в каком типе общества появилась массовая культура
Массовая культура: понятие, примеры из жизни, признаки, виды
Что такое массовая культура?
Массовая культура — культура быта, развлечений и информации, ориентированная на максимально широкую аудиторию. Она направлена на формирование интереса у подавляющего большинства людей, независимо от социального статуса, профессии или достатка. Это культура обыденной и привычной каждому жизни, которая транслируется по телевидению, через интернет и художественные произведения. Ее содержание базируется на желаниях и потребностях, являющихся обязательными и привычными элементами повседневной жизни для подавляющего большинства людей.
Массовая культура подвержена влиянию главного рыночного условия – спрос формирует предложение. Люди получают то, что хотят увидеть, потрогать, почувствовать. Общественность и широко распространенные идеи оказывают взаимное влияние друг на друга. Основной культурный элемент – коммерция. Зрители готовы заплатить за отвлечение своих мыслей от существующих проблем, получения чего-нибудь незаурядного, создания разнообразия в жизни, развлечений.
Термин «массовая культура» впервые использовал немецкий философ и социолог Макс Хоркхаймер в 1941 году, а так же американский писатель Джон Данн Макдональд в 1944 году. У термина довольно противоречивая природа. Под массовой культурой можно понимать «культуру для всех» и «не совсем культуру». В определении данного понятия делается акцент на широком распространении, наличии общего доступа, легкости изучения и понимания.
Примеры массовой культуры
Массовая культура играет эмоциями людей, влияет на их чувства, эксплуатирует такие темы, как дружба и любовь, вызывает страх. Яркая картинка и современные способы транслирования в совокупности с системным воздействием делают подобный эффект еще сильней. Примеров массовой культуры — бесконечное количество. Рассмотрим популярные и знакомые каждому примеры из современной жизни:
Признаки массовой культуры
Выделим основные признаки массовой культуры, которые отличают её от других видов культуры (элитарной и народной):
Как возникает массовая культура?
Родиной массовой культуры считается Америка, а непосредственным её месторождением и источником распространения считается Голливуд. Он становится местом для формирования и отправки через определенное количество лет молодежных субкультур в Россию, стандартов красоты, определенных ценностей.
Массовая культура – результат становления индустриального общества. Периодом зарождения массовой культуры считается начало XX века. Ее появление можно объяснить следующими факторами:
Почему массовая культура так популярна?
Массовая культура пользуется большой популярностью. Это обусловлено использованием усредненного, универсального языка общения, который понятен человеку любого уровня образования и любой профессии. Кроме того, причина популярности массовой культуры связана с устройством самого человека, речь идёт о некоторой пассивности сознания многих участников общественности, отсутствие у них желания принимать активное духовное, умственное участие процессах социального характера. Вместо этого преобладает желания только лишь потреблять «готовый» продукт культуры. Еще одна причина – наличие желания забыть про обыденные проблемы, рутинную жизнь. Третья причина – поиск понимания, сопереживания своим проблемам со стороны других людей.
Причиной известности массовой культуры можно так же назвать массовизацию жизни в период ХIХ-ХХ веков. Для данного времени характерно повышение роли масс людей в разных жизненных областях. К ним можно отнести экономическую и политическую деятельность, управление. Испанский философ и публицист Ортега-и-Гассет сформулировал следующую трактовку категории «масс»: масса – толпа, представляющая собой в количественно, зрительном отношении большое количество, которое в рамках социологии и принято называть массой. Масса — средний человек. Общественность всегда была подвижным единством меньшинства и массы. Меньшинство – определенное количество значимых лиц. В качестве причины появления формирования массы на Ортега назвал как раз низкое качество культуры.
Плюсы и минусы массовой культуры
Массовая культура – противоречивое и самостоятельное явление. Все действующие сегодня в обществе точки зрения можно условно квалифицировать на 2 группы. Представители первой группы положительно высказываются по поводу роли массовой культуры в общественной жизни, считают, что она:
Ученые считают, что для массовой культуры характерно и отрицательное воздействие. В качестве ее основных минусов можно назвать:
Считается, что противопоставление позитивной и негативной оценок массовой культуры будет неправильным. Разумно предположить, что явление массовой культуры, ее воздействие на общественность не могут быть однозначными, т.к. влияние массовой культуры весьма субъективно. Многое зависит от самого человека — если он способен впитать только лучшее от взаимодействия с массовой культурой, выявив и отбросив негативные аспекты, то влияние будет положительным. Если же человек не стремится к анализу поступающей информации, не обладает критическим мышлением, то вполне возможно, что влияние массовой культуры приведет к деградации личности.
Заключение
Массовая культура – обязательный атрибут общественной жизни. Но ее продукция не является долговечной. С учетом присутствия в ней потребительской культуры она сразу реагирует на возникающий спрос на определенную продукцию. После исчезновения спроса пропадает и продукция, которая была нужна для его удовлетворения.
