Табакова поставил спектакли «Процесс» Ф. Кафки (2007), «Старший сын» А. Вампилова (2008), «Отцы и дети» по роману И. Тургенева (2008), «Безумный день, или Женитьба Фигаро» П. де Бомарше (2009), «Волки и овцы» А. Островского (2009), «Wonderland-80» по повести С. Довлатова «Заповедник» с вкраплениями из “Alice in Wonderland” Л. Кэрролла (2010), «Чайка» А. П. Чехова (2011), «Год, когда я не родился» по пьесе «Гнездо глухаря» В. Розова (2012), «Чайка» А. П. Чехова (новая версия, 2014).
В Московском Художественном театре поставил «Событие» В. Набокова (2012), «Идеальный муж. Комедия» по произведениям О. Уайльда (2013), «Карамазовы» по мотивам романа Ф. М. Достоевского (2013), «Юбилей ювелира» Н. МакОлиф (2015), «Мушкетёры. Сага. Часть первая» (2016), «350 Сентрал-парк Вест, New York, NY 10025» В. Аллена (2016), «Дракон» Е. Шварца (2017), «Мужья и жёны» В. Аллена (2017), «Три сестры» А. П. Чехова (2018).
В 2007 году был удостоен театральной премии «Чайка» за спектакль «Много шума из ничего» в номинации «Сделай шаг» (за нетрадиционное прочтение классического произведения).
В 2011-м стал победителем зрительской премии «ЖЖивой театр» в номинации «Режиссер года: новая волна» за спектакли «WONDERLAND-80» и «ТурандотТ».
Лауреат премии Благотворительного фонда Олега Табакова: за создание спектакля «Старший сын» (2009), за «оригинальное прочтение отечественной классики» (спектакли «Чайка» и «Событие», 2012), за спектакли «Год, когда я не родился» и «Идеальный муж. Комедия» (2013), за спектакль «Юбилей ювелира» (2016).
Лауреат премию имени Олега Янковского «Творческое открытие» (2013).
Неоднократно номинировался на премию «Золотая маска» (2010, 2011, 2013, 2014). В 2014 году был удостоен «Приза критики» фестиваля «Золотая маска» за создание спектакля «Идеальный муж. Комедия».
В 2015 г. был признан «Режиссёром года» по версии журнала GQ.
Лауреат премии журнала «ОК!» в номинации «Театр ХХI века» (2016).
Преподаёт в Московской школе нового кино.
Постоянный соавтор и соведущий московской театральной премии «Гвоздь сезона».
В мае 2019 г. возглавил Московский драматический театр на Малой Бронной.
Театр на Малой Бронной возглавит Константин Богомолов. Чем он прославился
Автор фото, Mikhail Japaridze/TASS
Один из самых известных театральных режиссеров России Константин Богомолов возглавит московский Театр на Малой Бронной. Он считается новатором, его постановки номинировались на «Золотую маску». В прошлом году Богомолов неожиданно принял участие в избирательной кампании Сергея Собянина.
О назначении Богомолова объявил глава департамента культуры Москвы Александр Кибовский. Он объяснил его отъездом нынешнего худрука Сергея Голомазова в Ригу.
Приказ о назначении Богомолова подписан 25 мая. Голомазов совмещал посты худрука в московском театре и в Рижском Русском театре им. М.Чехова.
Богомолов пообещал, что будет опираться на сложившийся коллектив театра и постарается сделать так, чтобы в театр вернулось максимальное внимание профессионального сообщества, фестивалей и публики, передает Интерфакс. Он произнес фразу, которая, видимо, должна была успокоить тех, кто считает его радикальным новатором.
Переговоры о приходе в театр Богомолова велись еще до назначения Голомазова, рассказал Русской службе Би-би-си театральный критик, ректор ГИТИС Григорий Заславский.
Чем прославился
Его неоднократно номинировали на премию «Золотая маска». В 2014 году режиссеру вручили «Приз критики» за спектакль «Идеальный муж. Комедия».
«Идеальный муж» стал наиболее скандальной работой режиссера в МХТ. Спектакль вызвал значительный резонанс из-за большого числа отсылок к общественно-политической ситуации в России.
Один из показов «Идеального мужа» пытались сорвать православные активисты, которые забрались на сцену. Следственный комитет России занимался проверкой спектакля.
