в какую группу экспертных методов входит метод интервью
Методы экспертных оценок
Зачастую необходимо выбрать среди множества альтернатив, при этом каждая обладает различными преимуществами. И как же выбрать лучшую, имея мнение десятков, а то и сотен экспертов?
Как вычисление рейтинга компьютерной игры, основанного на оценках критиками графики, геймплея и сюжета, так и коллективный выбор приоритетной задачи перед появлением заказчика, относится к методам экспертных оценок.
Краткий ликбез
В случаях чрезвычайной сложности проблемы, ее новизны, недостаточности имеющейся информации, невозможности математической формализации процесса решения приходится обращаться к рекомендациям компетентных специалистов, прекрасно знающих проблему, — к экспертам. Их решение задачи, аргументация, формирование количественных оценок, обработка последних формальными методами получили название метода экспертных оценок.
Говоря о согласованности мнений экспертов, стоит упомянуть, что ранжирование не подразумевает (или не всегда подразумевает) расстояние. То есть у одного эксперта A>B>C означает, что A>>B>C, а у другого A>B>>C. И всякие корреляции и расчеты средних оценок тут не помогут. Как вариант, считать индекс согласованности. Что-то типо количества противоречивых замкнутых цепочек мнений экспертов (Первый считает, что A лучше Б, второй, что Б лучше С, а третий, что С лучше А) к количеству всех подобных цепочек.
Рейтинги обычно базируются на некоторой вероятностной модели, поэтому нужно тщательно учитывать область их возможного применения.
Заключение
Статья и не претендует на полный многоэтапный разбор методов и алгоритмов оценки, лишь поверхностное их описание. Посему, если вы знаете применимые в данном случае (не описанные мной) методы и алгоритмы — с удовольствием добавлю их в статью. Или любую полезную тематическую литературу.
Засим откланиваюсь. Всех с праздником, раминь. А для тех, кто зашел посмотреть на девушек — вот вам
Что такое экспертное интервью: рекомендации
Узнайте о преимуществах, недостатках и задачах, которые решает экспертное интервью
Экспертное интервью — это беседа с отраслевым специалистом, которая является одним из методов маркетингового исследования.
Содержание
Задачи экспертного интервью
С помощью экспертного интервью компании собирают информацию о закрытых сегментах рынка и специфических группах потребителей, узнают мнение компетентного специалиста, а также получают прогнозы касательно развития отрасли. В некоторых случаях для полноты картины интервьюер опрашивает нескольких экспертов, имеющих разные точки зрения. Давайте посмотрим, какие задачи можно решить с помощью экспертного интервью:
Экспертное интервью используют для прогнозирования, исследования, планирования и решения других маркетинговых задач. В следующем разделе вы узнаете, какие у него есть плюсы и минусы.
Преимущества и недостатки экспертного интервью
На основании результатов экспертного интервью компании вносят изменения в свою маркетинговую стратегию, принимают стратегические решения для укрепления позиций на рынке и повышения конкурентоспособности. Ознакомьтесь с преимуществами этого вида маркетингового исследования:
Однако, у экспертного интервью есть и недостатки:
Для проведения качественного экспертного интервью необходимо участие опытного интервьюера. В противном случае исследование может зайти в тупик, привести к неправильной интерпретации данных, искажению действительности и другим негативным последствиям. Чтобы экспертное интервью принесло максимум пользы, ознакомьтесь с полезными рекомендациями для его проведения.
Как проводить экспертное интервью
Подготовка экспертного интервью — это трудозатратный процесс, требующий тщательной подготовки интервьюера и проработки вопросов. Чтобы получить качественное исследование, важно учесть ряд факторов. Давайте разберем пошаговый план подготовки экспертного интервью.
Экспертное интервью используют как дополнительный метод маркетингового исследования или самостоятельный способ получения информации. Главное при проведении опроса — сфокусироваться не на личности специалиста, а на знаниях, которые можно от него получить. Конечно, опрос одного или нескольких экспертов не даст вам собрать большой объем данных. Поэтому, если вам необходимо провести более фундаментальное исследование, используйте глубинное интервью.
В какую группу экспертных методов входит метод интервью
Файл: Информационные технологии в юридической деятельности.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлена: 23.07.2019
Просмотров: 25928
Скачиваний: 256
В1: Какая информация о системе имеется при энтропии равной нулю?
