в какую погоду растут сосульки
Физика города: как образуются сосульки
Иллюстрация: Ольга Денисова
Порывистый ледяной ветер уже второй день напоминает, что полноценная весна еще в пути. В понедельник в Москве ожидаются снег и ночные заморозки. А это значит – скользкие улицы по утрам и сосульки на крышах.
Кстати, в марте они образуются особенно охотно, так как любят перепады температур, когда ночью термометр уходит в минус, а днем солнце прогревает воздух до положительных значений. Подробнее о том, как именно формируются сосульки, нам рассказали коллеги из научно-популярного журнала «Кот Шредингера».
Физика формирования сосулек проста – это постепенное замерзание воды, стекающей с какого-то объекта. Днем, когда солнце пригревает, скопившийся на крышах домов снег начинает таять и струйками воды сбегать вниз. С наступлением вечера температура воздуха на улице плавно снижается и те самые ручейки, струящиеся с крыш, медленно застывают, превращаясь в ледяные сосульки. На следующий день они не успевают растаять до конца. Так из ночи в ночь сосульки разрастаются, пока весна не растопит их.
Интересно, что при повышенной влажности и туманах влага конденсируется и оседает на сформировавшейся сосульке, сильно и равномерно увеличивая ее объем и массу.
Каждый день, просыпаясь утром, мы погружаемся в город, полный фактур, звуков и красок. Пока мы идем на работу и гуляем в парке, нам в голову приходит миллион вопросов о том, как же все вокруг нас устроено в этом огромном мегаполисе. Почему небоскребы не падают? Чем отличается кровь горожанина от крови жителя деревни? Выше какого этажа не стоит жить и почему?
Мы предложили коллегам из журнала «Кот Шредингера» дать ответы на наши вопросы и разъяснить, чем опасно обилие городского освещения, как наше дыхание может навредить окружающим и из-за чего люди болеют зимой. Так появился проект «Физика города». Новые вопросы и новые ответы ищите на нашем сайте по понедельникам и четвергам.
Консультация «Как появляются сосульки?»
Наталья Сорокина
Консультация «Как появляются сосульки?»
Статья «Как появляются сосульки?».
Сорокина Н. А. воспитатель, г. Верхняя Салда, Свердловская область.
На своём жизненном пути, также как и дети, взрослые задают вопросы. Ответы на них взрослые находят быстро. А вот для ответа на детские вопросы взрослые затрачивают гораздо больше усилий, чем для ответа на взрослые вопросы. Ребёнок, порой, спрашивает и ждёт исчерпывающей по тем темам вопросов, на которые, прежде чем ответить, взрослым надо хорошо подумать.
В последнее время, при виде наростов льда на кровле домов и живописных на вид сосулек в декабре месяце, у меня появляется вопрос: «Почему зимой, а не весной начинается таяние снега с крыш?». Ведь в последние десятилетия прошлого столетия, на Урале, именно с таяния сосулек начинался плавный переход к весне. И свисание сосулек и капель с крыш символизировало только приход весны.
Часто ли мы задумываемся о том, почему образуются сосульки, которые мы видим зимой, свисающих с водостоков, козырьков?
Попробуем ответить на вопросы. Сосулька – это ледяной сталактит (реже – висячая наледь, который образуется у краёв нависающих предметов, на скальных выступах, береговых обрывах, проводах, ветвях деревьев и т. д., а также в подземных полостях горных пород при послойном намораживании медленно стекающей или капающей воды[5].
Снег начинает превращаться в лёд под влиянием двух факторов: природного и техногенного. К природному фактору относится глобальное потепление, означающее повышение средней температуры Мировых океанов и атмосферы Земли, и его прогнозируемое продолжение. Причины изменений климата могут быть такие как – вулканические выбросы, изменения солнечной активности (в том числе и изменения солнечной постоянной, изменения орбиты Земли[1].
К техногенному фактору относится увеличение концентрации парниковых газов, вызванное деятельностью человека, такие как вырубка лесов и сжигание ископаемого топлива. Эти результаты признаны национальными академиями наук всех крупных промышленно развитых стран. Определения состава воздуха показывают, что сейчас в атмосфере Земли углекислого газа стало на 25% больше, чем 200 лет назад. Может повторюсь, но это, безусловно, результат хозяйственной деятельности человека, а также вырубки лесов, зелёные листья которых поглощают углекислый газ [1].
