в какую сторону смотрят когда лгут
10 признаков того, что ваш собеседник лжёт
Как говорил герой одного популярного сериала — «лгут все» и в этом он был абсолютно прав. Лгут банкиры и нищие, родители и дети, преступники и полицейские, а больше всего лгут конечно, чиновники — можно сказать, это неотъемлемая часть их работы. Одни люди обманывают умело, другие лишь неуклюже пытаются скрыть истину, но так или иначе — лгут все. В некоторых случаях правда бывает гораздо причудливее простой, но лживой версии событий, поэтому прежде чем вывести предполагаемого лжеца на чистую воду, лучше убедиться, что он действительно водит вас за нос. Некоторые характерные особенности поведения лжецов вы найдёте в этой подборке.
1. Взгляд в пол или прямо в глаза
Если человек лжёт, как правило, он избегает смотреть в глаза, чтобы не выдать себя. Однако, некоторые лжецы напротив, стараются как можно чаще встречаться взглядами с собеседником. Прямой взгляд «глаза в глаза» всегда придаёт повествованию правдоподобность, чем успешно пользуются многие искушённые и опытные обманщики. Если при разговоре вам никак не удаётся поймать взгляд собеседника, а затем он сам начинает пристально и настойчиво смотреть в глаза, не стоит верить словам этого лицемера.
2. Пространная речь с длинными фразами
Лжецы склонны избегать прямых коротких фраз — чем длиннее монологи, тем неспешнее идёт беседа и у лгущего появляется больше времени, чтобы продумать дальнейшие фразы.
Весьма характерные для обманщиков вопросы вроде «Откуда ты взял эти сведения?» также используются для того, чтобы собеседник пустился в объяснения, дав лжецу возможность разработать другие шаги по дезинформации.
3. Позы и жесты
Язык тела гораздо правдивее речи — тот, кто способен виртуозно ввести собеседника в заблуждение, далеко не всегда может контролировать мельчайшие проявления своей неуверенности.
Если человек говорит очень убедительно, но при этом ёрзает на стуле, отворачивается от слушателя, постоянно скрещивает руки на груди или прикасается к своему лицу, полученную от него информацию лучше перепроверить.
4. Дополнительные подробности
Некоторые обманщики в разговоре любят упоминать различные подробности — по их мнению, благодаря множеству деталей лживые россказни становятся более правдоподобными.
Собеседники далеко не всегда считают историю с лихо закрученным сюжетом и обилием «лирических отступлений» истинной, так что подобный приём часто только снижает доверие к рассказчику, но лжецов это не останавливает.
5. «Лучшая защита — нападение»
Если при беседе со лжецом вы посмели усомниться в его сведениях, будьте готовы к контратаке — скорее всего, лицемер изобразит глубочайшее возмущение вашей недоверчивостью, ближайшие несколько минут будет уверять, что человека честнее его вы не найдёте на всём белом свете, а затем постарается перевести разговор на другие темы.
Как правило, люди, говорящие правду, так себя не ведут — им незачем избегать «скользких» тем в разговоре, так что они гораздо меньше нервничают и не пытаются обелить себя в глазах собеседника, а спокойно стоят на своём.
6. Несостыковки в различных версиях
Лжецы часто украшают свои байки большим числом живописных деталей, но о действительно важном не говорят. Чтобы быть уверенным в том, что собеседник не скрывает чего-то важного существенное, попробуйте незаметно записать его историю на диктофон, а затем вернуться к ней через несколько дней и обсудить некоторые подробности. Если на своеобразной «очной ставке» с самим собой собеседник путается в «показаниях», забыв, что он говорил ранее, скорее всего, ваши подозрения в «нечестной игре» обоснованны.
7. Движения глаз
При разговоре с правшой обратите внимание, как движутся его глаза — если после заданного вопроса рассказчик смотрит вверх и влево — это свидетельствует, что он пытается что-то вспомнить, а перемещение взгляда вправо и вверх обычно происходит, если человек «на ходу» изобретает удобную для вас версию. Точно такое же явление, только в зеркальном отражении, наблюдается и у левшей: при обращении к памяти их глаза смещаются вправо и вверх, а когда подключается фантазия — вверх и влево. Если при этом руки дублируют движение глаз, это ещё более явно говорит о возможном обмане.
