в каком типе наблюдаемых ситуаций возникает необходимость введения проблематики мотивации
Деятельностный подход к динамике мотивационной сферы. Понятие «ведущей деятельности» принципиально по-новому Раскрывает путь развития и изменения содержания и иерархии мотивов личности
Понятие «ведущей деятельности» принципиально по-новому Раскрывает путь развития и изменения содержания и иерархии мотивов личности. Ведущая деятельность — это такая деятельность,
в которой формируются новые значимые свойства личности. Например, для старшего дошкольника ведущей деятельностью является ролевая игра (знаменитые «дочки-матери» для девочек и «война» для мальчиков). В ролевой игре дети формируют межличностные отношения, учатся действовать совместно и «примеряют» на себя социальные роли, которые им придется исполнять в будущем. Согласно концепции А.Н. Леонтьева, путь развития мотивацион-ной сферы личности заключается в увязывании различных деятель-ностей в сложную иерархическую структуру. Их «узлы» завязываются в той системе социальных связей и реальностей, в которой находится субъект деятельности. Соответственно включению в системы деятельности и складывается мотивационная сфера личности. При этом определяющей на каждом этапе развития мотивации является ведущая деятельность. По Д.Б. Эльконину, смена ведущих деятельностей внутри систем «ребенок — общественный предмет» и «ребенок — общественный взрослый» представляет собой цикличный процесс, определяющий преимущественное развитие то социальной (коммуникативной), то предметной (познавательной) потребности, характеризующей каждый этап (см. подробнее гл. 10).
1. В чем заключается суть процесса опредмечивания потребности? Что является результатом этого процесса?
2. Чем человеческие потребности отличаются от потребностей представителей растительного и животного мира?
3. Какова роль физиологических и культурных факторов в формировании нарушений пищевого поведения различного рода: ожирении, нервной анорексии, булимии?
4. Чем инстинктивный способ удовлетворения потребностей отличается от деятельностного?
5. Что такое модель «иерархии потребностей» А. Маслоу? Как представляют иерархичность мотивационной сферы другие авторы?
6. Для каких целей психологи используют Тематический апперцептивный тест (ТАТ)?
1. В каком типе наблюдаемых ситуаций возникает необходимость введения проблематики мотивации?
А. Младшие дошкольники во время игры часто разговаривают сами с собой, в то время как старшие дошкольники преимущественно обращаются к партнерам.
Б. Два приятеля идут по улице и видят, как к девушке пристает компания подвыпивших подростков, один из приятелей делает вид, что ничего особенного не происходит, а второй — бросается на помощь.
1 2. Представление о диалектическом взаимодействии противоположных по содержанию потребностей было введено в рамках. ■А. Бихевиоризма.
Б. Деятельностного подхода.
3. В основе функционирования какой из перечисленных ниже потребностей лежит принцип гомеостаза?
B. Потребности в сне.
4. Какой безусловный рефлекс лежит в основе познавательной потребности человека?
A. Рефлекс избегания опасности. Б. Ориентировочный рефлекс.
I В. Хватательный рефлекс.
5. На сколько процентов, по мнению А. Маслоу, у среднего гражданина Западного общества удовлетворена потребность в самоактуализации?
6. Закон Йеркса — Додсона о наличии оптимума мотивации гласит, что.
A. Чем сильнее мотивация, тем эффективнее выполняется деятельность. Б. Оптимальный уровень мотивации для сложных заданий ниже, чем
B. Эффективность выполнения задания не зависит от мотивационно-
го состояния человека.
1. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990.
2. Ильин ЕЛ. Мотивация и мотивы. С.-Пб., 2002.
Js 3. Леонтьев АЛ. Лекции по общей психологии. М., 2000. 4. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. Т. 1 и 2. М., 1986.
1. Джидарьян ИЛ. Эстетическая потребность. М., 1976.
2. Мак-Фарленд Д. Поведение животных. Психобиология, этология и
3. Маслоу А. Мотивация и личность. С.-Пб., 1999.
