в какую сторону затягивать спицы на велосипеде
В какую сторону надо крутить спицевым ключом.
1. Насколько сильно должны быть натянуты спицы?
2. В какую сторону надо крутить ключ, чтобы усиливать натяжение спицы?
Правильно ли я понимаю, что ПРОТИВ часовой?
И вообще (по секрету ) нипель сам что из себя представляет? Болтик? То есть хочу логику понять, и кру4ение против часовой объясняется только тем, что я тем самым закручиваю спицу в нипель.
ты возьми и покрути в разные стороны. если почуствуеш что спица расстянута значит крути в другую сторону. че тут не понятного.
Почётный ньюсмейкер Икс-байкерс (с) ledsled
представь, что сама спица это болт, а головка(нипель) это гайка, натягивается по часовой, ослабляется против.
а когда ты крутишь против часовой и спица натягивается, знач ты её просто в таком положении крутишь, то есть головка снизу, спица сверху, вот и получается против часовой, надеюсь доступно.
максимально точно можно выпрямить на станке! и лучше в сервисе, еси сам этого никогда не делал!
rik, понял, значит логика верна. Пошел дальше крутить.
Но до какого предела? Очень жестко или нет? Не помню, как изначально на байке было.
нууу блииин. так чтоб натянуты были)),не прогибались. смотри головки не сорви!
и всё таки лучше в сервис!
Melker, закручивай не очень сильно,ну примерно,как и остальные спицы затянуты,не перетяни,короче,пробуй сам,если сам себе не поможишь,ни кто не поможит
rik, ок. Спасибо за помощь!
Вобще если восьмёрка не сильная, то крути по 1-2 оборота, а потом смотри насколько изменилась ситуация.. А то можно с непривычки обод в другую сторону выгнуть))
смотри чтобы они были упугие, и равномерно натянуты по всему обаду, есле спице перетянешь она вылитит при малейшей нагрузке, удачи
вот куда мир то катиться!?чтобы человек в 20 лет такие вопросы задовал!?
Melker писал(а): 2. В какую сторону надо крутить ключ, чтобы усиливать натяжение спицы? |
Melker писал(а): И вообще (по секрету ) нипель сам что из себя представляет? Болтик? |
если тебе удобно потягивать спицы на веху от крти против часовй, если удобно снизу как мне то наоборот
voro писал(а): вот куда мир то катиться!?чтобы человек в 20 лет такие вопросы задовал!? |
очень остроумно. Может вы в первый раз велик до винтика в три года разобрали и теперь дока, а я только недавно серьезно начал разбираться, и чё? Мне обод сразу сломать?
Допустим, я охрененно рублю в фотографии (это так), а вы покупаете свою первую зеркалку. я что, угарать должен начать?
Melker писал(а): Допустим, я охрененно рублю в фотографии (это так), а вы покупаете свою первую зеркалку. я что, угарать должен начать? |
ну что тут сказать.
ты явно не по теме зашел. Я задал нормальный вопрос, на который от нормальных людей получил нормальные ответы. Тебе вот пальцы гнуть надо. Твое дело, мне то что. Счастливо.
Melker писал(а): ну что тут сказать. ты явно не по теме зашел. |
ладно зделаю свой видео урок по теме как исправить восмерку,смотри на моем сайте.
voro, да чел с тобой согласен видать совсем на мозги народ теряется. я вел по болтам весь разбирал во время катания. т.е. за год..как раз 20 лет. а как править в инете стопятьсот тем нашел.
Melker, Что бы спицы не перетянуть. аххахах. как раз где васьмера там и есть одна две слабые спицы. а я ваще подтягиваю их раз в 2-3 покатухи. просто тупа.
потом када васмерина заметная беру шестигранник спицовый ключ. шестигранник ставлю на перо и палю где васьмера. пару минут и колесо нулевое. натягивать ну всмысле убирать восьмерки зонты и яйца я думаю ты читал как. включи моск. это все фигня)
voro, Matt_Hoffman, ппц, все такие умные. ну не знает человек, и найти можт не смог, чё да как, что теперь? кидатся на него, типа незнать как спицы тянуть в твои то годы. будьте проще.
