в образе какого героя отражена мысль народная

Тест с ответами Война и Мир. Л. Толстой

в образе какого героя отражена мысль народная. Смотреть фото в образе какого героя отражена мысль народная. Смотреть картинку в образе какого героя отражена мысль народная. Картинка про в образе какого героя отражена мысль народная. Фото в образе какого героя отражена мысль народная

в образе какого героя отражена мысль народная. Смотреть фото в образе какого героя отражена мысль народная. Смотреть картинку в образе какого героя отражена мысль народная. Картинка про в образе какого героя отражена мысль народная. Фото в образе какого героя отражена мысль народная

в образе какого героя отражена мысль народная. Смотреть фото в образе какого героя отражена мысль народная. Смотреть картинку в образе какого героя отражена мысль народная. Картинка про в образе какого героя отражена мысль народная. Фото в образе какого героя отражена мысль народная

в образе какого героя отражена мысль народная. Смотреть фото в образе какого героя отражена мысль народная. Смотреть картинку в образе какого героя отражена мысль народная. Картинка про в образе какого героя отражена мысль народная. Фото в образе какого героя отражена мысль народная Правильные ответы к тесту выделены, приведены после ответов или в конце теста.

1. Определите жанр произведения Л.Н. Толстого » Война и мир».

б) исторический роман

в) политический роман

2. Отметьте главных героев произведения «Война и мир».

а) Марья Болконская +

б) мысль народная, мысль политическая, мысль семейная

в) мысль семейная,мысль народная,мысль духовная +

4. Основные черты семе йства Болконских — это :

б) гордость, строгость, приличие,чувство патриотизма,высокие моральные принципы +

в) смирение, скромность

5. Перечислите основные черты характера Николая Ростова :

6. Основные ценности семьи Курагиных — это:

а) материальное положение и статус в обжестве +

в) равнодушие к светскому обществу

в) Андрей Болконский

9. В образе Платона Щербатого Толстой отражает :

а) образ мудрого полководца

б) гнев народа,его оправданную жестокость +

в) смирение и религиозность русского человека

а) в духовном развитии основных персонажей +

б) в образе Андрея Болконского

в) в изображении войны

а ) князь Василий Курагин

а) силу и могущество природы

б) духовное перерождение Андрея +

в) ничего не символизирует

а) прием контраста внешнего вида и внутреннего мира +

б) использует прием раскрытия образов через картины пейзажа

14. Образ какой героини представлен в следующих строках : «Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками в кружевных панталонах и открытых башмачках, была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка».

а) Мария Болконская

«И к чему ей выходить замуж? — думал он. — Наверно, быть несчастною. Вон Лиза за Андреем (лучше мужа теперь, кажется, трудно найти), а разве она довольна своей судьбой? И кто ее возьмет из любви? Дурна, неловка. Возьмут за связи, за богатство. И разве не живут в девках? Еще счастливее!»

«Ведь он знает, — говорил он сам себе, — что значит для меня этот проигрыш. Не может же он желать моей погибели? Ведь он друг был мне. Ведь я его любил… Но и он не виноват; что ж ему делать, когда ему везет счастие. »

«Да, да, вот они, те волновавшие и восхищавшие и мучившие меня ложные образы, — говорил он себе, перебирая в своем воображении главные картины своего волшебного фонаря жизни… — Слава, общественное благо, любовь к женщине, самое отечество — как велики казались мне эти картины, какого глубокого смысла казались они исполненными! И все это так просто, бледно и грубо при холодном свете того утра, которое, я чувствую, поднимается для меня».

а) внутренний монолог +

а) Андрей Болконский +

18. В каком году начинает действие в произведении «Война и мир»?

а) воспитанница Ростовых Соня

20. С каким героем знакомит нас писатель в следующих строках :» У него постоянно, смотря по обстоятельствам, по сближению с людьми, составлялись различные планы и соображения, в которых он сам не отдавал себе хорошенько отчета, но которые составляли весь интерес его жизни… Что-то влекло его постоянно к людям сильнее или богаче его, и он одарен был редким искусством ловить именно ту минуту, когда надо и можно было пользоваться людьми».

а) единения и братства людей +

б) сила как основополагающая идея создания политического строя в стране

в) мистические идеи

а) затрагивает вопросы о величии исторических личностей

б) показывает насколько разрушительна война для народа и каждой личности отдельно

в) затрагивает мысль о духовности семьи и о роли личности в истории +

а) Бородинское сражение +

б) ранение Андрея при Аустерлице

в) первый бал Наташи Ростовой

в) Андрей Болконский

25. Изначально произведение «Война и мир «задумывалось как :

26. Обозначьте годы написания произведения «Война и мир»:

28. Изначально героем произведения должен был стать :

в) граф, прибывший из эмиграции

Источник

Мысль «народная»

Толстой считал, что произведение может быть хорошим только тогда, когда писатель любит в нем свою главную мысль. В «Войне и мире» писатель, по его признанию, любил «мысль народную». Она заключается не только и не столько в изображении самого народа, его быта, жизни, а в том, что каждый положительный герой романа в конце концов связывает свою судьбу с судьбой нации.

Под словом «народ» Толстой понимал все патриотически настроенное население России, включающее в себя и крестьянство, и городскую бедноту, и дворянство, и торговое сословие. Автор поэтизирует простоту, доброту, нравственность народа, противопоставляет их фальши, лицемерию света. Толстой показывает двойственную психологию крестьянства на примере двух его типичных представителей: Тихона Щербатого и Платона Каратаева.

Тихон Щербатый выделяется в отряде Денисова своей необычной удалью, ловкостью и отчаянной смелостью. Этот мужик, который сначала в одиночку сражался с «миродерами» в родной деревне, пристав к партизанскому отряду Денисова, вскоре стал в нем самым полезным человеком в отряде. Толстой сосредоточил в этом герое типичные черты русского народного характера. В образе Платона Каратаева показан иной тип русского мужика. Своей человечностью, добротой, простотой, равнодушием к лишениям, чувством коллективизма этот неприметный «кругленький» мужичок сумел возвратить оказавшемуся в плену Пьеру Безухову веру в людей, добро, любовь, справедливость. Его душевные качества противопоставлены высокомерию, эгоизму и карьеризму высшего петербургского света. Платон Каратаев остался для Пьера самым дорогим воспоминанием, «олицетворением всего русского, доброго и круглого».

В образах Тихона Щербатого и Платона Каратаева Толстой сосредоточил основные качества русского народа, который выступает в романе в лице солдат, партизан, дворовых, мужиков, городской бедноты. Оба героя дороги сердцу писателя: Платон как воплощение «всего русского, доброго и круглого», всех тех качеств (патриархальность, незлобивость, смирение, непротивление, религиозность), которые писатель высоко ценил у русского крестьянства; Тихон – как воплощение народа-богатыря, поднявшегося на борьбу, но лишь в критическое, исключительное для страны время (Отечественная война 1812 года). К бунтарским настроениям Тихона в мирное время Толстой относится с осуждением.

Толстой верно оценил характер и цели Отечественной войны 1812 года, глубоко понял и решающую роль народа, защищающего в войне свою Родину от иноземных захватчиков, отвергнув казенные оценки войны 1812 года как войны двух императоров – Александра и Наполеона. На страницах романа и, особенно во второй части эпилога, Толстой говорит о том, что до сих пор вся история писалась как история отдельных личностей, как правило, тиранов, монархов, и никто не задумывался над тем, что является движущей силой истории. По мысли Толстого – это так называемое «роевое начало», дух и воля не одного человека, а нации в целом, и насколько силен дух и воля народа, настолько вероятны те или иные исторические события. В Отечественной войне Толстой столкнулись две воли: воля французских солдат и воля всего русского народа. Эта война была справедливой для русских, они воевали за свою Родину, поэтому их дух и воля к победе оказались сильнее французских духа и воли. Поэтому победа России над Францией была предопределена.

Главная мысль определила не только художественную форму произведения, но и характеры, оценку его героев. Война 1812 года стала рубежом, испытанием для всех положительных героев в романе: для князя Андрея, который чувствует перед Бородинским сражением необыкновенный подъем, верит в победу; для Пьера Безухова, все мысли которого направлены на то, чтобы помочь изгнанию захватчиков; для Наташи, отдавшей подводы раненым, потому что не отдать их было нельзя, не отдать было стыдно и гадко; для Пети Ростова, принимающего участие в военных действиях партизанского отряда и погибающего в схватке с врагом; для Денисова, Долохова, даже Анатоля Курагина. Все эти люди, отбросив все личное, становятся единым целым, участвуют в формировании воли к победе.

Впервые столкнувшись с народной войной, Наполеон не раз жаловался Кутузову и императору Александру на то, что война велась «противно всем правилам». Толстой же к этому добавил: «как будто существуют какие-то правила для того, чтобы убивать людей. »

«И благо тому народу, – писал Лев Николаевич – который не как французы в 1813 году, отсалютовав по всем правилам искусства и перевернув шпагу эфесом, грациозно и учтиво передают ее великодушному победителю, а благо тому народу, который в минуту испытания, не спрашивая о том, как по правилам поступали другие в подобных случаях, с простотою и легкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ее до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменится презрением и жалостью».

Агрессивная, захватническая война была ненавистна и отвратительна Толстому, но, с точки зрения народа, она была справедливой, освободительной. Взгляды писателя раскрываются и в реалистических картинах, насыщенных кровью, смертью и страданиями, и в контрастном сопоставлении вечной гармонии природы с безумием убивающих друг друга людей. Толстой нередко вкладывает в уста своих любимых героев собственные мысли о войне. Андрей Болконский ненавидит ее, так как понимает, что ее основная цель – убийство, которое сопровождается изменой, воровством, грабежами, пьянством.

Читайте также:

Художественные особенности романа

Нравственно-философский смысл произведения

Источник

Мысль народная в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

в образе какого героя отражена мысль народная. Смотреть фото в образе какого героя отражена мысль народная. Смотреть картинку в образе какого героя отражена мысль народная. Картинка про в образе какого героя отражена мысль народная. Фото в образе какого героя отражена мысль народная

Понимание народа

Лев Николаевич придерживался мнения, что хорошим произведение может быть лишь в том случае, когда автор в нём любит свою главную мысль. По его признанию, в изучаемом романе главной является «мысль народная». Она заключена в том, что не столько изображается весь народ, его быт и общественная жизнь, сколько в том, что в конце повествования показывается, что каждый из положительных героев становится причастен к его судьбе.

Тем, кто пишет сочинение или делает доклад о «мысли народной» в эпопее Толстого, также следует учитывать, что под понятием «народ» Л. Н. Толстой подразумевает не только огромную массу, состоящую из крестьянства и других низших слоёв, а всё общество.

Прозрение Пьера Безухова

в образе какого героя отражена мысль народная. Смотреть фото в образе какого героя отражена мысль народная. Смотреть картинку в образе какого героя отражена мысль народная. Картинка про в образе какого героя отражена мысль народная. Фото в образе какого героя отражена мысль народная

Грозные времена, которые наступили для страны, удивительным образом сблизили представителей всех общественных слоёв. Они выявили в них лучшие качества, объединив в борьбе с врагом и дворян, и мужиков.

Забыв свои обиды на несправедливость помещиков перед угрозой порабощения иноземцами, крестьяне стали бок о бок с «господами» на защиту Родины.

Так, Пьеру Безухову, все стремления которого направлены на участие в изгнании захватчиков с родной земли, познать истинные жизненные ценности помогает крестьянин Платон Каратаев. И когда французы предлагают Пьеру перевестись в офицерский балаган из солдатского, он отказывается потому, что желает разделить свою участь с простыми людьми, ставшими близкими для него.