4. Обуховский К. Психология влечений человека. М., 1972.
5. Психологические проблемы социальной регуляции поведения / Под Ред. Шороховой Е.В., Бобневой М.И., М., 1976.
6. Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. М., 1997.
Регулятивные процессы психики. Эмоции и воля
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Темпераментом называют
а) совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к самому себе, к выполняемой работе.
б) совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение.
17. Характер – это
а) совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к самому себе, к выполняемой работе
б) совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение
18. Физиологической основой воли является:
а) агглютинация
б) безусловные рефлексы
в) динамический стереотип
г) образование сложных систем нервных связей
д) совокупность сложных комбинаций рефлексов
19. Сколько универсальных эмоций выделяют в настоящее время психологи?
а) Три
б) Десять
в) Сорок пять
20. В каком типе наблюдаемых ситуаций возникает необходимость введения проблематики мотивации?
а) Человек, сон которого был прерван на медленно-волновой фазе, не может дать отчет о своих сновидениях.
б) Младшие дошкольники во время игры часто разговаривают сами с собой, в то время как старшие дошкольники преимущественно обращаются к партнерам.
в) Два приятеля идут по улице и видят, как к девушке пристает компания подвыпивших подростков, один из приятелей делает вид, что ничего особенного не происходит, а второй – бросается на помощь.
21. Профессиональное выгорание в т.н. «помогающих» профессиях тесно связано с гипермотивацией оказания помощи людям.
а) Верно
б) Не верно
а) В античности
б) В конце XVI в
в) В начале XIX в
23. Психологические исследования, проводимые на основе изучения жизненного пути человека, его родителей и родственников; значимых для них личностных ценностей с целью прогнозирования возможностей будущего развития:
а) интроспекция
б) близнецовый метод
в) генетический метод
г) метод проб и ошибок
д) биографический метод
24. Психологические исследования, проводимые на основе изучения жизненного пути человека, его родителей и родственников; значимых для них личностных ценностей с целью прогнозирования возможностей будущего развития:
а) интроспекция
б) близнецовый метод
в) генетический метод
г) метод проб и ошибок
д) биографический метод
25. Психология, как самостоятельная наука образовалась:
а) в 40-х гг. XIX в
б) в 80-х гг. XIX в
в) в 90-х гг. XIX в
г) в начале XX в
26. Кто из представителей гуманистической психологии предложил видение человека как существа, основной движущей силой которого является стремление к осмысленной жизни?
а) Маслоу А.
б) Роджерс К.
в) Франкл В.
27. Какой тип нервной системы контролирует учащение сердцебиение и усиление потоотделения, когда мы занимаемся спортом?
а) Центральная
б) Симпатическая
в) Парасимпатическая
28. Зависимость восприятия от опыта, знаний, чувств, интересов называется:
а) константностью
б) апперцепцией
в) избирательностью
г) иллюзиями
д) наблюдательностью
29. Какой вид внимания отмечается у ребенка первых месяцев жизни?
а) произвольное
б) непроизвольное
в) непроизвольное и произвольное
г) послепроизвольное
30. Оперативная память – это
а) память, в которой информация хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству
б) память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока
в) способ хранения информации в течение короткого промежутка времени, длительность удержания мнемических следов здесь не превышает нескольких десятков секунд
г) память, рассчитанная на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Практические задания по общей психологии, ММУ
Практические задания:
Задание 1. Составить структурно-логическую схему механизмов мотивации.
Задание 2. Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения.
1. По мнению большинства классических бихевиористов, принцип … является основным механизмом мотивации.
2. Положение теории поля К. Левина о том, что мотивация возникает в неравновесной … …, основывается на принципе ….
3. Согласно теории функциональной системы поведение человека инициирует ….
Задание 3. Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения. Разработанные модели мотивации можно классифицировать на два вида: … и …. Теории мотивации, основанные на идентификации внутренних побуждений (потребностей), заставляющих людей действовать определенным образом, получили название …. К таким моделям мотивации могут быть отнесены модели, описанные в работах …, … и …. Более современными являются … модели мотивации, основанные на том, как ведут себя люди с учетом их воспитания и познаний. Примерами таких моделей являются модель … и модель ….
