в какую сторону течет канал имени москвы

Москвич

в какую сторону течет канал имени москвы. Смотреть фото в какую сторону течет канал имени москвы. Смотреть картинку в какую сторону течет канал имени москвы. Картинка про в какую сторону течет канал имени москвы. Фото в какую сторону течет канал имени москвы

Подлинная история строительства канала имени Москвы слишком важна, чтобы ее забыть

в какую сторону течет канал имени москвы. Смотреть фото в какую сторону течет канал имени москвы. Смотреть картинку в какую сторону течет канал имени москвы. Картинка про в какую сторону течет канал имени москвы. Фото в какую сторону течет канал имени москвы

в какую сторону течет канал имени москвы. Смотреть фото в какую сторону течет канал имени москвы. Смотреть картинку в какую сторону течет канал имени москвы. Картинка про в какую сторону течет канал имени москвы. Фото в какую сторону течет канал имени москвы

Миниатюрная копия канала имени Москвы — яркая достопримечательность обновленного в прошлом году Северного речного вокзала. Юные туристы оценили аттракцион: пускают кораблики, весело шлепают по воде и даже купают там свои самокаты. Взрослые делают селфи. Во всей этой идиллии смущает только одно. О том, что строили канал заключенные Дмитровского исправительно-трудового лагеря, ничего не напоминает, но стройка, спасшая Москву от обезвоживания, обошлась дорогой ценой.

Экскаваторы-призраки

Как раз недалеко от Северного речного вокзала, между Химками и Долгопрудным, находилась «глубокая выемка» — самый сложный участок, где погибло множество так называемых каналоармейцев. Заключенным пришлось вырыть огромный котлован глубиной 23 метра, и главным их инструментом была простая лопата. Здесь извлекли вдвое больше грунта, чем на всем протяжении Беломорканала (а по объемам бетонирования канал имени Москвы опередил его в восемь раз).

Илья Удовенко,

старший научный сотрудник Музея истории ГУЛАГа

На фотографиях из архива Музея истории ГУЛАГа — ударники труда на экскаваторах. Но, как поясняет Илья Удовенко, механизация была в большей степени показной: техника привлекалась для официальной фотохроники. По факту на целый участок мог работать один экскаватор, обычно «Ковровец». Иностранная техника, кстати, тоже встречалась.

Канал имени Москвы оказался для общества значительно полезнее, чем его старший брат по пропаганде Беломорканал. Последний вообще не оправдал себя как водная артерия. Дело было не только в грандиозной концепции «Москва — порт пяти морей». Столице, обезвоженной в результате централизации и бурного промышленного развития, срочно нужна была вода.

Отрывок из стихотворения, опубликованного в лагерной газете «Перековка» (№3 от 1932 года):

Это было в Москве за кремлевской стеной,
когда грохоты строек пронзали Союз…
Совнарком написал «обеспечить водой
Сердце республик, открыв с Волги шлюз».

Москва-река обмелела, центрального водоснабжения и отопления не было, а город все рос. В 1932 году, еще до завершения строительства Беломорканала, начальство Беломорско-Балтийского исправительно-трудового лагеря (Белбалтлаг) начали перебрасывать в Дмитров. «Головной офис» новой лагерной структуры расположился в Борисоглебском мужском монастыре. Население Дмитрова тогда выросло в три раза, а вот исторических кварталов из-за стройки стало заметно меньше. Пострадал и местный краеведческий музей, располагавшийся в стенах монастыря: его директор внезапно оказался контрреволюционером и отправился строить канал.

в какую сторону течет канал имени москвы. Смотреть фото в какую сторону течет канал имени москвы. Смотреть картинку в какую сторону течет канал имени москвы. Картинка про в какую сторону течет канал имени москвы. Фото в какую сторону течет канал имени москвы

Глубокая выемка. «Сталинская лестница» между 117-м и 118-м км канала. За годы строительства было вынуто 10 млн кубометров грунта

Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ), позже вошедшее в состав НКВД, в период первых пятилеток зарекомендовало себя перед советским правительством как надежный подрядчик. К концу 1930-х годов внутри НКВД образуется множество управлений: лесной промышленности, металлургии, капитального строительства, гидротехнического и т. д. К середине века таких управлений будет около 40, и НКВД завяжет на себе существенную часть советской экономики. Так, в начале 1950-х НКВД выполнял до 10% капитального строительства в СССР.