Массовая культура — признаки, функции, виды и характеристики, примеры
Массовая культура (популярная культура) — идеи, установки и взгляды, присущие большинству людей. Это бесконечный поток развлечений и информации, которая соответствует интересам и потребностям широкой аудитории. Популярная культура является отражением общества. Она показывает специфику мышления, систему ценностей, потребности, страхи и желания людей. Этот вид культуры проник во все сферы деятельности человека, стал неотъемлемой частью быта.
Определение и возникновение масскультуры
Согласно понятию из обществознания, масскультура определяется как совокупность потребительских элементов со всего мира. Они производятся в промышленных масштабах. Это повседневная культура общества, которую потребляют миллионы людей, залы, стадионы.
Родиной масскультуры считают США. Символ эстетики поп-культуры — Голливуд. Оттуда спустя несколько или десятки лет в Россию приходят молодежные субкультуры, стандарты красоты и моды, ценности.
Масскультура — продукт индустриального общества. Она появилась в начале XX века. Объяснить ее зарождение можно через анализ предпосылок формирования:
Временем появления поп-культуры считают 1870—1890-е годы. В это время в Великобритании и ряде других европейских стран был принят закон об обязательной общей грамотности населения. Его можно считать истоком повседневной культуры.
Масскультура не может существовать без средств массовой коммуникации. Идеи транслируются через три направления, каждое из которых имеет свою специфику:
Для поп-культуры актуально основное условие рынка — «спрос рождает предложение». Людям дают то, что они хотят видеть, трогать, чувствовать. Общество и популярные идеи воздействуют друг на друга.
Коммерция — главный элемент культуры. Зрители готовы платить деньги за то, чтобы их отвлекали от проблем чем-то незаурядным, вносили разнообразие в жизнь, развлекали.
Структура и характеристики
Масскультура понятна и доступна каждому человеку, но достигается это за счет разных форм подачи информации. Желтая пресса и телевизионные шоу объясняют простым языком насущные проблемы, фильмы и музыка развлекают, отвлекают от житейских вопросов, реклама и мода продвигает идеи потребления, мифы о чьей-то исключительности или счастливом будущем вселяют людям веру в себя.
Стоит подробнее раскрыть основные черты масскультуры. Чтобы дойти до широкой аудитории, продукт должен соответствовать ряду критериев: тиражирование, визуализация, усредненность и простота, стереотипность сюжета, универсальность, эмоциональность подачи.
К признакам массовой культуры относится:
Масскультура играет чувствами людей, воздействует на эмоции, поднимает темы дружбы и любви, счастья, наводит ужас, старается вызвать страх. Красочность подачи и систематичность влияния усиливает эффект.
Роль и влияние
На рубеже XX и XXI веков поп-культура стала пониматься как обязательное условие развития общества. Для нее характерно взаимовлияние и взаимодействие с идеологией, экономикой страны. С одной стороны, общественные идеи стали доступны и понятны даже в удаленных городах, низших слоях. С другой стороны, стало проще манипулировать сознанием населения. И этим начали пользоваться некоторые организации, в том числе политические, ради усреднения общества, формирования выгодной и удобной аудитории.
Отдельно стоит отметить влияние массовой культуры на духовную жизнь общества. Критики и культурологи до сих пор не пришли к единому мнению о том, что это: достижение или деградация. Исследователи выдвигают разные аргументы, которые можно определить как плюсы и минусы (таблица ниже).
Положительные стороны | Отрицательные стороны |
Развлекательный характер | Низкое качество продукции |
Повышение уровня общей грамотности | Пошлый юмор |
Наличие стоящих продуктов среди общей массы предложений | Ориентация на потребление, количество |
Доступность культуры населению | Формирование у людей невысоких потребностей в сфере искусства |
Участие в современном рекреационном механизме снятия стресса | Низкий профессиональный уровень большинства произведений |
Масскультура воздействует на коллективное иррациональное бессознательное. Она использует базовые общепсихологические законы восприятия: громче, ярче, нагляднее, эмоциональнее.
Функции массовой культуры
Поп-культура отличается изменчивостью, непостоянством. Тренды меняются каждый год, а то и месяц, песни и группы-однодневки сложно сосчитать. Но что остается неизменным, так это функции масскультуры:
Для создателей продукции скрыта еще одна функция — творческая самореализация. Благодаря интернету каждый желающий может создать группы в социальных сетях, блог или страницу и продвигать свои идеи. Или напечатать книгу в независимом издательстве, записать песню в профессиональной студии.