Задание 4. Разработайте максимальное число психологических рекомендаций для работы с людьми с заданными типами мотивации. Задание выполняется с учетом
специфики будущей профессиональной деятельности, хотя не исключает и другие сферы жизни. В качестве ведущих можно использовать такие мотивы: власти, славы,
познавательные, эстетические, альтруистические, гедонистические, коммуникативные.
Задание 5. Выберите правильный ответ:
1. По мнению психологов-когнитивистов, все виды нашего поведения:
а) обусловлены внутренней мотивацией;
б) являются результатом «силы», действующей в критические моменты;
в) в основном мотивируются достижением конечной цели;
г) ни один из ответов не верен.
Задание 6. В каком типе наблюдаемых ситуаций возникает необходимость введения проблематики мотивации?
А. Младшие дошкольники во время игры часто разговаривают сами с собой, в то время как старшие дошкольники преимущественно обращаются к партнерам.
Б. Два приятеля идут по улице и видят, как к девушке пристает компания под- выпивших подростков, один из приятелей делает вид, что ничего особенного не
происходит, а второй — бросается на помощь.
В. Человек, сон которого был прерван на медленноволновой фазе, не может дать отчет о своих сновидениях.
Задание 7. Закон Йеркса — Додсона о наличии оптимума мотивации гласит, что…
А. Чем сильнее мотивация, тем эффективнее выполняется деятельность.
Б. Оптимальный уровень мотивации для сложных заданий ниже, чем для простых.
В. Эффективность выполнения задания не зависит от мотивационного состояния человека.
Задание 8. Согласно концепции трудовой мотивации Ф. Герцберга какой фактор с большей определенностью предсказывает удовлетворенность трудовой деятель-ностью?
А. Высокая зарплата.
Б. Информированность сотрудника об отдаленных положительных результатах его работы.
В. Наличие в коллективе молодых сотрудников,
Задание 9. Вероятность того, что один человек придет на помощь другому будет максимальной в том случае, если ответственность за ситуацию…
А. Лежит на нем одном.
Б. Лежит на той группе людей, членом которой он является.
В. Лежит на той группе людей, членом которой он не является.
Задание 10. Человек, который достиг высокого социального положения, скорее всего, будет характеризоваться…
А. Высоким уровнем мотивации достижения и низким уровнем мотивации избегания неудач.
Б. Высоким уровнем мотивации достижения и высоким уровнем мотивации избегания неудач.
В. Низким уровнем мотивации достижения и низким уровнем мотивации избегания неудач
Задание 11. Какие новые теории мотивации, сближающие человека и животных, возникли под влиянием теории эволюции Ч. Дарвина?
а) Теория потребностей, гуманистическая, экзистенциальная, когнитивная
б) Теория влечений, побуждений, целей, стимулов и интересов
в) Бихевиористическая, теория высшей нервной деятельности, теория инстинктов, психоаналитическая теория
Деятельностный подход к динамике мотивационной сферы
Понятие «ведущей деятельности» принципиально по-новому Раскрывает путь развития и изменения содержания и иерархии мотивов личности. Ведущая деятельность — это такая деятельность,
в которой формируются новые значимые свойства личности. Например, для старшего дошкольника ведущей деятельностью является ролевая игра (знаменитые «дочки-матери» для девочек и «война» для мальчиков). В ролевой игре дети формируют межличностные отношения, учатся действовать совместно и «примеряют» на себя социальные роли, которые им придется исполнять в будущем. Согласно концепции А.Н. Леонтьева, путь развития мотивацион-ной сферы личности заключается в увязывании различных деятель-ностей в сложную иерархическую структуру. Их «узлы» завязываются в той системе социальных связей и реальностей, в которой находится субъект деятельности. Соответственно включению в системы деятельности и складывается мотивационная сфера личности. При этом определяющей на каждом этапе развития мотивации является ведущая деятельность. По Д.Б. Эльконину, смена ведущих деятельностей внутри систем «ребенок — общественный предмет» и «ребенок — общественный взрослый» представляет собой цикличный процесс, определяющий преимущественное развитие то социальной (коммуникативной), то предметной (познавательной) потребности, характеризующей каждый этап (см. подробнее гл. 10).