Matt_Hoffman писал(а): а я ваще подтягиваю их раз в 2-3 покатухи. просто тупа. потом када васмерина заметная беру шестигранник спицовый ключ. шестигранник ставлю на перо и палю где васьмера. пару минут и колесо нулевое. натягивать ну всмысле убирать восьмерки зонты и яйца я думаю ты читал как. включи моск. это все фигня) |
а вот это кстати зря, лучьше по реже, но на станке перетягивать! тогда всё будет равномерно натянуто, а так ты крутишь, крутишь по несколько спиц и в итоге, нагрузка на колесо не равномерная, обод получается в каких то местах перетянутый, в каких то недотянуый. головки срываться начинают, спицы лопаться и т. д. и т. п.
Melker писал(а): И вообще (по секрету ) нипель сам что из себя представляет? Болтик? |
Нет гайку (правая резьба). В принципе все уже написали. Место, где колесо «бьет» легко определить перевернув вел, крутанув колесо и оперев какую-нибудь щепку (или гаечный ключ) на перо.
А вообще, тема туповата. Во-первых, можно было нипель и покрутить чуть-чуть и сразу увидеть, что это не болтик. Во-вторых, тем в инете куча, знаю так как сам разбирался.
rik писал(а): а вот это кстати зря, лучьше по реже, но на станке перетягивать! |
Чушь. Уж лучше всегда колесо в рабочем состоянии поддерживать. Сколько правлю восьмеры, пока-что спицы не лопались, нипели не срывались и колесо отличное. Понятно, что изначально колесо лучше на станке заспицевать, но за неимением такового всегда спицую в раме, проблем никаких.
Как подтянуть спицы на велосипеде
Конструктивная деталь колеса велосипеда, которая по техническим характеристикам является стержнем, соединяющим ступицу и обод, называется спицей. Именно спица призвана облегчать конструкцию колеса, при этом, не снижая ее прочности.
Спицы можно установить и подтянуть своими руками – для этого совершенно необязательно владеть какими-то специфическими знаниями, что исключает обращение в пункты по сервисному обслуживанию велосипедов. Для абсолютных новичков в этом деле достаточно лишь ознакомиться с краткой информацией о том, какие виды спиц могут быть установлены на велотранспорте и как правильно их менять/подтягивать.
Виды спиц для велосипедов
Спицы велосипеда делятся на три большие группы, которые имеют различия в своих технических характеристиках:
Обратите внимание: баттинг – это уменьшение толщины спицы в средней (центральной) ее части, хотя к краям спица «приобретает» свою заявленную толщину. Таким образом производители снижают вес спицы, при этом ничуть не уменьшая ее качество и функциональные возможности.
Как правильно установить и/или подтянуть спицы на велосипеде
Как бы ни звучало утверждение велосипедных мастеров, но проблема с установкой/заменой и подтягиванием спиц на колесе велотранспорта является самой частой по обращению клиентов в сервисные пункты. Но для опытных велосипедистов такая статистика совсем неудивительна – тонкие спицы оказывают большое влияние и на динамику велосипеда, и качество катания, и на безопасность эксплуатации велосипеда.
Для того чтобы подтянуть спицы используют специальный инструмент – спицевой ключ. Устанавливают и подтягивают рассматриваемые запчасти велосипеда с помощью закручивания ниппеля, при этом основным моментом в процессе считается равномерность натяжения всех спиц – это служит гарантией равномерного распределения нагрузки на обод колеса.
Вообще, спицовка велосипедного колеса может осуществляться разными способами, но самыми популярными и надежными считаются радиальная и крестовая. В домашних условиях опытные велосипедисты часто делают трехкрестовую установку спиц, то есть спицы в колесе трижды пересекаются друг с другом.
Установка спиц велосипедного колеса
Регулировка спиц на велосипеде осуществляется в несколько этапов. Всю работу можно выполнить в домашних условиях, если в наличии имеются необходимые инструменты.
