в образовательных организациях какого уровня в большей степени проявляется коррупция

Коррупция в образовательных организациях: понятие и признаки

Бухарина Надежда Порфирьевна, ассистент кафедры деликтологии и криминологии Юридического института Сибирского федерального университета.

Ключевые слова: коррупция, образовательные организации, общественная опасность коррупции, сфера существования коррупции, субъекты коррупции, использование должностного положения, использование служебного положения, цели субъектов коррупции, мотивы субъектов коррупции, предмет коррупции.

CORRUPTION IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS: CONCEPT AND CHARACTERISTICS

Key words: corruption; educational organizations; public risk of corruption; the scope of the existence of corruption; subjects of corruption; misfeasance; use of official position; the objectives of the subjects of corruption; the motives of the actors of corruption.

Коррупция в той или иной степени поразила практически все сферы жизни российского общества. Образование как важнейший элемент социальной сферы, к сожалению, не стало исключением.

Коррупция и взяточничество // URL: http://www.levada.ru/15-07-2008/korruptsiya-i-vzyatochnichestvo (дата обращения: 15.04.2015).

Борьба с коррупцией: миссия выполнима? // URL: http://wciom.ru/index.php?id=515&uid=115189 (дата обращения: 07.04.2015).

Таким образом, результаты социологических исследований подтверждают, что проблема коррупции в образовательных организациях остается достаточно острой. В этой связи особую актуальность приобретают научное осмысление вышеуказанной проблемы, разработка, уточнение и унификация понятийно-категориального аппарата.

В науке для определения коррупции в образовании используются несколько терминов: «коррупция в сфере образования», «коррупция в системе образования», «коррупция в секторе образования», «коррупция в послевузовском образовании», «коррупция в вузах», «коррупция в школах», «коррупция в детских садах».

Цит. по: Осипян А.Л. Коррупция в послевузовском образовании: Пер. с англ. // Terra Economicus. 2010. Т. 8. N 3. С. 50.
Хейнеман С.П. Образование и коррупция // Социология и коррупция. Научно-практическая конференция, 20 марта 2003 г., г. Москва. М.: РНОПЭ, 2003. С. 206.

Аллак Ж., Пуассон М. Коррумпированные школы, коррумпированные университеты: что можно сделать?: Пер. с англ. Париж: Международный институт планирования образования. ЮНЕСКО, 2014. С. 33.

СЗ РФ. 2012. N 53 (ч. I). Ст. 7598.

Осипян А.Л. Указ. соч. С. 50.

Выделяемые учеными виды коррупции в образовании обладают вышеуказанными признаками, но отличаются друг от друга специфическим содержанием. Вместе с тем они достаточно однородны по своей сущности и могут быть раскрыты через понятие коррупции в образовательных организациях.

Анализ зарубежной и отечественной литературы показал, что понятие и признаки коррупции в образовательных организациях пока не выступали объектом серьезных научных изысканий. Попытаемся выделить наиболее существенные признаки коррупции в образовательных организациях.

См.: Резолюция 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1966 г. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах // URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactecon.shtml (дата обращения: 15.04.2015); Резолюция 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г. Всеобщая декларация прав человека // URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr (дата обращения: 15.04.2015); Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // URL: http://www.consultant.ru/popular/cons/ (дата обращения: 15.04.2015).

Целью образования, согласно положениям Федерального закона об образовании, является в том числе интеллектуальное, духовно-нравственное, творческое, физическое и (или) профессиональное развитие человека. Распространение коррупции в образовательных организациях делает указанные цели труднодостижимыми, искажает ценности, идеалы и принципы молодого поколения, снижает уровень доверия к профессии на рынке труда и, следовательно, негативно влияет на социально-экономическое развитие страны, политическую стабильность и безопасность государства в целом.

В Федеральном законе об образовании закреплено нормативное определение образовательной организации, под которой понимается «некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана».