Богомолов сотрудничал с МХТ с 2012-го по 2018 год, с 2007 года также ставил спектакли в «Табакерке». В своих интервью он не раз говорил, что у него сложились очень дружественные отношения с Олегом Табаковым, который был худруком обоих театров до своей смерти в марте 2018 года.
После смерти Табакова МХТ возглавил Сергей Женовач. После этого Богомолов покинул театр из-за «новой художественной политики».
Серьезные разногласия с руководством МХТ у него возникали еще при Табакове в 2013 году. Причиной конфликта стал его спектакль «Карамазовы», в который МХТ, как сообщалось, требовал внести изменения. Богомолов объявлял об уходе, но вскоре вернулся к работе в театре.
К следующим выборам мэра Москвы настроение Богомолова переменилось. В 2018 году он стал доверенным лицом действующего главы города Сергея Собянина и агитировал уже за него. Уже тогда источник Би-би-си в театральных кругах предполагал, что участие в кампании Собянина может пригодиться режиссеру для продолжения работы с МХТ им. Чехова и другими театрами.
После выборов фамилия режиссера регулярно мелькала в светской хронике. Пресса смаковала подробности его романа с телеведущей Ксенией Собчак, в 2018 году баллотировавшейся на пост президента России.
Константин Богомолов переписал Островского и снова высмеял общественность
Не успела столичная богема оплакать потерю «Идеального мужа» в МХТ им. Чехова, как Театр Наций отдал свою основную сцену для нового эксперимента Константина Богомолова. В этот раз художественный руководитель Театра на Малой Бронной и один из самых модных режиссеров современности взялся за Александра Островского. И сделал, как всегда, не то коктейль из классических и собственных текстов, не то сатирическую боеголовку, направленную на «изнеженные задницы» современного общества. С премьеры спектакля «На всякого мудреца» — корреспондент «БИЗНЕС Online».
Не успела столичная богема оплакать потерю «Идеального мужа» в МХТ им. Чехова, как Театр Наций отдал свою основную сцену для нового эксперимента Константина Богомолова Фото: пресс-служба Театра Наций / Ира Полярная
Приобщиться к искусству по QR-коду
За время ковидного локдауна и шахматной рассадки театр хоронили без малого десятки раз. Но один только беглый взгляд на крыльцо перед Театром Наций за пять минут до начала премьеры новой постановки Богомолова говорит об обратном. Из каждой двери вела гигантская очередь возбужденных зрителей. «В первый премьерный день начали на 40 минут позже. Так что не рассчитывайте рано освободиться», — сказал мне на входе охранник. Но это было только началом.
Для того чтобы попасть на спектакль, билета или пригласительного недостаточно. Театр Наций принял политику covid free. И теперь без QR-кода, подтверждающего вакцинацию, или свежего результата ПЦР-теста в здание не войти. Даже с особо крикливыми и размахивающими личным телефоном режиссера разговор короткий — либо сертификат, либо полиция. Впрочем, театр на месте проводит экспресс-тест: 1 тыс. рублей, 15 минут ожидания, и все дела.
На входе можно заметить и самого Константина Богомолова, который лично встречает друзей, знакомых и зрителей. Театр полон. Ни одного свободного места. Забит дорогущий партер, где цены за билет достигают 15 тыс. рублей, амфитеатр, бельэтаж, балкон — абсолютно все.
Начинают с получасовой задержкой. В зале появляется Богомолов, освещаемый желтым светом прожектора, и вкрадчиво просит публику быть благосклонной к артистам. А потом добавляет: «Но мы к вам благосклонны не будем». Спектакль состоит из трех действий. По 50 минут на первые два и чуть больше часа на последнее. С двумя антрактами получается почти четыре часа.
Актерский состав спектакля зашкаливает от звездных имен, и почти все роли — в двух составах Фото: пресс-служба Театра Наций / Ира Полярная
«Лейся, говно» и другие неожиданности спектакля «по Островскому»
Есть и еще один нюанс — классической инсценировки Островского ждать не надо. Бесполезно. Богомолов славится перемолотыми текстами классиков с изрядной дозой личного творчества. «Я не скрываю, что переписывал текст Островского, добавляя из других, казалось бы, бесконечно далеких от Александра Николаевича авторов, сочиняя самостоятельно. В случае с Островским мне кажется это наиболее естественным, потому что он писал свои комедии про здесь и сейчас, реагировал на яркие события своего времени», — говорит Константин Юрьевич.