1. В чем заключается суть процесса опредмечивания потребности? Что является результатом этого процесса?
2. Чем человеческие потребности отличаются от потребностей представителей растительного и животного мира?
3. Какова роль физиологических и культурных факторов в формировании нарушений пищевого поведения различного рода: ожирении, нервной анорексии, булимии?
4. Чем инстинктивный способ удовлетворения потребностей отличается от деятельностного?
5. Что такое модель «иерархии потребностей» А. Маслоу? Как представляют иерархичность мотивационной сферы другие авторы?
6. Для каких целей психологи используют Тематический апперцептивный тест (ТАТ)?
1. В каком типе наблюдаемых ситуаций возникает необходимость введения проблематики мотивации?
А. Младшие дошкольники во время игры часто разговаривают сами с собой, в то время как старшие дошкольники преимущественно обращаются к партнерам.
Б. Два приятеля идут по улице и видят, как к девушке пристает компания подвыпивших подростков, один из приятелей делает вид, что ничего особенного не происходит, а второй — бросается на помощь.
1 2. Представление о диалектическом взаимодействии противоположных по содержанию потребностей было введено в рамках. ■А. Бихевиоризма.
Б. Деятельностного подхода.
3. В основе функционирования какой из перечисленных ниже потребностей лежит принцип гомеостаза?
B. Потребности в сне.
4. Какой безусловный рефлекс лежит в основе познавательной потребности человека?
A. Рефлекс избегания опасности. Б. Ориентировочный рефлекс.
I В. Хватательный рефлекс.
5. На сколько процентов, по мнению А. Маслоу, у среднего гражданина Западного общества удовлетворена потребность в самоактуализации?
6. Закон Йеркса — Додсона о наличии оптимума мотивации гласит, что.
A. Чем сильнее мотивация, тем эффективнее выполняется деятельность. Б. Оптимальный уровень мотивации для сложных заданий ниже, чем
B. Эффективность выполнения задания не зависит от мотивационно-
го состояния человека.
1. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990.
2. Ильин ЕЛ. Мотивация и мотивы. С.-Пб., 2002.
Js 3. Леонтьев АЛ. Лекции по общей психологии. М., 2000. 4. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. Т. 1 и 2. М., 1986.
1. Джидарьян ИЛ. Эстетическая потребность. М., 1976.
2. Мак-Фарленд Д. Поведение животных. Психобиология, этология и
3. Маслоу А. Мотивация и личность. С.-Пб., 1999.
4. Обуховский К. Психология влечений человека. М., 1972.
5. Психологические проблемы социальной регуляции поведения / Под Ред. Шороховой Е.В., Бобневой М.И., М., 1976.
6. Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. М., 1997.
Регулятивные процессы психики. Эмоции и воля
Говорят, что несчастье — хорошая школа; может быть.- Но счастье есть лучший университет.
Воля есть отличительный признак человеческого рода, и сам разум — только вечное правило для руководства ею.
5.1. Общая характеристика эмоций
Представьте себе, что вы вдруг лишились способности переживать эмоции. Солнечное утро не вызывает у вас радости, а известие о болезни друга — печали; вас не охватывает волнение при виде любимого человека, и даже несправедливость оставляет вас равнодушным.