К существенным признакам образовательной организации можно отнести:

Из содержания пп. 8 п. 3 ст. 50 ГК РФ следует, что образовательные организации могут быть созданы в виде учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные и частные учреждения. Государственные и муниципальные учреждения, в свою очередь, делятся на казенные, бюджетные и автономные (п. 1 ст. 123.22 ГК РФ).

Анализ действующего законодательства показывает, что образовательные учреждения в зависимости от целей их деятельности создаются в виде дошкольной, общеобразовательной, профессиональной образовательной организации либо в виде образовательной организации высшего образования.

В зависимости от вида образовательных программ можно выделить образовательные организации, реализующие основные образовательные программы, и образовательные организации, реализующие дополнительные образовательные программы.

См.: Российская коррупция: уровень, структура, динамика. Опыты социологического анализа / Под ред. Г.А. Сатарова. М.: Фонд «Либеральная Миссия», 2013. С. 403.

Специфика сферы существования коррупции позволяет отнести к субъектам коррупции не только участников образовательных отношений, к которым согласно п. 31 ст. 2 Федерального закона об образовании относятся обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность, но и руководящих и иных работников образовательных организаций.

Согласно данным социолого-криминологических исследований одними из наиболее активных субъектов коррупционных отношений в образовательных организациях являются обучающиеся, реализующие право на образование. Так, 22,4% учащихся и студентов, лично вступавших в коррупционные отношения, указали, что инициаторами выступали они сами. 35% опрошенных педагогов назвали инициаторами коррупционных отношений обучающихся.

Бухарина Н.П. Социолого-криминологическое исследование, посвященное изучению особенностей восприятия коррупции учащимися общеобразовательных организаций, студентами средних и высших профессиональных образовательных организаций. Красноярск, 2014. Всего автором было опрошено 1 000 респондентов.

К субъектам коррупционных отношений также необходимо отнести педагогических и руководящих работников образовательных организаций, а также «лиц, создающих необходимые условия для реализации гражданами права на образование» (инженерно-технических, производственных, административно-хозяйственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции).

Бухарина Н.П. Указ. соч. Всего было опрошено 35 сотрудников правоохранительных органов.

Выявленные противоречия в оценках респондентов могут быть обусловлены, на наш взгляд, тем, что сотрудники правоохранительных органов при ответе на поставленные вопросы руководствовались опытом практической работы по расследованию и рассмотрению уголовных дел коррупционной направленности, дающим представление о характере и степени участия работников образовательных организаций в коррупционных отношениях, ответы педагогических работников, напротив, вскрывают те характеристики коррупции в образовательных организациях, которые имеют латентный характер.

В качестве самостоятельных групп субъектов коррупции можно назвать представителей педагогических работников и обучающихся. К представителям педагогических работников могут быть отнесены: члены педагогического либо ученого совета, члены стипендиальных комиссий, представители профсоюзных организаций работников, члены приемных комиссий, члены комиссий по переводам и восстановлениям, члены аттестационных комиссий, члены комиссий по распределению премиального фонда образовательной организации и т.п. К представителям обучающихся, соответственно, относятся родители (законные представители), старосты студенческих академических групп (классов), представители студенческих профсоюзных организаций, представители советов обучающихся.

Опрос педагогических работников показал, что чаще всего с предложением о вступлении в коррупционные отношения обращаются родители (законные представители) учащихся и студентов, на что указали 43% опрошенных.

Необходимо выделить и таких субъектов коррупции, как лица, не являющиеся участниками образовательных отношений, но выступающие выгодоприобретателями в результате совершения иными субъектами коррупции коррупционных правонарушений. К указанной группе субъектов можно отнести близких родственников и близких лиц субъектов коррупции, в интересах которых действуют последние.

Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 N 223-ФЗ // СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 16; Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 N 174-ФЗ // СЗ РФ. 2001. N 52 (ч. I). Ст. 4921.
УПК РФ.

Следующим конструктивным признаком коррупции выступает использование должностного или служебного положения, статуса занимаемой должности, которое характерно для таких субъектов коррупции, как педагогические работники и их представители, руководящие работники образовательных организаций, а также инженерно-технические, административно-хозяйственные, производственные, учебно-вспомогательные, медицинские и иные работники, осуществляющие вспомогательные функции в случаях, предусмотренных уставом образовательной организации, соответствующими положениями, трудовым договором, а также должностной инструкцией.

Обучающиеся, реализующие право на образование, родители (законные представители) обучающихся и иные лица, не являющиеся участниками образовательных отношений, но выступающие выгодоприобретателями, используют должностное или служебное положение, статус занимаемой должности для достижения личных целей опосредованно, через лицо, обладающее полномочиями, статусом, влиянием исходя из значимости и авторитета занимаемой должности.

Использование должностного, служебного положения, статуса в связи с занимаемой должностью характерно для таких представителей обучающихся, как старосты студенческих академических групп, представители студенческих профсоюзных организаций, представители советов обучающихся только в случаях осуществления ими соответствующих полномочий в рамках стипендиальных комиссий, комиссий по переводам и восстановлениям.

Разработка и внедрение комплекса мер по формированию устойчивой гражданской антикоррупционной позиции у студентов Сибирского федерального университета: материалы грантового исследования, выполненного при поддержке КГАУ «Красноярский краевой фонд поддержки научной и научно-технической деятельности» / Под рук. к. ю. н., доцента И.А. Зыряновой. Красноярск, 2010. 95 с. Всего было опрошено 2 049 респондентов.

Бухарина Н.П. Указ. соч.

Всего было опрошено 100 респондентов.

Приговор Кяхтинского районного суда Республики Бурятия от 08.11.2011 по уголовному делу N 1-374/2011 // URL: http://kyahtinsky.bur.sudrf.ru/ (дата обращения: 16.04.2015).
Кассационное определение Алтайского краевого суда от 03.03.2011 по уголовному делу N 221084/2011 // URL: http://kraevoy.alt.sudrf.ru/ (дата обращения: 15.05.2015); приговор Джидинского районного суда Республики Бурятия от 27.01.2012 по уголовному делу N 1-40/2012 (1-335/2011) // URL: http://dzhidinsky.bur.sudrf.ru/ (дата обращения: 15.04.2015).
Приговор Свердловского районного суда г. Иркутска от 10.04.2014 по уголовному делу N 1-266/2014 // URL: http://sverdlovsky.irk.sudrf.ru (дата обращения: 15.05.2015).

Иные субъекты коррупционных отношений вступают в коррупционные отношения для достижения в личных либо групповых интересах имущественных или неимущественных благ, преимуществ.

Выявленные признаки коррупции в образовательных организациях позволяют сформулировать определение этого понятия. Под коррупцией в образовательных организациях предлагаем понимать общественно опасное социально-правовое явление, возникающее в государственных, муниципальных и частных образовательных организациях и заключающееся в непосредственном либо опосредованном использовании субъектами должностного или служебного положения, статуса в личных или групповых интересах для извлечения выгод, преимуществ материального и нематериального характера.

Источник

Коррупционные риски в средней общеобразовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

«Коррупционные риски в среднем общем образовании»

В переводе с латинского термин «corruptio» означает «подкуп», поэтому чаще всего под коррупцией понимается «подкупаемость и продажность государственных должностных лиц» и общественно-политических деятелей.

Во многих государствах население считает образование сферой менее коррумпированной, нежели полиция или суд. В то же время опросы, проводимые в разных странах, показывают, что население рассматривает образование как коррумпированную или высоко коррумпированную сферу.

В ряде государств выбор строительных компаний и заключение контрактов на строительство или ремонт школ сопровождался коррупционными процедурами.

В зарубежной доктрине коррупцию в сфере образования определяют, как «систематическое использование служебного положения в личных целях, которое оказывает существенное влияние на наличие и качество образовательных товаров и услуг, и как результат, на доступность, качество или справедливость в образовании

Проявления коррупции в образовании разнообразны. Несмотря на то, что каждое государство имеет свои особые правонарушения коррупционной направленности, обусловленные сформированной национальной системой образования, возможно выделить общие для всех стран формы проявления коррупции.

К коррупционным правонарушениям в сфере образования относят: откровенно незаконные акты подкупа или обмана; оплату доступа к школьному образованию; плату за обучение; поддельные данные о количестве школьников в странах, где существует подушевое финансирование; необходимость репетиторства; растрату средств, выделенных школам; продвижение преподавателей на основе подкупа, а не таланта.

Сущность и понятие коррупции в сфере образования

В большинстве российских городов большие очереди на зачисление детей в детские сады, семьи в этих очередях могут находиться годами. Но проблемы зачисления детей в детские сады нередко решаются коррупционными способами. Взятки в этой сфере теперь не столь часто дают, потому что велик риск получить уголовное преследование.

Как правило, руководители детских садов требуют с родителей тех или иных услуг для своих учреждений или лично для себя. Но эти услуги формально предоставляются родителями добровольно, они редко признаются, что их вынудили принять участие в ремонте здания и помещений детского сада, подарить ему какую-то бытовую технику или компьютер, сделать дорогой подарок руководителю детского сада. Причина редкости таких признаний в том, что родители опасаются исключения впоследствии своих детей из детских садов или создания им невыносимых условий существования со стороны воспитателей.

Коррупция в средних общеобразовательных школах имеет многообразные проявления. Нередко организация питания школьников имеет признаки коррупции. В соответствии с нормами Федерального закона № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21 июля 2005 года, директор каждой средней общеобразовательной школы должен объявить конкурс на организацию питания и подписать соответствующий контракт с победителем этого конкурса. Нередко такие конкурсы выигрывают организации, не имеющие возможности поставлять продукты и готовые блюда для питания школьников, потому что эти организации поддерживаются органами власти и предлагают самые низкие стоимости контрактов с ними.

Затем такие организации заключают договоры на реальные поставки продуктов и готовых блюд для питания школьников с организациями, которые имеют возможности это делать. Но поскольку такие посредники оставляют себе и передают в виде откатов поддерживавшим их органам власти определённые суммы от стоимостей контрактов, питание школьников становится слишком дешёвым, некачественным. Это одна из причин участившихся случаев отравлений детей школьным питанием.

В современных средних общеобразовательных школах принято заключать договоры на их охрану. Но на услуги охраны от сертифицированных охранных агентств у бюджетных средних школ почти никогда нет денег. Поэтому охранниками в таких школах нередко работают те, кто не смог устроиться на более престижную работу. И за устройство на такую работу охранникам нередко приходится платить взятки и директорам школ, и чиновникам органов образования, их курирующих.

Также существует проблема коррупции в лицензировании и аккредитации вузов и она не решена, потому что проверяющие инстанции по своим инструкциям всегда могут лишить прав на ведение образовательной деятельности любой университет или вуз. Причина в том, что какие-то недостатки в их деятельности и подготовке выпускников проверяющие всегда могут найти. Но руководители университетов и вузов, как и их проверяющие, понимают, что студенты должны учиться, что закрытие того или иного высшего учебного заведения создаст существенные проблемы не только для них, но и для органов власти. Поэтому нередко при неудовлетворительных результатах проверок деятельности вузов их руководители неформально договариваются с проверяющими о том, чтобы результаты этих проверок стали удовлетворительными.

Таким образом, в России, как и в других странах, проявления коррупции в сфере образования многочисленны и разнообразны. При этом, коррупционные практики одинаково развиты как при взаимодействии образовательных организаций с различными органами и юридическими лицами для обеспечения образовательной деятельности, так и в ходе непосредственного оказания образовательных услуг.

Наиболее распространены следующие проявления коррупции в сфере образования:

— взятки при поступлении в образовательные организации;

— взятки или незаконные требования о внесении дополнительных денежных сумм при сдаче (или пересдаче) экзаменов;

— злоупотребления (в частности, присвоение) бюджетных средств, выделяемых образовательным организациям;

— злоупотребления при привлечении и расходовании денежных средств, взимаемых с родителей и учащихся на нужды образовательного учреждения;

— взятки при проведении лицензирования и государственной аккредитации образовательных учреждений.

2. Меры по предотвращению коррупции в сфере образования

Снижение коррупционных рисков в сфере образования предполагает воздействие на выявленные «критические точки» в бизнес-процессах с целью снижения вероятности совершения коррупционных правонарушений.

В этом случае, изменение возможно:

а) путем предписывания обязательных стандартов и правил, снижающих риск;

б) путем преобразования мотивации;

в) через распространение информации о риске.

Меры по снижению коррупционных рисков разработаны в целом для организаций, и не учитывают специфики сферы образования. Опыт внедрения таких мер в практику образовательных организаций в России еще не наработан. Практическое значение в этом аспекте имеет зарубежный опыт, вобравшей в себя наиболее успешные зарубежные практики, реально способствующие снижению коррупционных рисков в сфере образования.

В числе мер противодействия коррупции в образовании эксперты называют обучение навыкам управления образовательным учреждением. Очевидна необходимость эффективного обучения административного персонала образовательных организаций, а также советов родителей и учителей. В программу обучения руководителей образовательных организаций, также должны быть включены и вопросы антикоррупционного образования.

Факторы, увеличивающие привлекательность сферы образования для коррупционеров, многообразны. Это и большая доля государственного финансирования, и вовлеченность в систему образования практически всего общества, и значимость образовательных услуг для жизни людей, и непрозрачность финансовых потоков в системе образования.

Проявления коррупции в российской системе образования разнообразны, от дисциплинарных и гражданско-правовых правонарушений, до преступлений, нарушающих конституционные права граждан на образование. Коррупции подвержены все уровни образования.

Нормативно-правовое регулирование коррупции в сфере образования обширно, но не систематизировано, что в сочетании с отсутствием в большинстве образовательных организаций специалистов в области предупреждения коррупции и специальных методических рекомендаций по внедрению антикоррупционных мер, учитывающих специфику работы в сфере образования, затрудняет реализацию антикоррупционных мер. Изменить ситуацию может лишь последовательное формирование организационных мер по предупреждению коррупции.

Список использованных источников

1. Гришаев В. В. Риск и общество (дискуссия о понятии риска и библиография). М.: Спарк, 2015. 47 с.

2. Максимов С.В. Основы противодействия коррупции / науч. ред. С. В. Максимов и др. М.: Спарк, 2016. 56 с.

3. Пименов Н.А. Карта коррупционных рисков как универсальный инструмент анализа // Государственная власть и местное самоуправление. 2015. № 4. С. 36-37.

4. Плохов С.В. Преподаватель как субъект должностных преступлений // Законность. 2015. № 4. С. 60-65.

5. Терешкова В.В. Сравнительный анализ успешных практик противодействия коррупции в сфере школьного образования в зарубежных странах // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 1. С. 262-271.

6. Хлонова Н.В. Сообщения о коррупционных правонарушениях: перспективы совершенствования с учетом зарубежного опыта // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 1 (25). С. 272-279.

7. Мухина О.А. Борьба с коррупцией: уроки истории // Современное право. 2016. № 6. С. 17.

8. Гаухман Л. Коррупция и коррупционное преступление // Законность. 2016. № 6. С. 2-6;

9. Тогонадзе Н.В. Глобализация общей, организованной и коррупционной преступности (материалы «круглого стола») // Государство и право. 2016. № 12. С. 101.

Источник

Коррупция в сфере образования как социальное явление: проблемы и пути их решения

в образовательных организациях какого уровня в большей степени проявляется коррупция. Смотреть фото в образовательных организациях какого уровня в большей степени проявляется коррупция. Смотреть картинку в образовательных организациях какого уровня в большей степени проявляется коррупция. Картинка про в образовательных организациях какого уровня в большей степени проявляется коррупция. Фото в образовательных организациях какого уровня в большей степени проявляется коррупция

Рубрика: 1. Теория государства и права

Дата публикации: 01.12.2016

Статья просмотрена: 13034 раза

Библиографическое описание:

Салюк, А. А. Коррупция в сфере образования как социальное явление: проблемы и пути их решения / А. А. Салюк, М. А. Матненко. — Текст : непосредственный // Актуальные проблемы права : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 11-14. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/224/11497/ (дата обращения: 31.10.2021).

Ни для кого не секрет, что коррупция представляет собой опасное явление для общества и государства, она характерна не только для сферы политики и государственного управления, но и для образования.

Коррупция это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. [1, c. 24]

Наше правительство регулярно внедряет антикоррупционные меры, направленные на борьбу с коррупционными правонарушениями, а также на их предотвращение. Издаются нормативно-правовые акты, указы и производится надзор за их выполнением, так же был создан Национальный антикоррупционный комитет.

Но, к сожалению, многие специалисты констатируют тот факт, что названные меры не принесли ожидаемых результатов. Виной тому, на наш взгляд, является несовершенство норм уголовного права — ограниченные возможности привлечения к ответственности коррупционеров, а так же правовой нигилизм граждан, дающих взятки работникам сферы образования.

По данным Судебного департамента, в 2014 году по ст. 290 УК РФ осуждено 1625 человек за получение взяток. Статистика показывает, что большинство осужденных по статье 290 УК РФ в 2014 году были мелкими взяточниками. В 2014 году 14,6 % осужденных по этой статье (238 человек) были приговорены за взятки в размере до 1 тыс. рублей, а ещё 41,9 % (681 человек) за взятки от 1 тыс. до 10 тыс. рублей. Лишь 21,5 % осужденных (350 человек) были осуждены за взятки в 50 тыс. рублей и более. [2, c. 36]

Но не кажется ли вам, что взяточников в нашей стране гораздо больше, и взятки они получают куда более существенные? По нашему мнению, для существенных результатов нужна сильная политическая воля и взаимодействие правительства и российского общества в целом.

И так, коррупция в сфере образования происходит на низшем и высшем уровне. На низшем уровне она проявляется в процессе обучения. К примеру, прием в учебные заведения, вступительные испытания, сдача промежуточных и выпускных экзаменов и многое другое. Коррупция на высшем уровне связана с системой аккредитации, лицензирования учебных заведений, а так же с системой распределения бюджетных средств на финансирование системы образования.

Одной из причин возникновения коррупции на низшем уровне образовательной сферы является большой разрыв между уровнем знаний выпускников школ и требованиями, предъявляемыми ВУЗами к абитуриентам. Из — за этого поступить в вуз становится весьма сложно, из — за чего абитуриенты и их родители с помощью взяток пытаются решить эту проблему.

Министерство образования и науки должно устранить такой разрыв, поэтому. Предлагается ввести еще один год обучения в школе, который будет нацелен на выравнивание школьной программы с требованиями вуза.

Часто у молодёжи отсутствует мотивация к учёбе, многим студентам проще заплатить за экзамен, чем сдать его самостоятельно. Для того чтобы повысить мотивацию к учёбе, необходимо менять действующей системы выпускных экзаменов и системы образования в целом.

Многие аналитики считают, что через пять лет системе высшего образования может грозить фиаско, поскольку связь между вузами и рынком труда теряется. Многие работодатели, подбирая для себя кадры, отказываются рассматривать кандидатуры выпускников некоторых ВУЗов.

На мой взгляд, негативным образом на мотивацию к учебе так же влияет возможность восстановления после отчисления за неуспеваемость, которая предусмотрена нашим законодательством. Такая схема является выгодной для ВУЗа в том случае, если студент обучался на платной основе, так как он вынужден будет еще раз заплатить за обучение. Во многих европейских странах человек, который был отчислен по причине неуспеваемости, уже не вправе получить образование по этой же специальности.

Чтобы побороть эту проблему, по нашему мнению, необходимо создать острую ситуацию, то есть связать отчисление с большим количеством издержек для учащегося, что существенно повысит его мотивацию учиться и не быть отчисленным.

В Российской Федерации проводится Единый государственный экзамен для выпускников 11 классов, который направлен на борьбу с коррупцией. Инициативной группой был проведен опрос среди студентов, основным вопросом которого был: «Считаете ли Вы, что введение единого тестирования вместо экзаменов (в том числе, и вступительных) и зачетов может снизить уровень коррупции в вузе?» На что были получены следующие ответ [3, c. 7]:

в образовательных организациях какого уровня в большей степени проявляется коррупция. Смотреть фото в образовательных организациях какого уровня в большей степени проявляется коррупция. Смотреть картинку в образовательных организациях какого уровня в большей степени проявляется коррупция. Картинка про в образовательных организациях какого уровня в большей степени проявляется коррупция. Фото в образовательных организациях какого уровня в большей степени проявляется коррупция

Из приведенных результатов можно сделать вывод, что большинство студентов посчитало, что проблему коррупции ЕГЭ не решит, изменится лишь получатель взяток.

Отрицательным последствием введения ЕГЭ является увеличение доли платного образования, так как теперь финансируется обучение тех, кто сдаёт ЕГЭ на высокий балл. И никто не гарантирует, что при определении «проходного балла» в ВУЗ его значение не будет завышаться с целью снижения финансирования. Следовательно, можно сделать вывод, что Единый государственный экзамен- это не выход из столь тяжелого положения- высокого уровня коррумпированности в образовании.

А что же понимается под » коррупцией на высшем уровне образования»? Это коррупция, которая возникает на стадиях аккредитации и лицензировании учебных заведений. В Российской Федерации система аккредитации и лицензирования вузов несовершенна и обладает рядом серьезных недостатков.

Лицензирование деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования [4, c. 28], то есть лицензирование ВУЗа — это процедура подготовки и выдачи ВУЗу лицензии в сфере профессионального обучения по одному или совокупности направлений подготовки на основе экспертной оценки. включает: проведение экспертизы, принятие решения, оформление и выдача лицензии.

Государственное аккредитование —аккредитация в национальной системе аккредитации- подтверждение национальным органом по аккредитации соответствия юридического лица или индивидуального предпринимателя критериям аккредитации, являющееся официальным свидетельством компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществлять деятельность в определенной области аккредитации [5, c. 37] следовательно, аккредитация ВУЗа— это процедура подготовки и выдачи образовательному учреждению свидетельства об аккредитовании подтверждающего государственный статус образовательного учреждения, уровень реализуемых им программ, соответствие содержание и качества подготовки выпускников требования государственного и обеспечивающего образовательного учреждения право на выдачу своим выпускникам документов об образовании государственного образца, на включение в схему государственного финансирования, на пользования печатью с изображением Государственного герба РФ.

Такого рода государственный контроль осуществляется специальной комиссией сотрудников министерства образования, но было бы логичнее сочетать этот контроль с общественно-профессиональным сообществом, которое определило бы более объективно, соответствует ли качество образовательных программ мировым стандартам. Так же объективно и более прозрачно характеризовать ВУЗ можно было бы по комплексу параметров или системы рейтингов, так как она должна отражать все достоинства и недостатки вузов. Данные подходы могли бы сделать ВУЗы более подконтрольными для общества в плане оценивания. Но не сложно догадаться, что непрозрачная система аккредитации и лицензирования так же порождает коррупцию.

В каких сферах образования коррупция распространена в наиболее крупных масштабах? А именно в тех, где происходит выделение бюджетных средств на развитие системы образования.

По данным экспертов, доля «откатов» — за выделение бюджетных средств на развитие вузовских программ формирования и развития общества доходят до 50 % от сумм финансирования [3, c. 42]. Но самая коррупционная сфера — это издание литературы для учебных заведений. Средства, выделяемые на эти цели из бюджета, распределяются исключительно между издательствами, которым покровительствует Министерство образования. Литературы на выделяемые бюджетные средства издается гораздо меньше, чем это необходимо, и недостачу объема выпущенной продукции, количество которой регламентируется количеством выделенных средств, покрывают такими финансовыми махинациями, как фиктивное увеличение себестоимости выпускаемой продукции. Однако, любая независимая экспертиза доказала бы данные несоответствия, но и здесь на пути встаёт коррупция. Данную проблему можно решить путём отслеживания соответствия выпускаемой литературы цене продукта и его качеству посредствам экспертиз. Так же решением проблемы могло бы послужить совершенствование процедуры конкурсов на издание школьной и профессиональной литературы, то есть представляется целесообразным сделать данную процедуру более открытой за счёт бюджетных средств. Какие органы осуществляют контроль и надзор в сфере образования и науки? Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования и науки является Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, которая наделена полномочиями инспектировать в порядке надзора на территории Российской Федерации образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов, органы управления образованием и уполномоченные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющие контроль и надзор в сфере образования. Данный федеральный орган подчинен Министерству образования, но как он может контролировать министерство, которому подконтролен? Стало быть, об объективности в контроле над образованием можно забыть.

Почему для нас коррупция стала привычным явлением? Ни для кого не секрет, что в нашей стране не развито правосознание. Многие люди нейтрально относятся к существованию коррупции, в том числе в сфере образования. Более того, усугубляют ситуацию, сами того не замечая, то есть не считая свои действия усугубляющими коррумпированность, например, «покупку» тех же самых экзаменов. Коррупция стала частью высшего профессионального образования. Связано это, прежде всего с тем, что в Российской Федерации попросту нет эффективной системы привлечения к ответственности, как минимум из — за трудной доказуемости фактов дачи и получения взятки. А если же преподаватель ВУЗа «попадётся» на взятке, ректорат предпочтёт просто уволить этого сотрудника, не обращаясь в правоохранительные органы, чтобы это не отразилось на репутации учебного заведения. Ст. 290 УК РФ предусматривает штраф, лишение свободы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью за получение взятки. Максимальный срок лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью по основному составу преступления — три года. Но ведь дело редко доходит до уголовной ответственности, следовательно, это тоже порождает коррупцию.

Исследователи из Государственного университета — Высшей школой экономики установили, что общая сумма взяток в системе образования за год немногим меньше 1 миллиарда долларов. И три четверти этой суммы составляют взятки, связанные с высшим образованием[1, c. 15].

Что же вызвало такую масштабность? Ответ прост — брать и давать взятки вошло в привычку и перестало быть чем- то противозаконным в понимании людей. Необходимо напомнить обществу, что любые проявления коррупции аморальны, что они разрушают изнутри наше государство. Сфера образования является одной из самых важных сфер жизни общества, ведь ей отведена такая роль, как воспитание новых поколений и, в последствии высококвалифицированных специалистов, без которых невозможно дальнейшее развитие государства.

Можно бесконечно долго рассуждать о важности политики и экономики, здравоохранения и обороны страны, но какой в этом толк, когда система, воспитывающая будущих политиков, экономистов, медиков и военных прогнивает? Образование — это фундамент для развития успешного государства, но как же построить успешное государство без фундамента?

1. Юхачев С. П. Коррупция в системе образования: типология и последствия // Социально- экономические явления и процессы.- 2008.- № 3. — с. 47.

4. Судебным департамент при Верховном суде РФ — официальный портал http://www.cdep.ru/index.php?id=79

5. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 N 273-ФЗ (действующая редакция, 2016)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *