в какую смену должны учиться начальные классы по закону об образовании
Вторая смена в школе – законно ли это в 2021 году?
В преддверии нового 2021/2022 учебного года родители некоторых школьников опасаются, что их дети будут учиться во вторую смену. Многих из них не устраивает такое расписание, поэтому они готовы бороться с руководством школы, чтобы отстоять права своих детей.
Рассмотрим, почему неудобна вторая смена в школе. Законно ли это в 2021 году? Какие действия предпринять родителям, которых не устраивает такой график обучения детей.
Уважаемые читатели! Горячая линия бесплатной юридической помощи работает для вас 24 часа в сутки!
Что говорит закон
Основным документом, который регулирует главные вопросы процесса получения среднего образования, является Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Данный нормативный акт не содержит даже упоминания о том, что обучение в школе может быть по сменам, а отдельный закон о второй смене в школе не принят.
Единственный документ, который в какой-то степени регулирует процедуру обучения классов по сменам, это СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29.12.2010. Согласно пункту 10.4 в школах может быть организовано обучение в две смены. Организация занятий в три смены не допускается. СанПиН устанавливает следующие ограничения:
Учёба на вторую смену возможна только в общеобразовательных школах. Если учебное заведение имеет статус гимназии или лицея, либо является школой с углублённым изучением какого-либо предмета, то обучение всех без исключения классов должно быть организовано только в одну смену. Так указано в пункте 10.4 СанПиН 2.4.2.2821-10. Никаких дополнительных ограничений для обучения в 2 смены в России не существует.
Как родителям отстаивать права своих детей
Если родители видят, что в отношении детей происходит нарушение норм СанПиН (например, установлена вторая смена в 1 классе или в классе с адаптивной программой), то необходимо обращаться в Отделы образования и в Роспотребнадзор. В этом случае есть большая вероятность того, что школу обяжут изменить расписание.
Что делать родителям, если, например, установлена вторая смена в 3 классе общеобразовательной школы? Нарушений СанПиН в этом случае нет, но часто родителей такое расписание не устраивает по многим причинам. Рассмотрим основные из них.
Хотя ответ на вопрос, законна ли вторая смена в 2021 году, утвердительный, при таком режиме возникает много сложностей с тем, как будет приходить в учебное заведение ребёнок и уходить из него. Во время учёбы в первую смену этот вопрос решается проще. Родители могут отвести ребёнка в школу по дорогу на работу. После окончания уроков, как правило, в образовательных учреждениях существуют группы продленного дня, которые работают до 18 ч. Чаще всего, кто-то из родителей находит возможность к этому времени забрать ребёнка из школы.
При обучении во вторую смену школьника также можно оставить на продленке и забрать вечером. Намного, сложнее решить проблему – как ребёнок доберётся до школы в середине дня.
Заявление в школу, что ребенок сам будет ходить домой
Больше всего сложностей возникает, если введена вторая смена в начальной школе. Законно ли это в 2021 году? Этот вопрос интересует многих родителей. На федеральном уровне нет закона, который бы запрещал детям самостоятельно без присмотра взрослых передвигаться по улицам или находиться одному дома. Ответственность за его жизнь несут законные представители. Они будут отвечать за оставление ребенка в опасности (ст. 125 УК РФ).
Теоретически ребёнок 8-9 лет вполне может добраться до школы, если установлена вторая смена во 2-3 классе. Если родители уверены в своём ребёнке, живут в безопасном районе, школа находится рядом с домом, то такой вариант будет единственным выходом из сложившейся ситуации. Однако в мегаполисах (например, в Москве и в Санкт-Петербурге) это практически невыполнимо. Например, школа может находиться не в шаговой доступности, необходимо пользоваться общественным транспортом. При этом именно в Москве, Северной столице и других крупнейших городах острее всего стоит вопрос со второй сменой из-за роста рождаемости и миграционных процессов.
Как правило, в школах просят указывать сведения о тех, кто будет забирать ребёнка из школы. Родители сообщают Ф.И.О. совершеннолетнего и прилагают копию его паспорта. Если ребёнок уходит один или с несовершеннолетним братом или сестрой, то на имя директора школы пишут заявление о том, что ребёнок будет уходить из школы самостоятельно. В заявлении указывают примерный маршрут школьника. В обязательном порядке родители подтверждают, что ответственность за жизнь и здоровье ребёнка в этом случае, они берут на себя. Таким образом, образовательное учреждение не несёт ответственность за жизнь детей после окончания уроков. Тем более, школу не интересует, кто приводит ребёнка на занятия (только кто забирает). Поэтому данную проблему родителям приходится решать самостоятельно.