У. Джеймс в статье под названием «Что такое эмоция?» (1884) приводит выдержку из самоописания пациентки, страдающей нарушением эмоций: «Я окружена всем, что может сделать жизнь счастливой и привлекательной, но я не способна ни радоваться, ни чувствовать. Все функции и действия в моей жизни сохранились, но они лишены соответствующего чувства и удовлетворения от них. Когда у меня мерзнут ноги, я их согреваю, но не чувствую удовольствия от тепла. Я узнаю вкус пищи, но ем без всякого удовольствия. Мои дети растут красивыми и здоровыми — так говорят мне все, я и сама это вижу — но восторга и внутреннего удовлетворения,, которые я должна испытывать, у меня нет. Музыка потеряла для меня всю прелесть, а я любила ее так нежно. Моя дочь играет очень хорошо, но для меня это просто шум». Ужасная картина! Теряя эмоции, человек перестает быть человеком в полном смысле этого слова, он утрачивает пристрастность по отношению к миру, в котором
живет. По мнению С.Л. Рубинштейна, именно эмоция является первичной формой психического (в этом состоит один из пунктов полемики С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева, считавшего ощущение субъективным критерием наличия психики).
Эмоция (от лат. emoveo — потрясаю, волную) — это психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания отношения явлений и ситуаций к потребностям. Подчеркнем, что адекватное понимание эмоции возможно только при учете как внешней ситуации, так и внутреннего потребностного состояния организма. Одна и та же ситуация может спровоцировать абсолютно различные эмоции. Например, звук шагов на лестнице вызовет у вас радость, если вы ожидаете прихода друга, или страх, если он раздастся среди ночи, когда вы одни в квартире. | К эмоциональной сфере традиционно относят не только эмоции как таковые, но и аффекты, настроения, чувства. Перечисленные формы эмоциональных состояний отличаются от эмоций временем протекания, интенсивностью и устойчивостью. Так, аффект — это стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, который может дать неподвластную сознательному контролю разрядку в действии, по преимуществу с потрясениями, выражающимися в дезорганизации деятельности (С.Л. Рубинштейн). Чувства — это устойчивые эмоциональные образования, имеющие объектный (предметный) характер. Чувство может продуцировать широкий спектр более конкретных эмоций. Например, чувство любви к ребенку может в определенных обстоятельствах вызывать у вас по отношению к нему нежность, тревогу или даже гнев (эмоции). Говорят также об обобщенных чувствах: чувстве юмора, иронии, возвышенного, прекрасного, трагического и т.п. Эти чувства могут проявляться более или менее ситуативно, но по большей части они выступают как формы целостного отношения человека к миру. Настроение — это достаточно продолжительное эмоциональное состояние невысокой интенсивности, которое образует эмоциональный фон для протекающих психических процессов. В дальнейшем мы будем рассматривать только эмоции, так как принципы функционирования всех упомянутых форм эмоциональных состояний являются практически аналогичными.
А теперь попробуйте рассказать о своей эмоции другому человеку. Как ни странно, эта, на первый взгляд, простая задача (ведь каждый из нас знает, что такое пережить страх, боль, радость или удивление) оказывается неимоверно трудной. Эмоцию легко показать, но сложно передать словами. Это наблюдение подводит нас к мысли о телесности эмоций. Действительно, любая эмоция представля-
Глава 5. Регуляторные процессы психики. Эмоции и
5.1. Общая характеристика эмоций
ет собой единство трех составляющих: физиологической, субъективной и экспрессивной. Это означает, что мы, во-первых, претерпеваем эмоцию как физиологическое состояние, во-вторых, переживаем ее и, в-третьих, выражаем.
5.1.1. Функции эмоций
Из античности до наших дней дошло представление об эмоциях как о явно негативном факторе, разрушающем разумную деятельность человека. Вспомним миф о вознице, предложенный Платоном (см. гл. 2). Разум.и чувства представлены в этом мифе в виде двух непримиримых соперников, которые способны двигаться в одном направлении только под кнутом возницы — Воли. Стоики и эпикурейцы по различным основаниям призывали воздерживаться от эмоций. И в наше время подобный взгляд на эмоции сохранился, например в юридической практике. Суды учитывают эмоциональное состояние обвиняемого в момент совершения преступления, подразумевая, что «сильное душевное волнение» или аффект приводят к потере контроля над своими действиями (см., например, ст. 107 «Убийство, совершенное в состоянии аффекта» или ст. 113 «Причинение вреда здоровью в состоянии аффекта» в УК РФ).
Однако уже Ч. Дарвин (1872) говорил о биологической целесообразности эмоций. По некоторым данным человек является самым эмоциональным среди представителей животного мира. Таким образом, логично предположить, что богатство эмоционального мира человека, значительно превосходящее элементарные эмоциональные реакции животных, оказывается полезным для выживания и развития человечества. Рассмотрим наиболее часто обсуждаемые в психологической литературе функции эмоций.
Функция оценки. Эмоция дает возможность мгновенно оценить смысл изолированного раздражителя или ситуации для человека. Эмоциональная оценка предшествует развернутой сознательной переработке информации и поэтому как бы «направляет» ее в определенное русло. Все знают, как важно первое впечатление, которое мы производим на нового знакомого. Если первое впечатление от человека благоприятное, то в дальнейшем достаточно сложно разрушить возникшую позитивную настройку восприятия («Все, что делает этот приятный человек, — хорошо!»). И, наоборот, «реабилитировать» в своих глазах человека, который почему-то показался нам неприятным, удается с трудом.
Функция мобилизации. Мобилизующая функция эмоций проявляется, в первую очередь, на физиологическом уровне: выброс в
кровь адреналина при эмоции страха повышает способность к бег-0яву (правда, чрезмерная доза адреналина может привести и к обратному эффекту — ступору), а понижение порога ощущения (см. подробнее гл. 8), как составляющая эмоции тревоги, помогает распознать угрожающие стимулы. Кроме того, феномен «сужения сознания», который наблюдается при интенсивных эмоциональных состояниях, заставляет организм сосредоточить все усилия на преодолении негативной ситуации.
I функция следообразования. Эмоция часто возникает уже после того, как то или иное событие завершилось, т.е. тогда, когда действовать уже поздно. По этому поводу А.Н. Леонтьев замечал: «В результате аффекта, характеризующегося ситуацией, из которой, в сущности, уже поздно искать выход, создается своеобразное насторажива-ние по отношению к возбуждающей аффект ситуации, т.е. аффекты как бы метят данную ситуацию. Мы получаем предупреждение». По мнению П.К. Анохина, эмоции сформировались в эволюционном процессе как факторы, поддерживающие адаптивное поведение. Образование ассоциативной связи между отрицательной эмоцией и определенным типом ситуации удерживает от повторения ошибок в будущем, а положительные эмоции, наоборот, закрепляют приемлемые формы поведения. Особенно важна данная функция в том случае, когда адаптивный результат поведения отсрочен. Например, удовольствие от питья возникает как бы само по себе до того, как организм действительно обезвожен (см. гл. 4). Таким образом, эмоция приобретает автономную роль в побуждении поведения живого существа (есть — потому что вкусно, а не от голода).
Следообразующая функция эмоций отчетливо видна на примере развития ребенка. Каждый родитель знает, как трудно убедить ребенка не совершать опасных действий. Но стоит ему в буквальном смысле «обжечься», как он навсегда запоминает значение слова «нельзя». Кроме того, эмоции имеют тенденцию к обобщению. Все ситуации, сколько-нибудь схожие с теми, что уже были пережиты, Приобретают определенный эмоциональный маркер. Справедлива Пословица: «Обжегшись на молоке, дуют и на воду». В целом механизм обобщения эмоций носит позитивный характер, но иногда он Приобретает и патологические, нерациональные формы фобий (см.
Поскольку суть следообразующей функции эмоций заключается в предвосхищении событий, которые произойдут в будущем, некоторые авторы склонны говорить об эвристической (от греч. heurisko — нахожу) или предвосхищающей функции эмоций (O.K. Тихомиров, 1969).
Глава 5. Регуляторные процессы психики. Эмоции и воля
5.1. Общая характеристика эмоций
Функция побуждения и поддержания деятельности. Как уже было упомянуто, регуляция нашей деятельности осуществляется не только на основе знаний о мире, но и ориентируясь на эмоции. Вы можете отправиться на прогулку, потому что «кислород полезен для организма» или потому что «вам приятно подышать свежим воздухом». Причем именно во втором случае вы, скорее всего, получите удовольствие от променада. Согласно формулировке С.Л. Рубинштейна, «эмоции являются субъективной формой существования потребностей». Современный человек весьма изощрен по части мотивировок своего поведения, однако именно эмоции открывают ему (и окружающим) истинные мотивы. Во время осуществления деятельности динамика эмоций сигнализирует об ее успешности или препятствиях. Например, при интеллектуальной деятельности эмоциональная «ага-реакция» предвосхищает еще не осознанное субъектом нахождение решения задачи (см. гл. 10).
Функция компенсации информационного дефицита. Описанная выше оценочная функция эмоций особенно полезна в том случае, когда нам не хватает информации для рационального принятия решения. «Эмоции обладают совершенно экстраординарным значением в функционировании живых организмов и вовсе не заслуживают того, чтобы их противопоставляли «интеллекту». Эмоции, скорее всего, сами представляют высший порядок интеллекта», — пишет О.Г. Маурер (1960). Другими словами, эмоция является своеобразным «запасным» ресурсом для решения задач. Возникновение эмоций как механизма, компенсирующего дефицит информации, объясняет гипотеза П.В. Симонова (1972). Основываясь на данных, полученных при обследовании космонавтов, П. В. Симонов предположил, что мера переживания эмоции зависит от двух факторов: 1) значимости потребности (П) и 2) разности между информацией, необходимой для ее удовлетворения (Ин), и достуцной в данный момент информацией (Ид). Указанная разность отражает, по мнению автора, субъективную вероятность достижения цели. Причем в том случае, если Ин Ид — то положительных (радость, интерес). Возникновение положительных эмоций усиливает потребности, а отрицательных — снижает их интенсивность. Проиллюстрировать концепцию Симонова можно с помощью известной басни Крылова «Лиса и виноград». Негативная эмоция разочарования от недостижимости винограда ослабляет желание Лисы достичь его.
Функция коммуникации. Экспрессивный (выразительный) компонент эмоций делает их «прозрачными» для социального окруже-
ния. Выражение некоторых эмоций, например боли, вызывает пробуждение альтруистической мотивации у других людей. Например, матери легко отличают плач детей, вызванный болью, от плача по другим причинам и быстрее спешат на помощь. Известно, что эмоции обладают «заразительностью». «Заражение» эмоциональным состоянием происходит именно потому, что люди могут понять и примерить на себя переживания другого человека. Такое явление часто наблюдается во время смеха: один из членов группы начинает смеяться по вполне определенному поводу, а другие просто подхватывают смех. Особенно важна коммуникативная функция эмоций для маленьких детей, которые еще не располагают речевыми средствами общения. Можно сказать, что для них эмоциональная коммуникация — это единственный способ поддержания и развития связей с внешним миром. На эмоциональном уровне мы «общаемся» с природой, произведениями искусства, животными и растениями. Для того чтобы содержание эмоции было верно истолковано окружающими, эмоции должны выражаться в конвенциональной (т.е. понятной всем членам общества) форме. Отчасти это достигается врожденными механизмами реализации базовых эмоций. В значительной степени значение мимики и особенно пантомимики (экспрессия тела) постигается в ходе социализации. При этом одни и те же позы и жесты в разных культурах могут отражать различные эмоции.
Функция дезорганизации. Интенсивные эмоции способны нарушить эффективное протекание деятельности. Однако, по замечанию В.К. Вилюнаса, «в положении о дезорганизующей функции эмоций столько же правды, сколько, например, в утверждении, что праздничная демонстрация выполняет функцию задержки движения автотранспорта». Даже аффект оказывается полезен, когда человеку необходимо полностью мобилизовать свои физические силы. Однако длительное действие интенсивной эмоции обусловливает развитие состояния дистресса, который, в свою очередь, Действительно приводит к расстройству поведения и здоровья (психосоматическими заболеваниями являются язва желудка, гипертония, инфаркт и др.).