Единение с солдатами князя Андрея

Ринувшись в бой со знаменем в руках, он не рассчитывал на то, что простые солдаты последуют за ним. В ответ на призыв командира: «Ребята, вперёд!», они, не раздумывая, бросились на врага. Таким образом, Толстой показал, что народ не делится на звания и чины, он един. То есть «мысль народная» в «Войне и мире» проявляется и в объединении лучшей части дворянства и крестьян в борьбе за свободу Отчизны.

Русская графинюшка

в образе какого героя отражена мысль народная. Смотреть фото в образе какого героя отражена мысль народная. Смотреть картинку в образе какого героя отражена мысль народная. Картинка про в образе какого героя отражена мысль народная. Фото в образе какого героя отражена мысль народная

Уезжая из Москвы с семьёй, Наташа Ростова убирает с подвод имущество, чтобы освободить транспорт для раненых. При этом решение она принимает сразу, не задумываясь. Это свидетельствует о том, что она не отделяет себя от общей массы, оказывая посильную помощь армии в освобождении страны от врага.

Об истинном народном духе, присутствующем в Ростовой, говорит и эпизод, в котором она пускается в пляс в доме дядюшки после охоты. Сам автор не устаёт восхищаться своей любимой героиней, задаваясь вопросом: как, где и когда она впитала в себя из русского воздуха этот дух и приемы, те самые, которые нельзя изучить и которым невозможно подражать? Ведь она «графинечка», и её воспитанием занималась гувернантка-француженка.

Тихон Щербатый

Толстой показывает также партизанское движение. Его ярко представляет Тихон Щербатый. Это непокорный, хитрый и ловкий человек, использующий свои умения в борьбе с французами. Его активность способствует успеху русских. Командир Денисов испытывает гордость за бойца.

В отряде Тихон выделяется небывалой удалью, сочетающейся с отчаянной смелостью. И если раньше этот мужик противостоял «мироедам» в свой деревне, то сейчас, оказавшись у партизан, он для них становится очень полезным, одним из лучших. В этом персонаже видны основные черты русского характера.

Платон Каратаев

в образе какого героя отражена мысль народная. Смотреть фото в образе какого героя отражена мысль народная. Смотреть картинку в образе какого героя отражена мысль народная. Картинка про в образе какого героя отражена мысль народная. Фото в образе какого героя отражена мысль народная

Образ Каратаева представляет собой другой тип русского мужика, отличный от типа Щербатого. Благодаря мудрости, человечности, доброте, простоте, равнодушию к лишениям, а также чувству коллективизма, этому неприметному «кругленькому» мужичку удалось помочь Пьеру. Тот, оказавшись в плену вместе с Платоном, снова смог поверить в людей, в существование справедливости, любви, добра.

Положительные качества простого человека Платона Каратаева противопоставляются эгоизму, высокомерию, карьеризму представителей высшего света Петербурга. Месяц, проведённый в плену, навсегда остался в памяти Пьера как самое лучшее воспоминание. Он никогда не испытывал столь полной духовной свободы.

Дорогие образы простых людей

Хотя образы Щербатого и Каратаева весьма разные, оба они дороги писателю тем, что сосредоточили лучшие качества, присущие русскому народу. Эти черты также воплощены в романе и в других людях. Речь идёт о:

Каратаев является носителем всего русского, доброго. Описывая его, Толстой говорит о присущих Платону

в образе какого героя отражена мысль народная. Смотреть фото в образе какого героя отражена мысль народная. Смотреть картинку в образе какого героя отражена мысль народная. Картинка про в образе какого героя отражена мысль народная. Фото в образе какого героя отражена мысль народная

Эти черты Лев Николаевич высоко ценил в русских крестьянах.

Тихон же является воплощением народа-богатыря, который поднялся на борьбу в военную годину, в дни, критическое для страны.

Дубина народной войны

Теме народной войны принадлежит в романе особое место. Автор всячески подчёркивает мысль об истинной народности войны 1812 года. Ведь люди поднялись на борьбу с иноземцами самостоятельно. Наибольшую известность приобрели отряды, руководимые Денисом Давыдовым и Василисой Кожиной. В романе его герои также организовывают свои отряды. Речь идёт о Денисе Давыдове и Фёдоре Долохове.

Всеобщий вклад

в образе какого героя отражена мысль народная. Смотреть фото в образе какого героя отражена мысль народная. Смотреть картинку в образе какого героя отражена мысль народная. Картинка про в образе какого героя отражена мысль народная. Фото в образе какого героя отражена мысль народная

Лев Толстой прославляет народ, который весь поднялся на врага. Крестьяне даже за большие деньги не продавали фураж французам, поджигая его. Тем самым они подрывали мощь вражеской армии. Перед тем как враг должен был вступить в Смоленск, небогатый купец по фамилии Ферапонтов решил отдать весь товар бесплатно русским солдатам.

Жители Смоленска, Москвы, покидая свои жилища, сжигали дома, не желая, чтобы они перешли к врагу. Семейство Ростовых, довершив окончательно своё разорение, для вывоза раненых солдат отказалось от своих подвод. А Пьер Безухов на свои деньги, которые были огромными, сформировал целый полк. Его он взял на полное обеспечение. Сам же, оставшись в Москве, дабы обезглавить вражескую армию, хотел уничтожить Наполеона.

Движущая сила истории

Описывая войну 1812 года, Лев Толстой дал меткую оценку её цели и характеру. Он глубоко прочувствовал роль народа, которая была решающей. Тем самым великий писатель отверг казённые оценки тех событий, которые виделись как противостояние двух лидеров — Александра I и Бонапарта.

На страницах романа автор отмечает, что ранее вся история рассматривалась как история взаимоотношений отдельных личностей. В основном это тираны, монархи. При этом никто не задавался вопросом, что является на самом деле движущей силой истории. Автор считал, что это воля и дух отнюдь не одного человека, а всей нации в целом. Толстой обозначал это как роевое начало.

Справедливая война

В романе-эпопее противопоставлены две воли. С одной стороны, это воля солдат французской армии, а с другой — воля всех русских людей. Война 1812 года для вторых была справедливой, ведь они бились за своё Отечество. Именно по этой причине их воля и дух были сильнее, чем у французов. Тем самым превосходство над Францией, победа над ней были предопределены.

в образе какого героя отражена мысль народная. Смотреть фото в образе какого героя отражена мысль народная. Смотреть картинку в образе какого героя отражена мысль народная. Картинка про в образе какого героя отражена мысль народная. Фото в образе какого героя отражена мысль народная

Этой главной мыслью и были обусловлены характеры героев. Битва с Наполеоном явилась испытанием, важным рубежом, который прошли все положительные герои. Это касается:

и многих других персонажей.

И все они выдержали экзамен. При этом жизнь их изменилась коренным образом, приблизившись к жизни народа.

Фальшивый патриотизм

Ярким типом карьериста является Борис Друбецкой, ловко и умело использовавший связи и искреннее расположение людей, притворяясь патриотом. Его целью было лишь продвижение по служебной лестнице. Подняв проблему патриотизма, истинного и ложного, Толстой ярко обрисовал картину военных будней. А также ясно выразил, как он относится к войне.

Непобедимая сила

в образе какого героя отражена мысль народная. Смотреть фото в образе какого героя отражена мысль народная. Смотреть картинку в образе какого героя отражена мысль народная. Картинка про в образе какого героя отражена мысль народная. Фото в образе какого героя отражена мысль народная

В романе Лев Николаевич показал, что народную силу победить нельзя. Ведь добро, простота и правда есть почти в каждом русском человеке. И истинный патриотизм не измеряется рангами, не ищет славы, не строит карьеры.

Толстой говорит о двух сторонах жизни, присутствующих в каждом человеке. Это личная жизнь, тем более свободная, чем более отвлечены её интересы. И жизнь роевая, стихийная, когда человек с неизбежностью исполняет законы, которые ему предписаны. Речь идёт о законах совести и чести, общей истории и общей культуры. Нужно отметить, что «мысль народная» живёт в каждой главе и в каждой строке великого произведения.

Источник

«Мысль народная» в романе «Война и мир»

Введение

«Предмет истории есть жизнь народов и человечества», – так начинает Л.Н.Толстой вторую часть эпилога романа-эпопеи «Война и мир». Далее он задается вопросом: «Какая сила движет народами?» Рассуждая над этими «теориями», Толстой приходит к выводу, что: «Жизнь народов не вмещается в жизнь нескольких людей, ибо связь между этими несколькими людьми и народами не найдена…» Другими словами Толстой говорит о том, что роль народа в истории неоспорима, и вечная истина о том, историю вершит народ, доказана им в своем романе. «Мысль народная» в романе «Война и мир» Толстого действительно одна из основных тем романа-эпопеи.

Народ в романе «Война и мир»

Многие читатели понимают слово «народ» не совсем так, как понимает его Толстой. Лев Николаевич подразумевает под «народом» не только солдат, крестьян, мужиков, не только ту «огромную массу», движимую некой силой. Для Толстого «народ» – это и офицеры, генералы, и дворянское сословие. Это и Кутузов, и Болконский, и Ростовы, и Безухов, – это все человечество, охваченное одной мыслью, одним делом, одним предназначением. Все главные герои романа Толстого напрямую связаны со своим народом и неотделимы от него.

Герои романа и «мысль народная»

Судьбы любимых героев романа Толстого связаны с жизнью народа. «Мысль народная» в «Войне и мире» проходит красной нитью через жизнь Пьера Безухова. Находясь в плену, Пьер познал свою истину жизни. Открыл ее Безухову Платон Каратаев, крестьянский мужик: «В плену, в балагане, Пьер узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей, что все несчастье происходит не от недостатка, а от излишка».

Андрей Болконский в битве под Аустерлицем тоже почувствовал свой народ. Схватив древко знамени и ринувшись вперед, он не думал, что солдаты пойдут за ним. А они, увидев Болконского со знаменем и услышав: «Ребята, вперед!» бросились на врага за своим предводителем. Единство офицеров и простых солдат подтверждает, что народ не подразделяется на чины и звания, народ един, и это понял Андрей Болконский.

Наташа Ростова, выезжая из Москвы, сбрасывает на землю семейное имущество и отдает свои подводы для раненых. Это решение приходит к ней сразу, без обдумываний, что говорит о том, что героиня не отделяет себя от народа. Еще один эпизод, говорящий об истинном русском духе Ростовой, в котором сам Л.Толстой восхищается любимой героиней: «Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, — эта графинечка, воспитанная гувернанткой-француженкой, — этот дух, откуда она взяла эти приемы… Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские».

А капитан Тушин, который жертвовал собственной жизнью ради победы, ради России. Капитан Тимохин, который бросился на француза с «одной шпажкой». Денисов, Николай Ростов, Петя Ростов и многие другие русские люди, стоявшие вместе с народом и знавшие истинный патриотизм.

Платон Каратаев и Тихон Щербатый

В романе показано и партизанское движение. Ярким представителем здесь явился Тихон Щербатый, который всей своей непокорностью, ловкостью, хитростью борется с французами. Его активная деятельность приносит успех русским. Денисов гордится своим партизанским отрядом благодаря Тихону.

Противоположен образу Тихона Щербатого образ Платона Каратаева. Добрый, мудрый, со своею житейской философией, он успокаивает Пьера и помогает пережить ему плен. Речь Платона наполнена русскими пословицами, что подчеркивает его народность.

