в какую подсистему входит семейное воспитание

Семинар 1. Структура и основные подсистемы семьи

в какую подсистему входит семейное воспитание. Смотреть фото в какую подсистему входит семейное воспитание. Смотреть картинку в какую подсистему входит семейное воспитание. Картинка про в какую подсистему входит семейное воспитание. Фото в какую подсистему входит семейное воспитание в какую подсистему входит семейное воспитание. Смотреть фото в какую подсистему входит семейное воспитание. Смотреть картинку в какую подсистему входит семейное воспитание. Картинка про в какую подсистему входит семейное воспитание. Фото в какую подсистему входит семейное воспитание в какую подсистему входит семейное воспитание. Смотреть фото в какую подсистему входит семейное воспитание. Смотреть картинку в какую подсистему входит семейное воспитание. Картинка про в какую подсистему входит семейное воспитание. Фото в какую подсистему входит семейное воспитание в какую подсистему входит семейное воспитание. Смотреть фото в какую подсистему входит семейное воспитание. Смотреть картинку в какую подсистему входит семейное воспитание. Картинка про в какую подсистему входит семейное воспитание. Фото в какую подсистему входит семейное воспитание

в какую подсистему входит семейное воспитание. Смотреть фото в какую подсистему входит семейное воспитание. Смотреть картинку в какую подсистему входит семейное воспитание. Картинка про в какую подсистему входит семейное воспитание. Фото в какую подсистему входит семейное воспитание

в какую подсистему входит семейное воспитание. Смотреть фото в какую подсистему входит семейное воспитание. Смотреть картинку в какую подсистему входит семейное воспитание. Картинка про в какую подсистему входит семейное воспитание. Фото в какую подсистему входит семейное воспитание

1. Основные подсистемы семьи, их характеристика. Семейные границы.

Семейные подсистемы – это локальные, дифференцированные совокупности семейных ролей, которые позволяют избирательно выполнять определенные функции и обеспечивать ее жизнедеятельность (Минухин С.,Фишман Ч.,1998).

В составе семейного организма имеются три ключевые подсистемы. Первая из них – супружеская подсистема. Она образуется раньше других и определяет дальнейшее функционирование семьи. Она является наиболее важной, поскольку психологически и эмоционально защищает человека. Супружеская подсистема – это «электростанция», где супруги могут энергетически «подзаряжаться» друг от друга и является базисом развития семьи. Супружеская подсистема включает в себя все поведенческие цепочки, развившиеся из чувств «любви и преданности» партнеров друг к другу, взаимодействия типа муж-жена.

Для супругов в начале своей семейной жизни очень важно выработать стереотипы взаимодействия, которые устраивали бы обоих. Очень важны комплиментарность функций, взаимная поддержка и взаимная адаптация супругов на первом этапе. Здоровую супружескую подсистему характеризуют:

1. Четкое распределение власти и наличие лидерства.

2. Открытая, прямая, двухсторонняя коммуникация (без секретов, намеков, недомолвок, разговоров «вокруг да около»).

3. Взаимность отношений. Ни один, а оба супруга «вносят вклад», существует пространство «МЫ» («мы вместе и делаем что-то вместе друг для друга»).

4. Высокий уровень удовлетворения потребностей и поддержка друг друга. Удовлетворение своих потребностей и потребностей другого. Играет роль контакт с другими (расширенными) семьями.

В дисфункциональных супружеских подсистемах:

1. Роли навязываются и принимаются силой.

2. Стараются изменить партнера, «борьба за власть», не могут поделить сферы.

3. Ассиметричность отношений, некомплиментарность партнера. ( «У одного карьера, а она одна с ребенком»).

4. Закрытая и двусмысленная коммуникация. Много секретов, недомолвок.

Супружеская подсистема влияет и на другие подсистемы. Главная ее функция – эмоциональная поддержка. Если один из супругов не получает эмоциональной поддержки, то это приводит к дисфункции – он ищет ее на стороне. Поддержку может оказывать другие. Например, в неполной семье – отсутствует супружеская подсистема и тогда поддержку женщине будут оказывать бабушка, друзья и сам ребенок.

Родительская подсистема объединяет паттерны взаимодействия, возникшие при воспитании детей и может состоять из отца и матери, но может включать и только одного из родителей вместе со значимыми другими членами семьи, которые участвуют в воспитании. Главная ее функция – воспитание детей. Несмотря на то, что супружескую и родительскую подсистемы входят одни и те же люди, тем не менее, в этих подсистемах они выполняют совершенно разные функции. Причем каждой функции соответствуют свои модели-паттерны взаимодействия. Для родительской подсистемы характерны взаимодействия типа отец-мать. В норме в родительской подсистеме должны быть родители.

В дисфункциональной семье в родительскую подсистему могут включаться и другие люди – бабушки, отчимы, старший ребенок, которые выполняют родительские функции.

Детская подсистема или подсистема сиблингов в функциональных семьях включает только детей. В дисфункциональных семьях – могут еще включаться и родители (например, мама с ребенком будут относиться к детской подсистеме, а бабушка – выступать в родительской роли). Основная функция детской подсистемы – научиться общению со сверстниками, в том числе с учетом их авторитета (проявление сочувствия, умение постоять за себя, организация альянсов, умение договариваться и др.) Единственный ребенок в семье испытывает ту же потребность в общении, поэтому склонен заводить друзей из числа соседей и родственников. Правильное функционирование этой подсистемы подразумевает отсутствие препятствий для общения ребенка.

Огромное влияние на детскую подсистему оказывают супружеская и родительская подсистемы. В функциональных семьях родители обладают большей властью, чем дети. И дети «принимают» эту власть. Поскольку для детей важно включаться в свою детскую подсистему, вмешательство взрослых приводит к тому, что дети не приобретают собственного опыта разрешения конфликтов.

в какую подсистему входит семейное воспитание. Смотреть фото в какую подсистему входит семейное воспитание. Смотреть картинку в какую подсистему входит семейное воспитание. Картинка про в какую подсистему входит семейное воспитание. Фото в какую подсистему входит семейное воспитание

Когда происходят изменения условий жизни семьи, изменения претерпевают и подсистемы, что очень важно для развития и адаптации семьи. В здоровой семье должно функционировать три подсистемы – супружеская, родительская и детская. Супружеская, как правило, в дисфункциональных семьях самая слабая и поэтому мать начинает больше функционировать с сыном. Чем больше подсистем, тем более гибкой будет ролевая структура семьи и легче адаптироваться в условиях стресса.

Границы семьи – это « правила, определяющие, кто и как участвует во взаимодействии ». Это гласные и негласные договоренности между членами семьи относительно того, кто и что может позволить себе делать в семье и вне ее (кто может приглашать гостей и каких, кто может задерживаться на работе, с кем можно встречаться вне семьи и т. п.).

Каждая семья вырабатывает свои собственные правила, а границы семей имеют неодинаковую гибкость и проницаемость. Гибкость характеризует способность границ семьи к изменениям. В некоторых случаях границы чересчур ригидные – это означает, что семейные правила не меняются, несмотря на изменение ситуации. Это затрудняет адаптацию семьи к новым ситуациям. Проницаемость границ – это установки, существующие в семье, относительно контактов с внесемейным окружением. Иногда семейные границы отличаются высокой проницаемостью, тогда они становятся диффузными, и это ведет к избыточному вмешательству в жизнь семейной системы других людей. Непроницаемые границы ограничивают возможность необходимого общения с внешним миром.

Для молодой пары определение границ семьи в первую очередь означает переопределение своих отношений с родительскими семьями. Теперь роли сына и дочери должны стать вторичными, уступив место ролям мужа и жены.

Одной из наиболее часто встречающихся психологических проблем на этой стадии брака является проблема взаимодействия молодых супругов с родительскими семьями. Она может порождаться в большей степени кем-то из супругов либо родителями.

В первом случае недостаточная зрелость одного из молодых людей, его эмоциональная зависимость от родительской семьи не позволяет сформироваться нормальной супружеской системе. Незрелый супруг продолжает вести себя, преимущественно ориентируясь на нормы, критерии и правила, существовавшие в родительской семье. Это мешает выработке молодой семьей своих собственных правил и норм. Например, жена ощущает необходимость во всем советоваться со своей матерью, и муж начинает ощущать, что этот третий человек также является членом их семьи, так как его желания и представления постоянно учитываются, а иногда он и физически присутствует в семье большую часть времени. Это вызывает недовольство у мужа, возможно, в связи с испытываемым чувством ревности или собственной недостаточной значимости. Психологическая помощь должна быть направлена на уменьшение степени близости одного из молодых супругов с родительской семьей и переориентацию его на близость со вторым супругом.

Во втором случае проблема исходит от родителей, которым трудно снизить степень своего участия в жизни выросшего ребенка. Если сын или дочь были единственными детьми в родительской семье, родителям бывает непросто отказаться от идеи оказания помощи, даже если молодые в ней не очень нуждаются.

Часто подобная родительская помощь имеет явно манипулитивный характер. Она может принимать различные формы: это могут быть дорогие подарки, деньги на покупку каких-либо вещей, выполнение какой-либо домашней работы в молодой семье и т. п. Оказывая ее, родители как бы говорят своему ребенку: «Смотри, как мы о тебе заботимся! Никто не позаботится о тебе лучше, чем мы». В таком случае, если молодой супруг принимает родительскую помощь или подарки, родители считают, что имеют право вмешиваться в жизнь молодой семьи. Скрытая подоплека подобной «помощи» может хорошо осознаваться вторым супругом и вызывать у него чувства злости или обиды. Такая ситуация обладает большим конфликтным «потенциалом», так как каждому из молодых супругов в ней трудно высказать свои претензии друг другу и родительской семье без чувства вины и ощущения собственной неблагодарности.

Слишком большое количество помощи скорее повредит молодой семье, даже если она в ней нуждается: отказ от помощи, как уже было сказано, может порождать чувство вины, а ее принятие может рождать у супругов ощущение беспомощности и неспособности самостоятельно справиться с трудностями. Все это также препятствует формированию супружеской субсистемы.

В подобных ситуациях психологическая работа может быть направлена на осознание всеми участниками ситуации манипулятивного характера их взаимодействий, которые в итоге не приносят психологического благополучия никому: родители имеют взрослого ребенка с проблемами в семейной жизни, а молодые платят за «помощь» чувствами вины, раздражения и обиды.

Следует заметить, что названная проблематика обычно оказывается проблемой и для молодых супругов, и для их родителей. Вероятно, наиболее правильным вариантом оказания психологической помощи была бы работа с расширенной семьей, но это не всегда возможно. Чаще работать приходится с наиболее «доступным» членом семьи, однако при этом всегда следует учитывать остальных задействованных в ней лиц.

Таким образом, супруги должны прийти к соглашению, в какой мере родители мужа или жены могут влиять на принимаемые решения; определить, в какие области жизни молодой семьи родители могут вмешиваться, а в какие – нет. Вмешательство родителей или кого-либо из родительской семьи в жизнь молодой пары может вносить в брак раскол, причем часто без осознания того, что же именно вызывает негативные чувства.

Проблема взаимоотношений с родительской семьей также может быть представлена как проблема дистанции. Слишком близкая дистанция, как уже было сказано, мешает формированию собственного пространства молодой семьи. Для того чтобы защитить независимость семьи, молодые люди могут начать требовать от родителей, чтобы они перестали приходить в их дом, или отказываются ходить в гости к родителям супруга. Однако и попытки стать совершенно независимыми и полностью отделиться от родителей также будут работать на разрушение брака. Искусство жить в браке, по словам Дж. Хейли, предполагает достижение независимости в сочетании эмоциональных связей с родственниками.

Источник

Семейные подсистемы и границы

в какую подсистему входит семейное воспитание. Смотреть фото в какую подсистему входит семейное воспитание. Смотреть картинку в какую подсистему входит семейное воспитание. Картинка про в какую подсистему входит семейное воспитание. Фото в какую подсистему входит семейное воспитание в какую подсистему входит семейное воспитание. Смотреть фото в какую подсистему входит семейное воспитание. Смотреть картинку в какую подсистему входит семейное воспитание. Картинка про в какую подсистему входит семейное воспитание. Фото в какую подсистему входит семейное воспитание в какую подсистему входит семейное воспитание. Смотреть фото в какую подсистему входит семейное воспитание. Смотреть картинку в какую подсистему входит семейное воспитание. Картинка про в какую подсистему входит семейное воспитание. Фото в какую подсистему входит семейное воспитание в какую подсистему входит семейное воспитание. Смотреть фото в какую подсистему входит семейное воспитание. Смотреть картинку в какую подсистему входит семейное воспитание. Картинка про в какую подсистему входит семейное воспитание. Фото в какую подсистему входит семейное воспитание

в какую подсистему входит семейное воспитание. Смотреть фото в какую подсистему входит семейное воспитание. Смотреть картинку в какую подсистему входит семейное воспитание. Картинка про в какую подсистему входит семейное воспитание. Фото в какую подсистему входит семейное воспитание

в какую подсистему входит семейное воспитание. Смотреть фото в какую подсистему входит семейное воспитание. Смотреть картинку в какую подсистему входит семейное воспитание. Картинка про в какую подсистему входит семейное воспитание. Фото в какую подсистему входит семейное воспитание

Семейные подсистемы — это локальные, дифференцированные совокупности семейных ролей, которые позволяют семье избирательно выполнять определенные функции иобеспечивать ее жизнедеятельность (Nichols M., 1984; Минухин С, Фишман Ч„ 1998). Один из членов семьи может быть участником сразу нескольких подсистем — родительской, супружеской, детской, женской и др.

Одновременное функционирование в нескольких подсистемах обычно малоэффективно. Когда мать ругает сына за плохую оценку, полученную в школе, и

при этом замечает: «Это потому, что твой отец рохля и он не хочет показать, что такое настоящий мужчина», — то она неосознанно совмещает сразу две подсистемы — родительскую и супружескую. Такое поведение приводит к тому, что ни сын, ни муж не воспринимают критику в свой адрес, но предпринимают меры, иногда сообща, чтобы от нее защититься.

Если внешние границы жесткие (семья живет очень замкнуто, гости приходят редко, по конкретным поводам и только по приглашению), то у родственников нередко возникает страх перед окружающим миром, не формируются навыки общения с другими людьми. В результате внутренние границы между подсистемами становятся размытыми. Например, в таких семьях родители много времени могут посвящать детям и нередко ответственность за их дела берут на себя. Возникает поведенческое оформление размытых границ: мама делает с ребенком уроки, и поэтому он за них не отвечает. И если ребенок получит двойку, то это не его двойка — это двойка мамы.

Недостаточно четкие границы между подсистемами не только тормозят развитие семьи и взросление ее членов, но также способствуют образованию коалиций — объединений между родственниками. Коалиции, как правило, предполагают наличие триангуляции — использования третьего лица для решения конфликта между двумя другими членами семьи. Например, отец, которому никак не удается наладить теплые отношения с «деловой» женой, излишне приближает к себе дочь, неосознанно воспринимая ее не только как ребенка, но также как подругу и объект эротической привязанности.

Если внешние границы размытые, то семья нередко становится похожей на «проходной двор», куда в любую минуту могут вторгнуться извне посторонние люди. Тогда границы подсистем внутри семьи с целью ее сохранения становятся более жесткими. Например, раньше дети в нашей стране больше времени проводили в дошкольных и школьных учреждениях, а на улице существовали детские компании. И поэтому чаще можно было наблюдать подсистемы родителей и детей, а не смешанные детско-родительские, как это проявляется сейчас (Варга А. Я., 2001).

В нормальных, здоровых семьях границы между подсистемами ясно очерчены и проницаемы. В обследованных нами дисфункциональных семьях, для которых характерны нарушения в выполнении супружеской, родительской, материально-бытовой и других функций, наблюдались либо жесткие, либо размытые внутренние границы (Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В., 1999). В первом случае коммуникация между подсистемами была ослаблена, не происходил обмен информацией. Например, родителей совсем не интересовали занятия, увлечения и переживания

детей. Дети ничего не знали о финансовых или производственных проблемах отцов и матерей. При размытых границах стрессы, переживаемые в одних подсистемах, легко иррадиировали на другие (например, простуда ребенка мгновенно «выбивала из колеи» мать, находящуюся с ним в симбиотических отношениях).

Источник

3 основных типа семейных подсистемВ качестве структурных элементов семьи…

в какую подсистему входит семейное воспитание. Смотреть фото в какую подсистему входит семейное воспитание. Смотреть картинку в какую подсистему входит семейное воспитание. Картинка про в какую подсистему входит семейное воспитание. Фото в какую подсистему входит семейное воспитание
3 основных типа семейных подсистем

В качестве структурных элементов семьи как системы выступают подсистемы, представляющие собой совокупности семейных ролей, которые позволяют семье выполнять определенные функции и обеспечивать ее жизнедеятельность. Взаимоотношения между членами семьи зависят от характеристик подсистем, к которым они принадлежат.

Выделяют три основных типа семейных подсистем:

1. Индивидуальная подсистема

Представлена отдельным членом семьи. В рамках семейной терапии она всегда рассматривается во взаимосвязи с другими подсистемами, то есть функционирование отдельного члена семьи анализируется в контексте его многочисленных семейных связей.

2. Подсистемы, где члены семьи принадлежат к одному поколению:

— Супружеская подсистема.
Эта подсистема является базисом нуклеарной семьи, определяя ее функционирование. Она включает в себя супругов, взаимодействие которых направлено на поддержание основной задачи данной подсистемы – удовлетворение личных потребностей брачных партнеров (в любви, близости, поддержке, заботе, внимании, а также материальных и сексуальных потребностей). Следовательно, взаимодействие супругов в рамках данной подсистемы строится по типу «взрослый – взрослый».

— Родительская подсистема.
Эта подсистема объединяет в себя членов семьи, взаимодействие которых связано с выполнением родительских функций, включающих в себя заботу о детях, их воспитание, развитие, социализацию и т.п. Таким образом, правила поведения в данной подсистеме определяются характером взаимодействий типа «родитель – родитель». Родительская подсистема не всегда состоит из отца и матери, как в традиционной модели семьи, но также может включать значимых других, которые в той или иной мере участвуют в воспитании детей. В случае появления ребенка вне брака, усыновления ребенка одним родителем, в ситуации неполной семьи единственный родитель может нуждаться в системе дополнительной поддержки. Такая система поддержки может включать членов расширенной семьи (дедушек и бабушек), представителей социальных систем (центры психологической помощи, центры социального обслуживания, церковь), друга (подругу), бывшего супруга и др. Родительская подсистема в такой семье может отличаться изменчивостью, что обусловлено конкретными потребностями единственного родителя, а также его способностью «разделять» родительские функции с временными членами родительской подсистемы.

— Сиблинговая подсистема.
Эта подсистема состоит из братьев и сестер нуклеарной семьи. Сюда также входят приемные и усыновленные дети. Правила поведения в сиблинговой подсистеме определяются взаимодействиями типа «брат – сестра» («брат – брат», «сестра – сестра»). Главная задача данной подсистемы – способствовать развитию навыков взаимодействия ребенка со сверстниками. Это своеобразная экспериментальная площадка, где ребенок имеет возможность исследовать других людей и строить с ними различные типы отношений. Умение отстаивать свою позицию, присоединяться к коалиции, уступать, договариваться – всему этому ребенок научается в группе сверстников. Если в семье только один ребенок, он обычно устанавливает дружеские отношения с детьми соседей и родственников при условии отсутствия препятствий для его общения за пределами семейной системы. Эти отношения позволяют заменить взаимодействие в подсистеме сиблингов.

3. Детско-родительская подсистема

Представлена членами семьи, относящимися к разным поколениям, а именно родителями и их еще не взрослыми детьми. Правила поведения в данной подсистеме определяются взаимодействиями типа «родитель – ребенок», направленными на реализацию задачи формирования у детей навыков саморегуляции, усвоения ими норм, ценностей и моделей взаимоотношений в иерархической социальной системе. Именно в рамках данных взаимоотношений ребенок выстраивает систему жизненных ценностей, приобретает опыт соблюдения правил и законов, выполнения обязательств, следования традициям и т.п.