Скрытые угрозы
Масскультура — это суррогат элитарной культуры. Упрощенное копирование высоко духовных идей снижает общий уровень эстетического, духовного развития населения. А шаблонность мышления, которую прививает поп-культура, превращает людей в доступную мишень для манипуляторов, шарлатанов, мошенников.
Коммерческая направленность побуждает производителей навязывать товары и услуги. В итоге потребители берут то, что им не нужно. Они этого не понимают, как и того, что растет сама потребность потреблять. Массовая аудитория ждет нового предложения, с жадностью поглощает его. Хотя свежие продукты мало чем отличаются от старых форм.
Жажда нового, увлеченность трендами питает дух конкуренции между людьми, желание быть лучшим, первым, популярным. Невозможность заполучить новое предложение или удовлетворить растущую потребность в потреблении вызывает фрустрацию, депрессию, неврозы и другие психологические проблемы.
Виды культур и их сравнение
Массовая культура похожа на элитарную и народную, иногда термины даже отождествляют. Однако между направлениями есть существенные отличия (смотрите таблицу ниже).
Вид Критерий | Массовая | Народная | Элитарная |
Кто автор | Любой желающий | Аноним, народ | Профессионалы, творцы |
Кому доступна | Всем (в силу простоты материала) | Всем, кто заинтересован | Избранным (информация сложна для восприятия) |
Качество продукта | Создатели ориентируются на количество, а не на качество | Невысокое качество, но воспринимается позитивно, если материал соответствует особенностям нации | Важно качество, а не количество |
Ясность | Проста для понимания, не просит активной интеллектуальной деятельности, творческой включенности | Проста, но требует знания и понимания национальных особенностей | Для понимания нужны особые знания, опыт или уровень образования, жизни |
Результат влияния | Формирует пассивную личность, склонную к однообразному потреблению и неспособную мыслить критически | Развивает духовно, создает творческую личность, склонную к самоанализу и анализу | Поддерживает народные традиции, создает людей, заинтересованных в соблюдении и почитании традиций |
Примеры | Сериалы, комиксы, журналы | Сказки, легенды, мифы, народные песни | Классическая литература и музыка |
Таким образом, масскультура отличается тем, что впитывает в себя и продвигает в массы мировые идеи, опыт, быт. Это явление, характерное для индустриального общества, которым правят идеи упрощения труда, увеличения свободного времени.
Если кратко охарактеризовать связь массовой и элитарной культуры, то можно сказать, что первая наживается на последней. Масскультура не производит своего продукта, она «переписывает» чьи-то уникальные творческие идеи. Элитарный тип враждебен массовому.
Cовременное состояние
Наблюдается противоречие: если культура отражает внутренний мир людей, но в то же время создает общество, то кто задает тон изменениям. Дело в том, что в каждой эпохе находятся люди, создающие что-то: научное открытие, изобретение, новый жанр музыки и прочее.
Культурологи отмечают, что появилась тенденция к индивидуализации массовой культуры. Реклама, кино, литература все чаще претендуют на высокое качество продукта, глубокий смысл и множественную дифференциацию.
Да и мифы меняются. К темам успеха, любви и счастья, прибавилось обсуждение проблемы толерантности, взаимопомощи, саморазвития и креативности. А в продуктах популярной культуры прослеживаются почерки авторов. Направление разбилось на подуровни, у каждого из которых можно назвать характерные особенности:
Высший уровень близок к элитарной культуре. Его создают и потребляют люди с высоким уровнем образования. В целом же массовая культура стремится достичь среднего уровня (мид). Поп-культура сейчас проходит новый этап становления, который может привести к новым немассовым, но доступным продуктам потребления.
Массовая культура
интернет), спорт, кинематограф, музыка, массовая литература, изобразительное искусство и т. д.
Содержание массовой культуры обусловлено ежедневными событиями, стремлениями и потребностями, составляющими жизнь большинства населения (т. е. мейнстрима).
Термин «массовая культура» возник в 40-х гг. XX века в текстах М. Хоркхаймера и Д. Макдональда, посвящённых критике телевидения, и получил широкое распространение благодаря трудам представителей Франкфуртской социологической школы.
Связанные понятия
В культурологии под медиакультурой подразумевается современное западное капиталистическое общество, появившееся и образовавшееся в 20 веке под влиянием средств массовой информации. Термин подразумевает под собой общий эффект и интеллектуальное влияние, оказываемое СМИ (в основном, телевидением, но также прессой, радио и кино) не только на общественное мнение, но также на вкусы и ценности.
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
Основная статья: Гарольд Адамс Иннис Гарольд Адамс Иннис (5 ноября 1894 — 8 ноября 1952) — профессор политической экономии Торонтского университета, автор трудов по экономической истории Канады, а также ряда работ по исторической роли средств коммуникации в развитии цивилизаций.
Концепция лингвокультурной грамотности Э. Д. Хирша — теория (концепция), разработанная американским культурологом и педагогом Эриком Дональдом Хиршем (англ. Eric Donald Hirsch). Основополагающей целью этой теории является формирование нужных способностей и познаний носителей английского языка для адекватной коммуникации с носителями других языков и культур. По мнению Э. Д. Хирша, для удачной межкультурной коммуникации необходимо глубочайшее познание различных культурных знаков соответственной культуры.
Чтобы говорить об эстетике массовой культуры, нужно сначала определить, что есть эстетика и что есть массовая культура.
В каком типе общества появилась массовая культура
Установите соответствие между характеристиками и видами культур, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ | ВИДЫ КУЛЬТУРЫ |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Массовая. Сформировалась одновременно с обществом массового производства и потребления в индустриальном обществе. Не выражает изысканных вкусов или духовных поисков. Самая широкая аудитория. Утверждает простые и понятные представления. Демократична. Цель — получить коммерческую выгоду. Сленговое название — кич, китч (в переводе с нем.) — дешёвка. Занимательна. Серийна. Тиражируема.Пассивное потребление. Фрейд считал, что при её потреблении действует механизм заражения. Мидкульт — соединение элитарной и массовой культуры (Бах в современной обработке).
Народная. Создана анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Может быть индивидуальной, групповой, массовой. Связана с религиозной субкультурой. Является частью мировой культуры.
А) анонимность произведений — народная культура.
Б) ярко выраженный коммерческий характер — массовая культура.
B) коллективность творческих процессов — народная культура.
Г) стандартизация содержания — массовая культура.
Д) ориентация на запросы потребителя — массовая культура.
В каком типе общества появилась массовая культура
Какое определение даёт автор понятию «массовая культура»? Какие особенности массовой культуры он выделяет? Назовите две любые особенности. Какой ключевой фактор формирования массовой культуры он называет?
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Массовая культура — это сложный социальный феномен XX века, представляющий собой особый тип производства и потребления культурных ценностей, характерный для массового общества. Стоит выделить ключевой фактор формирования массовой культуры — увеличение времени для отдыха, вследствие сокращения количества рабочего времени под воздействием развития техники. В результате самые широкие слои общества также стали испытывать потребность в досуге. Заполнить этот досуг предстояло массовой культуре, которой удалось поставить практику развлечений на широкий поток.
Начало происходить сращивание культуры с миром развлечений, что предопределило ключевые особенности и предметное поле массовой культуры. Элементы массовой культуры должны были стать интересными по своему содержанию и иметь эффективную для быстрого восприятия зрителем форму, сочетать в себе чёткий сюжет с интригой. Такая специфика позволила предопределить основные черты, характеризующие массовую культуру. Во-первых, для неё характерна серийность предметов её потребления; во-вторых, трансляция примитивных стандартов жизни и отношений между людьми; в-третьих, развлекательность, забавность, сентиментальность; в-четвертых, пропаганда культа сильной личности, которой всегда сопутствует жизненный успех.
Массовая культура выступает также в качестве некоего фундамента мировой культуры, в результате чего происходит стирание и устранение национальных границ, в этом проявляется её роль в глобализации. В числе ключевых проявлений массовой культуры современности можно выделить такие как: индустрия детства, средства массовой информации, индустрия развлекательного досуга, индустрия оздоровительного досуга, реклама и мода и другие.
Критиками долгое время при оценке массовой культуры говорилось только об отрицательных её сторонах. Считалось, что она может быть востребована только невзыскательной и неразвитой публикой. Осуждалась её ориентация на потребление, а не на творчество, ей приписывался преимущественно развлекательный характер. Подчеркивалось, что в очень немногих произведениях рассматриваются вопросы о цели и смысле жизни, ценностях. Нередко можно столкнуться с ситуацией, когда произведения массовой культуры исполнены на достаточно низком профессиональном уровне, не обладают высокой эстетической ценностью и способны формировать только лишь массовое мировоззрение, которому присущи некритические убеждения и взгляды.
Данные рассуждения нельзя отвергать, как лишённые всякого смысла. Однако нужно сказать о положительных аспектах, которые несёт в себе развитие массовой культуры. Во-первых, появление массовой культуры способствовало достижению всеобщей грамотности населения. Во-вторых, массовой культуре принадлежит значительная роль в становлении современного рекреационного механизма снятия стрессов и напряжений. В-третьих, не следует углубляться в категорическое противопоставление массовой культуры высокой культуре предшествующих эпох. В те времена также существовали и средняя, и низовая культуры, однако с течением времени до нас дошли лишь её шедевры, которые представляют собой единичное явление любой эпохи, выделение которых всегда происходит лишь с течением времени. Также произойдет и с современной культурой, которая с течением времени отсеет большую часть произведений, оставив лишь настоящее искусство.