в какую сторону поворачиваются мусульмане во время молитвы
Ещё на заре Ислама мусульмане совершали утром и вечером по два ракаата намаза. Они молились, совершая поклоны в сторону Байт аль-Мукаддаса до того момента, когда Аллах повелел мусульманам совершать пять намазов каждый день. После утверждения пятикратного намаза все стали молиться в сторону Байт аль-Мукаддаса через Каабу, то есть она была в качестве киблы. Хотя киблой был Байт аль-Мукаддас, почёт к Каабе (Байтуллах) Пророк (мир ему и благословение) продолжал проявлять.
По прибытии Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) со сподвижниками в Медину после хиджры Всевышний оставил ту же киблу. Когда Пророк (мир ему и благословение), совершая намаз, смотрел в сторону Байт аль-Мукаддаса, Кааба оказывалась за его спиной. Это очень угнетало Пророка (мир ему и благословение). Любовь Мухаммада (мир ему и благословение) к Каабе не проходила, и он желал, чтобы Господь сделал киблой её. Всевышний, видя надежду Посланника (мир ему и благословение), ниспослал аят об изменении киблы. Когда Пророк (мир ему и благословение) совершал обеденный намаз, после второго ракаата архангел Джабраил (мир ему) сообщил ему об изменении киблы. Пророк (мир ему и благословение) тут же повернулся в сторону Каабы и оставшиеся оба раката совершил уже в этом направлении.
Таким образом, в одном намазе применили две киблы, и была в этом мудрость.
То, что Всевышний для Пророка (мир ему и благословение) определил киблой Байт аль-Мукаддас, было сделано для успокоения сердец неверных, так как их киблой тоже было это направление. Таким образом были проверены сердца иудеев. Из-за зависти иудеи возгордились и стали злословить, говоря, что «Мухаммад (мир ему и благословение) соблюдает свою религию, а киблой пользуется – нашей».
Посланник (мир ему и благословение) понял их зависть и очень желал изменения киблы. И был приведён к желаемому – Аллах сделал ему киблой Каабу, как и было у предков. Когда Пророк (мир ему и благословение) в намазе повернулся в сторону Каабы, повернулись и все молившиеся за ним мусульмане.
Для лицемеров, и особенно для иудеев, это было тяжёлым ударом. Некоторые люди со слабым иманом засомневались в религии и впали в неверие. Но вера муминов ещё более укрепилась, и идущие за Посланником (мир ему и благословение) стали более достойными.
Изменение киблы неверные рассматривали как самостоятельное решение и ошибку Мухаммада (мир ему и благословение). В этом и было их лицемерие. Они открыто стали отрицать всё это, чтобы мусульмане засомневались. Они говорили, что умершие при старом направлении, при прежней кибле, получаются умершими в неверии. Наговаривали на Посланника (мир ему и благословение), что он впал в неверие, изменив действительную киблу. Говоря так, они замалчивали содержание Торы, потому что в ней были описаны признаки будущего пророка. После изучения этих признаков они должны были бы уверовать в Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Те же, кто из гордости не уверовали, знали о том что будет изменена кибла из той же Торы.
Определение киблы – направления на Каабу
Всевышний Аллах сказал:
Смысл: «Откуда бы ты ни вышел, обращай лицо в сторону Заветной мечети Мекки (Масджид аль-Харам). Где бы вы ни оказались, обращайте ваши лица в её сторону» (сура «аль-Бакара», 2:150).
Намаз необходимо совершить, повернувшись в сторону священной Каабы, которая находится в Заповедной мечети в городе Мекке. Все мусульмане во время исполнения намазов и некоторых других обрядов поклонения обращают свои лица именно в сторону Каабы. Направление на Каабу из любой точки Земного шара в Исламе имеет название Кибла. Ясно, что все эти направления сходятся над Каабой, подобно тому, как меридианы сходятся над полюсом.