Вторая серьёзная проблема для школьников, которые учатся во вторую смену, как успевать на дополнительные занятия и кружки. Как правило, их расписание подстраивают под учащихся первой смены. Поэтому нередки случаи, когда детям приходилось прекращать занятия, именно по причине учёбы во вторую смену.
До тех пор, пока в школах не произошла ликвидация второй смены, родителям придётся самостоятельно бороться за права своих детей. С письменными обращениями следует обращаться к администрации школы, даже если в их действиях нет нарушения СанПиН. Аргументами для отмены второй смены могут выступать:
Конечно, претензии родителей не подкреплены на законодательном уровне. Решение директор будет принимать единолично. Даже если решение будут не в пользу родителей, то, по крайней мере, руководство будет в курсе позиции родителей конкретного класса. Не все знают, могут ли детей заставить учиться во вторую смену второй год подряд. В СанПиН нет ограничений относительно данной ситуации, поэтому один и тот же класс может учиться во вторую смену год за годом. Чтобы этого не получилось, необходимо сразу подставить директора в известность о своей позиции. Это единственный способ избежать учёбы во вторую смену на протяжении нескольких лет.
Уважаемые читатели! Горячая линия бесплатной юридической помощи работает для вас 24 часа в сутки!
Как избежать второй смены в школе
Расскажем, почему такой формат обучения до сих пор существует, кому нельзя заниматься во вторую смену и что делать, если предлагаемый школой график вам неудобен.
Почему существует двухсменка
В Советском Союзе вторая смена в школах была популярным явлением. Многие дети учились во второй половине дня на протяжении почти всех школьных лет. За минувшие годы образовательная система подверглась различным преобразованиям, но формат второй смены не исчез, а в последнее время стал использоваться даже чаще. Из-за закрытия школ нагрузка на оставшиеся учебные заведения возросла, и им приходится решать вопрос организации учебного процесса и распределения потока обучающихся, используя вторую смену.
Правовое регулирование
Вторая смена в школе — законно ли это? Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» не регулирует вопросы обучения в школах по сменам. Правила на этот счёт содержатся в СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29.12.2010. Пункт 10.4 данного документа гласит:
Давайте разберёмся, кто учится во вторую смену. В правилах СанПиН также содержится указание, что учиться во вторую смену не могут школьники 1, 5, 9 и 11 классов. Следовательно, ученики любых других классов не застрахованы от вечернего обучения. Родителей волнует и другой вопрос: какие школы могут учиться во вторую смену. Ответ: все, кроме гимназий, лицеев и школ с углублённым изучением отдельных предметов.
Конкретное расписание обучения во вторую смену в школе санитарно-эпидемиологическими нормами не установлено. Начало занятий обычно варьируется. Однако в соответствии с пунктом 10.6 общий объём нагрузки в течение дня не должен превышать:
Таким образом, нельзя заранее предугадать, во сколько будет начинаться вторая смена в школе.
Кто учится во вторую смену
Вышеуказанные запреты и ограничения порой не соблюдаются из-за нехватки ресурсов. Например, в некоторых школах вынуждены ставить вторую смену в первом классе. Как правило, в таких ситуациях администрация образовательного учреждения защищается отсутствием чётко прописанного законодательного акта о вторых сменах в школе. Это приводит к тому, что учёба во вторую смену может быть введена в любом классе, и при этом не будет учтено мнение ни детей, ни родителей.
Минусы второй смены
У формата второй смены немало подводных камней. Неудивительно, что многие школьники и родители выступают за отмену второй смены. Учиться во вторую половину дня неудобно — и тому несколько причин.
Отсутствие свободного вечернего времени
Выбор дополнительных занятий сокращается. У большинства детей кружки и секции проходят вечером, и учёба во вторую смену может стать проблемой.
Примерное расписание дня при второй смене
Школьника сложнее контролировать
Если родители работают, а бабушки и дедушки живут отдельно, ребёнок будет всё утро предоставлен сам себе. Для старшеклассника это не проблема, но дети начальных классов нуждаются в помощи и контроле со стороны взрослых. Поэтому для них особенно тяжело организовать обучение во вторую смену.
Во второй половине дня младшеклассника необходимо отводить на занятия, даже если школа находится неподалёку. Чтобы решить эту проблему, придётся искать няню или отпрашиваться с работы в середине дня.
Ликвидация второй смены
Подобная система обучения не нравится ни детям, ни родителям, ни учителям. Поэтому по распоряжению Правительства РФ от 23.10.2015 года будет реализована программа по ликвидации вторых смен в школах. Отмена будет проходить постепенно. В первую очередь переводить в первую смену будут 1–4 и 10–11 классы, а также полностью уберут третью смену. Параллельно будут создаваться новые места для перевода обучающихся из зданий, имеющих высокую степень износа. К 2025 году планируется перевести учеников 5–9 классов в первую смену, а также перевести в новые школы всех детей, обучающихся в зданиях с износом 50% и выше.
Как учиться по удобному графику без второй смены
Если вторая смена в школе не подходит вам и ребёнку, спасением может стать семейное образование. Это альтернативная форма обучения, легальная на территории Российской Федерации.
Ребёнок, который переходит на семейное образование, может заниматься дома. Есть несколько способов организовать учебный процесс, родителям вовсе не обязательно самостоятельно штудировать пособия и растолковывать чаду сложные параграфы. Например, вы можете:
Преимущества онлайн-школы
Многие родители склоняются к последнему пункту, так как находят в онлайн-школах больше преимуществ, чем в репетиторах или самоподготовке. Рассмотрим на примере конкретной дистанционной школы — «Домашней школы Фоксфорда»:
Резюме
Вторая смена распространена потому, что школ мало, а детей — много. Чтобы всех вместить и обеспечить образовательный процесс, администрация делит учеников на два потока.
В законе «Об образовании в Российской Федерации» отсутствует регламентация вторых смен и чёткие нормы того, во сколько начинается вторая смена в школе. Зато предусмотрены некоторые требования СанПиН, например, учиться во вторую половину дня не могут школьники 1, 5, 9 и 11 классов.
Вторая смена не всегда удобна. Если родители работают, то ребёнка некому контролировать и отводить в школу посреди дня. Выходом станет семейное образование: оно даёт свободу планировать расписание и ни от кого не зависеть. А чтобы не учить детей самостоятельно, можно подключить репетиторов, курсы или онлайн-школы.
В какую смену должны учиться начальные классы по закону об образовании
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Министерства просвещения РФ от 16 ноября 2020 г. № ГД-2072/03 “О направлении рекомендаций”
Настоящие практические рекомендации подготовлены на основании анализа нормативных правовых актов, методических материалов и экспертных рекомендаций, с учетом мирового и отечественного опыта субъектов Российской Федерации, который сложился в текущем году.
Указанную информацию просим довести до сведения органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования на соответствующей территории, руководителей организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, родителей обучающихся, общественности.
Приложение: в электронном виде.
Практические рекомендации (советы) для учителей и заместителей директоров по учебно-воспитательной работе в образовательных организациях, реализующих образовательные программы начального, общего, основного, среднего образования с использованием дистанционных технологий
Предисловие
— Что такое обучение с применением дистанционных (электронных) технологий?
— Требуется ли согласие родителей (законных представителей) обучающихся при переходе на дистанционное обучение?
— Как организовать оперативную обратную связь при дистанционном формате взаимодействия учителя и обучающихся?
— Чем учебные и контрольно-измерительные материалы для обучения с применением дистанционных (электронных) технологий отличаются от материалов, используемых при традиционном подходе?
— Можно ли реализовать дистанционный подход без специальных устройств (компьютер, планшет) и сети Интернет?
Еще год назад мало кто из нас задумывался над этими вопросами. В марте 2020 года, по оценкам ЮНЕСКО, школы приостановили обучение в очном формате для 92% детей по всему миру. Дистанционное обучение вошло в нашу жизнь не эволюционным путем, а по методу «шоковой терапии». Школе пришлось искать пути решения задач в режиме цейтнота. Но именно в этих условиях в образовательных организациях России родился уникальный опыт организации обучения с применением дистанционных (электронных) технологий.
Данные рекомендации составлены на основе опыта субъектов Российской Федерации по организации обучения с применением дистанционных образовательных технологий и включают памятки, чек-листы и практические советы для учителей и управленческой команды школы.
Данные рекомендации применяются в период действия ограничительных мер, связанных с ухудшением эпидемиологической ситуации.
Нормативно-правовые основы реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
При принятии решения о переводе всех или отдельных классов образовательной организации на обучение с применением дистанционных образовательных технологий она должна руководствоваться следующими нормативными правовыми актами.
Локальные акты образовательной организации разрабатываются и принимаются на основе Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статьи 13, 16, 17, 18, 28, 30, 41).
Образовательную недельную нагрузку необходимо равномерно распределять в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня должен составлять:
Расписание уроков составляют с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов.
При составлении расписания уроков следует чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели: для обучающихся I ступени образования основные предметы (математика, русский и иностранный язык, природоведение, информатика) чередовать с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физической культуры; для обучающихся II и III ступени образования предметы естественно-математического профиля чередовать с гуманитарными предметами.
Использование в учебном процессе инновационных образовательных программ и технологий, расписаний занятий, режимов обучения возможно при отсутствии их неблагоприятного влияния на функциональное состояние и здоровье обучающихся.
С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроках следует проводить физкультминутки и гимнастику для глаз.
