в какую группу входит транспортный цех
Специальность «Экономика» Дисциплина Экономике предприятия «Правильные ответы выделены жирным шрифтом»
Дисциплина Экономике предприятия
«Правильные ответы выделены жирным шрифтом»
Тема: Организация производства
1. Цех, осуществляющий ремонт оборудования, относится к:
2. Утилизацию и переработку отходов осуществляет:
A) Вспомогательный цех.
E) Заготовительный цех.
3. Найдите правильное соответствие методов организации типам производства:
A) Поточный – серийное.
B) Партионный – индивидуальное.
C) Партионный – серийное.
D) Единичный – массовое.
E) Единичный – серийное.
4. Какой метод организации производства характеризуется большим объемом ручных работ:
5. К какой группе относятся цеха, изготавливающие тару для упаковки, производящие консервацию продукции, ее упаковку, отгрузку, отправку:
6. Для какого метода организации производства характерно наличие высококвалифицированной рабочей силы:
B) Партионный метод.
7. Административно и территориально обособленное звено, где изготавливается или выполняется определенная стадия производственного процесса:
D) Производственное подразделение.
E) Непроизводственное подразделение.
8. В какую группу входит транспортный цех:
9. В функции побочного цеха входит:
10. Заготовительный, обрабатывающий и сборочный цеха входят в группу цехов:
11. Процесс создания материальных и нематериальных благ, необходимых для существования и развития общества:
D ) С редства производств.
E) Р еализация продукции.
12. Административно и территориально обособленное подразделение, где изготовляется продукция или выполняется определенная стадия производственного процесса:
13. Часть производственной площади, где работники или группа выполняют отдельные операции по изготовлению продукции или обслуживанию производства:
14. Совокупность рабочих мест, на которых осуществляется относительно обособленная часть производственного процесса:
15. Комплексная характеристика особенностей организации и технического уровня производства:
A) М етод организации производства.
B) П роизводственная структура.
C) О бщая структура предприятия.
D ) П одразделение предприятия.
16. Метод организации производства, характеризующийся длительными циклами, отсутствием типизированных процессов и синхронизации операций, большим удельным весом других и подгоночных работ:
17. Метод организации производства, отличающийся запуском деталей, в производства по специально разработанным графикам, закреплением за одним рабочим местом нескольких операций, периодическими переналадками оборудования, наличием больших размеров незавершенного производства:
18. Метод организации производства, характеризующийся расчленением производства на равные или кратные по трудоемкости операции, расположением рабочих мест по ходу технологического процесса, рабочими с низкой квалификацией:
19. Рабочие, занятые обслуживанием производственного процесса:
B) Технические исполнители.
20. В состав нормы времени на единицу продукции не входит время:
C) П одготовительно-заключительное.
D ) Н а отдых и личные надобности.
E) О бслуживание рабочего места.
21. Выделите лишний элемент классификации цехов:
B) В спомогательный.
22. К основным цехам не относится:
A) З аготовительный.
C) С борочно-отделочный.
23. Подсобный цех – это:
A) Цех, осуществляющий консервацию продукции, ее упаковку, отгрузку, отправку.
B) Цех, заготавливающий продукцию для реализации.
C) Ц ех, осуществляющий техническое обслуживание.
D ) Цех, перерабатывающий отходы.
E ) И спытательный цех.
24. Как называется цех, в котором изготавливают упаковку продукции :
C) С борочно-отделочный.
25. Побочный цех-это:
A) Цех, осуществляющий консервацию продукции.
B) Цех, заготавливающий продукцию для реализации.
D ) Цех, перерабатывающий отходы.
E ) Цех, осуществляющий техническое обслуживание.
26. Основной цех – это:
A) Цех, изготавливающий упаковку продукции.
B) Цех, изготавливающий продукцию для реализации.
C) Ц ех, осуществляющий техническое обслуживание.
D ) Цех, перерабатывающий отходы.
27. Вспомогательный цех-это:
A) Цех, осуществляющий консервацию продукции, ее упаковку, отгрузку, отправку.
B) Цех, изготавливающий продукцию для реализации.
C) Ц ех, осуществляющий техническое обслуживание и ремонт оборудования.
D ) О брабатывающий.
E ) Цех, перерабатывающий отходы.
28. Как называется цех, где осуществляется ремонт оборудования :
C) С борочно-отделочный.
29. В зависимости от формы внутризаводской специализации сколько типов производственной структуры различают:
30. При какой производственной структуре цехи специализируются на выполнении обособленных технологических процессов :
C) П редметно-технологической.
31. При какой производственной структуре участки и цехи строятся по признаку изготовления определенного изделия или его части :
32. Какой метод организации производства характеризуется наибольшей трудоемкостью :
33. Какой метод организации производства характеризуется наличием больших размеров незавершенного производства :
E ) К рупно-серийный.
34. Норматив численности относится к группе нормативов:
A) О рганизации процесса производства.
B) М атериальных затрат.
C) З атрат живого труда.
D ) У словно-натруальных.
35. Концентрация производства не проявляется через:
A) Укрупнение предприятий.
D ) К ооперирование.
36. Соединение и сочетание в основном предприятии разнородных производств, относящихся к одной или разным отраслям экономики называется:
37. Производственные связи предприятий по совместному изготовлению конечной продукции называется:
Большая Энциклопедия Нефти и Газа
Транспортный цех
Транспортный цех обслуживает цехи основного производства, заводоуправление, центральный материальный склад и торговый дом, занимается перевозкой грузов и работников предприятия. Цех выполняет все виды текущего ремонта и обслуживание транспортных машин, механизмов и легкового автотранспорта. [1]
Транспортный цех обслуживает технологические цехи автотранспортом по заявкам последних в соответствии с месячными планами перевозок. Эти планы цех составляет на основе предварительных заявок цехов-потребителей. [2]
Транспортный цех предназначен для подвоза необходимых материалов и оборудования. [3]
Транспортные цехи включают службы, обеспечивающие транспортирование материалов, заготовок и деталей внутри завода ( межцеховые перевозки), разгрузку материалов и заготовок, поступающих в вагонах МПС, отправку готовой продукции и отходов с завода. [5]
Транспортный цех должен проверить габариты и крепление котла, исправность платформы до и после его погрузки. [6]
Транспортный цех объединения обслуживает три филиала А, В и С. [7]
Рабочих транспортных цехов и участков премируют, как правило, за выполнение заданных объемов погрузочно-разгру-зочных и транспортных работ, сокращение по сравнению с установленными нормами продолжительности нахождения грузовых вагонов МПС, автомобилей и других транспортных средств под погрузочно-разгрузочными операциями. [8]
Рабочих транспортных цехов и участков премируют, как правило, за выполнение заданных объемов погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ, сокращение против установленных норм времени нахождения транспортных средств на погрузке-выгрузке, уплотненную загрузку транспортных средств при условии безаварийной работы обслуживающих машин и механизмов. [9]
Транспортному цеху в течение года требуется погрузить в железнодорожные вагоны 66 000 т готовой продукции. [11]
России транспортный цех представляет собой обособленное структурное подразделение на выделенном балансе, как правило, с наличием собственной кассы. [12]
Начальник транспортного цеха не имеет права направлять стреловой кран для производства работ вблизи электроустановок, перечисленных в п.п. 2 и 4 инструкции, без наряд-допуска на бти работы. [13]
Диспетчер транспортного цеха должен быть связан при помощи телефона с отделами снабжения и сбыта, диспетчером завода, производственными и вспомогательными цехами. [14]
Штат транспортного цеха определяется грузооборотом или объемом погрузочно-разгрузочных работ на контейнерной площадке склада с учетом приема и отправления грузов на строительную площадку. [15]
Тема 3.4. Производственная структура предприятия
Производственная структура предприятия — это состав его цехов, участков, служб и формы их взаимосвязи. Производственная структура предприятия и принципы ее организации зависят от типа производства, характера и номенклатуры выпускаемой продукции, уровня и форм специализации.
Структурные единицы предприятия — цехи и участки делятся на основные, вспомогательные и обслуживающие.
Основные цехи (цехи основного производства) непосредственно участвуют в процессе изготовления продукции, выпуск которой предусматривается планом. Они в свою очередь делятся на три группы:
К заготовительным цехам относятся цехи, создающие различные заготовки, — литейные, кузнечные, прессовые.
В обрабатывающих цехах основного производства происходит обработка заготовок и превращение их в детали, к ним относятся цехи механической обработки деталей, термические, гальванические, лакокрасочных покрытий и др.
К сборочным относятся цехи, где собираются сборочные единицы (узлы) и производится окончательная сборка готовых изделий.
Цехи вспомогательного производства оказывают услуги основным цехам, они выпускают необходимую оснастку (инструменты, приспособления и т. д.), изготовляют тару, запасные части для ремонта оборудования и т. д. Они включают:
— инструментальные цехи, где изготовляют и ремонтируют инструменты и приспособления,
— ремонтно-механические цехи, где производится ремонт и модернизация оборудования, изготовление запасных частей для него, производство нестандартного оборудования и др.
— энергетический цех – компрессорная, кислородная, ацетиленовая станции, котельная установка, бойлерная установка и др.
— электроремонтные цехи выполняют ремонт электрооборудования всех цехов предприятия;
— ремонтно-строительные цехи – ремонт и сооружений предприятия;
— тарные цехи – изготовление тары для упаковки готовых изделий.
Обслуживающие хозяйства — это подразделения, которые обеспечивают цехи всем необходимым для осуществления производственного процесса: водой, теплом, электроэнергией, а также сырьем и материалами и т. д.
К обслуживающим цехам и хозяйствам относятся:
— складское хозяйство – различного рода заводские склады;
— транспортное хозяйство – депо, гаражи, ремонтные мастерские, транспортные и погрузочно-разгрузочные средства;
— энергетическое хозяйство – трансформаторные подстанции, электросети, газо- и нефтепроводы, связь, сигнализация;
— санитарно-техническое хозяйство – водопроводные, канализационные, отопительные и вентиляционные устройства;
— центральная заводская лаборатория – ряд лабораторий, обслуживающих предприятие.
На отдельных мелких предприятиях с целью упрощения и удешевления управления применяется бесцеховая структура. Производственная структура предприятия может организовываться по предметному, технологическому и смешанному принципам.
Производственная структура цеха. Цех представляет собой часть предприятия, обособленную административную, производственную хозяйственную структурную единицу.
Под производственной структурой цеха понимают состав и формы взаимосвязи производственных участков, линий, пролетов и других внутрицеховых подразделений.
Главнейшими из них являются конструктивные и технологические особенности его продукции, объем выпуска продукции по отдельным видам изделий, формы специализации цеха и его кооперирования с другими цехами. Аналогично специализации цехов различают технологическую и предметную специализацию внутрицеховых подразделений.
При технологической специализации на участке (в отделении) выполняются, однотипные технологические процессы по изготовлению заготовок, обработке деталей, их сборке и сварке. При этом изделия в процессе их изготовления проходят через те участки, на которых должны выполняться соответствующие технологические операции.
При предметной специализации на участках (в отделениях) полностью выполняются все операции технологического процесса по изготовлению определенной сборочной единицы или изделия в целом.
В состав вспомогательных структурных подразделений цеха входят участки ремонта оборудования, ремонта технологической оснастки, заточки режущего инструмента и т. п.
