в области какого литературного жанра выступил бунин как новатор
В области какого литературного жанра выступил бунин как новатор
6. И. Бунин и русская проза Х I Х века: традиции и новаторство
О бунинской прозе: Основная тема бунинских рассказов 90-х годов –нищая, разоряющаяся крестьянская Россия. Печальна судьба обедневшего под напором капиталистической цивилизации поместного дворянства («Новая дорога», «Сосны»). Бунин видел идеал жизни в патриархальном прошлом с его «старосветским благополучием». Запустение и вырождение «дворянских гнезд», нравственное и духовное оскудение их хозяев вызывают у Бунина чувство грусти и сожаления об ушедшей гармонии патриархального быта.
«Антоновские яблоки» (1900) эти дни были так недавно, а меж тем кажется, что с тех пор прошлое чуть не целое столетие. Наступает царство мелкопоместных, обедневших до нищенства. Но хороша и эта нищенская мелкопоместна жизнь!»)
«Эпитафия» (1900) о новых людях деревни: «Проходили годы. и люди мало-помалу стали уходить по дороге к городу. » Новые люди стали появляться в деревне. «Но чем-то осветят новые люди свою новую жизнь?»
С Чеховым же его связывает предельная лаконичность его художественного письма, максимальная смысловая насыщенность образной детали, которая становилась намеком не только на характер, но и на судьбу героя (например, в повести «Деревня» цветастый платок, изношенной крестьянкой – по бедности и бережливости – наизнанку, – образ так и не увидевший света красоты).
В 900-е годы Бунин был близок к демократическому лагерю литературы, к Горькому, с которым сотрудничал в «Среде» и товариществе «Знание». В годы реакции, когда многие «знаниевцы» покинули товарищество, Бунин не изменил своего отрицательного отношения ко всяческому декадентству в жизни и искусстве, остался верен принципам реализма. За это его особенно ценил Горький. И Бунин в те годы считал себя многим обязанным Горькому. Замысел повести «Деревня», судя по письмам Бунина, был непосредственно связан с советами Горького. Новый этап творческого развития Бунина начинается с повести «Деревня». Повести «Деревня» и «Суходол» – самые значительные произведения дооктябрьского творчества Бунина.
Особенности бунинской прозы : внимание к конкретике, почти физиологические подробности, точность изображения действительности, глубокое восприятие уходящего времени.
2) Задает новые вопросы. Революцию 1905–1907 гг. Бунин не принял, но исторические перемены, наступившие после нее в жизни России, получили отражение в его творчества. «Деревня»,– писал М. Горький,– «была толчком, который заставил разбитое и расшатанное русское общество серьезно задуматься уже не о мужике, не о народе, а над строгим вопросом – быть или не быть России? Мы еще не думали о России как о целом, это произведение указало нам необходимость мыслить именно обо всей стране, мыслить исторически»
Он создал галерею социальных типов, порожденных русским историческим процессом. Основная фабульная линия повести – история жизни братьев Красовых, внуков крепостного крестьянина. Она перебивается вставными новеллами о жизни людей деревни Дурновки. Тихон Красов всю жизнь прожил в деревне, разбогател, стал хозяином, но деньги не дали ему счастья. Он мечтал уйти в город, переделать жизнь, от которой «остались одни лохмотья». Но он был прикован к Дурновке хозяйством и деньгами. Бунин показывает, как Тихон и подобные ему «новые люди» начали перестраивать жизнь, но будущего у них нет. Нет его и у наследников Тихона, для которых он наживал деньги. Из мира новых деревенских отношений стремится «выломиться» брат Тихона – Кузьма, который пошел в город искать правду жизни. Но «дурновское» одолело и его. Для Кузьмы, как и для Тихона, «песня спета».