Этапы организации электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
При организации образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения образовательной организации необходимо руководствоваться Приказом Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
Дистанционное обучение предполагает, что учитель и обучающийся общаются в реальном времени (например, на видеоконференции). При электронном обучении учитель направляет обучающемуся задания для самостоятельной работы (страницы параграфа, ссылки на тренажеры, номера упражнений), а потом проверяет усвоение материала, общение как бы отложено во времени. Практика весны 2020 года показала, что не бывает отдельно дистанционного или электронного обучения. Сегодня оба формата комбинируются для достижения максимального результата при имеющихся возможностях.
Планирование обучения с применением дистанционных (электронных) технологий в школе целесообразно начать с анализа текущей ситуации. Управленческой команде школы необходимо ответить на следующие вопросы:
1. Имеют ли педагоги необходимые навыки и опыт реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий?
2. Как будет осуществляться методическая поддержка педагогов?
3. Кто может оказать техническую поддержку учителям и ученикам?
4. Как будет осуществляться информирование семей учеников?
5. Все ли ученики имеют необходимые устройства дома?
6. Как скоро можно начать обучение в дистанционном (электронном) формате?
7. Как можно использовать сайт школы?
8. Как будет выглядеть учебный день?
9. Каково должно быть соотношение онлайн- и офлайн-уроков?
10. Как можно получить обратную связь от родителей?
Анализируя готовность к переходу на дистанционный (электронный) формат взаимодействия с учениками, учитель также отвечает на вопросы:
1. Есть ли у меня необходимые навыки и опыт реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий?
2. Кто может оказать техническую поддержку мне и моим ученикам?
3. Как будет осуществляться информирование семей учеников?
4. Как ученики будут получать расписание и материалы к урокам?
5. Все ли мои ученики имеют необходимые устройства дома?
6. Есть ли в моих классах чат, группа в социальных сетях и т.п.?
7. Какие электронные ресурсы я могу использовать?
8. Какие сервисы для организации онлайн-уроков я могу использовать?
9. Как будет осуществляться оценка знаний и умений учеников?
10. Как можно получить обратную связь от родителей?
Ответы на вопросы позволяют выявить существующие дефициты и поставить задачи, которые условно могут быть разделены на 3 группы:
— задачи, связанные с уровнем готовности ученика;
— задачи, связанные с уровнем готовности школы;
— задачи, связанные с уровнем готовности учителя.
Далее планируются первоочередные мероприятия, назначаются ответственные, утверждаются сроки исполнения. При определении первоочередных задач и назначении ответственных можно воспользоваться следующей матрицей:
При решении первоочередных задач исполнители могут воспользоваться следующими чек-листами.
Задачи учителя / классного руководителя:
1. Свяжитесь с семьей и выясните, есть ли в доме компьютер, планшет, смартфон, сеть Интернет.
2. Составьте список учеников, у которых нет возможности подключаться к онлайн-урокам.
3. Установите регламент передачи вам учебных материалов учителями-предметниками (канал передачи, сроки).
4. Проведите консультацию для учеников и их родителей.
Задачи управленческой команды школы:
1. Разработайте локальные акты.
2. Создайте раздел «Дистанционное образование» на сайте школы.
3. Составьте наиболее полный перечень электронных образовательных ресурсов и разместите его в специальном разделе на сайте школы.
4. Определите, какие сервисы будут использоваться для проведения онлайн- уроков.
5. Проведите консультации для педагогов школы по использованию электронных образовательных ресурсов и платформ для проведения онлайн-уроков.
При составлении расписания:
8. Определите предметы, которые будут преимущественно проводиться в дистанционном формате (предметы с высоким рангом трудности). Эти уроки проводите в формате коротких видеоконференций.
Начальная школа
Общеобразовательные предметы | Количество баллов (ранг трудности) |
---|---|
Математика | 8 |
Русский язык, родной язык, иностранный язык | 7 |
Природоведение, информатика | 6 |
Русская литература, родная литература | 5 |
История (4 классов) | 4 |
Изобразительное искусство и музыка | 3 |
Технология | 2 |
Физическая культура | 1 |
5-9 класс
Общеобразовательные предметы | Количество баллов (ранг трудности) | ||||
---|---|---|---|---|---|
5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс | |
Химия | — | — | 13 | 10 | 12 |
Геометрия | — | — | 12 | 10 | 8 |
Физика | — | — | 8 | 9 | 13 |
Алгебра | — | — | 10 | 9 | 7 |
Экономика | — | — | — | — | 11 |
Черчение | — | — | — | 5 | 4 |
Мировая художественная культура (МХК) | — | — | 8 | 5 | 5 |
Биология | 10 | 8 | 7 | 7 | 7 |
Математика | 10 | 13 | — | — | — |
Иностранный язык | 9 | 11 | 10 | 8 | 9 |
Русский язык | 8 | 12 | 11 | 7 | 6 |
Окружающий мир | 7 | 8 | — | — | — |
География | — | 7 | 6 | 6 | 5 |
История | 5 | 8 | 6 | 8 | 10 |
Ритмика | 4 | 4 | — | — | — |
Технология | 4 | 3 | 2 | 1 | 4 |
Литература | 4 | 6 | 4 | 4 | 7 |
ИЗО | 3 | 3 | 1 | 3 | — |
Физическая культура | 3 | 4 | 2 | 2 | 2 |
Экология | 3 | 3 | 3 | 6 | 1 |
Музыка | 2 | 1 | 1 | 1 | — |
Информатика | 4 | 10 | 4 | 7 | 7 |
ОБЖ | 1 | 2 | 3 | 3 | 3 |
10-11 класс
Общеобразовательные предметы | Количество баллов | Общеобразовательные предметы | Количество баллов |
---|---|---|---|
Физика | 12 | Информатика, экономика | 6 |
Геометрия, химия | 11 | История, обществознание, МХК | 5 |
Алгебра | 10 | Астрономия | 4 |
Русский язык | 9 | География, экология | 3 |
Литература, иностранный язык | 8 | ОБЖ | 2 |
Биология | 7 | Физическая культура | 1 |
9. Составьте расписание, выделяя уроки в электронном и дистанционном формате разными цветами.
10. К урокам в электронном формате прикрепляйте ссылки на электронные материалы. К урокам в дистанционном формате прикрепляйте ссылки на видеоконференции.
11. Осуществляйте информирование на сайте школы, в чатах, в электронном журнале, по электронной почте. Выберите наиболее удобный для всех участников образовательных отношений формат.
12. При составлении расписания онлайн-уроков учитывайте, что в одной семье могут быть дети из разных параллелей. Целесообразно начинать уроки в разное время.
Для организации оперативного информирования:
Используйте канал, наиболее удобный для всех участников образовательных отношений.
Создайте группу «Дистанционное обучение» в мессенджере, электронном журнале, социальной сети для управленческой команды школы. Классный руководитель создает группу для родителей (учеников) класса и педагогов, работающих в классе.
Модели взаимодействия педагогов и обучающихся при реализации образовательных программ с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
В зависимости от уровня технической оснащенности образовательной организации и наличия персональных устройств и сети Интернет у обучающихся школа может реализовывать одну из четырех моделей организации взаимодействия педагогов и обучающихся при реализации образовательных программ с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий:
Модель/ Условия | Устройство (компьютер, планшет, ноутбук, смартфон) | Интернет |
---|---|---|
Модель 1 | v | v |
Модель 2 | x | v |
Модель 3 | v | x |
Модель 4 | x | x |
1. При реализации Модели 1 (у учителя и ученика есть персональное устройство и доступ к сети Интернет) могут быть использованы следующие ресурсы:
— учебники и пособия на бумажных носителях;
— учебники и пособия в электронном формате;
— электронные образовательные ресурсы (РЭШ, МЭШ, «Учи.ру» и пр.);
— федеральные и региональные образовательные телеканалы;
— платформы для организации онлайн-уроков.
Дистанционное (электронное) обучение реализуется посредством:
— дистанционных уроков (видеоконференций);
— электронных уроков (ссылок, списков ссылок на тренажеры, ссылок на видеозаписи уроков, подкасты);
— уроков на образовательных телеканалах;
— самостоятельной работы ученика.
Для управленческой команды школы, классного руководителя, учителя- предметника и ученика предлагаются следующие чек-листы:
Чек-лист управленческой команды
Приняты локальные акты
Скорректирована образовательная программа (программы) и учебный план
Обеспечены технические условия
Чек-лист классного руководителя
Обучающиеся и их родители проинформированы о формате обучения
Составляется расписание дистанционных и электронных уроков со ссылками (ссылки предоставляются учителями-предметниками)
Расписание передается ученикам и их родителям
Осуществляется контроль посещения дистанционных уроков (ежедневно)
Осуществляется мониторинг учебных достижений обучающихся класса в электронном журнале
Подготовлены материалы для дистанционных уроков (презентации, видео, иллюстрации и пр.)
Подготовлены ссылки на видеоуроки, онлайн-тесты, интерактивные задания для электронных уроков и домашнего задания
Согласована схема передачи выполненных заданий
Ссылки на электронные образовательные ресурсы и конференции для проведения дистанционных уроков передаются классному руководителю накануне дня проведения урока (формат и время передачи согласованы)
Получены ссылки на электронные образовательные ресурсы и конференции для проведения дистанционных уроков
Время проведения дистанционных уроков отмечено в расписании. К дистанционному уроку подготовлены необходимые учебники, пособия, тетради
Выполненное домашнее задание отправлено учителю по согласованному каналу в указанные сроки
2. При реализации Модели 2 (отсутствуют необходимые устройства, доступ к сети Интернет есть) могут быть использованы следующие ресурсы:
— учебники, пособия, справочники, дидактические материалы на бумажных носителях;
— инструкции для ученика по выполнению заданий на бумажных носителях, содержащие четко заданные объемы заданий, временные рамки выполнения и передачи выполненных материалов учителю.
Передача инструкций ученику и выполненных заданий учителю может осуществляться посредством электронной почты (сообщений в мессенджерах) родителей, родственников или соседей.
Основным видом учебной деятельности обучающегося в этом случае станет самостоятельная работа в соответствии с инструкциями учителя; просмотр уроков на образовательных телеканалах; ведение записей.
Чек-лист управленческой команды
Приняты локальные акты
Скорректирована образовательная программа (программы) и учебный план
Обеспечены условия для подготовки дидактических материалов, инструкций для учеников (возможность копирования материалов)
Чек-лист классного руководителя
Обучающиеся и их родители проинформированы о формате обучения
Согласован формат передачи учебных материалов от учителя ученикам и выполненных заданий от учеников учителю (через электронную почту родителей, соседей и т.п.)
Осуществляется мониторинг выполнения заданий учениками класса (по данным учителя-предметника)
Осуществляется мониторинг образовательных достижений учеников класса в электронном журнале
Подготовлены материалы для самостоятельной работы учеников (в том числе объяснение материала, презентации, перечень страниц учебника, расписание уроков на образовательном телеканале и пр.)
Подготовлены инструкции по выполнению заданий с четко заданными объемами и временными рамками
Согласована схема передачи учебных материалов и инструкций ученикам и выполненных учениками заданий
Разработана система контроля знаний (типы контрольных заданий, периодичность)
Получены материалы для самостоятельной работы
Составлен график отправки выполненных заданий учителю
Выполненные задания отправляются учителю заранее согласованным способом в соответствии с графиком
3. При реализации Модели 3 (есть персональные устройства, доступ к сети Интернет отсутствует) могут быть использованы следующие ресурсы:
— учебники, пособия, справочники, дидактические материалы на бумажных носителях;
— учебники и пособия в электронном формате (можно передать, например, на флеш-носителе);
— инструкции для ученика по выполнению заданий на бумажных или электронных носителях, содержащие четко заданные объемы заданий, временные рамки выполнения и передачи выполненных материалов учителю;
Механизмами реализации дистанционного обучения в данном случае являются самостоятельная работа ученика в соответствии с инструкциями; выполнение офлайн-заданий; уроки на образовательных телеканалах.
Чек-лист управленческой команды
Приняты локальные акты
Скорректирована образовательная программа (программы) и учебный план
Обеспечены условия для подготовки дидактических материалов, инструкций для учеников (возможность сохранения материалов на электронных носителях)
Чек-лист классного руководителя
Обучающиеся и их родители проинформированы о формате обучения
Согласован формат передачи учебных материалов от учителя ученикам и выполненных заданий от учеников учителю (электронные носители, бумажные носители)
Осуществляется мониторинг выполнения заданий учениками класса (по данным учителя-предметника)
Осуществляется мониторинг образовательных достижений учеников класса в электронном журнале
Подготовлены материалы для самостоятельной работы учеников (в том числе объяснение материала, расписание уроков на образовательном телеканале и пр.)
Подготовлены инструкции по выполнению заданий с четко заданными объемами и временными рамками
Согласована схема передачи учебных материалов и инструкций ученикам и выполненных учениками заданий (передача материалов на электронных носителях)
Разработана система контроля знаний (типы контрольных заданий, периодичность)
Получены материалы для самостоятельной работы
Составлено расписание занятий
Составлен график передачи выполненных заданий учителю
Выполненные задания передаются учителю заранее согласованным способом (на флеш-носителе, в бумажном виде) в соответствии с графиком
4. При реализации Модели 4 (нет необходимых устройств, доступ к сети Интернет отсутствует) могут быть использованы следующие ресурсы:
— учебники, пособия, справочники, дидактические материалы на бумажных носителях;
— инструкции для ученика по выполнению заданий на бумажных носителях, содержащие четко заданные объемы заданий, временные рамки выполнения и передачи выполненных материалов учителю.
Передача инструкций ученику (родителям) и выполненных заданий учителю может осуществляться по почте или в школе в установленные дни.
Основным видом учебной деятельности обучающегося в этом случае станет самостоятельная работа в соответствии с инструкциями учителя (для уточнения полученных инструкций возможно использовать телефонную связь: стационарную или мобильную); просмотр уроков на образовательных телеканалах; ведение записей.
Чек-лист управленческой команды
Приняты локальные акты
Скорректирована образовательная программа (программы) и учебный план
Обеспечены условия для подготовки дидактических материалов, инструкций для учеников (возможность копирования материалов на бумажные носители)
Чек-лист классного руководителя
Обучающиеся и их родители проинформированы о формате обучения
Согласован формат передачи учебных материалов от учителя ученикам и выполненных заданий учителю
Осуществляется мониторинг выполнения заданий учениками класса (по данным учителя-предметника)
Осуществляется мониторинг образовательных достижений учеников класса в электронном журнале
Подготовлены материалы для самостоятельной работы учеников (в том числе объяснение материала, расписание уроков на образовательном телеканале и пр.)
Подготовлены инструкции по выполнению заданий с четко заданными объемами и временными рамками
Согласована схема передачи учебных материалов и инструкций ученикам и выполненных заданий (передача материалов ученикам или их родителям на бумажных носителях в школе или по почте)
Разработана система контроля знаний (типы контрольных заданий, периодичность)
Получены материалы для самостоятельной работы
Составлено расписание занятий
Составлен график передачи выполненных заданий учителю Выполненные задания передаются учителю заранее согласованным способом (в школе / по почте / через родителей в бумажном виде) в соответствии с графиком
Формы организации образовательного процесса при реализации
образовательных программ с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
Традиционный формат обучения предполагает, что обучающиеся и учитель находятся в классе. В случае применения дистанционных образовательных технологий возможны следующие гибридные форматы:
В каких случаях целесообразен переход на гибридные форматы обучения:
часть обучающихся соблюдает самоизоляцию (например, по решению семьи или по предписанию врачей);
дорога до школы связана с использованием общественного транспорта, семья хочет минимизировать контакты;
обучающиеся или педагог находятся в группе риска (например, педагог старше 65 лет, педагог/обучающийся страдает хроническими заболеваниями и др.).
Техническое обеспечение: компьютер, камера, микрофон, колонки.
Важно понимать, как школьники видят наглядные материалы (схемы, рисунки, иллюстрации). Даже самая хорошая камера не передает полноценно написанное мелом на доске. Также не стоит выводить иллюстрации на экран через проектор. Целесообразно проводить урок в режиме демонстрации экрана. Так всем будет видно хорошо.
Совет! Ведите запись своих уроков. Впоследствии видеозапись можно отправить обучающимся (разместить в электронном журнале ссылку) для повторения и самостоятельной работы. Обратите внимание, что если в кадр попадают обучающиеся, то необходимо получить согласие родителей (законных представителей) на видеозапись уроков.
Техническое обеспечение: компьютер, большой экран, камера, микрофон, колонки.
Обучающиеся не могут находиться в классе без взрослого. Во время урока в классе находится волонтер (в его обязанность в том числе входит обеспечение подключения учителя). Учитель проводит урок, находясь дома: объясняет тему, задает вопросы, комментирует параграф учебника. При таком формате время, в течение которого обучающиеся смотрят на экран, не может превышать установленное СанПиН. После объяснения материала учитель предлагает обучающимся выполнить задания из учебника, решить уравнения, прочесть параграф. Волонтер при этом контролирует дисциплину и оказывает необходимую помощь обучающимся.
В качестве волонтеров могут привлекаться не задействованные на данном уроке педагоги, студенты педагогических вузов и колледжей.
Техническое обеспечение: компьютер, камера, микрофон, колонки.
При таком формате учитель должен соблюдать баланс в общении с обучающимися, находящимися в классе и дома, вовлекая всех в деятельность по освоению темы урока (вопросы, блицопросы, голосования). Здесь также необходимо продумать, как демонстрируется экран и что именно видят обучающиеся, находящиеся у экрана. Стоит избегать работы с доской: обучающиеся просто не увидят надписи. Лучше подготовить презентацию с небольшим количеством крупного текста и запустить режим демонстрации экрана.
Важно помнить, что через 20-25 минут урока необходимо дать возможность обучающимся, находящимся перед компьютером, выполнить самостоятельные задания офлайн (сверяйте «экранное» время с СанПиН). Можно предложить им отключиться, а в конце урока созвониться или снова подключиться на короткое время, чтобы сверить ответы.
Совет! Находясь дома, без постоянного присмотра учителя, ученик может воспользоваться Интернетом для поиска правильных ответов. Это, безусловно, развивает цифровые компетенции и навыки поиска информации, но лучше предусмотреть для самостоятельной работы школьников проблемные задания с открытым ответом.
Техническое обеспечение: компьютер, большой экран, камера, микрофон, колонки.
Это самый сложный для организации формат. Такие занятия подойдут для проведения уроков по предметам с низким рангом трудности (ОБЖ, МХК). Эффективны они будут только в старших классах. Один учитель может провести урок сразу для всей параллели.
Рекомендации по выбору формы организации образовательного процесса:
Для 5-8 и 10 классов предпочтительны гибридные форматы организации образовательного процесса, предусматривающие: наполняемость класса не более 50%; возможность по письменному заявлению родителя обучаться только в дистанционном формате или с выборочным посещением отдельных предметов.
В помощь учителю
ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России» проводит еженедельный вебинар «Учительская Академия» (https://apkpro.ru/events/event/51).
Каждый четверг в 16:00 по московскому времени ведущие специалисты Академии и приглашенные эксперты рассказывают о том, какие новые возможности предоставляет учителям дистанционное (электронное) обучение и как проводить уроки с применением цифровых технологий. Во время обучения учителя получают ответы на самые актуальные вопросы о новых способах организации уроков и восполнении пробелов, построении эффективного взаимодействия с учениками и родителями, рациональном использовании в своей работе разнообразных ресурсов.
Программа повышения квалификации «Дистанционное (электронное) обучение в общеобразовательной организации».
Программа направлена на совершенствование профессиональных компетенций в области эффективного применения в образовательном процессе дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.
— Дистанционное обучение в системе образования Российской Федерации
— Технологии организации дистанционного (электронного) обучения в образовательной организации
— Мастерство педагога в реализации дистанционных (электронных) технологий на уроке
Категория слушателей: руководители (заместители руководителей, руководители структурных подразделений), педагогические работники общеобразовательных организаций.
Форма реализации: заочная, с применением дистанционных образовательных технологий в цифровом образовательном пространстве Академии.
Информация о дате начала курсов размещается на сайте https://apkpro.ru/.
Чек-лист директора школы по подготовке к переходу на дистанционное (электронное) обучение
Проведены подготовительные мероприятия:
Издан приказ о переводе всех/части обучающихся на дистанционное обучение в связи с периодом особых режимных условий.
Утверждено Положение об организации дистанционного обучения.
Разработан и доведен до всех участников образовательных отношений Регламент взаимодействия на период дистанционного обучения.
Определена платформа для онлайн-взаимодействия.
Разработаны методические рекомендации (памятки) для педагогических работников и обучающихся по использованию дистанционных образовательных технологий.
Назначен ответственный за консультирование педагогических работников и обучающихся по использованию электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Определен порядок оказания учебно-методической помощи обучающимся (индивидуальных консультаций).
Определены необходимые корректировки рабочих программ в части изменения календарных, календарно-тематических планов, графиков текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации, форм обучения.
Определен порядок проведения текущего и итогового контроля по учебным дисциплинам.
Сформировано расписание занятий на каждый учебный день в соответствии с учебным планом по каждой дисциплине с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Предусмотрена дифференциация занятий по классам и сокращение времени проведения дистанционного урока.
Проинформированы обучающиеся и их родители (законные представители) о реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Ознакомлены обучающиеся и их родители (законные представители) с расписанием и формой занятий, графиком проведения текущего контроля и итогового контроля по учебным дисциплинам, консультаций.
Обеспечено ведение учета результатов образовательного процесса в электронной форме.
Сравнение платформ для организации онлайн-занятий
Характеристика | Skype | Zoom | Discord | Microsoft Teams |
---|---|---|---|---|
Количество обучающихся (бесплатная версия) | 50 | 100 | 10 (50) | до 250 |
Возможна ли организация групповой работы? | — | + | + | + |
Возможна ли организация обратной связи? | + | + | + | + |
Время работы | До 4 часов непрерывно; 10 часов в день; 100 часов в месяц | До 40 минут («один на один» без ограничений) | Без ограничений | Без ограничений |
Обязательна ли регистрация обучающихся на платформе? | Да | Нет | Да | Нет |
Демонстрация экрана | + | + | + | + |
Передача файлов | + | + | До 100 МБ | + |
Запись занятия | Есть (30 дней) | Есть, 40 минут (в облако или локальную систему) | Нет | Есть |
1 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 (ред. от 22.05.2019) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы») (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 № 19993).
2 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 (ред. от 22.05.2019) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы») (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 № 19993).
3 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 (ред. от 22.05.2019) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы») (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 № 19993).
4 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 (ред. от 22.05.2019) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы») (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 № 19993).
Обзор документа
Подготовлены практические рекомендации для учителей и заместителей директоров по учебно-воспитательной работе в школах, реализующих образовательные программы с использованием дистанционных технологий.
Представлены этапы организации электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Приведены модели взаимодействия педагогов и обучающихся. Разработан чек-лист директора школы по подготовке к переходу на дистанционное (электронное) обучение.