— Н.И. Олифирович, Т.Ф. Велента, Т.А. Зинкевич-Куземкина «Терапия семейных систем»
Source: New feed

Источник

Характеристика семейных подсистем.

Семейные подсистемы – это локальные, дифференцированные совокупности семейных ролей, которые позволяют избирательно выполнять определенные функции и обеспечивать ее жизнедеятельность (Минухин С.,Фишман Ч.,1998).

В составе семейного организма имеются три ключевые подсистемы. Первая из них – супружеская подсистема. Она образуется раньше других и определяет дальнейшее функционирование семьи. Она является наиболее важной, поскольку психологически и эмоционально защищает человека. Супружеская подсистема – это «электростанция», где супруги могут энергетически «подзаряжаться» друг от друга и является базисом развития семьи. Супружеская подсистема включает в себя все поведенческие цепочки, развившиеся из чувств «любви и преданности» партнеров друг к другу, взаимодействия типа муж-жена.

Для супругов в начале своей семейной жизни очень важно выработать стереотипы взаимодействия, которые устраивали бы обоих. Очень важны комплиментарность функций, взаимная поддержка и взаимная адаптация супругов на первом этапе. Здоровую супружескую подсистему характеризуют:

1. Четкое распределение власти и наличие лидерства.

2. Открытая, прямая, двухсторонняя коммуникация (без секретов, намеков, недомолвок, разговоров «вокруг да около»).

3. Взаимность отношений. Ни один, а оба супруга «вносят вклад», существует пространство «МЫ» («мы вместе и делаем что-то вместе друг для друга»).

4. Высокий уровень удовлетворения потребностей и поддержка друг друга. Удовлетворение своих потребностей и потребностей другого. Играет роль контакт с другими (расширенными) семьями.

В дисфункциональных супружеских подсистемах:

1. Роли навязываются и принимаются силой.

2. Стараются изменить партнера, «борьба за власть», не могут поделить сферы.

3. Ассиметричность отношений, некомплиментарность партнера. ( «У одного карьера, а она одна с ребенком»).

4. Закрытая и двусмысленная коммуникация. Много секретов, недомолвок.

Супружеская подсистема влияет и на другие подсистемы. Главная ее функция – эмоциональная поддержка. Если один из супругов не получает эмоциональной поддержки, то это приводит к дисфункции – он ищет ее на стороне. Поддержку может оказывать другие. Например, в неполной семье – отсутствует супружеская подсистема и тогда поддержку женщине будут оказывать бабушка, друзья и сам ребенок.

Родительская подсистема объединяет паттерны взаимодействия, возникшие при воспитании детей и может состоять из отца и матери, но может включать и только одного из родителей вместе со значимыми другими членами семьи, которые участвуют в воспитании. Главная ее функция – воспитание детей. Несмотря на то, что супружескую и родительскую подсистемы входят одни и те же люди, тем не менее, в этих подсистемах они выполняют совершенно разные функции. Причем каждой функции соответствуют свои модели-паттерны взаимодействия. Для родительской подсистемы характерны взаимодействия типа отец-мать. В норме в родительской подсистеме должны быть родители.

В дисфункциональной семье в родительскую подсистему могут включаться и другие люди – бабушки, отчимы, старший ребенок, которые выполняют родительские функции.

Детская подсистема или подсистема сиблингов в функциональных семьях включает только детей. В дисфункциональных семьях – могут еще включаться и родители (например, мама с ребенком будут относиться к детской подсистеме, а бабушка – выступать в родительской роли). Основная функция детской подсистемы – научиться общению со сверстниками, в том числе с учетом их авторитета (проявление сочувствия, умение постоять за себя, организация альянсов, умение договариваться и др.) Единственный ребенок в семье испытывает ту же потребность в общении, поэтому склонен заводить друзей из числа соседей и родственников. Правильное функционирование этой подсистемы подразумевает отсутствие препятствий для общения ребенка.

Огромное влияние на детскую подсистему оказывают супружеская и родительская подсистемы. В функциональных семьях родители обладают большей властью, чем дети. И дети «принимают» эту власть. Поскольку для детей важно включаться в свою детскую подсистему, вмешательство взрослых приводит к тому, что дети не приобретают собственного опыта разрешения конфликтов.