Кутузов и народ

Единственным главнокомандующим армией, который никогда не разделял себя и народ, был Кутузов. «Он знал не умом или наукой, а всем русским существом своим знал и чувствовал то, что чувствовал каждый русский солдат…» Разобщенность русской армии при союзе с Австрией, обман австрийской армии, когда союзники бросали русских в сражениях, для Кутузова были невыносимой болью. На письмо Наполеона о мире Кутузов ответил: «Я был бы проклят, если бы на меня смотрели, как на первого зачинщика какой бы то ни было сделки: такова воля нашего народа» (курсив Л.Н.Толстого). Кутузов писал не от себя, он выражал мнение всего народа, всех русских людей.

Образу Кутузова противопоставлен образ Наполеона, который был очень далек от своего народа. Его интересовал лишь личный интерес в борьбе за власть. Империя всемирного подчинения Бонапарту – и пропасть в интересах народа. В итоге война 1812 года была проиграна, французы бежали, и первым покинул Москву Наполеон. Он бросил свою армию, бросил свой народ.

Выводы

В своем романе «Война и мир» Толстой показывает, что сила народная непобедима. И в каждом русском человеке есть «простота, добро и правда». Истинный патриотизм не меряет всех по рангам, не строит карьеру, не ищет славы. В начале третьего тома Толстой пишет: «Есть две стороны жизни в каждом человеке: жизнь личная, которая тем более свободна, чем отвлеченнее ее интересы, и жизнь стихийная, роевая, где человек неизбежно исполняет предписанные ему законы». Законы чести, совести, общей культуры, общей истории.

Это сочинение на тему «Мысль народная» в романе «Война и мир»» открывает лишь малую толику того, что хотел сказать нам автор. Народ живет в романе в каждой главе, в каждой строке.

Источник

Сочинение Мысль народная в романе Война и мир Толстого

«Война и мир» – всемирно известный роман-эпопея Л.Н.Толстого. Он охватывает огромное количество проблем, противоречивых тем. Например, проблемы войны и мира как в стране, так и в душе человека, тема любви, тема сострадания. Одной из главных мыслей является «мысль народная». Её Толстой любил больше всего и поэтому считал произведение хорошим. В произведении автор ищет ответ на вопрос: «Какая же сила движет народами?». С целью раскрыть эту мысль, Лев Николаевич изображает не столько весь народ, его быт, а сколько влияние каждого героя романа на судьбу страны и народа, как личность связана с ними.

Мысль народная в личности

Истинным выражением мысли народной стали Платон Каратаев и Тихон Щербатый. Платон Каратаев был «олицетворением всего русского, доброго и круглого». Именно он помог Пьеру Безухову в трудной жизненной ситуации: вернул герою веру в людей, справедливость, любовь и правду. Его открытая душа противопоставлена холодному эгоизму и высокомерию петербургского света. Его речь полнится поговорками, что подчёркивает его народность.

Тихон Щербатый – иной тип русского мужика. Этот герой был частью отряда Денисова, он был смелым, отважным, постоянно приносил добычу из тыла противника. Вскоре он стал самым полезным человеком в отряде.

Ещё одним героем, в котором отражена мысль народная, является Наташа Ростова. Отъезжая из Москвы, Наташа выкладывает с подвод семейное добро, чтобы разместить раненых солдат. Она приняла это решение без колебаний, она не отделяет себя от простого народа несмотря на происхождение.

В сражениях

В сценах сражений особенно проявляется мысль народная. Чего стоит одна батарея Тушина, которая держалась до последнего вопреки приказу и смогла приблизить русский народ к победе. Сам Тушин воевал бодро, не унывал, лицо его было оживлено.

В сцене, когда Андрей Болконский поднял знамя и позвал солдат за собой в наступление, отряд не раздумывая последовал за ним. «Ребята, вперёд!» – эти слова стали решающими, пусть даже битва под Аустерлицем была позорно проиграна. Эта сцена показывает единство и неотвратимость народа.

В стране

Толстой говорит о народе в романе как о целом духовном единстве. Весь народ в большой стране объединился для победы над Наполеоном, автор пишет: «Всем народом навалиться хотят». В этом и заключается мысль народная – люди объединяются ради общей цели, каждый человек влияет на судьбу страны. Это ярко показано на примере жизни главных героев, в сценах военных сражений. Л.Н.Толстой славит «дубину народной войны». Эта метафора как нельзя лучше выражает главную мысль произведения.

Понимание народа

Лев Николаевич придерживался мнения, что хорошим произведение может быть лишь в том случае, когда автор в нём любит свою главную мысль. По его признанию, в изучаемом романе главной является «мысль народная». Она заключена в том, что не столько изображается весь народ, его быт и общественная жизнь, сколько в том, что в конце повествования показывается, что каждый из положительных героев становится причастен к его судьбе.

Тем, кто пишет сочинение или делает доклад о «мысли народной» в эпопее Толстого, также следует учитывать, что под понятием «народ» Л. Н. Толстой подразумевает не только огромную массу, состоящую из крестьянства и других низших слоёв, а всё общество.

Народ в романе «Война и мир»

Многие читатели понимают слово «народ» не совсем так, как понимает его Толстой. Лев Николаевич подразумевает под «народом» не только солдат, крестьян, мужиков, не только ту «огромную массу», движимую некой силой. Для Толстого «народ» – это и офицеры, генералы, и дворянское сословие. Это и Кутузов, и Болконский, и Ростовы, и Безухов, – это все человечество, охваченное одной мыслью, одним делом, одним предназначением. Все главные герои романа Толстого напрямую связаны со своим народом и неотделимы от него.

Прозрение Пьера Безухова

в образе какого героя отражена мысль народная. Смотреть фото в образе какого героя отражена мысль народная. Смотреть картинку в образе какого героя отражена мысль народная. Картинка про в образе какого героя отражена мысль народная. Фото в образе какого героя отражена мысль народная

Грозные времена, которые наступили для страны, удивительным образом сблизили представителей всех общественных слоёв. Они выявили в них лучшие качества, объединив в борьбе с врагом и дворян, и мужиков.

Забыв свои обиды на несправедливость помещиков перед угрозой порабощения иноземцами, крестьяне стали бок о бок с «господами» на защиту Родины.

Так, Пьеру Безухову, все стремления которого направлены на участие в изгнании захватчиков с родной земли, познать истинные жизненные ценности помогает крестьянин Платон Каратаев. И когда французы предлагают Пьеру перевестись в офицерский балаган из солдатского, он отказывается потому, что желает разделить свою участь с простыми людьми, ставшими близкими для него.

Единение с солдатами князя Андрея

Ринувшись в бой со знаменем в руках, он не рассчитывал на то, что простые солдаты последуют за ним. В ответ на призыв командира: «Ребята, вперёд!», они, не раздумывая, бросились на врага. Таким образом, Толстой показал, что народ не делится на звания и чины, он един. То есть «мысль народная» в «Войне и мире» проявляется и в объединении лучшей части дворянства и крестьян в борьбе за свободу Отчизны.

Авторская задумка

Не все знают, что Л. Н. Толстой изначально предполагал написать роман, где центральным персонажем будет некий декабрист. Действия должны были разворачиваться, когда он возвращается после амнистии. На улице – 1856 год. Чтобы создать такое произведение, писатель погрузился в изучение архивных документов. В процессе этого исторического исследования, Л. Н. Толстой осознал, что он не сможет полноценно реализовать свою задумку о декабристе, не обратившись к истокам восстания, а потом и еще дальше – к самому 1812 году и, соответственно, к походу Наполеона на Россию.

Война и мир

Как видно из самого названия эпопеи, сюжет можно разделить на две темы: война и мир. Если мир представляет собой описание повседневной жизни дворян, зачастую радости, далекие от настоящего духовного подъема, то война – это демонстрация героизма народа в борьбе с захватчиком, это изображение духовного пути, а также победы и того, каким образом и какими жертвами достигается эта победа.

в образе какого героя отражена мысль народная. Смотреть фото в образе какого героя отражена мысль народная. Смотреть картинку в образе какого героя отражена мысль народная. Картинка про в образе какого героя отражена мысль народная. Фото в образе какого героя отражена мысль народная

Таким образом, сам автор признает, что «мысль народная» – это основа данного романа. Даже эпилог писатель начинает словами о том, что предметом истории предстает жизнь народов и человечества в целом.

Эта мысль наиболее ярко раскрывается именно в теме войны, которая выпячивает не только проблемы общества, но и показывает, что побеждает именно тот народ, который оказывается более сплоченным и целостным.

Война ликвидирует деление на аристократов и простолюдинов, она уравнивает людей в борьбе за выживание, за сохранность жизней своих родных, за свои дома и, в конце концов, за свою страну.

Образ народа в романе Л. Н. Толстого

На первый взгляд, читателю может показаться, что народ в романе – это крестьяне, крепостные, солдаты, словом, «простые люди». Но на деле оказывается, что это не совсем так. Народом автор считает всех, кто участвует в жизни страны. С Наполеоном сражаются как обычные солдаты, так и князья (как, например, Андрей Болконский), то есть дворяне идут в бою рука об руку с сыновьями крестьян. Народ в представлении Л. Н. Толстого – целостен.

«Мысль народная» как лейтмотив

Пожалуй, все центральные персонажи романа, а особенно те, кого можно отнести к категории «герои в пути», неотделимы от «мысли народной». Она – обязательная часть развертывания сюжетной линии.

Пьер Безухов

К примеру, этот лейтмотив ясно виден на примере жизни Пьера Безухова. Нас интересует момент, когда Пьер попадает в плен: именно здесь он, наконец, находит истину жизни. Но слышит Безухов эту истину совсем не из уст ученого мужа, но из уст простого крестьянина Платона Каратаева. Все оказалось очень просто: все люди хотят счастья. Конец романа для некоторых читателей предстал как разочарование, но финал согласован именно с этими размышлениями о счастье.

в образе какого героя отражена мысль народная. Смотреть фото в образе какого героя отражена мысль народная. Смотреть картинку в образе какого героя отражена мысль народная. Картинка про в образе какого героя отражена мысль народная. Фото в образе какого героя отражена мысль народная

Любопытно, что французы позволяли Пьеру перейти к равным ему по статусу пленникам, но тот пожелал остаться именно с этими простыми людьми, которые оказались мудрее, чем сотня ученых.

Андрей Болконский

Тот же лейтмотив преследует духовные поиски другого героя – Андрея Болконского. Прежде всего, читатель становится свидетелем удивления героя, ведь он, бросившись вперед в стремлении к славе и подвигам, совершенно не ожидал, что станет вдохновляющим примером для остальных солдат. Но те, увидев бесстрашного Андрея, бросились в бой вслед за ним.

Наташа Ростова

На самом деле, дворян воспитывали довольно сурово. Известно много случаев, когда девушки-дворянки выживали в самых сложных условиях. Это было возможно, так как их воспитание готовило их к разным испытаниям.

Что касается Наташи Ростовой, то «мысль народная» в ее жизни ярко прослеживается в ее поступке во время бегства из Москвы.

Когда девушка видит раненых, она не жалеет вещей и выбрасывает их из своей повозки, чтобы предоставить место раненым.

Дорогие читатели! Предлагаем прочитать о духовных исканиях Андрея Болконского” в романе Л.Н. Толстого “Война и мир”

Таким образом, Наташа – аристократка – оказывается в одной карете с простыми ранеными солдатами. Это еще раз демонстрирует нам, что война всех уравнивает. Но еще больше здесь вдруг оголяются те самые противоречия русской души, о которых написано столько книг.

Партизанское движение

Эта часть войны тоже не сумела спрятаться от внимательного глаза писателя. Партизанское движение раскрывается в романе на примере образа Тихона Щербатого. Он тоже воюет с захватчиком, но методы его отличаются от прямолинейности и открытости Андрея Болконского.

в образе какого героя отражена мысль народная. Смотреть фото в образе какого героя отражена мысль народная. Смотреть картинку в образе какого героя отражена мысль народная. Картинка про в образе какого героя отражена мысль народная. Фото в образе какого героя отражена мысль народная

Среди методов борьбы с врагом Тихона – хитрость, ловкость, внезапность и непокорность. Здесь образ Щербатого выступает противоположностью образу уже знакомого нам Платона Каратаева. Последний демонстрирует такие черты, как доброта и спокойствие, мудрость и простая философия, которую мы можем назвать житейской.

Кутузов

Пожалуй, Кутузов – это самый яркий пример, а иногда кажется, что и вовсе пример единственный, главнокомандующего, который и вправду никогда не превозносил себя. Он считал себя равным народу, солдатам, с которыми воевал рука об руку.

Предлагаем вниманию читателей описание образа Лизы Болконской в романе Л.Н. Толстого “Война и мир”.

Наибольшей болью для него было отсутствие единства народа, отсутствие целостности армии. Именно это, по его мнению, часто становилось причиной поражений русских.

Русская графинюшка

Уезжая из Москвы с семьёй, Наташа Ростова убирает с подвод имущество, чтобы освободить транспорт для раненых. При этом решение она принимает сразу, не задумываясь. Это свидетельствует о том, что она не отделяет себя от общей массы, оказывая посильную помощь армии в освобождении страны от врага.

Об истинном народном духе, присутствующем в Ростовой, говорит и эпизод, в котором она пускается в пляс в доме дядюшки после охоты. Сам автор не устаёт восхищаться своей любимой героиней, задаваясь вопросом: как, где и когда она впитала в себя из русского воздуха этот дух и приемы, те самые, которые нельзя изучить и которым невозможно подражать? Ведь она «графинечка», и её воспитанием занималась гувернантка-француженка.

Тихон Щербатый

Толстой показывает также партизанское движение. Его ярко представляет Тихон Щербатый. Это непокорный, хитрый и ловкий человек, использующий свои умения в борьбе с французами. Его активность способствует успеху русских. Командир Денисов испытывает гордость за бойца.

В отряде Тихон выделяется небывалой удалью, сочетающейся с отчаянной смелостью. И если раньше этот мужик противостоял «мироедам» в свой деревне, то сейчас, оказавшись у партизан, он для них становится очень полезным, одним из лучших. В этом персонаже видны основные черты русского характера.

Платон Каратаев

Образ Каратаева представляет собой другой тип русского мужика, отличный от типа Щербатого. Благодаря мудрости, человечности, доброте, простоте, равнодушию к лишениям, а также чувству коллективизма, этому неприметному «кругленькому» мужичку удалось помочь Пьеру. Тот, оказавшись в плену вместе с Платоном, снова смог поверить в людей, в существование справедливости, любви, добра.

Положительные качества простого человека Платона Каратаева противопоставляются эгоизму, высокомерию, карьеризму представителей высшего света Петербурга. Месяц, проведённый в плену, навсегда остался в памяти Пьера как самое лучшее воспоминание. Он никогда не испытывал столь полной духовной свободы.

Дорогие образы простых людей

Хотя образы Щербатого и Каратаева весьма разные, оба они дороги писателю тем, что сосредоточили лучшие качества, присущие русскому народу. Эти черты также воплощены в романе и в других людях. Речь идёт о:

Каратаев является носителем всего русского, доброго. Описывая его, Толстой говорит о присущих Платону

Эти черты Лев Николаевич высоко ценил в русских крестьянах.

Тихон же является воплощением народа-богатыря, который поднялся на борьбу в военную годину, в дни, критическое для страны.

Мысль народная в образе Кутузова

Решения, выносимые в кулуарах власти, на законодательном уровне, русский классик называет восходящим течением развития общества. Это, по его мнению, центробежная сила истории. События, имеющие место среди простого населения, являются процессом нисходящего развития истории, центростремительной силой развития социальных связей.

Поэтому образ Кутузова наделен высокими нравственными качествами. События показывают, что генерал оказывается связанный с народом одной цепью государственных проблем. Ему близки проблемы, переживаемые простыми людьми, находящимися намного ниже Кутузова по социальной лестнице. Тревогу, горечь поражений и радость побед легендарный полководец чувствует также естественно, как его солдаты. У них одна задача, двигаются они одной дорогой событий, защищая Родину.

В романе Кутузов является ярким представителем народа, потому что его личные цели абсолютно совпадают с целями русского населения. Автор всячески акцентирует внимание читателя на достоинствах главнокомандующего русской армией. Его авторитет в глазах солдат и офицеров несокрушимый. Дух войска, которым он командует, зависит от его настроения, здорового самочувствия, от его физического присутствия на поле сражения.

Дубина народной войны

Теме народной войны принадлежит в романе особое место. Автор всячески подчёркивает мысль об истинной народности войны 1812 года. Ведь люди поднялись на борьбу с иноземцами самостоятельно. Наибольшую известность приобрели отряды, руководимые Денисом Давыдовым и Василисой Кожиной. В романе его герои также организовывают свои отряды. Речь идёт о Денисе Давыдове и Фёдоре Долохове.

Крестьянские настроения в эпопее

Пронзительно и ярко звучит в романе «Война и мир» тема народа. При этом Толстой не пытается идеализировать народ. Писатель изображает сцены, свидетельствующие о стихийности и непоследовательности крестьянских настроений. Хороший пример этому – богучаровский бунт, когда крестьяне, прочитав французские листовки, отказались выпускать из имения княжну Марью. Мужики способны на ту же корысть, что и дворяне вроде Бориса Друбецкого или Берга, которые жаждут благодаря войне получить чины. Французы обещали деньги, и вот они уже им подчинились. Однако, когда Николай Ростов велел прекратить бесчинства и связать зачинщиков, крестьяне покорно исполнили его приказание.

С другой стороны, когда французы начали наступать, народ покидал свои дома, уничтожая нажитое имущество, чтобы оно не досталось врагам.

Всеобщий вклад

Лев Толстой прославляет народ, который весь поднялся на врага. Крестьяне даже за большие деньги не продавали фураж французам, поджигая его. Тем самым они подрывали мощь вражеской армии. Перед тем как враг должен был вступить в Смоленск, небогатый купец по фамилии Ферапонтов решил отдать весь товар бесплатно русским солдатам.

Жители Смоленска, Москвы, покидая свои жилища, сжигали дома, не желая, чтобы они перешли к врагу. Семейство Ростовых, довершив окончательно своё разорение, для вывоза раненых солдат отказалось от своих подвод. А Пьер Безухов на свои деньги, которые были огромными, сформировал целый полк. Его он взял на полное обеспечение. Сам же, оставшись в Москве, дабы обезглавить вражескую армию, хотел уничтожить Наполеона.

Движущая сила истории

Описывая войну 1812 года, Лев Толстой дал меткую оценку её цели и характеру. Он глубоко прочувствовал роль народа, которая была решающей. Тем самым великий писатель отверг казённые оценки тех событий, которые виделись как противостояние двух лидеров — Александра I и Бонапарта.

На страницах романа автор отмечает, что ранее вся история рассматривалась как история взаимоотношений отдельных личностей. В основном это тираны, монархи. При этом никто не задавался вопросом, что является на самом деле движущей силой истории. Автор считал, что это воля и дух отнюдь не одного человека, а всей нации в целом. Толстой обозначал это как роевое начало.

Образы людей из народа

Еще на первых страницах романа писатель создает образы отдельных солдат. Это и денщик Денисова Лаврушка со своим плутоватым нравом, и весельчак Сидоров, уморительно передразнивающий французов, и Лазарев, который получил от самого Наполеона орден.

Однако дом в романе «Война и мир» занимает ключевое место, поэтому больше всего героев из числа простого народа можно встретить в описаниях мирного времени. Здесь возникает другая серьезная проблема 19 века – тяготы крепостничества. Толстой изображает, как старый князь Болконский, решив наказать буфетчика Филиппа, который забыл распоряжение хозяина, отдал его в солдаты. А попытка Пьера облегчить жизнь своих крепостных закончилась ничем, так как управляющий обманул графа.

Справедливая война

В романе-эпопее противопоставлены две воли. С одной стороны, это воля солдат французской армии, а с другой — воля всех русских людей. Война 1812 года для вторых была справедливой, ведь они бились за своё Отечество. Именно по этой причине их воля и дух были сильнее, чем у французов. Тем самым превосходство над Францией, победа над ней были предопределены.

Этой главной мыслью и были обусловлены характеры героев. Битва с Наполеоном явилась испытанием, важным рубежом, который прошли все положительные герои. Это касается:

и многих других персонажей.

И все они выдержали экзамен. При этом жизнь их изменилась коренным образом, приблизившись к жизни народа.

Кутузов и народ

Единственным главнокомандующим армией, который никогда не разделял себя и народ, был Кутузов. «Он знал не умом или наукой, а всем русским существом своим знал и чувствовал то, что чувствовал каждый русский солдат…» Разобщенность русской армии при союзе с Австрией, обман австрийской армии, когда союзники бросали русских в сражениях, для Кутузова были невыносимой болью. На письмо Наполеона о мире Кутузов ответил: «Я был бы проклят, если бы на меня смотрели, как на первого зачинщика какой бы то ни было сделки: такова воля нашего народа» (курсив Л.Н.Толстого). Кутузов писал не от себя, он выражал мнение всего народа, всех русских людей.

Образу Кутузова противопоставлен образ Наполеона, который был очень далек от своего народа. Его интересовал лишь личный интерес в борьбе за власть. Империя всемирного подчинения Бонапарту – и пропасть в интересах народа. В итоге война 1812 года была проиграна, французы бежали, и первым покинул Москву Наполеон. Он бросил свою армию, бросил свой народ.

Фальшивый патриотизм

Ярким типом карьериста является Борис Друбецкой, ловко и умело использовавший связи и искреннее расположение людей, притворяясь патриотом. Его целью было лишь продвижение по служебной лестнице. Подняв проблему патриотизма, истинного и ложного, Толстой ярко обрисовал картину военных будней. А также ясно выразил, как он относится к войне.

Народный труд

Многие характерные для творчества Толстого проблемы поднимает эпопея «Война и мир». Тема труда как одна из основных для писателя не стала исключением. Труд неразрывно связан с народной жизнью. Более того, Толстой использует его для характеристики персонажей, так как придает этому большое значение. Праздности в понимании писателя говорит о нравственно слабом, ничтожном и недостойном человеке.

Но труд — это не просто повинность, это наслаждение. Так, доезжачий Данила, участвуя в охоте, отдается этому делу до конца, он показывает себя настоящим знатоком и в порыве азарта даже кричит на графа Ростова.

Старый камердинер Тихон до того сросся со своей должностью, что без слов понимает своего хозяина. А дворовая Анисья расхваливается Толстым за домовитость, резвость и добродушие. Для нее дом хозяев не чужое и враждебное место, а родное и близкое. Женщина с любовью относится к своей работе.

Непобедимая сила

В романе Лев Николаевич показал, что народную силу победить нельзя. Ведь добро, простота и правда есть почти в каждом русском человеке. И истинный патриотизм не измеряется рангами, не ищет славы, не строит карьеры.

Толстой говорит о двух сторонах жизни, присутствующих в каждом человеке. Это личная жизнь, тем более свободная, чем более отвлечены её интересы. И жизнь роевая, стихийная, когда человек с неизбежностью исполняет законы, которые ему предписаны. Речь идёт о законах совести и чести, общей истории и общей культуры. Нужно о живёт в каждой главе и в каждой строке великого произведения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *