в какую реку вылилось топливо в норильске

Хуже чем нефть! Почему разлив топлива в Норильске назвали катастрофой

в какую реку вылилось топливо в норильске. Смотреть фото в какую реку вылилось топливо в норильске. Смотреть картинку в какую реку вылилось топливо в норильске. Картинка про в какую реку вылилось топливо в норильске. Фото в какую реку вылилось топливо в норильске

в какую реку вылилось топливо в норильске. Смотреть фото в какую реку вылилось топливо в норильске. Смотреть картинку в какую реку вылилось топливо в норильске. Картинка про в какую реку вылилось топливо в норильске. Фото в какую реку вылилось топливо в норильске

В Красноярском крае продолжается борьба с последствиями экологической катастрофы. Все началось с того, что нефтепродукты попали в реку Далдыкан из-за аварии и пожара на ТЭЦ-3 в Норильске. В воде оказалось около 20 тысяч тонн топлива.

Пострадавшая ТЭЦ находится под руководством дочерней компании «Норникеля». Поначалу предприятие сообщило в МЧС только о пожаре, который произошел из-за того, что в цистерну с топливом врезался автомобиль. А вот в официальном комментарии МЧС 29 мая о пожаре также есть отметка о разливе топлива.

На территории ТЭЦ-3 легковой автомобиль врезался в резервуар для хранения дизельного топлива, в результате чего произошла разгерметизация резервуара и разлив топлива. Произошел пожар, по предварительной информации, на площади 350 м2, объявили ранг пожара № 2. На работу ТЭЦ-3 данная ситуация не повлияла, — сказано в сообщении.

По словам очевидцев, топливо выливалось очень быстро. Почему нефтепродукты вылились из емкости — отдельный вопрос. Сначала специалисты решили, что легковушка врезалась в хранилище и пробила его. Позже компания признала, что машина ни при чем.

Из-за внезапного проседания опор, прослуживших более 30 лет без нареканий, получил повреждения резервуар хранения дизельного топлива, в результате произошла утечка топлива. Проезжающий в это время за пределами хранилища автомобиль загорелся от соприкосновения с проливами дизельного топлива, что вызвало пожар, — сказали «Известиям» в «Норникеле».

Вот как сейчас выглядит цистерна, в которой оно хранилось.

Проблема в том, что река Далдыкан является притоком реки Амбарная, которая, в свою очередь, впадает в озеро Пясино, откуда также вытекает река Пясино и впадает в Карское море. Власти Норильска узнали о катастрофе в тот же день — 29 мая. Уже тогда нефтяное пятно из Далдыкана попало в Амбарку.

в какую реку вылилось топливо в норильске. Смотреть фото в какую реку вылилось топливо в норильске. Смотреть картинку в какую реку вылилось топливо в норильске. Картинка про в какую реку вылилось топливо в норильске. Фото в какую реку вылилось топливо в норильске

— Это было сделано в пятницу?

— Нет. Мы в пятницу выяснили, что оно (пятно) не вышло за пределы Амбарки, и утром в воскресенье пошли вездеходы и вертолеты.

Таким образом, между информацией о катастрофе и принятыми мерами прошло больше суток. Какое расстояние за это время преодолели 20 тысяч тонн нефтепродуктов, не сообщается. Для ликвидации инцидента в Норильске создана межмуниципальная рабочая группа. Сейчас главная задача — не допустить распространения дизельного пятна, особенно по воде.

в какую реку вылилось топливо в норильске. Смотреть фото в какую реку вылилось топливо в норильске. Смотреть картинку в какую реку вылилось топливо в норильске. Картинка про в какую реку вылилось топливо в норильске. Фото в какую реку вылилось топливо в норильске

Фото: Новости Норильска / vk.com

Сейчас на реке и целом каскаде озер установлены боновые заграждения, топливо собирают в резервуары временного хранения и отделяют от воды. И тут же возникает вопрос, что с ним делать дальше. К месту катастрофы можно добраться только на вездеходах, то есть вывезти оттуда нефтепродукты нельзя, остается только сжечь. Именно это и предложили сделать в «Норникеле». Но с этим не согласился Росприроднадзор, сообщает РИА Новости.

Никакого отжига нефтепродуктов не будет, — сказала глава ведомства Светлана Радионова. — Мы будем следить за утилизацией, будем внимательно смотреть за способами утилизации.

Как именно будет выглядеть утилизация, не поясняется. Сообщается только, что наиболее бережный способ утилизации такого значительного объема нефтепродуктов будет выбран с привлечением ученых. Значительное количество дизеля попало и на почву.

Окрестности Норильска тоже отравлены, — сообщает РЕН ТВ. — Повсюду пена, гарь и пластик. Часть зараженного грунта подняли, сейчас заменяют новым. Если нефтяное пятно решили сжечь, то здесь проблему решили закопать. Грязь и солярку закидывают песком. 5 бульдозеров работают. Тем не менее острый запах солярки не развеется ветром. Земля пропиталась отравой.

в какую реку вылилось топливо в норильске. Смотреть фото в какую реку вылилось топливо в норильске. Смотреть картинку в какую реку вылилось топливо в норильске. Картинка про в какую реку вылилось топливо в норильске. Фото в какую реку вылилось топливо в норильске

Фото: Новости Норильска / vk.com

Накануне президент РФ в связи с разливом топлива объявил ЧС федерального масштаба. Экологи говорят об ужасающих последствиях катастрофы для человека и природы.