Нам необходимо понять, как появляются сосульки – в мороз или оттепель[4].
Проблема образования наледи наиболее актуальна не холодной зимой, а в периоды оттепелей, когда температура переходит через 0° и вода от подтаявшего снега почти сразу же замерзает[2].
В среднем за зиму, по данным метеорологов, фиксируется около 70 переходов температуры через отметку 0°С. Именно эти изменения температуры в вечернее время, приводят к быстрому охлаждению воздуха, а значит, и водостоков. Тогда как массы снега на кровле, вместе с элементами самой кровли, могут некоторое время сохранять тепло [2]. Из-за этого нижний слой снега начинает таять и стекать к водоотводам.
Чем архитектура строения богата сложным дизайном кровли, тем больше шансов у талой воды замерзнуть на них в сосульки. При следующей оттепели такие ледяные наплывы удлиняются, и в результате происходит замерзание сосулек. Образовываются целые ледяные наросты и живописные на вид сосульки длиной в несколько метров и весом до сотни килограммов[4].
С наступлением весны снег начинает таять, так как солнечные лучи нагревают снег на крыше домов до температуры выше нуля. Ночные температуры повышаются, и появляется круглосуточная капель с ледяных наростов и сосулек. Реальную опасность для жизни людей создаёт срыв достаточно массивных ледовых масс [2].
Для прохожих падающие ледяные наросты представляет немалую опасность. Так что лишний раз стоит напомнить, что во время оттепели и в начале весны надо соблюдать особую осторожность – не подходить близко к домам и чаще глядеть наверх.
Одним из распространенных вопросов малышей является: как появляются сосульки? Наступит время, когда мир маленького ребёнка начнёт расширяться, и его будут волновать более серьёзные вопросы, ответы на которые должны быть подготовлены заранее.
Когда взрослые на вопрос ребёнка не могут быстро найти ответ, малыш начинает нервничать и понимать, что они тоже не всё знают. Поэтому, чтобы не теряться от вопросов юного почемучки, лучше сразу ознакомиться с самым распространённым вопросом,который задают большинство детей: «Как появляются сосульки?».
После ряда занятий, когда дети поймут что такое сосульки, тогда и нужно подвести их к разговору о том, что сосульки могут быть опасны для жизни.
Активно использую опыт работы своих коллег посредством интернета. Понравившийся материал использую при составлении занятий (приложения). В своей работе с воспитанниками использую загадки, стихи, рассказы про сосульки из интернет-ресурсов,например:
Стихотворения Шалаевой Г. «Не стойте под сосульками», «Не ешьте снег и сосульки».
Стихи Орловой А., Пригоцкой С., Овчинниковой Т. из «Сайта для мам и малышей».
Рассказ «О чём плачут сосульки» Лякишева М. А. и т. д.
Использую в своей деятельности просмотр мультфильмов и передач:
«Смешарики» (Азбука безопасности. Опасные сосульки).
«Дуда и Дада» (Зимние сокровища).
«Аркадий Паровозов спешит на помощь» (Почему опасно стоять под сосульками).
Передача «Шишкина школа» (Забота друзей. Сосулька).
Играем с воспитанниками в игру на развитие общей моторики «Сосулька», в дидактическую игру «Что сначала, что потом», «Правильно – неправильно»,в подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Под сосулькой не играй, от сосульки убегай!». Составляем рассказы по картинке «Как Вася заболел». Рисуем на тему «Сосульки на крыше». В беседах на тему «Осторожно, сосульки» знакомлю детей с правила безопасного поведения на улице. Обучаю предвидеть опасность и формирую ответственное отношение к своему здоровью.
Ответ на вопрос ребёнка: «Как появляется сосулька?», должен не просто обогатить ребёнка новыми знаниями, но и побудить его к дальнейшим размышлениям и наблюдениям о сосульках. Именно какую опасность для жизни они представляют в период, когда температура поднимается выше ноля.
Детский мир
Ты наверняка видел, как ближе к весне (а иногда и посреди зимы и даже в начале) на краях крыш домов начинают образовываться красивые большие сосульки. Они смотрятся очень здорово: все такие хрустальные и разные! Но откуда же все-таки берутся сосульки на этих самых крышах? В какую погоду они появляются: в мороз или оттепель? Если в мороз, то откуда могла взяться вода на крыше? Если в оттепель, то, как могла замерзнуть вода при температуре выше нуля?
Как появляются сосульки
Чтобы появились сосульки, нужно иметь сразу две температуры. Одну выше нуля – для таяния снега, а другую ниже нуля – для замерзания. Но разве такое возможно? Оказывается да, возможно! Солнечные лучи нагревают снег на склоне крыши до температуры выше нуля, и он начинает таять. А вот под крышу солнечные лучи не попадают. И в результате этого оттаявшая вода стекает и каплями свисает с края крыши. Под крышей температура окружающего воздуха ниже нуля. Капля начинает охлаждаться и, в конце концов, замерзает. На замерзшую каплю набегает другая и тоже замерзает, потом следующая и так далее. Сосулька начинает потихоньку расти и становится все толще и длиннее.
Но всем вам ребята нужно запомнить крепко накрепко, что под сосульками гулять очень опасно! Ледышка может в любой момент сорваться с края крыши и упасть прямо на вас. А это может привести к весьма печальным последствиям, вплоть до больничной койки… не дай Бог!
Как образуются ледяные сосульки?
Как образуются ледяные сосульки?
Случалось ли вам задумываться над тем, как образуются ледяные сосульки?
В какую погоду образовались сосульки: в оттепель или в мороз? Если в оттепель, то как могла замерзнуть вода при температуре выше нуля? Если в мороз, то откуда могла взяться вода на крыше?
Вы видите, что вопрос не так прост, как мог показаться сначала. Ледяные сосульки могут образоваться, когда в одно и то же время присутсвуют две температуры: для таяния – выше нуля и для замерзания – ниже нуля.
Снег на склоне крыши тает, потому что солнечные лучи нагревают его до температуры выше нуля, а стекающие капли воды у края крыши замерзают, потому что здесь температура ниже нуля. Оттаявшая вода по крыше стекает и каплями свисает с края крыши. Но под крышей температура ниже нуля, и капля, охлаждаемая к тому же испарением, замерзает. На замерзшую каплю натекает следующая, также замерзающая; затем третья капля, и так далее; постепенно образуется маленький ледяной бугорок. В другой раз при такой же погоде эти ледяные наплывы еще удлиняются, и в результате образуются сосульки, вырастающие наподобие известковых сталактитов в подземных пещерах (о них вы прочтете ниже). Так на крышах возникают сосульки.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Как образуются ледяные сосульки?
Как образуются ледяные сосульки? Случалось ли вам задумываться над тем, как образуются ледяные сосульки?В какую погоду образовались сосульки: в оттепель или в мороз? Если в оттепель, то как могла замерзнуть вода при температуре выше нуля? Если в мороз, то откуда
Кто расписывает ледяные узоры на окнах?
Кто расписывает ледяные узоры на окнах? С давних времен не только в детских сказках, но и в понятии многих взрослых роль искусного художника, который зимой расписывает окна удивительными узорами, отводилась Деду Морозу. Кто же еще, как не добрый Дед Мороз, рисует на
Ледяные курганы скифов
Ледяные курганы скифов В I тысячелетии до нашей эры громадные просторы Великой степи, протянувшейся от Южной Сибири до Причерноморья, населяли скифы. Эти кочевники не оставили нам письменных свидетельств – ни исторических хроник, ни эпических поэм. Долгое время все, что
III. ЛЕДЯНЫЕ ЛОШАДИ
III. ЛЕДЯНЫЕ ЛОШАДИ В то утро я отправился вместе со Свёртстремом посмотреть, как будут высвобождать лошадей из их ледяной тюрьмы.Зеленоватое солнце сияло в бледно-голубом небе, словно зеленое яблоко. С тех пор, как началась оттепель, ледяной покров Ладожского озера трещал,
Ледяные бродяги
Ледяные бродяги В апреле 1912 года из английского порта Саутгемптон отправился в первый трансатлантический рейс только что построенный пассажирский лайнер «Титаник». Это было крупнейшее по тем временам судно в мире. На его борту находилось две тысячи двести семь
Дожди и ледяные вулканы спутников Сатурна
Дожди и ледяные вулканы спутников Сатурна К спутникам Сатурна Энцеладу и Титану у астрономов давно особое отношение. И тому немало причин. Дело в том, что, когда «Вояджеры» еще в начале 1980-х годов сделали первые фотографии Энцелада, ученые после их анализа стали
Как образуются окаменелости?
Как образуются окаменелости? Окаменелости — это остатки животных и растений, сохранившиеся в камне. Иногда они имеют вид раковин, костей, чешуи или других твердых частей тела животных. Иногда животные сохраняются целиком. В случае растений это могут быть обуглившиеся
Как образуются вулканы?
Как образуются вулканы? В феврале 1943 года в одном из районов Мексики люди стали свидетелями редкого и поразительного зрелища: посреди кукурузного поля родился новый вулкан! Всего за три месяца образовалась конусообразная гора высотой 300 метров. В результате были
Как образуются озера?
Как образуются озера? Озера — это удаленные от моря водоемы, которые заполнили впадины на поверхности Земли. Эти впадины называются бассейнами. Озера образовались в результате стекания воды в низкие места. Озера пополняются в основном за счет дождей и тающего снега. Вода
Как образуются ракушки?
Как образуются ракушки? Если вы когда-нибудь гуляли по пляжу, то, вероятно, видели морские ракушки, лежащие на песке, куда они были выброшены волнами. Такие ракушки почти всегда пусты — это бывшее жилище некоторых умерших морских животных. Между прочим, ракушки находят и в
ЛЕДЯНЫЕ И СМЕЖНЫЕ БУРИ
ЛЕДЯНЫЕ И СМЕЖНЫЕ БУРИ САМЫЕ СИЛЬНЫЕ ИЗ ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ ЛЕДЯНЫХ И СНЕЖНЫХ БУРЬ ГЕОГРАФИЯ ЛЕДЯЫЕ БУРИИндияМорадабад, 1853 г.Морадабад, 1888 г. СШАЦентральные, 1951Южные, 1948 г. ФранцияШартр. 1359 г.СНЕЖНЫЕ БУРИБолгария 1936 г.Гималаи 1950 г.Европа 1956 г.Иран1972 г. СШААтлантическое
5.1. ЛЕДЯНЫЕ БУРИ
5.1. ЛЕДЯНЫЕ БУРИ Ледяные бури могут возникать в начале и в конце снежных бурь. Они состоят из смеси дождя со снегом (крупой) и града.Крупа представляет собой маленькие растаявшие зерна льда. Эти ледяные зерна образуются двумя способами: когда капли дождя проходят сквозь
Ледяные ловушки
Ледяные ловушки В январе во льду образуются большие разводья – ледовая обстановка всегда зависит от приливно–отливных течений, и, когда они начинают гнать огромные массы воды, лед неминуемо приходит в движение. При внезапном смерзании льдов можно часто встретить
Ледяные ловушки
Ледяные ловушки «Рукавами» называются не только узкие одногорловые ловушки, применяемые на очень сильном течении. Точно так же именуются и другая, более чем оригинальная ловушковая снасть. Другое название – «ледяные котцы».Оригинальность в том, что для создания
1. 8. СОСУЛЬКИ – ГЛАВНЫЙ СИМВОЛ ЗИМЫ
1. 8. СОСУЛЬКИ – ГЛАВНЫЙ СИМВОЛ ЗИМЫ Сосульки – эти «украшения» карнизов наших жилых домов и других строений – таят в себе потенциальную чрезвычайную ситуацию. Многие дома в Смоленске имеют покатую крышу, карниз которой выступает над протоптанной дорожкой тротуара. В
Конспект целевой прогулки «Опасные сосульки» (средняя группа)
Кристина Курочкина
Конспект целевой прогулки «Опасные сосульки» (средняя группа)
Конспект целевой прогулки «Опасные сосульки«.
Образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».
Программные :
-актуализировать и дополнить представления детей о явлениях природы, характерных для зимних месяцев, рассказать, как формируются сосульки;
-учить видеть потенциальную опасность определенных ситуаций, избегать их;
-учить применять свои знания для обеспечения собственной безопасности и безопасности других людей.
Оборудование и материалы: персонаж обезьянка Дуду (кукла, различные металлические предметы для оркестровки «песни» капели.
Предварительная работа. Рассматривание картинок по теме «Где растут сосульки«; просмотр мультфильма «Опасные сосульки«(сериал «Смешарики».Азбука безопасности«); выполнение аппликации «Сосульки на крыше«.
Ход работы.
Ситуация. В гости к детям приходит обезьянка Дуду. Она вместе с ребятами с интересом изучает свойства снега и льда, наблюдает за превращениями воды.Но сегодня утром Дуду увидела: что-то совсем необычное «выросло» на крышах домов.
Проблема. Дуду очень нравится, как выглядят сверкающие на солнце незнакомые предметы, она хочет поиграть с ними.
Педагог обсуждает с детьми, нравится ли им идея Дуду, что нужно рассказать обезьянке, чтобы она передумала, почему необходимо отговорить ее играть с сосульками.
Желание детей уберечь Дуду от опасности определяет цель предстоящей работы.
Организуется обсуждение, что нужно рассказать Дуду, возникает план работы.
Пояснить Дуду, что такое сосульки, какими опасными свойствами они обладают.
Познакомить обезьянку с правилами безопасности, которые нужно соблюдать в период, когда образуются сосульки.
Дедуктивное наблюдение «Где образуются сосульки?»
Педагог предлагает детям рассмотреть сосульку,рассказать, какая она (холодная, гладкая, прозрачная, определить, где образуются сосульки (на солнечной стороне участка).Организуется обсуждение: почему сосульки появляются на солнечной стороне? В какую погоду сосулька растете, а в какую уменьшается? Что означает выражение «сосулька плачет?»Почему так говорят?Что такое капель? Во что превратится сосулька, если ее принести в теплое помещение?
Подвижно-дидактическая игра «Что из чего?»
Выступая в роли ведущего, педагог называет различные предметы, объекты природы. Если они состоят из воды, детям нужно подпрыгнуть, если нет-хлопнуть.
Подвижная игра «Мороз и солнце».
Опираясь на вопросы педагога, дети рассказывают Дуду, что днем солнце припекает, сосульки,снег, лед на дорожках тают, превращаются в воду. А ночью очень холодно, все вокруг снова замерзает, превращаясь в иней, лед и снег. Именно из-за постоянной смены температуры образуются сосульки.
Дуду предлагает детям поиграть в игру «Мороз и солнце», знакомит их с правилами, учит при помощи цветных карточек объединятся в команды, готовить к игре площадку, действовать по сигналу.
Песенное творчество «Как звучит капель?»
Педагог предлагает Дуду и детям послушать, как звучит капель, охарактеризовать «песенку» капели.
Дидактическая игра «Продолжи предложение»
Дуду рассказывает детям, что на ее Родине- в Африке- фрукты растут очень быстро, созревают и падают с дерева. Она спрашивает детей, скоро ли сосульки вырастут и упадут? Обезьянка думает, что они очень вкусные и готова стоять и ждать, когда они «созреют».
Педагог предлагает детям пояснить Дуду, что может произойти, если не знать правил безопасного поведения, познакомить обезьянку с ними.
1. Если идти или стоять под свисающими с крыш или с деревьев сосульками. (описывается, что может произойти). Потому что сосульки. (выбирается соответствующее качество сосулек).
2. Если пытаться сорвать или сбить сосульку., потому что сосульки.
Дуду все поняла, она благодарит детей за то, что они предупредили ее об опасности и рассказали об удивительных и в то же время опасных сосульках.
Она предлагает детям придумать предупреждающие знаки для тех, кто еще не знает об опасности, которую могут представлять сосульки. Обезьянка выражает сожаление, что нельзя поиграть с ними. Педагог предлагает Дуду продолжить изучение сосулек в детской лаборатории.
1. Вместе с Дуду в детской лаборатории дети делают цветные льдинки, наблюдая за таянием и образованием льда.
2. Вместе с родителями дети выполняют рисунки на тему «Опасные сосульки«.
3. Родителям предлагается организовать наблюдение изнутри «Сосульки и безопасный маршрут«, научить детей соблюдать соответствующие правила безопасности.
Комплексно-тематический план реализации проекта «Овощи и фрукты-полезные продукты» 31.03.14 Социально-коммуникативное, познавательное, речевое развитие. Беседа «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу». Обсуждение с родителями.
План взаимодействия с семьями воспитанников средней группы на 2014–2015 учебный год (сентябрь) ПЛАН ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ на 2014/2015 УЧЕБНЫЙ ГОД СРЕДНЕЙ ГРУППЫ №3. Основная часть Вариативная часть* Плановые мероприятия.