Также лжецы во время разговора склонны чаще моргать и потирать глаза, так что если вы заметили подобные особенности поведения собеседника, но проблем со зрением у него нет, вероятнее всего он лжёт.
8. Запах пота
Строго говоря, если человек потеет, нельзя однозначно утверждать, что он лжец. Изменение уровня потливости — один из основных признаков обмана при проверке на детекторе лжи, но многие люди склонны интенсивно потеть при сильном волнении или стрессе, так что запах пота может служить лишь косвенным доказательством лживости, однако если человек не только внезапно вспотел, но и покраснел и даже начал заикаться-либо он чрезвычайно встревожен, либо вешает вам лапшу на уши.
9. Мимолётные гримасы
Чтобы изобличить человека во лжи, внимательно следите за изменением выражения его лица — в начале разговора лжецы часто допускают промахи, позволяя истинной эмоции отразится на их физиономии: это может быть лёгкая почти незаметная полуулыбка или напротив, подчёркнуто серьёзная гримаса. Как правило, такие «мимические признания» длятся лишь несколько секунд, но по ним можно многое сказать о намерениях собеседника.
Некоторые люди подсознательно замечают, когда лжец на миг «снимает маску», но не отдают себе в этом отчёта и не могут объяснить, чем вызван внезапный всплеск недоверия. Эту способность часто считают неким иррациональным «чутьём», но ничего сверхъестественного в этом нет — потренировавшись на лжецах, каждый может стать ходячим «детектором лжи».
10. Повторение — мать невольного признания
Собеседник рассказал вам подробную захватывающую историю, но уверенности в его словах нет? Попросите рассказать её ещё раз и при этом уточняйте некоторые детали, о которых он упоминал ранее. Если повествователь вдруг начинает задумываться и запинаться, вероятнее всего, ни первая, ни вторая версии его рассказа не заслуживают доверия.
Как понять, что человек врет? Действенные методы разоблачения обманщиков
Не любишь, когда тебе вешают лапшу на уши? Самое время узнать о методах разоблачения лжецов.
Все люди врут. Кто-то чаще, кто-то реже, и даже самый честный человек может непроизвольно соврать сам того не заметив. Эта особенность человеческой природы заставляет нас быть начеку и проверять почти любую информацию. Даже самую достоверную. Но больше всего нам не хватает навыка понимать, что тебе врут прямо во время разговора.
Поэтому чтобы тебя было сложно обмануть, мы подготовили главные советы и лайфхаки, опираясь на которые, ты с легкостью вычислишь лжеца.
1 Начни с нейтральных вопросов
Чтобы распознать ложь, для начала надо прощупать почву, осмотреть окрестности и понять, с чем ты имеешь дело, а точнее с кем. Заведи с собеседником нейтральный разговор и на некоторое время отложи свой вопрос с подвохом.
Спроси, как он провел день, нравится ли ему погода за окном, или чем бы он хотел заняться на выходных. Так ты поймешь, как он ведет себя в состоянии непринужденной беседы. В это время тебе надо будет обратить внимание на его глаза, жестикуляцию, положение ног и прочие части тела, которые могут начать неестественно себя вести чуть позже.
2 Найди, за что можно зацепиться
Сразу после того, как ты начнешь переходить от безобидных вопросов к «коварным», посмотри, что больше всего вызывает у тебя подозрения. У твоего оппонента, например, может резко поменяться язык тела, мимические реакции, движение глаз или даже структура построения ответов.
Человек, который лжет, на подсознательном уровне выдаст себя в какой-нибудь из моментов. Тебе надо внимательно за этим следить и не упустить резких изменений.
3 Следи за языком тела
Очень часто, когда человек начинает врать, его психологически тянет стать менее заметным, а желательно спрятаться в панцире (если бы он у него был). В некоторых случаях твой собеседник может начать скрывать свои руки, пожимать плечами, а иногда и вовсе застыть на месте, стараясь не быть уличенным во лжи.
Кроме того, человека могут предать ноги. Например, если при неудобном разговоре его ступни направлены в сторону выхода из помещения, то, скорее всего, он лжет. Еще он может начать прикрывать руками губы, шею, живот или голову. Смотри в оба.
Однако эксперты выделяют шесть самых распространенных жестов, которые свидетельствуют о лжи человека:
прикрытие рта рукой;
прикосновение к носу.
Дело в том, что когда человек врет, на его лице и шее начинают сокращаться нервные окончания. Именно поэтому он начинает тянуться к носу, уху, шее, поправляет воротник и так далее. Однако стоит помнить, что даже если он решил почесать ухо, шею или нос, это еще не значит, что он врет. Поэтому строгих вердиктов тут выносить не стоит.
4 Смотри за мимикой
Если язык тела и можно натренировать на бесцеремонную ложь, то за мимикой уследить уже гораздо труднее. Несмотря на то, что мимические изменения в поведении человека менее уловимы, тебе стоит внимательно присмотреться к лицу, чтобы понять, врут тебе или нет.
У некоторых людей может измениться тон лица, другие начнут немного подергивать ноздрями, кусать губы, часто моргать глазами или даже потеть. Все эти изменения показывают, что в мозгу у человека запущен нелегкий процесс генерации лжи, ради успеха которой надо приложить усилия.
Кроме того, многие задаются вопросом: «Как узнать по глазам, что человек врет?». Как минимум, нетипичное направление взгляда или частая его смена может свидетельствовать о лжи. Кстати, глаза, как и ноги, будут смотреть на дверь, если в них останется слишком мало правды.
5 Обрати внимание на тон и эмоции собеседника
Как бы человек ни старался скрыть свою ложь, легкие колебания в его привычном тоне уже могут говорить о многом. Твой собеседник может начать говорить либо медленнее, либо быстрее, сменяя низкие нотки в тембре голоса высокими.
А иногда лжецы любят пользоваться правилом «лучшая защита — нападение». В такие моменты твой собеседник может стать внезапно агрессивным и соответственно начнет повышать тон, оправдываясь и предъявляя тебе встречные претензии.
В основном, когда человек лжет, он начинает испытывать стыд, гнев или даже радость от ловко совершенного обмана, и все эти эмоции можно увидеть на его лице. При этом главной задачей лжеца является скрыть его истинные чувства, что обычно достигается благодаря надеванию маски — то есть другой эмоции.
Обычно выделяют семь базовых эмоций человека:
Страх. Брови человека приподняты и вытянуты, верхние веки приподняты, нижние веки напряжены, а губы немного вытянуты.
Гнев. Брои человека опущены и сведены вместе, заметен характерный блеск в глазах, при этом рот закрыт, а губы сужены.
Удивление. Брови человека приподняты, его глаза широко раскрыты, а рот немного приоткрыт.
Радость. Ощущение радости сопровождается наличием небольших морщинок в уголках глаз, легкой улыбкой и приподнятыми щеками.
Презрение. Когда человек выражает свое презрение, у него почти всегда приподнят уголок рта с одной стороны.
Грусть. Когда мы грустим, наши верхние веки слегка опущены, рассеянный взгляд, а уголки рта немного опущены.
Отвращение. Отвращение почти всегда сопровождается сморщенным выражением лица, которое ни с чем не спутаешь.
Почти все эти эмоции довольно легко подделать. Например, чтобы показать свое удивление, человеку достаточно просто приподнять брови, а для того, чтобы продемонстрировать радость, нужно лишь улыбнуться. Поэтому, чтобы распознать ложь, очень важно учитывать контекст ситуации и попытаться сообразить, что та или иная эмоция выглядит притворно.
6 Не забудь про ответы собеседника
И, наконец, присмотрись к содержанию ответов твоего собеседника. Он может начать уклоняться от прямого вопроса и вступать в пространные размышления, типа: «Да как ты мог про меня такое подумать? Мы же с тобой уже давно знакомы! Да меня в тот день вообще не было!».
Если человек решит сказать правду, он просто ответит на вопрос как-то так: «Нет, это был не я».
Также обрати внимание на то, как твой собеседник по ходу истории начнет дистанцироваться от происходящего. К примеру, он меньше будет упоминать в ней себя и больше других людей. Здесь срабатывает психологический трюк, когда врун хочет не иметь ничего общего со своей ложью.