Дизельное топливо токсичнее, чем нефть, и содержит в себе химические соединения, которые не улавливаются бонами. Часть соединений хорошо взаимодействует с водой, растворяется и просачивается через боны, — пояснил руководитель общественной организации «Реки без границ» эколог Александр Колотов. — Мы имеем дело с очень большим инцидентом. Как минимум, чтобы обеспечить ему надлежащее внимание, я считаю допустимым называть его экологической катастрофой

Он считает, что последствия разлива будут давать о себе знать еще много месяцев. Но точных данных для оценки масштаба случившегося пока маловато — специалистам пока трудно сказать, во что выльется авария в ближайшее время и в долгосрочной перспективе. На полное устранение пятна потребуется не меньше месяца.

Источник

Багровые реки: к чему приведет разлив 20 тыс. т дизеля в Норильске

в какую реку вылилось топливо в норильске. Смотреть фото в какую реку вылилось топливо в норильске. Смотреть картинку в какую реку вылилось топливо в норильске. Картинка про в какую реку вылилось топливо в норильске. Фото в какую реку вылилось топливо в норильске

В Норильске и на Таймыре ввели режим ЧС из-за разлива дизельного топлива на территории ТЭЦ. Около 20 тыс. т нефтепродуктов растеклись по грунту и добрались до рек Амбарная и Далдыкан. Экологи считают, что последствия могут быть тяжелыми не только для окружающей среды, но и для людей. На полное устранение пятна потребуется не меньше месяца. Как всё случилось и чем опасна авария — в материале «Известий».

Что случилось

29 мая на территории ТЭЦ-3 в Норильске на промышленной дороге загорелся легковой автомобиль (водитель не пострадал). Вспыхнул пожар — огонь распространился на площади около 300 кв. м. Выяснилось, что поврежден резервуар с топливом и оттуда вытекает дизель. Сначала специалисты решили, что легковушка врезалась в хранилище и пробила его.

Резервуар принадлежит АО «НТЭК» — «дочке» «Норильского никеля». Позже компания признала, что машина тут ни при чем.

Из-за внезапного проседания опор, прослуживших более 30 лет без нареканий, получил повреждения резервуар хранения дизельного топлива, в результате произошла утечка топлива. Проезжающий в это время за пределами хранилища автомобиль загорелся от соприкосновения с проливами дизельного топлива, что вызвало пожар, — сказали в «Норникеле».

в какую реку вылилось топливо в норильске. Смотреть фото в какую реку вылилось топливо в норильске. Смотреть картинку в какую реку вылилось топливо в норильске. Картинка про в какую реку вылилось топливо в норильске. Фото в какую реку вылилось топливо в норильске

Сотрудники МЧС России во время тушения пожара на ТЭЦ-3 Норильска, где легковой автомобиль въехал в резервуар № 5 для хранения дизельного топлива

в какую реку вылилось топливо в норильске. Смотреть фото в какую реку вылилось топливо в норильске. Смотреть картинку в какую реку вылилось топливо в норильске. Картинка про в какую реку вылилось топливо в норильске. Фото в какую реку вылилось топливо в норильске

Из емкости вылилось около 20 тыс. т дизтоплива. Оно попало в две местные реки — Амбарную и Далдыкан. Вода в них окрасилась в ядовито-красный цвет. Специалисты сразу начали работы по ликвидации последствий аварии. В Норильск отправился отряд морской спасательной службы из Мурманска.

В первую очередь нужно было локализовать разлив. В реках установили боновые ограждения, чтобы не допустить попадания токсичных веществ в озеро Пясино, а также реку с одноименным названием и Карское море.

Питьевой водой Норильск обеспечивается из подземных скважин и реки Норильской. Глава территориального Роспотребнадзора Андрей Першин заявил, что подземные источники не загрязнены.

— Пять скважин, четыре в эксплуатации, пятая — в резерве. Скважины сто с лишним метров глубиной, — уточнил он. Першин добавил, что для исследований отобрали воду с насосной станции и контрольных точек — результаты проб оказались нормальными.

Большой объем дизеля распространился и по грунту. Начальник аварийно-спасательной группы морской спасательной службы в Мурманске Илья Горлаев рассказал «Известиям», что до их приезда сотрудники НТЭК уже приняли меры по утилизации пятна, но их было недостаточно.

в какую реку вылилось топливо в норильске. Смотреть фото в какую реку вылилось топливо в норильске. Смотреть картинку в какую реку вылилось топливо в норильске. Картинка про в какую реку вылилось топливо в норильске. Фото в какую реку вылилось топливо в норильске

Сотрудники МЧС России во время тушения пожара на ТЭЦ-3 Норильска, где легковой автомобиль въехал в резервуар № 5 для хранения дизельного топлива

в какую реку вылилось топливо в норильске. Смотреть фото в какую реку вылилось топливо в норильске. Смотреть картинку в какую реку вылилось топливо в норильске. Картинка про в какую реку вылилось топливо в норильске. Фото в какую реку вылилось топливо в норильске

— Все-таки было упущено большое количество нефтепродуктов. После доставки нашего оборудования провели дальнейшую локализацию, чтобы пятно не распространялось дальше, и этих сил хватило для полной локализации. Сейчас распространение остановлено. Спасатели занимаются сбором топлива, туда привезли три специализированные системы по сбору нефти и девять резервуаров временного хранения. На данный момент все резервуары наполнены нефтепродуктом, их сепарируют с целью разделения воды и топлива и далее сжигают, — пояснил он в беседе с изданием.

По словам Горлаева, основная проблема — утилизация. В район ЧС можно проехать только на вездеходах, то есть вывезти топливо невозможно — только сжечь.

— Наши спасатели развернули там палаточный городок. Ориентировочно для устранения очага разлива понадобится 8–10 дней и до 30 дней на зачистку береговой черты. Пятно наблюдается по периметру 1 км на 150 м. Объем, по нашим данным, примерно 18 тыс. т. Изначально было заявлено 21 тыс., но обнаружено меньше.

Что дальше

в какую реку вылилось топливо в норильске. Смотреть фото в какую реку вылилось топливо в норильске. Смотреть картинку в какую реку вылилось топливо в норильске. Картинка про в какую реку вылилось топливо в норильске. Фото в какую реку вылилось топливо в норильске

Норильская прокуратура возбудила уголовное дело по ч. 1 ст. 254 УК («Порча земли»), которое позже передали в управление СКР по Красноярскому краю и Республике Хакасия.

Компания НТЭК оповестила краевой центр об аварии не сразу, что только ухудшило ситуацию, заявил зампред правительства Красноярского края Анатолий Цыкалов.

— К сожалению, мы констатируем, что ущерб значительный. Главным образом это связано не с тем, что это огромная емкость на 30 тыс. кубометров дизельного топлива, в которой 21 тыс. 161 т и фактически всё это топливо вылилось. Прежде всего мы хотим отметить, что ущерб, на наш взгляд, был бы минимальный либо значительно меньше, если бы компания НТЭК и администрация города Норильска своевременно проинформировали краевой центр, нашу систему реагирования, а также Главное управление МЧС о произошедшей катастрофе, — сказал он.

в какую реку вылилось топливо в норильске. Смотреть фото в какую реку вылилось топливо в норильске. Смотреть картинку в какую реку вылилось топливо в норильске. Картинка про в какую реку вылилось топливо в норильске. Фото в какую реку вылилось топливо в норильске

Боновое заграждение на реке Амбарной

в какую реку вылилось топливо в норильске. Смотреть фото в какую реку вылилось топливо в норильске. Смотреть картинку в какую реку вылилось топливо в норильске. Картинка про в какую реку вылилось топливо в норильске. Фото в какую реку вылилось топливо в норильске

Ущерб, по его словам, исчисляется миллиардами. Цыкалов подчеркнул, что краевая администрация будет настаивать на штрафных санкциях для компании, несмотря на то что она уже понесла серьезные убытки.

Председатель совета экологического центра «Дронт» Асхат Каюмов считает, что причина аварии — в безответственности руководителей предприятия.

— Это ужасная катастрофа: объемы утечки очень большие. И если мы посмотрим на качество воды, то практически везде увидим концентрат нефтепродуктов. Это происходит постоянно, поскольку компании экономят на ремонте и обслуживании своего оборудования. Зачастую места загрязнений засыпаются песочком, и всё. Проверяющие органы приезжают, но ничего не находят — песок и песок, — сказал он.

Чем опасно

в какую реку вылилось топливо в норильске. Смотреть фото в какую реку вылилось топливо в норильске. Смотреть картинку в какую реку вылилось топливо в норильске. Картинка про в какую реку вылилось топливо в норильске. Фото в какую реку вылилось топливо в норильске

Экологи продолжают оценивать характер случившегося. Как рассказал «Известиям» директор Института экологии НИУ ВШЭ Борис Моргунов, разлив может представлять опасность и для человека, если токсичные вещества попадут в пищевую цепочку. Он добавил, что говорить об этом рано, потому что нет точных данных о масштабе аварии — пока основную опасность разлив представляет для окружающей среды.

— Самое важное сейчас — как можно скорее подключить специалистов, чтобы понять насколько сильно деградировала мерзлота. Это ключевой вопрос и для устранения последствий и для будущих выводов, — отметил Моргунов.

Его коллега руководитель общественной организации «Реки без границ» эколог Александр Колотов уверен, что последствия разлива топлива для хрупкой и уязвимой арктической экосистемы могут быть тяжелыми. В беседе с «Известиями» он подчеркнул, что произошла утечка не нефти, а дизеля — это гораздо хуже.

Дизельное топливо токсичнее, чем нефть, и содержит в себе химические соединения, которые не улавливаются бонами. Часть соединений хорошо взаимодействует с водой, растворяется и просачивается через боны, — пояснил эксперт.

в какую реку вылилось топливо в норильске. Смотреть фото в какую реку вылилось топливо в норильске. Смотреть картинку в какую реку вылилось топливо в норильске. Картинка про в какую реку вылилось топливо в норильске. Фото в какую реку вылилось топливо в норильске

Вывоз грунта с территории ТЭЦ-3

в какую реку вылилось топливо в норильске. Смотреть фото в какую реку вылилось топливо в норильске. Смотреть картинку в какую реку вылилось топливо в норильске. Картинка про в какую реку вылилось топливо в норильске. Фото в какую реку вылилось топливо в норильске

Он отметил, что последствия могут растянуться на несколько месяцев и более. Обеспокоенность у Колотова вызывает и другой факт: по данным его коллег из Всемирного фонда дикой природы, река Далдыкан не впервые окрашивается в неестественный цвет. Это видно по спутниковым снимкам, сказал эколог.

— Это вполне может быть признаком того, что подобные нарушения были и в прошлые годы, просто оставались по каким-то причинам незамеченными. Слава богу, что эта катастрофа произошла в таком малонаселенном месте. Это не какая-то крупная агломерация, а удаленная северная территория. Я, конечно, не сторонник громких фраз, но в данном конкретном случае мы имеем дело с очень большим инцидентом. Как минимум, чтобы обеспечить ему надлежащее внимание, я считаю допустимым называть его экологической катастрофой, — заключил Колотов.

Эколог Андрей Фролов пояснил «Известиям», что топливо, которое не удастся собрать при ликвидации разлива, в условиях вечной мерзлоты не разлагается, поэтому разливы остаются намного дольше.