В2: Какие свойства информации отражает прагматический аспект?
В3: Показатели объединяются в:
В4: Какие компьютеры имеют ограниченный набор команд?
В5: Выберите содержательные элементы технологии
О5: правила, ресурсы люди, техника
В6: Основным элементом преобразования информации в системах управления является
О6: принятие решения
В7: Что такое показатель?
О7: качественно определенная величина, дающая количественную характеристику отражаемому объекту (процессу, явлению) и имеющая экономический смысл.
В8: Процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления(инф-го продукта) — это:
О8: информационная технология
В9: Информация, согласованная по семантической форме с тезаурусом пользователя, называется:
В10: Какие задачи решает информатика?
создание единой теории информационных процессов
создание теории информационного моделирования
создание и развитие структуры информатизации
В11. Какой параметр информации означает ее способность отражать реально существующие объекты с необходимой точностью?
В12: Что такое текстовая информация?
О12: совокупность алфавитных, цифровых и специальных символов, с помощью которых представляется информация на физическом носителе.
В13: Что является предметом и продуктом труда информационных технологий?
В14: Объединение реквизита-основания с реквизитами-признаками приводит к образованию:
В15: Для того чтобы в материальном мире происходил обмен информацией, должны быть:
О15: приемник, источник информации, получатель инф, передатчик, канал связи
В16: Что такое комплектование данных?
О16: разбиение больших объемов данных на комплекты, чтобы облегчить их поиск
В17: Что такое управление?
О17: процесс целенаправленного воздействия на объект, организующий функционирование объекта по заданной программе
О18: способ теоретического исследования или практического осуществления чего-нибудь
В19: Информация, поступающая от объекта управления в управляющую подсистему, носит название:
В20: Как называется один или несколько взаимосвязанных программных продуктов для определенного типа компьютера, технология работы в котором позволяет достичь поставленной пользователем цели?
О20: инструментарий информационной технологии
В21: Потребитель приобретает максимальное количество семантической информации когда поступающая информация
О21: понятна пользователю и несет ему ранее неизвестные сведения
В22: При неограниченном возрастании тезауруса пользователя, количество семантической информации стремится к:
В23: Совокупность правил кодового обозначения объектов:
О23: система кодирования
В24: При оценке информации различают такие ее аспекты, как
О24: синтаксический, прагматический, семантический
В25: Что такое ассимилированная информация?
О25: это представление сообщений в сознании человека, наложенное на его систему понятий и оценок
В26: Какая мера информации определяет полезность (ценность) информации для достижения пользователем представленной цели?
В27: Какой параметр информации определяется степенью сохранения ценности информации для управления в момент ее использования?
В28: Выберите из списка уровни представления информационного процесса:
О28: физический, логический, концептуальный
В29: Как называется логически неделимый информационный элемент, описывающий определенное свойство объекта, процесса, явления?
О30: действия или система действий, применяемых при исполнении какой-нибудь работы
В31: Инструментарий информационных технологий это
О31: одна или несколько программ
В32: Классификация это
О32: система распределения объектов(предметов, явлений, процессов, понятий) по всем классам в соответствии с определенным признаком
В33: Какой коэффициент представляет собой отношение количества семантической информации к ее объему?
В34: Какую емкость отражает содержательность информации?
В35: Совокупность документов, объединенных по определенному признаку, образует:
В36: Какой уровень определяет содержательный аспект ИТ или процесса?
О36: концептуальный уровень
В37: По стабильности информация бывает:
В38: Обычно информация, предназначенная для передачи, называется:
В39: Назовите три стороны технологии:
О39: социальная, информационная, инструментальная
В40: Где находится команда конверты и наклейки?
О40: в меню Сервис – письма и рассылки
В41: Как открываются Мастера для создания документов?
В43: Если в функции «ЛИНЕЙН» аргумент «константа-ложь», то в уравнении регрессии отсутствует:
О43: свободный член
В44: Какой показатель используется для проверки достоверности тренда?
О44: коэффициент детерминации
В45: Для описания предметной области используются методы:
О45: экспертных оценок
В46: Совокупность признаков или условий изменения состояний системы называют:
В47: Напротив какой строки базовой линии необходимо задавать функцию СРЗНАЧ с интервалом усреднения 5?
