в коллективном владении сельской общины вавилона находились какие земли

Право собственности вавилонского царя Хаммурапи

Законы Хаммурапи уделили большое внимание институту собственности, особенно собственности на землю. В в коллективном владении сельской общины вавилона находились какие земли. Смотреть фото в коллективном владении сельской общины вавилона находились какие земли. Смотреть картинку в коллективном владении сельской общины вавилона находились какие земли. Картинка про в коллективном владении сельской общины вавилона находились какие земли. Фото в коллективном владении сельской общины вавилона находились какие землиВавилоне земля находилась в собственности государства, общин или частных лиц. Государственные земли принадлежали царскому дворцу. Часть этих земель передавалась во владение или в аренду. Мелкие землевладельцы владели землей за плату натурой, другая часть земель передавалась должностным лицам и воинам в вознаграждение за службу (иногда с жителями, домом и инвентарем) как имущество илку.

В Законах Хаммурапи подробно говорится о земельных участках, выдаваемых воинам. Это имущество илку было изъято из оборота. Законы устанавливали лишь два исключения: его можно было продать, во-первых, тамкарам, во-вторых, другим покупателям, но при условии, что покупатель принимает на себя уплату в казну полагающихся сборов. Отказ воина идти на войну влек смертную казнь и утрату повинностного имущества. А если воин посылал наймита, то он сам подлежал смерти, а имущество переходило наймиту. В случае смерти воина или его пленения имущество переходило его сыну при условии несения им военной службы. В случае малолетства сына 1/3 земельного участка отдавалась матери. В случае возвращения воина из плена ему возвращалось имущество, отданное другому воину. За выкуп воина из плена платил храм или дворец. Все это было направлено на охрану воинов от разорения и привязывало их материально к царю.

Подробно регламентируются поземельные отношения внутри общины, которая сохраняла контроль над угодьями (луга, выгоны для скота) и над оросительной системой. Приусадебные участки, сады, пахотная земля находились во владении отдельных семей. Крестьянин мог продавать, менять, закладывать, сдавать в аренду, передавать по наследству свой участок – для этого даже не требовалось согласие общины. Необходимо было лишь соблюсти два условия:

1) все эти сделки мог совершать только полноправный член общины; вышедший из общины терял все права на земельный участок;

2) сделки по поводу земли можно заключать лишь в пределах общины; отчуждение земли за пределы общины не допускалось.

Законы отразили процесс наступления на общинные земли со стороны светской и жреческой знати. Существовала и практика раздачи царем общинных угодий своим приближенным. Община получала за изъятую землю определенную компенсацию, но воспротивиться отчуждению была не вправе.

В Вавилоне рано утвердилась частная собственность на землю, но она не получила широкого распространения.

Рабы (вардум) составляли собственность хозяина (их продавали, дарили, отдавали взаймы, передавали по наследству). В Вавилоне рабами становились не только чужеземцы, но и, при определенных условиях, жители Вавилона. Долговое рабство являлось срочным, которое не могло продолжаться более трех лет. Законы Хаммурапи предоставляли рабу право владеть имуществом, а также совершать в отношении него сделки, но после смерти раба имущество переходило к хозяину.

Источник

Государство и право Древнего Вавилона

Государственный строй Древнего Вавилона

Во главе государства стоял монарх (царь), который носил титул «деспот». В его руках была сосредоточена законодательная, исполнительная, судебная и религиозная власть. Он осуществлял управление через сложный бюрократический аппарат.

Существовало три основных ведомства: финансовое, военное и публичных работ.

В Вавилоне был развит бюрократический аппарат. Насчитывался большой штат сановников, чиновников. К высшим должностным лицам государства относились такие, как визирь, дворецкий, начальник финансов, главный военачальник. На местах существовали органы местной власти, например: руководство большими городами осуществляли наместники царя; правители местностей; органы общинного самоуправления, в чьих руках сосредотачивалась административная, финансовая и судебная власть на уровне общины.