Первый шаг – определяем длину велосипедных частей
Если предстоит регулировка спиц на переднем колесе велосипеда, то можно определением длины деталей даже не заниматься – считается, что именно переднее колесо конструктивно простое, длина всех спиц абсолютно одинакова.
Что касается заднего велосипедного колеса, то здесь все несколько сложнее. Дело в том, что в этом колесе спицы устанавливаются разной длины, так как необходимо соблюсти разность наклона.
Обратите внимание: специалисты не рекомендуют самостоятельно заниматься определением длины спиц. Для этого имеются специальные калькуляторы на сайтах, которые позволяют получить необходимые расчеты в режиме онлайн.
Второй шаг – монтажный
Для его проведения понадобится некоторый инструмент – спицевой ключ и отвертка. А выполнять работу нужно в строгом соответствии с пошаговой инструкцией:
Последующие спицы устанавливаются по такому же принципу, а затем колесо нужно повернуть к себе противоположной стороной и устанавливать спицы в указанном выше порядке. Начинают установку с ключевой спицы, которая расположена слева от вентильного входа.
Обратите внимание: когда все спицы будут установлены нужно выровнять ниппели на одинаковую глубину закрутки. Именно поэтому рекомендуется в каждом случае делать по 2 оборота, чтобы не ошибиться, да и регулировать их по окончанию работы будет проще.
Третий шаг – натяжение спиц
Этот шаг считается завершающим и выполняется легко. Нужно лишь убедиться в том, что ниппеля закручены на одинаковое число оборотов. Если спицы короткие, то это можно определить по количеству видимых «ступенек» резьбы в ниппелях
После того, как все этапы будут завершены, необходимо установить колесо с набранными спицами на специальный станок или любое другое приспособление (для этого можно воспользоваться велосипедом). Именно в таком положении будут видны все неровности – перекос колеса в любую сторону можно исправить регулировкой закрутки ниппелей. Чаще всего достаточно сделать половину оборота, чтобы выровнять колесо. Учтите, что подобный контроль нужно провести дважды – когда колесо расположено горизонтально и когда вертикально.
Регулировка спиц на велосипеде: инструкция, нужные инструменты, виды деформаций
Колёса представляют собой наиболее важную часть велосипеда. Вполне вероятен такой сценарий, что если взять два абсолютно разных велосипеда, один — самый дешёвый, а другой, напротив, входит в категорию топовых, и поменять на них колёса, то дешёвый сможет оказаться быстрее дорогого. Однако найти действительно качественные и хорошие колёса не так-то и легко, а натяжка спиц на них — это весьма трудоёмкое и для неподготовленного человека довольно непростое дело. Для его выполнения потребуется знание хотя бы элементарных правил и рекомендаций. Следует сразу оговориться о том, что качественную и точную регулировку колёс может обеспечить специалист высокой квалификации и с богатым опытом соответствующих работ. Однако, если вы знаете, как натянуть спицы на велосипеде и уверены в своих навыках и силах, а также обладаете должными внимательностью и терпением, можно попробовать выполнить эту операцию самостоятельно. Помните, что правильная натяжка придаёт колёсам надёжность и существенно продлевает срок их службы.
Правильная натяжка спиц велосипеда придаёт колёсам надёжность и продлевает срок службы
Для правильного натяжения понадобится ряд инструментов. Это гаечные ключи нужного размера для снятия колеса с велосипеда, специальный спицевой ключ и отвёртка. А также могут пригодиться: зонтомер, позволяющий центровать обод колеса относительно его втулки, станок для правки и юстировки колёс, а также измеритель силы натяжки, однако, в принципе, при достаточном опыте и умении можно обойтись и минимальным набором, состоящим из первых трёх инструментов.