4) Акцент переносится с изобразительности на выразительность. С оздавал зрительный образ, давая волю целому потоку ассоциаций. «Звуковое» мастерство Бунина: умение изобразить явление, вещь, состояние души через звук с почти зримой силой. У него город зимой в большой мороз «весь скрипит и визжит от шагов прохожих, от полозьев мужицких розвальней. ». Пруд у Бунина блестит «жарко и скучно»; жарко светит «бесцельное» августовское солнце; цветы пахнут «с женственной роскошью»;
При описаниях душевного состояния человека Бунин пользуется теми же средствами построения образа, останавливая внимание читателя прежде всего на внешних его проявлениях. Милая, втайне влюбленная девушка «ясно, по-девичьи и немного бессмысленно оглядывается. ».
5) Оригинальные жанрово-стилевые искания, синтез разных жанров (например, новеллы и рассказа), а также поэзии и прозы. М ногие из них по своему жанру – лирические миниатюры, напоминающие стихотворения в прозе; в них описания природы; переплетаются с размышлениями героя и автора о жизни, смысле ее, о человеке «Вести с родины», «На край света», «Танька», «Кастрюк» и др.
Сюжет бунинского рассказа обычно прост, несложен. Развитие действия замедлено воспоминаниями о прошлом, соотнесены с трагически-бесперспективным настроением.
Лирическая стихия, охватившая прозу позднего Бунина, определила особенности жанра и стиля романа «Жизнь Арсеньева». «В этой книге поэзия и проза слились воедино. Если рассказ тяготеет к некоторой обстоятельности, то новелла предполагает фрагментарность, большую экспрессивность, связанную с особенностями композиции. Бунин был первым русским писателем, уделившим такое пристальное внимание жанру новеллы.
6) Позднего Бунина интересует не столько повседневное течение жизни, сколько яркие моменты, озаряющие жизнь того или иного героя неожиданной вспышкой.
Электронный образовательный ресурс «Тест по творчеству И.А.Бунина»
Тест предназначен для контроля знаний учащихся после изучения творчества И.А.Бунина
Просмотр содержимого документа
«Электронный образовательный ресурс «Тест по творчеству И.А.Бунина»»
Форма проведения: тестирование
Тема: Творчество И.А. Бунина.
Укажите годы жизни И.А.Бунина.
а)1860 – 1904гг. б)1865 – 1921гг. в)1870 – 1953гг. г)1899 – 1960гг.
Родители Бунина владели поместьем в:
а) Орловской губернии б) Тульской губернии в) Костромской губернии г) Смоленской губернии
3.Укажите, как назывался стихотворный сборник И.А.Бунина, обративший на себя внимание критики.
а) «Звездопад» б) «Листопад» в) «Водопад» г) «Снегопад»
4. какой великий русский писатель оказал значительное влияние на формирование личности И.А.Бунина?
а) А.С.Пушкин б) Ф.М.Достоевский в) Л.Н.Толстой г) Н.В.Гоголь
5. Какая тема является основной в раннем творчестве И. А. Бунина (1890-1910 гг.)?
а)тема любви б)тема гармонии и красоты в природе
в)тема России г)тема уходящего дворянского уклада
6. Как Бунин относился к революции?
а) восторженно принимал и поддерживал б) был в растерянности
в) отвергал и негодовал, считая её концом России г) был равнодушен
7. В дневнике «Окаянные дни» И. А. Бунина нашли отражения события:
а)первой русской революции б)двух революций 1917 г. и гражданской войны
в)связанные с эмиграцией И. А. Бунина г)Второй мировой войны
8.Нобелевская премия по разделу словесности была получена Буниным в:
а)1925г. за рассказ «Солнечный удар» б)1915г. за рассказ «Господин из Сан-Франциско»
в)1933г. за роман «Жизнь Арсеньева» г)1938г. за цикл рассказов «Тёмные аллеи»
9.Какой из перечисленных ниже рассказов И. А. Бунина не был создан в эмиграции?
а)«Антоновские яблоки» б)«Натали» в)«Солнечный удар» г)«Чистый понедельник»
10.Какое отношение вызывает у писателя чувство любви?
а)любовь — это проявление жизни
б)любовь — испытание, делающее личность сильнее
в)любовь — тайна, загадка, которую невозможно постичь, но которая возвышает человека, делает его бессмертным
г)любовь — трагедия, разрушающая личность
11.Композиционно рассказ «Антоновские яблоки» делится на четыре части, которые являются самостоятельными отрывками-воспоминаниями. Какой образ-символ связывает воедино эти части?
