в какую сторону надо заводить механические часы
Инструкция: Как заводить механические часы и как заводить часы с автоподзаводом
В видео и текстовой инструкции мы подробно расскажем о тот, как правильно заводить механические часы.
Перед тем, как заводить часы, советуем ознакомиться с инструкцией, к ним прилагающейся. В ней должны быть прописаны некоторые рекомендации по поводу того, как заводить механические часы. Дело в том, что у каждой модели/бренда есть свои особенности.
Общие рекомендации:
Механические часы подразделяются на: механические часы с ручным заводом и механические часы с автоподзаводом.
Как заводить механические часы?
Изначально они заводятся на 35-40 оборотов. Современные механизмы сделаны таким образом, что часы «перезавести» невозможно. Но это не значит, что крутить заводную головку можно до фанатизма. При полном заводе они проработают 36-40 часов в зависимости от механизма.
Как заводить часы с автоподзаводом?
При постоянном ношении часы подзаводятся с помощью ротора.
Механические часы с автоподзаводом при первом использовании или после длительного перерыва в эксплуатации необходимо завести примерно на 8-10 оборотов*, вращая заводную головку по часовой стрелке. При подзаводе часов вручную не следует делать более 20 оборотов.
*Некоторые производители делают механизмы, которые заводятся только от движения, например, Orient.
Как правильно заводить часы: полный гид
В продолжение серии публикаций о часовых терминах и рекомендациях по уходу и эксплуатации блог AllTime.ru публикует материал о том, как правильно заводить часы, кому нужно это делать и что еще умеет делать заводная коронка.
Какие часы нужно заводить?
Заводить вручную нужно только механические часы, так как в отсутствие каких-либо иных источников питания их детали движутся только тогда, когда им даёт импульс туго закрученная пружина. Она постепенно раскручивается, импульс ослабевает и в конце концов часы останавливаются. Не работает механизм – неподвижны стрелки.
Раньше часы заводили специальным ключом, сегодня его функцию выполняет заводная коронка, в большинстве моделей аккуратно торчащая сбоку на корпусе часов. На карманных часах она чаще всего располагалась сверху, а сегодня помимо этих двух положений встречается еще расположение наискось.
Зачем часам нужен завод?
Завод современного механизма пружинных часов работает по принципу противовеса. Простейшее его воплощение – существующие еще в древности колёсные часы. В них на горизонтальный вал наматывалась веревка, к концу которой была привязана гиря. Под действием силы тяжести гиря стремилась вниз, тянула веревку, а веревка соответственно приводила в движение вал. В свою очередь вал, вращаясь, заставлял двигаться прикрепленную к нему под углом 90 градусов палку – она исполняла роль стрелки.
В современных часах двигательную силу десяткам соединенных между собой деталей механизма даёт спиральная пружина. В состоянии максимального завода она туго закручена, а раскручиваясь, воздействует на зубчатый барабан. Через систему зубцов и шестерёнок он приводит в движение весь механизм.
кварцевые и электронные часы, работающие от батарейки или другого вида электрической зарядки, обладающие элементами преобразования и накопления энергии солнечного света, в ручном заводе не нуждаются.
Как правильно заводить часы?
Крутить заводную головку в направлении “по часовой стрелке”, то есть по ходу её движения или “вперед”. Рекомендуется иногда делать легкое вращение назад, против часовой стрелки, но не резко и не полный оборот. Это поможет более равномерно распределить смазку, при этом не допустив поломки.
Вращать заводную головку надо равномерно, не слишком быстро, ощущая степень натяжения пружины пальцами. Как только головка начинает идти туго или слышатся лёгкие щелчки – вы полностью завели пружину. Для этого нужно в среднем не более 20 оборотов.
Признаки, что часы нужно показать мастеру:
• коронка стала вращаться слишком туго. Возможно, загустела смазка и её нужно обновить;
• коронка вращается слишком легко, а у хода стрелок появился несвойственный им раньше люфт, они словно “скачут”. Это может означать, что ослабело крепление стрелки.
Заводить часы нужно, сняв их с руки, чтобы вращение коронки было равномерным: положение стержня, воздействующего на пружину, должно соответствовать норме, так как в механических часах взаимное положение каждой детали жизненно важно.
Функции заводной коронки
У заводной коронки есть несколько функций, которые реализуются в разных положениях. В стандартном положении она служит для завода механизма. В часах, предназначенных для погружений или просто с высокой степенью герметичности корпуса, она может быть на резьбе и для того, чтобы завести пружину или воспользоваться другими функциями, коронку нужно сначала раскрутить.
Для управления стрелками, чтобы установить точное время или если часы останавливались, коронку вытаскивают. В часах с календарём у неё есть и третье, чаще всего промежуточное или среднее положение, когда коронка вытащена как бы наполовину.
Настройка календаря
При наличии календаря и необходимости подвести время часовую стрелку можно двигать только вперед. Если прокрутить её назад и сделать больше одного оборота (больше 12 часов), это может привести к поломке механизма календаря.
Возможность менять дату без вращения часовой стрелки есть не во всех моделях. Там, где она есть, для этого предназначено отдельное положение заводной коронки. Менять дату лучше всего в положении, когда часовая и минутная стрелки находятся в районе 6 часов, тогда механизм в безопасности. Если же положение стрелок близко к естественной смене суток, то есть к 12 часам, ручная смена даты тоже может привести к поломке.
Важно:
избегайте класть часы на заводную коронку, это не очень хорошо для механизма. Если из-за характеристик ремешка или браслета часы неудобно класть циферблатом вверх, лучше положить их “на другой бок” или даже на стекло (стеклом вниз). Делать это, конечно, стоит на ровной или мягкой поверхности и хорошо, если стекло защищает выступающий безель.
Также подвести дату при отставании на несколько дней можно, либо последовательно прокрутив часовую стрелку на несколько суток, либо воспользовавшись особенностями механизма. В таком случае нужно строго следовать инструкции.
В ряде моделей перескакивать на следующие сутки можно, проворачивая часовую стрелку в положении от 12 часов назад до 8 часов и снова до 12, когда послышится щелчок смены даты. Еще один вариант – проход стрелки вперед и назад между 10 и 2 часами.
На колесе календаря нужно выставить предыдущую от нужной вам даты, а потом докрутить до следующего дня и текущего времени, управляя уже часовой стрелкой.
Нужно ли заводить часы с автоподзаводом?
Избавить владельца от необходимости ручного завода мастера стремились ещё в XVIII веке, а уже в 1931 году Rolex выпустили первую модель наручных часов с автоматическим заводом.
Принцип работы такого механизма подробно описан в материале блога AllTime.ru о достоинствах и недостатках автоподзавода. Важно, что такие часы, находясь на руке (или в специальном вращающемся устройстве, виндере), “идут” всегда, поэтому заводить их вручную нет необходимости. Разве что, в случае если вы носите часы не каждый день, они все же могут остановиться, тогда их нужно будет только подвести и снова надеть. Сразу же заработает автоматический подзавод.
При малоподвижной носке часов, например, если вы работаете за компьютером и почти не двигаете запястьем, часы с автоподзаводом могут быстро останавливаться после того, как вы их снимете.
Как часто это нужно делать?
Даже если ваша модель часов идёт до 48 часов на одном заводе пружины, для большей точности работы механизма рекомендуется эксплуатировать часы в состоянии полного или близкого к полному завода. Поэтому самый распространенный совет – заводить часы ежедневно в одно и то же время. Попутно их можно подвести в случае, если вы заметили небольшое отклонение текущего времени.
Часы, которые вы не носите или носите очень редко, стоит заводить минимум один раз в месяц, чтобы смазка деталей механизма не застывала. Как и любому другому механизму – чаще всего используется аналогия с автомобильным двигателем, – часовому, чтобы дольше сохранять работоспособность, нужно функционировать.
Как правильно заводить механические часы
Автор: shultzie · Опубликовано 15.09.2019 · Обновлено 24.02.2021
Заводная пружина – единственный источник энергии, приводящий в движение часовой механизм. Любые механические часы, независимо от типа, способны работать только при заведенной заводной пружине. Запас хода механизмов с ручным заводом обычно составляет от 40 до 48 часов. Владелец таких часов должен регулярно заводить их вращением заводной головки. Многих людей привлекает своеобразная «магия» общения с механикой, хотя кварцевые часы, работающие от батарейки, несомненно, более пунктуальны и практичны.
Заводить механические часы несложно, однако необходимо соблюдать определенные правила.
Как заводить часы с ручным заводом
Прежде всего, никогда не заводите часы, когда они надеты на запястье. Всегда снимайте их и держите в одной руке, а другой крутите головку.
Дело в том, что при подзаводе часов в надетом состоянии вы невольно тянете головку вверх, создавая нежелательное давление на заводной вал – довольно уязвимую деталь, которую легко погнуть.
Убедитесь, что головка находится в нулевом положении (прижата к корпусу).
Часы, рассчитанные для погружений в воду, нередко оснащаются завинчивающейся заводной головкой. Чтобы завести пружину, вам придется сначала раскрутить головку, а после завода вернуть ее в прежнее положение.
Заводить часы следует ежедневно в одно и то же время. Благодаря этому пружина будет поддерживаться в состоянии полного или близкого к полному завода, что способствует максимальной точности работы механизма.
Если заводная головка слишком маленькая, и крутить ее неудобно, то в этом случае целесообразно приобрести специальное приспособление для подзавода.
Как заводить автоматические часы
Благодаря системе автоподзавода автоматические механизмы заводятся самостоятельно во время ношения часов. Заводить «автомат» вручную не рекомендуется, поскольку это с большой вероятностью приведет к преждевременному износу механизма. Исключение – случаи, когда часы долго не носились и их необходимо запустить. Обычно советуют повернуть заводную головку на 10-15 оборотов, после чего установить время и календарь (если имеется) и надеть часы на запястье.
Однако не все автоматические калибры поддерживают ручной подзавод. Многие модели бюджетного сегмента запускаются только с помощью автоподзавода, для чего их нужно покачать в руках в течение 30 секунд.
В качестве альтернативы частым запускам «автомата» при нерегулярном ношении можно рассмотреть покупку виндера – специального футляра, совмещающего в себе механизм автоподзавода и шкатулку для хранения часов.
Часы с автоподзаводом: как заводить, как работают, как пользоваться
Что такое автоподзавод?
Чтобы выполнить работу, необходимо затратить энергию. Вот, допустим, вы, дай вам Бог здоровья, крутя ручку ворота, поднимаете из колодца ведро воды. При этом вы расходуете энергию, накопленную в вашем организме благодаря трехразовому питанию, а также дыханию и еще чему-то. А когда ту же работу делает бензиновый или дизельный «движок», он использует энергию сгорающего топлива.
Итак, вы завели часы. Они будут идти до тех пор, пока не раскрутится до «нуля» заводная пружина. Конечно, до такого состояния обычно не доводят: если полного натяжения пружины хватает, например, на двое суток, то рекомендуется взводить ее вдвое чаще, т.е. раз в сутки. Да, некоторая морока. И на помощь приходит изобретение, сделанное одним из выдающихся часовых мастеров прошлого – Авраамом-Луи Перреле, коллегой, соратником и, заодно, полным тезкой прославленного Бреге. Это изобретение – автоподзавод.
Механические часы с автоподзаводом отличаются от часов с ручным заводом тем, что не нуждаются в регулярной операции вращения заводной головки. Возможность ручного завода в них предусмотрена, но если вы постоянно, с не слишком большими перерывами, носите автоматические часы на руке, то они и подзаряжаются тоже автоматически. Подзавод происходит в результате движений вашей руки, а значит, первичным источником энергии служит опять же ваш организм.
Как работает автоподзавод в механических часах
Принцип действия автоподзавода в часах гениально прост. Часовой механизм в них дополнен системой, в которой главный элемент – так называемый ротор. Обычно он имеет форму сектора, крепится на оси по центру механизма, а центр тяжести имеет максимально смещенный к периферии. Эту периферийную часть делают как можно более тяжелой, выполняют ее из вольфрама, иногда из золота, всемерно увеличивая момент инерции. При движении руки с такими часами ротор, под воздействием инерционных сил, колеблется на своей оси. Эти колебания, через соответствующую передачу, увеличивают натяжение заводной пружины.
Вот и все, принцип работы несложен. Другое дело, что конструктивно непроста его реализация. До настоящего времени основным типом автоподзавода является представленный Авраамом-Луи Перреле в 1777 году (скоро будем отмечать 250-летие). Швейцарская часовая компания имени изобретателя, Perellet, тоже на плаву, причем, стремясь быть в авангарде всего, что связано с автоподзаводом, в некоторых моделях она применяет сразу два ротора – один сзади (его видно через прозрачную заднюю крышку), другой спереди, над циферблатом.
За упомянутые почти два с половиной века придуман ряд разновидностей системы автоподзавода: двусторонняя, у которой подзавод работает при колебаниях ротора в обе стороны (у Перреле – лишь в одну, обратный ход холостой); система Пеллатона; системы с микроротором; встречаются инерционные линейные грузы, двигающиеся по направляющим. Однако главный принцип работы автоподзавода всё тот же: двигающийся по инерции груз добавляет заводной пружине натяжения.
Заметим, что во времена Перреле наручных часов не было. А карманные приходилось брать в руку и «качать». И еще заметим, что в наше время для автоподзавода есть шкатулки с электромоторчиками: вы ставите свои часы в предназначенные для них гнезда, включаете устройство, оно вращает часы по заданной программе, обеспечивая их подзавод. Вещь, полезная, если у вас несколько часов (не можете же вы носить их все вместе) или если вы долго не надеваете часы на руку. Да и для интерьера такая шкатулка – украшение.
Точность хода
Иногда возникает вопрос: какие из механических часов ходят точнее, с автоподзаводом или без. Ну, в общем-то, разница очень невелика. Но все-таки при некоторых условиях она есть. Дело в том, что при совсем малом натяжении заводной пружины часы начинают отставать. Это и понятно: ведь в предельном случае, когда пружина ослабла до нуля, часы останавливаются совсем. То есть отстают на 24 часа за сутки… Правда, изобретены так называемые устройства постоянной силы, которые обеспечивают равномерный ход часов вплоть до полной остановки, но они применяются лишь в некоторых элитных и, соответственно, дорогих моделях.
Именно по причине замедления хода при существенном ослаблении пружины и рекомендуется заводить часы на половине заявленного запаса хода. Если измерить погрешность хода часов равного класса с ручным заводом и с автоподзаводом при диапазоне запаса хода от полного до половинного, то разницу обнаружить не удастся. А вот при остатке меньше половины она станет проявляться, и чем дальше, тем больше. И здесь у автоматических часов есть преимущество: они, при регулярном пребывании на запястье, гораздо реже теряют более половины запаса хода, ибо подзаводятся практически постоянно.
Как правильно заводить механические часы с автоподзаводом
Во-первых, можно ли заводить часы с автоподзаводом вручную? Ответ: конечно, можно! Представьте себе: вы неделю-другую подержали свои автоматические часы на тумбочке. Естественно, они остановились. Ой, как долго придется вам трясти часы в надежде завести их ротором… Да и вряд ли вообще удастся сделать это эффективно. Поэтому крутить заводную головку часов с автоподзаводом, если они стоят, можно и нужно.
Вопрос – как это делать? Ответ: ровно так же, как вы заводили бы часы без автоподзавода. Вращайте заводную головку «от себя», т.е. по часовой стрелке (если смотреть на головку со стороны ее торца). Внимательно слушайте: если уловите приглушенные щелчки – хватит, пружина заведена полностью. Как правило, для этого достаточно 15–20 оборотов.
Как пользоваться с часами с автоподзаводом
Да точно так же, как часами без автоподзавода! Главное – бережно. И полезно не забывать о ТО – техническом обслуживании. Все механические часы – сложная и нежная конструкция, периодически нуждающаяся в таких действиях, как чистка, регулировка, замена смазки. Про часы с автоподзаводом можно сказать, что они, при прочих равных, требуют подобного ухода даже в большей мере, чем часы с ручным заводом, ибо модели-автоматы сложнее – ровно на ту самую систему автоподзавода.
Спешат или отстают: что делать?
Велико искушение отрегулировать часы самостоятельно. Но категорический совет: несите в ремонт! В мастерских работают специалисты, располагающие знаниями, опытом и необходимыми инструментами, которых у вас, скорее всего, нет. О наиболее вероятной причине снижения точности хода мы уже сказали: пора на ТО! В механизме много трущихся деталей, соответственно они нуждаются в смазке. Масло со временем загустевает, да и попадание пыли, грязи не исключено. Все это приводит к притормаживанию баланса, а в сильно запущенных случаях – к полной остановке или поломке. Если у вас есть автомобиль, вы же периодически приезжаете на сервис? Вот и с часами так же. Независимо от того, попроще они или посложнее, с ручным заводом или с автоподзаводом.
Как заводить часы: советы и рекомендации специалистов
Для того чтобы на циферблате было точное время, важно знать, как заводить часы. Механические часы при правильном уходе никогда не подведут пунктуального владельца.
Число оборотов заводной головки, регулярность завода и некоторые тонкости обращения с механизмом часов вы узнаете из нашей статьи. Следуйте простым советам, и вы всегда сможете ответить на вопрос «Сколько время?».
Основной принцип завода часов
Процедура завода часов не столь проста, как может показаться. Она должна максимально оптимизировать работу заводного барабана — самого важного механизма хронометра. Некоторые ошибочно полагают, что для этого достаточно немного покрутить колесико, и часы будут работать с максимальной точностью. Заводной барабан — это достаточно сложный узел, влияющий не только на точность хода, но и на долговечность хронометра.
Изначально был лишь один способ заводить часы — с помощью специального ключа. Сегодня с распространением наручных хронометров функцию данного приспособления выполняет заводная коронка. На первых карманных часах она обычно размещалась сверху, на современных моделях данный элемент, как правило, располагается сбоку по горизонтали либо под углом.
Механизм завода современных пружинных часов основывается на принципе противовеса. В простейшем виде это реализовали еще в древние времена. Применявшиеся тогда колесные часы имели горизонтальный вал, на который наматывалась веревка с привязанной на конце гирей. Последняя под действием силы тяжести тянула веревку вниз и тем самым раскручивала вал, который в свою очередь приводил в движение прикрепленную к нему перпендикулярно палку, игравшую роль часовой стрелки.
Современные часовые механизмы состоят из множества взаимодействующих друг с другом деталей, которые приводит в действие спиральная пружина. В заведенном состоянии она максимально закручена, после чего начинает постепенно раскручиваться, воздействуя на зубчатый барабан. Тот в свою очередь передает движение всему остальному механизму через систему шестеренок и зубцов.
Как правильно заводить часы
Крайне важно предварительно снять наручные часы с запястья. Это связано с расположением заводного вала, который идет от головки к зубчатому барабану. В большинстве случаев данный элемент находится у положения «10 часов» и пронизывает фактически весь часовой механизм.
Не снимая часы в процессе завода, вы постепенно расшатаете заводной вал, что неблагоприятно скажется на работе хронометра. В какой-то момент вал выйдет из удерживающих его пазов либо вовсе переломится.
Наконец, вращая головку на надетых часах, вы невольно производите вертикальные движения, которые легко могут сорвать резьбу. Поэтому, перед тем как заводить механические часы, необходимо снять их с руки и убедиться, что головка находится в режиме завода.
Современные наручные хронометры имеют не только 2 основных режима завода, но также дополнительно позволяют корректировать различные параметры встроенного календаря.
Завод осуществляется путем вращения головки по часовой стрелке. В некоторых случаях рекомендуют плавно делать неполный оборот в обратном направлении для равномерного распределения смазки в механизме, не допуская выхода его из строя.
Само вращение должно быть также плавным и не слишком быстрым. В процессе вы должны ощущать натяжение пружины. Остановиться следует, когда головка уже вращается с трудом либо вращение сопровождается легкими щелчками. Пружина в данном случае полностью закручена. Как правило, для этого требуется сделать не более 20 оборотов.
В процессе вращения головки происходит наматывание ходовой пружины на ось заводного барабана. Для того чтобы пружина наматывалась максимально ровно, вращать головку следует плавно. Ровность намотки обеспечит равномерную тягу, а значит, и точный ход часов. Именно эта равномерность и постоянно действующее усилие придают работе любого хронометра необходимую точность.
Советы от специалистов о том, как завести часы, чтобы они не отставали
В современных моделях хронометров имеется защита от «перезавода», при котором пружина может оторваться. Несмотря на это, рекомендуется все же не заводить часы до предела и не подвергать механизм риску выхода из строя.
Заводная пружина испытывает периодическое напряженное состояние с большими перепадами, что влияет на точность работы хронометра. При этом амплитуда полуколебаний балансового колеса изменяется от 110 до 330 градусов. Часы с встроенным динамометром, показывающим момент силы ходовой пружины, и с индикатором запаса ее хода стоят намного дороже обычного аксессуара для отсчета времени.
Многие хронометры могут работать на одном заводе до двух суток. И все же рекомендуется заводить часы каждый день примерно в одно время, чтобы использовать их в полностью или почти полностью заведенном состоянии. Так вы обеспечите максимальную точность хода механизма. В пределах суток часы можно также подводить, если замечено незначительное расхождение текущего времени.
Как часто заводить часы, если те эксплуатируются редко или не используются вовсе? Рекомендуется выполнять эту процедуру хотя бы раз в месяц, дабы не давать смазочному составу внутри механизма застывать. Здесь можно провести аналогию с двигателем внутреннего сгорания: чтобы автомобиль дольше функционировал, им нужно чаще пользоваться. То же самое и с часами.
Тонкости настройки механических часов
Помимо собственно завода часов, коронка обладает и некоторыми другими функциями в зависимости от ее положения. В стандартном режиме она просто заводит часы. Если хронометр имеет высокогерметичный корпус (например, для глубоководных погружений), для завода механизма или иных манипуляций необходимо сначала раскрутить коронку, ибо она может иметь резьбовое соединение.
Установка точного времени выполняется после полного выдвижения заводной коронки, которая также может выдвигаться наполовину, если часы снабжены календарем. В таком промежуточном положении устанавливается дата.
Если снятые с руки часы можно положить лишь набок, не рекомендуется это делать на сторону, где размещена заводная коронка, так как механизм может повредиться. В крайнем случае, расположите аксессуар циферблатом вниз при наличии такой возможности. Но важно, чтобы поверхность была ровной и мягкой, а стекло защищено выступающим безелем.
Переводить часовую стрелку для регулировки даты на механических часах со встроенным календарем допускается только по ходу этой стрелки. Обратная прокрутка более чем на один оборот (12-часовой интервал) способна повредить календарный механизм.
Устанавливать дату, не вращая часовую стрелку, можно на некоторых моделях часов. В таких случаях заводная коронка имеет промежуточное среднее положение при выдвижении. Желательно производить смену даты при нахождении обеих стрелок в позиции около 6 часов. При данной конфигурации механизм наиболее защищен от поломок. Чем ближе стрелки к 12 часам (то есть, к позиции, когда происходит смена суток), тем выше риск выхода из строя.
Корректировка даты сразу на несколько дней возможна либо прокручиванием часовой стрелки на соответствующее количество оборотов вперед, либо использованием дополнительного функционала. С последним следует ознакомиться в инструкции к часам.
Например, в некоторые модели встроена возможность изменения даты на сутки вперед путем обратного прокручивания часовой стрелки с позиции 12 на позицию 8 и затем возврата в исходное положение. Возникший по завершению операции щелчок будет сигнализировать об изменении календарного дня. В иных случаях дата меняется при проходе стрелки от положения на 10 часов к положению на 2 часа и обратно.
Возможен и такой вариант. Устанавливаете на календаре число, предыдущее от требуемого, а затем часовой стрелкой докручиваете до нужной даты.
Завод часов с автоподзаводом
Столь дорогим аксессуаром нужно пользоваться ежедневно, а не просто хранить его в качестве декора. Иначе прибор быстро придет в негодность. Восстановление же работоспособности таких часов будет проблематичным.
Сколько раз заводить часы, снабженные функцией автоподзавода? И каким образом это правильно делать? Все зависит от владельца данного аксессуара:
Если человек довольно энергичен, при общении активно жестикулирует, а при ходьбе имеет привычку размахивать руками, про периодический завод наручных часов можно забыть. Хронометры данного типа снабжены инерционным ротором, который срабатывает от движения рук.
Малоподвижным владельцам, наоборот, следует периодически двигать рукой с часами или же пользоваться заранее приобретенным специальным устройством, сохраняющим часы в рабочем состоянии.
Людям, ведущим активный образ жизни, в том числе спортсменам, в процессе тренировок и во время наибольшей активности желательно снимать с руки аксессуар. Большая нагрузка на часы может вывести их из строя.
Часто встречается такой вопрос: можно ли вручную заводить хронометр, если он снабжен функцией автоподзавода? Ответ даст сама конструкция часов. На них имеется заводная коронка, следовательно, заводить вручную можно, а иногда и нужно.
Чтобы завести ручные часы с автоподзаводом, не повредив их механизм, следует выполнить ряд последовательных действий.
В первую очередь нужно снять хронометр с руки. Риск выхода из строя заводной головки в этом случае будет минимальным. Далее проверьте правильность положения коронки — она должна быть плотно зафиксированной либо закрученной до упора, если часы водонепроницаемые.
Затем необходимо вращать головку по часовой стрелке до тех пор, пока не начнет ощущаться малейшее сопротивление. На сколько заводят часы обычно, чтобы не повредилась пружина и в то же время чтобы завод был полным? Как правило, для этого хватает 25-35 оборотов заводной коронки.
Вращение нужно производить исключительно по часовой стрелке. В моделях с автоподзаводом это единственный допустимый вариант. Если время установлено с опережением, ни в коем случае не переводите стрелки в обратную сторону! Обратное вращение головки в процессе завода является одной из самых часто встречаемых причин поломки часов.
Уход за механическими часами
Почему часы могут остановиться? Помимо собственно исчерпания завода, чаще всего причина банальна — аксессуар засорился. Механизм не полностью герметичен, и со временем мелкие его детали покрываются пылью, препятствующей точному ходу часов. По этой причине прибор каждые 2-3 года нуждается в чистке. Проще всего отдать часы в ремонтную мастерскую, но очистку провести можно и своими силами.
Кроме того, на работу часов неизбежно влияет земное притяжение. Принято считать, что в норме часовые стрелки замедляют свой ход на 20-30 секунд каждые сутки. Для минимизации этой погрешности существует специальный узел, называемый турбийоном. Как правило, им комплектуются элитные модели хронометров.
Часы с турбийоном одно время считались поистине вершиной часового мастерства. Их сравнивали даже с искусными ювелирными изделиями, ведь встроенный в хронометр маленький механизм вступал в борьбу с самой могущественной силой на Земле — гравитацией. Но даже с использованием турбийона полностью победить земное притяжение не удалось. Самые точные изделия давали суточную погрешность до 5 секунд.
И напоследок важное замечание. Ни при каких обстоятельствах не подносите механические часы к магниту! Взаимодействуя с ним, они окончательно выйдут из строя и станут неремонтопригодными.