в основе каких стилистических приемов лежат антонимы

Стилистические функции антонимов: определение, типы и примеры

Из школьной программы по русскому языку многие помнят, что существуют слова, обладающие противоположными значениями. Их называют антонимами. Функции, которые они выполняют в тексте, будут рассмотрены в настоящей статье.

Эта информация может оказаться полезной всем людям, интересующимся русским языком и желающим пополнить свои знания о нем. Данные сведения пригодятся и тем, чья работа связана с регулярным написанием большого количества текстов.

Зачем нужны антонимы?

в основе каких стилистических приемов лежат антонимы. Смотреть фото в основе каких стилистических приемов лежат антонимы. Смотреть картинку в основе каких стилистических приемов лежат антонимы. Картинка про в основе каких стилистических приемов лежат антонимы. Фото в основе каких стилистических приемов лежат антонимы Вам будет интересно: 31 лицей Челябинска: лучшая физико-математическая подготовка

Они нередко входят в состав таких стилистических средств, как теза и антитеза, а также, некоторых других.

Каковы функции антонимов?

Каждая из этих них будет подробно разобрана в отдельном разделе предлагаемой статьи.

Лексические контрасты

Она, как правило, придает высказыванию иронический или другой, необходимый автору, оттенок.

в основе каких стилистических приемов лежат антонимы. Смотреть фото в основе каких стилистических приемов лежат антонимы. Смотреть картинку в основе каких стилистических приемов лежат антонимы. Картинка про в основе каких стилистических приемов лежат антонимы. Фото в основе каких стилистических приемов лежат антонимы Вам будет интересно: Инкорпорирующие языки: понятие, особенности, примеры

в основе каких стилистических приемов лежат антонимы. Смотреть фото в основе каких стилистических приемов лежат антонимы. Смотреть картинку в основе каких стилистических приемов лежат антонимы. Картинка про в основе каких стилистических приемов лежат антонимы. Фото в основе каких стилистических приемов лежат антонимы

Здесь великий русский писатель противопоставляет друг-другу внешнее и внутреннее убранство жилищ и низкие душевные качества их обитателей.

Антитеза может быть двух видов:

Например, в следующих строках Михаила Юрьевича Лермонтова применяется именно эта функция антонимов.

И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,

И царствует в душе какой-то холод тайный, Когда огонь кипит в крови.

в основе каких стилистических приемов лежат антонимы. Смотреть фото в основе каких стилистических приемов лежат антонимы. Смотреть картинку в основе каких стилистических приемов лежат антонимы. Картинка про в основе каких стилистических приемов лежат антонимы. Фото в основе каких стилистических приемов лежат антонимы

Сложная антитеза, как правило, состоит из нескольких пар антонимов. Все они служат для выражения общей идеи высказывания.

Отрицание противоположности

в основе каких стилистических приемов лежат антонимы. Смотреть фото в основе каких стилистических приемов лежат антонимы. Смотреть картинку в основе каких стилистических приемов лежат антонимы. Картинка про в основе каких стилистических приемов лежат антонимы. Фото в основе каких стилистических приемов лежат антонимы Вам будет интересно: Ехидничать – это плеваться ядом в окружающих

Часто бывает, что при описании каких-либо свойств личности человека или характеристик предмета или явления, появляется необходимость исключения противоположного качества во избежание недопонимания. Например, назвав товар недорогим, иногда уточняют, что он, в то же время, не очень дешевый. Такая стилистическая функция антонимов часто служит для выражения явлений, для которых нет точного определения.

Так, в знаменитой песне Владимира Семеновича Высоцкого из фильма «Вертикаль» есть слова:

Если друг оказался вдруг

И не друг, и не враг, а так.