в какую реку вылилось топливо в норильске. Смотреть фото в какую реку вылилось топливо в норильске. Смотреть картинку в какую реку вылилось топливо в норильске. Картинка про в какую реку вылилось топливо в норильске. Фото в какую реку вылилось топливо в норильске

Спецтехника на месте разлива дизельного топлива

в какую реку вылилось топливо в норильске. Смотреть фото в какую реку вылилось топливо в норильске. Смотреть картинку в какую реку вылилось топливо в норильске. Картинка про в какую реку вылилось топливо в норильске. Фото в какую реку вылилось топливо в норильске

— Весной и летом, когда это всё (мерзлота. — Ред.) начинает таять и выпадают осадки, оно начинает течь. Локализовать гораздо сложнее, происходит перетекание этого мазутного пятна в ближайшие речки, — сказал он.

Фролов отметил, что если бы разлив произошел в средней полосе, то нефть разложилась бы за 3–4 года, поскольку это природный продукт, поэтому катастрофических последствий может не быть.

Для ликвидации инцидента в Норильске создана межмуниципальная рабочая группа. Сейчас главная задача — не допустить распространения дизельного пятна, особенно по воде. Данных для оценки масштаба случившегося еще мало — специалистам пока трудно сказать, во что выльется авария в ближайшее время и в долгосрочной перспективе.

Источник

ЧС с разливом дизеля в Норильске. Что важно знать

в какую реку вылилось топливо в норильске. Смотреть фото в какую реку вылилось топливо в норильске. Смотреть картинку в какую реку вылилось топливо в норильске. Картинка про в какую реку вылилось топливо в норильске. Фото в какую реку вылилось топливо в норильске

Что случилось

29 мая в Норильске из резервуара на территории ТЭЦ-3 выплеснулось около 21 тыс. т дизеля. Электростанция принадлежит Норильско-Таймырской энергетической компании (НТЭК), «дочке» «Норильского никеля», крупнейшими акционерами которого выступают «Интеррос» Владимира Потанина и UC Rusal, основанная Олегом Дерипаской. По данным Росприроднадзора, 6 тыс. т попало в грунт, еще 15 тыс. т — в воду.

в какую реку вылилось топливо в норильске. Смотреть фото в какую реку вылилось топливо в норильске. Смотреть картинку в какую реку вылилось топливо в норильске. Картинка про в какую реку вылилось топливо в норильске. Фото в какую реку вылилось топливо в норильске

Нефтепродукты оказались в реках Амбарная и Далдыкан, а также почти во всех их притоках. При этом, по данным «Норникеля» и WWF, нефтепродукты пока не попали в озеро Пясино, откуда вытекает река Пясина протяженностью 818 км, впадающая в Карское море. Но по данным Генпрокуратуры, нефтепродукты все же попали в реку.

Размер дизельного пятна в водных ресурсах — 1 км на 150 м, рассказал «Известиям» начальник аварийно-спасательной группы морской спасательной службы в Мурманске Илья Горлаев. По его данным, в реки попало около 18 тыс. т дизеля.

Генпрокуратура уже сообщила о возбуждении трех уголовных дел — из-за порчи земли, загрязнения вод, а также нарушения правил охраны окружающей среды при производстве работ. Задержан подозреваемый — начальник котлотурбинного цеха ТЭЦ-3 НТЭК (его имя не раскрывается). Гендиректору компании Сергею Липину объявлено предостережение.

в какую реку вылилось топливо в норильске. Смотреть фото в какую реку вылилось топливо в норильске. Смотреть картинку в какую реку вылилось топливо в норильске. Картинка про в какую реку вылилось топливо в норильске. Фото в какую реку вылилось топливо в норильске

Кто виноват

По версии «Норникеля» и властей Красноярского края, авария произошла из-за погодных условий. 29 мая «внезапно» просели фундамент и опоры, на которых стоял резервуар с дизелем на территории ТЭЦ-3, и у него «оторвалось днище». «Опоры служили более 30 лет без нареканий», — отметила пресс-служба «Норникеля». Компания использовала резервуары бережно, а опоры могли просесть из-за таяния мерзлого грунта в результате аномально мягких температур, заявил первый вице-президент «Норникеля» Сергей Дяченко.

При этом краевые власти и министр по чрезвычайным ситуациям Евгений Зиничев обвинили «Норникель» в замалчивании информации. МЧС якобы узнало обо всем только спустя два дня, доложил глава МЧС Путину. «Норникель» это опроверг. В первой половине дня 29 мая, через 15 минут после того, как об инциденте стало известно диспетчеру самой ТЭЦ, НТЭК передала информацию в единую дежурную диспетчерскую службу управления по делам гражданской обороны и ЧС администрации Норильска. Затем в течение часа сведения были направлены в ситуационно-аналитические центры Минэнерго и «Системного оператора» (единый диспетчер энергосистемы России), утверждают в компании.

«Информация о возгорании поступила утром 29 мая (из-за вытекшего на дорогу дизеля вблизи ТЭЦ-3 загорелся автомобиль. — РБК), и, по имеющимся у нас сведениям, последствий для электроснабжения потребителей не было», — сказал РБК представитель «Системного оператора».

РБК направил запрос в Минэнерго.

в какую реку вылилось топливо в норильске. Смотреть фото в какую реку вылилось топливо в норильске. Смотреть картинку в какую реку вылилось топливо в норильске. Картинка про в какую реку вылилось топливо в норильске. Фото в какую реку вылилось топливо в норильске

Как устраняют последствия аварии

Во вторник, 2 июня, зампред правительства Красноярского края Анатолий Цыкалов, осмотрев место аварии, заявил, что «Норникель» сможет ликвидировать последствия самостоятельно: «У компании есть все необходимые для этого ресурсы». Липин сообщил, что ситуация «находится под контролем».