а)портреты предков б)запах антоновских яблок
в)опустевший помещичий дом, усадьба г)старинные книги
12.В области какого литературного жанра выступил Бунин как новатор?
а) повесть б) роман в) рассказ г) очерк
13. В каком рассказе И. А. Бунина поставлены не свойственные ему социальные проблемы?
а)«Антоновские яблоки» б)«Господин из Сан-Франциско»
в)«Чистый понедельник» г)«Солнечный удар»
14.Укажите имя главной героини рассказа «Солнечный удар»
а) Вера б) Татьяна в) Ольга г) она безымянна
15.Какое календарное время описывает Бунин в рассказе «Антоновские яблоки»?
а) май – июль б) июль – сентябрь в) август – ноябрь г) октябрь – ноябрь
16. Чем является образ антоновских яблок в одноименном рассказе?
а)основой благосостояния дворян б)символом родового гнезда
в)символом жизни г)символом уходящего дворянского уклада
17.Укажите, какая проблема не поставлена автором в рассказе «Господин из Сан-Франциско»?
а) проблема жизни и смерти б) человек и цивилизация
в) проблема смысла жизни г) проблема отцов и детей
18.Какой из указанных рассказов не принадлежит Бунину?
а) «Суходол» б) «Лёгкое дыханье» в) «Сны Чанга» г) «Цветы запоздалые»
19. Укажите название рассказа, в котором есть такой пейзаж.
Улица была совершенно пуста. Дома были совершенно одинаковые, белые, двухэтажные, купеческие, с большими садами, и казалось, что в них нет ни души; белая густая пыль лежала на мостовой; и все это слепило, все было залито жарким, пламенным и радостным, но здесь как будто бесцельным солнцем.
а)«Антоновские яблоки» б)«Солнечный удар»
в)«Господин из Сан-Франциско» г)«Чистый понедельник»
20.Назовите тип композиции, который использует Бунин в таких рассказах, как «Солнечный удар», «Господин из Сан-Франциско»
а) кольцевая б) обрамляющая в) зеркальная г) последовательная
Укажите имя и отчество Бунина.
а) Александр Иванович б) Иван Андреевич в) Иван Алексеевич г) Алексей Иванович
Кто из известных русских поэтов начала ХIХ в. является родственником Бунина?
а) Н.М Языков б) К.Н.Батюшков в) В.А.Жуковский г) А.А.Дельвиг
По социальному положению Бунин был:
А) купцом Б) дворянином В) мещанином Г) разночинцем
Сколько классов гимназии удалось закончить И. А. Бунину?
Кто занимался образованием Бунина после его выхода из гимназии?
А) родители Б) старший брат Юлий В) гувернантки
Г) сам разработал систему дальнейшего образования
6. Академическая Пушкинская премия была присуждена И. А. Бунину за:
а)роман «Жизнь Арсеньева» б)цикл рассказов «Темные аллеи»
в)сборник стихов «Листопад» г)рассказ «Суходол»
Какому писателю посвятил сборник стихов «Листопад» И. А. Бунин?
а)А. И. Куприну б)JI. Н. Толстому в)В. Г. Короленко г)М. Горькому
В 1920 г., после трагических событий 1917 года и гражданской войны, теплоход «Спарта» навсегда увез И. А. Бунина из России в:
а)Англию б)Францию в)Америку г)Германию
Автобиографический роман Бунина назывался:
А) «Митина любовь» Б) «Жизнь Арсеньева» В) «Суходол» Г) «В Париже»
10. В середине 90-х годов XIX в. И. А. Бунин становится членом писательского товарищества:
а)«Арзамас» б)«Мир искусства» в)«Любомудры» г)«Знание»
11. Главной художественной особенностью рассказа И. А. Бунина «Антоновские яблоки» является:
а)предельная краткость, сжатость повествования б)интересная, запутанная интрига
в)изображение ярких характеров г)соединение поэзии с прозой
Назовите основную тему цикла рассказов «Тёмные аллеи».
А) тема России Б) тема любви В) тема смысла жизни Г) тема свободы
Укажите рассказ И. А. Бунина, в котором автор использовал блоковский образ «прекрасной незнакомки».
а)«Легкое дыхание» б)«Солнечный удар» в)«Натали» г)«Антоновские яблоки»
Какая из перечисленных черт не характерна для рассказов И. А. Бунина?
а)предметная детализация б)подробная, развернутая характеристика героя
в)непоименованность (анонимность) персонажей г)незавершенность, открытость концовки
Какое произведение Бунина тематически сходно с рассказом А.П.Чехова «Дама с собачкой».
А) «Лёгкое дыхание» Б) «Господин из Сан-Франциско»
В) «Солнечный удар» Г) «Чистый понедельник»
К какому литературному направлению следует отнести творчество Бунина?
А) романтизм Б) символизм В) реализм Г) сентиментализм
17. Укажите, какая из перечисленных ниже тем не встречается в творчестве И. А, Бунина.
а) тема свободы и социальной справедливости б)тема любви
в)тема красоты и гармонии в мире г)тема жизни и смерти
18. Найдите соответствия между символическими деталями, образами и произведениями И. А. Бунина.
а)старинные портреты предков, древние книги в кожаных переплетах
б)портрет босого Льва Толстого, Новодевичий монастырь, ресторан «Прага», турецкий диван, гранатовое бархатное платье
в)корабль «Атлантида», бушующий океан, нанятая за деньги танцующая пара, играющая в любовь
г)розовый пароход, прекрасная незнакомка, яркий, солнечный день
Б) «Антоновские яблоки»
Г) «Господин из Сан-Франциско»
Какое из названных произведений не принадлежит Бунину?
А) « Митина любовь» Б) «Худая трава» В) «Ариадна» Г) «Лёгкое дыхание».
Определите бунинскую манеру изображения природы в следующем отрывке.
На ранней заре, когда еще кричат петухи и по-черному дымятся избы, распахнешь, бывало, окно в прохладный сад, наполненный лиловатым туманом, сквозь который ярко блестит кое-где утреннее солнце, и не утерпишь — велишь поскорее заседлывать лошадь, а сам побежишь умываться на пруд. Мелкая листва почти вся облетела с прибрежных лозин, и сучья сквозят на бирюзовом небе. Вода под лозинами стала прозрачная, ледяная и как будто тяжелая. Она мгновенно прогоняет ночную лень.
а)документализм б)импрессионистичность в)натурализм г)схематизм
Она была лысая и с бородой
А 11-й класс? То же самое. «В мире литературы. 11 кл.: Учебник для общеобразоват. учреждений» (М.: Дрофа, 2003, 368 с.): митрополит Анастасий, Набоков, Пастернак, Айтматов. Книжка Виктора Чалмаева и Сергея Зорина «Русская литература ХХ века: Учебник для 11 класса» (М.: Русское слово, 2005, 368 с.): Павел Васильев, Шергин, Эренбург, Шаламов, Солоухин, Бондарев. Даже Ерофеев есть, о нем, разумеется, забавно: «Венедикт Ерофеев (. ) жил в д. Митлино под Петушками», «был бездомным человеком, целиком сосредоточенным на своем литературном, общекультурном развитии». Что за Митлино? Может, Мышлино? Про бездомного (он что, в подвалах жил?) я не говорю, не говорю и о том, на чем он был сосредоточен.
Ну. И самый любимый мой тест. «Когда Илья Муромец выстрелил из лука в Соловья-Разбойника, то: а) попал ему в правый глаз; б) попал в левый глаз; в) попал в плечо; г) промахнулся». Следует также добавить: д) попал в Добрыню Никитича; е) попал в вытрезвитель; ж) попал на бабки; з) сам попался.
«Укажите, кому из русских писателей принадлежат слова о том, что «красота спасет мир»: а) Ф.М. Достоевскому; б) Л.Н. Толстому; в) И.А. Бунину; г) М.А. Булгакову». Правильный ответ: никому. Нет у Достоевского такой фразы. Что-то подобное (в разных вариантах) произносят его персонажи, но при чем тут Федор, извините, Михайлович?