В первые годы распространения Ислама Киблой являлся масджид аль-Акса (Кудс), находящийся в городе Иерусалиме. Изменение Киблы с Кудса на Мекку произошло спустя семнадцать месяцев после хиджры, в месяце Шабан 2 года хиджры, в соответствии со следующим кораническим откровением:
Смысл: «Мы видим поворачивание твоего лица по небу, и Мы обратим тебя к Кибле, которой ты будешь доволен. Поверни же свое лицо в сторону Запретной мечети. И где бы вы ни были, обращайте свои лица в ее сторону» (сура 2 «аль-Бакара», аят 144).
Каждая мечеть ориентирована и распланирована так, что все молящиеся обращены в сторону Каабы. На первых порах строительства мечетей к обеспечению Киблы приглашались звездочёты; позже и в настоящее время с этой задачей стали справляться архитекторы и др., правильно определяющие направление к Каабе.
В пределах небольшой площади, достаточно удалённой от Каабы (на территории России это может быть любой населённый пункт), расхождение направлений киблы мало, что позволяет распространять Киблу от мечети на ближайшие молитвенные комнаты и на прочие места для намаза методом параллельного переноса. В сложных случаях, а также в полевых условиях могут быть применены способы ориентирования по Солнцу или по компасу.
В настоящее время разработаны также много компьютерных программ, позволяющие определить киблу.
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Направление Киблы
Совершающий намаз человек, по возможности, должен повернуться в сторону киблы. Если Кааба видна, нужно уверенно повернуться в ее сторону; если находится далеко от Каабы, например, как мы, то повернуться нужно предположительно. И в обоих случаях нужно повернуться не в сторону Каабы, а к самой Каабе – точно в первом случае и предположительно во втором.
Человек, не способный повернуться к кибле из-за болезни, в отсутствие того, кто его повернул бы к ней, или человек, которого привязали к чему‐то, совершает намаз в таком же состоянии, но после возобновляет, совершая его лицом к кибле.
Совершать намаз в направлении киблы обязательно во всех намазах, за исключением:
1. «намаз в состоянии сильного страха». В таком состоянии не обязательно поворачиваться к кибле ни в фарз намазах, ни в желательных;
2. желательные намазы, совершаемые в сафаре.
Путнику дозволяется совершать желательные намазы верхом или пешком, повернувшись в ту сторону, куда он держит путь. И ему не разрешается повернуться в другую сторону, кроме как к кибле, потому что та сторона – это и есть для него кибла.
В хадисе, переданном от шейхов аль-Бухари и Муслима, говорится: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал намаз верхом на верблюде в пути, повернувшись туда, куда повернется его животное«, т.е. в сторону его конечной цели.
В другом их предании говорится: «Однако Он (мир ему и благословение Аллаха) не совершал верхом фарз намаз«.
И в хадисе, переданном аль-Бухари, приводится: «Когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) хотел совершить фарз, он спускался с животного и поворачивался к кибле«.
Путь должен быть дозволенным, а не просто дальним, и его конечная цель должна быть определена – вот условия, по которым в пути допускается не поворачиваться к Кибле.
Совершающему желательный намаз в пути в паланкине, если возможно повернуться к кибле во время всего намаза и выполнять поясные и земные поклоны, сделать это надо. Но а если невозможно, но получается без труда, например, животное стоит на месте, и получается на нем повернуться к кибле или же его повернуть, или животное на ходу и послушно, а у человека в руках поводья, то в этом случае он обязан повернуться к кибле только при вступлении в намаз, а поясной поклон он выполняет, кланяясь, а для земного поклона – кланяясь еще ниже.
Человек, путешествующий пешком, во время желательного намаза поясные и земные поклоны обязан выполнять, повернувшись к кибле; так же он должен повернуться к кибле при вступлении в намаз, следовательно, имеет право не делать этого при чтении «Ташахуда», «Аль-Фатихи» и «Салама». Эти арканы он выполняет при ходьбе.
Фарз намаз на верховом животном можно совершить, если оно не шевелится и если наездник выполняет и поясные, и земные поклоны на нём, повернувшись к кибле.
Но а если животное движется, фарз на нем совершать нельзя, так как ходьба животного считается ходьбой человека, потому что на нём можно сделать таваф (обход вокруг Каабы).
Совершать намаз на корабле, машине и т. д., то есть там, где можно спокойно выполнить все арканы намаза, можно, если механизмом управляет другой человек и он не свернёт с пути по направлении к кибле.
Тому, кто без труда может определить направление киблы, и нет для этого никакой преграды, например, человек находится в мечети «Аль-Харам» и из-за темноты или тумана ее не видно, нельзя доверяться другим относительно нахождения Каабы; также нельзя делать иджтихад, потому что ему легко узнать точное месторасположение Каабы.
Если нет возможности точно узнать, где кибла – человек находится вдали от мечети или не видно Каабы, то ему разрешается довериться тому, кто это знает точно, будь он раб или свободный, мужчина или женщина, за исключением нечестивца (фасик) и мумайиза (ребенок семи лет до совершеннолетия). Если же такого человека нет и есть возможность совершить иджтихад, так как человек может определить нахождение киблы по компасу, солнцу, луне или звездам, то ему не разрешается следовать за другим человеком, подобным ему, он обязан сделать иджтихад, и, самостоятельно определив нахождение киблы, совершить намаз. А если же времени намаза осталось мало, он совершает его в любую сторону, но потом возмещает. Этому человеку следовать за другим не допускается. Если даже он в иджтихаде замешкался из‐за мрака, тумана или туч, он совершает намаз, проявляя уважение ко времени намаза, повернувшись как придется, но потом возмещает.
Если человек не в силах делать иджтихад – не помнит признаки, по которым он определял направление, он обязан возобновить иджтихад для наступившего следующего намаза.
Человеку, не способному делать иджтихад и определить нахождение киблы по признакам из-за слепоты или неспособности узнать их, разрешается довериться человеку, который может это сделать, будь это раб или женщина, но не нечестивец и не мумайиз. И такой человек не обязан возмещать намазы, совершенные таким образом, но он обязан спрашивать у того человека направления киблы для каждого из намазов.
Если у человека есть возможность научиться определять направление киблы, он обязан это сделать, и следовать за другими ему не дозволительно. Если даже на это придется расходовать средства, предназначенные на хадж.
Если человек совершит намаз, выбрав направление к кибле по ижтихаду ошибочно, данный намаз следует возобновить, если его время не закончилось, и возместить, если времени не осталось. Но а если он это узнал, будучи в намазе, тогда надо начать заново.
Если при повторном ижтихаде определится другое направление киблы, следует совершать намаз уже в этом направлении; первый намаз возмещать не надо, так как ижтихад другим ижтихадом не нарушается. Разницы нет, когда ижтихад поменялся: будучи в намазе или после. Тем не менее, если совершить четырёхракаатный намаз, все ракааты на четыре стороны ижтихадом четыре раза, то и этот намаз засчитывается из-за упомянутой выше причины. Следовательно, если у человека, совершающего намаз, менялся ижтихад относительно направления киблы, то он повернётся в эту сторону и завершит намаз. Если же он поменяется после завершения намаза, то это не повлияет на совершённый намаз.
Но нужно учитывать, что ижтихад не делают из-за несущественных признаков, рассматриваются лишь веские причины, а не просто слова «я думаю», «мне кажется» и тому подобное.
Мухаммад Халиков
Преподаватель Дагестанского теологического института им. Саида-афанди
В поиске истинного пути, или как правильно определить направление Киблы
А что же будем определять? За помощью обратимся к Википедии:
Ки́бла (араб. قبلة ‒ «направление», «то, что находится напротив») ‒ в Исламе направление на Каабу, расположенную в Запретной мечети (Масджид аль-Харам, المسجد الحرام ) в городе Мекка (Саудовская Аравия), соблюдаемое во время совершения молитвы-намаза и исполнения ряда других ритуалов.
Кибла (ориентация) имеет важное значение при строительстве мечетей и других культовых сооружений во многих религиях, а также в повседневной жизни мусульман и служит символом единства всех мусульман.
В первые годы распространения Ислама (с 610 по 623 года) Киблой была мечеть аль-Акса, расположенная в Кудсе (Иерусалиме). Изменение Киблы с мечети аль-Акса (Кудс) на Запретную мечеть (Мекка) произошло спустя семнадцать месяцев после хиджры, и было сделано в ответ на высказывания мединских иудеев о том, что, дескать, пророк и мусульмане не знали, где находится Кибла и якобы они их научили этому.
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) молил Всевышнего Аллаха о том, чтобы Он указал мусульманам их Киблу для Ислама. И в месяце Шабан 2-го года хиджры Господь указал ему направление новой Киблы в соответствии со следующим кораническим откровением:
Мы видим, как ты [Мухаммад] многократно смотрел на небо [прося о том, чтобы направление совершения молитвы (Кибла) изменилось]. Можешь не сомневаться, Мы направим тебя в ту сторону, которой ты будешь доволен. Направь же свой лик в сторону Священной Мечети (в сторону Каабы). И где бы вы ни находились [на планете], направляйте свои лица [совершая молитву-намаз] именно в эту сторону.
Те, кому было дано Писание ранее [иудеи и христиане], знают, что это есть Истина от Господа. Всевышний не оставит без внимания ни малейшего их действия [Его бдительность относительно дел и поступков всех и вся непоколебима, все в Его ведении].*
Священный Коран, 2: 144
Вот некоторые хадисы, описывающие этот момент:
Мы молились с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, (в течение) шестнадцати или семнадцати месяцев повернувшись в сторону Иерусалима, после чего повернулись к Каабе.
Однажды, когда люди совершали утреннюю молитву в мечети, к ним пришёл один человек и сказал: «Воистину, Аллах ниспослал Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) Коран, в котором велел повернуться в сторону Каабы, так повернитесь же к ней». Они стояли лицом к Шаму и повернулись к Каабе.
хадис от Ибн Умара,
св. хадисов аль-Бухари и Муслима
Признание Киблы в направлении Каабы имело важное значение для мусульман, заявивших о себе не как о реформаторском движении, а как о самостоятельной религии с аравийской спецификой. В связи с этим одно из наименований, которое получила мусульманская община ‒ «люди Киблы и согласия [общины]» (араб. أهل القبلة والجماعة ‒ «ахлю-ль-Кибля ва-ль-джама’а»).
В повседневной жизни мусульманам очень важно знать направление Киблы также при совершении и некоторых других действий, не связанных с молитвой-намазом:
Захоронение мертвых
Умершего мусульманина кладут в могилу на правый бок лицом к Кибле.
Кааба является вашим направлением, живые вы или мертвые.
св. хадисов аль-Байхакъи, ат-Тахауи
Заклание животных
Заклание животных производят, положив их на левый бок и повернув головой в сторону Мекки.
Пророк порезал двух баранов в день праздника Ид. Когда их повернули, пророк сказал: «Я искренне обратил свой лик к Тому, Кто сотворил небеса и землю, и я не принадлежу к многобожникам!». В другом риваяте сказано: «Повернул баранов в сторону Киблы, при убое».
хадис от Джабира ибн Абдаллаха,
св. хадисов аль-Бухари
Сон и лежание
Обращаясь ко мне посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «О такой-то, когда захочешь лечь в постель, соверши такое же омовение, какое совершаешь перед намазом, ляг на правый бок и скажи: «Аллахумма инни асламту ваджхи илайка, ва фаввазту амри илайка ва алжаъту захри илайка, рагбатан ва рагбатан илайка ла малжаа ва ла малжаа минка илла илайка, аманту бикитабика ллази анзалта ва набийика ллази арсалта». (О мой Аллах, я направляю свое лицо к Тебе, я полагаюсь во всех своих делах на Твою волю, я опираюсь на Тебя, я надеюсь на Тебя, я боюсь Тебя, и мне некуда бежать от Тебя, кроме как к Тебе же Самому, я верю в Тобою посланного Пророка, и в ниспосланный Тобой Коран)».
хадис от Бары ибн ‘Азиба,
св. хадисов аль-Бухари и Муслима
Справление естественных нужд
Нежелательно отправлять естественные нужды лицом и спиной к Кибле.
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если кто-нибудь из вас станет справлять большую нужду (на открытом пространстве), пусть не обращается к кибле лицом и не поворачивается к ней спиной. Поворачивайтесь (лицом) к востоку или к западу».
хадис от Абу Айюба аль-Ансари,
св. хадисов аль-Бухари
Таким образом, вопрос правильного определения Киблы является для мусульманина чрезвычайно важным!
Попробуем разобраться в этом вопросе.
Всевышнему Аллаху (Господу миров, Творцу всего и вся, Богу) принадлежит и восток, и запад [если где-то вас подвергают религиозным гонениям, то помните, что молиться Всевышнему вы можете в любом чистом месте на всем земном пространстве]. Куда бы вы ни повернулись, там будет лик Его [Он не ограничен ни местом, ни временем]. Воистину, Аллах (Бог, Господь) безгранично Широк [Своей милостью] и Всезнающ.*
Священный Коран, 2: 115
В своём переводе смыслов Священного Корана известный в России мусульманский богослов Шамиль Аляутдинов так поясняет этот аят:
Мусульмане всего мира молятся в направлении Каабы, расположенной в городе Мекке, но это, безусловно, не говорит о том, что Всевышний находится там. Нет, Творец трансцендентен, да и планета наша ‒ песчинка среди галактик, сотворенных Им. Но всех мусульман мира, несмотря на то, что они разных культур, национальностей, живут в разных городах и государствах, думают и анализируют по-разному, говорят на разных языках, ‒ всех их объединяют общие духовные ценности, определенная форма совершения молитвы-намаза на арабском языке, соблюдение поста, действия хаджа (паломничества), направление во время совершения молитвы.
Тот, кто может видеть Каабу, при совершении молитвы должен смотреть на неё. А тот, кто не может видеть её, должен повернуться в её сторону, поскольку это всё, что в его силах, а Всевышний Аллах же возлагает на душу лишь то, что ей под силу. Например, для жителей Медины и к тем, чья территория расположена подобным образом, относится следующий хадис:
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «То, что (находится) между Востоком и Западом – (и есть) Кибла».
хадис от Абу Хурайры,
св. хадисов Ибн Маджы, аль-Хакима и ат-Тирмизи
Способы определения Киблы
→ Для путешествующих на транспорте
Для путешествующих на транспорте Киблой во время движения является направление движения транспорта.
Я видел, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) совершал молитву во время езды, (и он молился) в том направлении, в котором ехал.
хадис от Амира ибн Рабиа,
У аль-Бухари в тексте этого хадиса добавлено: «Он слегка наклонял свою голову». А у ат-Тирмизи к тексту добавлено следующее: «(Однако) он не поступал таким образом при совершении обязательных молитв».
→ При совершении молитвы-намаза в вынужденных условиях, болезни или опасности
При таких обстоятельствах, дозволяется молиться, не поворачиваясь в сторону Киблы, поскольку пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
Если я приказываю вам что-то сделать, то делайте то, что вы в силах (сделать).
св. хадисов аль-Бухари, Муслима, ат-Тирмизи и ан-Насаи
Также Всевышний Аллах в Священном Коране учит нас:
Если вы боитесь чего-то (опасаетесь за себя), то можете совершить [очередную обязательную молитву-намаз] идя пешком [если ситуация настолько неординарна, опасна, а время молитвы уже подходит к концу, то можете совершить её даже не останавливаясь, на ходу] или верхом [двигаясь на любом из наземных, подземных или воздушных видов транспорта, совершая молитву с оптимальной в существующих условиях и максимальной амплитудой движений в направлении движения транспорта. В последующем перечитывать совершенную таким образом обязательную молитву нет канонической необходимости]. Если же опасений нет, тогда упоминайте Всевышнего так, как Он научил вас тому, чего вы не знали [то есть совершайте молитву-намаз в обычном порядке, спокойно, полноценно, умиротворенно].*
Священный Коран, 2: 239
→ Во всех остальных случаях, когда человек не испытывает явных затруднений:
1) В современном мире высоких технологий для определения Киблы вы можете воспользоваться специальными программами, устанавливаемые на сотовый телефон, планшет или на ваш персональный компьютер; ( например, этой: Кибла-локатор (компас): Muslim Pro — программа позволяющая определенить направление Киблы)
2) Если вы находитесь в населённом пункте, где есть мечеть, то направление Киблы вам подскажет михраб ‒ полусферическая ниша в стене мечети (часто украшенная двумя колоннами и аркой), в которой имам совершает коллективную молитву. Расположение ковров и полос в мечетях также помогают правильно ориентироваться внутри мечети;
3) Если технических средств под рукой не оказалось, то можно высчитать направление в сторону Киблы с помощью географической карты, и, зная это направление, по компасу сориентироваться в той точке, где вы сейчас находитесь;
4) Если и компаса вдруг не окажется под рукой, то, зная направление на Киблу для той местности, где вы сейчас находитесь (например, для Центральной России Киблой является направление на юг) вы можете:
○ в дневное время определить стороны света:
‒ по тени в полдень
Стороны света легче всего определить в солнечную погоду в полдень. Нужно стать спиной к солнцу и тень, которую вы отбрасываете, укажет на Север в Северном полушарии и на Юг в Южном. В экваториальных областях полуденная тень полгода направлена на север (с 23 сентября по 21 марта), а полгода на юг (с 21 марта по 23 сентября).
‒ по солнцу и часам
В солнечную погоду стороны света можно определить при наличии часов. Для этого необходимо расположить часы так, чтобы часовая стрелка указывала на Солнце. Угол между часовой стрелкой и 12 часами разделить пополам, а линия, разделяющая этот угол, и будет указывать на Юг, причем Юг до 12 ч будет с правой стороны от Солнца, а после 12 ч с левой. Этот способ годится для определения направления днём, а именно с 6 часов утра и до 6 часов вечера.
Внимание! С наступлением весны многими странами, в том числе и Российской Федерацией, вводится летнее время и часы переводятся на час вперёд, поэтому полдень наступает в 13 часов дня, т.е. угол измеряется между часовой стрелкой и цифрой 1.
По состоянию на 01.01.2015г. время опять поменяли — теперь полдень высчитывается так же, как и было, ориентируясь на 12 часов.
На момент чтения статьи, пожалуйста, ориентируйтесь на текущее время, так как авторы могут не уследить за очередным изменением.
○ в ночное время:
‒ по Полярной звезде (если вы находитесь в северном полушарии)
I) Найти на небе созвездие Большой Медведицы (большой ковш).
II) Расстояние между двумя крайними звездами отложить пять раз по прямой в сторону созвездия Малой Медведицы (малый ковш). Отложенный отрезок совпадет с последней звездой в хвосте Малой Медведицы. Это и будет Полярная звезда, от которой мысленно провести отвесную линию к Земле. Это и будет направление на север.
‒ по созвездию Южного Креста (если вы находитесь в южном полушарии)
Созвездие Южный Крест состоит из четырех ярких звезд, взаимно расположенных в виде креста. Для более точного определения Юга пользуются прямой, проложенной через две звезды, расположенные слева от Южного Креста. Пересечение этой прямой и прямой, отложенной от Южного Креста и будет направлением на Юг.
5) И, наконец, если нет возможности определить направление Киблы, к примеру, из-за темноты или облачности, то, в начале, следует спросить того, кто знает об этом. Если вам некого спросить, то вы должны попробовать определить Киблу сами и совершить намаз, повернувшись в ту сторону, которая по вашему предположению и является Киблой.
В таком случае ваша молитва, иншаАллах, будет действительной, и вы не будете обязаны повторять её, даже если позже обнаружится, что совершили намаз в неправильном направлении. Если же выяснится, что вы совершаете намаз в неправильном направлении во время его исполнения, то вы должны повернуться в нужном направлении, не прерывая молитву.
Эти выводы основаны на следующих хадисах:
Однажды, когда люди совершали утреннюю молитву в мечети, к ним пришёл один человек и сказал: «Воистину, Аллах ниспослал Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) Коран, в котором велел повернуться в сторону Каабы, так повернитесь же к ней». Они стояли лицом к Шаму и повернулись к Каабе.
хадис от Ибн Умара,
св. хадисов аль-Бухари и Муслима
Однажды, когда мы с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) находились в походе, небо было закрыто тучами, поэтому, пытаясь определить Киблу, мы разошлись во мнениях (относительно Киблы), и каждый из нас совершил молитву в своем направлении (на Каабу). (Однако) каждый начертил перед собой линию, чтобы обозначить направление (совершённой молитвы). Утром мы посмотрели на небо и обнаружили, что совершили молитву не в сторону Киблы. Мы рассказали о случившемся Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), но он не велел нам повторить молитву и сказал: «Та молитва для вас достаточна».
св. хадисов ад-Даракутни, аль-Хакима,
аль-Байхаки, ат-Тирмизи, Ибн Маджы и ат-Табарани
Подводя итог, хочется напомнить ещё раз прочитать 115-й аят 2-й суры «Корова» Священного Корана, приведённый выше по тексту!
Не стоит излишне себя накручивать, если вам не удаётся точно определить Киблу, ведь главное сделать для этого всё от себя зависящее и совершить намаз с ниятом (намерением) его исполнения в сторону Киблы и, иншаАллах, ваш намаз в полной мере примется Всевышним Аллахом, Субханаху уа Та’аля. Главное ‒ не забывать его совершать.
Конечно же Вы догадались в процессе чтения, что статья не только в прямом смысле о Кибле…
Истинный, прямой путь, о котором говорится в Священном Коране и наставить на который просят Господа все мусульмане в каждом ракаате намаза, читая суру «аль-Фатиха», найти очень непросто, а ещё сложнее с него потом не свернуть.
Советую Вам для развития посмотреть очень интересные видео-ролики: «В поиске прямого пути» и «Верное руководство для прямого пути».
*С комментариями Ш. Аляутдинова
Если у Вас появилось желание поближе познакомиться с Исламом и познать его основу основ — Священный Коран, то рекомендуем прочитать его первый богословский перевод на русский язык, сделанный Ш. Аляутдиновым (» СВЯЩЕННЫЙ КОРАН СМЫСЛЫ. БОГОСЛОВСКИЙ ПЕРЕВОД»).
В издании представлен полный перевод Священного Корана, однако автор не претендует на то, что этим исчерпывает все смыслы Священного писания — вниманию читателей предлагается лишь то, что смог извлечь автор, проведя многолетнюю кропотливую работу с фундаментальными трудами мусульманских богословов и анализируя современность через многие десятки тысяч людских вопросов, на которые ему довелось ответить.
Наличие ритуальной чистоты при чтении данной книги не является обязательным (подробнее о том, почему это не является обязательным, читайте в 79-м аяте 56-й суры).