Как узнать по глазам, что человек врет?
Есть по-настоящему действенный способ уличить человека во лжи, ориентируясь на его глаза. Практические психологи руководствуются для этого схемой под названием «Ключи глазного доступа».
С помощью нее можно определить к какой зоне мышления обращается человек по тому, в какую сторону он посмотрел во время разговора.
Например, если он отвел глаза вверх или в левый верхний угол, значит он обратился к зоне визуального воспоминания. Если говорить простыми словами, человек вспоминает свой предыдущий визуальный опыт, обращаясь к зрительной памяти. Это может быть цвет одежды, внешность девушки, интерьер помещения и так далее.
Если человек смотрит в правый верхний угол, он обращается к зоне визуального конструирования. То есть теперь он не вспоминает, а пытается создать новые визуальные объекты. Например, то, как будет выглядеть его будущая машина, квартира, девушка после посещения салона красоты и так далее.
Когда человек смотрит влево, он обращается к зоне аудиального воспоминания. Другими словами, пытается вспомнить, как звучала какая-нибудь песня, каким голосом говорил телеведущий и так далее.
Глядя вправо, человек обращается к зоне аудиального конструирования, то есть пытается представить, как будет что-то звучать.
Когда человек смотрит вниз, он обращается к внутреннему диалогу. В этот момент он может думать о многих вещах — от анализа только что сказанной им фразы до собственного поведения.
Взгляд вниз и чуть правее отвечает за кинестетику — ощущения, вкус, запах, осязание, эмоции и прочие вещи.
Если же человек смотрит прямо перед собой, значит он в этот момент находится в так называемом легком трансе. Он пытается обработать информацию как минимум посредством двух мыслительных процессов сразу. Например, это может быть одновременно визуальное представление и аудиальное.
Таким образом, когда человек начинает что-то выдумывать, он конструирует в своем сознании всевозможные образы и звуки, а после этого пытается понять, в каком формате это преподнести собеседнику.
То есть, если тебя попросят придумать какую-нибудь историю, значит ты посмотришь вправо или в правый верхний угол. После того, как ты придумаешь историю в визуальном и аудиальном контексте, твой взгляд, скорее всего, упадет вниз, символизируя обращение к внутреннему диалогу.
Придумать историю — это в принципе то же самое, что и соврать. Именно поэтому во время лжи глаза человека будут двигаться по траектории конструирования аудиальных и визуальных образов. Так, когда твой собеседник начнет врать, его глаза должны обратиться в сторону твоего левого глаза.
Однако не всегда ложь выявляется так просто, ведь часто обманщики стараются смотреть своему собеседнику прямо в глаза, чтобы он не смог уличить их во лжи. Именно поэтому они пытаются контролировать свой взгляд. Но, оказывается, обмануть мыслительные процессы порой бывает не так просто. Зрачок лжеца все равно совершит хотя бы легкое колебание в область конструирования образов.
Порой это довольно сложно заметить во время разговора, поэтому на допросах сотрудники правоохранительных органов часто используют камеры. Это сделано для того, чтобы потом проанализировать поведение глаз человека и посмотреть, в каком моменте он врал.
Меня не проведешь, или что делает человек, когда врет
Есть такие люди, которым достаточно посмотреть на человека, чтобы узнать, правду он говорит или нет. Это самые обычные люди, как мы с вами, просто они знакомы с НЛП – нейролингвистическим программированием.
Вы, конечно, не сможете по направлению взгляда человека узнать, почему, зачем он постоянно лжет, но сам факт обмана вы сможете определить. А если вы выявите лжеца, тогда сможете его отучить от этого, дав понять, что его уловки больше не пройдут. Что делает человек, когда врет?
Куда он смотрит?
Согласно теории Джона Гриндера и Ричарда Бендлера, человек рефлекторно смотрит в одну сторону, когда он действительно что-то вспоминает, и в другую, когда пытается выдумать. Воспоминания бывают кинестетическими, аудиальными и визуальными.
Визуальные воспоминания
Что делает человек, когда ему задают вопрос, касающийся зрительных воспоминаний? Он смотрит направо и вверх, честно пытаясь вспомнить, например, какой рекламный баннер расположен прямо перед окнами его дома. Если же человек хочет солгать, он невольно смотрит налево и вверх, якобы вспоминая, а на самом деле придумывая, чтобы ему ответить.
Аудиальные воспоминания
Когда человек вызывает в памяти воспоминания слуховые, он смотрит направо. Вы спрашиваете, что вашему коллеге утром говорил начальник, вызвав его к себе? Если его взгляд скользнет направо, значит, человек действительно пытается вспомнить, что же ему говорили. А если он посмотрит налево, значит, ответ будет ложным. Можете поэкспериментировать, задав, например, своему ребенку, вопрос о ситуации, которой не было, которую вы придумали сами, и проследив за его взглядом.
Кинестетические воспоминания
Кинестетическими называются воспоминания, касающиеся ощущений тактильных, обоняния. Выуживая такие воспоминания из своей памяти, человек смотрит вниз и влево. Например, можно спросить собеседника: «Ты помнишь, как пахнут пирожки, которые готовит твоя мама?». Он невольно посмотрит именно вниз и влево. А вот если ваша дочь, например, рассказала байку о том, как она выбирала с подругой духи и поэтому опоздала на встречу с вами, спросите, с каким же ароматом они в итоге купили парфюм. Если ее взгляд опустится на мгновение вправо, значит, она не вспомнила, а придумала ответ.
С левшами все наоборот
Это все распространяется на правшей. Если ваш собеседник левша, нужно делать на это поправку, так как он будет смотреть зеркально. То есть лгать относительно визуальных воспоминаний он будет, смотря направо и вниз, относительно аудиальных – налево, относительно кинестетических – налево и вниз.
Конечно, лжец тоже может быть осведомлен относительно того, куда смотрят люди, когда говорят правду, и когда лгут, а потому попытается вас запутать. Но вы должны сразу заметить наигранность в его действиях. Не пренебрегайте этой информацией, ведь если вы, например, спросите кандидата на серьезные отношения с вами о том, женат он или нет, от его ответа может зависеть ваша судьба. А вот будете разбираться в том, как распознать ложь – и сразу парня раскусите.
Как понять, что нам врут?
Руководители врут подчиненным, когда нужно избежать паники, родители — детям, чтобы оградить их от забот. В среднем за 10 минут разговора человек успевает соврать три раза. Ложь во благо мы можем оправдать, но иногда вранье бывает деструктивным и приносит вред другим людям. В таких случаях пригодится умение распознать лжеца.
Лжеца выдают слова, голос, тело и мимика. С вербальными признаками лжи мы справляемся, основываясь на опыте общения с людьми. Вы слушаете, что говорит собеседник, какие слова использует и как звучит его голос. Сложнее с невербальной лексикой. В невербальных признаках лжи мы и попробуем разобраться.
Изобретение лжи
Глаза — зеркало души и первый источник невербальных сигналов человека. Считается, если во время разговора человек отводит глаза, он скрывает истинные намерения или лжет. Это не совсем так. В конце XIX века американский психолог Уильям Джемс (William James) обратил внимание, что разные люди по-разному обрабатывают информацию.
Представим группу людей. Вы просите их мысленно вспомнить человека, с которым они давно не виделись. Одни сперва услышат голос. Другие увидят образ. Третьи вспомнят эмоции и ощущения, которые испытывали, когда этот человек был рядом. Джеймс разделил мыслительные образы человека на аудиальные, визуальные и кинестетические. Он установил связь между мыслительными образами и движением глаз.
Аудиалы, те, что слышали голос, посмотрят вправо или влево. Визуалы, которые видели образ, — вверх. Кинестетики, испытавшие эмоции, — вниз. Спустя 100 лет теорию доработали практические психологи. Они добавили знание о том, что правое полушарие мозга отвечает за воспоминания, левое — за конструирование. И составили схему — ключи глазного доступа (КГД).
Как понять, что человек врет?
Всем нам в жизни приходилось сталкиваться с ложью. Нередки случаи, когда человек чувствует, что перед ним лжец, но не может объяснить словами, почему так считает. Все дело в неконтролируемой микромимике, именно она помогает выявить обман. А как быть с актерами? Мы ведь знаем, что их действия на сцене или в кино вымышлены, но все равно проникаемся сюжетом и проживаем его по-настоящему. Почему мы верим их игре? И как понять, что человек вам врет?
Психология лжи
Лжец всегда понимает, что ввязывается в рискованное мероприятие. Подсознательно мы воспринимаем ложь как преступление. И хоть за бытовое вранье ни уголовной, ни административной ответственности не предусмотрено, лжеца преследует страх разоблачения. Даже если человеку глубоко наплевать на ваше мнение о нем и отношение к нему, он в любом случае подсознательно будет делать две вещи:
Лжец будет пытаться скрыть свое волнение под маской фальшивых эмоций. Но проблема в том, что волнение имеет вполне физиологические формы в виде учащенного пульса, усиленного потоотделения, сухости во рту – всё это трудно скрыть. Другая проблема – окружающим заметно, что эмоции фальшивы. Лжеца могут выдать:
Давайте детальнее рассмотрим каждый пункт.
Взгляд
На курсах студии «Бенефис» преподаватели большое внимание уделяют работе глаз. С помощью мимики, и в первую очередь взгляда достигается обратная связь при общении. Ваши жесты и слова могут выглядеть очень убедительно, но если при этом взгляд будет выражать иную эмоцию, интуитивно собеседник распознает ложь.
Глаза, как известно, лгут в первую очередь. Понять по глазам, что человек врет, можно по ряду признаков.
На курсах в студии «Бенефис» отработка этого блока происходит при помощи специальных упражнений для развития мимики. Они улучшают подвижность и взаимодействие лицевых мышц, особенно тех, которыми мы редко пользуемся в повседневной жизни.
Самые простые упражнения – это обычное кривлянье или чередование сильного напряжения мышц лица с последующим полным расслаблением. Существуют также упражнения на обособленное использование отдельной группы лицевых мышц. Развивать язык жестов, а также мимическую выразительность лица помогают логоритмические упражнения по актерскому мастерству.
Голос и речь
Преподаватели школы «Бенефис» знают множество уловок, как распознать лжеца. Его часто выдают голос и речь. Человек, говорящий неправду, старается произносить слова быстрее, чтобы не выдать себя. Ложь легче отрепетировать в форме монолога, легенды, подготовиться же к диалогу практически невозможно: ведь мы не знаем, какие вопросы может задать собеседник.
Именно вопросы обычно сбивают лжецов с толку: заставляют медлить, мямлить, путаться в показаниях и говорить лишнее. Поэтому на допросах опытных полицейских настораживает, когда двое или больше подозреваемых рассказывают практически дословно одну и ту же историю, отрепетированную до мелочей.
Тот, кому приходилось бывать на допросах в качестве допрашиваемого, надолго запомнит ощущение сухости в горле. Оно возникает от сильного волнения и изрядно мешает говорить.
Лжец всеми силами пытается себя не выдать. Излишние старания бросаются в глаза, например – навязчивое стремление подчеркнуть правдивость своих слов, даже если эту правдивость никто не ставит под сомнение. Он использует характерные речевые обороты: «клянусь», «честное слово», «зуб даю», «чтоб мне провалиться на этом месте». При этом голос лжеца выдает его волнение и старание выглядеть честным. Голос становится более громким, тон – чуть выше обычного. Часто лжец и сам замечает, что его слова прозвучали фальшиво, и начинает волноваться еще больше: запинается, сбивается, заикается, говорит лишние слова, чем еще больше усугубляет свое затруднительное положение.
Контролировать речь так же тяжело, как и собственные эмоции. Одной лишь информации, приведенной выше, недостаточно, чтобы научиться говорить убедительно. Нужно постоянно тренироваться, желательно – под руководством опытного преподавателя. Существует множество театральных методов постановки голоса, которые используют на своих занятиях преподаватели студии «Бенефис»:
Упражнения на проработку голоса делают речь более четкой, громкой, размеренной, иными словами – убедительной.
Язык жестов и позы
Люди, далекие от мира театрального искусства, не в состоянии контролировать невербальный язык общения, сознательно им пользоваться. Тем не менее, в жестах заложена определенная информация, которой мы обмениваемся с собеседником. Можно сказать, что диалог всегда идет на двух уровнях – уровне речи и уровне невербальных знаков. Существуют жесты, с помощью которых мы можем распознать ложь. Достаточно странного взгляда, поворота головы, движения руки – и вот мы уже не доверяем собеседнику или остерегаемся его, не понимая даже причины такой реакции.
На курсах театрального мастерства учат сознательному управлению невербальными сигналами и микрореакциями. Актер, овладевший такими навыками, способен на уровне ощущений внушить собеседнику желаемую информацию, вызвать определенные эмоции: доверия и симпатии, опасности и неприязни.
Но не все так просто. Даже самый лучший актер не в состоянии полностью управлять невербальным языком своего тела. Для достижения нужного эффекта он усилием воли вызывает в себе некое эмоциональное состояние, в котором нужные невербальные сигналы появляются сами собой. Эта техника лежит в основе известной на весь мир Системы Станиславского, которая изучается и применяется актерами в целях создания сценического образа.
Язык жестов и позы
Вначале статьи мы упоминали детский жест закрывания рта руками. Конечно, взрослые люди этого не делают, но остаточные реакции часто наблюдаются и у них. Например, легкие прикосновения к губам или к носу – наше подсознание пытается в такой способ сдержать обманную речь. Характерный признак: если у человека действительно чешется нос, он будет его чесать, если же человек делает этот жест во время лжи, то касается лица легко и отрывисто, необоснованно. Это актуально и для других жестов, например, когда руки оказываются у лица для прикрытия зевка, чиханья или кашля. Хотя, некоторые маскируют этот жест фальшивым покашливанием.
Умение правильно жестикулировать во время произнесения речи делает её более выразительной, помогает удерживать внимание публики. В театральной студии «Бенефис» вы научитесь замечать чужие невербальные жесты и осознанно контролировать собственные. Для развития гибкости и подвижности рук мы используем различные упражнения: «Крокодил», «Красим забор», «Собери по частям», «Гладим животных» и другие пантомимы. Заученные, механические движения еще никому не прибавляли убедительности. Другое дело, когда определенные жесты входят в привычку, органично вписываются в арсенал выразительных средств.
Закрытые позы
Характерными признаками лжи являются некоторые позы, которые человек может принимать неосознанно:
Эти позы могут свидетельствовать о попытке что-то скрыть, нежелании вести разговор, о неприязни человека или его страхе.
Конечно, это далеко не исчерпывающий список признаков лжи. Приходите на актерские курсы в театральную студию «Бенефис» и вы сумеете распознать лжеца буквально с первых секунд разговора. Согласитесь: навык весьма полезный.
Когда вы приходите в театр, то прекрасно понимаете, что перед вами не госпожа Бовари, а профессиональная актриса. Но её талантливая игра заставляет вас безоговорочно поверить во всё, о чем она говорит, окунуться в сюжет с головой. Именно этому мы стремимся обучить наших учеников в театральной школе Бенефис.
Уже на первых занятиях в студии мы начинаем разучивать этюды. Такие упражнения призваны развивать актерскую технику, научить человека делать точные и грамотные перевоплощения. Ваша задача – настолько вжиться в роль, прочувствовать образ персонажа и его жизнь, чтобы зритель поверил вам безоговорочно. После таких упражнений доносить окружающим свои идеи и мысли в повседневной жизни становится намного проще.
Искусство перевоплощения, игры оказывается полезным не только на театральных подмостках. Обучившись ему, вам будет проще достичь взаимопонимания с людьми – на работе, в личных и дружеских отношениях.
На курсе “Актерского мастерства” в театральной студии Бенефис вопросу психологии лжи уделяется достаточно много времени, так как актеру должны верить все, даже самые взыскательные зрители. Многие люди приходят к нам с единственной целью – научиться доносить до аудитории свой материал, свои идеи так, чтобы в них поверили. Этот навык крайне полезен как в работе, так и в личных взаимоотношениях.
Выберете для себя наиболее подходящий курс. Мы проводим занятия для взрослых и детей в центре Москвы.