в основе каких стилистических приемов лежат антонимы. Смотреть фото в основе каких стилистических приемов лежат антонимы. Смотреть картинку в основе каких стилистических приемов лежат антонимы. Картинка про в основе каких стилистических приемов лежат антонимы. Фото в основе каких стилистических приемов лежат антонимы

Бард употребляет здесь этот прием, противоположный антитезе. То есть он исключает контрастные качества для описания человека. Это значит, что тот, о ком поется, приходится лирическому герою не другом и не врагом, а чем-то средним. Для обозначения данного явления в русском языке нет определенного слова.

Такая функция антонимов в речи (отрицание контрастного качества) может быть использована, если автор хочет указать на заурядность, обыденность того или иного предмета или явления. Подобный прием пригоден и для выражения безликости, непримечательности литературного героя.

Например, в романе «Мертвые души» Николай Васильевич Гоголь так описывает Чичикова:

В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод.

в основе каких стилистических приемов лежат антонимы. Смотреть фото в основе каких стилистических приемов лежат антонимы. Смотреть картинку в основе каких стилистических приемов лежат антонимы. Картинка про в основе каких стилистических приемов лежат антонимы. Фото в основе каких стилистических приемов лежат антонимы

Заданные рамки

На вопрос «каковы стилистические функции антонимов» можно ответить и следующим образом. Они применяются для ограничения временных и пространственных рамок. Как правило, такое их употребление подчеркивает длительность какого-либо действия, большой размер территории или разнообразие чего-либо.

В одном из своих произведений Антон Павлович Чехов писал:

Спят богатые и бедные, и мудрые и глупые, и добрые, и лютые.

в основе каких стилистических приемов лежат антонимы. Смотреть фото в основе каких стилистических приемов лежат антонимы. Смотреть картинку в основе каких стилистических приемов лежат антонимы. Картинка про в основе каких стилистических приемов лежат антонимы. Фото в основе каких стилистических приемов лежат антонимы

Классик русской литературы с помощью антонимов показал в этом эпизоде многочисленность спящих людей.

Оксюморон

Это греческое слово можно перевести на русский язык как «остроумно-глупое». Данное стилистическое средство предполагает одновременное использование несочетаемых понятий для обозначения одного и того же предмета.

Например: женатый холостяк, начало конца. Часто оно применяется для создания комического эффекта. Обязательное условие для такого словосочетания: его элементы должны принадлежать к разным частям речи. Поэтому слова, входящие в эту фигуру речи, можно лишь условно назвать антонимами.

Что такое каламбур?

Комическом эффект может быть достигнут, и если один из антонимов имеет несколько значений. Такой прием называется каламбуром.

Его суть станет понятнее, если это явление рассмотреть на конкретном примере.

Поэтому его сочетание с прилагательным «немолода» придает фразе комический характер.

Наиболее распространенные ошибки

В приведенных выше примерах функции антонимов ясны. Их применение оправдано. Но бывают случаи, когда неуместное их использование приводит к стилистическим ошибкам.

Вот некоторые рекомендации, соблюдение которых поможет избежать таких погрешностей.

1. Попытайтесь не допускать употребление антонимов, если они являются препятствием к пониманию высказывания, затрудняют постижение смысла.

Например, их использование во фразе «это платье самое дешевое из дорогих», является стилистической ошибкой.

2. Не следует допускать и наличия несовместимых понятий, как например, в предложении «Дорога была гладкая, но бугристая». Два определения, использованные здесь, плохо сочетаются друг с другом.

Типы антонимов

Функции антонимов и их примеры, встречающиеся в произведениях русских писателей, были приведены в предыдущих разделах статьи. Теперь следует сказать несколько слов об их видах.

Итак, антонимы бывают:

Функции синонимов и антонимов

В данной статье нельзя, хотя бы кратко, не коснуться еще одной темы. Ее можно определить так: «Типы и функции синонимов и антонимов».

О первом из названных явлений уже было сказано достаточно много. Поэтому, имеет смысл перейти ко второму.