Вот очень хороший тест: «Вставьте пропущенное слово в строку стихотворения А.А. Блока «Незнакомка». А рядом у соседних столиков/ Лакеи сонные. а) стоят; б) торчат; в) пыхтят; г) ворчат». А что? Лакеи сонные пыхтят. И торчат, соответственно. По-моему, очень поэтично. И современно.
Сочинения на «отлично»
Из сочинения «Тема судьбы русской интеллигенции в произведениях русской литературы (20-е годы ХХ века)»: «. командир взвода, ладный, красивый, физически сильный Метелица своей неуемной энергией покоряюще действовал на тех, кто был с ним рядом. Сам командир «втайне» любовался порывистыми движениями его гибкого тела». Ага, сально подмигивая и плотоядно пуская слюни.
Методика должна быть методичной
Еще одна. С.Шадрина. «Литература. 6 класс: поурочные планы по учебнику В.П. Полухиной» (Волгоград: Учитель, 2006, 282 с.). «. 5. Рассматривание автопортрета М.Ю. Лермонтова. 6. Работа над стихотворением «Парус» (. ) К чему же он стремится? К невозможному! Буря не дает ему чувства счастья. Но и спокойное море заставляет парус просить бури. А хочет он такого состояния, в котором соединились бы то ценное, что несет в себе буря, с тем прекрасным, что может проявиться в покое». По-моему, методический шедевр, не иначе.
Так что нынешние учебники я не ругаю. Просто читаю с интересом.
В области какого литературного жанра Бунин выступил как новатор
опублікований 1852 року. На думку історика Вілла Кауфмана роман «сприяв утвердженню підґрунтя громадянської війни»[1].
Стоу була вчителькою й активною аболіціоністкою. Головним персонажем свого роману вона зробила дядька Тома, старого чорношкірого раба, відданого своїм білим господарям. Роман, написаний у дусі сентименталізму, зображує реалії життя рабів, водночас проводячи думку, що християнська любов здатна здолати навіть таке негативне явище, як рабство[2][3][4].
Роман став одним із бестселерів 19 століття[5], другою за кількістю продажів книгою після Бібліі[6]. Вважається, що він сприяв зростанню руху аболіціоністів у 1850-их роках[7]. За перший рік після публікації було продано 300 тис. примірників тільки в США, понад мільйон у Британії[8]. Через три роки після публікації його вже називали «найпопулярнішим романом нашого часу» [9]. Існує легенда, що на початку громадянської війни в США Абрагам Лінкольн зустрівся із Стоу і проголосив: «Ви і є ця сама маленька жінка, що почала цю велику війну?»[10]. Однак, відомості про цю зустріч і слова Лінкольна з’явилися в пресі тільки в 1896 році, й, можливо, були зумовлені бажанням тогочасних інтелектуалів підкреслити роль літератури в сприянні суспільним змінам[11].
Книга та поставлені за її мотивами п’єси допомогли утвердженню й популяризації стереотипів чорношкірого населення США[12]: годувальниці-негритянки, чорношкірих дітей та дядька Тома як сумлінного багатостраждального слуги, вірного своєму господарю чи господині. З часом ставлення американців до таких стереотипів змінилося, вони стали сприйматися образливими, що дещо затьмарило історичне значення книги як «важливого антирабовласницього знаряддя»[13].
Проверочная работа по литературе за I полугодие и итоговая проверочная работа (11 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Проверочная работа по литературе за первое полугодие
Укажите рассказ И.А.Бунина, в котором автор использовал образ блоковской Незнакомки:
Какая из перечисленных черт не характерна для рассказов И.А.Бунина?
Подробная, развёрнутая характеристика героя;
Незавершённость, открытость концовки.
В области какого литературного жанра И.А.Бунин выступил как новатор?
Укажите, какой из перечисленных рассказов не принадлежит И.А.Бунину?
Членом какого писательского товарищества, возглавляемого М.Горьким,
Какова основная мысль рассказа «Гранатовый браслет»?
Изображение «маленького человека»;
Любовь сильнее смерти;
Дворянство не способно к возвышенным чувствам
Что в рассказе является основным средством характеристики героев?
Отношение героев к чувству Желткова;
Пейзажи, художественные детали
Кому принадлежат слова: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчёты и компромиссы не должны её касаться»?
Почему Желтков дарит гранатовый браслет?
Браслет – самое дорогое, что у него есть;
Стремится напомнить о себе;
Мечтает подчеркнуть избранничество Веры.
Какую музыку использует Куприн для утверждения основной идеи произведения?
Л.Ван Бетховен «Соната № 2»
Определите жанр пьесы М.Горького «На дне».
Кого из персонажей ранних рассказов М.Горького люди наказали за гордость, за то, что он считал себя выше других?
Укажите, какой тип композиции использует М.Горький в рассказе «Старуха Изергиль»:
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки учащихся 11 класса для проведения тестовой работы по литературе за I полугодие
Тема: творчество И.Бунина, А.И.Куприна, М.Горького
Цель: оценка достижений учащимися планируемых результатов за первое полугодие (творчество И.Бунина, А.И.Куприна, М.Горького)
М.: Русское слово, 2012.
Вид контроля : текущий
Продолжительность выполнения работы: 30 минут
Всего в работе 14 заданий базового уровня
Перечень элементов предметного содержания, проверяемых в тестовой работе по литературе за первое полугодие
авторский замысел и его воплощение
художественный образ, художественное время и пространство
жанры литературы, литературные роды
авторская позиция, тема, идея, проблематика
образ автора, персонаж, тип, характер
деталь, символ, подтекст
язык художественного произведения
основные факты жизни и творчества писателей – классиков XIX-XXвв.
основные закономерности историко – литературного процесса
Перечень требований к уровню подготовки учащихся, проверяемых заданиями тестовой работы по литературе за первое полугодие
содержание изложенных произведений
основные факты жизни и творчества писателей – классиков XIX-XXвв.
основные теоретико – литературные понятия
основные закономерности историко – литературного процесса
черты литературных направлений
уметь воспроизводить содержание литературного произведения
выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы
сопоставлять литературные произведения
выявлять авторскую позицию
аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному
писать рецензию на прочитанное произведение
писать сочинения разных жанров на литературные темы
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка
уметь соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры
Система оценки выполнения заданий
Выполнение заданий оценивается в баллах (0-14 баллов). Каждое задание оценивается в 1 балл.
Максимальный балл – 14
Итоговая тестовая работа по литературе ( 11 класс)
1. Укажите, к какому литературному направлению наиболее близок символизм:
(футуристов; акмеистов; символистов)
4. Соотнесите название модернистского течения начала века и основные принципы, присущие ему:
А) символизм 1) отказ от мистической туманности, стремление к конкретности, красочности, предметности образов
В) футуризм 3) бунтарство, анархичность, эпатажность мировоззрения, экпериментаторство в области ритмики и рифмы
А) символизм 1) вечера в Политехническом музее
Б) акмеизм 2) «башня» Вячеслава Иванова
В) футуризм 3) кабаре «Бродячая собака»
Как плоты, пошли понтоны,
Громыхнул один, другой,
Басовым, железным тоном,
Точно крыша под ногой.
Чьё появление в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» описано так: «В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой…» «вышел в открытую колоннаду»?
Кто из героев романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» произносит эти слова: «…люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны….»
Назовите литературное течение, к которому относится раннее творчество А.А.Ахматовой.
Почему в поэзии С.А.Есенина почти нет городских пейзажей?
Что играет особую роль при «озвучивании» художественного мира С.Есенина?
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки учащихся 11 класса для проведения итоговой тестовой работы по литературе
Тема: итоговая тестовая работа по литературе
Цель: оценка достижений учащимися планируемых результатов по литературе за год
М.: Русское слово, 2012.