Легенда о затопленном архиве

Есть мнение, что значительная часть архивов советских лагерей закрыта или уничтожена. Существует и легенда о затоплении баржи с эвакуированным на Урал во время войны архивом канала Москва—Волга (так он официально назывался до 1947 года). Илья Удовенко считает этот сценарий маловероятным. Более 200 томов дел — Наркомвода и ОГПУ-НКВД — сейчас находится в Госархиве РФ в открытом доступе. С личными делами заключенных сложнее: все ищут эту часть лагерных архивов и находят лишь крупицы.

В ведомственные архивы доступ весьма ограничен. ФГБУ «Канал имени Москвы» хранит документы, связанные непосредственно со строительством стратегического комплекса объектов. Это, к слову, 240 гидротехнических сооружений. А в институте «Гидропроект» (сейчас это акционерное общество) есть архив с биографиями и работами инженерно-технического состава, собранный главным инженером канала Сергеем Жуком.

«Система ГУЛАГа историками изучена довольно подробно. Другой вопрос, что из-за авторитарной системы управления лагерная жизнь в официальные документы не попадала, взаимодействие осуществлялось только по вертикали. Поэтому вокруг ГУЛАГа столько мифов, — поясняет Илья Удовенко. — Мы до сих пор плаваем между абсолютным непринятием темы и неправдоподобно завышенной статистикой».

Тысячи или миллионы?

Исследователь и в прошлом главный энергетик канала имени Москвы Валентин Барковский в сборнике «Тайны Москва-Волгостроя» приводит шокирующие цифры — от 700 тыс. до 1,5 млн смертей за период строительства. Историки же апеллируют санитарными отчетами ОГПУ-НКВД — по этим данным, общая смертность в Дмитлаге составила 22–23 тыс. человек. В Музее истории ГУЛАГа отмечают, что всего через систему ГУЛАГа прошли 20 млн человек, при этом умер каждый десятый. Половина всех смертей, то есть 1 млн, пришлась на военные годы, когда в некоторых лагерях ежедневно умирали по 30 человек.

в какую сторону течет канал имени москвы. Смотреть фото в какую сторону течет канал имени москвы. Смотреть картинку в какую сторону течет канал имени москвы. Картинка про в какую сторону течет канал имени москвы. Фото в какую сторону течет канал имени москвы

Иваньковская плотина

Списки подавались в отчетное ведомство ежеквартально. По официальной информации, суммарно через Дмитлаг прошли 300–350 тыс. человек, максимальная численность заключенных в определенные годы достигала почти 200 тыс. человек. Это делает Дмитлаг крупнейшим лагерем ГУЛАГа, на втором месте после Байкало-Амурского лагеря. Смертность по сравнению с северными лагерями была ниже. Играли роль колоссальность и значимость стройки, близость к Москве, внимание советских и иностранных журналистов, идея «перековки» — перевоспитания заключенных. В какой-то степени это была витрина ГУЛАГа. Еще во время строительства канала организовали музей (не сохранился), был даже приказ о строительстве тематического павильона на ВДНХ.

Князь Голицын идет на стройку

Дмитлаг отличался тесным переплетением лагерной культуры и вольнонаемного контингента. В одном из документов перечисляется как минимум 24 инженерно-технические специальности, задействованные в работах. Спрос на кадры, особенно квалифицированные, был высокий, и многие ехали на подобные стройки в погоне за длинным рублем. Правда, не все отправлялись на такую службу добровольно. Например, князю Сергею Голицыну, в чьей лояльности сомневалась власть, «посоветовал» наняться рабочим на стройку сотрудник НКВД — альтернативой могла стать лишь служба в органах. Свои воспоминания Голицын собрал в книге «Записки уцелевшего».

Вольнонаемным запрещали контактировать с заключенными вне рабочих процессов. Правило часто нарушалось — систематически происходили и пьянки, и поножовщина. За вольнодумство и неподчинение можно было с легкостью поменять статус на заключенного. Но условия работы, конечно, отличались.