Высшей судебной инстанцией был монарх, который мог взять на рассмотрение особо важные дела. Судебная власть не была отделена от административной. Системы органов судебной власти не существовало. На местах судебные функции осуществляли назначенные царем наместники и правители местности.

Правовой статус основных групп населения

Наиболее четкие социальные границы в Древнем Вавилоне проводились в праве между свободными и рабами.

В праве нововавилонского царства нашли отражение специфические формы рабской зависимости, связанные с прогрессом товарно-денежных отношений. Раб в это время все чаще стал выступать в качестве земледельца-арендатора, наделенного хозяйственной самостоятельностью. Некоторые рабы имели право вести свое хозяйство как свободные, иметь семью, владеть землями, домами, иногда значительным движимым имуществом, брать и давать ссуды другим рабам и свободным, продавать и покупать рабов и нанимать для работы рабов и свободных. За ними признавалось, в отличие от старовавилонских времен, право выступать в суде в качестве истца, ответчика, свидетеля. Однако, несмотря на это, раб оставался зависимым от своего господина: он был обязан ему выплачивать своеобразный ежемесячный оброк.

Право древнейших государств Месопотамии. Источники права

Как и во всех древнейших государствах, длительное время основным источником права в Двуречье был правовой обычай.

Одной из особенностей развития права в Двуречье стало раннее возникновение письменных законодательных актов, принятых по воле правителя.

Появление царских узаконений было вызвано особыми условиями становления и развития многочисленных государств, возникших в ходе войн, переворотов, завоеваний, когда складывались непрочные территориально-политические объединения, падала или укреплялась власть того или иного правителя, устанавливалось верховенство того или иного этноса. Царское законодательство стимулировалось и относительно ранним развитием товарно-денежных отношений, внутренней и внешней торговли.

Тем самым говорилось о божественном характере происхождения права. В настоящее время этот выдающийся памятник права хранится в Лувре в Париже.

Со временем, под влиянием роста товарного хозяйства, ростовщичества, долговой кабалы все большее место стало отводиться договорам: займа, аренды земли, купли-продажи, наследованию имущества и пр.

Характерной чертой указанных правовых документов была их незавершенность. Положения Законов царя Хаммурапи, например, касались главным образом правового регулирования отношений, связанных с царско-храмовым хозяйством. Пробелы в законах, нередкая констатация лишь противоправности того или иного деяния без указания санкции за такие тяжкие преступления, как убийство, чародейство и др., являются лишним свидетельством того, что, наряду с законом, особое место среди источников права отводилось в это время общинным обычаям, которыми и определялись эти санкции. Таким образом, право носило обычный характер.

На право Месопотамии так же, как на право других древневосточных государств, оказывала большое влияние религия.

Для Законов царя Хаммурапи была характерна казуистичность норм права, их формализм, тесная связь права с ритуалом, с символической процедурой. Формальный и символический характер имела, например, клятва, которая играла огромную роль в правосудии. С помощью клятвы, например, по Законам царя

Хаммурапи можно было снять все обвинения с женщины, оклеветанной мужем, разрешить споры по займам и пр.

В Законах Хаммураппи отсутствовала система изложения правовых норм: нормы материального права здесь чередовались с нормами процессуальными. Однако внутренняя логика изложения правового материала, безусловно, присутствовала. В Законах царя Хаммурапи нормы права были сгруппированы по предметам правового регулирования, а переход от одной группы к другой осуществлялся путем ассоциаций.

Вещное право. В Вавилонском государстве институт частной собственности на землю формировался длительное время. Изначально землепользование регулировалось правом в категориях свободного и зависимого владения, пользования. Значительные массивы плодородной обрабатываемой земли сосредотачивались в царских хозяйствах, а также хозяйствах храмов, которые часто пополнялись за счет многочисленных пожертвований со стороны правителей. Царские и храмовые земли обрабатывались различными категориями зависимого населения, сдавались в аренду, передавались за службу воинам, тамкарам, жрецам и др.

Договорное право. Отдельные виды гражданско-правовых договоров, например займа, мены, купли-продажи, в месопотамском законодательстве стали регулироваться очень рано.

Все сделки в Двуречье делились на две группы: с отчуждением вещи и без такового. Первый вид сделок в силу традиционных представлений о тесной связи вещи с жизнью индивида требовал выполнения более строгих условий, чем второй: письменного договора, клятв, присутствия свидетеля и пр. К ним относились договоры купли-продажи, дарения, раздела наследства, усыновления.

Уголовное право. Нормы уголовного права свидетельствовали о закреплении архаических норм первобытнообщинного строя, самосуде, коллективной общинной ответственности, объективном вменении. Законодатель не сформулировал общие принципы уголовного права, формы вины; обстоятельства, отягчающие и смягчающие наказание; соучастие; покушение и пр. Но определенные упоминания об этих понятиях есть в Законах царя Хаммурапи; например, понимание различий между умышленным и неумышленным преступлением, соучастия в форме пособничества, подстрекательства, недоносительства или укрывательства, обстоятельств, отягчающих преступление, и пр.

Наказания характеризовались жестокостью. Применялась смертная казнь (как в случае совершения умышленного преступления, так и неосторожного) в форме сожжения, утопления, сажания на кол и др. Законодатель закрепил членовредительские наказания, например, отсечение рук, пальцев, отрезание уха, языка, в том числе по принципу талиона (око за око, зуб за зуб), если потерпевший и преступник были равны по социальному положению, и др. Эти наказания соседствовали с другими: обращение в рабство, изгнание из общины и семьи, штраф (композиция), принудительный труд, клеймение, битье палками и др.

Эти преступления посягали на нормы морали, нравственности, сложившихся в обществе традиций.

Брачно-семейное право. Брачно-семейные отношения носили патриархальный характер.

С точки зрения права вавилонскую женщину II тыс. до н.э. нельзя назвать полностью бесправной, хотя в общественном сознании и здесь ее роль сводилась к тому, чтобы быть собственностью мужа. В Вавилоне женщина могла быть свидетелем, жрицей, могла владеть имуществом и заниматься торговлей.

Не препятствовали заключению брака ранний возраст невесты, отсутствие согласия женщины, рабское положение мужа.

Брак не считался священным. Его можно было расторгнуть.

Средствами доказательства служили свидетельские показания, клятва, ордалии и др.

Стадия предварительного расследования отсутствовала. Судья исследовал обстоятельства дела, выносил решение и не мог изменить его. Если же решение изменялось, то он платил штраф и лишался своего места. В большинстве случаев истец или потерпевший должен был сам доставить ответчика в суд. Розыск и арест особо опасных преступников были делом царских наместников. И истец, и ответчик сами предоставляли суду доказательства. Судебное дело считалось законченным после выдачи судьей решения, которое он не мог изменить.

В российской науке, описывая историю государства и права восточных стран, например, таких как Китай, Индия, Япония, Вьетнам, ученые придерживаются формационного подхода. Однако ученые Вьетнама, которыми написаны данные главы учебника, предложили рассмотреть историю государства и права этих стран с точки зрения цивилизационного подхода. Учитывая близость духовно-нравственных начал в процессе формирования права и государства, роль ритуала и религии, достижения экономического развития в последние десятилетия, усиление политического влияния этих стран на международной арене, поиск и успешную реализацию оптимальной модели государства, представляется полезным и интересным изложить историю государства и права этих стран с позиции современных ученых Вьетнама.

Источник

Глава 3. Древний Вавилон

Все лично свободное население Древнего Вавилона делилось на:

Помимо сословного деления существовало разделение по профессиональным признакам:

• придворные служащие — царские телохранители и высшее жречество;

• храмовые служители — одна из самых почетных профессий;

Рабы подразделялись на:

Для обозначения рабского состояния рабов клеймили особыми знаками, вырезаемыми или выжигаемыми на теле. Рабы не обладали правосубъектностью и рассматривались законом как вещь, находящаяся в полной собственности хозяина; рабов могли продать, заложить, сдать в аренду. Повреждение здоровья или лишение жизни раба считалось не более как повреждением имущества его господина, которому виновный обязан был возместить ущерб. Рабы не имели права на собственность: с разрешения господина они могли владеть имуществом, но оно считалось частью собственности господина и переходило к нему после смерти раба.