О48: функцией экспоненциального сглаживания
В49: Каким уравнением представлен логарифмический тренд?
В50: Для чего необходима предварительная обработка базовой линии?
О50: снизить трудоемкость нахождения тренда, снизить влияние случайной составляющей на прогноз
В51: Что такое выравнивание?
О51: замена базовой линии аналитически подобранной кривой
В52: Сколько раз можно проводить линейное сглаживание?
В53: В какую группу экспертных методов входит метод «Дельфи»?
О53: в группу коллективных экспертных методов
В54: В какую группу методов включают экспоненциальное и адаптивное сглаживание?
О54: в группу методов экстраполяции
В55: Что представляет собой управление с помощью сценариев?
О55: процесс изучения отдельных переменных и присвоения им диапазона значений
В56: Функция «Наклон» выводит:
О56: значение коэффициента « m » уравнения регрессии
О57: изменить форму представления данных
В58: Почему не рекомендуется в полиноминальной прогностической модели степень полинома брать более 4:
О58: пропадает эффект сглаживания
В59: К какой группе методов относится морфологический анализ?
В60: Что такое «фактор затухания»?
О60: интервал сглаживания
В61: В какую группу экспертных методов входит метод деструктивной отнесенной оценки?
О61: в группу коллективных экспертных методов
В62: Как называется процедура линейного сглаживания в механизмах создания трендов диаграмм?
О62: линейная фильтрация
В63: В каких пределах должен изменяться «фактор затухания»?
В64: Какие из нижеперечисленных методов относятся к предсказательным моделям?
В65: Какие из нижеперечисленных методов относятся к описательным моделям?
О66: любой рабочий лист, в котором можно подставлять различные значения для переменных, чтобы увидеть их влияние на другие величины, которые вычисляются по формулам, зависящим от этих переменных
В67: Когда можно использовать эвристические методы прогнозирования?
О67: объект прост, объект очень сложен
В68: Для вывода параметров статистики функции «ЛИНЕЙН» необходимо:
О68: присвоить переменной «статистика» значение «1», присвоить переменной статистика значение «истина», присвоить переменной «статистика» значение «да»
В69: В какую группу экспертных методов входит метод интервью?
О69: в группу индивидуальных экспертных методов
В70: С каким расширением можно создать и сохранить подготовленный документ в окне «Шаблоны»?
В71: Как называется программа, входящая в состав Word и упрощающая процесс создания и форматирования документа?
В72: Каким документам доступны параметры локальных шаблонов:
О72: тем документам, которые базируются на данном локальном шаблоне
В73: Какая из перечисленных моделей не может использоваться для моделирования данных?
В74: Чем отличаются линейное и нелинейное сглаживание?
О74: нелинейное учитывает расстояние каждой точки базовой линии от точки прогноза
В75: Какие методы применяются в условиях отсутствия достаточно представительной и достоверной статистики характеристики объекта прогнозирования?
О75: методы экспертных оценок
В76: В каких программах из пакета Microsoft Office может быть построена ИЛМ?
В77: Что необходимо сделать для решения или анализа сценария в тех случаях, когда оптимизационная задача содержит несколько переменных величин?
О77: воспользоваться технологией «Поиск решения»
В78: Как называются именованные комбинации значений, заданных для одной или нескольких изменяемых ячеек в модели «Что если»?
О78: таблица подстановки
В79: В какую группу экспертных методов входит морфологический анализ?
О79: в группу индивидуальных экспертных методов
В80: В какую группу экспертных методов входит метод построения прогнозного сценария?
О80: в группу индивидуальных экспертных методов
В81: Сколько этапов системного моделирования?
В82: К какой группе методов прогнозирования относится функция «ТЕНДЕНЦИЯ»?
О82: линейная многомерная
В83: Факторный анализ – это
О83: выявление действия различных факторов и их комбинаций на величину результативного признака
В84: Какой интервал усреднения необходимо задавать?
В85: Функция «РОСТ» относится к группе методов
О85: нелинейных многомерных
В86: Какие методы объединяют совокупность методов обработки количественной информации об объекте прогнозирования по принципу выделения содержащихся в ней математических закономерностей развития и математических взаимосвязейхарактеристик с целью получения прогнозных моделей?
О86: статистические методы
В87: Какой метод называют линейным сглаживанием?
О87: метод невзвешенных скользящих функций
В88: Что целесообразно сделать перед началом работы с диспетчером сценариев?
О88: присвоить имена ячейкам, где будут располагаться переменные и формулы, ссылающиеся на изменяемые ячейки окон диалога
В89: Какова главная проблема принятия решений?
О89: выбор альтернатив решений
В90: Какую типовую функцию Exel можно использовать для линейного сглаживания?
В91: Какова роль модели «черный ящик» в системном моделировании?
О91: структурировать исходную информацию относительно самой системы и внешней среды
В92: Что определяет линейная регрессия?
О92: прямую линию, которая наилучшим образом представляет множество данных
В93: Какие методы входят в группу экстраполяционных методов прогнозирования?
О93: интерполяция, экспоненциальное сглаживание, вероятностное моделирование
В94: С какой целью проводится анализ объектов прогнозирования?
О94: разработка модели объекта
В95: Какие методы основаны на мнениях привлеченных экспертов?
В96: Где находится функция «экспоненциальное сглаживание»?
О96: в пакете «анализ данных»
В97: Что представляет собой управление с помощью сценариев?
О97: процесс изучения отдельных переменных и присвоение им диапазона значений
В98: Какой показатель используется для проверки достоверности тренда?
О98: коэффициент детерминации
В99: Что такое «фактор затухания»?
О99: величина, обратная постоянной сглаживания
В100: Процесс подготовки пачки однотипных писем (документов) путем объединения файла, содержащего список имен и адресов, с файлом, содержащим шаблон писем – это
В101: Что такое шаблон?
О101: особый вид файла документа, представляющий специальные средства для оформления итогового документа
В102: Какое имя и расширения имеют файлы шаблонов?
В103: Какая из перечисленных моделей не может использоваться для моделирования данных?
В104: Что такое журнал?
О104: особая часть БД, недоступная пользователям СУБД и поддерживаемая с особой тщательностью, в которую поступают записи обо всех изменениях основной части СУБД
В105: Что такое база данных (БД)?
О105: совокупность сведений о конкретных объектах реального мира в какой-либо предметной области
В106: Что явилось первой побудительной причиной создания СУБД?
О106: стремление выделить и обобщить общую часть БД, ответственную за управление сложно структурированными данными
В107: Что представляет собой интегрированная БД?
О107: данные должны храниться в общем «котле», что исключает их дублирование и все изменения производятся в одном месте
В108: Определите четвертый этап процесса системного моделирования
О108: создание модели данных в конкретной информационной технологии (программе)
В109: Что является содержанием шестого этапа процесса системного моделирования?
О109: материальное или информационное воздействие на систему-оригинал с целью привидения ее в найденное при решении оптимальное состояние для решения исходной проблемы
В110: Что является целью третьего этапа процесса системного моделирования?
О110: построение информационно-логической модели полученных данных о системе и окружающей ее среды
В111: Определите пятый этап процесса системного моделирования
О111: выполнение вычислительных экспериментов с моделью
В112: Определите первый этап процесса системного моделирования
О112: анализ проблемной ситуации
В113: В чем суть первого этапа процесса системного моделирования?
О113: выполняется анализ всех доступных ресурсов (материальных, финансовых, информационных), необходимых для построения модели, ее использования и реализации полученных результатов с целью решения имеющейся проблемы
В114: В чем состоит назначение модели черного ящика в системном моделировании?
Методы индивидуальных экспертных оценок
Методы индивидуальных экспертных оценок базируются на использовании в качестве источника информации мнения одного человека. К данной группе относятся: метод интервью, метод анкетного опроса, аналитический метод, метод написания прогнозного сценария.
Метод интервью. Основная особенность данного метода заключается в том, что исследователь (опрашивающий) и эксперт находятся в непосредственном контакте. Необходимая информация извлекается в ходе беседы. Направление беседы задает опрашивающей по заранее составленным вопросам относительно перспектив развития прогнозируемого объекта. Ему принадлежит ведущая роль в проведении беседы. Эксперт выступает в роли источника прогнозной информации.
Есть три основные формы проведения интервью: свободная беседа; интервью по типу вопрос-ответ; интервью в форме перекрестного допроса (последняя форма интервью осуществляется с привлечением нескольких интервьюеров, как правило двух. Они стремятся получить максимум информации по проблеме, одновременно проверяя ее на непротиворечивость).
Достоинство метода интервью заключается в том, что непосредственный контакт эксперта и интервьюера позволяет направить беседу в необходимом направлении. Недостатки метода: 1) влияние на прогнозные оценки субъективных факторов (например, психологическое давление интервьюера на эксперта); 2) не каждый эксперт может делать экспромтом хорошие и грамотные заключения.
Метод анкетного опроса. Для получения информации эксперту предлагается для заполнения анкета, содержащая набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования. Анкета заполняется экспертами самостоятельно, поэтому все вопросы должны быть сформулированы предельно ясно и однозначно.
В зависимости от целей исследования при составлении анкет используются вопросы двух видов: открытые и закрытые. В формулировке закрытых вопросов содержатся возможные варианты ответов. На вопросы открытые (свободные) ответы экспертом могут быть даны в любой форме.
Достоинство открытых вопросов – возможность обнаружить с помощью эксперта новые, оригинальные варианты решения проблемы, а их недостаток – трудоемкость анализа ответов, так как возможен широкий диапазон ответов и трудно сформулировать общегрупповое мнение.
Таким образом, использование анкет с вопросами закрытого типа обосновано, когда необходимо получить согласованную позицию экспертов, и нежелательно, когда прогнозируется сложный процесс, у которого может быть несколько вариантов, путей развития.
В общем случае анкета экспертного опроса включает в себя три основные части:
• обращение к эксперту для введения его в сущность прогнозной разработки, где описаны цель и задачи прогнозного исследования, методические особенности его проведения, роль и функции эксперта;
• описание проблемы, предлагаемой эксперту для анализа;
• совокупность вопросов или заданий эксперту;
Аналитический метод предполагает проведение экспертом логического анализа какой-либо прогнозной ситуации, и его результатом является аналитическая докладная записка. Он предполагает самостоятельную работу эксперта над анализом тенденций, состояния и путей развития прогнозируемого объекта. Данный метод мало пригоден для прогнозирования сложных систем и выработки стратегии из-за ограниченности знаний одного специалиста-эксперта в смежных областях знаний. Экспертиза позволяет обойти трудности долгосрочного учета качественных изменений объекта прогнозирования, связанных как с внутренней логикой развития объекта, учета взаимосвязей качественных признаков, так и с изменением внешних факторов.
Метод написания прогнозного сценария основан на определении логики развития экономического процесса во времени при различных условиях. В сценарии указывается генеральная цель развития объекта прогнозирования, выявляются основные факторы (и положительные, и негативные), влияющие на развитие объекта, формулируются критерии для оценки различных процессов, связанных с развитием объекта прогнозирования. Ценность сценария тем выше, чем меньше степень неопределенности, т.е. чем больше степень согласованности мнений экспертов об осуществимости событий, развитии процесса.
Как правило, каждый сценарий состоит из трех частей:
• базовый блок (отображение существующей реальности и динамических характеристик прогнозируемой социально-экономической системы);
• варианты будущего развития объекта, строящиеся на основе многочисленных гипотез и возможных последствий, что позволяет сформировать дерево будущего;
• конечные результаты прогноза для различных временных горизонтов.
Таким образом, методы индивидуальных экспертных оценок базируются на возможности максимального использования индивидуальных способностей экспертов и минимизации психологического давления, которое может быть оказано на отдельных работников.
Наиболее достоверными являются коллективные экспертные оценки.
Методы коллективных экспертных оценок предполагают определение степени согласованности мнений экспертов по перспективным направлениям развития объекта прогнозирования, сформулированным отдельными специалистами.
Для организации проведения экспертных оценок создаются рабочие группы, в функции которых входят проведение опроса, обработка материалов и анализ результатов коллективной экспертной оценки. Рабочая группа назначает экспертов, которые дают ответы на поставленные вопросы, касающиеся перспектив развития данного объекта. Количество экспертов, привлекаемых для разработки прогноза, может колебаться от 10-150 чел. в зависимости от сложности объекта. После опроса осуществляется обработка материалов. Окончательная оценка может определяться как среднее суждение или как среднее арифметическое значение оценок всех экспертов.