Смерть не от работы, а от цикуты

Многие лагерники сильно голодали. По отчетам содержание заключенных обходилось в ту же сумму, что и оплата работы вольнонаемных. Но официальные цифры — 500–600 граммов хлеба в день, два раза в неделю мясо, три — рыба — не бились с оперативными сводками, что говорит о высокой коррумпированности системы. Заключенные в массовом порядке сбегали с работ и искали в лесу хоть какую-то еду. Фиксировалось очень много отравлений цикутой и волчьей ягодой вплоть до смертельных случаев.

При рабочем дне 8–10 часов люди фактически получали 250–300 граммов хлеба в сутки и больше ничего: баланда представляла собой что-то близкое к обычной теплой воде. Начало строительства канала совпало с массовым голодом в СССР 1932–1933 годов. Так что бытовой уровень крестьянина Черноземья в какой-то момент мог несильно отличаться от быта заключенного Дмитлага.

Единственной возможностью нормально поесть в лагере (административный аппарат не в счет) было выполнение сверхнормы, но в одиночку этого было не сделать. Поэтому люди кооперировались, а затем делили между собой усиленную пайку — пирожки, дополнительную тарелку баланды. Справиться с суточной нормой одному было практически нереально.

По паре носков за ударную работу

Владение специальностью давало шанс избежать тяжелого физического труда. Еще один способ «пробиться» — налаженные связи. Первые этапы дмитлаговцев состояли из уже сформированных на стройке Беломорканала бригад. Какой-нибудь десятник — руководитель группы рабочих мог пристроить своего помощника, условно, в столярную мастерскую.

Дмитлаг считался «передовым лагерем», и там широко применялись стимулирующие методы. Передовиков награждали свиданиями с родственниками, засчитывали один рабочий день за два или за три, могли сократить сроки заключения, подарить отдых в лагерном санатории. Вручались даже денежные премии (до 1936 года труд заключенных оплачивался), на которые можно было купить еду в ларьке.

в какую сторону течет канал имени москвы. Смотреть фото в какую сторону течет канал имени москвы. Смотреть картинку в какую сторону течет канал имени москвы. Картинка про в какую сторону течет канал имени москвы. Фото в какую сторону течет канал имени москвы

Буфет без продавца

Из газеты «Перековка» (№4 от 1933 года): «Ударные бригады Жабкина за высокие трудовые показатели выработки — в среднем 140% — и бригада Калюжного премированы правом покупки из ларька по одной паре носков, кондитерских изделий по 1 рублю на каждого и по пять мисок на бригаду. Бригадиру Жабкину как лучшему работнику бригады разрешено купить из ларька на 5 рублей».

Идеология стахановского движения не обошла Дмитлаг. Многие строили там карьеру, участвуя в социалистическом соревновании. Но для большинства предлагаемая мотивация не срабатывала за исключением, пожалуй, страха получить «билет» на Колыму за саботаж. На низших уровнях процветали пьянство и отлынивание от труда. Неудивительно, что канал сдали в эксплуатацию на три года позже запланированного срока.

Канал сдали расстреляли

Одна из самых страшных страниц в истории Дмитлага — расстрел на Бутовском полигоне по сфабрикованным делам около 2 тыс. заключенных. Среди обвиненных в контрреволюционной деятельности и пособничестве перевороту были преимущественно малообразованные крестьяне и рабочие. Это произошло через месяц после запуска движения по каналу и ознаменовало начало Большого террора в лагерях Московского региона.

в какую сторону течет канал имени москвы. Смотреть фото в какую сторону течет канал имени москвы. Смотреть картинку в какую сторону течет канал имени москвы. Картинка про в какую сторону течет канал имени москвы. Фото в какую сторону течет канал имени москвы

Дело одного из расстрелянных

Начальство начали арестовывать еще раньше. Одним из первых — главного архитектора канала Иосифа Фридлянда, женатого на сестре экс-наркома внутренних дел Генриха Ягоды, курировавшего стройку (последнего на тот момент уже держали под стражей). Главу Дмитлага, бывшего разведчика Семена Фирина, донесение на Ягоду не спасло: в августе 1937-го его тоже расстреляли.

После Большого террора деятельность ГУЛАГа крайне засекречивается. По завершении строительства канала Дмитлаг распадается на несколько лагерей. Например, создаются Химкинский исправительно-трудовой лагерь, который занимается лесозаготовками и строительством Головинского канала недалеко от Северного речного вокзала, структура под названием «ИТЛ и строительство Сталинской насосной станции». Вопреки стереотипам плотнее всех был населен лагерниками именно Московский регион. Если рассмотреть период с 1930 по 1956 год, то на Колыме работало 25 лагерей, а в столице и области — 35.

Перевоспитанные уголовники у руля

В 1932 году вышел приказ о том, что заключенные вовсе не заключенные, а «каналоармейцы». Система видела в осужденных будущих пролетариев, стахановцев. Они должны были изменить свою жизнь и, построив карьеру, принести пользу обществу. Идея «перековки» впервые была опробована на Соловках в середине 1920-х годов. Известный пример — попавший на Соловки подпольный одесский миллионер Нафталий Френкель, который дослужился до начальника строительства Байкало-Амурской магистрали и получил звание генерал-лейтенанта инженерно-технической службы.

Во времена Дмитлага «перековка» стала одним из главных орудий лагерной пропаганды. Действительно, были случаи, когда за ударную работу заключенные освобождались и становились вольнонаемными. С другой стороны, возникла порочная практика назначения на административные должности «социально близких», то есть бывших уголовников. «Гнилой интеллигенции» не доверяли. Многие уголовные элементы относились к категории так называемых тридцатипятников — 35-я статья предполагала принудительное переселение и заключение в лагерь осужденных за различные преступления, например кражи. Но если форточник-рецидивист за похищение хрустальной люстры мог сесть на пару лет, то жертвы «указа 7–8 о трех колосках» за исчезнувшее ведро пшеницы из колхоза получали все десять. И такие «указники» составляли значительную часть заключенных ГУЛАГа.

Охотник за талантами

Начальник Дмитлага Семен Фирин был классическим представителем аппарата НКВД. Имея несколько классов образования, он радел за культуру и просвещение в рамках идеологии и по всем лагерям страны собирал представителей творческих профессий — архитекторов, скульпторов, литераторов, художников. В Дмитрове, например, был организован отдельный лагерный пункт (ОЛП) с бараком скульпторов.

Многие представители творческой элиты прибывали в Дмитров после Белбалтлага, как и сам Фирин. Среди них — будущий главный художник канала Глеб Кун, его жена, балерина Нина Кун, режиссер-авангардист Игорь Терентьев. В 1933 году спектакль Терентьева видел Горький, приехавший на слет ударников канала Москва—Волга, а Родченко сфотографировал режиссера вместе с агитбригадой. Через четыре года и Терентьева, и Кунов, и Фирина расстреляют.

в какую сторону течет канал имени москвы. Смотреть фото в какую сторону течет канал имени москвы. Смотреть картинку в какую сторону течет канал имени москвы. Картинка про в какую сторону течет канал имени москвы. Фото в какую сторону течет канал имени москвы

Беломорстрой. Повенчанская агитбригада под руководством И. Терентьева. Журнал «СССР на стройке» (№12 от 1933 года). Фото Александра Родченко

Другой известный художник Дмитлага, создатель плаката «Канал Москва—Волга открыт» Василий Елкин, избежал смерти благодаря сокращению штата вольнонаемных, в разряд которых он перешел, отбыв трехлетний срок по 58-й статье. Елкин создавал агитплакаты, иллюстрировал литературно-художественный журнал «На штурм трассы». Еще одно заметное издание Дмитлага — газета «Перековка», создаваемая также силами заключенных. Сначала она выходила пять раз в неделю, затем раз в три дня. Выносить за пределы лагеря экземпляры периодических изданий запрещалось.

Никаких ангелочков и мишуры

Культурно-воспитательная часть (КВЧ) занимала львиную долю ежегодных лагерных отчетов. Три страницы — выполненные работы, две — происшествия, двести — КВЧ. На локальном уровне обустраивались «красные уголки», где проводились, например, беседы и читки. В инструкции 1933 года говорится, что в каждом из таких уголков среди прочего должны присутствовать карты СССР и глобус, а также бюсты на постаментах. В фондах Музея истории ГУЛАГа сохранилась любопытная методичка для лагерных художников: необходимо избегать изображений обнаженных женщин, ангелочков и сердец, пронзенных стрелой, доверять портреты Сталина только проверенным и очень хорошим мастерам, а при украшении столовой не вешать мишуру, которая иначе будет падать в тарелки.

в какую сторону течет канал имени москвы. Смотреть фото в какую сторону течет канал имени москвы. Смотреть картинку в какую сторону течет канал имени москвы. Картинка про в какую сторону течет канал имени москвы. Фото в какую сторону течет канал имени москвы

Самодеятельный оркестр на строительстве канала Москва—Волга

Еще в Дмитлаге были свои оркестры, театр. Ставились и советские пьесы типа «Кремлевских звезд», и классика, и опера. От общих работ артисты иногда освобождались полностью, иногда частично. Однако норма на них все равно была, и ее приходилось распределять среди других членов бригады. В начале 1930-х театры при лагерях посещали не только представители администрации, но и заключенные, что вполне соответствовало идее «перековки». Позже походы на спектакли стали привилегией управленцев.

в какую сторону течет канал имени москвы. Смотреть фото в какую сторону течет канал имени москвы. Смотреть картинку в какую сторону течет канал имени москвы. Картинка про в какую сторону течет канал имени москвы. Фото в какую сторону течет канал имени москвы

Отзыв Шостаковича о конкурсе композиторов-каналоармейцев, опубликован в журнале «На штурм трассы» (№8 (25) от 1936 года)

Примерно за год до окончания строительства канала проводился конкурс на создание каналоармейской музыки, на который приезжал Шостакович. По следам своей поездки он написал хвалебный отзыв, где признался, что услышал настоящую пролетарскую музыку. Размер первой премии конкурса по документам составлял 500 рублей.

Трудная память

Группа активистов и исследователей канала, в которую входит Илья Удовенко, планирует добиться включения канала имени Москвы в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. «Канал представляет собой хорошо сохранившийся единый ансамбль, он уникален с инженерной точки зрения, однако в первую очередь мы хотим заявить его как мемориальный объект и уже во вторую — как архитектурный, — поясняет Удовенко. — У ЮНЕСКО целое направление посвящено изучению “трудной памяти”, травматического прошлого народов».

Главное место информационной кооперации активистов — сайт moskva-volga.ru, где публикуются исторические материалы. Также память о дмитлаговцах стараются увековечить православное движение «Преображенское братство» и общественная организация «Теплоход памяти», организующая раз в год акцию поминовения погибших при строительстве. Ее участники отправляются в путешествие по каналу от Южного или Северного речного вокзала.

в какую сторону течет канал имени москвы. Смотреть фото в какую сторону течет канал имени москвы. Смотреть картинку в какую сторону течет канал имени москвы. Картинка про в какую сторону течет канал имени москвы. Фото в какую сторону течет канал имени москвы

Вселагерный слет ударниц, газета «Перековка» (от 8 марта 1934 года)

В здании последнего Музей истории ГУЛАГа готов сделать памятную экспозицию. «Мы могли бы организовать ее совместно с Музеем транспорта Москвы, который сделал выставку к открытию вокзала после реставрации, — говорит Илья Удовенко. — Все-таки логично рассказать о тех, кто создавал канал».

Голова Сталина и памятник от Вики Цыгановой

Экспозиция действительно не помешала бы. Единственный музей, посвященный истории канала имени Москвы, открылся 13 лет назад в поселке Деденево под Дмитровом. Сейчас он не работает: как объяснили по телефону, «во-первых, пандемия, во-вторых, экскурсоводу 80 лет».

С памятниками все тоже сложно. Помимо 13-метрового креста на берегу у въезда в Дмитров в Химкинском лесопарке возле МКАД возвышается фигура распятого Андрея Первозванного. В интернете множество вопросов, что это за скульптура, а еще бродит история об исчезновении памятной надписи. На самом деле никакой тайны нет: памятник посвящен жертвам репрессий, строившим канал, а установку инициировала семья Вики и Вадима Цыгановых.

Одна из главных легенд канала опять же связана с памятником. Якобы на дне реки в Дубне, где начинается канал, лежит каменная голова Сталина. По изначальной задумке, гигантские фигуры вождей встречали суда, входившие в канал. После развенчания культа личности решено было оставить только 25-метрового Ленина. Согласно одной версии, памятник стягивали тросами, согласно другой — взорвали после неудачной попытки накренить монумент. По логике, упавшая в канал огромная голова мешала бы проходу кораблей. Но, с другой стороны, где была логика, когда человеку требовалось перевыполнить план тяжелых работ, чтобы купить в ларьке носки?

Источник

Канал им. Москвы

Кана́л и́мени Москвы́ соединяет р. Москву с р. Волгой. Канал расположен в Московской и Тверской областях России, частично протекает по г. Москве. Длина канала 128 км, ширина по поверхности 85 м, по дну – 45 м, глубина 5,5 м. Канал даёт Москве более 60% всей потребляемой питьевой и промышленной воды.

Ещё во времена правления Петра I предполагалось соединить р. Москву с Волгой, чтобы усилить роль г. Москвы как торгово-промышленного центра. План сооружения канала Москва–Волга относился к последним годам царствования Петра I (1721–1722). Инженером Вилимом Гениным было предложено три варианта трассы канала: р. Москва–Яуза–Лихоборка–Клязьма–Каменка–Волгуша–Яхрома–Волга (123 шлюза, 128 вёрст); р. Москва–Истра–Катыш–Сестра–Рогачёвская пристань на Яхроме (123 шлюза, 228 вёрст); р. Москва–Яуза–Клязьма–Уча–Вязь–Дубровка–Икша–Яхрома–Волга (41 шлюз, 103 версты). Первый и третий варианты близки к современной трассе канала. Однако сооружение такого канала в Петровскую эпоху являлось задачей чрезвычайно сложной как в техническом, так и в производственном отношениях, поэтому ни один из этих проектов не был реализован. В дальнейшем к мысли о постройке канала возвращались неоднократно. Реальная попытка соединения рек была предпринята в 1825 г. при императоре Николае I. Канал с 20 шлюзами строился около 20 лет и в 1844 г. был открыт для временного судоходства (участок канала между р. Истрой и Сенежским озером с выходом в р. Сестру), однако с началом строительства Николаевской (Октябрьской) железной дороги водный путь был закрыт, а его сооружения разобраны. В следующий раз к проекту соединения Москвы с Волгой вернулись только в советское время.

В 1930-е гг. в связи с бурным экономическим ростом советской столицы со всей остротой встал вопрос о водоснабжении Москвы питьевой водой. В 1931 г. московский водопровод подавал в городскую сеть более половины объёма стока р. Москвы, а остальная часть оставалась на нужды судоходства. Роль водного транспорта в общем грузообороте Московского транспортного узла в те годы была весьма скромной. Так, в 1931 г. на долю железнодорожного транспорта приходилось 96,7% всего грузооборота, а на долю водного транспорта – лишь 3,0%. Дальнейшее использование водных ресурсов р. Москвы было уже невозможным. В начале 1930-х гг. расход воды в Москве составлял 117 л/сут на человека.

В 1931 г. началась разработка Генерального плана реконструкции Москвы. Его реализация требовала завоза в столицу водным путём огромного количества строительных материалов; суммарное расчётное удельное водопотребление должно было возрасти до 600 л/сут на одного жителя, или в среднем для города до 35 м 3 /с. Это в пять раз больше минимального гарантированного расхода р. Москвы. Таким образом, Московский регион требовал привлечения водных ресурсов из нового источника, который обеспечил бы столицу питьевой водой, снабдил её водой для дальнейшего развития промышленности, организации надёжного судоходства и улучшил санитарное состояние р. Москвы и её притоков. 15 июня 1931 г. Пленум ЦК ВКП(б) постановил: «…коренным образом разрешить задачу обводнения Москвы-реки путём соединения её с верховьем реки Волги». 1 июня 1932 г. Совет Народных Комиссаров СССР принял постановление № 859 «О строительстве канала Москва–Волга».

Проектные работы вели специалисты «Москаналстроя», который был организован при Моссовете в 1930 г. Проектировщики предложили три варианта трассы нового канала: Старицкий – длиной 230 км, Шошинский – 122 км и Дмитровский – 128 км. Технико-экономическое сравнение этих вариантов показало преимущество Дмитровского варианта трассы, который и был утверждён в качестве основного.

Строительство канала велось в 1932–1937 гг. В сентябре 1932 г. создано Управление Москва–Волгострой; в целях ускорения строительства было принято решение об использовании труда заключённых – создан Дмитровлаг, крупнейшее лагерное объединение в составе ОГПУ (с 1934 г. – НКВД). Управление стройкой находилось в Борисоглебском монастыре г. Дмитрова. Стройку вели заключённые-«каналоармейцы», располагавшиеся в лагерях по всей длине канала. Несмотря на огромный объём земляных и бетонных работ, канал Москва–Волга был построен всего за 4 года и 8 месяцев. 17 апреля 1937 г. на всём протяжении канал был заполнен водой, а 15 июля 1937 г. состоялось торжественное открытие первой постоянной навигации по каналу Москва–Волга.

В начале Великой Отечественной войны сооружения канала были использованы в ходе московской оборонительной операции 1941–1942 гг. Во время наступления немецких войск на участке Клин–Рогачёво–Дмитров к 1 декабря 1941 г. вода из канала была сброшена в р. Сестру через водосброс Сестринских сооружений; мощный водяной заслон преградил путь немецкой армии.

В 1947 г. канал Москва–Волга в связи с 800-летием Москвы был переименован в честь столицы и стал называться каналом имени Москвы.

Канал общей длиной 128 км – уникальное гидротехническое сооружение комплексного назначения. Трасса канала начинается на правом берегу р. Волги от Иваньковского водохранилища (близ г. Дубны) и на протяжении 73 км идёт по северному (Волжскому) склону Клинско-Дмитровской гряды, постепенно поднимаясь через 5 шлюзов (№ 2–6) на высоту 38 м к водораздельному бьефу. Водораздельный бьеф канала длиной 51 км, пересекая Волжско-Окский водораздел, расположен между шлюзами № 6 (у пос. Икши) и 7 (вблизи Северного речного вокзала). На этом участке создано пять водохранилищ – Икшинское, Пестовское, Пяловское, Клязьминское и Химкинское общей площадью водного зеркала 60,8 км 2 и суммарным объёмом 348,7 млн м 3 ; путь канала по водохранилищам составляет 19,5 км. После водораздельного бьефа трасса канала идет по южному (Московскому) склону длиной 4 км, опускаясь на 36 м при помощи двух двухкамерных шлюзов № 7 и 8 к месту соединения с р. Москвой. Местность, по которой проходит канал, отличается большой пересечённостью, поэтому канал проходит частью в насыпях, а частью – в выемках. Высота дамб в отдельных местах достигает 18 м, а глубина выемок – 22,5 м. Между шлюзами № 7 и 8 канал проходит по искусственной насыпи (в частности, над Волоколамским шоссе в черте г. Москвы). Канал и все его сооружения построены целиком из отечественных материалов.

Более 200 населённых пунктов, оказавшихся в районе затопления всех водохранилищ, перенесены на новые места. Построены новые железнодорожные пути и шоссейные дороги, в том числе вдоль канала – шоссе протяженностью 60 км. От ст. Вербилки строителями канала была проведена новая железнодорожная ветка до пристани Большая Волга.

При большой протяжённости канала, проходящего в насыпях, не исключена возможность прорыва или повреждения ограждающих дамб. Поэтому канал с помощью аварийных ворот был разделён на ряд участков. Первые ворота размещены в конце Икшинского водохранилища, вторые отделяют Пяловское водохранилище от Клязьминского, третьи – Клязьминское водохранилище от Химкинского, четвертые – Химкинское водохранилище от канала. Пятые аварийно-ремонтные ворота построены при входе в верхний подходной канал к шлюзу № 7. Закрывая их, можно в случае необходимости отделить шлюзовую лестницу, опускающуюся к р. Москве, от Химкинского водохранилища.

Габариты канала (ширина по зеркалу 85 м, по дну 46 м, проектная глубина 5,5 м) и размеры камер шлюзов (290×30 м, глубина 5,5 м) позволяют проходить по нему всем типам и размерам судов, эксплуатируемых на внутренних водных путях страны. Минимальный радиус закруглений трассы канала – 1000 м.

Главное транспортное назначение канала – обеспечение завоза грузов в столицу. Канал создаёт кратчайшую транспортную связь Москвы с Верхней Волгой; благодаря системе каналов (Беломорско-Балтийский, Волго-Донской) за столицей закрепилось название «порта пяти морей» – Белого, Балтийского, Каспийского, Азовского и Чёрного. На трассе канала имеются крупные грузовые пристани: Большая Волга, Дмитров, Яхрома и Северный речной порт столицы, а также несколько пристаней местного пассажирского сообщения (Водники, Хлебниково, Тишково, Пирогово, Солнечная Поляна и др.). По каналу транспортируются строительные материалы, лес, зерно, нефть, уголь и другие грузы. Перевозки осуществляются судами водоизмещением до 5000 т. На канале построено 19 мостов и работают две тросовые паромные переправы для автотранспорта: в Дубне и Мельдино.

Канал и более 10 водохранилищ, входящих в его систему, имеют также важное водохозяйственное значение. Волжская вода из Иваньковского водохранилища перекачивается насосами; пройдя 75-километровый путь и поднявшись на высоту 38 м, заполняет чаши пяти водохранилищ водораздельного бьефа и в дальнейшем используется для целей водоснабжения г. Москвы и пригородов, санитарного обеспечения водой рек Москвы, Яузы, Учи и Клязьмы; обеспечения глубин в судоходной части бьефа; выработки электроэнергии и создания условий для отдыха. Канал снабжает Москву водой, служит для обводнения р. Москвы (ежегодно в реку из Волги поступает 1,8 км 3 воды), обеспечивает подачу электроэнергии на предприятия Московской области действующими ГЭС.

Канал имени Москвы выполняет и рекреационную функцию – на его берегах находятся многочисленные дома и базы отдыха, санатории, рыболовецкие базы и другие объекты.

В составе канала имени Москвы более 240 различных гидротехнических сооружений, которые создают замечательный архитектурный ансамбль, а каждый шлюз имеет свой особый облик. Крупнейшим сооружением канала имени Москвы является Северный (Химкинский) речной вокзал (архитекторы А.М. Рухлядев, В.Ф. Кринский, скульптор И.С.Ефимов и др.). Уникальными с архитектурной точки зрения являются шлюзы № 7 и 8 (архитектор В.Ф. Кринский), шлюз № 9 и Карамышевская плотина (архитектор А.М. Рухлядев). На канале построено 10 плотин, из них семь земляных (Акуловская, Иваньковская, Икшинская, Пестовская, Пироговская, Пяловская, Химкинская) и три бетонных (Иваньковская, Карамышевская, Перервинская).

На канале построено 11 шлюзов: один – на р. Волге, пять – на северном склоне канала, два – на южном склоне и три на р. Москве.

При строительстве канала было возведено семь гидроэлектростанций (Акуловская, Иваньковская, Карамышевская, Листвянская, Перервинская, Пироговская и Сходненская) и пять насосных станций (Темпы, Яхрома, Комсомольская, Икша-I и Икша-II). Позднее в ведение канала были переданы еще 2 ГЭС (Ново-Тверецкая и Ново-Цнинская).

Для обеспечения эффективной и безопасной эксплуатации канал оборудован специальной судоходной сигнализацией и связью, что позволяет обеспечить движение судов как днем, так и ночью.

В настоящее время Федеральное государственное унитарное предприятие «Канал имени Москвы» обслуживает 3842 км федеральных внутренних водных путей, на его балансе числятся 94 судоходных гидротехнических сооружения, в том числе 20 высоконапорных шлюзов, 5 насосных станций, 23 плотины, 8 аварийных и заградительных ворот, 2 тоннеля, 203 единицы флота.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

в какую сторону течет канал имени москвы. Смотреть фото в какую сторону течет канал имени москвы. Смотреть картинку в какую сторону течет канал имени москвы. Картинка про в какую сторону течет канал имени москвы. Фото в какую сторону течет канал имени москвы