Актерский состав спектакля зашкаливает от звездных имен, и почти все роли — в двух составах. Нила Федосеича Мамаева, персонажа Островского, играют по очереди Александр Семчев и Александр Новиков. Его жену Клеопатру Львовну Мамаеву — Ольга Лапшина и Наталья Щукина, а вдруг ставшего чекистом Крутицкого — Виктор Вержбицкий и Владимир Храбров. В роли известного певца и актера Курчаева дебютировал сын Игоря Верника Григорий, который в этом году выпустился из Школы-студии МХАТ. А неизменный любимец Богомолова Игорь Миркурбанов предстанет в неожиданной роли эксцентричной супруги Крутицкого Турусиной.
История разворачивается стремительно и, что свойственно режиссеру, в наши дни. На сцену влетает юноша в белом костюме (Григорий Верник) и поет попсовый хит «Плюша» группы «Карт Бланш». По ходу спектакля Богомолов включает еще много шлягеров 90-х. А потом умело микширует собственный текст с Чеховым, Достоевским, Шекспиром…
Главный герой спектакля — 26-летний автор телеграм-канала «Лейся, говно» Егор Глумов. Тихий и скромный мальчик, обделенный всяческими талантами, как любит повторять его мать. Разве что буковки пером симпатично выводит да сатиру плетет. А живет Глумов вместе с матерью, потомственной интеллигенткой, бард (ессой) Глафирой Глумовой-Хачиевой. Она не терпит сравнения с Вероникой Долиной, но поет в спектакле именно ее голосом. Что, правда, вполне нравится самой Долиной, сидящей в зале.
История разворачивается стремительно и, что свойственно режиссеру, в наши дни. На сцену влетает юноша в белом костюме (Григорий Верник) и поет попсовый хит «Плюша» группы «Карт Бланш» Фото: пресс-служба Театра Наций / Ира Полярная
Спектакль пестрит известными именами. Герои звонят Путину, отпрашиваются у Мишустина, слушают Курентзиса, упоминают Минаева, Цыпкина, Михалкова с его «Бесогоном», Познера, «Дождь» Синдеевой, Красовского, Митяева и прочих.
Отец Глумова был перспективным (пророчили «Нобеля» и выгнали на первом курсе) бедным ученым и рано умер. А вот его брат-близнец оказался по жизни гораздо удачливее. Мамаев — владелец корпорации «Роскурица», продюсирующий в свое удовольствие молодых мальчиков для удовлетворения своих гомосексуальных потребностей. Его жена, впрочем, недалеко ушла. Мамаева, она же учредитель фонда «Мама Ева», подбирает сирот и выращивает себе из них любовников, попутно разбираясь с Мишустиным в важных государственных делах и возрождая литературные салоны Серебряного века.
Мораль сей пьесы
Богомолов давно получил славу «провокатора» и «светского возмутителя спокойствия», но его методы не раздирают общество на лоскуты. Он и не собирался кричать о пошлой действительности. Константин Юрьевич скорее щекочет «изнеженные задницы» собравшихся. Ведь они «идеальные скрижали для прописных истин». Но зрителям это и надо. Иначе в зале не стоял бы такой гомерический смех. Местами текст напоминает романы Пелевина, но без писательской глубины.
Богомолов давно получил славу «провокатора» и «светского возмутителя спокойствия», но его методы не раздирают общество на лоскуты Фото: пресс-служба Театра Наций / Ира Полярная
Впрочем, Богомолов отнюдь не светский шут, а умный и тонко чувствующий художник. Вероятно, поэтому ближе к финалу он вверяет чекисту Крутицкому, которого сам сыграл на прогоне, нести со сцены современную проповедь об истинном положении вещей. О так называемой любви, которой пичкают без разбора и которой на самом деле нет, о ненавистной власти, которую ругают и от которой кормятся, об идеалах, которых якобы придерживаются и которыми при первой же возможности готовы поступиться. Ведь, как гласит старая русская пословица, — на всякого мудреца довольно простоты.