в какую сумму обошлось строительство крымского моста
Сколько стоит Керченский мост компании «Стройгазмонтаж» Аркадия Ротенберга
Что нам стоит мост построить?
Росавтодор озвучил новую стоимость Керченского моста. Теперь она составляет почти 228 миллиардов рублей, что лишь незначительно, всего на 380 миллионов, ниже предельно допустимой суммы. Открытие моста, который соединит Крым и Краснодарский край, намечено на конец 2018 года. Строит Керченский мост компания «Стройгазмонтаж» Аркадия Ротенберга.
В роли генерального подрядчика выступает компания Аркадия Ротенберга «Стройгазмонтаж». Как ранее сообщалось в СМИ, на это претендовала компания «Мостотрест», также связанная с бизнесменом. На сегодняшний день контрольным пакетом ее акций владеет фонд «Благосостояние», принадлежащий РЖД. Весной стало известно, что «Мостотрест» выступает на керченской стройке в качестве субподрядчика, и сумма его контракта составляет почти 100 миллиардов рублей.
В интернете появился видеоролик, стремительно набирающий популярность: в нем смонтированы отрывки из телевизионных новостей разных лет, в которых озвучивается цена переправы. Видео получило название «курс моста». Сначала диктор называет сумму в 50 миллиардов рублей, затем в 100, потом сообщается, что стоимость строительства составит от 150 до 200 миллиардов рублей. Последняя цифра, которая оглашается в ролике – 250 миллиардов рублей.
На что потратят деньги?
Львиная доля этой суммы, 170 миллиардов рублей, будет потрачена на возведение самих конструкций автодорожного и железнодорожного моста, и уже очевидно, что объект станет одним из самых дорогих сооружений такого рода в мире. Еще 9 миллиардов планируется направить на проектные работы. 5 миллиардов заложено на строительный контроль, авторский надзор, а также различные непредвиденные расходы. Все остальные деньги пойдут на подготовку территории, создание временных и постоянных строений, проводку коммуникаций.
Эксперты, как из России, так и из других стран, регулярно выступают с критикой по поводу «стройки века», впрочем, положительные отзывы тоже высказываются регулярно. Специалисты указывают на высокую стоимость объекта, а также на возможную опасность (неустойчивость опор в районе с высокой сейсмикой, наводнения), связанную с местом строительства.
К примеру, украинский инженер Георгий Росновский, который сам предложил два варианта строительства Керченского моста, считает, что проект, выбранный российской стороной, самый сложный и дорогой. По его мнению, логичнее всего было бы начать строительство от мыса Чушка: там более благоприятные условия, и расстояние между берегами меньше. Однако, в России отказались от этого варианта, поскольку в таком случае пришлось бы прервать паромную переправу.
Руководитель экспертного совета по подготовке строительства моста Олег Скворцов обратил внимание на сложные условия, в которых осуществляется возведение объекта, указав на некоторые его особенности. В частности, он рассказал, что нагрузку на опоры предполагается минимизировать, поэтому пролеты моста будут небольшие.
Керченский мост — транспортный переход через Керченский пролив, строительство которого предполагается завершить в декабре 2018 года. Планируется возвести мост с железнодорожным и автомобильным проездами. Длина моста составит 19 километров. Он будет проходить между Керченским и Таманским полуостровами через остров Тузла и Тузлинскую косу, соединив Краснодарский край и Крым. Мост и автомобильные подходы к нему должны стать частью автострады А-290 Керчь — Новороссийск.
Сколько стоило строительство Крымского моста
15.05.2018 г. произошло торжественное открытие Крымского моста, соединяющего аннексированный Крым и Краснодарский край России. Путепровод оказался одним из дорогостоящих в мире, а также самым длинным во всей Европе.
Керченский мост по своей протяженности сумел превзойти португальский путепровод Васка да Гама почти на 2 километра, явившись таким образом на просторах Европы самым длинным. Так, образовался 19-километровый переход, где 11,5 километра проходит по суше, включая о. Тузла, и 7,5 километра – над уровнем моря.
Сколько же стоит Крымский мост
Путепровод был возведен на финансы федерального бюджета, при этом внебюджетные средства не привлекались. Подобный инвестиционный пакет на сумму 26 миллиардов долларов Россией был утвержден в 2014 г. Так, на Керченский мост предполагалось практически 300 миллиардов рублей, или почти 5 миллиардов долларов. Между тем выполненные работы России обошлись в 227,9 миллиарда рублей, или 4 миллиарда долларов.
Крымский проезд является, как отмечалось, наиболее дорогостоящим в мире. Проведем сравнение: южнокорейский путепровод, проходящий между о. Йонджон и г. Инчхон, возведен за 1,9 миллиарда долларов. Он признан наиболее дорогостоящим в Азии. А вот на мост Верразано, объединяющий Нью-Йорк со Статен-Айлендом, было потрачено 2,4 миллиарда долларов.
Керченский мост по стоимости уступает лишь:
Немного истории
Транспортный проезд через Керченский пролив возведен в далеком 1944 г. Но мост не простоял долгое время, и уже спустя год его снес ледоход. В то время советские власти не стали его реставрировать. К обсуждению подобной идее вернулись только в 90-х гг.
Июль 2000 г. ознаменовался тем, что председателем Верховной Совета (Верховной Рады) Леонидом Грачом и главой правительства г. Москвы Юрием Лужковым был составлен договор касательно строительства моста. Между тем данный проект оказался нереализованным.
Возведение Крымского моста
Несмотря на то что летом 2014 г. утвердили проект Крымского моста, активное возведение стартовало лишь в 2016 г., когда были построены свайные опоры, а также суднопроходные части путепровода. Работы производились сразу на нескольких территориях, протяженность которых 10 км.
Генподрядчиком выступил холдинг Стройгазмонтаж, принадлежащий российскому миллиардеру Аркадию Ротенбергу, близкому к В. Путину. Поскольку его компания принимала участие в возведении моста, олигарх оказался под санкциями Евросоюза.
В 2017 г. летом в Керченском проливе приступили к строительству железнодорожной арки путепровода, которая была смонтирована в последних числах августа. Октябрь того же года ознаменовался установкой арки для автодорожного проезда. Так, в конце 2017 г. под автомобильную трассу все опоры оказались готовыми, и в феврале 2018 г. начато возведение автоподхода к мосту.
Окончание проекта планировалось на декабрь 2018 г., но открыть решили ранее на полгода. Между тем сразу Крымский мост предназначался для легковых автомобилей и автобусов. Но уже с 1 октября того же года была открыта полоса для грузовых машин. 23 декабря 2019 г. была достроена и запущена железнодорожная часть моста.
Мост объединяет аннексированный Крым и полуостров Тамань. Сам Крымский путепровод включает параллельно расположенные железную и автомобильную дороги. Автотрасса имеет 4 полосы. Пропускная способность составляет 40 тысяч авто за сутки. Максимально разрешенный порог скорости по дороге – 90 км/ч.
Строительство дороги от Краснодара до Керченского моста
Федеральным дорожным агентством объявлен конкурс на проект и возведение 1-го участка автомагистрали от Краснодара до Керченского моста. Данные о тендере находятся на сайте государственных закупок России.
Сколько же будет стоить строительство? На возведение 68 км трассы планируется выделить 59,2 млрд. руб., или почти 900 млн. долларов. Протяженность дороги составит 119 километров и выйдет без малого 100 млрд. руб., или 1,5 млрд. долларов.
Первый участок дороги будет проходить от Белого хутора, где расположены развязки автодорог Краснодар – Керчь, Новороссийск – Керчь, до трассы А-289 и автодороги из Славянска-на-Кубани в Крымск. Данный участок планируется к сдаче в использование в 2024 г. Второй же участок трассы будет достроен до предстоящего Дальнего западного обхода г. Краснодар.
Учитывая новую дорогу, правительство России израсходует на трассы в Крым свыше 500 млрд. руб., или 7,5 млрд. долларов. Из этого, как отмечалось, почти 228 млрд. руб. потрачено на Крымский мост, еще 40 млрд. руб., или 600 млн. будет направлено в 2021 г. на возведение Дальнего западного обхода г. Краснодар, а 166 млрд. руб., или 2,5 млрд. долларов выделено на 250 км трассы Таврида.
И немного культуры
15.05.2018 г. в ознаменование открытия моста был организован большой торжественный концерт с участием звезд российской эстрады.
01.11.2018 г. показали премьеру полнометражной художественной картины Т. Кеосаяна, сценаристом выступила М. Симоньян – «Крымский мост. Сделано с любовью!»
06.11.2018 г. – выпуск почтовой марки «Крымский мост» с 2 боковыми купонами. На марке размещена панорама моста, рыжий кот и морские суда. Автором является художник В. И. Бельтюков.
Весной 2019 г. группы «Любэ» и «Фабрика» представили клип композиции «По мосту», посвященный Крымскому мосту.
Денежные переходы: 10 самых дорогих мостов России
18 октября 2019 года глава Якутии Айсен Николаев сообщил, что президент одобрил план строительства моста через Лену. Этот проект был отложен в 2014 году из-за возведения Крымского моста. Стоимость перехода через Лену оценивается в 63,7 млрд руб. без НДС. Десятка самых дорогих мостов России — в обзоре РБК
Протяженность: 6 км
Стоимость: 252,8 млрд руб.
Статус: обсуждение проекта
Протяженность: 19 км
Стоимость: 227,9 млрд руб.
Статус: построен
Из-за него строительство моста через Лену отложили в 2014 году: после присоединения Крыма к России средства направили на строительство в Керченском проливе. Непосредственно возведение началось в 2016 году. Строительством занимались компании Аркадия Ротенберга «Стройгазмонтаж» и «Мостотрест». Автомобильную часть моста открыли 15 мая 2018 года при участии Владимира Путина и Аркадия Ротенберга. Железнодорожную часть предполагается ввести в эксплуатацию до конца 2019 года. Движение грузовых поездов отложат до середины 2020 года: подход с керченской стороны пришлось перенести из-за руин древнего города, найденного в прошлом ноябре в зоне строительства.
Против сооружения Крымского моста выступали на Украине и в ЕС. В команде нового украинского президента Владимира Зеленского заявили о возможных санкциях против компаний, участвовавших в возведении моста. Евросоюз ввел санкции против шести российских компаний в июле 2018 года, в том числе «Мостотреста» и «Стройгазмонтажа» Ротенберга. В Брюсселе считают, что строительство моста «подрывает территориальную целостность, суверенитет и независимость Украины»
Протяженность: 3,75 км
Стоимость: 120,8 млрд руб.
Статус: обсуждение проекта
Мост должен стать частью транспортного коридора Европа — Западный Китай, строительством может заняться компания «Мостотрест». Инвестором проекта выступит концессионная компания «Обход Тольятти». Власти Самарской области считают, что мост поможет увеличить поток грузовых перевозок в регионе. Инвесторы рассчитывают построить мост к 2023 году
Протяженность: 3,1 км
Стоимость: 82,9 млрд руб.
Статус: обсуждение проекта
Протяженность: 2,85 км
Стоимость: 44 млрд руб.
Статус: обсуждение проекта
14,8 млрд руб. инвестирует группа «ВИС», остальную часть суммы предполагается привлечь из бюджета. Мост через залив входит в проект автотрассы «Приморское кольцо», которая соединит Калининград со Светлогорском, Зеленоградском, Пионерским и аэропортом Храброво. Впоследствии планируется достроить дорогу до Балтийска
Протяженность: 1,6 км
Стоимость: 43 млрд руб.
Статус: проектирование
Новый переезд должен разгрузить существующий вантовый мост через Обь. Его планируют построить к 2024 году. Мост должен стать частью федеральной трассы Тюмень — Салехард
Протяженность: 2,5 км
Стоимость: 34 млрд руб.
Статус: в стадии строительства
В проект Восточного выезда из Уфы входит строительство автодорожного тоннеля протяженностью 1,2 км в районе трамплина, мостового перехода через реку Уфу длиной 2,5 км и автомобильной дороги по Зауфимью длиной 14 км до пересечения с трассой М5. Договор о начале работ был заключен в июле 2017 года. Планируется, что строительство завершится в 2022 году. Генподрядчик проекта — турецкая компания «Лимак»
Протяженность: 3,1 км
Стоимость: 32,5 млрд руб.
Статус: построен
Строительство моста на остров Русский через пролив Босфор Восточный было начато в сентябре 2008 года в рамках подготовки к саммиту АТЭС 2012 года. До этого остров был связан с Владивостоком паромной переправой и путь до города занимал несколько часов. Мост стал одним из самых высоких в мире — 324 м
Протяженность: 2 км
Стоимость: 14 млрд руб.
Статус: в стадии строительства
В марте 2019 года был представлен проект нового моста, так как старый, построенный еще в 1988 году, перестал справляться с потоком транспорта. Мост будет построен на принципах государственно-частного партнерства: 9,5 млрд руб. будет выделено из федерального бюджета, 1,4 млрд руб. — из бюджета региона, 3,1 млрд руб. — средства концессионера (ООО «Пермская концессионная компания»).
Существующий мост после постройки нового будет закрыт на реконструкцию, которая обойдется городскому бюджету в 30–50 млн руб.
Протяженность: 1 км
Стоимость: 13,6 млрд руб.
Статус: в стадии строительства
Стыковка двух частей моста через Амур состоялась в мае 2019 года. По словам главы Минвостокразвития Александра Козлова, он будет введен в эксплуатацию в апреле 2020 года. Строительство началось в 2016 году
Почему затраты на Крымский мост как минимум в 5 раз выше мировых цен?
В строительстве Керченского моста длиной 19 километров нет ничего необычного, а морских переходов подобных размеров в мире достаточное количество. Такое мнение высказал известный немецкий инженер-мостостроитель, признанный мировой специалист в области вантовых мостов профессор Хольгер Свенссон, сообщает издание «Крым Медиа».
По его словам, в США, например, существует мост через озеро Пончартрейн протяженностью в 38 километров, а в Португалии мост «Васко да Гама» имеет длину 17 километров.
Также, по словам инженера, в мире весьма распространена практика совмещения железнодорожного и автотранспортного мостов. http://crimea.kz/150045-Nemeckiiy-inzhener-Kerchenskiiy-most-vpolne-obychnyiy-proekt-analogov-v-mire-mnozhestvo.html
2. Мост Васко да Гама — самый длинный мост Европы
Если учитывать северные и южные подъездные дороги, то совокупная длина моста Васко да Гама составляет 17 185 метров.
На разработку и строительство было потрачено 1,1 миллиарда долларов. Мост был распределен на 4 части, и каждая построена разными компаниями, а весь процесс контролировался независимой группой компаний Lusoponte.
Реализация проекта стартовала в феврале 1995 года. В общей сложности строительство длилось 3 года. Из них полтора года шли подготовительные работы, а оставшееся время уже сам процесс возведения. Движение по мосту открыли 29 марта 1998 года. Зачастую в работах было занято до 3300 человек одновременно.
Источник: https://cattur.ru/europa/portugal/most-vasko-da-gama.html
3. Крымский мост
Почти полтора года назад официально сообщалось такое, ниже.
Затраты на проект перехода в Крым перевалили за 300 млрд рублей https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2017/02/01/675698-zatrati-kerchenskogo-mosta
Эта сумма включает расходы на сам Керченский мост и подходы к нему
01 февраля 2017 00:47 Екатерина Мереминская / Ведомости
Считаем по картинке: (24 + 7) + (223 + 4,7 + 4,5) + (16,9 + 5,2) + (15,03 + 0,7) + (7 + 2,1) = 310,13 млрд рублей.
«Подрядчиков, способных реализовать такие масштабные проекты, в принципе, немного, даже на ЦКАД их с трудом находят, а Керченский мост – проект политический, сроки сжатые, поэтому торговаться и рисковать правительство не хочет и назначает единственных исполнителей, говорит руководитель проектов практики «Инфраструктура» «НЭО центра» Евгений Мазур. Когда шло первоначальное обсуждение проекта, эксперты «Автодора» говорили и о 380 млрд руб., напоминает он, но это были грубые оценки. Поэтому сумма в 300 млрд руб., вероятно, еще будет расти и хорошо, если общая смета проекта уложится в 400 млрд руб., рассуждает он.»
Почему так дорого, несколько шкур разом дерут?
Артем, сотрудник международного банка, консультант по инвестициям в Россию: «В строительной отрасли откаты, вне зависимости от размера контракта, составляют в общей сложности 80%. На первом этапе — 70%, а еще по 20% от полученного затем забирают субподрядчики с прорабом. Это косвенно подтверждается тем фактом, что российские дороги обходятся в 5 раз дороже западных». https://esquire.ru/archive/5855-rasp-calc/
Прошу ответить только на один вопрос из списка.
Кто виновен в непомерных затратах на Крымский мост?
Сколько Россия потратила на Крымский мост
Мечта со столетней историей
Идея соединить Краснодарский край и Крым родилась более 100 лет назад, во времена царской России. Первое сооружение было построено советскими инженерами в 1944 г. В 1945 г. мост был разрушен ледоходом.
Руководство России и Украины договаривалось о возведении переправы через Керченский пролив в 2000 г., в 2010 г., и в 2013 г.
Выбор проекта
Перед тем, как остановиться на окончательном варианте, специалисты рассмотрели 74 проекта транспортной переправы. В том числе подводный тоннель, тянущийся по дну Керченского пролива.
Выбор пал на переправу, начинающуюся на Таманском полуострове, пересекающую пролив, огибая мыс Ак-Буран, и достигающую берегов Крыма.
Если бы переход построили в районе паромной переправы, он был бы короче и дешевле. Вариант отвергли из-за тектонического разлома и наличия активных грязевых вулканов.
Смета и подрядчик
Сложность заключалась в установке свай, ведь строительство должно было вестись в сейсмически активном районе. Кроме того требовалось сооружение дорог, обустройство зоны безопасности.
Важно: За время строительства было установлено 5500 свай и 595 опор, длиной от 3 до 35 м. На гигантской стройке одновременно работало до 16000 человек.
В результате эксперты остановились на итоговой стоимости возведения объекта – 227, 92 млрд. р. Работы велись на средства федерального бюджета, без привлечения дополнительных инвестиций.
В смету входят:
Подрядчиком выбрали компанию миллиардера Аркадия Ротенберга ООО « Стройгазмонтаж ». Подрядчик был определен вне конкурса ввиду отсутствия других претендентов.
Особенности строительства
Керченский мост России состоит из автомобильной трассы, насчитывающей 4 полосы, и железнодорожной ветки в обе стороны. Переправа длиной 19 км. тянется над водой на протяжении 7,5 км., над сушей – 11,5 км.
По подсчетам экспертов, ежегодное обслуживание переправы составит около 480 млн. р.
Внимание! Пропускная способность железнодорожной части сооружения – около 100 поездов в сутки в обоих направлениях. Автомобильная магистраль рассчитана на нагрузку в 40000 автомобилей в сутки.
Строительство велось на нескольких участках одновременно. Сначала, в 2016 г. специалисты и рабочие укрепили сваи. Сложность заключалась в том, что до твердого грунта необходимо было преодолеть 90 м. ила, находящегося на дне залива. В итоге свайные опоры забили на глубину 105 м.
Дополнительная информация: Грандиозное строительство не обошлось без происшествий. В 2016 г. в опоры моста врезалось судно из Турции. Одна опора затонула, ее разрезали и вывезли. Соседние опоры – сместились. Последствия были исправлены оперативно, на сроки завершения инцидент не повлиял.
В 2017 г. были завершены железнодорожные и автомобильные арки. Для прохода судов оставили центральную часть сооружения.
Торжественное открытие моста для движения легкового транспорта произошло 15 мая 2018 г., на 6 месяцев раньше запланированного срока. Грузовой транспорт поехал по путепроводы с 1 октября 2018 г. Железнодорожную часть запустили в декабре 2019 г.
228 миллиардов – это много или мало?
Крымский мост России стал самым масштабным, технически сложным и дорогим путепроводом в стране.
Для сравнения:
Если сравнивать с мировыми проектами, то Керченский путепровод – в тройке самых дорогих:
Во сколько обошелся крымский мост каждому жителю России?
Простой математический расчет позволяет определить, ударило ли грандиозное строительство по карману россиян.
Итогом возведения Керченского моста стало обновление инфраструктуры побережья Крыма и полуострова Тамань, упрощение доставки товаров в Крым и обратно. А жители России теперь чаще отдыхают на живописном побережье. По официальным данным туристический поток увеличился на 40-50%, примерно до 10 млн. человек в год.