Вид контроля : итоговый
Продолжительность выполнения работы: 40 минут
Всего в работе 16 заданий, из которых 14 заданий базового уровня, 2 задания повышенного уровня (№15-16)
Перечень элементов предметного содержания, проверяемых в итоговой тестовой работе по литературе
авторский замысел и его воплощение
художественный образ, художественное время и пространство
жанры литературы, литературные роды
авторская позиция, тема, идея, проблематика
образ автора, персонаж, тип, характер
деталь, символ, подтекст
язык художественного произведения
основные факты жизни и творчества писателей – классиков XIX-XXвв.
основные закономерности историко – литературного процесса
Перечень требований к уровню подготовки учащихся, проверяемых заданиями итоговой тестовой работы по литературе
содержание изложенных произведений
основные факты жизни и творчества писателей – классиков XIX-XXвв.
основные теоретико – литературные понятия
основные закономерности историко – литературного процесса
черты литературных направлений
уметь воспроизводить содержание литературного произведения
выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы
сопоставлять литературные произведения
выявлять авторскую позицию
аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному
писать рецензию на прочитанное произведение
писать сочинения разных жанров на литературные темы
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка
уметь соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры
Система оценки выполнения заданий
Максимальный балл – 22
ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ 11 класс
Стихотворение «Последний шмель». (Восприятие, истолкование, оценка.)
Тема любви в прозе И.А.Бунина.
Проблема человека и цивилизации в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско».
Образ России в прозе И.А.Бунина.
«Так знать и любить природу, как умеет Бунин,- мало кто умеет» (А.А.Блок)
2.Творчество М.Горького. Что осуждает и что прославляет в человеке Горький-романтик? (По ранней прозе М.Горького.)
Жизнь ночлежников до появления Луки. (Анализ начала первого акта пьесы М.Горького «На дне».)
Раздумья о человеке в пьесе М.Горького «На дне». Нравственная проблематика пьесы М.Горького «На дне».
В чем смысл финала пьесы М.Горького «На дне»?
3.Творчество А.А.Блока. Стихотворение А.А.Блока «Незнакомка». (Восприятие, истолкование, оценка.)
Прошлое, настоящее и будущее России в поэзии А.А.Блока.
Тема любви в поэзии А.А.Блока.
Образ революционной эпохи в поэме А.А.Блока «Двенадцать».
Образ Христа и загадка финала поэмы А.А.Блока «Двенадцать».
Стихотворение С.А.Есенина «Отговорила роща золотая…». (Восприятие, истолкование, оценка.)
Философские мотивы лирики С.А.Есенина.
Тема любви в лирике С.А.Есенина.
Мир природы в лирике С.А.Есенина.
Образ Родины в лирике С.А.Есенина.
Судьба художника в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».
Образ Понтия Пилата и проблема совести в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».
Тема любви в прозе М.А.Булгакова.
Анализ 19 главы из второй части романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».
Допрос во дворце Ирода Великого. (Анализ эпизода из 2-ой главы первой части романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».)
Смысл финала романа М.А.Шолохова «Тихий Дон».
Тема поиска жизненной правды в прозе М.А.Шолохова. (По роману М.А.Шолохова «Тихий Дон».)
Трагедия Гражданской войны в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон»
В чем трагизм взаимоотношений Григория Мелехова, Аксиньи и Натальи? (По роману М.А.Шолохова «Тихий Дон».)
Кошевой в доме Мелеховых. (Анализ главы 2 восьмой части книги четвертой романа М.А.Шолохова «Тихий Дон».)
7. Творчество писателей второй половины XX века. Тема памяти в лирике А.Т.Твардовского.
Образ русского солдата в поэме А.Т.Твардовского «Василий Теркин».
Тема Великой Отечественной войны в современной отечественной прозе. (По произведению одного из писателей.)
Проблема нравственного выбора человека. (По одному из произведений современных писателей.)
Тема русской деревни в современной отечественной прозе. (На примере 1-2 произведений.)
Темы и образы лирики одного из современных отечественных поэтов.
Природа и человек в современной отечественной прозе. (На примере 1-2 произведений