К обслуживающим структурным подразделениям цеха относятся цеховые склады, инструментально-раздаточные кладовые, участки технологического контроля, внутрицеховой транспорт и т. д.
Первичным элементом производственной структуры цеха является рабочее место, под которым понимается закрепленная за одним рабочим или за бригадой рабочих часть производственной площади с находящимися на ней орудиями и другими средствами труда соответственно характеру выполняемых работ.
Рис. Пример производственной структура предприятия
Контрольные вопросы и задания к Теме 3.4
Ответить письменно на вопросы:
1. Запишите понятие производственной структуры предприятия. От чего зависят принципы ее построения.
2. Что такое основные цехи? Какую структуру включают?
3. Что такое вспомогательные цехи? Какую структуру включают?
4. Что такое обслуживающие хозяйства? Какую структуру включают?
Большая Энциклопедия Нефти и Газа
Транспортный цех предприятия является сложной многофазовой системой массового обслуживания, у которой выходящий поток из одной фазы является входящим потоком следующей фазы. Поэтому снижение неравномерности перевозочного процесса за счет повышения регулярности обслуживания, приема и отправления поездов направлено на уменьшение межоперационных перерывов, сокращение общей длительности нахождения вагонов на предприятии. Это направление развития технологии цеха связано с совершенствованием методов управления производственными процессами и применением ЭВМ. [1]
Указанные функции выполняет транспортный цех предприятия при помощи имеющихся у него транспортных средств. [2]
До наступления холодного периода года грузоотправители и грузополучатели должны подготовить транспортные цехи предприятий к перевозкам смерзающихся грузов. [6]
Операции по перемещению подвижного состава в пределах промышленных станций, транспортных цехов предприятий называются маневрами. Маневровая работа на промышленном транспорте составляет основную часть перевозочного процесса. [7]
Узловые ВЦ, а также в известной степени ВЦ крупных грузовых станций, транспортных цехов предприятий можно отнести к ВЦ коллективного пользования. [8]
Типового технологического процесса работы механизированных дистанций погрузочно-разгрузочных работ, утвержденного МПС в 1982 г. Транспортные цехи предприятий руководствуются едиными технологическими процессами работы подъездного пути и станции примыкания, разрабатываемыми на основании Временных указаний по разработке единых технологических процессов работы подъездных путей и станций, согласованных Госпланом СССР, Госстроем СССР и утвержденных МПС 26 декабря 1983 г. Для грузовых пунктов, обслуживаемых предприятиями промышленного железнодорожного транспорта ( ППЖТ МПС), технология погрузочно-разгрузочных работ устанавливается на основе этих же документов. В соответствии с Указаниями по составлению единых технологических процессов работы морских, речных портов и припортовых железнодорожных станций, утвержденными МПС, Минморфлотом СССР, Минречфло-том РСФСР в 1979 г., разрабатываются специальные единые технологические процессы работы морских ( речных) портов и припортовых грузовых железнодорожных станций. [9]
Целевой, или тематический, анализ проводится для детального и углубленного изучения отдельных вопросов деятельности транспортных цехов предприятий с привлечением специалистов. [10]
Таким образом, эффективность грузовых перевозок промышленного железнодорожного транспорта зависит от большого числа факторов, а уровень работы транспортных цехов предприятий оказывает существенное влияние на эффективность основного производства обслуживаемых предприятий, работы железнодорожного транспорта общего пользования и эффективность материального производства в народном хозяйстве в целом. [11]
Получает: проект технологического маршрута на изготовление деталей и узлов ( для согласования); техническую документацию на внутризаводские перевозки, погрузочно-разгрузочные работы, механизацию и автоматизацию в транспортных цехах предприятия ; расчеты необходимого количества транспорта на внутризаводских перевозках; анализ уровня и степени механизации труда на погрузочно-разгрузочных, транспортно-складских работах. [12]
Для некоторых групп рабочих, выполняющих в пределах определенной профессии ( специальности) работу примерно одного и того же квалификационного уровня, тарифные разряды и пораз-рчдные тарифные ставки не устанавливаются. В этих случаях тарифные ставки устанавливаются обычно только по каждой профессии ( специальности), например в транспортных цехах предприятий для локомотивных бригад, шоферов и др. Вместо поразрядной дифференциации тарифных ставок в подобных случаях могут использоваться доплаты за класс квалификации или установление более высоких тарифных ставок для рабочих, занятых обслуживанием сс. [14]
Организация транспортного хозяйства
Задачи и функции транспортного хозяйства на предприятии. Работа современного машиностроительного предприятия связана с перемещением значительного числа разнообразных грузов как за пределами завода, так и внутри него. На завод в общезаводские или прицеховые склады доставляются материалы, топливо, комплектующие изделия и другие материальные ценности, а со складов или непосредственно из цехов вывозятся готовая продукция и отходы производства.
Внутри завода осуществляется транспортировка:
— материалов, комплектующих и других изделий с общезаводских складов в цехи;
— заготовок, деталей, сборочных единиц – между цехами;
— готовой продукции и отходов – из цехов в соответствующие пункты назначения.
Внутри цехов заготовки, детали и сборочные единицы в процессе изготовления и сборки перевозятся между кладовыми и участками, с одного участка на другой, а на участках – между рабочими местами.
Основной задачей транспортного хозяйствапредприятия является бесперебойное перемещение различных грузов с целью обеспечения ритмичности протекания производственных процессов во всех подразделениях предприятия.
Транспортные операции являются важнейшей составной частью производственного процесса, а конвейер, как транспортное средство, даже регламентирует протекание основных производственных процессов. Большой объем погрузочно-разгрузочных работ является резервом повышения эффективности производства за счет их механизации и автоматизации и сокращения численности рабочих. На транспортных и погрузочно-разгрузочных работах занято от 30 до 50 % вспомогательных рабочих.
Оптимальная организация внутризаводского транспорта способствует сокращению деятельности производственного цикла, ускорению оборачиваемости оборотных средств, повышению производительности труда, снижению себестоимости продукции.
Для эффективного управления транспортным хозяйством на предприятии создаётся единая транспортная служба, которая выполняет ряд функций
— функция движения: осуществляет приемку и отправку подвижного состава, подачу под погрузку и выгрузку на погрузочно-разгрузочных пунктах;
— грузовая и коммерческая функция: ведает погрузочно-разгрузочными работами, оформляет перевозочные документы, ведет учет поступающих и отправляемых грузов, а также расчеты с внешними перевозчиками;
— функция технического обслуживания и ремонта: отвечает за содержание и ремонт подвижного состава и подъемно-транспортных средств, за обеспечение запасными частями и ГСМ;
— функция дорожного хозяйства: ведает содержанием и ремонтом заводского дорожного хозяйства, включая транспортные магистрали, инженерные сооружения, средства связи и сигнализации, дорожную разметку и указатели.
Организация транспортного хозяйства предприятия включает выполнение следующих работ:
1. стратегическое планирование обновления парка транспортных средств;
2. анализ эффективности использования транспортных средств во времени и по производительности;
3. выбор и обновление транспортных средств;
4. расчет потребности в материальных ресурсах на ремонтно-эксплуатационные нужды транспортного хозяйства;
5. составление балансов грузооборота;
6. проектирование схем грузопотоков;
7. оперативно-календарное планирование транспортных операций;
8. диспетчирование работы транспорта предприятия;
9. учет, контроль и мотивация эффективной работы транспортного хозяйства.
Структура транспортного хозяйства на предприятии. Структура транспортного хозяйства завода зависит от характера выпускаемой продукции (габаритные размеры, масса); состава цехов; типа и масштаба производства.
Применяемые на заводах транспортные средства классифицируются следующим образом (табл. 7.2):
На крупных и средних предприятиях создается транспортный отдел, подчиненный непосредственно заместителю директора по общим вопросам или по маркетингу и сбыту.
В составе транспортного отдела обычно создаются бюро (группы): планово-экономическое, диспетчерское, техническое, учета и др.
Планово-экономическое бюро разрабатывает план производственно-хозяйственной деятельности (транстехплан), определяет грузооборот по заводу и объем погрузочно-разгрузочных работ, рассчитывает потребность в транспортных и погрузочно-разгрузочных средствах, потребность в кадрах и фонд заработной платы, составляет смету затрат по транспортному хозяйству и калькуляцию себестоимости на отдельные виды услуг.
Диспетчерское бюро осуществляет оперативно-производственное планирование работы транспорта, которое сводится к составлению квартальных, месячных и суточных планов перевозок и к оперативному регулированию транспортных работ. Методы построения планов определяются степенью устойчивости грузопотоков на заводе.
Техническое бюро осуществляет техническую подготовку производства с целью комплексной механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных и транспортных операций; разрабатывает транспортно-технологические схемы, обеспечивающие стыковку отдельных звеньев транспортной сети предприятия и технологического оборудования; формирует альбомы чертежей по каждому виду подъемно-транспортного оборудования для изготовления запасных частей и проведения ремонтных работ.
Бюро учетаведет паспортизацию всех видов транспортных средств, осуществляет бухгалтерский учет и отчетность работы транспортного хозяйства.
Транспортный цех является материальной базой транспортного хозяйства. Цех, как правило, укомплектован различными транспортными средствами для осуществления межцеховых и внешних перевозок грузов.
Для внешних перевозок используется, как правило, автомобильный и другой безрельсовый транспорт. Для межцеховых перевозок – электрокары, робоэлектрокары, тележки и др. Для внутрицеховых перевозок используются конвейеры различной конструкции, электротележки и другие специальные транспортные средства, закрепленные за соответствующими цехами предприятия.
Организация перевозок и расчет грузооборота. В основе организации перевозок лежат грузовые потокии грузооборот цехов и предприятия.
Грузооборот ─ это сумма всех грузов, перемещаемых на предприятии за определенный промежуток времени (или сумма всех грузопотоков предприятия).
Грузопоток ─ количество грузов (т, шт., кг), перемещаемых в определенном направлении между цехами и складами за определенный промежуток времени.
Грузопотоки рассчитываются на основании:
— видов перемещаемых грузов;
— пунктов отправления и доставки;
— расстояний между пунктами;
— объемов перемещаемых грузов;
— частоты и регулярности перевозок.
По каждому пункту (цеху, участку, складу) различают грузопотоки прибытияи отправления.
Грузооборот по пункту погрузки – выгрузки равен сумме грузопотоков прибытия и отправления.
Для определения общего грузооборота предприятия составляется шахматная таблица (ведомость) грузооборота (см. табл.7.3).
В упрощенной шахматной таблице в качестве примера показан суточный грузооборот завода. Отправители поставляют определенное количество грузов получателям, в свою очередь они же являются получателями при выполнении других грузопотоков. Грузооборот по отправлению должен быть равен грузообороту по поступлению с корректировкой на величину безвозвратных потерь (например, угар металла).
На основании шахматной ведомости разрабатывается схема грузопотоков (рис. 7.2). На схеме указываются расстояние, направления грузопотоков, их мощность и характер перевозимых грузов.
Пункты отправления (отправители) | Пункты прибытия (получатели) | ||||
на сторону | склад металлов и комплектующих | заготовительный цех | механический цех | сборочный цех | всего |
Со стороны | – | – | |||
Склад металлов и комплектующих | – | ||||
Заготовительный цех | – | – | |||
Механический цех | – | – | – | ||
Сборочный цех | – | – | – | ||
Итого: |
Рис.7.2. Схема грузопотоков предприятия (пример)
Перевозки подразделяются на разовые и маршрутные.
Разовые перевозки ─ перевозки по отдельным неповторяющимся заказам (заявкам).
Маршрутные перевозки – постоянные или периодические перевозки по определенным маршрутам.
Маршрут движения транспортных средств выбирают так, чтобы обеспечить их рациональное использование.
Различают маятниковую, веерную и кольцевую системы организации транспортных маршрутов (рис. 7.3).
Маятниковая Веерная Кольцевая
Рис. 7.3. Системы организации транспортных маршрутов
При маятниковом маршруте транспортное средство обслуживает только два пункта. При этом перемещение грузов может осуществляться в обе стороны или в одну:
— вариант двустороннего маятника, то есть возвращение транспортного средства с грузом;
— вариант одностороннего маятника – возвращение транспортного средства без груза.
Веерный маршрут предусматривает последовательную транспортировку грузов из одного пункта в ряд других. Он применяется, когда пункт отправления грузов связан с несколькими пунктами получения, и при этом мощность грузопотоков в каждом направлении относительно невелика.
Кольцевая системаотличается тем, что транспортное средство в течение цикла последовательно обслуживает ряд пунктов отправления и получения грузов. Такая система является наиболее эффективной.
На основании схемы грузопотоков, объема перевозок по каждой группе грузов производится выбор транспортных средств и расчет их потребности.
При выборе транспортных средств необходимо учитывать соответствие их функциональных характеристик характеру перевозимых грузов и условиям транспортировки. Критерием выбора является минимум транспортных издержек.
Информация, необходимая для выбора транспортных средств, включает:
— характеристику перевозимых грузов, исходя из их классификации (что перевозим?);
— сведения о маршрутах (куда перевозим?): расстояние между пунктами транспортировки, особенности трасс (ширина, покрытие, угол наклона и т.д.);
— данные об объемах перевозок и режиме перевозок (сколько и в какой срок перевозим?): грузооборот, режим потребления грузов, места доставки грузов и т.д.;
— данные, характеризующие транспортные и погрузочно-разгрузочные устройства (на чем перевозим?): эксплуатационные характеристики транспортных средств и данные о затратах на их приобретение и эксплуатацию.
Расчет количества транспортных средств прерывного действия (автомобили, автопогрузчики, электрокары и т. д.) проводится на основании суточного грузооборота с учетом характеристик транспортных средств и условий его эксплуатации (суточная производительность транспортного средства; цикловая производительность транспортного средства; номинальная грузоподъемность транспортного средства; коэффициент использования грузоподъемности; количество транспортных циклов; действительный фонд времени работы транспортного средства в течение суток и др.).
Организация, планирование и диспетчеризация работы транспортного хозяйства.Организация работы внутризаводского транспорта включает: выбор системы перевозок, осуществление соответствующих подготовительных работ, установление определенного порядка работы транспортных средств и выполнения погрузочно-разгрузочных работ.
На предприятиях используются две основные системы планирования перевозок: работа транспорта по стандартным расписаниям и работа транспорта по заказам.
Варианты организации погрузочно-разгрузочных работ:
– сопровождение грузчиками транспортного средства;
– организация погрузочно-разгрузочных работ в пунктах приемки и отправления грузов;
– осуществление погрузочно-разгрузочных работ водителем.
Подготовительные работы при системе организации перевозок по стандартным расписаниям включают:
1. выбор рациональных видов маршрутных перевозок;
2. разработка графиков движения транспортных средств;
3. определение порядка проведения погрузочно-разгрузочных работ;
4. техническое оснащение мест погрузки и разгрузки.
Планирование работы транспортного хозяйства разделяется на технико-экономическоеи оперативно-календарное планированиеи диспетчирование.
Технико-экономическое планирование заключается в разработке годового плана с разбивкой по кварталам. Как правило, этот план включает:
— грузооборот и объем погрузочно-разгрузочных работ,
— лимиты материально-технического обеспечения;
— план по себестоимости транспортных работ;
— план организационно-технических мероприятий.
— сводку технико-экономических показателей.
Оперативно-календарное планирование работы транспортного хозяйства состоит в составлении месячных программ и сменно-суточных заданий на перевозки и погрузочно-разгрузочные работы, а также в текущем регулировании работы транспортных средств. Месячная программа составляется на основании квартального плана и дополнительных месячных заявок на перевозки грузов, поступающих из цехов, складов, отделов (снабжения и сбыта) до начала планового месяца.
Организация и оперативно-производственное планирование транспортного хозяйства зависит от типа производства.
В серийном производстве, грузопотоки менее устойчивые, чем в крупносерийном и массовом, поэтому перевозки грузов организуются как по постоянным, так и по разовым маршрутам. На разовые маршруты цехи, склады и отделы накануне плановых суток подают транспортному цеху заявки на перевозку грузов (в счет месячного плана), которые должны быть выполнены в течение следующего дня. На основе этих заявок диспетчер составляет сменно-суточное задание по перевозке грузов на следующий день, указывая в нем распределение транспортных средств по отдельным участкам работы и разовым маршрутам. На перевозки по постоянным маршрутам заявки не подаются, а транспортные средства работают по постоянному графику.
В единичном и мелкосерийном производстве при отсутствии устойчивых грузопотоков перевозки грузов осуществляются в основном по разовым маршрутам. Сменно-суточное задание составляется на основе поступивших в транспортный цех заявок из основных цехов завода, складов и отделов.
Работа внешнего транспорта планируется на основе сведений о поступлении и отправке грузов, присылаемых отделами снабжения и сбыта.
Диспетчирование транспортной работы заключается в составлении, оперативном регулировании и контроле выполнения графиков и сменно-суточных заданий по перевозке грузов. В своей работе транспортный диспетчер тесно связан с диспетчерской службой завода и диспетчерами цехов. Техническими средствами диспетчера транспортного хозяйства являются диспетчерские табло, схемы, графики, радио- и телефонная связь, сигнализация и др. средства.
Оперативный учет работы транспортного хозяйства осуществляется в суточном и месячном разрезах: суточный рапорт о работе транспортного цеха и месячный отчет о производственной и хозяйственной деятельности транспортного хозяйства в целом.
Основные технико-экономические показатели транспортного хозяйства.Основными технико-экономическими показателями работы транспортного хозяйства являются:
1. объем перевозок грузов (выполнение плана перевозок грузов);
2. себестоимость 1 т∙км;
3. производительность труда;
4. себестоимость 1 машино-часа работы транспортного средства;
5. удельный вес транспортно-складских расходов в себестоимости продукции.
Эффективность использования транспортных средств характеризуется:
1. коэффициентом использования времени работы транспортного средства (отношение фактического времени работы транспортного средства в году к календарному фонду рабочего времени в году);
2. коэффициентом использования грузоподъемноститранспортных средств (отношение средней загрузки транспортного средства к его грузоподъемности);
3. коэффициентом использования пробега транспортных средств (отношение длины пробега с грузом к общей длине пробега).
Основными направлениями повышения эффективности работытранспортного хозяйства являются:
1. экономическое обоснование выбора транспортного средства;
2. оптимизация грузопотоков;
3. сокращение среднего возраста транспортных средств с увеличением удельного веса прогрессивного транспорта;
4. повышение уровня механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ;
5. улучшение системы планирования перевозок и диспетчерского регулирования;
6. совершенствование технического обслуживания внутризаводского транспорта;
7. внедрение единой производственно-транспортной (комплексной) технологии;
8. организация контейнерных перевозок;
9. внедрение автоматизированных систем управления транспортом;
10. совершенствование нормирования, учета и контроля использования транспортных средств, мотивация повышения эффективности их эксплуатации.