Универсальные учебные действия представляют собой совокупность различных способов действий учеников, обеспечивающих способность самостоятельному усвоению новых знаний и умений.
Понятие «универсальные учебные действия»
Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
Функции универсальных учебных действий
Виды УУД
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:
Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся следующие:
Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.
Общеучебные универсальные действия:
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
Логические универсальные действия:
Постановка и решение проблемы:
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативных действий являются:
Критериями оценки сформированности УУД у учащихся выступают:
Условия, обеспечивающие развитие УУД
Формирование УУД в образовательном процессе определяется тремя следующими взаимодополняющими положениями:
Источник статьи. Статья перепечатана при выполнении условий активной ссылки на источник статьи.
Сегодня обществом и государством выдвигаются всё новые требования к результатам обучения в школе. В стандартах первого поколения, целью образования была непосредственно передача знаний от педагога к ученикам а итогом, показывающим результаты обучения обозначалось овладение системой знаний, умений, навыков. В стандартах второго поколения понятие «ЗУНы» уже не используется. Меняется и цель обучения. Теперь школы должны выпускать в жизнь людей, не только усвоивших набор определенных знаний и умений, но и умеющих добывать их самостоятельно. Подразумевается, что выпускники должны обладать определенными универсальными учебными действиями (УУД).
Понятие универсальных учебных действий
Универсальные учебные действия – это совокупность способов различных действий, способствующих активному саморазвитию обучающегося, помогающих самостоятельному овладению новыми знаниями, освоению социального опыта, становлению социальной идентичности. Что же такое УУД по ФГОС, говоря простыми словами? Это действия, помогающие «научить человека учиться». Под универсальностью понимаются:
Универсальные учебные действия выполняют следующие функции:
Универсальные учебные действия включают следующие виды:
Личностные универсальные учебные действия
Личностные УУД – это действия, обеспечивающие определение ценностно – смысловой ориентации обучающихся. Также они способствуют определению человека своего места и роли в обществе и установлению благополучных межличностных отношений.
В учебной деятельности выделяют несколько видов действий:
Чтобы формировать личностные УУД, предлагается использовать следующие методические приёмы и задания:
Характеристика регулятивных универсальных учебных действий
Регулятивные универсальные учебные действия – это действия, которые обеспечивают организацию и коррекцию учебной деятельности. К этой группе относятся:
Для формирования регулятивных УУД предлагается несколько методических приемов. В первую очередь, обучающийся должен установить и понять цель изучения какой-либо темы. Без этого невозможно успешное освоение материла. Для формирования целей занятия, учащимся в начале урока может быть предложена такая таблица:
Последнюю колонку можно заполнить и в конце урока, тогда следует изменить её название: «Что нового и интересного я узнал на уроке?» Возможны вариации и в соответствии с темой урока. Например, в начале урока истории по теме « Религия древних греков» может быть работа с такой таблицей:
Что такое религия?
Что я хочу узнать о религии древних греков?
Что нового я узнал на уроке?
Чтобы сформировать УУД планирования, целесообразно использовать следующие приемы:
Характеристика познавательных универсальных учебных действий
Познавательные УУД – это общеучебные действия, которые включают в себя:
В ряде познавательных УУД выделяют группу логических универсальных действий. Это:
Развитию познавательных УУД способствуют такие приёмы и методы: задания на нахождение соответствий, составление кластера, логической цепочки, разработка тестовых вопросов и ответов на них, работа с историческими документами.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Коммуникативными УУД называют действия, обеспечивающие социальную компетентность, способствующие получению навыков построения диалога; позволяющие интегрироваться в социальную среду. К ним относят:
Для развития коммуникативных УУД предлагается использовать такие приёмы:
Очень нравится детям приём, который называется «горячий стул». Он подходит для закрепления пройденного материала. К доске выходят два человека. Один из них садится на стул, называемый «горячим», лицом к классу. Он не должен видеть доску. Второй обучающийся пишет на доске какой-либо термин либо дату. Класс должен объяснить сидящему значение, а тот в свою очередь, назвать само понятие.
Такой простой приём, как рассказ по иллюстрации, тоже помогает развить коммуникативные УУД. При его составлении обучающийся пользуется зрительной опорой, вызывая пассивный словарный запас. Кроме того, иллюстрации способны оживить сам рассказ, заинтересовать детей, побудить к изучению материала.
Видное место среди средств, формирующих коммуникативные УУД, занимает учебная дискуссия. Так называют обмен мнениями об определённой проблеме. Дискуссия способствует приобретению новых знаний, развитию способности отстаивать своё мнение. Существует множество форм: форум, «суд», дебаты, симпозиум, «круглый стол», мозговой штурм, техника «аквариума», «заседание экспертной группы».
Критерии сформированности УУД
Для определения степени сформированности УУД используются такие основные критерии:
Способствуя формированию и развитию УУД, учитель помогает обучающимся стать активными деятелями учебного процесса. Овладев универсальными учебными действиями, ученик не потеряется в непрекращающемся потоке информации, приобретёт очень важное умение – «умение учиться».
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 17»
муниципального образования города Братска
УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ
ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ УРОКА
учителя-предметники гуманитарного цикла
город Братск, 2018-2019 учебный год
В настоящее время главной задачей образования является воспитание человека, который может учиться самостоятельно. Это важно благодаря высоким темпам обновления научных знаний, технологий, когда человеку постоянно приходится учиться и переучиваться.
Стандарты второго поколения в качестве цели и основного результата образования выдвигают “развитие обучающихся на основе освоения ими универсальных учебных действий”. В широком значении термин “универсальные учебные действия” и означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Универсальный характер учебный действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер, т.е. каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся, имеет возможности для формирования универсальных учебных действий.
Иными словами, универсальные учебные действия (далее – УУД) должны обеспечить обучающимся не только успешное усвоение знаний, формирование умений, навыков, компетентностей в любой предметной области, но и возможности самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
В соответствии с ФГОС в основной образовательной программе представлены четыре вида УУД: личностные, коммуникативные, регулятивные и познавательные.
— формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой деятельности;
— развитие познавательных интересов, учебных мотивов;
— развитие доброжелательности, доверия и внимательности к окружающим;
— формирование готовности к сотрудничеству, оказанию помощи.
— положительная оценка учебной деятельности учителем, одноклассниками («Молодец! Сегодня ты выполнил работу без ошибок.»)
— беседы («Зачем нужно изучать _______?»);
— постановка цели урока, проблемы
— работа в парах (составление таблицы умножения);
— работа в группах (проектная деятельность).
-положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;
-желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;
-осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
-осваивать новые виды деятельности;
-участвовать в творческом, созидательном процессе;
-осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;
-осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам;
-стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.
-смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется.
-нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
-оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
-оформлять свои мысли в устной и письменной форме (доказывать свою точку зрения, объяснять процесс решения, записывать решение);
-умение вступать в диалог (задавать вопросы учителю и одноклассникам и отвечать на них);
-понимание возможности различных позиций (выполнение задания разными способами, предположение ответов);
-уважение к другой точке зрения;
-умение доказывать свою позицию;
-постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
-разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализации;
-управление поведением партнера-контроль, коррекция, оценка его действий;
-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
-владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка;
-согласование усилий по достижению общих целей (работа в группах, парах, проектная деятельность);
-выразительно читать и пересказывать текст;
-договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
-учиться работать в паре, группе ; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
— умение слушать и вступать в диалог,
-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми (в случае инсценировки), — планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (в случае инсценировки). — использование речи для регуляции своих действий. -учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве, — понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, — ориентировка на позицию партнёра, — стремление к координации различных позиций в сотрудничестве, — умение договариваться, приходить к общему решению, — контроль действий партнёра, — построение понятных для партнёра высказываний, учитывающих, что он знает, а что нет.
-определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
-способность к организации своей деятельности (самостоятельное составление плана выполнения заданий);
-способность принимать, сохранять и следовать учебным целям;
-умение действовать по плану;
-умение контролировать процесс и результаты своей деятельности;
-умение адекватно воспринимать отметки и оценки (самооценка и сравнение результатов самооценки с отметкой учителя);
-умение различать субъективную сложность задачи и объективную трудность (анализ задания, определение типа задания);
-готовность к преодолению трудностей (решение нестандартных задач, поиск новых способов решения);
-проговаривать последовательность действий на уроке;
-целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
-планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
-прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
-коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
-внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
-оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
-саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
-учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
-учиться работать по предложенному учителем плану
-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
-оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
-планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,
— предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.
-учёт правила в планировании и контроле способа решения, -различение способа и результата действия. -оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, -внесение необходимых корректив действие после его завершения на основе его оценки -выполнение учебных действий в материализованной громкоречевой и умственной форме -восприятие оценки учителя, -адекватная самооценка, сделанных ошибок.
ФОрмирование действия целеполагания на уроках в 1 классе по УМК «Школа России»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Формирование действия целеполагания на уроках в
1 классе по УМК «Школа России»
Сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений.
Вот почему перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД).
Термин «универсальные учебные действия» означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Теоретико-методологической основной разработки программы развития универсальных учебных действий может стать культурно-исторический деятельностный подход, разрабатываемый в трудах отечественных психологов Л.С Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина и др.
А.Г Асмолов, выделяет следующие универсальные учебные действия:
Важное место среди них занимают регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивающие организацию, регуляцию и коррекцию учебной деятельности.
Формирование регулятивных УУД идёт от простого к сложному, в 1 классе регулятивные действия под руководством учителя;
во 2 классе идёт переход от руководства учителя к самостоятельной организации своей работы, а в 3-м и 4-м классах дети самостоятельно организуют свою деятельность, умеют ставить перед собой цель, добиваться её и давать оценку.
Цели и задачи работы.
Цель: показать, как формировать регулятивное УУД целеполагание на уроках в 1 классе.
— Дать понятие и характеристику действия целеполагания.
— Рассмотреть приемы формирования действия целеполагания.
— Проана лизировать сформированность целеполагания у обучающихся 1 класса.
Понятие, состав и характеристики действия целеполагания
Действие целеполагания трактуется Давыдовым «как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще не известно.
Цель должна выступать как прогнозируемый результат, а задача как частное ее отражение. Количество учебных задач может быть разным, исходя из содержательной полноты цели, логики действия учащихся. Умение проектировать цели и задачи – одно из главнейших умений учителя–профессионала.
Формирование действия целеполагания.
Формирование действия целеполагания нужно начинать с первого класса. Цель урока связана с его темой, поэтому на первых уроках первого класса важно ввести понятие темы урока, дав доступное детям определение : «У каждого урока есть тема. Тема – это то, о чём мы будем говорить на уроке». Первоначально тему урока называет учитель: «Я назову тему нашего урока (Тема урока обучения грамоте: «Наша Родина – Россия»), а вы скажите, о чём мы будем говорить сегодня на уроке».
Объяснение темы самими детьми обеспечивает понимание темы урока, настраивает на определенные виды деятельности. Д алее учитель сообщает о том, что тема урока написана в учебнике, предлагает найти соответствующую страницу и прочитать или показать тему вверху страницы. В дальнейшем обучающиеся научатся определять тему урока, рассматривая содержание страницы учебника и читая название темы урока на доске или в учебнике, и объяснять ее своими словами.
Цель урока для учителя – есть проекция образовательного результата, и чем точнее она сформулирована, тем яснее результат учебной деятельности урока. Первоначально цель урока также называет учитель, не забывая дать определение новому понятию:
— Цель – это то, что мы узнаем на уроке, чему научимся. Я назову цель урока, а вы скажете, что нового мы узнаем сегодня на уроке. Итак, цель урока: научиться находить новый звук в словах, читая слоги и слова с новой буквой. Что мы должны узнать на уроке?
Ответ на этот вопрос обеспечивает понимание цели урока. Не менее важным моментом целеполагания наряду с пониманием цели является ее принятие, то есть видение актуальности цели для конкретной личности. Чтобы цель урока стала принадлежностью каждого важно ответить на вопросы: «Где и для чего могут пригодиться полученные сведения? или «Ребята, зачем нужно знать новый звук и новую букву?» Перед учителем встаёт проблема отбора методических приёмов организации принятия цели:
– опора на личный жизненный опыт обучающихся;
Урок математики. Тема «Сравнение длин отрезков»
Учитель: У меня в руках две веревочки, и мне нужно их сравнить. Каким способом это можно сделать? (На глаз, наложением, измерить по линейке)
Какая веревочка длиннее? Посмотрите и скажите. Каким еще способом можно сравнить две веревочки? Прочитай тему урока. Что мы сегодня будем делать? (сравнивать отрезки разными способами)
– использование занимательного игрового материала;
Урок окружающего мира. Тема «Почему Луна бывает разной?» Учитель загадывает загадку: Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка. Собака лает, достать не может». Что это? О чем будем говорить на уроке?» Еще в древности люди заметили, как луна меняет свою форму, но не могли объяснить и сочиняли сказки, мифы. Я сейчас вам расскажу сказку «Кто обгрыз месяц». После рассказа учитель задает вопрос: «Что мы сегодня должны узнать на уроке? Какова цель урока?» Цель урока: узнать, почему луна бывает разной?
– создание проблемной ситуации в процессе целеполагания;
У рок обучения грамоте. Тема «Звуки [д], [д’]. Буква Д,д». Прочитайте слово: у-очка. Проблемный вопрос : Почему не можем прочитать? Сформулируйте тему нашего урока. А теперь сформулируйте цели урока.
– выбор цели из предложенных учителем формулировок, обоснование выбора цели;
Урок русского языка. Тема. «Перенос слов». Назовите тему урока по учебнику. Выберите из предложенных цель сегодняшнего урока:
Учиться определять количество слогов в слове
Потренироваться делить слова на слоги
Познакомиться с правилом переноса слов
– моделирование цели урока, введение понятия «учебная задача»;
Прочитай тему урока в учебнике «Устная и письменная речь».
Закончите формулировку цели на основе темы «Цель урока: узнать, что такое…».
Сформулировать цели и задачи детям помогут следующие опорные слова: узнать, выяснить, установить, определить, сравнить составить, сформулировать, объяснить, пронаблюдать, обобщить, сделать вывод, распределить, подготовить, потренироваться, проверить, оценить, обнаружить, исправить …
– постановка цели в том числе и на длительный период времени с помощью карты знаний, маршрута движения.
Рассматривая карту знаний, дети отвечают на вопрос: «Какие знания уже открыты нами на предыдущих уроках? Что мы еще не знаем? Сформулируйте цель урока.
Возможности УМК «Школа России» в формировании регулятивных универсальных действий.
В соответствии с требованиями ФГОС структура и содержание системы учебников «Школа России» также направлены на формирования регулятивных УУД (действия целеполагания)
В учебниках русского языка, математики, окружающего мира, литературного чтения (1-4кл.) на шмуцтитулах каждого раздела сформулированы основные цели и задачи учебной деятельности, что позволяет учащимся узнать, чему конкретно они будут учиться, изучая данный раздел. В начале каждого урока представлены цели и задачи учебной деятельности на данном уроке.
Это помогает ученикам видеть перспективу работы по теме и соотносить конкретные цели каждого урока с конечным результатом ее изучения.
В таблице представлена характеристика результатов формирования целеполагания на разных этапах обучения по УМК «Школа России»
Регулятивные УУД (целеполагание)
Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.
Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.
2. Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе и жизненных ситуациях.
3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
Самостоятельно формулировать задание: определять его цель.
Проанализируем сформированность целеполагания у обучающихся 1 класса. Академик А.Г. Асмолов выделяет шесть его уровней.
По принятию познавательной цели (4 уровень) пять обучающихся. Принятая познавательная цель сохраняется при выполнении учебных действий и регулирует весь процесс их выполнения, четко выполняется требование познавательной задачи.
На 5 и 6 уровне – нет учащихся, т.к. эти уровни связаны с умением самостоятельно формулировать познавательную цель и строить действие в соответствии с ней. Этому предстоит нам учиться вместе с детьми со 2 по 4 классы.
Таким образом, регулятивные УУД (действие целеполагание) составляют важную группу универсальных учебных действий, обеспечивающих формирование базовой компетенции младшего школьника – умения учиться. Знание особенностей их формирования позволит учителю грамотно проектировать образовательный процесс.