в основе какого жеста лежит дактилема буквы к кто здравствуйте глухой
Дактилология
Дактилология — (др.-греч. δάκτυλος — палец + др.-греч. λόγος — учение) — своеобразная форма речи (общения), воспроизводящая посредством пальцев рук орфографическую форму слова речи, поскольку использует дактильную азбуку. Тем самым дактилология сочетает в себе признаки как устной речи, поскольку используется для оперативного общения, так и письменной, поскольку имеет форму последовательности знаков в соответствии с нормами орфографии.
Иногда слышащие люди принимают пальцевый алфавит за знаковый язык глухонемых. Однако это разные вещи: в то время как пальцевым алфавитом передают звуки речи (буква за буквой), жестовые знаки представляют целые слова.
Содержание
Описание
Элементы дактильной азбуки аналогичны буквам письменного языка, Она используется, если говорящий не владеет специальной азбукой.
Дактилемы (буквы из дактильного алфавита) — различные положения пальцев воспроизводят знаки, функционально аналогичные буквенному алфавиту; и по очертанию многие из них отдаленно напоминают буквы печатного шрифта (в частности, «о», «м», «г», «ш»). Каждое положение пальцев при этом означает букву.
В настоящее время в мире существует более 40 таких алфавитов и систем. Количество знаков в «пальцевом алфавите» зависит от знаков в алфавите языка, хотя не всегда они равны. В России, к примеру, 30 знаков передают 33 буквы кириллицы. В Китае 30 знаков передают символы пиньинь, фонетического алфавита, которым пользуются в наше время.
Хотя пальцевые алфавиты могут служить довольно приемлемым средством общения, ни один из них не предусматривает заглавных букв, знаков пунктуации или знака пробела между словами. Использование таких алфавитов также ограничено по части передачи названий и имен, иностранных слов и слов, выражающих эмоции; если только оба собеседника не знают хорошо, о чем идет речь.
При использовании дактилологии овладение письменными нормами речи значительно облегчается. Усвоенная детьми дактильная речь может быть использована в качестве первой речевой формы (до овладения устной и письменной формами речи). Может использоваться как основное средство обучения словесной речи в специализированных учебных заведениях. В старших классах этих заведений менее употребительно.
Основные правила [2] [нет в источнике 329 дней]
Так же как письмо, чтение и произношение, дактилирование требует соблюдения норм словесной речи и ведется по следующим правилам:
История возникновения
Кто первый изобрел дактильный алфавит, точно не установлено. Известно, что изображения пальцевых букв встречаются уже в латинской Библии Х в. Возможно, некоторыми ручными знаками, в том числе и буквами, пользовались уже в древности.
Возникла дактилология, согласно преданию, в XVI веке, основана монахом-цистерцианцем Педро Понсе де Леоном (Pedro Ponce de Lion, 1520—1584). Первоначально использовалась для соблюдения принятого в ордене цистерцианцев обета молчания, но потребность общения оказывалась сильнее церковных канонов. Исследователи считают, что впервые дактильный алфавит опубликован в 1593 г. испанским монахом де Вебра (М. de Vebra). В 1620 же году испанский монах-бенедиктианец Хуан Пабло Бонет опубликовал книгу «Упрощение букв и искусство обучения речи глухих».
Специальный дактильный алфавит, созданный для обучения глухих, был опубликован в 1629 г. Бонетом (J. P. Bonet). Дактильная азбука Бонета в XVIII в. была положена в основу французского дактильного алфавита первыми учителями глухих во Франции — Перейра (R. Pereira) и Делепе (Ch. M. De L’Epee), а также американского дактильного алфавита, разработанного в начале XIX в. Галлодетом (Т. Н. Gallaudet) и Клерком (L. Clerc).
А вот британский дактильный алфавит, первая публикация которого относится к 1698 г., построен на другой основе. В отличие от испанского, французского, американского и многих других этот алфавит — двуручный. Его современная модификация широко используется, помимо Великобритании, также в Австралии, Южной Африке и других странах.
Впоследствии дактиль стали использовать для общения глухих между собой и со слышащими, владеющими этой азбукой. В отечественной практике при обучении слепоглухонемых дактилология является ведущим, но не единственным средством общения. В 1963 году разработан Международный пальцевый алфавит для использования в общении людей разных стран, к примеру, на Олимпиадах или конгрессах Всемирной федерации глухих.
Дактильная (finger spelling) и маноральная речь (qued speech)
При дактильной речи точно придерживаются традиционных норм правописания. В процессе маноральной (от лат. manus — рука и oralis — устный) системе речи, то есть при визуальном считывании с губ, говорящий руками подает собеседнику вспомогательные знаки, помогающие глухому уловить трудно различимую визуально разницу между звонкими и глухими (г — к; д — т; б — п и т. д.), твёрдыми и мягкими (т — ть, с — сь и т. д.) звуками (например, кисть, лежащая на груди, означает звонкий, а удалённая от груди — глухой звук).
Одноручная и двуручная
В большинстве «пальцевых азбук» используется одна рука. Считается, что это «более удобно», так как вторая рука свободна для других действий. Однако, есть системы, где используются две руки (к примеру, они используются в Британии). Самое раннее упоминание об алфавите, использующем две руки, встречается в книге «Дидаскалокофус, или Руководство для глухих и немых людей» (1680). Среди появившихся впоследствии систем, использующих две руки, была Дигити-Лингва (1698). Современный пальцевый алфавит с использованием двух рук, как полагают, происходит от одной из версий «Дигити-Лингва». Этот же алфавит используется в странах Британского содружества, таких, как Австралия, где он был введен в 1860 году.
В основе какого жеста лежит дактилема буквы к кто здравствуйте глухой
Дактилология (или пальцевая азбука) — является одной из форм письменной или словесной речи. Это способ разговаривать при помощи азбуки глухонемых, в которой каждая буква изображается пальцами, сложенными условным образом.
Иногда слышащие люди принимают пальцевый алфавит за жестовый язык. Однако это разные вещи: в то время как пальцевым алфавитом передают звуки речи (буква за буквой), жестовые знаки же представляют целые слова. Элементы дактильной азбуки аналогичны буквам письменного языка, но есть и искажения. Буквы из дактильного алфавита принимают различные положения пальцев, воспроизводящие знаки, функционально аналогичные буквенному алфавиту. И по очертанию многие из них отдалённо напоминают буквы печатного шрифта (в частности, «О», «М», «Л», «Ш»). Каждое положение пальцев при этом означает букву.
Процесс общения на дактиле (дактилология) происходит таким образом, что говорящий показывает буквы на дактиле, а воспринимающий следит за движением руки визуально. Если же зрение человека не позволяет ему видеть знаки, и он воспринимает их осязательно, то такое общение называется дактильно-контактной речью (ДКР). Если же при общении со слепоглухими людьми на ладони другого человека пальцами воспроизводят очертание букв, то это уже не дактилология, а письмо на ладони, или так называемая дермография. Она используется, если говорящий не владеет специальной азбукой.
В настоящее время в мире существует более 43 таких алфавитов и систем. Количество знаков в «пальцевом алфавите» зависит от знаков в алфавите языка, хотя не всегда они равны. В России, к примеру, 30 знаков передают 33 буквы кириллицы. В Китае 30 знаков передают символы фонетического алфавита «пиньинь», которым пользуются в наше время.
Хотя пальцевые алфавиты могут служить довольно приемлемым средством общения. Ни один из них не предусматривает заглавных букв, знаков пунктуации или знака пробела между словами. Использование таких алфавитов также ограничено по части передачи названий и имен, иностранных слов и слов, выражающих эмоции, если только оба собеседника не знают хорошо, о чем идет речь.
При использовании дактилологии овладение письменными нормами речи значительно облегчается. Усвоенная детьми дактильная речь может быть использована в качестве первой речевой формы (до овладения устной и письменной формами речи). Может использоваться как основное средство обучения словесной речи в специализированных учебных заведениях. В старших классах этих заведений менее употребительно.
В большинстве «пальцевых азбук» используется одна рука. Считается, что это «более удобно», так как вторая рука свободна для других действий. Однако, есть системы, где используются две руки (к примеру, в языках семьи британского жестового языка) — британском, австралийском, новозеландском. Самое раннее упоминание об алфавите, использующем две руки, встречается в книге «Дидаскалокофус, или Руководство для глухих и немых людей» (1680 год). Среди появившихся впоследствии систем, использующих две руки, была Дигити-Лингва (1698 год). Современный пальцевый алфавит с использованием двух рук, как полагают, происходит от одной из версий «Дигити-Лингва».
Дактильная речь, ее разновидности и особенности функционирования
Дактильная речь –своеобразная кинетическая форма словесной речи, построенная на движениях пальцев руки в воздухе. Дактилология – общение при помощи дактильной азбуки. Дактилирование – процесс воспроизведения дактильных слов.
Структура дактильной речи.
Дактильный алфавит – алфавит, в котором буквы обозначаются движениями рук. Каждый национальный язык имеет соответствующий дактильный алфавит. Впервые дактильный алфавит опубликовал испанский монах де Верба в 1593 г. Дактильную речь в обучении глухих начал применять Педро Понсе в 16 веке. А в 1629 г. Бонет опубликовал специальный дактильный алфавит, созданный для обучения глухих. Для многих алфавитов была характерна общая черта – пальцевое воспроизведение графического изображения буквы. А в ряде англоязычных стран (Великобритании, Австралии, ЮАР и др.) применяется двуручный дактильный алфавит. Первый русский дактильный алфавит был опубликован В. И. Флери в 1835 г. В настоящее время описаны 43 дактильных алфавита, используемых в 59 странах мира.
Дактильный алфавит состоит из дактилем. Дактилема – дактилируемая буква алфавита.
Классификация дактильных алфавитов (И. Ф. Гейльман, 1981)[10]:
По составу – одноручные (русский, испанский), двуручные (английский), комбинированные (китайский, японский).
По способу образования – копирующие, вариантные.
По принципу обозначения – буквенные, слоговые, совмещенные.
Анализ алфавитов разных стран позволил установить, что в построении дактильных знаков преобладает ориентация на сходство с буквенными обозначениями. Дактилемы, не похожие на буквы, и являющие истинно условными обозначениями, составляют пятую-шестую часть алфавита. Так, в русском дактильном алфавите 14 дактилем полностью похожи на буквы (г, и, л, м, о, п, с, ш и др.), частично похожи – а, е, к, н, ф, ы и др., не похожи – б, ж, ч, я и др. Такой анализ является основой для построения методик обучения дактилологии: предлагается начинать с наиболее легких – г, з, л, м, о, с, а затем в 3 этапа – остальные дактилемы, в алфавитной последовательности.
Дактильные знаки предаются конфигурацией и движением. Только конфигурацией: а, б, в, г, д, е, ж, и, к, л, м, н, о, п. р, с, ту, ф, х, ч, ш, ы, э, ю, я; 8 остальных – сочетанием конфигурации и движения – д, ё, з, ц, й, щ, ь, ъ.
— Если по количеству составляющих элементов дактильная форма речи отражает письменную, то по функции аналогична устной речи, так как основная ее функция – служить непосредственному общению глухих.
— Общаясь при помощи дактильной речи, разговаривающие следуют правилам письменной речи, при дактилировании соблюдают нормы правописания;
— Дактилирование в обязательном порядке сопровождает артикуляция.
— Дактилируют правой рукой; предплечье поднято и находится в вертикальном положении; рука остается неподвижной, в движении находится только кисть руки; кисть не закрывает лицо; глаза обращены на собеседника; воспроизведение дактильных знаков должно быть точным; кисть руки обращена к говорящему тыльной стороной, к читающему – ладонью.