Метод коллективной генерации идей («мозговой атаки», «мозгового штурма») представляет собой способ получения прогнозных оценок в ходе совместного обсуждения как результата коллективного творчества людей. Он включает два элемента: выявление вероятностных вариантов развития объекта прогнозирования и их оценку.
Следует выделить шесть главных правил проведения «мозговой атаки».
1. Запрещается всякая критика предлагаемых идей на начальных этапах.
2. Время одного выступления ограничено (1-2 минуты).
3. Допустимы многократные выступления одного и того же участника.
4. Приоритет выступления имеет эксперт, развивающий мысль предыдущего высказывающего.
5. Обязательная фиксация всех высказанных идей.
6. Оценка идей, выдвинутых на предыдущих этапах.
Метод «мозговой атаки» требует следующие виды обеспечения:
1) организационное обеспечение, заключающееся в выборе ведущего, формировании групп генераторов идей и экспертов, организации их работы в соответствии с правилами и принципами метода;
2) методологическое обеспечение, т.е. обучение специалистов принципам, правилам и содержанию этапов метода, выбору разновидностей метода и практическому освоению всех необходимых процедур;
3) психологическое и мотивационное обеспечение, включающее психологическую настройку и стимулирование творческой работы специалистов, привлекаемых в группы генераторов идей, и экспертов с учетом особенностей этих групп;
4) информационное обеспечение, заключающееся в подготовке информационно-справочных и методических материалов для формулирования проблемы, постановки задач, а также анализа выдвинутых идей.
Метода «мозговой атаки» реализуется шесть этапов:
3 этап – генерация идей или непосредственно опрос экспертов. Этот этап начинается с того, что ведущий раскрывает содержание проблемной записки, концентрирует внимание экспертов на решаемых вопросах, на правилах проведения метода. Активная роль ведущего предполагается только в начале 3 этапа. После подъема активности участников процесс выдвижения идей идет спонтанно. Третий тур по времени должен занимать от 20 минут до 1 часа в зависимости от активности экспертов. Целесообразно записывать все высказывания.
6 этап – оценка критических замечаний и составление списка практически приемлемых идей. Рабочая группа отбирает те идеи, которые не подверглись критике на пятом этапе, или наиболее интересные контридеи, которые и закладываются в основу разработки прогноза.
Достоинствами этого метода являются возможность получения результата за короткий промежуток времени и возможность вовлечения в творческий процесс одновременно большого количества экспертов.
К числу важнейших недостатков метода коллективной генерации идей относятся значительный уровень информационного шума, создаваемого тривиальными идеями, спонтанный и стихийный характер генерации идей.
Метод Дельфи – один из наиболее распространенных интуитивных методов прогнозирования. Он был разработан в 1963 г. американской корпорацией «Рэнд» и использован впервые для построения прогноза числа изобретений в различных отраслях науки к 2010 г. В России он начал применятся с 70-х годов.
Метод Дельфи позволяет обобщить мнения экспертов и сформулировать единое групповое мнение. Оценка будущего развития получается в форме ответов на вопросы, задаваемые участникам по несколько раз.
Этот метод имеет три особенности: а) анонимность экспертов, т.е. участники не знакомы, а если знакомы, то не знают, что они участники; б) многотуровая процедура опроса экспертов посредством их анкетирования; в) использование результатов предыдущего тура.
В результате обработки анкет экспертов организаторами формулируется коллективное мнение. Эта информация сообщается экспертам, их просят переосмыслить свои высказывания и в случае несогласия объяснить причины этого. Данная процедура повторяется 3-4 раза, в результате чего организаторы добиваются сужения диапазона экспертных заключений. Статистическая характеристика группового ответа заключается в том, что организаторы составляют прогноз, содержащий точку зрения большинства экспертов.
Американская практика показала, что организация и процедура проведения прогнозов с помощью МД обходится инициаторам в 50% случаев до 5000 долларов, известны случаи и до 100000 долларов. Общее время реализации процедуры составило в 75% случае от 6 до 8 месяцев.
Этапы (туры) метода Дельфи.
1) определяется коллектив экспертов, им рассылается первый вариант вопросов в специально составленных анкетах;
2) после сбора и получения анкет выделяются те варианты, за которые высказалось большинство. Организаторы оценивают в балльной системе варианты по определенной схеме;
3) все участники получают результаты второго тура, и их просят подумать над вопросом и, если сочтут нужным, поменять свое мнение (выдается анкета другого вида);
4) организаторы собирают анкеты и обрабатывают их. Экспертам вновь выдаются анкеты с тем же вопросом по форме 3-го тура. Задача организаторов – добиться сужения диапазона высказываний экспертов, чтобы четко выделить одно, за которое проголосует большинство. Количество туров может быть 5-6, если оценки экспертов не меняются, то опрос прекращается.
Данный метод имеет следующие недостатки: невозможно учесть влияние, оказываемое организаторами на экспертов при составлении анкет; велики затраты времени и средств.
Метод экспертных комиссий основан на открытой дискуссии по обсуждаемой проблеме для выработки единого мнения экспертов. Дискуссия происходит за круглым столом, рекомендуемое число участников 15-20 человек. Для получения оценки данным методом создается рабочая группа, которая осуществляет назначение экспертов, проведение опроса, обработку материалов, анализ результатов коллективной экспертной оценки.
В процессе работы уточняются основные направления развития объекта, составляется матрица, отражающая генеральную цель, подцели и средства их достижения, т.е. направления научных исследований и разработок, результаты которых могут быть использованы для достижения цели.
Далее разрабатываются вопросы для экспертов, содержание которых определяется спецификой прогнозируемого объекта. Опрос экспертов и статистическая обработка материалов характеризуют обобщенное мнение и степень согласованности индивидуальных оценок экспертов. Полученные данные служат исходной базой для синтеза прогнозных гипотез и вариантов развития исследуемого явления или процесса. Результат представляет собой совокупность оценок относительной важности, назначенных экспертами для каждого из оцениваемых направлений исследования, и разработок, выражающихся в баллах и принимающих значения от 0 до 1, от 0 до 10, от 0 до 100 и т.д. Эти оценки по определенному вопросу сводятся в таблицы, строки которой соответствуют направлениям исследования, а столбцы – порядковым номерам экспертов.
Достоинство метода экспертных комиссий заключается в возможности роста информированности экспертов, так как при обсуждении они обмениваются точками зрения, что благоприятно влияет на точность прогноза. К недостаткам можно отнести следующие факторы: 1) группа экспертов в своих суждениях руководствуется логикой компромисса; 2) отсутствие анонимности может привести к тому, что эксперты присоединят свои голоса к более компетентным, авторитетным лицам при своем отличном мнении и в итоге дискуссия может свестись к полемике авторитетов; 3) существенным фактором при выработке коллективного мнения может стать активность некоторых экспертов, которые не являются наиболее компетентными; 4) в результате отсутствия анонимности некоторые эксперты могут не пожелать изменять свое мнение в результате того, что они его уже высказали публично, хотя большинству удалось их переубедить.
Метод морфологического анализа. Разработано несколько разновидностей метода морфологического анализа: метод десятичных матриц поиска; «организующих понятий»; морфологического классифицирования. Метод морфологического анализа и его разновидности основаны на использовании стратегии направленного систематического поиска множества потенциально возможных решений задачи в пределах морфологического множества, соответствующего структуре и особенностям задачи. Метод обеспечивает получение большого числа возможных решений по любой изучаемой проблеме при сравнительной легкости процедуры поиска.
Метод морфологического анализа применяется для решения прогностических задач в различных сферах социально-экономического и научно-технического развития в нашей стране и за рубежом. Результаты применения метода позволяют говорить о его эффективности и перспективности. В нем достигнуто разумное сочетание творческих и механистических процедур при его использовании. Практика применения метода показывает, что с его помощью можно получать множество нестандартных решений. Наиболее широко он используется для синтеза объекта прогнозирования. Только в рамках морфологического метода возникает задача содержательной интерпретации соответствующих формальных прогнозов.
Рассмотрим алгоритм реализации метода морфологического анализа:
1. Четкая формулировка проблемы, по которой необходимо принять решение.
2. Определение перечня всех основных морфологических признаков объекта, т.е. его значимых характеристик или свойств.
3. Составление морфологической матрицы, в которой наряду с признаками указываются всевозможные альтернативные значения каждого из них (для нас — это частичные решения).
4. Анализ полученных данных, их оценка и выбор приемлемого решения.
Поясним каждый этап на примере. Для облегчения понимания рассмотрим техническую сторону вопроса, так как экономическая и социальная составляющие настолько сложны, что при постановке и решении задачи могут вызвать затруднение даже у специалиста, использующего данный метод на практике.
Допустим, перед автомобилестроительным заводом стоит задача создания нового автомобиля, способного достойно конкурировать на внутреннем и внешнем рынке, а для этого необходимо опередить уже имеющиеся модели, т.е. нужно сделать изобретение, улучшающее технические и эксплуатационные характеристики автомобиля и снижающее себестоимость его выпуска.
Речь идет о нахождении принципиально нового сочетания уже известных технических свойств. Для этого очень удобен морфологический метод.
1. Формулировка проблемы. Суть проблемы состоит в том, чтобы разработать новую модель автомобиля. Это и есть четкая формулировка.
2. Определение признаков. В данном случае это некоторые существенные характеристики модели, достаточно полно ее определяющие. Для определения признаков в рамках метода существуют следующие условия:
а) признаки должны быть существенными;
б) они должны быть независимыми друг от друга;
в) признаки должны полностью охватывать все аспекты проблемы;
г) количество признаков не должно быть неоправданно большим, чтобы не усложнять работу с матрицей.
В нашем случае существенными признаем следующие признаки:
A. Тип кузова и салона автомобиля — для эргономического удобства водителя.
B. Тип двигателя автомобиля.
D. Вид тормозной системы.
Все эти признаки являются существенными для обеспечения нормальной работы машины, независимыми и достаточно полно охватывают проблему рассмотрения параметров автомобиля; следовательно, удовлетворяют условиям.
3. Составление матрицы. Она будет выглядеть следующим образом:
Признаки | Варианты значений | ||||||
А | А1 | A2 | A3 | ||||
В | В1 | B2 | B3 | B4 | |||
С | C1 | C2 | C3 | C4 | C5 | ||
D | D1 | D2 | |||||
другие | X1 | X2 | X3 | X4 | X5 | X6 | X7 |
Где А1— кузов типа седан; А2 — универсал; А3 — люкс.
В1 – шестицилиндровый прямой двигатель; В2 – типа V6; В3 – это двенадцатицилиндровый прямой; В4 — типа V12.
С1 – бензин; С2 – дизель; Сз – газ; С4 – спирт; С5 – солнечная энергия.
D1 — гидравлические тормоза; D2 — механические тормоза.
Х1-7 — другие выделенные признаки.
Следует заметить, что для полного обзора всех возможных частичных решений в каждую строку следует добавить вариант значения «Другое решение». Тогда матрица будет отвечать принципу глобальности. В нашем случае возможных решений всего 3x4x5x2=120. Конечно, многие из них уже применялись, многие нерациональны и лишь некоторые принципиально новые. Однако рассмотрены будут все, и мы можем не бояться упущения каких-либо вариантов, так как никогда нельзя сказать наверняка, какое именно решение бессмысленно, а какое приемлемо.
4. Анализ и выбор приемлемого решения. В данном случае анализ проводится специально отобранными экспертами (для этой цели могут применяться другие методы, например, экспертные оценки), компетентными в данной области. Выбранные варианты соединяются в матрице ломаными линиями, и та линия, частота которой наибольшая, признается приемлемым решением. Например, это может быть A|-B2-C2-D2 (седан, V6, дизель, механические тормоза). Можно выбрать больше, чем одно решение по убыванию частоты — как бы запасные варианты
Метод «635». Группа из шести участников анализирует и формулирует заданную (проблемную) ситуацию. Каждый участник заносит в формуляр три предложения по решению задачи (в течение 5 мин) и передает формуляр соседу (формуляр ходит по кругу). Заполняющий формуляр принимает к сведению предложения своего предшественника, а под ними в трех полях вносит еще три собственных предложения. Эти предложения могут использоваться в дальнейшей разработке записанных решений, но могут выдвигаться новые. Процесс заканчивается, когда участники обработали все формуляры. Технология позволяет получить до 108 предложений.