Древневавилонское царство было централизованным государством. Законодательная, исполнительная и судебная власть находилась в руках царя. Глава государства считался наместником и служителем бога.

в коллективном владении сельской общины вавилона находились какие земли. Смотреть фото в коллективном владении сельской общины вавилона находились какие земли. Смотреть картинку в коллективном владении сельской общины вавилона находились какие земли. Картинка про в коллективном владении сельской общины вавилона находились какие земли. Фото в коллективном владении сельской общины вавилона находились какие земли

Земельная собственность в Вавилоне

Особенность дворцовой системы управления проявлялась в том, что лица, управлявшие царским хозяйством, занимали и высшие должности в государстве. К высшим сановникам государства относились везир, дворецкий, начальник финансов, кравчий, главный военачальник. В системе государственных органов различались центральные и местные органы управления. Большими городами управляли наместники царя. На местах сохранялись органы общинного самоуправления, осуществлявшие административную, финансовую и судебную власть

В Вавилонском государстве до правления Хаммурапи ведущее место в осуществлении правосудия принадлежало храмовым и общинным судам В качестве судебных органов выступали советы храмов, общинные собрания или специально выделяемая ими коллегия общинных судов. В общинах коллегиальные суды состояли из членов совета старейшин; руководство ими осуществляли рабианумы

Характерные черты государственного устройства Вавилонии

1 Неограниченная впасть царя (назначал правителей областей и городов, руко

водил войском) Но в отличие от фараонов сам царь, по представлениям вавилонян, богом не был

2 Управление с помощью государственных служащих

3 Существование общинных земель_________ ____________________________

В нововавилонском обществе в храмовые советы, осуществлявшие судебные функции, включались представители народных собраний городов, на территории которых находились храмы.

В Вавилонии имелась регулярная армия В целях укрепления боеспособности и дисциплины в армии Законы Хаммурапи предписывали жестоко карать воинов, нарушавших царский приказ о выступлении в поход, а также воинских начальников, использовавших в своих целях имущество солдат <илку) или отдававших это имущество внаем

Во время крупных военных походов созывалось общинное ополчение При Хаммурапи произошел отрыв постоянной армии от общинного землевладения Воин получал надел царской земли, который обеспечивал его и его семью, причем воинский надел полностью исключался из имущественного оборота, все сделки относительно земли воина считались ничтожными. Если воин бросал свой надел ради избавления от службы, то он не терял права на него в течение года при условии возвращения к своим обязанностям.

Одна из первых компиляций законов Вавилонии, вероятно относившаяся к началу правления царя Хаммурапи, до нас не дошла. Известные нам Законы Хаммурапи были созданы предположительно в конце этого правления. По мнению ученых, Законник подвел итоги деятельности правителя Все законы написаны на разговорном вавилоно-аккадском языке Формулировки четкие, лаконичные.

Законник отражает многовековой итог юридической мысли и практики, в нем заметно влияние древних законов Шумера и Аккада. Следуя традиции, Хаммурапи провозглашает себя поборником Справедливости, Истины, Милосердия В ту эпоху эти термины, вероятно, обозначали законность и правопорядок.

Ученые выделили в своде законов 282 параграфа.

Изложение законов произведено в казуистической форме. Текст не содержит общих принципов, практически не имеет религиозного и морализирующего элементов.

Сборник состоит из трех частей:

• введения, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему

царство для того, «чтобы сильный не притеснял слабого», а также

пер ечисляет благодеяния, которые были им оказаны городам своего

• 282 статей законов;

в коллективном владении сельской общины вавилона находились какие земли. Смотреть фото в коллективном владении сельской общины вавилона находились какие земли. Смотреть картинку в коллективном владении сельской общины вавилона находились какие земли. Картинка про в коллективном владении сельской общины вавилона находились какие земли. Фото в коллективном владении сельской общины вавилона находились какие земли

Источниками при составлении сборника послужили:

В Вавилоне подобно Египту были узаконены следующие виды земельной собственности:

Царским и храмовым хозяйством управлял царь. С развитием частной собственности на землю сокращались общинные земли, происходил упадок общины. Поэтому земли могли свободно продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству. Каких-либо ограничений на подобные сделки со стороны общины не было.

Крупные землевладельцы использовали труд рабов и наемных рабочих; мелкие землевладельцы обрабатывали свою землю сами. Земельные наделы воинов, а также имущество солдат, как было сказано в разделе «Государственное устройство Вавилонии», подчинялись особому правовому режиму.

При царе Хаммурапи частная собственность на землю достигла наивысшего уровня развития.

Законодательству Хаммурапи известны следующие договоры:

в коллективном владении сельской общины вавилона находились какие земли. Смотреть фото в коллективном владении сельской общины вавилона находились какие земли. Смотреть картинку в коллективном владении сельской общины вавилона находились какие земли. Картинка про в коллективном владении сельской общины вавилона находились какие земли. Фото в коллективном владении сельской общины вавилона находились какие земли

Верхняя часть стелы Хаммурапи

Большую роль в земельных отношениях того времени играет аренда, поэтому в Законах Хаммурапи ряд статей посвящен аренде поля, сада, еще неосвоенной земли. В Законах Хаммурапи упоминаются различные виды имущественного найма: помещений, домашних животных, кораблей, повозок, рабов. Устанавливается плата за наем вещей, а также ответственность в случае потери или гибели нанятого имущества.

При помощи договора личного найма оформляли на службу сельскохозяйственных рабочих, врачей, ветеринаров, строителей. Законами определялся порядок оплаты труда этих лиц и их ответственность за результаты труда. Особенностью законодательства Хаммурапи в отношении договора займа (как денежного, так и натурального) является стремление оградить должника от притеснений кредитора и предотвратить развитие долгового рабства. Законы подробно регулировали следующие положения:

• ограничение максимального срока отработки долга тремя годами;

• ответственность кредитора в случае смерти должника в результате жестокого обращения с последним.

Договор купли-продажи также был очень распространен ввиду существования частной собственности на движимое и недвижимое имущество. Купля-продажа регламентировалась следующими положениями:

• продажа ценных предметов (земли, построек, рабов, скота) осуществлялась в письменной форме при свидетелях;

• продавцом мог быть только собственник вещи;

• продажа имущества, изъятого из оборота, считалась недействительной. Брак заключался на основе письменного договора между будущим

мужем и отцом невесты и был действительным только при наличии этого договора.

Главой семьи был муж. Замужняя женщина обладала некоторой правоспособностью: она могла иметь свое имущество, сохраняла право на принесенное ею приданое, имела право на развод, могла наследовать после мужа вместе с детьми. Однако права жены были ограничены: за неверность (определяемую в законе как прелюбодеяние) она подвергалась суровому наказанию; если была бесплодна, то мужу разрешалось иметь дополнительную жену.

Будучи главой семьи, отец имел над детьми большую власть: он мог продавать детей, отдавать их в качестве заложников за свои долги, отрезать язык за злословие по отношению к родителям.

Хотя закон и признает наследование по завещанию, преимущественным способом наследования по Законам Хаммурапи является законное наследование, когда в качестве наследников выступали:

• усыновленные дети (Законы Хаммурапи разрешали усыновлять детей);

• дети от рабыни-наложницы, если отец признавал их своими.

Отец не имел права лишить наследства сына, не совершившего преступления.

Общего понятия преступления и перечня всех деяний, которые признаются преступными, Законы Хаммурапи не дают. Из содержания правовой компиляции можно условно выделить три вида преступлений:

К преступлениям против личности законы относят неосторожное убийство. Об умышленном убийстве ничего не говорится. Подробно рассматриваются различного рода членовредительства: повреждения глаза, зуба, кости. Отдельно отмечается причинение побоев.

В числе имущественных преступлений законы называют кражу скота, рабов. Отличными от кражи преступлениями считаются грабеж, укрывательство рабов.

Преступлениями, подрывающимиустоисемьи, законы считают прелюбодеяние (неверность жены, и только жены) и кровосмешение. Также преступными являлись действия, подрывающие авторитет отцовской власти. Целью наказаний, предусмотренных Законами Хаммурапи, являлось возмездие. Основными видами наказаний являлись:

ное за равное», когда виновному назначалась та же участь, что и потерпевшему.

Издание свода Законов Хаммурапи ограничивало произвол властей и способствовало установлению определенного правопорядка в стране.________________________________________________________________________ j

Как и в Древнем Египте, в Вавилонии ведение судопроизводства по уголовным и гражданским делам осуществлялось одинаково и начиналось по частной жалобе потерпевшей стороны. Согласно нормам процессуального права, судья был обязан лично исследовать дело. Изменить свое решение он не мог под угрозой крупного штрафа и лишения должности без права возвращения к ней.

Доказательствами в судебном процессе служили свидетельские показания, клятвы, а также ордалии (например, испытание водой, регламентированное ст. 2 законов).

Хронология истории древневосточных государств (Египет, Вавилон) (до н. э.)

Аннерс Э. История европейского права. М., 1995. Гл. 1.

БогословскийЕ. С.Государственное регулирование социальной структуры Древнего Египта// Народы Азии и Африки. 1981. № 1.

Васильев Л. С. История Востока: В 2 т. М., 1993. Т. 1. Гл. 11-12.

Взгляды сторонников сочетания конфуцианского и легистского подходов к закону // Антология мировой правовой мысли: В 5 т. Т. 1. Античный мир и Восточные цивилизации. М., 1999. С. 515-524.

Всемирное писание: Сравнительная антология священныхтекстов / Пер. с англ. М., 1995. Гл. 20.

Давид Р. Основные правовые системы современности / Пер. с франц. М., 1966.

Калинина Э. А. История рабовладельческого государства и права. Государство и право Древнего Востока. Египет, Вавилон, Индия и Китай. Мн., 1997. Культура, история и искусство Древнего Египта (ЪтЛр:/Ду\у\у.кете1;.гиД Лурье И. М. Очерки древнеегипетского права. ХУ1-Х вв. до н. э.: Памятники и исследования. М., 1960.

Мертц Б. Древний Египет: Храмы, гробницы, иероглифы. М., 2003. МертцБ. Красная земля, Черная земля. Древний Египет: Легенды и факты. М., 2003.

От магической силы к моральному императиву: категория дэ в китайской культуре. М., 1998.

ВегеИ]. О. V. Опагтазазг-га апс! Т ипсНса1 ЬкегаШге. ‘МезЪаскп, 1973. Контрольные вопросы

1. Какие основные периоды следует различать в истории древнеегипетского и древневавилонского обществ?

2. Как управлялись Древнеегипетское и Древневавилонское государства?

3. В чем своеобразие древнеегипетского права и правосудия?

4. Каковы особенности Законов царя Хаммурапи?

Источник

§ 3. Право собственности

От эпохи Хаммурапи до нас дошло множество документов, свидетельствующих о довольно широком развитии частной соб­ственности в Вавилоне: акты продажи домов, полей, садов, рабов и т. п. Часть этих документов хранится в музеях Москвы и Санкт- Петербурга[28].

Государственные земли рассматривали как царские земли, как земли, принадлежащие дворцу. Часть этих земель царь передает мелким земледельцам за плату натурой, прикрепляя их к земле, в некоторых случаях предоставляя землепользователю не только участок земли, но и весь необходимый инвентарь; другую часть царь предоставляет должностным лицам и воинам в вознаграж­дение за их службу.

а) Имущества “илку”. Учитывая то обстоятельство, что воину не всегда возможно самому заняться обработкой земли, вместе с участком земли воину давали и рабочую силу из посаженных на землю земледельцев, вероятно, из числа жителей завоеванных зе­мель.

Участки, предоставленные чиновникам и воинам, остаются за ними все время, пока они выполняют службу, и переходят по наследству к их сыновьям, если на них будет возложена та же служба.

Эти земли, а также дома и инвентарь, предоставленные чи­новнику или войну, образуют особый разряд имуществ — так на­зываемые имущества “илку”. Илку — это имущества, предостав­ленные царем под условием несения службы, под условием вы­полнения особых повинностей в интересах государства.

Земли, дома и прочее имущество илку изъяты из оборота: их нельзя ни купить, ни продать, ни завещать жене или дочери, ни употребить на выкуп воина из плена, ни обратить на уплату сво­их долгов.

Судебник Хаммурапи в ст. 40 устанавливает лишь два исклю­чения, когда продажа имущества илку признается допустимой: во- первых, его можно продавать тамкарам, во-вторых, другим об­ладателям имущества илку с тем, что покупатель принимает на себя уплату в казну сборов. Продавать, таким образом, разреша­ется лишь лицам, способным обеспечить поступление сборов, свя­занных с обладанием этим имуществом.

Чтобы запрещение продавать имущество илку не подверга­лось обходу, закон воспрещает и обмен участка, сада или дома илку. Стороны, совершившие обмен, возвращаются в прежнее со­стояние. Если владельцу имущества илку было уплачено при об­мене дополнительное вознаграждение, оно остается в его пользу.

б) Обязанности обладателя имущества илку. Обладатель имущества илку обязан лично выполнять военную службу в поль­зу государства. Если он наймет себе заместителя, которого пош­лет вместо себя на службу, он подлежит смертной казни и его дом передается тому, кого он нанял в качестве своего заместителя (ст. 26).

Если воин попадет в плен, участок или сад илку передается его взрослому сыну под условием несения службы. Если сын его малолетен и не может принять на себя несение службы, его мате­ри оставляется треть поля и сада, чтобы она могла воспитать сына.

Воин обязан обрабатывать переданную ему землю илку. Если он оставит ее без обработки в течение трех лет и кто-либо другой овладеет ею и примет на себя все обязанности, связанные с вла­дением этой землей, первоначальный владелец теряет все свои пра­ва на землю (ст. 30).

в) Общинная собственность на землю. Общинная собствен­ность долго сохраняется наряду с государственной (дворцовой и храмовой). Ее длительному сохранению способствовала здесь не­обходимость совместного организованного пользования водой для орошения полей.

Земля, составлявшая собственность общины, была распреде­лена между селениями. Территория, на которой располагалась об­щина, распадалась на более мелкие территориальные единицы. Общинная земля делилась на парцеллы, распределявшиеся меж­ду жителями данной местности — “соседями”, как они обознача­ются в текстах документов. Распределение земель, по всей веро­ятности, происходило по жребию; земля давалась на время с пе­риодическими переделами и с правом руководителей общины на ее отобрание.

Отдельные члены общины имели лишь право временного поль­зования землей без возможности ее отчуждать или передавать по наследству. В некоторых случаях допускалось отчуждение общин­ной земли; чаще всего отчуждение производилось в пользу царя.

Для продажи земли требовалось, по-видимому, согласие со­седей. Остатком этого порядка являлось право обратной покупки проданной земли, сохранявшееся за соседями.

От касситской эпохи дошли до нас так называемые “кудур- РУ” (КУДУРРУ означает “граница”, “межа”), документы-камни (иног­да до ъи метра в высоту), которые, будучи скреплены печатями заинтересованных лиц, ставились на границе участков и должны были служить подтверждением прав их владельцев. Копии кудурру хранились обычно в храмах, а позднее вместо того, чтобы ставить камни на поле, их просто стали помещать в храме. Границы учас­тков были поставлены под покровительство богов, особенно бога Ниниба, “владыки границ и пограничных камней”.

Из этих камней-документов мы узнаем, что царь, жалуя земли частным владельцам, нередко приобретал их у общин — Ьйи, у территориальных “соседских” общин. Последнее подтверждается тем, что общинники обозначались нередко термином “соседи”.

Иногда кудурру ставились и в целях защиты частной соб­ственности, приобретенной путем покупки у отдельных лиц, да­рения, обмена, раздела или передачи в приданое.

Общины отнюдь не были чем-то новым в касситскую эпоху, чем-то привнесенным завоевателями, как думают некоторые ис­следователи. Они, несомненно, в еще большей степени характерны для вавилонского общества до завоевания Вавилона касситами.

Это ясно хотя бы из ст. 23 и 24 законов Хаммурапи, которые возлагают на общину — а1и — обязанность возместить ущерб по­терпевшему от грабежа при неразыскании виновного. Возмещение убытков общины от прорыва плотины имеют в виду ст. 53 и 54.

Известные надписи на обелиске царя Маништусу (XXVI в. до н. э.) также говорят о покупщике земли царем у общин. Таким об­разом, сельские общины существовали давно и длительно сохра­нялись в Двуречье.

Переход общинной земли в частную собственность находил свое отражение в кудурру. Кудурру отмечали, например, что царь дарит землю, принадлежавшую общине, за которую община по­лучила вознаграждение.

Уступка общинной земли происходила как за вознагражде­ние, так и бесплатно. За землю иногда платили не деньгами, а про­дуктами и предметами, как-то: зерном, маслом, скотом, одеждой, повозками. Бесплатная передача земли происходила под предло­гом, что общине предоставлены были какие-либо услуги.

Земля, передаваемая царем согласно кудурру, становилась частной наследственной собственностью. На собственника ложи­лись, однако, некоторые повинности в пользу царя (повинности, связанные с поддержанием в порядке ирригационных сооружений, строительством дорог и мостов и т. п.), повинности в пользу общи­ны (право взимать сборы лесом, травой, соломой, зерном, право требовать пастбищ, помещений для скота и т. п.), повинности в пользу соседей (в отдельных случаях право пользоваться водой, и т. п.).

Царские дарения земли иногда сопровождались актом, кото­рый устанавливал разного рода льготы, как-то: освобождение от забот о царских каналах, от работ по строительству новых ирри­гационных сооружений, освобождение от забот о поддержании в порядке водоемов, освобождение от реквизиций скота и повозок, сборов в пользу храмов, от всякого рода работ, даже от содействия постройке дорог и мостов.

Частная собственность на землю приобреталась обычно без особых формальностей, в результате составления документа, к ко­торому прилагал свою печать продавец.

Иногда кудурру пресекали споры, которые в течение долгих лет вели между собой члены семьи или две семьи между собой.

1. Защита частной собственности. Частная собственность в Вавилоне охранялась самыми решительными мерами. Вору гро­зила смертная казнь, если он не в состоянии был уплатить уста­новленные законом огромные штрафы.

Собственнику предоставлялась также возможность истребо­вать свою вещь у любого лица, у которого она окажется. В том случае, если владелец вещи будет ссылаться на то, что он ее при­обрел в результате покупки, собственник должен привести к су­дье свидетелей, которые способны подтвердить принадлежность ему спорной вещи, а лицо, у которого оказалась вещь, должно при­вести продавца и свидетелей, при которых совершена была про­дажа.

Если допрос свидетелей подтвердит, что была продана чужая вещь, собственник получает обратно свою вещь, а покупатель по­лучает от продавца то, что он за нее уплатил, продавец же при­знается вором и подлежит смертной казни как вор. Если же вла­делец вещи, против которого спорит собственник, не сможет ука­зать лица, продавшего ему вещь, и не сможет представить свиде­телей, способных подтвердить продажу, а собственник докажет сви­детельскими показаниями свои права на вещь, владелец признается вором и предается смерти. Если, наоборот, истец, претендующий на вещь, не сможет доказать свое право собственности, он преда­ется смерти как клеветник.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *