в какую фифу сейчас играют
Обзор FIFA 21. Стоит ли переходить с FIFA 20?
Футбольному симулятору в империи EA отведена роль ключевой кормилицы издателя, а значит приходится выпускать новую часть каждый год, добавляя при этом минимум изменений в игру. Схема спорная, но работает. Игра успешно продается.
Небольшое отступление. Автор этого обзора, то есть я, не увлекается футболом и играл в предыдущие игры серии FIFA, не заморачиваясь с менеджментом и покупкой спортсменов. Мне в принципе трудно оценить, как двигается в реальности на поле Мануэл Фернандеш и как он анимирован в игре. Сколько стоят игроки и как рассчитывать трансфер. Поэтому я оцениваю новую FIFA именно как игру в целом, а не футбольный мейнстрим.
Кручу-верчу, запутать хочу
У книжных издателей есть такая практика: если произведение (хорошее произведение) плохо продается, нужно нанять толкового дизайнера и сделать новую обложку. У Electronic Arts примерно так со спортивными играми. Новый загрузочный экран, крутой музыкальный плейлист, уникальная звезда мирового футбола на обложке. Но запустив быструю игру, дабы оценить ядро геймплея, меня очень долго не покидала мысль, что это та же самая FIFA 20, которая в прошлом году не отличалась от FIFA 19, а та, в свою очередь, была калькой… Чтобы понять наверняка, чудится мне это или игры действительно так похожи, я провел эксперимент: позвал пять человек, мы сели играть в прошлогоднюю FIFA, а когда все вышли из комнаты, я подменил игры. Увы, когда ребята вернулись, они ничего не заметили.
Нововведений в новой FIFA критически мало. Если в прошлом году журналисты и игроки были в восторге от нового режима Volta, то в этом, кажется, такого вау-эффекта уже не будет. Что действительно бросилось в глаза — так это новые цвета в меню и замедленный темп игры. Ощущаешь это сразу же, если не играть суперзвездами мирового футбола. Второе изменение — перемотка времени. В одиночной кампании забивать голы с пятой попытки станет нормой, а за постоянное использование этого нововведения в мультиплеере можно получить в глаз.
Оценить новый искусственный интеллект игроку-любителю сложно. Когда включаю легендарный режим, мне лично даже отобрать мяч у соперников не удается. А на более низких режимах сложности замечаешь очень глупые пасы и мощные удары по мячу, после чего тот летит либо в трибуну, либо за ворота. Искусственный интеллект вашей команды также не блещет. Такое чувство, что в защите играют лишь неудачники. Сторона и ворота зачастую остаются вообще без защиты, и когда ты бежишь как сумасшедший, чтобы спасти вратаря от мощного пинка мимо ворот, замечаешь пятерых футболистов другой команды и ни одного своего.
Впрочем, самое главное, что игра затягивает, как и год назад. Даже далекому от футбола человеку понравится гонять игроков по полю и пинать мяч. Всё дело в ощущении реального присутствия на футбольном матче. Рев трибун, вой комментаторов и напряженная до кончиков пальцев игра. В компании друзей FIFA 21 раскрывается на полную, ты уже не обращаешь внимания на проблемы искусственного интеллекта, тебя не напрягают дубовые вратари — и можно вдоволь погонять мяч по полю, благодаря новой функции Agile Dribbling. Дразнить своих противников высоким скиллом и финтами с мячом (при нажатии R1), конечно, не получилось, но бывалым игрокам должно зайти.
Менеджер без диплома
Режим карьеры можно начать как за игрока команды, так и за футбольного менеджера. Последний для меня, как ничего не смыслящего в футболе человека, стал настоящим адом. Что происходит и как в это играть непонятно совсем. Обучающие туториалы состоят из трех тезисов по каждому пункту действия. Пришлось реально открывать браузер и искать ключевые термины. Бывалым игрокам, а уж тем более фанатам Football Manager, такое придется по вкусу. Конечно, от FIFA не стоит ждать доскональной проработки менеджмента, но всё же.
Карьера за профессионального игрока осталась без изменений. Мы играем либо за своего протеже, либо за реального футболиста. Правда, создавая нового игрока, попадаешь в редактор персонажа, который не блещет богатством настроек. Далее прокачка, отслеживание цифр и показателей — все как в FIFA 20. Новых тренировок я не заметил. А ещё разработчики добавили режим симуляции во время матча. из-за чего сам смысл футбольного симулятора отпадает. Игра сама рассчитывает шансы на победу и просчитывает все ходы наперед.
Кардинальных нововведений в режиме карьеры не появилось, но оно и понятно — какой смысл ежегодно изобретать велосипед, когда каждую новую игру серии покупают ради другого, ради Ultimate Team. Это режим, в котором игроки создают команду своей мечты, выбирая из тысячи известных футболистов, а затем выходят на поле против других игроков. Этот режим получил более отзывчивое меню, но и без проблем не обошлось. То ли дело в русской версии, то ли в сыром билде, но некоторые режимы не помещаются на экране.
Также добавили стадионы, а ещё теперь не нужно постоянно проверять физическую форму футболистов. Наконец, ваш друг может играть по сети с вами за одну команду. Это все, что мне удалось заметить, сравнивая FIFA 20 и FIFA 21.
Уличный футбол
Приятной неожиданностью для меня стал режим Volta, который появился еще в предыдущей части игры. Он идеален для новичков и игроков, которые впервые взяли в руки геймпад. По своей сути это своеобразный уличный футбол с командами 5 на 5 или 3 на 3. Благодаря тому, что игроку не нужно управляться с большой командой и просчитывать каждый шаг на огромном поле, режим идеально подходит для освоения управления и изучения основных футбольных правил.
Для Volta разработчики придумали небольшую кампанию с поставленными и озвученными катсценами. Игрок создает своего протагониста, который становится капитаном команды. Ему предоставляется шанс выступить на чемпионате в Дубае и сделать свой клуб известным на весь мир.
Играется Volta увлекательно. Небольшие площадки, за которыми удобно наблюдать, и нет десятков других игроков, из-за которых невозможно нормально микроконтролить одного героя. А ещё нет замен, офсайдов, травм, карточек и даже усталости и выносливости. В результате Volta становится доступной для любого игрока, но при этом не теряет увлекательности и динамики.
Ощущение улицы не покидает даже на крупных соревнованиях, а отличный саундтрек мотивирует выдавать финты и забивать голы на профессиональном уровне. В какой-то момент начинаешь понимать, что основные режимы FIFA 21 созданы для уже знакомых с игрой пользователей. Им не нужно что-то объяснять и показывать. Сами разберутся. В Volta все наоборот. Она проводит игрока за руку через сюжетный режим и не отпустит даже тогда, когда он уже будет готов к онлайновым матчам.
***
FIFA 21 — та же FIFA 20. Существенных изменений вы не найдете. Визуальные навороты, вроде подтягивающих гетры футболистов, не в счет. Карьерный режим почти не эволюционировал, в Ultimate Team появилось разве что новое меню и пара-тройка несущественных улучшений (вдобавок он стал дольше грузиться и хуже отзываться на нажатия клавиш). Зато саундтрек шикарный, так и хочется добавить его себе в плейлист.
И, наконец, отвечая на вопрос из заголовка: нет, наверное, не стоит. Если вы годом ранее купили FIFA 20, можно пропустить актуальную версию и дождаться FIFA 22 для следующего поколения консолей. Если же вы играете в более ранние итерации футбольного симулятора, вложиться в FIFA 21 имеет смысл: как минимум, режим Volta всё ещё клёвый.
Обзор FIFA 21: геймплей не изменился, зато добавили кооператив и немного прокачали карьеру (наконец-то!)
Появился кооператив для FUT и Volta.
Начнем с главного – это все та же FIFA 20. Если вы играете один матч в месяц, то вряд заметите разницу. Зато для катающих постоянно появились несколько интересных новинок:
• Режим карьеры сделали глубже (кому-то понравится, но не всем);
• Volta все еще веселая – ее просто сделали чуть больше;
• Игру сделали еще красивее и презентабельнее: добавили тонны косметики и кастомизации;
• Главная новинка – в основные онлайн-режимы добавили кооператив.
А теперь обо всем по порядку.
Футбол почти не изменился (как будто вы ждали другого)
Купить FIFA 21 в магазине Эльдорадо сейчас
Если не знать заранее про изменения в геймплее, то разницы в футболе FIFA 20 и FIFA 21 не почувствуешь. Сыграв 3-4 матча против компьютера, я пошел на сайт EA Sports, чтобы понять, что конкретно изменилось.
• Ловкий дриблинг (Agile Dribling) – зажимаете кнопку и мяч липнет к ногам футболиста. Можно быстро качать соперников и интересно финтить. Это умеют все футболисты в игре, но только те, у кого высокие показатели дриблинга, смогут такое на космическом уровне. Остальные, скорее всего, потеряют мяч.
• Нестандартные забегания (Creative Runs) – теперь можно управлять игроком без мяча, точно направить его для забегания. Идея не новая: такое уже было в FIFA 2002, что-то подобное есть и в последних частях PES.
• Индивидуальный выбор позиции (Position Awareness) – теперь игроки под управлением ИИ лучше выбирают позицию при игре в обороне и атаке. Плеймейкеры ищут свободные зоны перед штрафной, нападающие следят за линией офсайда, защитники блокируют удары.
Разработчики пишут, что это должно дать дополнительный бонус от использования лучших игроков – у них выше навык выбора позиции, это преимущество.
• Система естественного поведения игроков при столкновениях (Natural Collision System) – теперь игроки не врезаются друг в друга, а пытаются уйти от ненужного контакта.
За несколько часов игры против ИИ новые забегания и дриблинг не особо понадобились: компьютерные соперники и так спокойно дают забивать и создавать моменты. Хотя ловкий дриблинг, заточенный на одну кнопку, действительно сделал игру за техничных футболистов чуть интереснее. Плюс, кажется, ловкий дриблинг будет решать в онлайне.
По геймплею проблема очевидна уже не первый год – он практически не меняется и не предлагает ничего принципиально нового. В FIFA 19 я провел несколько сезонов в карьере, играя почти каждый матч, плюс залипал в онлайне. В FIFA 20 меня хватило на два месяца – этот футбол надоел еще в прошлой части, но спасла веселая Volta. От футбола FIFA 21 мне стало скучно, пока я изучал ее для написания текста.
Кажется, у EA Sports действительно кризис идей развития конкретно происходящего на поле – новые фишки не делают игру интереснее или ближе к реальности. Поэтому EA проработала некоторые режимы и добавила новые варианты игры с друзьями.
Купить FIFA 21 в магазине Эльдорадо сейчас
Режим карьеры: FIFA стала ближе к менеджеру
О том, что над режимом карьеры плотно работают, EA показала еще в прошлой части: вернули пресс-конференции, общение с игроками (которое влияет на мораль) и многое другое. Дальше – больше.
Во-первых, доработали трансферы. Теперь можно брать игрока в аренду с правом выкупа – сейчас такой вариант сделок дико популярен в реальном футболе. Противники тоже соображают – например, пытаются обменять игроков и не отпускают лучших футболистов свободными агентами. За трансферы FIFA 21 получает небольшой плюс.
Очень просили вернуть возможность войти в игру прямо по ходу симуляции матча. EA Sports услышала: теперь если твоя команда во время симуляции летит к 20-й минуте 0:3, ты можешь вмешаться и исправить ситуацию. Или править тактику через тренерский интерфейс, или войти в матч лично и забить пять.
При этом всегда можно выйти обратно в режим симуляции – если уже все понятно и не хочется лично доигрывать матч. Это с одной стороны очень удобно, с другой – режим карьеры стал ближе к какому-нибудь Football Manager, только с возможностью исправить все руками за пару минут. Это немного убивает ощущение вызова: через пару часов игры карьера превратится в череду симуляций с залетами в игру на решающие моменты.
Плюс теперь надо сильно запариваться над тренировками: можно переводить футболистов на новую позицию, искать им новую роль на поле или замедлять старение – все с помощью индивидуальных занятий с игроком. А еще появилась возможность составлять график тренировок – но, если честно, пользоваться им очень запарно. Я пробовал копаться в календаре, но в итоге просто следовал курсу, который прописал компьютер.
В итоге режим карьеры получился достаточно интересным, но переусложненным. Надо составлять расписание, тренировать игроков, следить за их состоянием, участвовать в пресс-конференциях и т.д. В меню тут проводишь гораздо больше времени, чем на поле.
Фанаты футбольных менеджеров могут оценить спектр возможностей, но для кого-то такой объем действий просто ради того, чтобы сделать условный «Лидс» чемпионом, может стать барьером. Или просто сам процесс быстро надоест.
Купить FIFA 21 в магазине Эльдорадо сейчас
FUT: теперь можно играть с друзьями и построить стадион
Ultimate Team – самый популярный и самый доходный режим FIFA. Зачем менять то, что и так прекрасно работает? Можно просто убрать пару неприятных рудиментов и сделать режим больше и разнообразнее – так разработчики подошли ко всей FIFA 21, и FUT не исключение.
Убрали усталость футболистов после матчей (теперь нет предметов физической формы), тренерский штаб и предметы тренировки. EA сделала режим проще, удалив раздражающие вещи.
Время, освободившееся от работы с командой, можно потратить на стадион. Появился новый вид персонализации – теперь в паках выпадают еще и предметы украшения вашей арены. Менять можно кричалки, цвет сидений и баннеры болельщиков. Короче, еще один повод покупать паки.
Главное нововведение – появился полноценный кооператив и возможность играть в Ultimate Team вместе с товарищами. Для этого подвезли новые варианты игры: Squad Battles и Division Rivals. Теперь ты легко можешь подсоединить друга к своей Ultimate Team и вдвоем вы будете разносить таких же ребят, которым нравится играть в паре. И награды тоже получаете вместе.
На этом жанровое разнообразие не заканчивается – появился режим командных событий. Обещают, что постоянно будут новые челленджи, в рамках которых все сообщество делится на две команды (например, команда Холанда против команды Феликса, «Ливерпуль» против «Боруссии», АПЛ против Ла Лиги или Старые против Молодых). Выиграл матч – принес очки одной из сторон. Если ваша сторона победила – дадут призы.
Volta – все еще интересно
Режим Volta был самым позитивным моментом прошлой части игры. В FIFA 20 большую часть времени я провел именно в Volta. Нравилось, что каждая площадка для игры отличается размерами и спецификой: со стенками и без, с маленькими воротами или с мини-футбольными, даже размеры площадки влияли на игру.
При создании Volta для FIFA 21 разработчики пошли по пути идеального сиквела: оставили то, что хорошо работает, и добавили тонну нового контента. Появились новые звезды (можно получить в команду даже боксера Энтони Джошуа), миллион видов одежды и 5 новых арен: Сан-Паулу, Милан, Париж, Сидней, Дубай – локации отличаются по ощущениям и принципам игры.
В прошлой части был большой режим истории: интересный, но с затянутым сюжетом и нелепыми катсценами. В FIFA 21 историю убрали – оставили только режим «Дебют».
Не особо яркий сюжет быстро прогоняет игрока по новым аренам, знакомит с интересными соперниками и накидывает первые бонусы команде. Это идеально: проходишь за полтора часа, втягиваешься и идешь пробовать другие варианты игры. Например, кооперативный режим и события Volta – новые форматы немного приближают уличный футбол к Ultimate Team.
Как итог, я снова провел массу времени в Volta – уходить через несколько дней игры не хотелось.
FIFA 21 – дорого, богато, симпатично. Тут и лицензии, и стадионы, и ТВ-оформление, и миллион режимов (в них реально можно заблудиться) – всего этого у PES 2021 просто нет. EA Sports услышала некоторые пожелания сообщества и местами дала даже больше, чем просили (например, в карьере).
Тренд новой части максимально прост: мы дадим вам новые варианты играть в ту же самую FIFA.
Стоит FIFA 21 дорого. На консолях – 4899 рублей, 3500 – для ПК. На фоне того, что конкуренты из PES 2021 продают обновление по цене DLC, многие рискнут и перейдут на японский симулятор. Как минимум до первых скидок на FIFA.
Как FIFA 22 отличается от FIFA 21. Первые впечатления от игры
Оценивать футбольный симулятор EA с каждым годом становится всё сложнее. И визуально, и геймплейно игры отличаются не так уж сильно. Всё дело в нюансах, которые невозможно рассмотреть при беглом знакомстве.
© Артём Ращупкин Как FIFA 22 отличается от FIFA 21. Первые впечатления от игры
Как минимум последние три года сначала удивляешься и надеешься, что наконец-то вышла новая FIFA, которую так долго ждал.
Только EA задумывает превратить свой симулятор футбола в более сложный механизм, как следует массовая истерия от донатеров. Мол, забивать стало сложнее, верните всё как было. Следуют патчи, которые превращают новую часть в старую.
И именно этого обычные игроки боятся больше всего. Что повторится всё, как встарь. Ведь именно сейчас FIFA 22 — это то, что надо. Это то, во что действительно интересно играть. Делимся нашими первыми впечатлениями от знакомства с новой частью футбольного симулятора на PS5.
© Артём Ращупкин Как FIFA 22 отличается от FIFA 21. Первые впечатления от игры
Некстген? Революция? Подождите, со столь громкими словами придется повременить. Да, были слухи, что EA собирается переходить на свеженький Unreal Engine 5. Но если это и произойдет, то как минимум в последующей части. Авторам нужно больше времени, чтобы как следует ознакомиться с новой технологией.
И, объективно говоря, FIFA 22 не смотрится устаревшей или как-то плохо. Даже на уже поднадоевшем Frostbite с картинкой и анимациями всё в порядке, хотя в целом большой разницы по сравнению с FIFA 21 вы, естественно, не заметите.
© Артём Ращупкин Как FIFA 22 отличается от FIFA 21. Первые впечатления от игры
Отличается ли PS5-версия от PS4-версии? Конечно! Разница видна невооруженным глазом, но не настолько, чтобы уверенно сказать: играйте только на PlayStation 5, а консоли предыдущего поколения — в утиль. Картинка на новых приставках выглядит чуть красочнее. За счёт новой технологии захвата движений HyperMotion футболисты передвигаются чуть реалистичнее. Этого как раз нет на старых консолях. Вот это «чуть» проявляется во всём.
© Артём Ращупкин Как FIFA 22 отличается от FIFA 21. Первые впечатления от игры
А вот вратари, как показалось, тащат «мёртвые» мячи намного чаще. Их сейвы стали выглядеть реалистичнее. Заслуга новой технологии HyperMotion?
Кстати, показатели скорости теперь не так сильно решают. Даже условный Мбаппе не сможет так просто взять и убежать от защитников по флангу.
А что с динамикой? FIFA осталась такой же аркадой с космическими скоростями? Мы знаем, как может измениться игра за несколько недель, но прямо сейчас она ощущается более медленной и размеренной, чем FIFA 21. Может быть, это спланировано специально.
Вы купите FIFA 22, которая выгодно отличается от прошлой части, а затем выйдут патчи… Ну вы поняли. Похоже на шизофрению, но ведь мы с таким уже сталкивались. И не раз.
Защита стала более плотной, игроки медленнее, финты отошли на второй план. Вернее они никуда не делись, но необходимость в них пропала. Насовсем или временно — покажет время. Но забавляют те, кто пытается пройти тебя на старых скриптах, но лишь утыкается на защитников. Любители побеждать за счёт финтов будут наказаны игроками, умело играющими в пас. Навесы и треугольники — наше всё.
Подводя предварительные итоги, хочется пожелать игре оставаться такой если не всегда, то как можно дольше. Не слушайте киберспортсменов, которым FIFA 22 покажется слишком медленной и неповоротливой. В футбольном симуляторе, как бы это абсурдно ни звучало, должно быть больше футбола и меньше танцев с мячом. Построение атак через пасы, больше комбинаций и меньше скриптов — это то, что нужно игре.
© Артём Ращупкин Как FIFA 22 отличается от FIFA 21. Первые впечатления от игры
FIFA 22 выходит 1 октября на PS5, PS4, Xbox Series, Xbox One и ПК, но 27 сентября покупатели ультимативного издания получат доступ к новинке. Более того, подписчики EA Play уже могут начать 10-часовую пробную версию футбольного симулятора.