в какую крепость отправили гринева
Белогорская крепость в романе «Капитанская дочка»: описание в цитатах
В Белогорской крепости служит главный герой романа, Петр Гринев.
Белогорская крепость находится в Оренбургской губернии, в 40 верстах от Оренбурга. Начальником крепости является капитан Миронов.
Иногда крепость в «Капитанской дочке» ошибочно называют Белгородской, но на самом деле крепость зовется Бело гор ской (от слова «гора»).
Ниже представлена цитатная характеристика Белогорской крепости в романе «Капитанская дочка» Пушкина.
Белогорская крепость в романе «Капитанская дочка» Пушкина: описание в цитатах
«. в Оренбургскую губернию, в Белогорскую крепость. «
«. Белогорская крепость находилась в сорока верстах от Оренбурга. Дорога шла по крутому берегу Яика*. Река еще не замерзала, и ее свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах, покрытых белым снегом. За ними простирались киргизские степи. «
«. Я глядел во все стороны, ожидая увидеть грозные бастионы, башни и вал; но ничего не видал, кроме деревушки, окруженной бревенчатым забором. С одной стороны стояли три или четыре скирда сена, полузанесенные снегом; с другой – скривившаяся мельница, с лубочными крыльями, лениво опущенными. «Где же крепость?» – спросил я с удивлением. «Да вот она», – отвечал ямщик, указывая на деревушку, и с этим словом мы в нее въехали. У ворот увидел я старую чугунную пушку; улицы были тесны и кривы; избы низки и большею частию покрыты соломою. Я велел ехать к коменданту, и через минуту кибитка остановилась перед деревянным домиком, выстроенным на высоком месте, близ деревянной же церкви.(*река Урал называлась рекой Яик до 1775 года)
«. Передо мною простиралась печальная степь. Наискось стояло несколько избушек; по улице бродило несколько куриц. Старуха, стоя на крыльце с корытом, кликала свиней, которые отвечали ей дружелюбным хрюканьем. И вот в какой стороне осужден я был проводить мою молодость. «
«. Куда это меня завело? В *** полк и в глухую крепость на границу киргиз‑кайсацких степей. «
«. Спокойствие царствовало вокруг нашей крепости. «
«. Будьте исправны, учредите караулы да ночные дозоры; в случае нападения запирайте ворота да выводите солдат. Ты, Максимыч, смотри крепко за своими казаками. Пушку осмотреть да хорошенько вычистить. «
«. Злодей‑то, видно, силен; а у нас всего сто тридцать человек, не считая казаков, на которых плоха надежда. «
«. Комендант расхаживал перед своим малочисленным строем. Близость опасности одушевляла старого воина бодростию необыкновенной. «
«. Подходя к комендантскому дому, мы увидели на площадке человек двадцать стареньких инвалидов с длинными косами и в треугольных шляпах. Они выстроены были во фрунт. Впереди стоял комендант, старик бодрый и высокого росту, в колпаке и в китайчатом халате. Увидя нас, он к нам подошел, сказал мне несколько ласковых слов и стал опять командовать. «
«. поезжай в Белогорскую крепость, где ты будешь в команде капитана Миронова, доброго и честного человека. Там ты будешь на службе настоящей, научишься дисциплине. «
«. Чем Белогорская ненадежна? Слава богу, двадцать второй год в ней проживаем. Видали и башкирцев и киргизцев: авось и от Пугачева отсидимся. «
«. Урядник привел меня в избу, стоявшую на высоком берегу реки, на самом краю крепости. Половина избы занята была семьею Семена Кузова, другую отвели мне. Она состояла из одной горницы довольно опрятной, разделенной надвое перегородкой. «
«. Служба меня не отягощала. В богоспасаемой крепости не было ни смотров, ни учений, ни караулов. Комендант по собственной охоте учил иногда своих солдат; но еще не мог добиться, чтобы все они знали, которая сторона правая, которая левая, хотя многие из них, дабы в том не ошибиться, перед каждым оборотом клали на себя знамение креста. «
«Оставаться ей в крепости, подвластной Пугачеву и управляемой Швабриным, было невозможно.»
Это была цитатная характеристика Белогорской крепости в романе «Капитанская дочка» Пушкина: описание в цитатах.
«Капитанская дочка» Пушкина: почему крепость — Белогорская?
Главное место действия в итоговом произведении Пушкина «Капитанская дочка» — Белогорская крепость. Это тем более важно, что само название — Белогорская — появилось лишь в печатном тексте «Капитанской дочки» (четвертый том «Современника» за 1836 год); в беловом автографе повести название отсутствует, вместо него — две звездочки: «** крепость» [Пушкин 1995: 866–903], из чего понятно, что название долго обдумывалось 1
В отличие от «Истории Пугачева», где все названия крепостей реальные, в «Капитанской дочке», наряду с реальными названиями: Нижнеозерная, Татищева,Пушкин вводит вымышленное название одной из крепостей «в сорока верстах от Оренбурга»Белогорской крепости. Примечательно, что среди крепостей, упомянутых в «Истории Пугачева», есть в 75 верстах от Оренбурга Красногорская крепость, а также Горская [Пушкин 1995–1996: 866, 835]. Эти имена могли послужить Пушкину образцом для Белогорской. Откуда же такое название?
Н. Измайлов считает, что в имени Белогорской крепости отразились личные впечатления Пушкина во время его оренбургского путешествия 1833 года (они, уверен ученый, вообще играли важную роль при написании «Капитанской дочки»): «Вид меловых гор на берегу Урала, который Пушкин наблюдал по дороге из Оренбурга в Уральск, дал название Белогорской крепости в «Капитанской дочке», исторически не известной, но соответствующей по положению Татищевой» [Измайлов 1975: 299]. Но о меловых горах не говорится в «Капитанской дочке», значит, не хотел Пушкин такой связи в сознании читателя. 1 Кроме того, непонятно, почему именно эта деталь уральского пейзажамеловые горытак привлекла внимание Пушкина. Скорее всего, впечатление от меловых гор на Урале если и привело к названию «Белогорская», то лишь потому, что «легло» на какую-то более раннюю и важную картину белых гор, раз дало название главному, по существу, месту действия в повести. А это сильное впечатление, надо полагать, возникло у Пушкина на Кавказе.
В письме к Л. Пушкину от 24 сентября 1820 года поэт писал о своем восхождении на горы Кавказа: «Жалею, мой друг, что ты со мною вместе не видал великолепную цепь этих гор; ледяные их вершины, которые издали, на ясной заре, кажутся странными облаками, разноцветными и недвижными; жалею, что не всходил со мною на острый верх пятихолмногоБешту, Машука, Железной горы, Каменной и Змеиной» [Пушкин 1996a: 17–18]. Во время путешествия по югу с семьей Раевских Пушкин испытывал счастье не только от пребывания «в кругу милого семейства», но и от созерцания великолепной природы: «…счастливое, полуденное небо; прелестный край; природа, удовлетворяющая воображение,горы, сады, море…» [Пушкин 1996a: 19]. Небо и горы, заметим, поставлены на первое место; вообще во мнении читателей Пушкин был тогда «певцом Кавказа», а следовательно, гор. Это свое счастливое состояние в виду кавказских гор он запомнил навсегда (в 1836 году он напишет историку и этнографу В. Сухорукову в Пятигорск: «В соседстве Бештау и Эльбруса живут досуг и вдохновение» [Пушкин 1997: 90]). А с образом гор-облаков (из письма к брату) и белеющего Эльбруса встречаемся уже в «Кавказском пленнике» (1821):
Волнующий образ белеющей горы встречаем и в «Узнике» (1822). Орел под окном темницы узника как будто
Образ далекой и высокой манящей свободы, отрешенность от земной неволивот что такое здесь белеющая гора, тем более по контрасту с тучей, видимо темной.
В 1829 году Пушкиным написано стихотворение «Монастырь на Казбеке» об увиденном во времяАрзрумского путешествия «монастыре за облаками», парящем «над горами», монастыре, к которому рвется дух человека, потому что там «вольная вышина», «соседство Бога»:
Этот же поразивший Пушкина монастырь описан им в «Путешествии в Арзрум» (1835): «Утром, проезжая мимо Казбека, увидел я чудное зрелище. Белые, оборванные тучи перетягивались через вершину горы, и уединенный монастырь, озаренный лучами солнца, казалось, плавал в воздухе, несомый облаками» [Пушкин 1995: 482]. Так же как и в стихотворении, «чудное зрелище» завораживает, увлекает душу ввысь. В «Путешествии в Арзрум» описание горы Алагез (принятой спутниками Пушкина за Арарат) тоже обращает на себя внимание: после фразы «На ясном небе белела снеговая двуглавая гора» [Пушкин 1995: 463] следующие за ней библейские ассоциации наполняют образ белой горы общечеловеческим смыслом. Есть в «Путешествии в Арзрум» и описание неприступной крепости Карс, отвоеванной русскими войсками у турок, крепости, «белеющейся» на горе: «Я поехал по широкой долине, окруженной горами. Вскоре увидел я Карс, белеющийся на одной из них Осматривая укрепления и цитадель, выстроенную на неприступной скале, я не понимал, каким образом мы могли овладеть Карсом» [Пушкин 1995: 464, 465].
И. Сурат обратила внимание на то, что «в произведениях Пушкина разных лет несколько раз варьируется один зрительный образбелое на горе». Она называет «Бурю» (1825), «Монастырь на Казбеке» (1829), неоконченный перевод сербской народной песни «Что белеется на горе зеленой…» (1834) и подробно анализирует отрывок не оконченного Пушкиным перевода «Когда владыка ассирийский…» (1835) из неканонической ветхозаветной Книги Юдифи [Сурат 1996]. Больше всего занимает исследовательницу описание города, который намеревались покорить враги, Ветилуи
Сурат считает, что в основе образа Ветилуи впечатление от монастыря на Казбеке [Сурат 1996: 144]; И. Сидоров, уточняя, называет источником также и «белеющийся» Карс из «Путешествия в Арзрум» [Сидоров 2000: 179]. «Белое в вышине,пишет Сурат,образ пронзительного лирического звучания, смутно зовущий, иномирный. И пожалуй, именно в стихах о Ветилуе этот образ кристаллизуется: индивидуально-поэтическое начало соединяется в нем с осознанной религиозной символикой личная нота слышится в словах о белой Ветилуе» [Сурат 1996: 145]. Имеется в виду трудное духовное противостояние Пушкина в это время окружающему его, часто враждебному Петербургу и своим личным душевным неустройствам; вот в чем причина его обращения к древнему сюжету. Стоять перед врагом «в тишине», «в вышине», как Ветилуявот плод личного духовного опыта. Еще одна причина несокрушимости народа Ветилуи: «Высок смиреньем терпеливым…»и это, по Сурат, «формула идеального нравственного поведения» [Сурат 1996: 137]. Лирический герой Пушкина в 1835 году мечтает о побеге к тесным вратам спасения («Странник»), но сокрушенно констатирует в 1836-м: «Напрасно я бегу к Сионским высотам…» Хотя силы «греха алчного», по библейской традиции, уподобляются им в этом стихотворении льву, а собственные силыоленю, но он «бежит», и именно к «высотам»этим последним словом названа жизнь, посвященная идеалу, свободная от греха.
«Высота» подспудно присутствует и в названии «Белогорская» в «Капитанской дочке». Именование крепости как Белогорскойэто «бегство» из Петербурга на некую высоту («белую гору»), где простые люди, крепкая семья, тихая и верная любовь, настоящий героизм. Белогорская крепость противопоставлена в повести Петербургу (представитель егоШвабрин, сосланный из столицы за дуэль, единственный полностью отрицательный персонаж повести). Гринев-старший знал, что делал, посылая сына не в Петербург, а в Оренбург: он понимал, чем угрожает столица духовно не окрепшему сыну.
Петр Гринев, оказавшись в глухом гарнизоне в Белогорской крепости, видит там подлинные ценностиофицерскую верность присяге, теплые семейные отношения, верную любовь. Белогорская крепость означает и самую заветную ценность для Пушкина в 1830-е годыдом. Не случайно в повести сказано, что «Василиса Егоровна и на дела службы смотрела, как на свои хозяйские, и управляла крепостию так точно, как и своим домком». Ю. Лотман писал, что Дом (именно с заглавной буквы) стал для Пушкина в те годы «крепость и опора» [Лотман 2015: 206]. И эта ценность «размывалась» в Петербурге, где свет покушался на эту его святыню. И. Есаулов отмечает, выделяя главное слово: «Конечно, Белогорская крепость является, по сути дела, домомсо всеми свойственными этому идиллическому топосу атрибутами» [Есаулов 2017: 110].
Белогорская крепость, далее,это крепость духа ее немногочисленных защитников, крепость веры в Бога, крепость человеческих связей, крепость любви и верности (глава III так и называется»Крепость»).
Принципиальный момент при обрисовке Белогорской крепостиона внешне неказиста; Гринев и не понял, увидев ее, что это крепость. «Грозные бастионы, башни и вал», как представлял себе крепость герой, разительно отличались от реальности»деревушки, окруженной бревенчатым забором». И далее: «У ворот увидел я старую чугунную пушку; улицы были тесны и кривы; избы низки и большею частию покрыты соломою». Семья коменданта жила даже не в доме, а в «деревянном домике». За обыденностью облика и даже комичностью персонажей («старик в колпаке и в китайчатом халате», «кривой старичок в офицерском мундире», «старушка в телогрейке и с платком на голове») лишь потом разглядит Гринев (вместе с читателем) подлинную человеческую простоту и высокое нравственное достоинство капитана Миронова, Ивана Игнатьича, Василисы Егоровны. И Маша «с первого взгляда не очень понравилась» Петру Гриневу, смотревшему на нее с предубеждением из-за характеристики, данной ей Швабриным. Так и Белогорской крепости предстоит на наших глазах превратиться из убогой «деревушки» в место подвига ее немногочисленных защитников.
Гринев пришелся там ко двору. Радушие Мироновых, в противоположность «строгой немецкой экономии» генерала Андрея Карловича в Оренбурге, успокаивает и согревает юношу, впервые покинувшего дом. Скоро Петр, с унынием думавший о месте своей службы, не только смирится со своим, казалось бы, незавидным положением, но и обретет тут, можно сказать, семью (таковы прямо-таки родственные отношения в крепости) 3 а потом и любовь.
Первый же отзыв генерала о Белогорской крепости высоко характеризует порядки в ней: «…ты будешь в команде капитана Миронова, доброго и честного человека. Там ты будешь на службе настоящей, научишься дисциплине». Позднее Белогорская крепость названа «богоспасаемой».
Простота, искренность, верность присяге, подлинный героизм и подлинная любовьвсе это узнает (и проявит) Петр Гринев в Белогорской крепости. Не может быть, чтобы имя этой крепостиБелогорскаябыло случайным. Впечатление от увиденной в Оренбургском путешествии белой (меловой) горы, возможно, подтолкнуло мысль Пушкина, давно шедшую в этом направлении, и сформировалось сочетание «Белогорская крепость» с высоким (!) положительным значением. Таким образом, «белая гора» в творчестве Пушкина имеет глубоко положительное, иногда сакральное значение, отразившееся и в имени Белогорской крепости.
Удивительно, но в «Капитанской дочке» есть своеобразная белая горамы говорим о белом облачкепредвестнике бурана. Это его принял сначала за «отдаленный холмик», то есть за небольшую гору, юный Гринев: «Я увидел в самом деле на краю неба белое облачко, которое принял было сперва за отдаленный холмик». Вспомним, что в «Монастыре на Казбеке», наоборот, «вершины» гор казались лирическому герою облаками; то же в «Путешествии в Арзрум»: «В Ставрополе увидел я на краю неба облака, поразившие мне взоры, ровно за девять лет. Они были всё те же, всё на том же месте. Этоснежные вершины Кавказской цепи» [Пушкин 1995: 447]. Обратим внимание, что «горы» и «облака», подобные друг другу, находятся на одном и том же месте»на краю неба» (между прочим, ряд небольших гор и вереница облаков могут быть названы одинаковогрядой [Ожегов, Шведова 1993: 149]). Образ облачка в «Капитанской дочке»предвестие бурана, из которого выйдет мужик с черной бородойспаситель и губитель, благодетель и разбойник, свободный и жестокий Пугачев с его судьбоносным значением в жизни Гринева 4
Обратимся теперь к значению первой части слова «Белогорскаябелому цвету. «Пушкин знал сакральную символику белого: в его «Родрике», написанном весной 1835 года, герою является угодник, через которого говорит Господь,является «Белой ризою одеян / И сияньем окружен»»,пишет Сурат [Сурат 1996: 145].
А в «Капитанской дочке» белый цветв аспекте названия «Белогорская» он важенчаще всего связан с Пугачевым. Пугачев во время сражения»на белом коне»; в другом эпизоде ему подводят «белого коня»; казак для него держит под уздцы «прекрасную белую лошадь киргизской породы»; подавая знак казнить коменданта, Пугачев «махнул белым платком»; он пирует за столом, покрытым «белой скатертью»; тройка с Пугачевым несется по «белой степи». При этом белый цвет задействован и в описаниях Екатерины II: она «в белом утреннем платье», у нее «белая собачка». В XIX веке существовало устойчивое выражение «белый царь» (русский царь) [Даль 1995: 153], у Пушкина оно есть в «Полтаве» и «Истории Пугачева» [Пушкин 1995–1996: 10]. Семантика белого цвета, таким образом, связана и с русской царской властью: с его помощью описаны разгулявшийся на воле крестьянский «царь» 5 и дворянская царица. Таким образом, в белом цвете в повести присутствуют и глубоко положительная (до сакральности) символика (в слове «Белогорская»), и символика русской царской власти (в отношении Пугачева и Екатерины).
В слове «Белогорская», кроме корня «бел(ая)», есть и корень «гор(а)». Пушкин подчеркивает, что место, где стоит Белогорская крепость, довольно высокое (крепости вообще строились на возвышенности): дорога к ней «шла по крутому берегу Яика», «Вдруг увидел я деревушку на крутом берегу Яика…». Отметим, что эпитет «крутой» появился не сразу: Пушкин, работая над повестью, постепенно «возвышал» место, где находилась Белогорская крепость. Заметим также, что Гриневу отвели квартиру в избе «на высоком берегу реки», отсюда «по крутой тропинке» спускались к реке дуэлянты Гринев и Швабрин, а семья коменданта жила в «деревянном домике, выстроенном на высоком месте…». М. Гладилин даже назвал свою книгу о Пушкине «Нагорные тропинки», имея в виду то место из «Капитанской дочки», где говорится, что Савельич сбежал к дуэлянтам Гриневу и Швабрину «по нагорной тропинке». Так что «гора» в названии крепости «откликнулась» в содержании повести [Гладилин 2017: 6]. Эту высоту требуется объяснить.
«Высокими» мы называем мысли, дела, свершения во имя идеала (и, наоборот, «низкими»те, что идут вразрез с идеалом). И не случайно в высоком стиле нашего языка для обозначения высоты задействован образ горы: «горний» мир идеала, взгляд «горé». Н. Жилина пишет, выделяя антонимы: «Художественный мир «Капитанской дочки» предстает перед читателем как основанный на началах добра, любви и милосердия, проявление которых в дольнем пространстве становится напоминанием об иномгорнеммире» [Жилина 2017: 290].
В христианстве гораместо Нагорной проповеди, искушения, пророчеств, Преображения, распятия, Вознесения. Вот как говорится о Преображении: «Иисус взял Петра, Иакова, Иоанна и возвел их на гору высокую одних, преобразился пред ними: и просияло лице Его как солнце, одежды Его сделались белы как свет Облако светлое осенило их» (Мф. 17:1–5). В «Акафисте» Сергию Радонежскому добродетель, взлет духа уподобляются горе: «гора превысока добродетелей Божественных»; «возшелеси на гору Небесную».
На момент написания «Капитанской дочки» лежащее в столе у Пушкина стихотворение «Памятник» (лето 1836 года)в том числе и о вознесении в высоту. Думается, «памятник» не случайно «вознесся»родившийся в праздник Вознесения, Пушкин помнил и осмысливал этот факт. «Чем «Памятник»,писал Андрей Битов,не Вознесение над нашей, земной плоскостью?» [Битов 2017: 165]. Особенно в сравнении с «падшими» (к которым он «милость призывал»). Эта вертикаль от «падших» к вознесенному очень важна в духовном мире Пушкина. «Восставленная к Небу вертикаль организует собою весь внутренний поэтический космос каменноостровского цикла»,отмечали И. Сурат и С. Бочаров [Сурат, Бочаров 2002: 210].
Назовем также в связи с размышлениями об образе высоты в названии «Белогорская» одно глубоко личное для Пушкина обстоятельство, относящееся к 1836 году. В апреле этого года, похоронив мать в ограде Святогорского монастыря рядом с могилами деда и бабки, Пушкин «внес вклад в монастырскую кассу на собственную могилу» [Сурат 1999: 77]. Святогорский Успенский монастырь Псковской губернии восходит к XVI веку; основан на Синичьих горах, переименованных в Святые горы (напомним, Святые горыофициальное название Афона).
В 1829 году монастырь на горе для Пушкина»далекий, вожделенный брег»: «Туда б, в заоблачную келью, / соседство Бога скрыться мне!» Монастырь на горахвот какое место определил себе для могилы Пушкин (в письме к жене он еще в 1834 году высказывал желание быть похороненным не «на тесном петербургском кладбище, а в церкви на просторе, как прилично порядочному человеку» [Пушкин 1996b: 167]). Петербург по разным причинам не отпускал Пушкина, но поэт проявил волевое усилиеи вырвался таким образом в милый край (хотя бы и после земной жизни). Подумаем и вот о чем. Вряд ли человек будет покупать себе место для могилы задолго, лет за 25, скажем, до предполагаемой кончины (об этом сроке как оставшемся ему он однажды написал женеоколо 14 июля 1834 года [Пушкин 1996b: 180]). Значит, какие-то мысли о скором возможном «побеге» сюда, видимо, появились у Пушкина в 1836 году.
Не было ли в его сознании этого исходного названия «Святогорский», когда он обдумывал имя для крепости, в которой происходит основное действие повести? Было, между прочим, у Пушкина еще одно любимое место на земле, получившее название от гористого берега реки Сороти, на которой оно раскинулось,село Тригорское 6 Как уже указывалось, почему-то в беловом автографе название «Белогорская» обозначалось двумя звездочками (не одной или тремя): «** крепость», и так все упоминания названия этой крепости на страницах повести [Пушкин 1995: 866–903]. Может быть, Пушкин для себя зашифровал здесь два слова»Святая» и «гора», а потом «Белая» и «гора»? Есть для этой версии кое-какие основания.
В повести в соседство с Белогорской крепостью Пушкин поставил с одной стороны «три или четыре скирда сена», а с другой»скривившуюся мельницу, с лубочными крыльями, лениво опущенными». Это последнее не только добавляет уныния общей картине; это деталь окрестностей его родного Михайловского, Тригорского недалеко от Святогорского монастыря. За год до этого он написал стихотворение «…Вновь я посетил…» (1835), где неспешные и высокие размышления о смысле течения жизни вызваны в том числе и пейзажем: по «брегам отлогим» озера «рассеяны деревнитам за ними / Скривилась мельница, насилу крылья / Ворочая при ветре…». Эта скривившаяся мельница, «перенесенная» в «Капитанскую дочку» из родных мест, в которые так тянуло Пушкина, не только участвует в формировании печального пейзажа, но и делает картину окрестностей Белогорской крепости близкой, родной Пушкину.
На стене кабинета в его последней квартире прямо перед его рабочим столом (за которым он заканчивал «Капитанскую дочку») висела картина Н. Чернецова «Дарьяльское ущелье» (1832), под ней сабляподарок генерала Паскевича в 1829 году; вряд ли это лишь напоминание о путешествии в Арзрумскорее всего, вид гор нужен был Пушкину постоянно.
Появление названия «Белогорская крепость» в «Капитанской дочке» подготовлено образом белой горы в творчестве Пушкина; это название означает святые, высокие и крепкие устои русской жизни, открытые Пушкиным в его последнем большом произведении.
Пётр Гринёв
Пётр Гринёв. Актер О. Стриженов. Х/ф «Капитанская дочка». 1958
Пётр Андреевич Гринёв – главный герой повести «Капитанская дочка», русский офицер, состоящий на службе в Белогорской крепости. От его лица автор ведет свое повествование. В ходе сюжета прослеживается становление персонажа. Из избалованного и изнеженного барчука Гринёв превращается в смелого, ответственного, преданного родине человека. Большую роль в его судьбе играет предводитель крестьянского восстания Емельян Пугачев. Прототипом героя стал русский офицер Иван Башарин, принимавший участие в подавлении пугачевского бунта.
Описание героя
Биография
Знакомство с Петром Гринёвым происходит, когда ему всего лишь шестнадцать лет. Родился он в родовом поместье Гринёвых в Симбирской губернии. У его родителей, Андрея Петровича и Авдотьи Васильевны, до него было девять детей, но все они умерли в младенческом возрасте. Поэтому они души не чаяли в своем единственном сыне Петруше. Окруженный родительской любовью, Петя был озорным, немного избалованным мальчиком. Сам он так вспоминал о своем детстве: «Я жил недорослем, гонял голубей, играл в чехарду с дворовыми мальчишками».
Когда Петруше исполнилось пять лет, отец назначил ему воспитателя – своего бывшего стремянного Савельича. Он давно жил в усадьбе Гриневых и Андрей Петрович мог ему доверить воспитание единственного сына. Он научил мальчика грамоте, познакомил с породами собак и лошадей, привил любовь к русскому фольклору. Через некоторое время Пете выписали из Москвы гувернера-француза, который оказался парикмахером. Кроме того, он был большим любителем выпить, поэтому обязанности свои исполнял из рук вон плохо. В итоге Пётр так и не получил должного домашнего образования. Он был обучен лишь элементарной грамоте, но зато «мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля».
Гринёв с родителями. Иллюстрация А. Иткина
Пушкин не конкретизирует внешность молодого Гринёва, он делает акцент лишь на одежде. В сцене отъезда на службу на нем был заячий тулуп, а поверх него – лисья шуба. По приезде в крепость он одевается в офицерский мундир и камзол.
С детства отец старался привить Петруше военные навыки. Повзрослев, юноша уже представлял себе, как будет служить в Петербурге, но Андрей Петрович думал иначе. Несмотря на то, что Пётр еще до рождения был зачислен в Семеновский полк, он решил, что его сын обязательно должен нюхнуть пороха, поэтому договорился о его назначении в Оренбургскую губернию.
Петра огорчило решение отца, а мать перед предстоящей разлукой день и ночь проливала слезы. Однако, перечить старому Гринёву никто не решался. Показательна сцена, где отец дает сыну наставления перед отъездом. Среди них звучит: «Береги честь смолоду». Оно указывает на то, что Андрей Петрович превыше всего ставит дворянскую честь. Его сын полностью разделяет его убеждения. Так, Пётр с верным Савельичем выдвигаются в путь. Старый слуга – для присмотра за «дитятей» и в качестве стремянного, а молодой Гринёв – навстречу серьезным испытания и своей любви.
Буран
По дороге к месту назначения герои попали в ужасную метель. Буран разыгрался такой, что не было видно ничего вокруг, в том числе и дороги. На их счастье они встретили мужика, который проводил их до постоялого двора. В благодарность за это Гринёв подарил ему заячий тулуп. Он еще не знал, что
Наказ отца Петруше. Иллюстрация А. Бенуа
делает подарок самому Пугачёву. Как не знал и того, что будущий бунтарь никогда не забудет ему этот добрый жест. Очень важное и символическое значение имеет сон, который приснился Гринёву, и в котором содержится прямое указание на роль Пугачёва в его судьбе.
Сон Петра Гринёва
Петру приснилось, что он вернулся домой: «…матушка встречает меня на крыльце с видом глубокого огорчения. «Тише,– говорит она мне,– отец болен при смерти и желает с тобою проститься». – Пораженный страхом, я иду за нею в спальню. Вижу, комната слабо освещена; у постели стоят люди с печальными лицами. Я тихонько подхожу к постели; матушка приподымает полог и говорит: «Андрей Петрович, Петруша приехал; он воротился, узнав о твоей болезни; благослови его». Я стал на колени и устремил глаза мои на больного. Что ж. Вместо отца моего, вижу в постели лежит мужик с черной бородою, весело на меня поглядывая. Я в недоумении оборотился к матушке, говоря ей: «Что это значит? Это не батюшка. И к какой мне стати просить благословения у мужика?» – «Всё равно, Петрушка,– отвечала мне матушка,– это твой посаженый отец; поцелуй у него ручку, и пусть он тебя благословит»…» Но Гринев отказывается исполнить просьбу матушки. – «Я не соглашался. Тогда мужик вскочил с постели, выхватил топор из-за спины и стал махать во все стороны. Я хотел бежать… и не мог; комната наполнилась мертвыми телами; я спотыкался о тела и скользил в кровавых лужах… Страшный мужик ласково меня кликал, говоря: „Не бойсь, подойди! под мое благословение…» Сон Петра – это предсказание, каким нелегким окажется его путь.
Честь и долг
Отношение Гринёва к чести Пушкин продемонстрировал в сцене знакомства героя с Зуриным, который, будучи авантюристом, выиграл у наивного юноши сто рублей. Савельич умолял Петрушу не выплачивать долг, так как нес ответственность за каждую копейку бюджета. Но Гринёв не желал никаких послаблений. Он был уверен, что на кон поставлена его честь, поэтому отдал Зурину деньги. В этом прослеживается верность вековым дворянским традициям. Пётр, как и его отец – человек слова и чести. Зурин же впоследствии стал хорошим товарищем Петруше и также сыграл определенную роль в его судьбе.
Гринёв и Пугачев
Формирование характера Петра хорошо прослеживается на примере его отношений с Пугачёвым. Первая встреча на постоялом дворе показала, что Гринёв – это чуткий, благородный человек, не побоявшийся довериться встречному мужику и готовый отблагодарить его за помощь. Здесь же читатель узнает о пророческом сне, который увидел герой. Этот сон предрекает тесную связь жизни Гринёва с мятежником и то, насколько будет зависеть его судьба от воли этого человека.
Следующая встреча происходит уже не с безымянным мужиком, а предводителем крестьянского восстания. Отказавшийся присягнуть ему Пётр, готов разделить участь своих сослуживцев и ожидает смерти на эшафоте. Но Савельич буквально на коленях вымаливает прощение для своего барина. Пугачев милостиво отпускает Петра, но даже и в этот момент Гринёв отказывается приложиться к руке мятежника. Стойкость молодого офицера, не пожелавшего предать свою честь, очень ярко обрисована в этом эпизоде.
Гринёв и Пугачёв. Иллюстрация С. Герасимова
Очередная встреча произошла в станице, куда заехал Гринёв, отправляясь спасать Машу из заточения. Рассказ Петра о том, что Швабрин обижает сироту, возмутил Пугачева. Такое поведение было не принято среди его людей, и он вызвался помочь Петру. Здесь снова следует вспомнить про вещий сон: волею случая Пугачев вновь оказывается вершителем судьбы и счастья Гринева.
Через взаимоотношения этих героев прослеживается неоднозначность характера Гринёва. Не помышляя о предательстве императрицы, он не может не испытывать чувство благодарности к этому мятежнику. С позиции дворянина и патриота Пётр не принимает «правду жизни» Пугачёва, но его притягивает эта сильная и не лишенная благородства, личность. Гринёв видит в нем не только злодея, но и обыкновенного человека.
Гринев и Швабрин
Отношения между этими двумя героями-антагонистами Пушкин выстраивает на противопоставлении. Честному и благородному Гринёву оппонирует бесчестный и коварный Швабрин. Они оба влюблены в Машу Миронову, но клевета Швабрина становится источником главного конфликта. Несмотря на запрет дуэлей, Гринёву важно защитить честь девушки, ради этого он готов пожертвовать жизнью. Особенно низким выглядит донос Швабрина Андрею Петровичу после того, как Пётр искренне простил ему свое ранение на дуэли.
Враждебность между героями достигает предела, когда Швабрин переходит в отряд Пугачева. Гринёв испытывает истинное отвращение к изменнику присяге, переметнувшемуся в стан врага. Подлость Швабрина еще больше раскрывается в его грязном поступке – доносе на Гринёва. Это становится причиной его ареста и грозит судом и каторгой. Но Пётр и здесь не изменяет своему сильному характеру и стойкости. Он с достоинством переживает эту ситуацию и выходит из нее победителем. В этом ему помогает Маша, просившая за него перед императрицей, которая, во всем разобравшись, реабилитирует Гринёва.
Роль героя в произведении
Пушкин показал в лице своего героя русского офицера второй половины восемнадцатого столетия. Такие типажи были очень характерны для России того времени. Автор нисколько не приукрашивает Гринёва, он не заставляет его совершать безумные поступки и демонстрировать чудеса отваги и бесстрашия. Напротив, сюжет повести строится таким образом, что Пётр всегда преодолевает трудности с помощью какого-либо персонажа. Несмотря на его мужество и патриотизм, он как будто играет роль пассивного участника событий. Ему на помощь приходят то Савельич, то Пугачёв, то его возлюбленная Маша.
Гринёв и Маша. Иллюстрация С. Герасимова
В этом смысле не лишним будет вспомнить, что Гринёв, по сути, самый обычный, ничем не выдающийся молодой человек, волею судьбы оказавшийся вовлеченным в гущу трагических событий. Тем не менее, этот герой с честью выполнил предназначение, отведенное ему Пушкиным. Потому что одной из ключевых задач Александра Сергеевича было показать, что именно судьбы обычных людей и составляют основу исторических процессов.
Развитие героя по мере сюжета
Эволюция образа Гринёва переживает несколько существенных моментов. В первую очередь, это взвешенное решение Андрея Петровича об отправке сына в отдаленную крепость Оренбургской губернии. Затем, влияние на саму эпоху и на людей исторического события – крестьянского бунта под предводительством Пугачёва. Ведь истинные черты характера проявляются у человека только в сложных и драматических ситуациях. В данном случае под влиянием череды событий происходит превращение беззаботного недоросля в настоящего офицера-патриота.
В каждой последующей главе повести автор демонстрирует, как меняется и крепнет характер молодого Гринёва. В этой трансформации не последняя роль принадлежит людям, с которыми взаимодействует герой. Такие персонажи, как супруги Мироновы с одной стороны, и Пугачёв со Швабриным – с другой, любовь к Маше, грозные события мятежа, страшные картины казней, которыми он сопровождался, предстоящий суд и возможная каторга – все это не могло не отразиться на впечатлительной натуре молодого человека. За два года Гринёв пережил столько событий, сколько порой не выпадает человеку за всю жизнь.
Демонстрируя постепенное становление Гринёва, Пушкин одновременно создает русский национальный характер, для которого типичны такие качества, как доброта, верность присяге, благородство и честность. Только после всех испытаний герой становится таким, каким видит его читатель в финале повествования.
Отношение автора к герою
Пушкин представляет Гринёва в образе положительного героя, и сам проявляет к этому персонажу явную симпатию. Он наделяет его такими чертами, как доброта, благородство, честность, готовность пожертвовать собой ради любимой, умение общаться с людьми из разных сословий. Перед читателем возникает образ живого человека со своими достоинствами, но и не лишенный недостатков. Такой подход к портрету главного героя делает его исключительно правдоподобным.
Арест Гринёва. Иллюстрация Д. Шмаринова
Автор много внимания уделяет любви Гринёва к Маше Мироновой. Он показывает, что чувства его, в отличие от Швабрина, настоящие и возвышенные, достойные подражания. Пушкин создает для Гринёва такие ситуации, которые становятся поучительными. К примеру, если бы Петр так искренне не отблагодарил Пугачёва при их первой встрече, то неизвестно, как бы в дальнейшем повел себя жестокий бунтовщик. Возможно, не удалось бы дожить до финала повести ни главному герою, ни его невесте Маше Мироновой. Гринёва на протяжении всей повести преследует везение, и это также говорит о хорошем отношении к нему автора. Пушкин словно бы помогает ему и выручает, казалось бы, из самых безнадежных ситуаций.
Прототипы
Сначала, по замыслу Пушкина, главным героем должен был стать молодой офицер-дворянин, который, предав присягу, перешел на сторону Пугачева. Его прототипом мог стать подпоручик Михаил Шванвич. Но затем Пушкин остановился на кандидатуре другого офицера – Ивана Башарина. Во время бунта он был взят в плен, но смог избежать казни. Иван присягнул Пугачёву и был назначен командиром, но через некоторое время сбежал и снова стал служить в гвардии. Пушкин не очень хорошо знал детали биографии этого человека, поэтому присвоил своему герою дворянское происхождение.
Во время работы над повестью Пушкин посещал места, по которым прокатилось пугачевское восстание. Во время этих поездок он нашел еще одну биографию, которая его заинтересовала. Это был офицер, состоящий на службе у Пугачёва, Валуев. Пушкин несколько раз менял фамилию центрального персонажа и в итоге остановился на Гринёве. Упоминание о нем он нашел в документах той эпохи. В одном из правительственных сообщений эта фамилия стояла в ряду с теми, кто находился на подозрении в измене, но «по следствию оказались невинными» и были освобождены.
Экранизации героя
Образ Петра Гринева не раз находил воплощение на экране. Существует шесть экранизаций этой повести А.С. Пушкина, в том числе и итальянским режиссером Марио Камерини. В фильме «Русский бунт» режиссера Александра Прошкина (1999 год) также присутствует тема «Капитанской дочки». Самой удачной и наиболее приближенной к сюжету является экранизация 1958 года режиссера Владимира Каплуновского. Фильм снят в традициях качественного советского кино и, несмотря на то, что лента черно-белая, это не умаляет ее достоинств. На кинофестивале в Локарно (Швейцария) этот фильм был награжден главным призом как самый сенсационный фильм!
Выбор режиссера на исполнение роли Гринёва пал на замечательного актера Олега Александровича Стриженова. Ему уже довелось вкусить зрительского признания после таких фильмов, как «Овод» и «Сорок первый», где он исключительно точно передал сложный внутренний мир своих героев. Участие же в «Капитанской дочке» стало его очередным успехом. Актер проявил настолько бережное отношение к литературному персонажу, что стал самым идеальным Петрушей Гринёвым.
Этой роли он отдал себя без остатка, проявив все свои физические и эмоциональные возможности. Весь его актерский талант был направлен на одно – предстать перед зрителем истинно пушкинским Петром Гринёвым. Образ, который он создал, невозможно переиграть, как и невозможно представить себе другого актера в этой роли. Его Гринёв – это образец благородства и изысканности, тот самый герой, которого читатель знает и любит, благодаря гениальному Пушкину.