Следует различать три основных вида деформаций на велосипедных колёсах:
Начальный этап регулировки
Не забывайте о том, что перетяжка спиц на велосипеде выполняется при снятой камере и покрышке, дабы их не повредить в процессе работы. Перед тем как начинать натягивать спицы, их ниппели нужно завернуть на одинаковую глубину. Отметим, что ниппели бывают трёх основных размеров (3,22 мм, 3,3 мм и 3,45 мм) и для удобства работы ключ должно точно подходить к ниппелю. В противном случае ключ будет проскальзывать. Есть ещё такая тонкость, что если спицы короткие, то после подтяжки ниппелей витки резьбы виднеются на одном уровне, если же они длинные, то выходящий конец спицы устанавливается по уровню, которого достигают шлицы ниппелей. Равномерно завёрнутые ниппели существенно упрощают процесс регулировки.
Затем следует заворачивать ниппели от вентильного отверстия, каждый на один оборот. После этого спицы проверяются на степень натяжения. Если натяжение недостаточное, то можно сделать ещё один оборот — главное, в этом деле не переборщить. Если оборот будет лишним, то при прохождении второй половины обода колеса может возникнуть проблематичность закручивания очередных ниппелей. В этом случае регулировка колеса велосипеда спицами требует обратного хода, то есть следует выполнить возвратный оборот у каждого перекрученного ниппеля.
Перетяжку спиц велосипеда следует выполнять при снятой камере и покрышке
Дальнейшая регулировка спиц на велосипеде, если есть такая возможность, должна протекать в следующем направлении — собранное колесо нужно установить на специальное центрирующее устройство, при помощи которого устраняются неровности. Если такой возможности нет, колесо устанавливается на велосипед, который переворачивается колёсами вверх. После чего устанавливаемое колесо нужно внимательно осмотреть. Сначала определяются слабо натянутые спицы. Способ определения достаточно простой — для этого нужно пальцами шагать в сторону спицы, амплитуда колебания должна составлять 1–2 мм. Если она больше, то проблемные спицы подтягиваются.
Устранение горизонтальной и вертикальной неровностей
В случае когда преобладает горизонтальная неровность («восьмёрка») при правом смещении (горбе) обода примерно на 4 спицы (когда две из них смотрят на левый фланец, а две — на правый), то левые ниппели подтягиваются на четверть оборота, а правые — ослабляются на такую же величину. Если горб состоит из трёх спиц: одна к левому фланцу, две — к правому, то первая натягивается на половину оборота, а две другие — ослабляются также на пол-оборота. Если неровности таким образом не устраняются, то выбирается самая худшая левая неровность — и натягивается это место.
Вертикальные неровности, называемые эллипсами, устраняются немного по-другому. На ободе ищется место, более всего удалённое от втулки, и натягивается по такой схеме. Если найденный участок состоит из двух спиц, то они обе подтягиваются на половину оборота, а если из трёх, то средняя из них подтягивается также на пол-оборота, а две крайние — всего на четверть оборота. Этот метод повышает жёсткость колеса.
Горизонтальная неровность («восьмёрка») обода велосипеда
Окончание балансировки, вывод
По окончании балансировки, следует убедиться, что концы спиц не выступают за обод. Если подобное наблюдается, выступающие концы нужно спилить, а оставшуюся смазку (она может испортить камеру) удалить.
Знание, как правильно подтягивать спицы на велосипеде, чрезвычайно важное и полезное и просто необходимое каждому любителю такого вида транспорта. Прочитав эту статью, человек сможет своими силами выполнять подобную регулировку. Следует помнить, что натягивая спицы, нужно быть внимательными и осторожными. Неправильная регулировка колеса может привести к преждевременному выходу его из строя.
Как производится настройка ободного тормоза велосипеда, важно понимать каждому велосипедисту. Безопасность велосипедиста и других участников движения напрямую зависит от исправности тормозной системы велосипеда. Для поддержания нормального функционировании необходимо своевременно регулировать систему.
Велосипеды без спиц уже давно не фантастика. Разбираемся, как устроен велосипед без спиц в колесах, какие основные разновидности таких моделей существуют.
Многие велосипедисты не знают, как подобрать спицы для велосипеда. Предлагаем вашему вниманию рекомендации от профессионалов. А также вы узнаете, какие бывают виды спиц.
Цитата сообщения от pashevich отправленного 9 Июн, 2014 в 12:38
Разбери-собери пару колес, научишься. На спицах/ниппелях правая резьба. Как обычный винт с гайкой.
Цитата сообщения от вв отправленного 9 Июн, 2014 в 12:42
Цитата сообщения от pashevich отправленного 9 Июн, 2014 в 12:38
Разбери-собери пару колес, научишься. На спицах/ниппелях правая резьба. Как обычный винт с гайкой.
Глеб //-( ты вообще читай, кому я отвечаю. человек не знает, в какую сторону ниппеля крутить. я здесь при чем?
Цитата сообщения от pashevich отправленного 9 Июн, 2014 в 12:38
Так я же не ровняю там восьмерки, овалы. Просто равномерно хочу подтянуть ВСЕ спицы. Ну а зимой конечно думаю занести в мастерскую.
Цитата сообщения от вв отправленного 9 Июн, 2014 в 12:42
На спицах/ниппелях правая резьба. Как обычный винт с гайкой.
Цитата сообщения от vvtitan отправленного 9 Июн, 2014 в 13:53
Цитата сообщения от pashevich отправленного 9 Июн, 2014 в 12:38
Так я же не ровняю там восьмерки, овалы. Просто равномерно хочу подтянуть ВСЕ спицы.
а вы уверены, что нужно подтягивать? ^-^ и что прсле поворота всех ниппелей на 1/4 оборота колесо останется ровным.
помнится, один человек на форуме каждый раз перед катанием проверял затяжку болтов. и допроверялся до того, что якорь из штока вилки вырвал 🙂
Цитата сообщения от vvtitan отправленного 9 Июн, 2014 в 13:53
Отдайте в мастерскую, не мучайте колеса.
Если вы не можете понять картинку, которую сами и линканули, то отдайте колеса в мастерскую, срочно, а то вон уже «водит управление».
Цитата сообщения от riotous spinach отправленного 9 Июн, 2014 в 20:09
Спасибо за ценные советы, но я и не говорил что умею спицевать. Да и не собирался спицевать.
Я просто спросил в какую сторону вращать чтобы натянуть спицу. Картинку приложил.
Цитата сообщения от riotous spinach отправленного 9 Июн, 2014 в 20:09
. покупайте станок, тензиметр и изучайте матчасть и тренируйтесь или отнесите к хорошему мастеру.
Опять же, я спрашивал не что делать в случае работы со спицами колеса, а. см. выше. D
Цитата сообщения от vvtitan отправленного 9 Июн, 2014 в 12:22
Цитата сообщения от pilihrym отправленного 9 Июн, 2014 в 23:54
Цитата сообщения от vvtitan отправленного 10 Июн, 2014 в 15:01
Такую картинку только специалист и поймет, польза от неё близка к нулю.
Для неспециалистов там по-русски написано «подтянуть», «ослабить» //-(
Журнал Райдер — Идеальный круг: руководство по спицовке колеса
Друзья! Наверное, это не совсем формат Twentysix, но я решил выложить здесь и это небольшое руководство из журнала, чтобы у всех была возможность оценить и обсудить формат постоянной рубрики «Мастерская». Еще и потому, что, мы постараемся в ближайшем будущем провести в отношении этой рубрики «импортозамещение» силами одной из отечественных веломастерских.
Итак, девиз статьи: «Самостоятельная спицовка непременно породнит Вас с байком. От Вас – сноровка и терпение. От «Райдера» – пошаговая инструкция».
1. Для сборки колеса (с камерой) нам потребуются: станок для центровки колеса, зонтомер, штангенциркуль, молоток, тупой пробойник, отвертка, складной метр, подходящий спицевой ключ приблизительно на 3,2 мм для стандартных четырехгранных ниппелей.
2. Для начала измеряем эффективный диаметр обода ERD: аккуратно измеряем внутренний диаметр обода и прибавляем толщину стенки обода. Эта цифра понадобится нам для расчета длины спиц.
3. Теперь измерим диаметр (окружности) расположения (центров) спицевых отверстий втулки. Обратите внимание, что диаметр этой окружности может у каждого фланца быть своим. И в большинстве случаев передняя и задняя втулки различаются по этому показателю.
4. Оформляем «паспорт» каждой втулки. Заносим в него диаметры расположения спицевых отверстий. Затем измеряем длину оси втулки (в данном случае – 142 мм). Делим это число пополам и отмечаем середину втулки. Теперь, расположив втулку на листе соответственно рисунку, измеряем расстояние от ее середины до каждого из фланцев (FD) при помощи штангенциркуля. В нашем случае это 33 и 20 мм. Заметим, что из-за крепления ротора тормоза передние втулки тоже асимметричны.
5. Для расчета длины спиц мы рекомендуем воспользоваться одним из онлайн-калькуляторов. Например, калькулятором длины спиц на вебcайте DT Swiss.
Перевод терминов для калькулятора: Front wheel – переднее колесо; Rear wheel – заднее колесо; Rim Diameter / ERD – тип обода и/или ERD (см. выше); Hub – втулка; Pitch circle diameter – PCD (см. выше); Flange distance – FD (см. выше); Ø of spoke hole – диаметр спицевого отверстия; No. of spokes – число спиц; No. of intersections – число пересечений (тип спицовки, в данном случае – три); Nipple – тип ниппеля; Spoke length (precise) – точная длина спицы; rounded – округленная длина.
6. Продеваем первую спицу через любое спицевое отверстие во фланце втулки изнутри со стороны ротора и закрепляем спицу ниппелем во втором спицевом отверстии обода от отверстия под ниппель камеры (нижнее фото).
7. Далее продеваем еще семь спиц в каждое второе отверстие фланца также с внутренней стороны втулки. Внимание: ни в коем случае не используем на одной стороне колеса спицы разной длины!
8. Продев спицу в отверстие фланца втулки (шаг 6), вставляем ее конец в отверстие обода, оставляя по три свободных отверстия между соседними спицами. Закрепляем ниппелями. То есть, в каждом четвертом отверстии должна быть спица.
9. Теперь приводим спицы в их рабочее положение: удерживая обод одной рукой, вращаем втулку противоположно направлению движения (см. фото). Спицы должны входить в обод под тупым углом.
10. Завершаем спицовку стороны ротора. Для этого следующие восемь спиц продеваем через оставшиеся отверстия того же фланца втулки с противоположной (внешней) стороны.
11. Поворачивая свободную продетую спицу в направлении вращения втулки (см. шаг 9), проводим ее сзади двух ближайших закрепленных спиц и спереди третьей. Затем, как показано на фото, продеваем эту спицу в среднее из трех свободных отверстий на ободе и закрепляем ее при помощи ниппеля. Так же поступаем со всеми остальными продетыми спицами.
12. На утолщенной (торцевой) части спицевых ниппелей есть шлицы. Вставив в шлиц отвертку или торцевой ключ для спиц (см. фото) навинчиваем ниппель на спицу на два-три оборота, не применяя силу.
13. Теперь продеваем первую «спицу-ориентир» (не путать с «лидирующими») через отверстие второго фланца изнутри. Перед этим поворачиваем колесо таким образом, чтобы ниппель шины оказался в верхней точке. Ориентируясь на ближайшее к ниппелю по ходу движения велосипеда отверстие обода (слева), находим соответствующее отверстие на фланце втулки, также расположенное в направлении движения (см. фото). Закрепляем спицу в этом положении. Так напротив ниппеля шины не будет пересечения спиц, мешающего подключению насоса.
14. Следующую спицу вставляем в ближайшее отверстие фланца слева от спицы- ориентира. Продеваем эту спицу в отверстие снаружи, так чтобы ее головка смотрела наружу от втулки.
15. Остальные семь спиц продеваем в каждое второе отверстие во фланце (в обод пока не вставляем). Следим при этом, чтобы спица не попадала в треугольничек меду спицами другой стороны, а оставалась свободной. Перекидываем третью спицу справа от спицы-ориентира через нее снаружи и вставляем в ближайшее свободное отверстие от ниппеля шины слева (принцип «сзади, сзади, спереди, закрепляем»). Остальные спицы последовательно вставляем в каждое четвертое отверстие обода так, чтобы они не пересекались с другими спицами, и закрепляем ниппелями.
16. Оставшиеся восемь спиц продеваем в той же последовательности с внутренней стороны фланца в свободные отверстия. Затем их нужно будет вставить в свободные отверстия обода и закрепить.
17. Поскольку все остальные спицы уже закреплены, пространства для маневров осталось довольно мало. Поэтому берем каждую из последних спиц двумя руками и вставляем в соответствующее отверстие обода, соблюдая схему трех пересечений «сзади, сзади, спереди» и одинаковые углы пересечения спиц.
18. Теперь, когда у нас сформировался полный зонт, навинчиваем ниппели глубже на каждую спицу, пока вся резьба не скроется из виду – но не дальше!
19. Теперь закрепляем колесо в станке для центровки (правки). Чтобы линия центровки колеса не отклонилась в одну из сторон, проверяем, чтобы оно было прочно зафиксировано в креплениях «вилки» станка. Затем, начиная от ниппеля шины, затягиваем все короткие спицы колеса на один полный оборот. На переднем колесе это будет левая сторона по направлению движения велосипеда, а на заднем – правая (сторона трансмиссии). Затем переходим к спицам противоположной стороны.
20. Необходимо исключить трение головок спиц об отверстия при колебаниях спиц. Для этого осторожными ударами при помощи молотка и тупого пробойника выравниваем головку каждой спицы с поверхностью фланца.
21. Затягиваем спицы еще примерно на пару оборотов в обозначенной выше последовательности (сначала на «короткой» стороне, затем на стороне длинных спиц). Извлекаем колесо из станка и устанавливаем зонтомер на торец втулки колеса со стороны коротких спиц и на обод с обеих сторон. При помощи регулировочного колесика настраиваем длину оси зонтомера таким образом, чтобы устранить зазоры в этих трех точках (борта обода справа и слева, торец втулки). Затем прикладываем зонтомер с противоположной стороны колеса (с длинными спицами).
22. Если обод не равноудален от втулки, подтягиваем все ниппели спиц соответствующей стороны фланца на пол-оборота. Корректировка всегда должна быть направлена в сторону длинных спиц. Результат протяжки проверяем, снова установив на колесе зонтомер и выровняв его.
23. Сводим вместе оба щупа станка для правки колес и подводим их к ободу, пока один из щупов не начнет цепляться за обод. Для выправления эллипса ниппели всегда подкручиваются лишь на четверть оборота. Подтягивается всегда одинаковое число спиц слева и справа.
24. Область радиального биения отмечаем белым скотчем. Подтягиваем спицы (по часовой стрелке по отношению к внешней стороне обода) на четверть оборота. И, если участок биения охватывает только пять спиц, чуть-чуть подтягиваем и шестую тоже, чтобы не сделать восьмерку.
25. О восьмерке говорит боковое биение обода о щуп станка. Чтобы ее выправить, немного ослабляем ниппели со стороны биения и натягиваем ниппели с противоположной стороны, пока обод перестанет со скрипом задевать щуп.
26. Чрезмерное натяжение может повредить как втулку, так и обод. Чтобы проверить натяжение, со средним усилием сжимаем две перекрещенные спицы. Точка пересечения не должна смещаться больше, чем на один сантиметр.
27. После всех протяжек нужно еще раз проверить концентричность колеса. В случае необходимости выправляем. Только следим за тем, чтобы не «перетянуть» спицы.
28. Чтобы предупредить появление восьмерок и эллипсов, после спицовки следует «опрессовать» колесо. Устанавливаем колесо на прочную подставку и аккуратно наваливаемся на него своим весом, после чего снова проверяем его на концентричность и биение.
Автор текста: Кристиан Цимек