Бурная история Ливана наложила свой отпечаток на современный состав населения. Являясь одним из арабских народов, ливанцы вместе с тем во многом самобытны и пронесли свою самобытность через века.
Более 90% населения Ливана составляют арабы, остальные — армяне, курды, греки, турки, персы, черкесы. Литературный язык — арабский, разговорный — его ливанский диалект. В отличие от других арабов ливанцы, разговаривая друг с другом, мало жестикулируют, они менее экспансивны. Многие образованные ливанцы говорят по-французски.
Религиозный состав населения чрезвычайно пестр. Эта страна — единственная в арабском мире, в которой христиане до сравнительно недавнего времени составляли приблизительно половину всех ее жителей.
Остальные же — мусульмане, почти поровну представляемые суннитами и шиитами, есть здесь и друзы. Среди мусульман сунниты чаще принадлежат к обеспеченным, а большинство шиитов относится к бедным слоям населения. В городах многие из них занимаются самой низкооплачиваемой работой. Большинство шиитов живет в Южном Ливане — в хозяйственном отношении самой слаборазвитой части страны и занимается земледелием. Среди христиан около 2/3 составляют марониты, называющие себя так по имени основателя секты — Маруна. Эта секта возникла в Сирии, и в конце XV в. ее приверженцы обосновались главным образом в горах Ливана, где легче было отстоять религиозную самостоятельность. В XVI в. маронитская церковь подчинилась Ватикану, но сохранила особую организацию, близкий к православному ритуал и непризнание целибата (безбрачия священников).
Так, президент республики избирал парламентом из числа маронитов — самой влиятельной христианской общины стране. Премьер-министром мог бы только мусульманин-суннит, а председателем парламента— мусульманин-шиит Законодательный орган страны состоял из 99 депутатов и комплектовался таки образом, чтобы на каждых 6 христиан приходилось 5 мусульман.
Соглашение 1943 г. основывалось на переписи, проведенной еще в 1932 г. согласно которой в Ливане проживал 792 тыс. христиан и 536 тыс. мусульман. С тех пор не проводилось ни одной новой переписи. Ведь она могла бы показать изменение религиозного состава в пользу мусульман, а это повлекло бы пересмотр системы представительства в парламенте, чего любыми способами стремились избежать правые христианские группировки.
Сложный конфессиональный состав населения вызвал в Ливане своеобразную политическую систему, основанную на принципах пропорционального участия в органах высшей власти различных религиозных групп и общин. Введение этой системы было предусмотрено так называемой Национальной хартией — джентльменским соглашением, заключенным устно в 1943 г. между мусульманскими и христианскими лидерами в момент провозглашения Ливана независимой республикой и ставшим чем-то вроде второй конституции. Хотя официально это обстоятельство не было узаконено, но выполнялось оно скрупулезно. Между тем совершенно очевидно, что за 60 лет соотношение конфессиональных групп изменилось.
Все сказанное объясняет особую роль в Ливане религии. Надо иметь в виду, что существующая в Ливане конфессиональная система охраняет интересы наиболее деятельной христианской буржуазии, национально-патриотические силы, пробивные партии и организации выдвигающие развернутую программу коренных социально-политических реформ в стране одним из основных пунктов которой являлось требование упразднить архаичную конфессиональную систему. Руководители национально-патриотических организаций указывали, что в настоящее время большинство населения страны возглавляет мусульманская община, в то время как командные посты в республики занимают христиане. Таким образом, традиционная государственная система служит серьезным препятствием на пути осуществления прогрессивных преобразований в интересах всего ливанского народа. И жизнь уже начала вносить в нее и коррективы.
После создания в 1948 г. государства Израиль на ливанской территории нашли приют палестинцы, изгнанные из своих прежних мест, в основном мусульмане. Поначалу их было около 150 тыс. человек 1975 г. это число удвоилось. Большаны часть палестинцев живет в специальных лагерях — поселках, состоящих из жалких лачуг. Всего таких лагерей около пятнадцати, они расположены преимущественно в южной части страны, в Бейруте и его окрестностях. Лишь немногим более состоятельным палестинцам удалось получить ливанское гражданство, остальные лишены работы, либо занимаются самой низкооплачиваемой работой: мусорщики, уборщики, чернорабочие на стройках, сельскохозяйственные рабочие.
Несколько раз на протяжении последних лет лидеры реакционных дохристианских организаций, опираясь на влиятельные буржуазные круги, предпринимали попытки вытеснить из Ливана палестинские освободительные организации. Спровоцированные ими начале 1975 г. выступления против палестинцев привели к крупным вооруженным столкновениям, унесшим сотни жизней.
Осенью 1975 г. развязанные правохристианскими экстремистскими группировками вооруженные столкновения с национально-патриотическими силами и палестинцами переросли в гражданскую войну. Под огнем артиллерии, минометов и ракет погибли десятки тысяч мирных жителей. Лагеря палестинцев на окраинах Бейрута, после зверской расправы над их обитателями, были разрушены, а затем сравнены с землей. Многие сотни тысяч людей остались без крова, без средств к существованию. Военные действия серьезно нарушили экономическую жизнь страны. Ущерб, Нанесенный ожесточенными боями, исчисляется многими миллиардами ливанских лир.
Ливанский кризис приобрел крайне острый и затяжной характер прежде всего потому, что в нем тесно переплелись достигшие большого накала классовые и религиозные противоречия, а также из-за вмешательства в конфликт внешних, империалистических сил.
В Ливане, где самое высокое положение в обществе занимает христианская буржуазия, кризис вылился в противоборство реакционных правохристианских группировок с национально-патриотическими силами, действующими совместно с палестинским движением сопротивления. Прямую военную помощь правым оказывал Израиль, войска которого непосредственно участвовали в боевых действиях на юге страны, а его военные корабли проводили рейды у ливанских берегов, блокируя Тир, Сайду и другие порты.
Международный империализм вместе с Израилем и местной реакцией стремились разгромить палестинское движение сопротивления, которое находится на переднем крае антиимпериалистической борьбы на Ближнем Востоке, используя для этого спровоцированную ими же братоубийственную войну арабов друг против друга.
Израильская агрессия поначалу преподносилась ее организаторами как ответ на действия палестинских партизан, однако факты явно свидетельствовали, что израильское вторжение было давно запланировано и тщательно готовилось. Его целью было разгромить палестинское движение сопротивления и другие прогрессивные силы Ливана. Цель вторжения состояла в том, чтобы расчистить путь для сделок между израильскими экспансионистами и арабской реакцией. Правохристианские консервативные силы Ливана уже задолго до того вступили в открытый союз с Тель-Авивом.
В соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН от 19 марта 1978 г. в Южный Ливан были введены войска ООН для поддержания мира. Это же решение обязало Израиль вывести свои войска с оккупированной ливанской территории.
До первой мировой войны, в эпоху турецкого господства, многие ливанцы бежали из родных мест, гонимые нехваткой земли и безработицей. В годы французского мандата эмиграция продолжалась. Не остановилась она и сейчас. В Ливане сравнительно легко было получить квалификацию и образование; процент грамотности здесь самый высокий в арабских странах (78 — 80), но найти приличную, по местным понятиям, работу значительно сложнее. Поэтому многие учителя, врачи, клерки, журналисты, даже квалифицированные рабочие отправлялись за границу на поиски лучшей жизни. В настоящее время более 1,5 млн. ливанцев живет за пределами родины: около 0,5 млн. в Северной Америке, примерно столько же в Бразилии, почти 200 тыс. в Аргентине, 100 тыс. в Африке.
С конца 60-х годов несколько десятков тысяч ливанцев приехало в богатые нефтью княжества Персидского залива. Подзаработав, они, как правило, возвращаются на родину, однако часть эмигрантов навсегда остается за границей. 4/5 населения Ливана живет в прибрежных районах, а также на западных склонах гор, обращенных к Средиземному морю. Там разместились почти все значительные города, экономические центры, а плотность населения превышает 500 человек на 1 кв. км. Деловая жизнь этой части страны тяготеет к Бейруту, население составляет 950 тыс., а вместе с прилетающими к нему городками и селениями— 2,0 млн. человек. Городки, разместившиеся на склонах подступающих к Бейруту гор, очень быстро растут, а до событий 1975 г. в летние месяцы население удваивалось за счет туристов из соседних арабских стран и состоятельных бейрутцев, спасавшихся в горах от духоты и высокой влажности воздуха.