Когда происходят изменения условий жизни семьи, изменения претерпевают и подсистемы, что очень важно для развития и адаптации семьи. В здоровой семье должно функционировать три подсистемы – супружеская, родительская и детская. Супружеская, как правило, в дисфункциональных семьях самая слабая и поэтому мать начинает больше функционировать с сыном. Чем больше подсистем, тем более гибкой будет ролевая структура семьи и легче адаптироваться в условиях стресса.

Типология современной семьи

В современном мире нет единого типа семьи. По критерию управления выделяют:

тотемический клан, характеризующийся верой в общего предка, сохранением группового брака, отсчетом происхождения по матери;

— патриархальная семья – глава, которой (чаще старший мужчина, но бывают и исключения) является единственным владельцем имущества и поэтому распорядителем и управителем всей жизни семейной общины, объединяющей под одной крышей несколько поколений. Функциональные обязанности в такой семье четко определены и традиционны, поэтому такую форму семьи называют также «традиционной»;

— неотрадиционная семья – это трансформация патриархальной в современных условиях. Она отличается от традиционной патриархальной тем, что сохраняется установка на мужское лидерство и разграничение мужских и женских обязанностей, но без достаточных на то объективных экономических оснований. Такой тип семьи социологи называют эксплуататорским, поскольку наряду с правом на равное с мужчиной участие в общественном труде женщина получает «исключительное» право на домашний труд;

— эгалитарная семья – это уже реальная, но пока не доминирующая форма управления современной семьи. Для такой семьи характерны следующие черты:

а) справедливое, пропорциональное разделение домашних обязанностей между членами семьи;

б) взаимозаменяемость супругов в решении бытовых проблем («ролевая симметрия»);

в) обсуждение основных проблем и совместное принятие важных для семьи решений;

г) эмоциональная насыщенность отношений.

По критерию структуры выделяют семьи:

— расширенная семья включает представителей не менее трех поколений родственников: прародители – дедушка и бабушка, родители – отец и мать, дети (внуки) – сыновья и дочери (внуки и внучки), иногда бывают правнуки, реже и праправнуки. Неполная расширенная семья чаще всего образуется после смерти одного из старших родителей, когда оставшийся одиноким объединяется с семьей сына или дочери.

— нуклеарная(лат. Nucleus- ядро). состоит из двух поколений – родителей и детей. В Европе нуклеарных семей около 80%, в России – около 60%.

— неполнойназывают семью без одного из родителей. Чаще всего это послеразводная семья, но очень распространенным явлением в 20-м веке стала семья матери-одиночки.

По критерию детности выделяют:

— семьи бездетные – это молодые семьи до рождения первенца, а также супружеские пары не имеющие возможности иметь детей или не желающие ими обзаводиться. Таких в России в настоящее время более 15%, но есть тревожные данные о росте этой категории.

— однодетные семьи – также трудная проблема для любого общества, поскольку такие семьи не обеспечивают даже простое воспроизводство. В России таких семей около половины, что и является основной причиной начавшейся в 90-е годы депопуляции. –малодетными называют семьи с двумя детьми. Это вторая по величине группа российских семей. Что касается семей

многодетных,то есть разные мнения о точке отсчета количества детей для причисления к этой категории. Одни считают, что многодетность начинается с трех детей, а администрация некоторых городов даже выдает таким семьям удостоверение о многодетности и назначает некоторые льготы. Если считать по этой методике, то многодетных в России больше 10%. Однако большинство исходит из установленного еще в Советском Союзе критерия многодетности – пять и больше, за что мать в те времена награждалась медалями и орденами. Этому показателю соответствует чуть больше 1% семей.

По критерию социального положения супругов, семьи могут быть:

— гомогенными (гомогамными),где супруги имеют одинаковое социальное происхождение и социальное положение;

Социологи также делят семьи на родительские, т.е. семьи происхождения и прокреационные, т.е. созданные взрослыми детьми, отделившимися от родителей.

— долю неполных семей;

— долю семей простых и сложных,

— семьи бездетные и многодетные, что важно при разработке социальных программ и социальной политики в целом.

Дата добавления: 2018-11-24 ; просмотров: 397 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *