в какую сторону должны быть направлены ладони сигнальщика при подаче сигнала движение назад 103
СИСТЕМА СИГНАЛИЗАЦИИ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ РАБОТ
ПОДЪЕМНЫМИ СООРУЖЕНИЯМИ В ООО «_________»
1. Стропальщики, сигнальщики, крановщики (операторы, машинисты) подъемных сооружений, водители перегрузочных машин (ричстакеров, автопогрузчиков, портовых тягачей и т.д.) (далее ПС) обязаны знать и правильно использовать систему сигнализации при выполнении работ в ООО «_________».
3. Стропальщики обязаны носить отличительный знак жилет красного цвета.
4. В тех случаях, когда зона, обслуживаемая ПС, полностью не просматривается из кабины управления ПС, и при отсутствии между крановщиком ПС (оператором, машинистом, водителем) и стропальщиком радио- или телефонной связи для передачи сигнала крановщику (оператору ПС, машинисту, водителю или персоналу, находящемуся в кабине для подъема людей ПС, люльке подъемника, вышки) должен быть назначен сигнальщик из числа стропальщиков. Такие сигнальщики назначаются специалистом, ответственным за безопасное производство работ ПС.
5. Сигнальщиком назначается стропальщик со стажем работы не менее 1 года и имеющий удостоверение на право работы сигнальщиком.
6. Сигнальщик обязан носить отличительный жилет оранжевого цвета с надписью «сигнальщик».
7. Перед началом работы стропальщик (сигнальщик) должен убедиться, что его рабочее место свободно от грузов и посторонних предметов.
8. Перед тем как дать сигнал к перемещению груза, стропальщик (сигнальщик) должен убедиться в том, что груз надежно застроплен и в зоне его перемещения нет людей.
9. Стропальщик (сигнальщик) подает только установленные в ООО «_________» сигналы.
10. Сигнальщик должен находиться на хорошо освещенном месте и в зоне видимости оператора ПС (крановщика, машиниста).
11. Сигнальщик не должен находиться в зоне движения груза и ПС.
12. Сигнал подается до окончания необходимого движения груза. Переход оператора ПС (крановщика, машиниста) к самостоятельному последующему передвижению груза производится после сигнала «Прекращаю команду».
СИГНАЛИЗАЦИЯ ПРИ ПЕРЕМЕЩЕНИИ ГРУЗОВ ПС
Операция | Знаковая сигнализация | Радио или телефонная связь | |
Рисунок | Сигнал | ||
«ПОДНЯТЬ ГРУЗ» (грузозахватный орган или грузозахватное приспособление) | | Прерывистое движение рукой вверх на уровне пояса, ладонь обращена вверх, рука согнута в локте | «ПОДНЯТЬ ГРУЗ» |
«ОПУСТИТЬ ГРУЗ» (грузозахватный орган или грузозахватное приспособление) | | Прерывистое движение рукой вниз на уровне пояса, ладонь обращена вниз, рука согнута в локте | «ОПУСТИТЬ ГРУЗ» |
«ПЕРЕДВИНУТЬ ПС» | | Движение вытянутой в горизонтальном положении рукой перед собой, ладонью в сторону требуемого движения | «ПЕРЕДВИНУТЬ» |
«ПОВЕРНУТЬ СТРЕЛУ» | | Рука полусогнута в локте на уровне пояса, ладонь обращена в сторону требуемого движения стрелы | «ПОВЕРНУТЬ СТРЕЛУ» |
«ПЕРЕДВИНУТЬ ГРУЗОВУЮ ТЕЛЕЖКУ» | | Рука полусогнута в локте на уровне пояса, ладонь обращена в сторону требуемого движения грузовой тележки | «ПЕРЕДВИНУТЬ ГРУЗОВУЮ ТЕЛЕЖКУ» |
«ОПУСТИТЬ СТРЕЛУ» | | Движение вниз вытянутой перед собой рукой, предварительно поднятой до вертикального положения, ладонь раскрыта и обращена вниз | «ОПУСТИТЬ СТРЕЛУ» |
«ПОДНЯТЬ СТРЕЛУ» | | Движение вверх вытянутой перед собой рукой, предварительно поднятой до вертикального положения, ладонь раскрыта и обращена вверх | «ПОДНЯТЬ СТРЕЛУ» |
«ОТКРЫТЬ ЗАМКИ СПРЕДЕРА» | | Обе руки полусогнуты в локтях перед собой, опущены вниз, ладонями наружу. Обеими руками производить движение наружу | «ОТКРЫТЬ ЗАМКИ СПРЕДЕРА» |
«ЗАКРЫТЬ ЗАМКИ СПРЕДЕРА» | | Обе руки полусогнуты в локтях перед собой, опущены вниз, ладонями внутрь. Обеими руками производить движение внутрь | «ЗАКРЫТЬ ЗАМКИ СПРЕДЕРА» |
«СТОП» (прекратить подъем или передвижение) | | Резкое движение рукой вправо и лево на уровне пояса, ладонь обращена вниз | «СТОП» |
«ОСТОРОЖНО» (применяется перед подачей какого-либо из перечисленных сигналов при необходимости незначительного перемещения) | | Руки обращены ладонями одна к другой на небольшом расстоянии, руки при этом подняты вверх | «ОСТОРОЖНО» |
ЗНАКОВАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ ПРИ РАБОТЕ ПОДЪЕМНИКА (ВЫШКИ)
(используется при подъеме и транспортировке людей
в специальной кабине (люльке) с применением ПС)
Сигналы рукой в ПДД
Добрый день, уважаемый читатель.
При маневрировании транспортных средств водители должны подавать специальные сигналы. Если автомобиль технически исправен, то такие сигналы подаются с помощью поворотников.
Если же поворотники не работают или они вообще не предусмотрены конструкцией (например, на велосипеде), то приходится подавать сигналы рукой.
В этой статье рассмотрены сигналы, которые водитель может подавать руками:
Сигналы рукой в правилах дорожного движения
Сигналы, подаваемые рукой, описаны во втором абзаце пункта 8.1 правил дорожного движения:
Сигналу левого поворота (разворота) соответствует вытянутая в сторону левая рука либо правая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Сигналу правого поворота соответствует вытянутая в сторону правая рука либо левая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Сигнал торможения подается поднятой вверх левой или правой рукой.
Всего существуют 3 вида сигналов:
Рассмотрим несколько изображений, позволяющих понять, как должен подаваться тот или иной сигнал:
Сигнал | Значение |
Поворот налево или разворот | |
Поворот направо | |
Торможение |
В каких случаях водитель должен подавать сигналы рукой?
Рассмотрим первый абзац пункта 8.1 ПДД:
8.1. Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны – рукой. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.
Сигналы поворота должны подаваться в следующих случаях:
Сигналы рукой заменяют сигналы поворота. Они должны использоваться, если сигналы поворота неисправны или вообще отсутствуют на транспортном средстве.
Например, поворотники не устанавливаются на велосипеды и некоторые мопеды.
В какой момент подается сигнал рукой?
Обратимся к пункту 8.2 Правил:
8.2. Подача сигнала указателями поворота или рукой должна производиться заблаговременно до начала выполнения маневра и прекращаться немедленно после его завершения (подача сигнала рукой может быть закончена непосредственно перед выполнением маневра). При этом сигнал не должен вводить в заблуждение других участников движения.
Начать подачу сигнала рукой нужно заблаговременно, чтобы другие участники дорожного движения успели понять, какой маневр Вы запланировали.
Прекратить подачу сигнала разрешается непосредственно перед началом маневра, то есть перед тем, как поворачивать руль.
Примечание. Не стоит подавать сигнал рукой во время поворота, т.к. управлять транспортным средством только одной рукой неудобно и это может привести к ДТП.
Какой рукой лучше подавать сигнал поворота?
Выше речь шла о том, что каждому из сигналов поворота соответствуют 2 жеста. Разберемся, какой жест лучше использовать в той или иной ситуации.
На велосипеде, мотоцикле, мопеде
При управлении двухколесным транспортным средством имеет смысл использовать сигналы, которые подаются вытянутой рукой:
Другим участникам движения гораздо проще понять такие сигналы. В то время как рука, согнутая в локте, некоторых водителей вводит в ступор.
На автомобиле или автобусе
При управлении транспортным средством с кабиной дело обстоит по-другому. Водитель не может подавать сигналы правой рукой, т.к. он попросту не дотягивается до правого окна через весь салон. Поэтому остается использовать сигналы, подающиеся левой рукой:
Примечание. Если автомобиль имеет правый руль, то все сигналы подаются правой рукой через правое окно.
Штраф за неподачу сигнала рукой
Нарушитель | Штраф | Статья КоАП |
Водитель мопеда, мотоцикла, автомобиля, автобуса | предупреждение или 500 рублей | 12.14 ч.1 |
Велосипедист или возчик | 800 рублей | 12.29 ч.2 |
В заключение хочу отметить, что сигналы поворота нужно подавать не для того, чтобы избежать штрафов, а для того, чтобы предупредить других участников дорожного движения о своих маневрах.
Приложение N 9. Знаковая сигнализация, применяемая при перемещении грузов с использованием ПС (кроме подъемников и вышек)
Приложение N 9
к Обязательным требованиям
(п. 142)
Знаковая сигнализация, применяемая при перемещении грузов с использованием ПС (кроме подъемников и вышек)
Поднять груз или грузозахватный орган (грузозахватное приспособление)
Прерывистое движение рукой вверх на уровне пояса, ладонь обращена вверх, рука согнута в локте
Опустить груз или грузозахватный орган (грузозахватное приспособление)
Прерывистое движение рукой вниз перед грудью, ладонь обращена вниз, рука согнута в локте
Движение вытянутой рукой, ладонь обращена в сторону требуемого движения
Передвинуть грузовую тележку ПС
Движение рукой, согнутой в локте, ладонь обращена в сторону требуемого движения тележки
Перевернуть стрелу ПС
Движение рукой, согнутой в локте, ладонь обращена в сторону требуемого движения стрелы
Движение вверх вытянутой рукой, предварительно опущенной до вертикального положения, ладонь раскрыта
Движение вниз вытянутой рукой, предварительно опущенной до вертикального положения, ладонь раскрыта
Стоп (прекратить подъем или передвижение)
Резкое движение рукой вправо и влево на уровне пояса, ладонь обращена вниз
Осторожно (применяется перед подачей какого-либо из перечисленных выше сигналов при необходимости незначительного перемещения)
Кисти рук обращены ладонями одна к другой на небольшом расстоянии, руки при этом подняты вверх
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Курсы
Индексы
ИНСТРУКЦИЯ N 3 ПО ОХРАНЕ ТРУДА
ДЛЯ ДОКЕРА-МЕХАНИЗАТОРА-СИГНАЛЬЩИКА
СОГЛАСОВАНО Письмом ЦК профсоюза работников морского транспорта от 15 февраля 1995 г. N 3.06/57
Письмом Российского профсоюза докеров от 17 февраля 1995 г.
УТВЕРЖДЕНО Директором Департамента морского транспорта Минтранса Российской Федерации Н.П.Цахом 10 апреля 1995 г.
1. Общие требования
1.1. К выполнению обязанностей сигнальщика допускаются докеры-механизаторы (ДМ), прошедшие обучение, проработавшие в порту не менее 1 года, получившие квалификацию сигнальщика и знающие систему сигнализации (приложение 1), имеющие при себе соответствующее удостоверение, прошедшие инструктаж и обучение безопасным приемам и методам работы на рабочем месте.
1.2. Сигнальщик, как правило, назначается старшим группы ДМ технологического звена.
1.3. Сигнальщик, допустивший нарушение требований безопасности труда, направляется на внеочередную проверку знаний. Сигнальщик, не прошедший проверку знаний, к работе не допускается.
1.4. Сигнальщик обязан:
1.4.1. Знать и выполнять настоящую Инструкцию, Инструкцию N 1 по охране труда для ДМ, Инструкцию N 2 по охране труда для ДМ-стропальщика.
1.4.2. Знать грузоподъемность обслуживаемого ПТО, не допускать его перегрузки.
1.4.3. Уметь определять пригодность к работе сменных грузозахватных приспособлений (СГЗП), нормы браковки стальных канатов.
1.5. При работе на опасных и разрядных грузах сигнальщик обязан выполнять требования, изложенные в Инструкции N 12 по охране труда для ДМ при перегрузке опасных грузов.
1.6. Сигнальщик должен быть одет в отличительный жилет оранжевого цвета установленного образца.
2. Требования безопасности перед началом работ
2.1. Сигнальщик обязан получить инструктаж на рабочем месте по безопасным приемам и методам работ в соответствии с требованиями ТД от производителя работ или бригадира.
3. Требования безопасности во время работы
3.1. Сигнальщик должен находиться на хорошо освещенном месте в зоне видимости машиниста ПТО на безопасном расстоянии от перемещаемого груза и грузовой стрелы, хорошо видеть место установки (взятия) груза. В случае плохой видимости места установки (взятия) груза, должен быть назначен второй сигнальщик.
3.2. Запрещается сигнальщику, работающему на трюме, принимать участие в каких-либо других работах.
3.3. Спаренная работа погрузчиков при штабелировании длинномерных грузов, при их массовой перегрузке, должна выполняться в соответствии с РТК под руководством опытного сигнальщика, имеющего квалификацию ДМ не ниже 3-го класса.
3.4. Спаренная работа кранов выполняется по командам сигнальщика, имеющего квалификацию ДМ не ниже 3-го класса, под руководством производителя работ и сменного механика крановой группы.
3.5. Запрещается спаренная работа кранов при скорости ветра более 10 м/с.
3.6. При спаренной работе кранов совмещение подъема и спуска груза с другими движениями кранов не разрешается.
3.7. Перегрузка длинномерных труб и проката, имеющих размеры, близкие к размерам люка, должна производиться по команде сигнальщика, имеющего квалификацию ДМ не ниже 3-го класса и стаж работы в порту не менее 2 лет.
3.8. При одновременной работе двух кранов на один трюм работа производится по командам сигнальщика, имеющего квалификацию ДМ не ниже 3-го класса. Если один сигнальщик не может обеспечить руководство работой двух кранов, выделяется два сигнальщика, один из которых назначается старшим.
3.9. Запрещается сигнальщику находиться в зоне перемещения груза и движения стрелы крана или лебедки.
3.10. Прежде чем дать сигнал к перемещению груза, сигнальщику необходимо убедиться, что груз надежно застроплен и в зоне его перемещения нет людей.
3.11. Сигнальщик руками подает крановщику (водителю, лебедчику) установленные сигналы о направлении и скорости движения груза до выхода груза в зону видимости крановщика, лебедчика и до окончания перемещения груза водителем погрузчика.
3.12. При погрузке (разгрузке) автомашины после того, как ДМ выйдут из кузова и водитель из кабины автомашины в безопасную зону.
3.13. Для проверки застропки грузов сигнальщик должен произвести пробный подъем на высоту не более 0,2-0,3 м и, убедившись в надежности застропки груза, подать сигнал крановщику (лебедчику) к дальнейшему перемещению груза.
3.14. Скорость перемещения груза с учетом всех требуемых мер безопасности сигнальщик показывает скоростью движения руки.
3.15. Сигнальщик обязан подавать сигналы рукой непрерывно до выхода груза в поле зрения крановщика.
3.16. При выходе перемещаемого груза из зоны обслуживания сигнальщиком, он обязан подать крановщику сигнал «ПРЕКРАЩАЮ КОМАНДУ» после чего крановщик действует самостоятельно.
3.17. Горизонтальное перемещение грузов над настройками судов, антеннами и электрическими проводами разрешается только по указанию производителя работ. Груз должен быть поднят не менее чем на 1 м выше встречавшихся на пути предметов и на расстояние не менее 1 м от них.
3.18. Сигнальщик обязан требовать от крановщика не оставлять груз на весу при перерывах в работе, хотя бы и кратковременных.
3.19. Запрещается перемещение груза над людьми, кабинами автотранспорта и вагонами, в которых находятся люди.
3.20. В случаях, когда по характеру работы необходимы два сигнальщика на одном пути перемещения груза, зоны действия каждого сигнальщика определяет производитель работ или бригадир. При этом второй сигнальщик должен находиться в зоне зрительной связи крановщика и первого сигнальщика.
3.21. Сигнальщик при перегрузке крупногабаритных тяжеловесов и длинномерных грузов, перемещаемых в наклонном положении, поступает в распоряжение производителя работ, действует по его указанию.
3.22. Сигнальщик обязан при грозе прекратить работу автомобильного и пневмоколесного кранов.
3.23. Сигнальщику запрещается подавать команды:
3.23.1. Поднимать груз, масса которого неизвестна или превышает установленную грузоподъемность ПTO, съемных грузозахватных приспособлений (ГЗП), а такие допускать увеличение количества установленных мест в «подъеме», если грузоподъемность ПТО, съемных ГЗП снижена, исходя из вида и свойства перегружаемого груза.
3.23.2. Поднимать груз за упаковочную обвязку, не имеющую сертификата для строповки.
3.23.3. Перемещать груз с находящимися на нем людьми, при нахождении людей между грузом и стеной (колонной) штабелем, вагоном, если расстояние между ними менее 5 м.
3.23.4. Поднимать груз, если он плохо уложен на поддонах или ненадежно и неправильно застроплен, а также когда грузозахватные приспособления надеты на один рог двурогого крюка.
3.23.5. Поднимать или подтаскивать груз при косом натяжении грузовых канатов крана или шкентеля лебедки.
3.23.6. Поднимать груз, когда на его поверхности находится другой груз или предметы, не обжатые стропами или не закрепленные.
3.23.7. Поднимать примерзший груз или зажатый другими грузами.
3.23.8. Освобождать крюком крана защемленные стропа и другие съемные ГЗП.
3.23.9. Поднимать (опускать) груз на железнодорожные платформы и в полувагоны, если там находятся люди.
3.24. Сигнальщик обязан прекратить подачу команд крановщику и прекратить работу крана в случаях застропки (отстропки) грузов с участием людей при скорости ветра более 15 м/с, если в паспорте не указана меньшая величина, при плохой видимости крановщика (недостаточная освещенность, сильный снегопад, ливневый дождь, туман), когда крановщик плохо различает подаваемые ему сигналы или перемещаемый груз.
3.25. Запрещается сигнальщику во время производства работы отвлекаться и заниматься посторонними разговорами.
3.26. Сигнальщик имеет право покидать рабочее место только с разрешения производителя работ или бригадира, который на период его ухода должен назначать другого сигнальщика или остановить работу ПТО.
3.27. Передавая свои обязанности, сигнальщик должен передать отличительный жилет оранжевого цвета вновь назначенному сигнальщику и разъяснить ему условия и особенности работы с учетом мер безопасности в присутствии производителя работ или бригадира.
3.28. Не допускается подача команд голосом без средств радиотелефонной связи или сигналами неустановленной формы (см. приложение 1), за исключением команды «СТОП», которая должна исполняться машинистом (крановщиком, водителем) ПТО немедленно, независимо от того, как и кем она подана.
3.29. На судах с подпалубным пространством, недостаточным для укрытия погрузчика, сигнальщик обязан убедиться, что последний находится на расстоянии не менее 5 м от места опускания или подъема груза, а водитель находятся в безопасном месте (укрытии).
3.30. При выгрузке грузов грейфером и одновременной работе людей в грузовых помещениях судов сигнальщик обязан не допускать нахождения людей ближе 10 м от раскрытых челюстей грейфера.
3.31. Перед подачей грейфера в трюм сигнальщик обязан предупредить трюмное звено об опасности и, убедившись, что все ушли на безопасное расстояние, дать команду на опускание грейфера в трюм (твиндек).
4. Требования безопасности в аварийных ситуациях
В аварийных ситуациях сигнальщик обязан действовать в соответствии с требованиями разделов 4 Инструкции N 1 по охране труда для ДМ и Инструкции N 2 по охране труда для ДМ-стропальщика.
5. Требования безопасности по окончании работы
5.1 Сигнальщик обязан произвести уборку рабочего места, технологической оснастки.
5.2. О выполненной paбoте, замеченных недостатках в процессе работы сигнальщик должен сообщить производителю работ или бригадиру.
За невыполнение данной Инструкции сигнальщик несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.
СИСТЕМА СИГНАЛИЗАЦИИ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ РАБОТ
ПО ПЕРЕМЕЩЕНИЮ ГРУЗОВ ПТО
1. «ОСТАНОВИТЬ» (быстрая остановка всех движений груза): руку быстро поднять вверх с наклоном вперед, ладонью в сторону крановщика (рис.1).
3. «ОПУСТИТЬ МЕДЛЕННО»: правая рука находится в горизонтальном положении ладонью вниз. Кистью руки производить движение сверху вниз (рис.3).
4. «ОПУСТИТЬ БЫСТРО»: правая рука находится в горизонтальном положении ладонью вниз. Всей рукой производить движение сверху вниз (рис.4).
5. «ГРУЗ ВЛЕВО» или «ГРУЗ ВПРАВО»: рука правая или левая в горизонтальном положении, полусогнута в локте, ладонью наружу. Рукой до локтя производить движения в сторону перемещения груза (рис.5 и 6).
Примечание. Независимо от положения сигнальщика (лицом или спиной к крану) крановщик обязан перемещать груз в сторону, указываемую движением руки.
6. «ГРУЗ ВПЕРЕД» или «ГРУЗ НАЗАД»: правая рука полусогнута в локте перед собой, ладонью в сторону движения груза. Рукой до локтя производить движения в сторону необходимого перемещения груза (рис.7 и 8).
Примечание. Независимо от положения сигнальщика (лицом или спиной к крану) крановщик обязан перемещать груз в сторону, указываемую движением руки.
7. «ЗАКРЫТЬ ГРЕЙФЕР», «ЗАКРЫТЬ СПРЕДЕР»: обе руки полусогнуты в локтях, опущены вниз, ладонями внутрь. Обеими руками производить движения вовнутрь (рис.9).
8. «ОТКРЫТЬ ГРЕЙФЕР», «ОТКРЫТЬ СПРЕДЕР»: обе руки полусогнуты в локтях, опущены вниз, ладонями наружу. Обеими руками производить движения наружу (рис.10).
9. «ПРЕКРАЩАЮ КОМАНДУ»: обе руки подняты вверх. Ладонями рук произвести движение в сторону дальнейшего перемещения груза и резко опустить руки вниз (рис.11).
10. «ОСТОРОЖНО»: кисти рук обращены ладонями одна к другой на небольшом расстоянии, руки при этом подняты вверх (рис.12).