7-10 млн. чел [1] Ливан : 4 млн. чел Аргентина : 1,5 млн. чел Колумбия : 700 тыс. чел [2] США : 440 тыс. чел Мексика : 400 тыс. чел [3] Канада : 250 тыс. чел Австралия : 181 тыс. чел Эквадор : 100 тыс. чел Уругвай : 70 тыс. чел Нигерия : 31 тыс. чел Сенегал : 30 тыс. чел Кипр : 20 тыс. чел Великобритания : 10 459 чел Либерия : 4 тыс. чел Израиль : 2,5 тыс. чел
Ливанцы — народность, проживающая в Ливане.
Содержание
Места обитания и численность
Проживают на территории Ливана. Общая численность ливанцев 14-15 млн. чел. В Ливане их численность составляет около 3 971 941 человек. Ливанцы составляют примерно 95 % всего населения, также с ними проживают и другие народы: палестинские беженцы, курды, армяне 4 %, греки, турки и др. Население городов: Бейрут — 1,5 млн, Триполи — 200 тыс., Захла — 200 тыс., Сайда (Сидон) — 100 тыс., Тир — 70 тыс. Ежегодный прирост населения — 1,34 %, коэффициент рождаемости 10,68 на 1000 человек, коэффициент смертности — 6,32 на 1000 человек. Также ливанцы имеют диаспоры в Южной и Северной Америке, Европе, Африке и некоторых других странах Ближнего Востока. Самая большая диаспора ливанцев находится в Бразилии.
Происхождение
Ливанцы относятся к семитским народам — потомкам древних арамеев и финикийцев, которые смешались с семитскими и несемитскими захватчиками, в том числе с египтянами, персами, греками, римлянами, арабами, ассирийцами и европейскими крестоносцами.
Религия
Численность христиан разных конфессий в Ливане достигает 40 % населения (по другим данным — около 30 %), а в 1920-е гг., при французском мандате, их было больше половины. На территории Ливана сосуществуют шесть восточнокатолических церквей — маронитская (западно-сирийская), халдейско-католическая, грекокатолическая, армянокатолическая, сирокатолическая и копто-католическая церковь. Самая многочисленная мусульманская община Ливана — шииты (40 % населения). Они сосредоточены, главным образом, в пограничной с Сирией восточной части долины Бекаа, а в пограничном с Израилем Южном Ливане составляют 80 % населения. Несколько меньшие доли населения Ливана составляют сунниты и исмаилиты. (Андрианов Б. В. 1998: 316)
Большинство ливанцев говорит на арабском языке (ливанский диалект). На Кипре некоторое число ливанцев сохранило кипрско-арабский язык. Так же распространены французский и английский языки.
Традиции ливанцев
Большинство ливанцев в настоящее время проживает в городах. Типы традиционных жилищ ливанцев многообразны.
Ливанцы носят современную одежду. Мусульманские женщины покрывают голову платком. Ливанские дизайнеры хорошо известны в мире моды. Ведущие кутюрье заняты в Париже и Милане.
Сельское хозяйство. На побережье выращивают бананы и цитрусовые (апельсины, лимоны и др.), в предгорьях маслины и виноград, выше в горах — яблоки, персики, груши и вишня. Основные плодовые культуры — апельсины и яблоки, а также виноград. Важное товарное значение имеют также овощи и табак. Отмечается рост производства пшеницы и ячменя, но потребности в них не удовлетворяются полностью за счёт внутренних ресурсов. Животноводство не играет в Ливане той роли, которую оно приобрело в других странах Ближнего Востока. В 1995 в стране насчитывалось 420 тыс. голов коз, 245 тыс. голов овец, 79 тыс. голов крупного рогатого скота.
ЛИВАНЦЫ — (арабы Ливана) народ общей численностью 2360 тыс. чел., основное население Ливана (2250 тыс. чел.). Другие страны расселения: Кувейт 110 тыс. чел. Язык арабский. Религиозная принадлежность верующих: христиане (марониты), мусульмане (шииты,… … Современная энциклопедия
ЛИВАНЦЫ — (ливанские арабы) народ, основное население Ливана (2,25 млн. человек). Общая численность 2,36 млн. человек (1992). Говорят на сироливанском диалекте арабского яз. Верующие христиане (марониты, мелькиты, греко православные и др.) и мусульмане… … Большой Энциклопедический словарь
Ливанцы — (арабы Ливана) народ общей численностью 2360 тыс. чел., основное население Ливана (2250 тыс. чел.). Другие страны расселения: Кувейт 110 тыс. чел. Язык арабский. Религиозная принадлежность верующих: христиане (марониты), мусульмане (шииты,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
ливанцы — ев; мн. Нация, коренное население Ливана; представители этой страны. ◁ Ливанец, нца; м. Ливанка, и; мн. род. нок, дат. нкам; ж. Ливанский, ая, ое. Ливанский язык (относится к арабской языковой группе). * * * ливанцы (ливанские арабы), народ,… … Энциклопедический словарь
ливанцы — ЛИВАНЦЫ, ев, мн (ед ливанец, нца, м). Арабский народ, составляющий основное население Ливана, государства в Зап. Азии, на вост. побережье Средиземного моря; люди, принадлежащие к этому народу; офиц. яз. арабский; верующие мусульмане (шииты,… … Толковый словарь русских существительных
Ливанцы — нация, основное население Ливана. Численность около 2,5 млн. человек (1972, оценка). Говорят на арабском языке. По официальным данным переписи 1932, немногим более половины верующих Л. христиане (марониты, православные, католики и др.),… … Большая советская энциклопедия
Ливанцы — мн. 1. Народ, составляющий коренное население Ливана. 2. Представители этого народа. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
ливанцы — лив анцы, ев, ед. ч. нец, нца, твор. п. нцем … Русский орфографический словарь
4 миллиона (Ливан) 4–14 миллионов (ливанская диаспора)
СОДЕРЖАНИЕ
Личность
В свете этого «старого спора об идентичности» некоторые ливанцы предпочитают рассматривать Ливан, ливанскую культуру и себя как часть « средиземноморской » и « левантийской » цивилизации, уступая различным слоям своего наследия.
Численность населения
Общая численность ливанского населения оценивается от 8 до 18 миллионов человек. Из них подавляющее большинство, или 4–14 миллионов, составляют часть ливанской диаспоры (проживающей за пределами Ливана), при этом примерно 4,7 миллиона граждан проживают в самом Ливане.
Ливан
Этнические группы в Ливане
Этническая принадлежность
Процентов
Ливанский
В Ливане проживает около 4,7 миллиона ливанских граждан.
Есть также небольшое количество кочевых домских цыган (часть цыган из Южной Азии, в частности, индийского происхождения).
Диаспора
В настоящее время Ливан не предоставляет автоматического права на получение ливанского гражданства эмигрантам, утратившим гражданство после приобретения гражданства принимающей страны, а также потомкам эмигрантов, родившихся за границей. Эта ситуация непропорционально сильно влияет на христиан. Недавно Маронитский институт эмигрантов призвал к созданию проспекта, по которому эмигранты, утратившие гражданство, могут его восстановить или их потомки, родившиеся за границей (если они того пожелают), могут его получить.
Приведенный ниже список содержит приблизительные цифры для лиц ливанского происхождения по странам проживания, в основном взятые из карты диаспоры ИЛубнана. Там, где это возможно, были предоставлены дополнительные надежные ссылки. Дополнительные оценки были включены там, где их можно цитировать; где это применимо, они используются вместо цифр iLoubnan. На приведенном ниже рисунке используются данные из списка и рассчитывается количество жителей Ливана в процентах от общей численности населения соответствующей страны.
Ливанцам не понаслышке известны военные конфликты. Постоянная борьба политических блоков привела к нестабильности в стране, поэтому ее народ переживает очень сложные времена. Однако ливанцам удалось сохранить культуру, обычаи и традиции. Народ Ливана имеет богатую историю и может удивить самобытностью.
Название
Происхождение названия не имеет однозначной версии. Предполагается, что оно берет свои корни от слова «либнан». Так называют местный горный хребет, который в буквальном смысле можно перевести как «белая гора». Он протянулся частично через побережье Средиземного моря, проходит через всю страну и с давних времен играет важную роль. Именно Либнан защищал местное население от набегов соседних племен, делая путь до их поселений неимоверно трудным.
История
Впервые люди появились на территории, ныне принадлежащей Ливану, примерно в 6 тысячелетии до нашей эры. Первые люди здесь занимались рыболовством, строили хижины и использовали для земледелия примитивные орудия. Позднее формируется Финикийское государство, ставшее одним из самых развитых на берегу Средиземного моря благодаря развитой морской торговле. Сюда приходил король персов Кир Великий, завоеватель Александр Македонский, после него территорию заняли римляне. Постепенно развитие Арабского халифата приводит к приобщению Ливана к исламу. 12 век становится судьбоносным — Ливан присоединяется к Иерусалимскому королевству. Это приводит к череде противостояний и завоеваний, в ходе которых крестоносцы Иерусалима были изгнаны, Ливан примкнул к составу мамлюков, а в 16 веке территория оказалась под влиянием османов. 400 лет Ливан был частью Османской империи, но поражение в Первой мировой войне привело к ее распаду. Начало 20 века — это новый этап в истории страны. Власть забирают французы и удерживают ее до 1943 года. С середины века усугубляются отношения между христианами и мусульманами, что приводит к гражданской войне 1958 года. До сих пор сохраняются предпосылки дестабилизации.
Культура
Гражданская война пагубно сказалась на индустрии туризма, однако сейчас страна по-прежнему открыта для посещения — сюда приезжают регулярно, ведь круглый год можно наблюдать удивительную архитектуру и наслаждаться культурой, созданной ливанским народом. Ливанцы на протяжении многих веков развивали литературу, музыку и традиции. Важную роль в Ливане играет образование. Для страны, которую в основном населяют арабские народности, здесь сложилось удивительное сочетание образовательных учреждений. Длительный период времени здесь можно было найти русские, американские, французские, маронитские и другие школы. Самое широкое распространение получили религиозные учреждения, причем не только мусульманские, но и православные. Вот почему в стране можно встретить много христиан и арабов, которые могут знать французский или английский язык. На культурном облике народа сказалась и близость к Сирии. Народное творчество вобрало в себя мотивы соседей, что стало почвой для создания сказок, песен, танцев, подобных сирийским. Каждого туриста удивляют национальные инструменты, рождающие нетривиальные мелодии. Прекрасен дуэт флейты най и пятиструнного уда. Ливанцы исполняют настоящие хиты на барабанах, вдохновляясь фольклором братьев Рахбани. Литература в Ливане никогда не стояла на месте. Ее развивали в разные эпохи мыслители, политики, историки, ученые и философы. В последние десятилетия большую роль играли социалистические труды, посвященные революции в Российской империи. В Ливане выдающимся деятелем, отстаивавшим идеи Советского Союза, был академик Омар Фахури. Литераторы 20 века Ливана — это общественные деятели, которые боролись за мир и демократию. Архитектурные достижения народа оказывают неизгладимое впечатление. Одни из древнейших построек находятся в Суре. Здесь можно увидеть постройки, которым насчитывается уже много веков. В Ливане находится Библос (также Библ), причисляемый к одним из древнейших городов планеты.
Жизнь
Жизнь обычной семьи в Ливане опирается на моногамию. Несмотря на строгие в прошлом нравы, сейчас в жизни ливанцев наблюдаются значительные преобразования. Жених и невеста должны прийти к согласию, прежде чем венчаться, причем мнение их родителей пускай играет важную роль, но не влияет на жизнь молодоженов. Не существует ограничений на встречи — муж и жена могут видеть друг друга сразу после свадьбы. Однако в некоторых районах страны сохранился феодализм. Например, в долине Аккар живут приверженцы старых форм брака. Феодалы здесь правят всем, поэтому крестьянину нельзя даже думать о женитьбе без разрешения. Для получения одобрения крестьянин приносит феодалу 100 лир. Но все это скорее исключительный случай. Ливан все больше приближается к европейскому образу жизни, хотя этому мешает сложная обстановка. В столице открыто множество фешенебельных торговых центров, улицы напоминают площади с итальянскими архитектурными мотивами, при этом на них чрезвычайно мало туристов. Многие ливанцы любят посещать шопинг-центры, сидеть в кафе, ресторанах. Популярностью пользуются брендовые магазины, значительно превосходящие по количеству торговые центры. В столице немало местных дизайнеров, способных порадовать эксклюзивными изделиями. Местные ездят на автомобилях, снимают квартиры в кондоминиумах, любят посещать ночные клубы и хорошо относятся к мультикультурализму. Однозначно можно утверждать, что ливанцы за последние годы стали ближе к Европе и все больше приближаются по уровню жизни к Арабским Эмиратам, пускай настолько высокая планка пока кажется не вполне достижимой.
Религия
Ливан — христианско-мусульманская страна. Верующих здесь можно поделить на группы, что в итоге даст соотношение примерно 50 на 50. Все представители религиозных течений уживаются мирно, хотя случаи терактов на религиозной почве происходили в недавнем прошлом регулярно, что связано скорее с противоборством религиозных лидеров, связанных с политическими кругами.
Жилище
Ливанские арабы выбирают в качестве домов самое разное жилье. Многие постройки старого образца уступают новым, напоминающим те, что находятся в Португалии, Испании, Италии. В Бейруте остались немногочисленные дома с восточным типом постройки, а в сельской местности — маленькие двухъярусные домики. В них живут горные жители, предпочитающие держаться подальше от городской суеты. Крыша у таких домов плоская, хотя уже насчитывается немало крыш с черепицей. Материалом постройки служат массивные камни, а у самого дома нет окон. На крышах сушат белье, овощи, фрукты. Некоторые люди спят, причем их соседями по дому часто становятся собаки или кошки. Двухъярусные дома могут позволить себе состоятельные люди. Фермеры держат на первом этаже скот, а на втором живут. В общем плане для Ливана характерно сохранение арабского типа построек, в том числе для новых проектов.
Разнообразие вкусовой палитры — главная черта ливанской кухни. Свежие овощи, фрукты, множество видов орехов — все это прекрасно сочетается как с горячими блюдами, так и с салатами. Сами ливанцы предпочитают есть небольшими порциями, потому выглядят довольно стройными. В ливанской кухне сочетаются мотивы восточные и средиземноморские, здесь правят бал специи, пряности и зелень. Обычно ливанцы предпочитают готовить пищу в духовке или на гриле, сдабривают ее оливковым маслом и прекрасно сервируют. В стране распространены рыбные блюда, морепродукты, которые подают под различными соусами. У многих поваров есть собственные уникальные рецепты, а еще в Ливане ценят вегетарианскую кухню. Мясоедам тоже будет что поесть — в ходу баранина и птица. Национальная кухня не делает большого акцента на мясные блюда, предпочитая останавливаться на растительных жирах. Овощи редко жарят или тушат, скорее их можно увидеть в сыром или слегка подсоленном виде. В целом для кухни характерны следующие черты:
Едят ливанцы всем известные кебабы и баба гануш из кунжутной пасты. Из сладостей здесь предпочитают пахлаву, десерты на основе манки, пудинги, а из напитков с удовольствием пьют кофе с кардамоном и большими порциями сахара.
Внешность
Одежда
Отличительной особенностью национальной одежды Ливана является шерваль. Эти необычайно широкие штаны сразу привлекают внимание пестрыми цветами. Шерваль носят сельские жители и обитатели гор. Шьют шерваль из шерсти, чтобы одежда могла защищать ноги от ветров. В шервали очень удобно сидеть на верблюде, проходя долгие расстояния. На тело надевают подобие рубахи и кафтан с большим вырезом. Головными уборами являются каффия (широкая и плотная ткань) у женщин, а у мужчин тарбуш, окрашенный в красный цвет. Головные уборы имеют принципиально важное значение, показывая окружающим принадлежность к конкретной религии.
Потенциал ливанцев огромен. Их страна в будущем может стать богатой и популярной во всем мире. Уже сейчас народ Ливана называют законодателями арабской моды и одними из самых прогрессивных народов арабских наций. Влияние Европы оказало положительный эффект, поэтому при благоприятной обстановке в стране люди в ней смогут быстро достичь высокого уровня жизни.