«Норникель» вызвал спасателей ФГБУ «Морская спасательная служба» («Морспасслужба») и развернул лагерь спасателей, на месте работали 90 человек. «Очень грамотные специалисты, привезли специализированное оборудование, установили боны — заграждения в реке Амбарная, которые локализовали облако дизельного топлива. Главная задача — не пустить его дальше в озеро Пясино», — передал РБК через представителя Дяченко.

Но руководитель программы WWF по экологической ответственности бизнеса Алексей Книжников сказал РБК, что «Морспасслужбу» в ночь с 31 мая на 1 июня вызвали сотрудники WWF. По его словам, боны — правильная технология. Спасатели перекрыли реку Амбарную заграждениями в 5 км от места впадения в озеро Пясино. Это значит, что худшее позади и нефтепродукты не попадут в море, утверждает эколог.

Сейчас под влиянием течения пятно дизеля смещается к одному из берегов, с берега можно с помощью насосов-скиннеров откачать топливо в емкости, говорит Книжников. «Спасатели привезли три специализированные системы по сбору нефти и девять резервуаров временного хранения. На данный момент все резервуары наполнены нефтепродуктом, их сепарируют с целью разделения воды и топлива и далее сжигают», — рассказывал Горлаев. Очаг разлива можно будет убрать за 8–10 дней, а очистить берега — за 30 дней, добавил он.

На ликвидацию аварии направят и федеральные силы МЧС. Зиничев намерен приехать на место происшествия, чтобы лично проконтролировать ситуацию с ликвидацией последствий разлива нефтепродуктов. Спецборт МЧС вылетел из подмосковного аэропорта Жуковский в Новосибирск, где заберет группу из 100 человек Сибирского спасательного центра и доставит в Норильск, сообщила пресс-служба ведомства.

А министр энергетики Александр Новак обещал «переговорить» с нефтяными компаниями, которые ранее могли сталкиваться с подобными ситуациями, чтобы они оказали содействие и поддержку в реализации мероприятий, связанных с ликвидацией последствий аварии. На следующий день, 4 июня, пресс-служба «Газпром нефти» заявила, что ее аварийно-спасательный отряд из 70 профессиональных спасателей вылетел в Норильск для участия в ликвидации ЧС. Компания перебрасывает транспортными самолетами специализированную технику, в том числе нефтесборочное и насосное оборудование, экскаваторы и боновые заграждения, а также палаточный городок и автономные системы обеспечения — в общей сложности более 85 т грузов.

Чем авария грозит экологии и «Норникелю»

Полностью дизель откачать не получится, сходятся во мнении эксперты. Боны не очень хорошо задерживают нефтепродукты на поверхности воды, считает глава программ Greenpeace Иван Блоков, дизтопливо токсичнее, чем нефть, и содержит химические соединения, которые не улавливаются бонами. По его словам, нужно откачивать топливо вместе с водой, но сейчас в Норильске для этого нет емкостей.

«Небольшой остаток дизеля растворится в воде и будет находиться там годы, — добавляет Книжников. — Это токсичные вещества, и они будут оказывать негативное воздействие на рыб и другие водные организмы. Еще часть топлива испарится с поверхности за несколько недель». Последствия аварии будут еще долго наблюдаться, особенно в условиях северной природы, это может поменять жизнь коренных народов и повлиять на здоровье людей, считают в Greenpeace.

Менеджеры НТЭК смогут избежать уголовной ответственности, если подтвердится, что причиной аварии стали климатические причины, а не действия сотрудников компании, говорит партнер юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Горбунов.

На стоимости «Норникеля» авария и даже публичная критика со стороны Путина почти не отразились. «Сергей Валерьевич, по вашей оценке, что произошло и почему органы власти узнали об этом только через два дня? Мы что, будем узнавать о чрезвычайных ситуациях из социальных сетей? У вас там все в порядке со здоровьем?» — возмутился президент, обращаясь к главе НТЭК Липину. После этих слов акции «Норникеля», головной компании НТЭК, упали на Московской бирже лишь на 1%, к концу дня снижение замедлилось до 0,7%. Капитализация компании составила около 3,5 трлн руб.

Однако на следующий день, в четверг, «Норникель» подешевел значительнее — его капитализация потеряла около 280 млрд руб. (упав до 3,2 трлн руб.), акции снижались на 7,3% утром, днем падение замедлилось до 6,5%.

Эксперты расходятся во мнении, во сколько «Норникелю» могут обойтись штрафы и расходы на ликвидацию последствий аварии. Цыкалов оценил ущерб в «миллиарды». Глава Росприроднадзора Светлана Радионова заявила, что ликвидация может стоить «не один десяток, а может быть, и сотни миллиардов рублей».

По расчетам Greenpeace, экологический ущерб только водным объектам может превышать 6 млрд руб., и это без учета ущерба почве и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

«Норникель» может потратить на ликвидацию около 1 млрд руб. и выплатить в качестве штрафа несколько десятков миллионов рублей, считает руководитель группы оценки рисков устойчивого развития АКРА Максим Худалов.

Источник

Разлив топлива в Норильске: кто и как скрывает аварию? Запугивание, коррупция и безнаказанность

В Норильске в конце мая случилось происшествие, которое экологи уже назвали крупнейшей экологической катастрофой в Арктике. Там произошел разлив 21 тысячи тонн топлива.

Но прежде чем говорить об экологии, хотелось бы пару слов сказать про сам Норильск. Судя по рассказам местных, это отдельное государство в государстве, где вся власть находится в руках «Норникеля». Люди настолько от него зависят, что живут в постоянном страхе попасть в немилость и лишиться возможности спокойно жить и работать.

В городе нет независимых СМИ и общественных организаций, которые могли бы защищать горожан и освещать, что происходит на предприятии.

Когда я все это услышал, захотел подробно разобраться в ситуации. Но я столкнулся с непредвиденной проблемой: оказалось, что многие люди настолько запуганы, что просто отказываются общаться на камеру и давать интервью о ситуации в городе. У меня уже были ситуации, когда единичные спикеры отказывались от общения в последний момент, но чтобы настолько массово люди молчали – с таким я столкнулся впервые.

«В Норильске получить «волчий билет» – это все равно, что остаться без работы. Если все строится на обслуживании или на работе «Норникеля», найти работу человеку с волчьим билетом будет очень проблемно. Если есть семья, то кому это надо».

Владислав Роскошный, общественный деятель, г. Норильск

Тем не менее мы попытались разобраться и смогли найти тех, кто был готов рассказать, что же сейчас происходит.

Для начала давайте восстановим ход событий. 29 мая на территории ТЭЦ, принадлежащей дочернему предприятию «Норникеля», разгерметизировался резервуар для хранения дизельного топлива.

В этот момент мимо резервуара проезжали двое мужчин, они сняли на камеру, как солярка мощным потоком разливается по прилегающей территории. При этом видно, что технического персонала на месте аварии нет, то есть можно сделать вывод, что на самом предприятии утечку либо не заметили сразу, либо проигнорировали.

Примерно в то же время по прилегающей к предприятию дороге ехал легковой автомобиль. Водитель Андрей Афиногенов обратил внимание на то, что асфальт мокрый, и предположил, что на предприятии сливали воду. Но в какой-то момент машина остановилась, и когда Андрей открыл дверь, он заметил, что уровень жидкости снаружи довольно сильно поднялся, и машина начала дымить из-под капота. К тому моменту на месте появился технический персонал, который вызвал пожарных.

«Я ехал на автомобиле. Впереди был мокрый асфальт. Дождя не было, ну, то есть лужи были. Запаха не было. Ограждающих каких-то конструкций, предупреждающих знаков не было. Персонал отсутствовал технологический. Соответственно, там, возможно, сливалась вода, ещё что-то, может быть. Визуально асфальт был виден. Я поехал. В какой-то момент машина остановилась. Что там произошло, сейчас трудно сказать. Может, она провалилась, произошел подмыв асфальта.

Но когда я открыл дверь, уровень увеличился, и, соответственно, уже запах был, чувствовался, дизельного топлива, не знаю, что там у них, не могу сказать. То есть уровень поднялся, я вылез через крышу. Как раз появился технологический персонал, к этому времени машина от этой жидкости начала дымить из-под капота. Языки пламени из-под автомобиля начали появляться. Я спросил у технологического персонала, вызвали ли они пожарную охрану. Они говорят: да, пожарную охрану вызвали.

Я побежал, пока ещё машина дымила, так как телефон остался в машине, вырвал телефон оттуда, отбежал на безопасное расстояние, сообщил руководству и позвонил в дежурную часть полиции города Норильска. В это время уже автомобиль пылал полностью, и минут через пять пожарные подъехали».

Загоревшийся автомобиль в итоге привел к большому пожару на площади около 300 квадратных метров. Пожарным удалось вовремя его потушить, от огня никто не пострадал. Но к тому моменту всё топливо — а это примерно 21 тысяча тонн — уже вылилось из резервуара.

«В подразделения МЧС России информация о чрезвычайной ситуации поступила по линии Единой дежурной диспетчерской службы только 31 мая. Все это время предприятие пыталось собственными силами локализовать последствия разлива. В тот же день информация была доведена до губернатора Красноярского края, проведено заседание комиссии по чрезвычайным ситуациям».

«Только после появления тревожащей информации в социальных сетях и настойчивых вопросов соответствующим должностным лицам была выяснена реальная картина происшедшего».

Многие эксперты, журналисты и общественники сомневаются в том, что МЧС и региональные власти действительно в течение двух дней ничего не слышали о происшествии. На это указывают несколько несостыковок.

Во-первых, сообщения Единой дежурно-диспетчерской службы на самом деле поступали в МЧС начиная со дня происшествия. 29 мая они сообщили, что на территории ТЭЦ легковой автомобиль врезался в резервуар, из-за чего произошла разгерметизация и последующий пожар. Чуть позже они уточнили, что автомобиль никуда не врезался и что разгерметизация случилась сама собой. И на следующий день, 30 мая, вышло сообщение, что топливо попало в реку Амбарная, но нарушение экологической обстановки при этом не зафиксировано. То есть об утечке уже было известно, хотя её масштабы сильно преуменьшались.

Во-вторых, о разливе топлива ещё 29 мая сообщила глава Росприроднадзора Светлана Радионова. Она написала у себя в фейсбуке, что территория загрязнена нефтепродуктами и что сотрудники ведомства проводят проверку на месте происшествия.

На следующий день, 30 мая, она уточнила, что речь идёт о разливе 20 тысяч тонн топлива. И ещё она добавила, что охрана ТЭЦ почему-то не пускает инспекторов непосредственно на место ЧП.

Параллельно с этим в сети начали появляться фото и видео, на которых видно разлившуюся по реке Амбарной солярку.

Всё это говорит о том, что властям и МЧС нужно было очень постараться, чтобы два дня не замечать у себя под носом экологическую катастрофу такого масштаба. Единственное логичное объяснение — чиновники знали об аварии, но почему-то затормозили с мерами по её ликвидации и до последнего пытались замять ситуацию.

Почему вообще стала возможна ситуация, когда топливо попадает в реку, в почву? Почему вокруг не было защитных конструкций на случай аварии?

«В принципе, эта структура должна была быть сделана. Просто проектирование велось больше 30-35 лет назад. И, судя по всему, тогда была минимизация всех расходов. И с тех пор, как я понимаю, никто даже не пытался задуматься о том, чтобы привести все в соответствие с теми ГОСТами и СНиПами, которые бы в принципе должны были работать и как-то защищать. И так это повсеместно.

Я однозначно говорю, что основные фонды норильского промышленного района, а я включаю в это понятие все: и сферу ЖКХ, и техническую, и дорожную сферу, – вся сфера норильского промышленного района находится рядом с нулем, то есть фактически она израсходована, она съедена. То есть в нее ничего не вкладывается, а если вкладывается, то по минимуму.

Норильский промышленный район, на мой взгляд, – это одна большая экологическая катастрофа, причем эта катастрофа растянута на десятилетия».

Валерий, инженер-технолог, 20 лет работал в Норильске.

Каковы же масштабы катастрофы?

На совещании с Путиным глава Росприроднадзора Светлана Радионова сообщила, что около 6 тысяч тонн топлива впиталось в почву и ещё 15 тысяч тонн попали в реки Далдыкан и Амбарная. Допустимая концентрация нефтепродуктов в воде оказалась превышена в десятки тысяч раз. Площадь загрязнения составила 180 тысяч квадратных метров.

Радионова подчеркнула, что дизельное пятно удалось локализовать на реке Амбарной. Ниже по течению этой реки находится озеро Пясино, которое дальше впадает в Карское море. Когда журналисты спросили её о том, нанесёт ли эта авария какой-то ущерб озеру и морю, она однозначно ответила, что это исключено:

«Возможность ущерба Карскому морю мы даже не рассматриваем. Уже развернутая сеть боновых заграждений, причем это боны морского типа, максимально эффективно задерживает топливо. Проделанная спасателями работа исключает последующее проникновение нефтепродуктов из Амбарной в озеро Пясино, а следовательно, и в Карское море».

Но глава пресс-службы Росрыболовства Дмитрий Клоков и заместитель министра экологии и рационального природопользования Красноярского края Юлия Гуменюк заявили, что топливо в Пясино всё-таки попало.

В «Гринписе» аварию назвали одной из самых масштабных в истории Арктики, её ущерб только для водных объектов оценили как минимум в 6 миллиардов рублей. Общий ущерб катастрофы Радионова оценила в десятки, а то и сотни миллиардов рублей. Бывший замглавы Росприроднадзора Олег Митволь тоже заявил, что если считать ущерб по утверждённым Минприроды методикам, то он может достичь ста миллиардов рублей.

Руководитель программы WWF по экологической ответственности бизнеса Алексей Книжников рассказал, что больше половины всех загрязнений в воде собрать вряд ли удастся. Большая часть разлившегося топлива останется в воде или испарится. Всё это нанесёт огромный ущерб животному миру.

По словам Олега Митволя, при правильной организации восстановление экологии в регионе может занять от пяти до десяти лет. Замминистра природных ресурсов и экологии Елена Панова заявила, что 10 лет для устранения последствий катастрофы такого масштаба — это минимум.

Сейчас нам показывают красивые картинки и рассказывают, насколько эффективно собирается топливо. И может показаться, что через пару месяцев все будет вновь хорошо. На самом же деле не будет, поскольку огромное количество топлива уже впиталось в почву и испарилось, и полностью ликвидировать подобную аварию просто невозможно.

«Если нефть не взаимодействует с водой, то нефтепродукт, такой как солярка, взаимодействует. Солярка тоже находится на поверхности воды, она изначально не тонет, но с течением времени молекула структуры дизеля начинает взаимодействовать с водой, утяжеляться и аккуратно опускаться на дно. В этом вся и проблема. Собирать со дна солярку нет приспособлений.

Василий Шадт, житель Норильска, блогер.

Президент «Норильского никеля» Владимир Потанин заявил, что его предприятие полностью оплатит все работы по устранению последствий аварии. По его оценке, на это потребуется больше десяти миллиардов рублей.

Сейчас на загрязнённых участках рек установлены боновые заграждения. Они позволили остановить дизельное пятно и направить его к берегу. Дальше спасательные службы с помощью помп собирают топливо с поверхности реки во временные резервуары. Что с ними будут делать — пока не очень понятно. Вывозить их на предприятия для утилизации очень проблематично, потому что в этом районе нет дорог, и сама река — несудоходная. Звучало предложение просто сжечь собранное топливо в специальных ёмкостях, но чиновники сомневаются, что это наилучший выход. Позже было решено собирать топливо в герметичные контейнеры, складировать их вдоль берега реки, а после наступления заморозков по зимнику вывезти их на утилизацию.

У общественников этот план вызвал много вопросов. Председатель норильской общественной организации «Мой дом» Руслан Абдуллаев описал их по пунктам.

Во-первых, непонятно, каким образом эти герметичные контейнеры будут доставляться к месту разлива топлива, если там сейчас нет никаких дорог. Во-вторых, заявленного количества ёмкостей очевидно будет недостаточно для сбора всего разлившегося дизеля, особенно с учётом того, что он смешался с водой и почвой. В-третьих, непонятно, получится ли организовать безопасное хранение собранного дизеля на такой долгий срок. И в-четвертых, никто до сих пор так и не решил, что делать с загрязнённым грунтом и как его вывозить с места аварии.

Таким образом, Абдуллаев опасается, что ликвидацию последствий аварии проведут лишь формально на бумаге, а на самом деле бóльшая часть ущерба так и не будет ликвидирована.

7 июня в YouTube появилось видео с заявлением заместителя начальника экологического отдела Росприродназдора в Норильске Василия Рябинина.

Рябинин рассказал, что вечером 29 мая один из коллег по телефону сообщил ему о разливе топлива в районе реки Далдыкан. Рябинин сразу выехал на место аварии, но на подъезде его остановила охрана ТЭЦ. Там же находился наряд полиции, но полицейский тоже отказался пускать Рябинина на территорию без разрешения руководства ТЭЦ. Он не стал вступать в длительные дискуссии и вместо этого поехал фотографировать загрязнённый ручей. Оказалось, что рядом с ручьем тоже стояла охрана, она сразу доложила руководству, что кто-то приехал снимать разлив дизеля. Рябинин поехал в другое место и продолжил снимать дизельное пятно на Далдыкане, чтобы позже отправить фото и видео руководству. Уже когда Рябинин собирался возвращаться в город, он столкнулся на дороге с группой вооружённых людей, которые попросили его удалиться. Рябинин так и поступил.

На следующий день, то есть 30 мая, все снимки уже были у главы Росприроднадзора, но никаких инструкций по дальнейшим действиям Рябинину так и не поступило. По его словам, им наоборот сказали ничего не предпринимать.

По оценке Рябинина, топливо уже давно попало в озеро Пясино. Он рассказал, что в понедельник 1 июня его знакомые брали пробы воды на озере, и они показали высокую концентрацию дизеля в воде. Рябинин сообщил об этом своему руководству и сотрудникам прокуратуры, но эти данные в итоге так никто и не перепроверил. Рябинин утверждает, что сверху пришло указание не заниматься проверками воды в Пясино. И уже днём позже была озвучена официальная версия, что дальше реки Амбарной дизельное пятно не ушло.

Рябинин заявил в своём коллективе, что всё происходящее — это должностное преступление. После этого его отстранили от проверки. Он опасается, что чиновники будут пытаться занизить масштабы экологического бедствия и не смогут в полной мере устранить его последствия.

Для полного понимания ситуации нужно отдельно поговорить о том, какую роль «Норникель» играет в жизни Норильска. Его Заполярный филиал является градообразующим предприятием. Из налогов «Норникеля» и его дочерних компаний формируется бóльшая часть городского бюджета. И как следствие у руководства компании есть все инструменты для того, чтобы влиять на обстановку в городе. Местные рассказывают, что в Норильске фактическая власть находится в руках «Норникеля», а не мэрии или губернатора. Поэтому там нет независимого контроля за происходящим и независимых СМИ, которые могли бы подробно рассказывать о катастрофе.

На сегодняшний день Следственный комитет уже возбудил два уголовных дела. Первое ведётся по статье о халатности, идет расследование по несвоевременному информированию о чрезвычайной ситуации.

Второе дело ведётся по статьям о порче земли, загрязнении вод и нарушении правил охраны окружающей среды при производстве работ. По нему уже есть один арестованный — это начальник котлотурбинного цеха ТЭЦ Вячеслав Старостин. Жители Норильска начали общественную кампанию в его защиту. Народ считает, что руководство предприятия просто выставило его как самого крайнего — он проработал на этом посту меньше полугода и не может нести ответственность за аварийное состояние резервуара, который стоял там десятки лет. Один из сотрудников анонимно подтвердил «Медузе», что авария произошла из-за устаревшего оборудования и недостатка финансирования.

10 июня были задержаны ещё три человека: главный инженер ТЭЦ-3 Алексей Степанов, его заместитель Юрий Кузнецов и директор предприятия Павел Смирнов. Каждому из них грозит до пяти лет лишения свободы за то, что они ввели в эксплуатацию аварийный резервуар. Директор Заполярного филиала «Норникеля» заявил, что это эта мера — неоправданно жёсткая. По его словам, задержанные никак не мешали следствию и были гораздо полезнее на месте ликвидации аварии.

Причины аварии выясняются. «Норникель» вероятной причиной произошедшего считает изменение климата. Но тут есть некоторые сомнения:

1. Если у вас есть резервуары, в которых находится топливо, вы должны понимать, что есть фактор климата, есть землетрясения, метеориты, то есть должна быть всегда страховка на случай аварии. Почему не было предпринято никаких мер? Как это вообще возможно?

2. Я открываю прессу и вижу интересный факт: Ростехнадзор с 2016 года не имел доступа к резервуару «дочки» «Норникеля», из которого вытекло более 20 тыс. тонн дизеля, — все это время он числился на ремонте. В «Норникеле» это пока не комментируют.

В отношении других объектов «дочки» «Норникеля» Ростехнадзор проводил регулярные проверки, общая сумма выписанных в результате штрафов для компании превысила 4 млн руб. Например, в 2017–2018 годах Ростехнадзор
предупреждал «Норникель» о проблемах с хранением топлива на ТЭЦ-3.

Ведомство указало, что компания не устранила нарушения, выявленные в 2014 году. Тогда ООО «Безопасность в промышленности» предписало НТЭК до осени 2015 года выполнить ремонт наружной поверхности стенки и кровли, в том числе зачистить участки, пораженные коррозией, и восстановить антикоррозионное покрытие, а к октябрю 2016 года провести неразрушающий контроль днища.

Когда тебе принадлежит не просто предприятие, а целый город, то можно не пускать инспекторов, можно купить полицейских и следователей, и никто не будет назойливо надоедать. Та самая коррупция, разрушенные государственные институты – рано или поздно все это выливается тоннами дизельного топлива в реки и озера, на десятилетия вперед убивая остатки удивительной природы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *