в какую часть учебного плана следует включать астрономию если школа работает плана фгос
Курганский городской инновационно-методический центр
Как включить астрономию в учебный план среднего общего образования
Г.П. Савиных, Т. Щербакова
Как распределить часы
Общий объем часов на изучение астрономии должен быть не меньше 35 часов за два года ( письмо Минобрнауки России от 20 июня 2017 г. № ТС-194/08 ). Распределить часы на астрономию можно разными вариантами, чтобы ввести астрономию в основную образовательную программу (ООП) среднего общего образования:
1 час в неделю в 10-м классе;
1 час в неделю в 11-м классе;
0,5 часа в неделю в 10-м и 11-м классах.
Не исключено, что вы сможете выделить и большее количество часов на астрономию, если будет запрос со стороны участников образовательных отношений.
Так, например, верхний порог академического объема учебного плана по ФГОС среднего общего образования – 2590 часов. В пределах него можно включить в учебный план до 140 часов астрономии за два года, если соблюсти санитарные нормы максимальной недельной нагрузки обучающихся.
Какие есть варианты учебных планов с астрономией
Несмотря на то что астрономия стала обязательным учебным предметом, принцип индивидуализации образования никто не отменял. Для разных профилей обучения астрономию можно ввести разными способами.
В учебных планах по ФКГОС в профилях естественно-научной направленности можно ввести астрономию и сохранить при этом химию, биологию, физику как самостоятельные учебные предметы.
Для просмотра скачать Документ
20.09.2017, 1959 просмотров.
В какую часть учебного плана следует включать астрономию если школа работает плана фгос
Anything in here will be replaced on browsers that support the canvas element
С 2017-2018 учебного года астрономия возвращается в школу как самостоятельный учебный предмет. Приказом Минобрнауки России от 07-06-2017 № 506 внесены соответствующие изменения в ФГОС (утвержден стандарт учебного предмета «Астрономия»), а письмом Минобрнауки от 20 июня 2017 года №ТС-194/08 «Об организации изучения учебного предмета «Астрономия»» (далее — Рекомендации) направлены на места методические рекомендации по введению этого учебного предмета как обязательного для изучения на уровне среднего общего образования.
В каком объеме изучается
Предмет «Астрономия» представлен только на базовом уровне. В 2017 – 2018 учебном году предмет «Астрономия» вносится в учебный план среднего общего образования в перечень учебных предметов независимо от профильной направленности. Время на изучение астрономии выделяется из компонента школы в объеме не менее 35 часов.
В каком классе изучается
Каждая школа по мере создания соответствующих условий самостоятельно принимает решение о включении астрономии в расписание: с 1 сентября 2017 года или позже – с 1 января 2018-го.
В информации Минобрнауки России отмечено, что «возможен вариант изучения либо в 10-м, либо в 11-м классах. При этом может быть использован модульный принцип изучения. Если ранее этот учебный предмет изучался в рамках вариативной части учебного плана основной образовательной программы школы, можно осваивать астрономию в 11-м классе в обязательной части основной образовательной программы с 1 сентября 2017 года. Важно, чтобы объем часов на изучение астрономии за весь период составлял не менее 35 часов».
Согласно Рекомендациям образовательная организация самостоятельно осуществляет:
— перераспределение часов внутри учебного плана в рамках нормативов учебной нагрузки, с учётом СанПиН 2.4.2.2821-10;
— определение модели изучения учебного предмета «Астрономия»;
— принимает решение об использовании сетевой формы освоения учебного предмета, применении дистанционных образовательных технологий.
Как сказано в Рекомендациях, «при изучении астрономии может быть использован учебник «Астрономия. Базовый уровень«. 11 класс, Воронцов-Вельяминов Б.А., Страут Е.К., ДРОФА, включенный, в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Этот учебник сочетает в себе классическую последовательность изложения материала с современными научными представлениями и результатами последних исследований небесных объектов, написан доступным и живым языком. Электронная форма учебника содержит разнообразные мультимедийные объекты, материалы, позволяющие проконтролировать усвоение знаний обучающимися.
Для учителей, работающих по данному учебнику, подготовлено «Методическое пособие к учебнику астрономии 11 класс». Пособие содержит рекомендации учителю-предметнику как грамотно составить рабочую программу, организовать деятельность учащихся на уроке, контролировать ее результаты, использовать различные средства обучения, в том числе электронное приложение к учебнику и интернет-ресурсы.
Скачать электронную версию можно по ссылке: http://nsportal.ru/sites/default/files/2017/06/26/metodicheskoe_posobie_k_uchebniku_astronomii_11_klass.pdf
Рабочая программа предмета доступна для скачивания на сайте издательства по ссылке: https://drofa-ventana.ru/metodicheskajapomosch/materialy/umk-b-a-vorontsova-velyaminova-astronomiya-11-klass_typerabochaya-programma/
Материалы к урокам астрономии можно найти:
Также учитель может использовать учебные пособия, изданные в организациях, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, например,
В.М. Чаругин. Астрономия. 10 – 11»/ М.: Просвещение, 2017 г. Издание подготовлено в соответствии с требованиями ФГОС. К учебнику прилагаются методические рекомендации и поурочные разработки.
Важно: обучающиеся обеспечиваются бесплатными учебниками из библиотечного фонда школы.
Включение астрономии в число учебных предметов, по которым проводится ГИА в форме ЕГЭ (в том числе на добровольной основе), не планируется.
Вместе с тем к 2019 году задания по астрономии будут включены в КИМ по физике.
ВПР по астрономии будут проводиться не ранее 2019 года.
Кто преподает астрономию
Право преподавания предмета «Астрономия» имеют учителя (преподаватели) физики (по диплому). Для них должна быть организована соответствующая переподготовка.
Важно: в соответствии с ТК РФ (ст.ст. 187, 196, 197) переподготовка учителей проводится за счет средств образовательной организации.
Методическими рекомендациями предлагаются следующие управленческие и организационные мероприятия по введению астрономии:
На уровне органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования:
— обеспечение необходимого объёма финансирования местных бюджетов, включая расходы на оплату труда и приобретение учебников и учебных пособий;
— организация на базе региональных образовательных организаций дополнительного профессионального образования (повышение квалификации и/или профессиональная переподготовка педагогических работников);
— обеспечение методического сопровождения введения учебного предмета «Астрономия»;
— организация проведения мониторинга введения учебного предмета «Астрономия» как обязательного в общеобразовательных организациях на территории субъекта Российской Федерации и направление информации по его итогам в Минобрнауки России до 10 октября 2017 года, до 10 октября 2018 года, до 10 октября 2019 года.
На уровне общеобразовательной организации:
— обеспечение подготовки кадров для преподавания астрономии (повышение квалификации, профессиональная переподготовка педагогических работников и др.);
— заключение дополнительных соглашений к трудовым договорам учителей, преподающих астрономию;
— обеспечение учебниками и/или учебными пособиями по астрономии всех учащихся на уровне среднего общего образования;
— обеспечение материально-технических условий для преподавания и изучения астрономии (комплектование библиотечного фонда, оборудование кабинетов);
— включение учебного предмета «Астрономия» в обязательную часть учебных планов на уровне среднего общего образования;
— обеспечение информационного сопровождения введения астрономии (информирование обучающихся, их родителей (законных представителей), иных участников образовательных отношений, а также общественности, в том числе посредством сайта образовательной организации).
Важно: на сайте Минобрнауки России работает электронная приемная по вопросам введения учебного предмета «Астрономия». Письма в «электронную приемную» можно направлять по адресу astronom-mon@yandex.ru
При подготовке использованы материалы источников:
Приказ № 506 от 07-06-2017 «О внесении изменений в ФГОС»
Письмо Минобрнауки TС-194/08 «Об организации изучения учебного предмета АСТРОНОМИЯ»
Письмо Минобрнауки России от 20.06.2017 N ТС-194/08 «Об организации изучения учебного предмета «Астрономия» (вместе с «Методическими рекомендациями по введению учебного предмета «Астрономия» как обязательного для изучения на уровне среднего общего образования»)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 20 июня 2017 г. N ТС-194/08
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «АСТРОНОМИЯ»
С целью организации эффективной работы по изучению учебного предмета «Астрономия» в общеобразовательных организациях субъектов Российской Федерации с 2017/2018 учебного года Минобрнауки России также направляет методические рекомендации по введению учебного предмета «Астрономия» как обязательного для изучения на уровне среднего общего образования и просит довести указанную информацию до сведения общеобразовательных организаций, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.
Дополнительно Минобрнауки России сообщает, что подготовлен проект приказа о внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. N 413. В настоящее время указанный проект проходит процедуру антикоррупционной экспертизы, по завершении которой будет утвержден и направлен на государственную регистрацию в Минюст России.
После утверждения изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования будет доработана примерная основная образовательная программа среднего общего образования.
Заместитель министра
Т.Ю.СИНЮГИНА
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВВЕДЕНИЮ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «АСТРОНОМИЯ»
КАК ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В качестве обязательного для изучения учебного предмета астрономия включается в содержание среднего общего образования, направленное в том числе на изучение достижений современной науки и техники, формирование основ знаний о методах, результатах исследований, фундаментальных законах природы небесных тел. Наряду с другими учебными предметами ее изучение будет способствовать формированию естественнонаучной грамотности и развитию познавательных способностей обучающихся.
Изучение учебного предмета «Астрономия» как обязательного в общеобразовательных организациях Российской Федерации вводится с 2017/18 учебного года по мере создания в образовательных организациях соответствующих условий.
При этом в 11-х классах в 2017/18 учебном году целесообразно изучение учебного предмета «Астрономия» в том случае, если ранее этот учебный предмет изучался в рамках вариативной части учебного плана основной образовательной программы образовательной организации.
С целью организации эффективной работы по изучению учебного предмета «Астрономия» в общеобразовательных организациях необходимо создание условий для изучения учебного предмета «Астрономия» как обязательного на уровне среднего общего образования.
На уровне органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования:
— обеспечение необходимого объема финансирования местных бюджетов, включая расходы на оплату труда и приобретение учебников и учебных пособий;
— организация на базе региональных образовательных организаций дополнительного профессионального образования (повышение квалификации и [или] профессиональная переподготовка педагогических работников);
— обеспечение методического сопровождения введения учебного предмета «Астрономия»;
— организация проведения мониторинга введения учебного предмета «Астрономия» как обязательного в общеобразовательных организациях на территории субъекта Российской Федерации и направление информации по его итогам в Минобрнауки России до 10 октября 2017 года, до 10 октября 2018 года, до 10 октября 2019 года.
На уровне общеобразовательной организации:
— обеспечение подготовки кадров для преподавания астрономии (повышение квалификации, профессиональная переподготовка педагогических работников и др.);
— заключение дополнительных соглашений к трудовым договорам учителей, преподающих астрономию;
— обеспечение учебниками и (или) учебными пособиями по астрономии всех учащихся на уровне среднего общего образования;
— обеспечение материально-технических условий для преподавания и изучения астрономии (комплектование библиотечного фонда, оборудование кабинетов);
— включение учебного предмета «Астрономия» в обязательную часть учебных планов на уровне среднего общего образования;
— обеспечение информационного сопровождения введения астрономии (информирование обучающихся, их родителей [законных представителей], иных участников образовательных отношений, а также общественности, в том числе посредством сайта образовательной организации).
Объем часов на изучение учебного предмета «Астрономия» должен составлять не менее 35 часов за два года обучения.
Образовательная организация самостоятельно осуществляет:
— перераспределение часов внутри учебного плана в рамках нормативов учебной нагрузки с учетом утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
— определение модели изучения учебного предмета «Астрономия»;
— принятие решения об использовании сетевой формы освоения учебного предмета, применении дистанционных образовательных технологий.
При изучении астрономии может быть использован учебник Воронцов-Вельяминов Б.А., Страут Е.К. «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» (М.: Дрофа), включенный в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014 г. N 253), а также учебные пособия, изданные в организациях, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 9 июня 2016 г. N 699).
Включение учебного предмета «Астрономия» в число учебных предметов, по которым проводится государственная итоговая аттестация в форме Единого государственного экзамена (в том числе на добровольной основе), не планируется.
С 2019 года будут проведены всероссийские проверочные работы по астрономии, задания по астрономии включены в контрольные измерительные материалы Единого государственного экзамена по физике.
Астрономия снова в учебном плане школы
Итак, с 2017-2018 учебного года астрономия возвращается в школу как самостоятельный учебный предмет. Приказом Минобрнауки России от 07-06-2017 № 506 внесены соответствующие изменения в ФГОС (утвержден стандарт учебного предмета «Астрономия»), а письмом Минобрнауки от 20 июня 2017 года №ТС-194/08 «Об организации изучения учебного предмета «Астрономия»» (далее — Рекомендации) направлены на места методические рекомендации по введению этого учебного предмета как обязательного для изучения на уровне среднего общего образования.
В каком объеме изучается
Предмет «Астрономия» представлен только на базовом уровне. В 2017 – 2018 учебном году предмет «Астрономия» вносится в учебный план среднего общего образования в перечень учебных предметов независимо от профильной направленности. Время на изучение астрономии выделяется из компонента школы в объеме не менее 35 часов.
В каком классе изучается
Каждая школа по мере создания соответствующих условий самостоятельно принимает решение о включении астрономии в расписание: с 1 сентября 2017 года или позже – с 1 января 2018-го.
В информации Минобрнауки России отмечено, что «возможен вариант изучения либо в 10-м, либо в 11-м классах. При этом может быть использован модульный принцип изучения. Если ранее этот учебный предмет изучался в рамках вариативной части учебного плана основной образовательной программы школы, можно осваивать астрономию в 11-м классе в обязательной части основной образовательной программы с 1 сентября 2017 года. Важно, чтобы объем часов на изучение астрономии за весь период составлял не менее 35 часов».
Согласно Рекомендациям образовательная организация самостоятельно осуществляет:
— перераспределение часов внутри учебного плана в рамках нормативов учебной нагрузки, с учётом СанПиН 2.4.2.2821-10;
— определение модели изучения учебного предмета «Астрономия»;
— принимает решение об использовании сетевой формы освоения учебного предмета, применении дистанционных образовательных технологий.
Об учебниках
Как сказано в Рекомендациях, «при изучении астрономии может быть использован учебник «Астрономия. Базовый уровень«. 11 класс, Воронцов-Вельяминов Б.А., Страут Е.К., ДРОФА, включенный, в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Этот учебник сочетает в себе классическую последовательность изложения материала с современными научными представлениями и результатами последних исследований небесных объектов, написан доступным и живым языком. Электронная форма учебника содержит разнообразные мультимедийные объекты, материалы, позволяющие проконтролировать усвоение знаний обучающимися.
Для учителей, работающих по данному учебнику, подготовлено «Методическое пособие к учебнику астрономии 11 класс». Пособие содержит рекомендации учителю-предметнику как грамотно составить рабочую программу, организовать деятельность учащихся на уроке, контролировать ее результаты, использовать различные средства обучения, в том числе электронное приложение к учебнику и интернет-ресурсы.
Скачать электронную версию можно по ссылке: http://nsportal.ru/sites/default/files/2017/06/26/metodicheskoe_posobie_k_uchebniku_astronomii_11_klass.pdf
Рабочая программа предмета доступна для скачивания на сайте издательства по ссылке: https://drofa-ventana.ru/metodicheskajapomosch/materialy/umk-b-a-vorontsova-velyaminova-astronomiya-11-klass_typerabochaya-programma/
Материалы к урокам астрономии можно найти:
http://prekrasnyenauki.ru/astronomiya/materialyi-k-urokam-astronomii/
Также учитель может использовать учебные пособия, изданные в организациях, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, например,
В.М. Чаругин. Астрономия. 10 – 11»/ М.: Просвещение, 2017 г. Издание подготовлено в соответствии с требованиями ФГОС. К учебнику прилагаются методические рекомендации и поурочные разработки.
Важно: обучающиеся обеспечиваются бесплатными учебниками из библиотечного фонда школы.
ЕГЭ по астрономии
Включение астрономии в число учебных предметов, по которым проводится ГИА в форме ЕГЭ (в том числе на добровольной основе), не планируется.
Вместе с тем к 2019 году задания по астрономии будут включены в КИМ по физике.
ВПР по астрономии будут проводиться не ранее 2019 года.
Кто преподает астрономию
Право преподавания предмета «Астрономия» имеют учителя (преподаватели) физики (по диплому). Для них должна быть организована соответствующая переподготовка.
Важно: в соответствии с ТК РФ (ст.ст. 187, 196, 197) переподготовка учителей проводится за счет средств образовательной организации.
Управленческие решения
Методическими рекомендациями предлагаются следующие управленческие и организационные мероприятия по введению астрономии:
На уровне органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования:
— обеспечение необходимого объёма финансирования местных бюджетов, включая расходы на оплату труда и приобретение учебников и учебных пособий;
— организация на базе региональных образовательных организаций дополнительного профессионального образования (повышение квалификации и/или профессиональная переподготовка педагогических работников);
— обеспечение методического сопровождения введения учебного предмета «Астрономия»;
— организация проведения мониторинга введения учебного предмета «Астрономия» как обязательного в общеобразовательных организациях на территории субъекта Российской Федерации и направление информации по его итогам в Минобрнауки России до 10 октября 2017 года, до 10 октября 2018 года, до 10 октября 2019 года.
На уровне общеобразовательной организации:
— обеспечение подготовки кадров для преподавания астрономии (повышение квалификации, профессиональная переподготовка педагогических работников и др.);
— заключение дополнительных соглашений к трудовым договорам учителей, преподающих астрономию;
— обеспечение учебниками и/или учебными пособиями по астрономии всех учащихся на уровне среднего общего образования;
— обеспечение материально-технических условий для преподавания и изучения астрономии (комплектование библиотечного фонда, оборудование кабинетов);
— включение учебного предмета «Астрономия» в обязательную часть учебных планов на уровне среднего общего образования;
— обеспечение информационного сопровождения введения астрономии (информирование обучающихся, их родителей (законных представителей), иных участников образовательных отношений, а также общественности, в том числе посредством сайта образовательной организации).
Важно: на сайте Минобрнауки России работает электронная приемная по вопросам введения учебного предмета «Астрономия». Письма в «электронную приемную» можно направлять по адресу astronom-mon@yandex.ru
12 thoughts on “ Астрономия снова в учебном плане школы ”
Здравствуйте, с введением астрономии, возникает следующий вопрос: итоговая отметка за курс астрономии идет в аттестаты для 11 классов уже с этого, 2017-2018 учебного года?
Добрый день, Ольга! Согласно действующему в настоящее время приказу Минобрнауки РФ от от 14 февраля 2014 года N 115 в аттестат о среднем общем образовании выставляются итоговые отметки выпускника по каждому учебному предмету инвариантной части базисного учебного плана, по каждому учебному предмету вариативной части учебного плана организации, осуществляющей образовательную деятельность, изучавшемуся выпускником, в случае если на его изучение отводилось по учебному плану организации, осуществляющей образовательную деятельность, не менее 64 часов за два учебных года,по учебным предметам, изучение которых завершилось до 9 класса (изобразительное искусство, музыка и другие). Астрономия включена в инвариантную часть.
Здравствуйте, выше сказано, что «Время на изучение астрономии выделяется из компонента школы…». Компонент школы — это вариативная часть. Но далее Вы пишите «Астрономия включена в инвариантную часть». Как это понимать?
Добрый день, Ольга! Понимать это надо так, как разъясняется в письме Минобрнауки от 20 июня 2017 года №ТС-194/08 «Об организации изучения учебного предмета «Астрономия»».
Добрый день. Я правильно поняла, что в 10 классе, обучающемуся по старому стандарту, я ввести астрономию, взяв часы из компонента ОО?
Добрый день, Елена! Все подробности изложены в письме Минобрнауки от 20 июня 2017 года №ТС-194/08 «Об организации изучения учебного предмета «Астрономия». Блог не комментирует документы.
Здравствуйте. Я правильно поняла, что Астрономию возможно ввести за счет часов, отводимых на физику?
Добрый день, Надежда! Нет это не так. Советуем ознакомиться с письмом Минобрнауки от 20 июня 2017 года №ТС-194/08«Об организации изучения учебного предмета «Астрономия»».
Скажите, пожалуйста, когда должно завершиться введение астрономии? В методических рекомендациях сказано «по мере создания условий». Может ли быть такая модель введения:
2017-2018 уч год — астрономию не ввели, не было учителя.
2018-2019 уч год- астрономию вводим с 01.01.2019 (II полугодие, 17 час.) только для 10 кл. и продолжаем для них с 01.09.2019 (I полугодие, 17 час.) 11 класс.
Т.е. нынешний 11 класс 2018-2019 уч. года астрономию как отдельный предмет изучать не будет. Возможно ли это?
Добрый день, Ольга! Астрономия должна быть введена с 1 сентября 2019 года. «По мере создания условий» — относилось к прошлому году. В советской школе астрономия как предмет изучалась в 11 классе в объеме 34 часов за год. Изучение в 10 и 11 классах — это просто формальность:знаний никаких. Что касается кадров, то школе надо было позаботиться об этом в прошлом году, направив на соответствующие курсы учителя, как правило, учителя физики.
Я так и не поняла, включают астрономию в аттестат с оценкой или нет. Знаю школы, которые имеют совершенно разные представления по этому поводу. Одна школа включает с оценкой, вторая школа включает в раздел элективы. Кто прав?
Добрый день, Светлана! Следует руководствоваться приказом Минобрнауки России №506 от 07.06.2017 г. «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов НО, ОО и СОО» и письмом Минобрнауки России №ТС-19408 от 20.06.2017г. «Об организации изучения учебного предмета Астрономия», согласно которым учебный предмет «Астрономия» второй год является обязательным учебным предметом, изучаемым в образовательных организациях на уровне среднего общего образования. Время на изучение астрономии выделяется из обязательной части учебных планов и определяется ОО.
В соответствии с приказом Минобрнауки РФ от 14 февраля 2014 года N 115 в приложении к аттестату выставляются итоговые отметки выпускника:
по каждому учебному предмету инвариантной части базисного учебного плана;
по каждому учебному предмету вариативной части учебного плана организации, осуществляющей образовательную деятельность, изучавшемуся выпускником, в случае если на его изучение отводилось по учебному плану организации, осуществляющей образовательную деятельность, не менее 64 часов за два учебных года;
по учебным предметам, изучение которых завершилось до 9 класса (изобразительное искусство, музыка и другие).
Блог не комментирует документы. Для официального ответа советуем обратиться в Рособрнадзор.
Добавить комментарий Отменить ответ
Рубрики
Свежие комментарии
Свежие записи
Сайт использует файлы Cookie. Ознакомьтесь с Политикой конфиденциальности, что бы узнать подробности.
Если Вы не хотите, что бы файлы Cookie были использованы отключите их в своём веб-браузере.
Данный блог выражает личное, субъективное мнение автора (ст. 29 конституции РФ) на вопросы образования, создан исключительно в ознакомительных целях, не несёт в себе призывов к каким-либо действиям и не позиционируется как истина в последней инстанции. Подробнее О Блоге