в каком цикле отражается процесс решения педагогической задачи и педагогической деятельности вообще
ПРОЦЕСС РЕШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЗАДАЧИ
Независимо от типа и класса задач все педагогические задачи служат для управления педагогическим процессом, являются задачами социального управления.
Рассматривая процедуру решения задач, следует сказать, что цель достигается в результате решения частных познавательных и практических задач. А частные задачи и есть решение общей задачи в целом, то есть частные задачи представляют как бы технологию решения общей задачи. Таких частных задач четыре:
· постановка педагогической задачи на основе анализа ситуации и конкретных условий;
· конструирование способа педагогического взаимодействия (воздействия);
· процесс решения педагогической задачи;
· анализ результатов решения педагогических задач.
Система последовательно осуществляемых процедур представляет технологию решения общей задачи. В теории задач принято различать способы и процесс решения задачи.
Способ решения задачи – это некоторая система последовательно осуществляемых операций (процедур), приводящих к решению задачи. Он может иметь алгоритмический и квазиалгоритмический вид в зависимости от степени жесткости детерминации последующих операций. Большинству педагогических задач характерен квазиалгоритмический способ решения.
Особую трудность, прежде всего для начинающих педагогов, представляет выявление соответствия сложившейся ситуации имеющимся в арсенале педагога моделям решения. Для одной и той же педагогической задачи всегда может быть найдено множество решений (нормативных способов) в зависимости от личной «Я-концепции» педагога.
Реализация способа педагогического действия начинается с ориентировочной части и ею же оканчивается. Иначе решение педагогической задачи оказывается незаконченным. Неслучайно все исследователи сущности педагогической задачи выделяют в системе последовательных действий «анализ решения задачи».
Важными компонентами и характеристиками педагогических действий являются их результаты. При решении педагогической задачи всегда следует иметь в виду возможность получения не только прямого, но и побочного результата, соотношение предметного и воспитательного. Во многих случаях побочный продукт действия может оказаться нежелательным, усложняющим течение педагогического процесса, нарушающим педагогически целесообразные взаимоотношения.
С понятием «способ решения» связано понятие «процесс решения задачи». Процесс решения педагогической задачи может быть определен как реализация некоторого способа, как «фрагмент функционирования решателя», осуществляемый им при решении задачи или с целью ее решения (В.А. Сластенин).
Процесс решения педагогической задачи – это всегда творчество. В его этапности выражается диалектика взаимопереходов теоретического и практического мышления. На первом этапе осуществляется анализ педагогической ситуации, включающий в себя ряд операций, завершающихся выработкой и принятием диагностических решений. Диагностика при этом включает в себя диагностику индивидуального или группового поступка, личности и коллектива, на основе чего прогнозируются результаты обучения и воспитания, а также возможные трудности и ошибки учащихся, их ответные реакции на педагогические воздействия.
Такая работа теоретического мышления, направленная на изучение ситуации, перерастает в теоретическую формулировку конкретной педагогической задачи и определение необходимых и достаточных условий для ее эффективного решения. Другими словами, педагогическое целеполагание сопровождается анализом и мысленным отбором имеющихся средств достижения искомого результата и завершается проектированием воздействий и взаимодействия.
После теоретического решения задачи наступает этап ее осуществления на практике. Теоретическое мышление при этом выполняет функции регулирования и корригирования, благодаря которым происходит перестройка педагогического процесса на основе непрерывно поступающей информации.
На последнем этапе решения задачи осуществляется итоговый учет и оценка полученных результатов на основе сопоставления с имеющейся моделью требуемого результата. Результаты этого анализа составляют необходимую базу для выдвижения теоретического обоснования и решения новой педагогической задачи.
Общая схема решения педагогической задачи в области обучения может быть такой (по Ю.Н.Кулюткину), табл.2.
Общая схема решения педагогической задачи
СТРУКТУРА РЕШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
В процесс решения педагогических задач, как правило, включают две составляющие: первая — анализ и оценка управляемой системы и условий окружающей ее среды, вторая — процедура принятия решения как результата сопоставления сложившихся представлений с целью деятельности. В свою очередь оценка обстоятельств и условий представляет собой специфическое решение, состоящее в принятии какой-либо гипотезы о прогнозируемом ходе предстоящей работы, в прояснении проблемы, уточнении целей и формулировке задачи в целом.
Решение педагогических задач всегда предполагает наличие цели. Поэтому ведущим элементом в структуре решения выступает целеполагание. Именно от правильного выбора цели в значительной степени зависит обоснование средств и методов ее достижения. Содержание и форма решений также связаны между собой.
В обобщенном виде структуру решения педагогических задач можно представить как упорядоченную совокупность элементов.
1. Обзор педагогической ситуации как конкретного момента развития функционирующей педагогической системы.
2. Выделение существенных компонентов этой системы и их связей.
3. Анализ выделенных компонентов и связей с точки зрения решения проблемных задач ситуации.
4. Определение проблемы и установление границ ее решения.
5. Выдвижение гипотез, предварительное определение ожидаемых результатов.
6. Поиск альтернативных вариантов на основе оценки их эффективности в соответствии с принятыми критериями.
7. Выбор предпочтительного варианта и формулировка решения.
8. Разработка программы осуществления принятого решения на прогностическом уровне с учетом существенных объективных и субъективных условий воспитательного процесса.
9. Проверка разработанной программы. 10. Практическое осуществление плана.
В теории задач принято различать способы и процесс решения задачи. Способ решения задачи — это некоторая система последовательно осуществляемых операций (процедур), приводящих к решению задачи. Он может иметь алгоритмический и квазиалгоритмический виды в зависимости от степени жесткости детерминации последующих операций. Для большинства педагогических задач характерен квазиалгоритмический способ решения.
Как правило, при высоком уровне профессионализма педагога способ решения типичных задач имманентно присущ ему в виде моделей, хранящихся в памяти. Вместе с тем и при невысоком профессионализме педагог может иметь в своем арсенале набор способов решения, но не уметь применить его к соответствующей ситуации. Особую трудность, прежде всего для начинающих педагогов, представляет само выявление соответствия сложившейся ситуации имеющимся в арсенале педагога моделям решения. Важно заметить, что для одной и той же педагогической задачи всегда может быть найдено не одно, а множество решений (нормативных способов) в зависимости от личной «Я»-концепции педагога-психолога.
Реализация способа педагогического действия начинается с ориентировочной части и ею же заканчивается. В противном случае решение педагогической задачи оказывается незавершенным. Неслучайно все исследователи технологии решения профессиональных задач выделяют в системе последовательных действий субъекта этап «анализа решения задачи». Для педагогической практики особый интерес представляют педагогические задачи, а следовательно и педагогические действия, когда уже сама реализация ориентировки приводит к выбору пути, ведущему к операции «окончание», минуя фазу «исполнение». Это те случаи, когда предметное содержание действия уже не выполняется, а только «имеется в виду» за пределами того, что фактически делается. Действительно, во многих случаях действия педагогов лишь затрудняют достижение педагогических целей, поскольку являются неуместными из-за недостаточно качественно проведенной фазы ориентировки. С.Л. Рубинштейн отмечал, что «в некоторых случаях воздержание от участия и каком-либо действии само может быть поступком со значительным резонансом, если оно выявляет позицию, отношение человека к окружающему».
Важными компонентами и характеристиками педагогических действий считаются их результаты. При решении педагогической задачи всегда следует иметь в виду возможность получения не только прямого, но и побочного результата, а также соотношение результатов предметного и воспитательного. Во многих случаях побочный продукт действия может оказаться нежелательным, усложняющим течение педагогического процесса, нарушающим педагогически целесообразные взаимоотношения и т.п.
С понятием «способ решения» тесно связано понятие «процесс решения» задачи. Процесс решения педагогической задачи может быть описан как реализация некоторого способа, как фрагмент функционирования субъекта, осуществляемый при решении задачи или с целью ее решения.
Процесс решения педагогической задачи — это всегда творчество. В его этапности выражается диалектика взаимопереходов теоретического и практического мышления. На первом этапе осуществляется анализ педагогической ситуации, включающий в себя ряд операций, завершающихся выработкой и принятием диагностических решений. При этом сама диагностика включает диагностику индивидуального или группового поступка, личности или коллектива, на основе чего прогнозируются результаты обучения и воспитания, а также возможные трудности и ошибки учащихся, их ответные реакции на педагогические воздействия.
Такая работа теоретического мышления, направленная на изучение ситуации, перерастает в теоретическую формулировку конкретной педагогической задачи и определение необходимых и достаточных условий для ее эффективного решения. Другими словами, педагогическое целеполагание сопровождается анализом и мысленным отбором имеющихся средств достижения результата и завершается проектированием воздействий и взаимодействия.
Когда педагогическая задача решена теоретически, наступает следующий этап — этап ее осуществления на практике. Однако теоретическое мышление не исчезает со сцены, а лишь отодвигается на второй план, выполняя функции регулирования и корригирования, благодаря которым, происходит перестройка педагогического процесса на основе непрерывно поступающей информации.
Заканчивается решение педагогической задачи выдвижением вновь теоретического мышления на передний план. Здесь осуществляется итоговый учет и оценка полученных результатов на основе сопоставления с имевшейся моделью требуемого результата. Результаты этого анализа, в свою очередь, составляют необходимую базу для выдвижения теоретического обоснования и решения новой педагогической задачи.
Решение педагогических задач предполагает высокую профессиональную подготовленность педагогов-психологов в проблемах диагностики функционирования педагогически систем, личности, поведения, поступков субъектов и объектов педагогического взаимодействия. Содержание и особенности использования в психолого-педагогической диагностике основных методов изучения социальных явлений (наблюдения и опроса) будут рассмотрены в следующих главах.)
Вопросы для самоконтроля
1. Что понимается под психолого-педагогической деятельностью?
2. В чем заключается структурированность педагогической системы?
3. Обоснуйте взаимосвязи основных функциональных компонентов педагогической системы.
4. Что предполагает принцип демократизации и гуманизации в управлении педагогическими системами?
5. Классифицируйте педагогические задачи по основанию сложности и оперативности?
6. Раскройте содержание стратегических педагогических задач.
7. Каково содержание тактических педагогических задач?
8. Чем отличаются тактические педагогические задачи от ситуативных педагогических задач?
9. Какова классификация психолого-педагогических задач на основании логики построения психолого-педагогической деятельности?
10. Дайте характеристику элементов структуры решения педагогических задач.
Список литературы
Балл Г.А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект. М., 1990.
Педагогика и психология высшей школы. Ростов н/Д, 1998.
Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студентов и высш. пед. учеб, заведений. М., 2002.
Спирин Л.Ф., Фрумкин М.Л., Павличкова Г.Л. Педагогические задачи и их решения. М.; Кострома, 1991.
Фридман Л.М. Логико-психологический анализ школьных учебных задач. М., 1977.
Этапы и схема решения педагогических задач
Вы будете перенаправлены на Автор24
Педагогическая задача – это осмысленная педагогическая ситуация с привнесенной в нее целью в связи с необходимостью познания и преобразования действительности.
Основные этапы решения педагогических задач
Все педагогические задача, вне зависимости от типа, класса и уровня сложности, обладают одним общим свойством, которое связано с тем, что данные задачи являются задачами социального управления. Именно поэтому процедура решения педагогических задач основана на том, что достижение цели осуществляется в результате решения частных практических и познавательных задач. Каждая частная задача – это этап решения всей педагогической задачи.
Выделяют четыре основных этапа решения педагогических задач:
Способы решения педагогических задач
Решение педагогических задач предусматривает применение ряда способов.
Способы решения педагогической задачи – это определенная система, состоящая из последовательных процедур, осуществление которых приводит к решению поставленной задачи.
Способ решения задачи может иметь два вида: алгоритмический и неалгоритмический. Выбор способа зависит степени строгости детерминации предстоящих операций.
Необходимо отметить, что решение педагогической задачи не всегда единственно, может быть найдено несколько решений. Количество решений каждой задачи зависит от профессионализма и мастерства педагога.
Готовые работы на аналогичную тему
Ряд педагогических задач требует от педагога творческого подхода, в связи с чем, сложно подобрать строго установленные алгоритмы их решения.
Реализация способа решения педагогической задачи начинается и оканчивается в ориентировочной части. В том случае, если реализация способа выходит за рамки данной части, то процесс решения является неоконченным. Именно поэтому исследователи в области изучения сущности педагогических задач выделяют в системе решения последовательные действия, которые принято называть «анализ решения педагогической задачи».
Одним из важнейших компонентов и характеристик решения педагогических задач являются их результаты. Так, при решении педагогической задачи необходимо помнить, что не всегда результат решения будет прямым и точным, допустимо получение побочного результата, который является соотношением результатов воспитательного и предметного. В ряде случаев побочный результат не всегда желателен, так как он может негативно сказаться на течении педагогического процесса, а также нарушить педагогически необходимые и целесообразные взаимоотношения между участниками педагогического процесса.
Процесс решения педагогических задач
Со «способом решения» тесно связано понятие «процесса решения» педагогической задачи.
Процесс решения педагогической задачи – творческий процесс, предусматривающий этапность и взаимопереход диалектики теоретического и практического мышления.
Первоначально осуществляется анализ педагогической ситуации, который включает в себя совокупность операций, заканчивающихся выработкой необходимых диагностических решений (диагностик).
Диагностика педагогической ситуации включает в себя два вида диагностики: индивидуальная и групповая. Диагностике подвергаются поступки учащихся, как отдельной личности, так и всего коллектива. На основании диагностики осуществляется прогноз результатов воспитания и обучения, возможность возникновения разнообразных сложностей, как со стороны учащихся, так и со стороны педагога.
Процесс решения педагогической задачи имеет определенную схему, которая была описана многими учеными и педагогами. Одной из наиболее общепризнанных схем, является схема, предложенная Л.Ф Спириным:
Решение каждой педагогической задачи должно оканчиваться выдвижением теоретического обоснования осуществленного решения и полученного решения, а также на их основании постановка новой педагогической задачи.
Таким образом, схема решения педагогической задачи включает в себя не только процесс решения поставленной задачи, но и осуществление анализа полученного результата. Это необходимо для того, чтобы педагог мог понять и в дальнейшем исправить ошибки или недочеты. Данная работа положительно сказывается не только на последующем разрешении педагогических задач, но и позволяет педагогу значительно повысить свой профессионализм и мастерство, получить собственный практический опыт решения разнообразных задач.
Процесс решения педагогической задачи
Независимо от типа и класса задач все педагогические задачи служат для управления педагогическим процессом, являются задачами социального управления.
Рассматривая процедуру решения задач, следует сказать, что цель достигается в результате решения частных познавательных и практических задач. А частные задачи и есть решение общей задачи в целом, то есть частные задачи представляют как бы технологию решения общей задачи. Таких частных задач четыре:
постановка педагогической задачи на основе анализа ситуации и конкретных условий;
конструирование способа педагогического взаимодействия (воздействия);
процесс решения педагогической задачи;
анализ результатов решения педагогических задач.
Система последовательно осуществляемых процедур представляет технологию решения общей задачи. В теории задач принято различать способы и процесс решения задачи.
Способ решения задачи – это некоторая система последовательно осуществляемых операций (процедур), приводящих к решению задачи. Он может иметь алгоритмический и квазиалгоритмический вид в зависимости от степени жесткости детерминации последующих операций. Большинству педагогических задач характерен квазиалгоритмический способ решения.
Особую трудность, прежде всего для начинающих педагогов, представляет выявление соответствия сложившейся ситуации имеющимся в арсенале педагога моделям решения. Для одной и той же педагогической задачи всегда может быть найдено множество решений (нормативных способов) в зависимости от личной «Я-концепции» педагога.
Реализация способа педагогического действия начинается с ориентировочной части и ею же оканчивается. Иначе решение педагогической задачи оказывается незаконченным. Неслучайно все исследователи сущности педагогической задачи выделяют в системе последовательных действий «анализ решения задачи».
Важными компонентами и характеристиками педагогических действий являются их результаты. При решении педагогической задачи всегда следует иметь в виду возможность получения не только прямого, но и побочного результата, соотношение предметного и воспитательного. Во многих случаях побочный продукт действия может оказаться нежелательным, усложняющим течение педагогического процесса, нарушающим педагогически целесообразные взаимоотношения.
С понятием «способ решения» связано понятие «процесс решения задачи». Процесс решения педагогической задачи может быть определен как реализация некоторого способа, как «фрагмент функционирования решателя», осуществляемый им при решении задачи или с целью ее решения (В.А. Сластенин).
Процесс решения педагогической задачи – это всегда творчество. В его этапности выражается диалектика взаимопереходов теоретического и практического мышления. На первом этапе осуществляется анализ педагогической ситуации, включающий в себя ряд операций, завершающихся выработкой и принятием диагностических решений. Диагностика при этом включает в себя диагностику индивидуального или группового поступка, личности и коллектива, на основе чего прогнозируются результаты обучения и воспитания, а также возможные трудности и ошибки учащихся, их ответные реакции на педагогические воздействия.
Такая работа теоретического мышления, направленная на изучение ситуации, перерастает в теоретическую формулировку конкретной педагогической задачи и определение необходимых и достаточных условий для ее эффективного решения. Другими словами, педагогическое целеполагание сопровождается анализом и мысленным отбором имеющихся средств достижения искомого результата и завершается проектированием воздействий и взаимодействия.
После теоретического решения задачи наступает этап ее осуществления на практике. Теоретическое мышление при этом выполняет функции регулирования и корригирования, благодаря которым происходит перестройка педагогического процесса на основе непрерывно поступающей информации.
На последнем этапе решения задачи осуществляется итоговый учет и оценка полученных результатов на основе сопоставления с имеющейся моделью требуемого результата. Результаты этого анализа составляют необходимую базу для выдвижения теоретического обоснования и решения новой педагогической задачи.
Общая схема решения педагогической задачи в области обучения может быть такой (по Ю.Н.Кулюткину), табл.2.
Этапы решения профессиональной педагогической задачи
Вне зависимости от класса, типа и уровня сложности все педагогические задачи имеют общее свойство, связанное с тем, что они являются задачами социального управления. В связи с этим, рассматривая процедуру решения педагогической задачи, необходимо исходить из того, что ее цель достигается в результате решения частных познавательных и практических задач. Эти частные задачи и есть этапы решения педагогической задачи в целом. Таких этапов четыре:
1) постановка педагогической задачи на основе анализа ситуации и конкретных условий;
2) конструирование способа педагогического взаимодействия (воздействия);
3) осуществление плана решения педагогической задачи на практике;
4) анализ результатов решения педагогической задачи.
В теории задач принято различать способы и процесс решения задачи. Способ решения задачи – это некоторая система последовательно осуществляемых операций (процедур), приводящих к решению задачи. Он может иметь алгоритмический и квазиалгоритмический вид в зависимости от степени жесткости детерминации последующих операций. Большинству педагогических задач характерен квазиалгоритмический способ решения.
Как правило, при высоком уровне профессионализма педагога способ решения типичных задач имманентно присущ ему в виде моделей, хранящихся в памяти. Вместе с тем и при невысоком профессионализме педагог может иметь в своем арсенале набор способов решения, но не уметь применить его к соответствующей задачной ситуации. Особую трудность, прежде всего для начинающих педагогов, представляет сам акт выявления соответствия сложившейся ситуации имеющимся в арсенале педагога моделям решения. Важно заметить, что для одной и той же педагогической задачи всегда может быть найдено не одно, а множество решений (нормативных способов) в зависимости от личной Я-концепции педагога.
Важными компонентами и характеристиками педагогических действий являются их результаты. При решении педагогической задачи всегда следует иметь в виду возможность получения не только прямого, но и побочного результата, соотношения результата предметного и воспитательного. Во многих случаях побочный продукт действия может оказаться нежелательным, усложняющим течение педагогического процесса, нарушающим педагогически целесообразные взаимоотношения и т.п.
С понятием «способ решения» тесно связано понятие «процесс решения» задачи. Процесс решения педагогической задачи может быть описан как реализация некоторого способа, как «фрагмент функционирования решателя», осуществляемый им при решении задачи или с целью ее решения.
Процесс решения педагогической задачи – это всегда творчество. В его этапности выражается диалектика взаимопереходов теоретического и практического мышления. На первом этапе осуществляется анализ педагогической ситуации, включающий в себя ряд операций, завершающихся выработкой и принятием диагностических решений. Сама диагностика при этом включает в себя диагностику индивидуального или группового поступка, личности и коллектива, на основе чего прогнозируются результаты обучения и воспитания, а также возможные трудности и ошибки учащихся, их ответные реакции на педагогические воздействия.
Такая работа теоретического мышления, направленная на изучение ситуации, перерастает в теоретическую формулировку конкретной педагогической задачи и определение необходимых и достаточных условий для ее эффективного решения. Другими словами, педагогическое целеполагание сопровождается анализом и мысленным отбором имеющихся средств достижения искомого результата и завершается проектированием воздействий и взаимодействия.
Когда педагогическая задача решена теоретически, наступает следующий этап – этап ее осуществления на практике. Однако теоретическое мышление не уходит со сцены, а лишь отодвигается на второй план, выполняя функции регулирования и корригирования, благодаря которым происходит перестройка педагогического процесса на основе непрерывно поступающей информации.
Заканчивается решение педагогической задачи новым выдвижением теоретического мышления на передний план. Здесь осуществляется итоговый учет и оценка полученных результатов на основе сопоставления с имевшейся моделью требуемого результата. Результаты этого анализа, в свою очередь, составляют необходимую базу для выдвижения теоретического обоснования и решения новой педагогической задачи.