— Дактилирование ведется плавно и слитно; слово дактилируется как целостная речевая единица, достигается это за счет сокращения лишних движений.
— Разделение слов обозначается паузой; в конце фразы делают остановку.
На освоение дактилологии в среднем затрачивается 30 часов, основное время – на выработку навыков слитности, плавности, скорости дактилирования. В 2 раза больше времени надо на формирование навыка чтения с дактилирущей руки. Недостаток дактилирования – низкая скорость передачи информации, глухой может воспринять дактилируемый текст со скоростью 350 букв в минуту, это в 2 раза медленнее, чем на слух, но быстрее, чем письмо.
Функции дактильной речи.
— Она применяется в межличностной коммуникации глухих. В условиях непринужденного неофициального общения глухие, как правило, пользуются жестовой речью. Однако в жестовые высказывания включаются и дактильные слова и словосочетания: имена собственные, научные термины и т. д. Дактильные знаки дополняют калькирующую жестовую речь.
— В общении слышащих (учителей, родителей и др.) и глухих. Глухой, стараясь помочь слышащему понять то, что он сказал устно, может продактилировать для большей разборчивости.
— В процессе обучения школьников с нарушенным слухом.
В основе какого жеста лежит дактилема буквы к кто здравствуйте глухой
Четвёртый выпуск видеоблога.
Добрый день! дамы и господа.
Вот часы снова пробили урочный час и сегодня в студии СурдоЦентра снова с вами я, Алексей Евгеньевич Харламенков.
В прошлый раз мы отрабатывали методику постановки рук для правильного дактилирования, поэтому сейчас настал черёд поговорить дактильной азбуке, это такое. Дактильная — это пальцевая.
Как и языке, жестовая речь состоит частей. Главная часть речи — это, собственно, жест — дактильная азбука; то есть — пальцевая.
Мне приходится слышать такое выражение: «дактильные жесты». жестами написать слово. Скажите, пожалуйста, какой смысл имеет буквы Б, Ы, Ч, никакого. Да, сейчас, буквы смысла, от АЗ, БУКИ, ВЕДИ, ГЛАГОЛЬ, ДОБРО, которые веков были русской азбуке. Впрочем, это
Так вот, буквы сейчас смысла Смысл имеет слово. Также
Но, несмотря смысла дактилемах, дактилирование, то есть — правильная дактильная азбука и для того, чтобы имеет колоссальное значение.
Немного истории. мы понять сути проблемы, которая сейчас существует.
Есть замечательная книга Иосифа Флориановича Гейльмана «Дактилология». Процитирую некоторые выдержки.
«Ранее игнорирование дактилологии было вызвано отождествлением дактильных знаков, поскольку те воспроизводится рукой. сходство различных знаковых систем породило известное табу числе, добавлю «особенно начале отвлекло специалистов возможностей дактильной коммуникации». эта проблема есть, роде, Процитируем дальше. было начале? откуда возникла возникла дактилология она выглядела? «Изображение дактильных знаков можно видеть Библии книге Беда «Пальцевый знак» письменных источниках. Наиболее ранние следы дактилологии очевидно, следует искать книгах, так как христианства было связано развитие письменности, книжной литературы. Именно письма могла появиться как отражение графических знаков калька — пальцевая азбука, каждый знак соответственно воспроизводил букву».
И ещё. ближе по времени. «В вышла книга Джоана Пабло Боннета «О природе звуков научить глухого методическое руководство по индивидуальному обучению тех, кто Книга первое иллюстрированное издание дактилологии. уточнениями соответствия системы дактильных знаков письму она теперь широко применяется странах Европы
Вот эта дактильная азбука; вот как она выглядит.
Я прошу вас обратить внимание как эти дактильные знаки нарисованы. время очень большое внимание уделялось графическому искусству. Также ещё следует отметить, что время такого понятия, как «синхронный перевод» просто обучение глухих, можно сказать, делало только
И вот, как выглядит дактильная азбука, которая сейчас части случаев, можно увидеть.
Именно такое изображение печатается сейчас и которые распространяются — такие и для холодильников, однако, рисунок — самый. Именно такой рисунок везде найдёте рисунка найти очень сложно. Следует отметить, что именно такое изображение дактильной азбуки печаталось ещё века. Обратите внимание движений, которые есть дактильной азбуке. Движение есть нарисована стрелочка. такое? Сейчас никогда Б рисунках возле Б есть движение. это деле? следы реформы орфографии. Буква Б действительно движения — это Ѣ (ЯТЬ) — та буква, которую после приснопамятной реформы была изъята алфавита.
Так вот, почему пор, начиная века, дактильная азбука издания кочует одна и та да потому что нарисовать руку очень тяжело. Особенно в конфигурациях. Зачем что уже есть? Именно поэтому копирование старой дактильной азбуки, нарисованной ещё
Однако, существует ещё дактильная азбука, она впервые быть обладателем этой книги с здесь карточке напечатана эта дактильная азбука. крупным планом.
На первый взгляд нет никакой разницы. немножко расскажу. Когда начинал учить язык жестов, мне попалась старая дактильная азбука. что основное положение руки — это сомкнутый кулак. выстраиваемые например — И, Н, Р, К — все они показываются сомкнутых пальцев кулака. основная конфигурация Е — кулак Второе отличие — каждый пальчик тянется. Скажу — такой дактиль имеет большую разницу. кисть напряжена его больно. Большая скорость сложна. возникновение новой образование глухих продвинулось распространилась профессия переводчика жестового языка передача букв общении, где скорость неважна, там можно выписывать каждую букву. Появилась необходимость увеличить скорость аудитория. Глухой уже находился перед переводчиком, находиться расстоянии различить знаки сложно. Нужно, чтобы различие было чётким. Азбука Гейльмана удовлетворяет условиям скорости — она для исполнения легче. Такая конфигурация легче — нет такого напряжения
Например жест каждый пальчик виден. Основа — видно ракурса.
Именно тонкостях дактилологии сегодня вам рассказать.
За сим позвольте откланяться.
Шувалов, заспорив однажды сказал сердито: «Мы отставим тебя — «Нет, — возразил великий человек: — разве Академию отставите [81а,
Особенности формирования языкового сознания глухих детей
принял(а) участие в международном практикуме
подтвердил(а) свою профессиональную компетенцию, пройдя независимую международную аттестацию со сдачей тестирования по теме
Проверка подлинности: https://znanio.ru/p/МН-000000
Лицензия №5257 от 11.12.2017 на образовательную деятельность
эл. №ФС77-77478 от 25.12.2019
Имя Отчество Фамилия
Особенности формирования языкового сознания глухих детей
Оформить свидетельство Свидетельство
Согласно различным источникам, примерно 10% населения нашей планеты имеет те или иные расстройства слуха, затрудняющие общение. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), социально значимыми дефектами слуха во всем мире страдает около 500 млн. человек. Статистика показывает, что число детей с нарушенной слуховой функцией постоянно увеличивается.
По данным Минздравсоцразвития в России насчитывается около 200 тысяч инвалидов по слуху и слабослышащих граждан. Однако эта цифра по разным причинам не охватывает все категории людей, страдающих нарушениями слуха.
Глухие не считают себя немыми. Немой – это тот, который не может говорить. Люди с нарушением слуха разговаривают на жестовом языке, а при контакте со слышащими, в той или иной степени, используют устную речь. В связи с этим говоря о таких людях не этично использовать термин «немой» или «глухонемой».
При потере слуха в сознательный период жизни звуковая речь глухого человека мало чем будет отличаться от обычной. Если глухота с рождения или наступила в детстве – слова будут не очень понятны, речь деформирована. Восприятие звуковой речи у таких людей так же затруднено. В связи с эти людям с нарушением слуха легче общаться на жестовом языке, благодаря которому они получают более точную и глубокую информацию.
Особенность формирования языкового сознания глухих детей заключается в том, что их языковая картина мира развивается на жестовом языке. Приступая к изучению словесного языка, неслышащий ребенок уже обладает определенной картиной мира, в которую «вписан» родной (жестовый) язык с присущей ему системой значений. Картина мира у такого ребенка облачена в формы и значения жестового языка. Других представлений, с помощью которых он мог бы интерпретировать словесный материал, у него просто нет. Процесс включения значений словесного языка в индивидуальный контекст субъекта – носителя жестового языка – чреват многими опасностями, связанными, прежде всего, с интерпретацией словесного материала. Жестовая речь является одной из знаковых систем, и ранее овладение ею позволяет сформировать речевую деятельность в сензитивный период, создает базу для параллельного усвоения словесной речи. Жестовая речь выступает гарантом опережения усвоения учебного и речевого материала глухими детьми на словесной основе.
Жестовый язык как система коммуникации глухих детей
Жестовый язык глухих – творение исторически сложившегося сообщества глухих, он сплачивает глухих в единое образование. Язык, на котором говорят глухие дети глухих родителей можно расценивать как национальный жестовый язык. Глухой ребенок из семьи глухих и его глухой сверстник из семьи слышащих родителей по-разному относятся к факту глухоты. Ребенок глухих родителей думает о факте глухоты не как о следствии какого-то события, а воспринимает ее просто как данность, для ребенка же из слышащей семьи быть глухим означает быть в отрыве от семьи, быть не таким как все, быть больным, быть неполноценным.
Примерно 10% глухих детей рождаются в семьях, где родители имеют нарушение слуха. Эти дети растут в культуре глухих и изначально имеют сильное чувство идентичности.
Дети слышащих родителей вынуждены решать проблемы собственной идентичности.
Особую роль в культурной трансмиссии играют школы для детей с нарушением слуха. Психологическая способность к речи у глухого обратно пропорциональна его физической способности говорить. Глухие без всякого воспитания, вопреки ему, развивали и создавали свой язык. Дети с нарушением слуха усваивали жестовый язык от своих сверстников в школах, не смотря на постоянные запреты на жестовый язык. В результате жестовый язык передавался неслышащим детям от других неслышащих детей с последующей коррекцией со стороны взрослых глухих.
На ряду с жестовым языком глухие люди (взрослые и дети) в своем общении используют дактилологию (вспомогательную систему жестового языка) и систему показа чисел.
В жестовом языке и во вспомогательных системах жестового языка информация передается от говорящего человека к слушателю через движение рук, глаз или тела и воспринимается через визуальный канал.
Дактилология – вспомогательная система жестового языка
Вспомогательной системой жестового языка является дактилология.
Дактилология (от греч. daktylos – палец, logos – слово) – своеобразная форма речи (общения), воспроизводящая посредством пальцев рук орфографическую форму слова речи.
Дактильный алфавит – это совокупность расположенных в определенном порядке пальцевых знаков – букв.
Буква, изображаемая с помощью пальцев, называется дактилемой или дактильным знаком. Каждый дактильный знак обозначает определенную букву. В основе дактильных азбук лежит буквенный алфавит. В дактилологии столько знаков, сколько букв в алфавите того или другого языка.
По своей основе дактильная речь сходна с письменной, по своей функции – с устной речью.
При дактильном разговоре соблюдаются все правила орфографии, морфологии и синтаксиса данного языка. Дактильная речь подчиняется правилам не столько устной, сколько письменной речи. Говорящий посредством дактильного алфавита воспроизводит словесную речь не орфоэпически, а орфографически. Посредством дактильных знаков, следующих друг за другом в определенном порядке, может быть составлено любое слово, любое предложение.
В настоящее время дактилология применяется во всем мире, но она не интернациональна.
В большинстве странах при общении с помощью дактилологии используется одна рука. Считается, что это «более удобно», так как вторая рука свободна для других действий. Примером, где используются две руки, может служить британская дактилология.
Русский дактильный алфавит существует давно. Он возник в начале XIX века. Русская дактилология является одноручной, копирующей, буквенной.
В русской ручной азбуке столько дактильных знаков, сколько букв в русском алфавите – 33. Каждый дактильный знак (дактилема) обозначает букву (графему).
Одни буквы русского дактильного алфавита имеют сходство с печатными знаками (г, л, м, о, с), другие являются воспроизведением в воздухе письменных начертаний (б, д, з), третьи включают отдельные признаки письменного и печатного алфавита (условные): а, в, е, ё, ж.
Процесс общения с помощью дактилологии происходит таким образом, что говорящий показывает буквы (дактилемы), а воспринимающий следит за движением руки визуально.
Правила использования русской дактильной азбуки таковы: дактилирование производится плавно и слитно обращённой к собеседнику кистью правой руки, которая согнута в локте, в соответствии с правилами орфографии, проговаривая дактилируемые слова и смотря на собеседника. Слова разделяются паузой, а фразы – остановкой.
Дактильная форма речи не позволяет воспринять все слово или короткое предложение одновременно, как это имеет место при чтении письменной или восприятии устной речи. При дактилировании видны только отдельные, пишущиеся в воздухе знаки букв. Дактильный знак исчезает из поля зрения после появления следующего знака. Даже при повторном дактилировании нельзя увидеть слово в целом. Его всегда нужно мысленно составить из суммы продактилированных букв.
Общаться с помощью дактилологии не очень удобно, так как на каждое слово тратится много времени. В основном дактильный метод используют для того, чтобы произносить собственные имена, различные названия, термины, при необходимости донести новое слово. Так же используется для проговаривания вспомогательных слов («а», «ну», «бы», «эх»), слов, у которых отсутствует жестовое представление слов («сок», «май» и др.)
Дактилология отличается от жестов тем, что дактильным алфавитом передают звуки речи (буква за буквой), жесты представляют целые слова, означающих понятие или комплекс понятий.
Дактильную форму речи используют в качестве вспомогательного средства на первоначальном этапе обучения глухих детей словесной речи. Овладеть дактилированием глухим детям гораздо легче, чем произношением и письмом. По имеющимся данным, у детей 2 лет этот процесс иногда занимает 5 – 6 месяцев [5]; глухие дошкольники 3 лет овладевают умением дактилировать в период от двух недель до двух месяцев [3]. Использование дактильной речи открывает глухим детям возможность познать членораздельность языка, накопить словарь и включиться в общение со слышащими. В процессе обучения учитель обращается к детям устно-дактильно, используя в качестве вспомогательного средства таблички со словами. Дети воспринимают материал слухо-зрительно, их собственная речь на данном этапе – устно-дактильное проговаривание. Обучение устной и дактильной речи осуществляется параллельно. Постепенно дети учатся воспринимать устную речь без дактилирования. Дактильная речь становится вспомогательным средством, педагог использует ее, когда дети затрудняются в слухо-зрительном восприятии.
Чтение с дактилирующей руки
Чтение с руки не тождественно процессу дактилирования. Овладеть дактильным алфавитом и техникой дактилирования проще, чем научиться читать с дактилирующей руки.
На результаты чтения с дактилирующей руки оказывают влияние темп дактилирования и его техника, четкость артикуляции, состояние навыка чтения с руки, запас слов, уровень общего развития читающего.
Восприятие и понимание сопровождаемой дактилированием устной речи говорящего во многом зависит от знания воспринимающего дактильного алфавита, состояния навыков дактилирования и чтения с руки.
Наиболее распространенными ошибками при чтении дактильного алфавита с руки являются пропуски и замены букв.
Передача чисел в жестовом языке
Число – основное понятие математики, используемое для количественной характеристики, сравнения, нумерации объектов и их частей. Письменными знаками для обозначения чисел служат цифры.
Цифра – это упорядоченная знаковая система, предназначенная для записи чисел. Цифрами считается ряд от 0 до 9. В разных жестовых языках используют разные системы показа цифр. В одних используется только одна рука, в других задействованы две. В русском жестовом языке для демонстрации цифр от0 до 5 используется одна рука, с 6 до 9 – две руки. Соответственно все числа, в состав которых входят цифры с 0 до 5 показываются одной рукой, с 6 до 9 – двумя руками, с соответствующей совокупностью расположенных в определенном порядке пальцевых и необходимым изменением движения. Данная система активно используется при обучении неслышащих детей математики и другим манипуляциям числами, мерой и т.д.
Жестовый язык и его особенности
Жестовый язык – самостоятельный язык, состоящий из жестов. Этот язык в основном используются в культуре глухих и слабослышащих с целью коммуникации. Использование жестовых языков людьми без нарушения слуха вторично, однако довольно распространено: часто возникает потребность в общении с людьми с нарушениями слуха, являющимися пользователями жестового языка.
Жест – структурный элемент жестового языка, основная смысловая единица. Каждый жест производится руками в сочетании с мимикой, формой или движением рта и губ, а также в сочетании с положением корпуса тела.
Жестовый язык глухих – подвижная система. При жизни одного поколения «умирают» одни жесты и возникают другие. Жесты глухих вариативны. У каждого индивида, группы, сообщества людей с проблемами слуха могут возникать свои варианты жестов. Жест зависит от пластики, темперамента, эмоциональности, от физических данных исполнителя жеста. Один и тот же жест может выглядеть по-разному у разных людей. Но можно выделить общие узнаваемые черты жеста, некие нормы, существующие в настоящее время.
Жестовая речь имеет две различные речевые системы:
— разговорный жестовый язык, используемый в повседневном общении, обладающий собственной лексикой и грамматикой;
— калькирующая жестовая речь, используемая в официальной обстановке, в которой жесты сопровождают устную речь говорящего.
Жесты в калькирующей жестовой речи выступают как эквиваленты слов, а порядок их следования такой же, как и слов в соответствующем предложении. Калькирующая жестовая речь использует жесты разговорного жестового языка и знаки дактильного алфавита для побуквенной передачи слов, для которых нет жестового эквивалента.
Число жестов разговорного жестового языка значительно меньше числа слов русского языка. При этом одним и тем же жестом могут обозначаться разные денотаты.
В качестве примера можно привести то, что американский жестовый язык – «амслен» (ASL) – имеет больше сходства с французским (LSF) и практически не имеет ничего общего с британским жестовым языком (BSL). Не смотря на то, что и в Америке и в Британии единый звуковой язык –английский. Похожая ситуация присутствует и в Европе. В Германии и Австрии единый звуковой язык – немецкий. А жестовые языки (РЖЯ) представляют собой два не связанных друг с другом языка: австрийский жестовый язык (нем. Österreichische Gebärdensprache, ÖGS) и немецкий жестовый язык (нем. Deutsche Gebärdensprache, DGS).
Особенности разговорного жестового языка
Набор используемых жестов во многом зависит от уровня образованности и возраста участников диалогов.
Дружить
Стол
Кровать
Стул
С лингвистической точки зрения разговорный жестовый язык является настолько же богатым и непростым, как и любой звуковой язык. Данный язык обладает своей грамматикой и может быть использован для обсуждения самых различных тем.
Целесообразность использования жестового языка при обучении детей с нарушенным слухом достаточно активно обсуждается в профессиональных кругах. Жестовый язык как важнейшее вспомогательное средство даёт возможность глухим детям постигать окружающий мир легко, с интересом и в полном объёме. И при этом он абсолютно не мешает развивать словесную речь ребенка.