в основе какого метода лежит развитие познавательных навыков учащихся умений самостоятельно
Урок-викторина «Общие вопросы методики преподавания черчения в общеобразовательной школе»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
В основе какого метода обучения лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления Метод проектов
Метод обучения, при котором осуществляется последовательное разъяснение сущности значения понятий Объяснение
Метод обучения, характерной чертой которого является то, что учитель подводит учащихся к пониманию и усвоению новых знаний, пользуясь тщательно продуманной системой вопросов и опираясь на имеющиеся у учащихся знания и практический опыт Беседа
Метод обучения, способствующий выработке у учащихся необходимых навыков для выполнения чертежей, эскизов и рисунков Выполнение графических работ
Метод обучения, способствующий выработке у учащихся умения воспроизводить форму предмета по его изображению или описанию Моделирование
Метод обучения черчению, предполагающий выполнение учащимися упражнений, лабораторных работ Практический метод
Дидактический принцип, опирающийся на закономерную связь между содержанием науки и учебного предмета Принцип научности
Дидактический принцип, реализация которого обеспечивает применение в учебном процессе разнообразных иллюстраций, демонстраций, лабораторно-практических работ Принцип наглядности
Дидактический принцип, определяющий содержание черчения как учебного предмета и отражающий его логику Принцип систематичности и последовательности
Дидактический принцип, предполагающий организацию активного и целеустремленного обучения черчению Принцип сознательности и активности
Дидактический принцип, предполагающий организацию обучения черчению таким образом, чтобы учащиеся могли воспроизвести изученный материал и использовать его как в учебных, так и в практических целях Принцип прочности усвоения знаний
Дидактический принцип, предполагающий учет учителем индивидуальных особенностей учеников при их коллективной работе на уроках Принцип единства и сочетания коллективных и индивидуальных форм
Принцип обучения, который требует, чтобы знания, умения и навыки формировались в системе, в определенном порядке, когда каждый элемент логически связывается с др., последующее опирается на предыдущее, готовит к усвоению нового, изучение материала идет от простого к сложному Принцип доступности
Способы совместной деятельности учителя и учащихся, в ходе которого решаются дидактические задачи Методы обучения
Это раздел педагогической науки, исследующей закономерности обучения определенному учебному предмету, в том числе и черчению Методика
Это средства учебной работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению разнообразных дидактических задач, направленных на овладение учебным материалом Методы обучения
Это основное, исходное требование, предъявляемое к процессу обучения с целью его рационального и эффективного осуществления Принцип в дидактике
Система последовательных, взаимосвязанных действий учителя и учащихся, которые обеспечивают усвоение содержания образования, развитие умственных сил и способностей учащихся, овладение ими средствами саморазвития и самообучения Методы обучения
Строго последовательный, систематичный, точно следующий плану процесс обучения учебному предмету Методика преподавания
В каком году вышел первый учебник по черчению «Основы технического черчения» 1934 г
Какой год считается годом введения преподавания черчения в средней школе 1828 г
Кто был автором первого учебника по черчению «Основы технического черчения» Гордон В.О.
Это документ, созданный на основе государственного образовательного стандарта и Примерной программы и имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) Авторская программа
Документ, который детально раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному предмету базисного учебного плана Примерная учебная программа
На основе чего составляется рабочая программа Примерая или авторская программа
Документ образовательного учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности по учебному предмету Рабочая программа
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
ГАПОУ МО «ГУБЕРНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
МДК.02.01Теоретические и методические основы преподавания черчения в общеобразовательных организациях
Обобщающий урок-викторина по теме:
«Общие вопросы методики преподавания черчения в общеобразовательной школе»
с использованием активных методов обучения студентов СПО по специальности 54.02.06 Изобразительное искусство и черчение
Кохан Ольга Михайловна,
преподаватель спец. дисциплин
Пояснительная записка
Обобщающий урок-викторина по теме: «Общие вопросы методики преподавания черчения в общеобразовательной школе» составлен на основе рабочей программы по МДК.02.01Теоретические и методические основы преподавания черчения в общеобразовательных организациях для специальности 54.02.06 «Изобразительное искусство и черчение». Содержание урока определенотребованиямиФГОС СПО к преподаванию МДК.02.01Теоретические и методические основы преподавания черчения в общеобразовательных организациях.
Урок-викторина – это урок с состязательной основой, которыйотносится к игровым технологиям.
В теории и практике образования выделяют несколько видов викторин:
— Тематические викторины, которые создаются и используются в рамках одной темы. Такие викторины позволяют выявить разносторонние знания и интересы учащихся.
— Межтематические викторины позволяют обучающимся применить знания полученные не только на уроках, но и в других областях человеческих знаний. Данный вид викторины позволяет участникам лучше узнать друг друга, ценить вклад каждого члена команды, повысить самооценку.
По новым ФГОС повышены требования к организации самостоятельной деятельности по предметуна уроках и во внеурочной деятельности. Данный тип урока отвечает этим требованиям, т.к. предусматривает разные виды самостоятельной подготовки к занятию иактивный поискответов на поставленные вопросы по ходу викторины. Урок –викторину можно сделать традиционным по прохождению нескольких тем или разделов курса.Даннаяметодическая разработкаобобщающего урока – викторины представляет собой опыт работы преподавателя по проведению уроков данного типа. Как и на другихуроках, здесь используются активныеформы и методы обучения: групповая форма деятельности, «мозговой штурм» и др.
Таким образом, урок-викторина как нетрадиционная форма проведения занятия позволяет уйти от шаблонов в организации и проведенииурока, максимально вовлечь обучающихся в активную деятельность на уроке, увлечь занимательностью, повысить мотивацию к изучению учебной дисциплины, обеспечить дифференциацию студентов по их учебным возможностям, интересам и склонностям, использовать оценку в качестве формирующего инструмента.
Тема: «Общие вопросы методики преподавания черчения в общеобразовательной школе»
Тип урока – Обобщающий урок-викторина
Цель: обобщение, систематизация знанийоб общих вопросах методики преподавания черчения в общеобразовательной школе.
Задачи:
1. Образовательные: обобщить и закрепить представления обучающихся об общих вопросах методики преподавания черчения в общеобразовательной школе.
2. Развивающие: развивать коммуникативные навыки, самостоятельность, гибкость мышления в поиске информации, необходимой для решения поставленных задач.
3. Воспитательные: развивать нравственные качества личности обучающихся,умение работать в команде.
Формируемыекомпетенции:
Общие: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 02. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 05. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с коллегами и социальными партнерами по вопросам организации образования.
Профессиональные: ПК 2.3 Оценивать процесс и результаты учения.
ПК 2.5 Вести документацию, обеспечивающую процесс обучения черчению.
Типмероприятия: викторина (Своя игра)
Формы работы: групповая, индивидуальная
Методы работы: ответы на вопросы, самоанализ.
Дидактический материал: Презентация с вопросами и ответами, выполненная по принципу викторины «Своя игра».
Структура мероприятия:
5.Рефлексия. Выставление оценок студентам преподавателем.
«Развитие познавательных, творческих навыков учащихся»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
« Развитие познавательных, творческих навыков учащихся»
В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Для метода проектов очень существенным является вопрос практической, теоретической и познавательной значимости предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий и т.п.).
Работа над проектом тщательно планируется преподавателем и обсуждается с учащимися. При этом проводится подробное структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов и сроков представления результатов «общественности», то есть другим учащимся группы или, например, «внешним» пользователям Интернет, не имеющим прямого отношения к процессу обучения.
определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;
выдвижение гипотезы их решения;
обсуждение методов исследования;
проведение сбора данных;
анализ полученных данных;
оформление конечных результатов;
подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода «мозгового штурма», «круглого стола», статистических методов, творческих отчетов, просмотров и пр.).
Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса учебной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, кстати, достигается вполне естественная интеграция знаний.
Основные требования к проекту
4. Результатом работы над проектом, иначе говоря, его выходом, является продукт, который создается участниками проектной группы в ходе решения поставленной проблемы.
5. Представление готового продукта с обоснованием, что это наиболее эффективное средство решения поставленной проблемы. Иными словами, осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и защиты самого проекта.
Применение учебно-познавательных задач на преодоление психологической инерции, развитие творческого воображения не просто оправдано, а необходимо. При составлении календарно-тематического планирования необходимо продумать темы будущих проектов. Не все учащиеся в силу своего уровня интеллектуального и физического развития могут полностью самостоятельно выполнить проект, поэтому необходимо формировать группы учащихся с разными уровнями развития.
В процессе работы над проектом должно происходить тесное взаимодействие ученика и учителя на принципах равного партнерства, без диктата со стороны учителя и достаточной степенью самостоятельности для ученика. Целью таким образом организованной деятельности является получение интересного для школьника результата (результата работы над проектом) – что является сильной мотивацией к учебной деятельности. Также важнейшим компонентом проектного метода является социальное взаимодействие. Межличностное общение, построенное по определенным принципам, позволяет создать атмосферу творчества, комфортности, способствует проявлению индивидуальности каждого школьника. Знания, полученные самостоятельно, приобретают особую ценность, а работа в команде формирует у школьников навыки социального поведения и интереса к другому человеку, как к источнику познания.
Таким образом, проектное обучение создает условия для творческой самореализации учащихся, повышает мотивацию к учению, способствует развитию познавательных возможностей, самостоятельности, ответственности, умений планировать, принимать решения, оценивать результаты. Школьники с нарушением интеллекта приобретают опыт решения реальных проблем, что очень важно для их самостоятельной жизни.
3.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. / И.С. Сергеев – М., 2006 г. – 80 с.
Метод проектов. Теоретический материал.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Личностный характер также носит и обучение. Передавая учебную информацию, учитель вносит в содержание предмета и свою эмоциональную и ценностную окраску. Независимо от желания учителя в процессе передачи знаний участвуют и его убеждения, приоритеты, мотивации, жизненные концепции.
Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать, школьнику учиться, направлять его познавательную деятельность. Одним из наиболее распространенных видов исследовательского труда школьников в процессе учения сегодня является метод проектов.
Немного об истории м етода проектов.
Метод проектов не является принципиально новым в мировой практике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком.
Метод проектов привлек внимание и русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.
Понятие «Метод проектов»
Всякая деятельность с детьми, в том числе и обучение, должна строиться с учетом их интересов, потребностей, основываясь на личном опыте ребенка.
а) выделение внутреннего учебного материала;
б) организация целесообразной деятельности;
в) обучение как непрерывная перестройка жизни и поднятие ее на высшие ступени.
Преимущества этой технологии это: энтузиазм в работе, заинтересованность детей, связь с реальной жизнью, выявление лидирующих позиций ребят, научная пытливость, умение работать в группе, самоконтроль, лучшая закрепленность знаний, дисциплинированность.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Исследовательский предмет может быть по содержанию:
Проект может быть итоговым, когда по результатам его выполнения оценивается освоение учащимися определенного учебного материала, и текущим, когда на самообразование и проектную деятельность выносится из учебного материала лишь часть содержания образования.
Разработка метода проектов
Основные требования к использованию метода проектов
2. Практическа я, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; план мероприятий по охране леса в разных местностях, совместное сочинение нескольких учащихся, сценарий школьного спектакля и т. д.);
3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
4. Определение конечных целей совместных/ индивидуальных проектов;
5.Определение базовых знаний из различных областей, необходимых для работы над проектом.
6. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
7. Использование исследовательских методов :
• определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования;
• выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования;
• оформление конечных результатов;
• анализ полученных данных;
Последнее особенно важно, так как относится как бы к технологии проектных методов. Не владея достаточно свободно исследовательскими, проблемными, поисковыми методами, умением вести статистику, обрабатывать данные, не владея определенными методами различных видов творческой деятельности, трудно говорить о возможности успешной организации проектной деятельности учащихся. Это как бы предварительное условие успешной работы по методу проектов. Кроме того, необходимо владеть и технологией самого проектного метода.
Четкость организации проектирования определяется четкостью и конкретностью постановки цели, выделением планируемых результатов, констатацией исходных данных. Весьма эффективно применение небольших методических рекомендаций или инструкций, где указываются необходимая и дополнительная литература для самообразования, требования педагога к качеству проекта, формы и методы количественной и качественной оценки результатов. Иногда возможно выделить алгоритм проектирования или другое поэтапное разделение деятельности.
Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса школьной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов, особенно рекомендуемые органами образования, относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, достигается вполне естественная интеграция знаний.
В ходе проектной деятельности учащиеся получают возможность развивать следующие УУД:
ПОИСКОВЫЕ (умения самостоятельно находить информацию в различных источниках, анализировать и передавать её в соответствии с задачами учебного предмета).
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ( выдвигать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи, находить несколько вариантов решения проблемы).
РАБОТА В СОТРУДНИЧЕСТВЕ (умение оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы).
КОММУНИКАТИВНЫЕ (умения вступать в диалог, вести дискуссию, задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения).
РЕФЛЕКСИВНЫЕ (умение оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других, отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»)
Проектная деятельность несет в себе следующие функции:
преобразующая — развитие конструкторского образа и его использования для построения собственного объекта. Ученик в процессе разработки конкретного проекта переструктурирует и осознает в системе новых предметных смыслов полученные ранее знания, умения, навыки;
2) отражательная — использование имеющихся образов и формирование в процессе деятельности новых представляет функцию деятельности. Данная функция проявляется в отражении объективно существующих законов и закономерностей окружающего мира;
3) технологическая — владение приемами технологической деятельности, включающей элементы моделирования, конструирования. Знание основных технологических процессов, закономерностей;
4) программно-целевая — реализует стратегию проектной деятельности, включая целеполагание, прогнозирование, планирование, организацию;
6) исследовательская — специфика проектной деятельности требует от учащегося анализа существующих аналогов, обобщения существующей ситуации и выбора наилучшего варианта, тем самым ориентируя ученика на анализ процессуальной и динамической сторон окружающего мира;
Основные этапы выполнения проекта
Определение темы, уточнение целей, выбор рабочей группы
Уточняют информацию, обсуждают задание
Мотивирует учащихся, объясняет цели проекта, наблюдает
Анализ проблемы, определение источников информации, постановка задач и выбор критериев оценки результатов, распределение ролей в команде
Формирует задачи, уточняют информацию (источники), выбирают и обосновывают свои критерии успеха
Помогает в анализе и синтезе (по просьбе),
Сбор и уточнение информации, обсуждение альтернатив («мозговой штурм»), выбор оптимального варианта, уточнение планов деятельности
Работают с информацией, проводят синтез и анализ идей, выполняют исследование
Выполняют исследование и работают над проектом, оформляют проект
Наблюдает, советует (по просьбе)
Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого, анализ достижения поставленной цели
Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке
Наблюдает, направляет процесс анализа (если это необходимо)
Подготовка доклада, обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов, коллективная защита проекта, оценка
Защищают проект, участвуют в коллективной оценке результатов проекта
Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта
Роль учителя при выполнении проекта
У учащихся при выполнении проекта возникают свои специфические сложности, и их преодоление является одной из ведущих педагогических целей метода проектов. В основе проектирования лежит присвоение новой информации, но процесс этот осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно организовывать, моделировать, так что учащимся трудно:
— намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи;
— искать пути их решения, выбирая оптимальный при наличии альтернативы;
— осуществлять и аргументировать выбор;
— предусмотреть последствия выбора;
— действовать самостоятельно (без подсказки);
— сравнивать полученное с требуемым;
— объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результат проектирования.
Графическое представление взаимодействия учителя и учащихся показывает, что педагог на всех этапах выступает в роли консультанта и помощника, а акцент обучения делается на содержание учения, а на процесс применения имеющихся знаний.
Роль учащихся в выполнении проекта
Даже неудачно выполненный проект также имеет большое положительное педагогическое значение. На этапе самоанализа (5 этап), а затем защиты (6 этап) учитель и учащиеся самым подробным образом анализируют логику, выбранную проектировщиками, причины неудач, последствия деятельности и т.д. понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, формирует личный интерес к новому знанию, так как именно неудачно подобранная информация создала ситуацию «неуспеха». Подобная рефлексия позволяет сформировать адекватную оценку (самооценку) окружающего мира и себя в этом мире.
Оценка выполненного проекта
Таким образом, обычная пятибалльная система не очень подходит для оценивания проектов. Для оценивания проектов советуют использовать рейтинговую оценку. Для этого перед защитой на каждого учащегося составляется индивидуальная карта. В ходе защиты она заполняется педагогом и одноклассниками. После этого подсчитывается среднеарифметическая величина из расчета баллов, выставленных в таблице.
Суммирование в этом случае выглядит следующим образом:
Если ученик получает двойку, то, конечно же, проектирование повторить невозможно, нет времени, но оставлять такой пробел просто недопустимо. Итоговый проект можно и нужно предложить переделать, доделать, заменить дифференцированным зачетом с оценкой. В любом случае необходимо вместе с учеником тщательно разобраться, что произошло, кто и где допустил ошибку. Ученик ли не понял или педагог не смог объяснить?
Избежать таких последствий можно, если в ходе проектирования проводить «открытые» консультации, использовать другие интерактивные виды обучения, насыщая учебную деятельность элементами самостоятельного познания и получения информации.
Типология учебных проектов
Знание типологии проектов поможет учителям при разработке проектов, их структуры, при координации деятельности учащихся в группах. К типологическим признакам можно отнести:
1. Доминирующий в проекте метод: исследовательский, творческий, приключенческий и т.д.
3. Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).
5. По продолжительности проведения (краткосрочные, долгосрочные, эпизодические).
В соответствии с первым признаком можно наметить следующие типы проектов:
• Исследовательские проекты. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры проекта, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов;
• Приключенческие, игровые проекты. В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая;
• Информационные проекты. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом;
• Практико-ориентированные проекты. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно носит четко ориентированный на социальные интересы, интересы самих участников результат ( газета, документ, видеофильм, звукозапись, спектакль, программа действий, проект закона, справочный материал, т.д.).
Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выходы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику.
• экологические проекты так же, требуют привлечения исследовательских, научных методов, интегрированного знания из разных областей (кислотные дожди; флора и фауна наших лесов; памятники истории и архитектуры в промышленных городах; беспризорные домашние животные в городе и т.д.);
• языковые (лингвистические) проекты чрезвычайно популярны, поскольку они касаются проблемы изучения иностранных языков, что особенно актуально в международных проектах и потому вызывает живейший интерес участников проектов;
• культурологические проекты связаны с историей и традициями разных стран. Без культурологических знаний очень трудно бывает работать в совместных международных проектах, так как необходимо хорошо разбираться в особенностях национальных и культурных традиций партнеров, их фольклоре;
• спортивные проекты объединяют ребят, увлекающихся каким-либо видом спорта. Часто они в ходе таких проектов обсуждают предстоящие соревнования любимых команд (или своих собственных); методики тренировок; делятся впечатлениями от каких-то новых спортивных игр; обсуждают итоги крупных международных соревнований;
• исторические проекты позволяют их участникам исследовать самые разнообразные исторические проблемы; прогнозировать развитие событий политических, социальных, анализировать какие-то исторические события, факты;
• музыкальные проекты объединяют партнеров, интересующихся музыкой. Это могут быть аналитические проекты, творческие, когда ребята могут даже совместно сочинять какое-то музыкальное произведение, т.д.
Что касается таких признаков, как характер контактов, продолжительность проекта и количество участников проекта, то они не имеют самостоятельной ценности и полностью зависят от типов проектов, выбранных по названным выше признакам.
В работе над проектами, не только исследовательскими, но и многими другими, используется исследовательский метод, и поэтому остановимся на характеристике этого метода.
Исследовательский метод или метод исследовательских проектов основан на развитии умения осваивать окружающий мир на основе научной методологии, что является одной из важнейших задач общего образования. Учебный исследовательский проект структурируется на основе общенаучного методологического подхода : определение целей и формулировка гипотезы о возможных способах решения поставленной проблемы и результатах предстоящего исследования, уточнение выявленных проблем и определение процедуры сбора и обработки необходимых данных, сбор информации, ее обработка и анализ полученных результатов, подготовка соответствующего отчета и обсуждение возможного применения полученных результатов.
Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классной комнате, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.
Романовская М. Б. Проекты в младших классах // Завуч начальной школы, 2007 г., №6.
Никишина И. В. Интерактивные формы методического обучения. 2007 г.
Шпика И. В. Учебная мотивация как показатель качества обучения младших школьников // Начальная школа, 2007 г., №2.
Лакоценина М. П. Необычные уроки в начальной школе, 2008 г.