Заключение

И синонимы, и антонимы являются прекрасным средством для того, что бы придать речи разнообразие. Текст становиться гораздо интереснее и ярче, если в нем присутствуют стилистические средства. Это касается устной, как так и письменной речи (всех стилей). Поэтому в данной статье была представлена информация о синонимах и антонимах, их типах и функциях.

Источник

Проверка знаний по разделу «Лексика. Фразеология. Лексические нормы», 10 класс

в основе каких стилистических приемов лежат антонимы. Смотреть фото в основе каких стилистических приемов лежат антонимы. Смотреть картинку в основе каких стилистических приемов лежат антонимы. Картинка про в основе каких стилистических приемов лежат антонимы. Фото в основе каких стилистических приемов лежат антонимы

Проверка знаний по разделу «Лексика. Фразеология. Лексические нормы» (тестирование)

Первый уровень сложности

Что такое лексическое значение слова?

Лексическое значение слова — это выражаемый им конкретный смысл, знаком которого служит звуковой образ данного слова

Какие слова называются однозначными?

Это слова, имеющие одно лексическое значение

Какое значение называется переносным?

Переносное значение слова — это его вторичное значение, которое возникло на основе прямого

Назовите основные виды переносного значения

Основными видами переносного значения являются: метафора, метонимия, синекдоха

Омонимы — это слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению

Что такое омоформы?

Совпадение только одной формы слова

Что такое синонимы?

Синонимы — это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения и употребления в речи

В основе каких стилистических приёмов лежат антонимы?

Антонимы лежат в основе таких стилистических приемов, как антитеза и оксюморон

Дайте определение антитезе

Антитеза — противопоставление резко контрастных понятий для создания художественного образа

Паронимы — это однокоренные слова, как правило, одной и той же части речи, близкие по звучанию и значению

Взаимозаменяются ли паронимы в предложении?

В некоторых случаях паронимы сближаются по значению, но чаще их нельзя заменить друг другом. Употребление одного паонима вместо другого часто является нарушением норм словоупотребления

Назовите основные стили русского языка

Выделяются два основных стиля: разговорно-бытовой, книжный

Какие разновидности книжного стиля выделяются?

В книжном стиле выделяются: официально-деловой, научный, публицистический, художественный

На какие группы делятся слова по употреблению их в речи?

Слова делятся на две группы: общеупотребительные и слова, ограниченные в употреблении

Что такое диалектные слова?

Диалектные слова — это слова, употребляемые только жителями той или иной местности

Приведите пять примеров слов, заимствованных из английского языка

Дикотека, драйвер, конвертор, курсор, файл

На какие группы подразделяются устаревшие слова?

Архаизмы и истормизмы

Архаизмы — это слова, вышедшие из употребления вследствие замены их новыми

Неологизмы — это слова, которые являются абсолютно новыми лексическими единицами для данного исторического периода

Назовите основные одноязычные словари

10. Иностранных слов.

11. Нормативно-справочного характера.

Второй уровень сложности

Приведённые слова разбейте на две группы: однозначные и многозначные слова. Изюм, диктор, кличка, обет, иммунитет, луг, знак, рагу, огонь, работа, гибрид, милость.

Однозначные: изюм, диктор, обет, луг, рагу, гибрид.

Многозначные: кличка, иммунитет, знак, огонь, работа, милость.

Составьте словосочетания, в которых данные слова будут употреблены в прямом и переносном значении.

1. Седой старик (прямое) — седые вершины (переносное)

2. Бархатное платье (прямое) — бархатный сезон (переносное)

Приведённые слова разбейте на две группы: многозначные слова и омонимы.

Фронт, сетка, риф, счастье, фрукт, туз, барыня, ветеран, гвоздь

Многозначные: фронт, сетка, счастье, туз, ветеран

Омонимы: риф, фрукт, барыня, гвоздь

Подберите синонимы к выделенным словам.

1. Через несколько минут в комнату вбежал мальчик лет шести.

2. Нет ни в чём удачи.

1. Вбежать, влететь (разг.), впорхнуть

2. Удача, счастье, везение, фортуна

Подберите синонимы к существительным:

Подберите слова-синонимы к фразеологизмам:

Подберите антонимы к существительным:

Подберите антонимы к словам, обозначающим признак:

1. Расширенная программа

2. Маленький домишко

1. Стандартная программа.

Исправьте ошибки в употреблении паронимов:

1. Мне нужно успеть купить абонент в бассейн.

2. Это был умный, красивый, горделивый человек.

1. Мне нужно успеть купить абонемент в бассейн.

2. Это был умный, красивый, гордый человек.

Из группы слов выделите устаревшие: книга, немолчный, неприкаянный, непочатый, прохладительный, непонятный, непотребство, охладелый, перепалка, писец.

Немолчный, неприкаянный, непочатый, непотребство, охладелый, перепалка, писец

В предложениях выделены исконно русские слова. Подберите к ним однокоренные старославянизмы:

1. За золото они готовы забрать всё.

2. Некоторые ротмистры кое-как волоклись, но простые люди попрятались в лесу, по берегу лесному.

1. Золото — злато, златой, златовласый

2. Волоклись — влачиться

3. Берег — брег, прибрежный

Исправьте лексические ошибки, возникшие в результате неточного словоупотребления.

1. Нельзя быть самолюбивым, нужно стараться всё отдавать людям.

2. Я хотел бы, когда вырасту, быть добрым, смелым, равнодушным.

1. Самолюбивый — обладающий чувством собственного достоинства. НАДО: себялюбивый — эгоистичный.

2. Равнодушный — безразличный. НАДО: хладнокровный — сохраняющий спокойствие, выдержанный

Выполните лексический анализ выделенного слова по схеме:

1. Определите лексическое значение слова в контексте.

2. Если слово многозначно, укажите другие названия.

3. Установите тип лексического значения в данном контексте: а) прямое; б) переносное.

4. Если значение переносное, охарактеризуйте вид переносного значения.

5. Постройте синонимический ряд для слова для слова в данном значении.

6. Подберите антонимическую пару к данному слову.

7. Определите, является ли данное слово исконно русским или заимствованным из другого языка

8. Установите принадлежность анализируемого слова к общеупотребительной лексике или лексике, ограниченной в употреблении

9, Определите, является ли слово устаревшим

10. Укажите, входит ли данное слово в состав фразеологизмов

Операции сопровождались серьёзными потерями.

1. Операция — ряд стиратегических действий, проводимых в период наступательных или оборонительных боёв (воен., проф.)

2. Слово многозначно:

а) хирургическая операция;

б) торговая операция;

в) финансовая опреация

г) почтовая операция

5. Синонимический ряд: операция, бой, сражение, военные действия

7. Слово заимствовано из латинского языка

8. Слово профессиональной лексики (военная термонология)

9. Слово не является устаревшим, оно входит в активный словарь русского языка

Третий уровень сложности

В каждой группе слов, данных ниже, найдите лишнее слово. По какому признаку объединить другие слова?

Жаловаться, сетовать, хныкать, роптать

Лишнее слово хныкать, так как оно называет иное понятие, чем «высказывать жалобы».

Хныкать — издавать ноющие звуки, перемежаемые плачем

Подберите к выделенным словам омонимы, укажите их значение.

лук 2 — огородное растение;

луг — омофон к луку 1 и луку 2.

2. Ключ 1 — источник;

ключ 2 — приспособление для запирания и отпирания замка

Исправьте неточность словоупотребления: выделенное слово замените соответствующим синонимом:

1. Передовые люди понимали, что нужно устранить крепостное право.

2. На лице Веры Павловны появилась унылая улыбка.

1. Передовые люди понимали, что нужно отменить крепостное право.

2. На лице Веры Павловны появилась грустная улыбка.

Подберите современные синонимы к следующим устаревшим словам:

Замените заимствованные слова русским синонимами:

2. Имитация — подделка, подражание.

3. Финал — окончание.

4. Шеф — руководитель, начальник.

Учитывая многозначность слова, подберите не менее четырёх антонимов к слову сухой

1. Сухой — мокрый (плащ).

2. Сухой — свежий (хлеб).

3. Сухой — мягкий, добросердечный (человек).

4. Сухое — сырое (лето).

Объясните разницу в значениях слов:

Абонемент — право пользоваться чем-либо в течение определенного времени, а также документ, удостоверяющий это право.

Абонент — это лицо, имеющее абонемент

Исправьте ошибки в употреблении паронимов.

1. Здесь ведётся строительство высокого дома.

2. Почва в этом районе тяжёлая, глиняная.

3. Находиться здесь опасно: встречаются скопления болотистого газа.

1. Здесь ведется строительство высотного дома.

2. Почва в этом районе тяжелая, глинистая.

3. Находиться здесь опасно: встречаются скопления болотного газа.

Найдите перифразы, раскройте их значения.

Скажи мне, кудесник, любимец богов, что сбудется в жизни со мною? И скоро ль, на радость соседей-врагов, могильной засыплюсь землёю?

Могильной засыплюсь землёю — умру, буду похоронен

Источник

1.4. Стилистическое использование в речи антонимов

1.4.1. Лексическая антонимия

1.4.2. Стилистические функции антонимов

Антонимы используются как яркое выразительное средство в художественной речи. Писатель видит жизнь в контрастах, и это свидетельствует не о противоречивости, а о цельности восприятия им действительности.

Резкий сатирический эффект создает антонимическая замена одного из компонентов в устойчивых словосочетаниях: «Бюро злостных услуг», «Долг платежом черен » (заглавия фельетонов). В подобных сочетаниях особенно обращает на себя внимание «нелогичность» высказывания, поскольку языковая форма фразеологизма диктует употребление противоположного по значению слова.

1.4.3. Стилистически не оправданное употребление антонимов

Использование антонимов в речи должно быть стилистически мотивировано. Неуместное употребление антонимов затрудняет восприятие фразы (Ответ В. Пухова был лучшим из худших ).

Употребление антонимов оправдано в том случае, если оно действительно отражает диалектическое единство противоположностей окружающей жизни. Но иногда игра слов, построенная на антонимах, не отражает реального противопоставления, не вскрывает внутренних противоречий и воспринимается как своего рода трафарет (например, в заголовках газетных статей «Большие беды малого кино», «Большие беды малого флота», «Большие беды малого бизнеса» и т.д.).

Рассмотрим примеры стилистической правки текстов, в которых антонимы употреблены неудачно:

Для стилистической правки первого предложения пришлось отказаться от одного из антонимов, ставших причиной абсурдности высказывания, исключить плеоназм (лично я). Во втором предложении возник немотивированный оксюморон: первое из слов антонимической пары, выступая в функции предлога, в тексте не должно было сохранять первоначальное лексическое значение, но из-за близкого соседства его антонима это значение «проявилось», соединение несовместимых понятий стало причиной нелогичности высказывания. Редактор исключил стилистически не оправданный оксюморон и устранил канцелярскую окраску речи в предложении.

Источник

Стилистическое использование в речи антонимов

1.4.2.Стилистические функции антонимов
Антонимы используются как яркое выразительное средство в художественной речи. Писатель видит жизнь в контрастах, и это свидетельствует не о противоречивости, а о цельности восприятия им действительности.

Противоположен антитезе прием, состоящий в отрицании контрастных признаков у предмета: В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, не слишком толст, не слишком тонок, нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод (Г.). Такое нанизывание антонимов отрицанием подчеркивает заурядность описываемого, отсутствие у него ярких качеств, четко выраженных признаков. Подобное использование антонимов дает возможность указать не такие понятия, которые в языке не имеют точного определения, например: Если друг оказался вдруг и не друг и не враг, а так… (Выс.).

При столкновении антонимов речь нередко приобретает ироническую окраску; писатели-юмористы часто используют комические антитезы [Самый отдаленный пункт земного шара к чему-нибудь да близок, а самый близкий от чего-нибудь да отдален (К.П.); Незрелый ананас для человека справедливого всегда хуже зрелой смородины (К.П.)].

Резкий сатирический эффект создает антонимическая замена одного из компонентов в устойчивых словосочетаниях: «Бюро злостных услуг», «Долг платежом черен» (заглавия фельетонов). В подобных сочетаниях особенно обращает на себя внимание «нелогичность» высказывания, поскольку языковая форма фразеологизма диктует употребление противоположного по значению слова.

1.4.3.Стилистически не оправданное употребление антонимов
Использование антонимов в речи должно быть стилистически мотивировано. Неуместное употребление антонимов затрудняет восприятие фразы (Ответ В. Пухова был лучшим из худших ).

Употребление антонимов оправдано в том случае, если оно действительно отражает диалектическое единство противоположностей окружающей жизни. Но иногда игра слов, построенная на антонимах, не отражает реального противопоставления, не вскрывает внутренних противоречий и воспринимается как своего рода трафарет (например, в заголовках газетных статей «Большие беды малого кино», «Большие беды малого флота», «Большие беды малого бизнеса» и т.д.).

Рассмотрим примеры стилистической правки текстов, в которых антонимы употреблены неудачно:

1. Лично я в этом ничего плохого, кроме хорошего, не вижу. 1. Я в этом ничего плохого не вижу. Или: Я думаю, что это не плохо, а, наоборот, хорошо.
2. В силу слабой разработки этого метода оценка его преждевременна. 2. Из-за слабой разработки этого метода оценка его преждевременна.
Для стилистической правки первого предложения пришлось отказаться от одного из антонимов, ставших причиной абсурдности высказывания, исключить плеоназм (лично я). Во втором предложении возник немотивированный оксюморон: первое из слов антонимической пары, выступая в функции предлога, в тексте не должно было сохранять первоначальное лексическое значение, но из-за близкого соседства его антонима это значение «проявилось», соединение несовместимых понятий стало причиной нелогичности высказывания. Редактор исключил стилистически не оправданный оксюморон и устранил канцелярскую окраску речи в предложении.

Источник

Антонимы в стилистических фигурах

в основе каких стилистических приемов лежат антонимы. Смотреть фото в основе каких стилистических приемов лежат антонимы. Смотреть картинку в основе каких стилистических приемов лежат антонимы. Картинка про в основе каких стилистических приемов лежат антонимы. Фото в основе каких стилистических приемов лежат антонимы в основе каких стилистических приемов лежат антонимы. Смотреть фото в основе каких стилистических приемов лежат антонимы. Смотреть картинку в основе каких стилистических приемов лежат антонимы. Картинка про в основе каких стилистических приемов лежат антонимы. Фото в основе каких стилистических приемов лежат антонимы в основе каких стилистических приемов лежат антонимы. Смотреть фото в основе каких стилистических приемов лежат антонимы. Смотреть картинку в основе каких стилистических приемов лежат антонимы. Картинка про в основе каких стилистических приемов лежат антонимы. Фото в основе каких стилистических приемов лежат антонимы в основе каких стилистических приемов лежат антонимы. Смотреть фото в основе каких стилистических приемов лежат антонимы. Смотреть картинку в основе каких стилистических приемов лежат антонимы. Картинка про в основе каких стилистических приемов лежат антонимы. Фото в основе каких стилистических приемов лежат антонимы

Наряду с общелитературными (узуальными) антонимами в языке художественной литературы нередки контекстуальные (индивидуальные, окказиональные) противопоставления слов, которые в обычном употреблении не антонимичны. См., например, у А.С. Пушкина: Они сошлись. Вода и камень, стихи и проза, лед и пламень ‑ не столь различны меж собой. Другой пример. — Вот смотри, Анатолич, ты взял книги, я палатку; ты утюг, я удочку; тычайник, а я– молодец. (Т/с «Сваты»). Сначала адресант воспринимает слово «чайник» в его прямом значении (‘предмет посуды’), которое затем сменяется на ‘новичок, неумелый человек’ и противопоставляется слову молодец.

Отношения противоположных слов позволяют говорящему использовать лексическую антонимию для выражения противопоставления. Это типичная для антонимов функция. В этой функции антонимы выступают в составе такой риторической фигуры, как антитеза: От порядка малые дела растут, а от беспорядкадаже большие расстраиваются (пословица). Антитеза с особой силой действует на воображение слушателей, вызывает яркие представления о названных предметах и событиях, чувствах и эмоциях. См.: Двери настежь у вас, / А душа взаперти. (В.С. Высоцкий).

Оксюморон [греч. — «острая глупость»] — термин античной стилистики, обозначающий нарочитое сочетание противоречивых понятий. Пример: «Смотри, ей весело грустить/ Такой нарядно-обнаженной» (Ахматова) – о статуе. В отличие от антитезы это всегда словосочетание (редко предложение). Н.А. Некрасов: Убогая роскошь наряда.

Часто антонимы используются в каламбуре (игре слов): – Это Рома! Рома настолько простой, что даже простойкарандаш по сравнению с ним – сложный. (КВН, «Доктор Хаус») В этом примере обыгрываются разные значения слова «простой» (‘лёгкий в общении и взаимоотношениях, открытый’ ‘недорогой, без дополнительных функций, аксессуаров’).

Антонимы используются в качестве названий произведений: «Война и мир» Л.Н. Толстого, «Дни и ночи» К. Симонова и т.д.

Вопросы для самопроверки

1. Какими качествами должны обладать слова, вступающие в антонимические отношения?

2. Все ли слова могут образовывать антонимические пары?

3. Всегда ли то или иное слово может иметь один антоним?

4. Какие стилистические фигуры основаны на антонимах?

1. Апресян Ю.Д. Проблема синонима // Вопросы языкознания, 1957, № 6.

2. Брагина А.А. О незамкнутости синонимических рядов // Филологические науки, 1974, № 1.

3. Лексическая синонимия (Сборник статей). – М., 1967.

4. Очерки по синонимике современного русского литературного языка. – М. – Л., 1956.

5. Палевская М.Ф. Синонимика в русском языке. – М., 1964.

6. Синонимы русского языка и их особенности. – Л., 1972.

7. Шмелев Д.Н. Проблемы семантического анализа лексики. – М., 1973.

Задание 1. Определите с помощью толковых словарей, сколько значений у слов ЛЕС, СВЕ́ЖИЙ, ЛЕТЕТЬ, ЗДЕСЬ. К каждому из этих значений с помощью словарей синонимов и антонимов подберите синонимы и антонимы. С некоторыми из них составьте словосочетания.

ГОРЬКИЙ – ‘1. (горче). Имеющий своеобразный едкий и неприятный вкус. Гóрькое лекарство. Гóрький миндаль. Во рту горько. Проглотить горькую пилюлю (также перен.: выслушать справедливый упрек, неприятную для себя правду: узнать горькую правду). – Синонимы: прогóрклый (прогорклое старое масло), éдкий (едкий дым), антонимы: слáдкий (сладкий чай)

в основе каких стилистических приемов лежат антонимы. Смотреть фото в основе каких стилистических приемов лежат антонимы. Смотреть картинку в основе каких стилистических приемов лежат антонимы. Картинка про в основе каких стилистических приемов лежат антонимы. Фото в основе каких стилистических приемов лежат антонимы

2. (горше и горший). Горестный, тяжелый. Горькая доля.’

Синонимы: бéдственный (бедственное положение), тяжёлый (тяжёлый труд), тяжкий, трудный (путь), нелёгкий, мучи́тельный (мучительные воспоминания), неприя́тный (неприятное известие), оби́дный, печа́льный (взгляд), го́рестный, ско́рбный, злополу́чный, многострадальный, бедный; щемящий, смурной, жалостливый, горемычный, плохой, прогорклый, грустный, нерадостный, злосчастный, сокрушенный, жалистый, несчастный, скорбящий, безотрадный, бездольный, жалкий, жалобный, горевой, неутешительный, тоскливый, несладкий, невеселый, жалостный, безрадостный, бедолажный, прискорбный, нелегкий, горький как полынь, несчастливый, плачевный, опечаленный, понурый, черный, тяжелый, траурный, бессчастный, панихидный, кручинный.

Антонимы: счастливый (счастливые молодожёны), радостный (радостный день), весёлый (веселый человек).

Задание 2. Выпишите из текста антонимы. Что достигается благодаря их использованию?

Слóво — де́ло велúкое. Великое потому́, что сло́вом м́ожно соедини́ть люде́й, сло́вом можно и разъедини́ть их, словом можно служить любвú, словом же можно служить враждé и нéнависти. Береги́сь тако́го сло́ва, кото́рое разъединя́ет людéй (Л. Толстой).

Задание 3. Определите стилистическую фигуру, созданную с помощью антонимов.

1) Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка-Русь (Н Некрасов.),

2) То серьезный, то потешный, нипочем, что в дождь, что в снег, – он идет, святой и грешный, русский чудо-человек (А. Твардовский).

3) Я царь — я раб — я червь — я Бог! (Г.Р. Державин),

4) Я глупая, а ты умён. Живой, а я остолбенелая ( М. И. Цветаева).

5) Смотри, ей весело грустить / Такой нарядно-обнаженной (А. Ахматова),

6) Убогая роскошь (Н. Некрасов).

Задание 4. Определите тип синонимов: понятийные (семантические), стилистические, семантико-стилистические. Подберите к ним антонимы.

а) шторм, буря, ветер –

в основе каких стилистических приемов лежат антонимы. Смотреть фото в основе каких стилистических приемов лежат антонимы. Смотреть картинку в основе каких стилистических приемов лежат антонимы. Картинка про в основе каких стилистических приемов лежат антонимы. Фото в основе каких стилистических приемов лежат антонимы в основе каких стилистических приемов лежат антонимы. Смотреть фото в основе каких стилистических приемов лежат антонимы. Смотреть картинку в основе каких стилистических приемов лежат антонимы. Картинка про в основе каких стилистических приемов лежат антонимы. Фото в основе каких стилистических приемов лежат антонимы в основе каких стилистических приемов лежат антонимы. Смотреть фото в основе каких стилистических приемов лежат антонимы. Смотреть картинку в основе каких стилистических приемов лежат антонимы. Картинка про в основе каких стилистических приемов лежат антонимы. Фото в основе каких стилистических приемов лежат антонимы

б) Лóшадь, стáрая, разби́тая кля́ча, вся в мыле, стояла как вко́панная» (М. Горький).

в основе каких стилистических приемов лежат антонимы. Смотреть фото в основе каких стилистических приемов лежат антонимы. Смотреть картинку в основе каких стилистических приемов лежат антонимы. Картинка про в основе каких стилистических приемов лежат антонимы. Фото в основе каких стилистических приемов лежат антонимыкляча в основе каких стилистических приемов лежат антонимы. Смотреть фото в основе каких стилистических приемов лежат антонимы. Смотреть картинку в основе каких стилистических приемов лежат антонимы. Картинка про в основе каких стилистических приемов лежат антонимы. Фото в основе каких стилистических приемов лежат антонимыкляча в основе каких стилистических приемов лежат антонимы. Смотреть фото в основе каких стилистических приемов лежат антонимы. Смотреть картинку в основе каких стилистических приемов лежат антонимы. Картинка про в основе каких стилистических приемов лежат антонимы. Фото в основе каких стилистических приемов лежат антонимыконь, лошадь

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *