в основе сюжета песни лежит острое столкновение персонажей каким термином оно обозначается

В основе сюжета песни лежит острое столкновение персонажей каким термином оно обозначается

Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В бланк ответов №1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.

В основе сюжета «Песни…» лежит острое столкновение персонажей, называемое _______. Образы Кирибеевича и Калашникова даны на _______, поэтому читатель практически безошибочно определяет для себя положительного и отрицательного героев.

Не сияет на небе солнце красное,

Не любуются им тучки синие –

То за трапезой сидит во златом венце,

Сидит грозный царь Иван Васильевич.

Позади его стоят стольники,

Супротив его всё бояре да князья,

По бокам его всё опричники;

И пирует царь во славу Божию,

В удовольствие своё и веселие.

Улыбаясь, царь повелел тогда

Вина сладкого заморского

Нацедить в свой золочёный ковш

И поднесть его опричникам.

И все пили, царя славили.

Лишь один из них, из опричников,

Удалой боец, буйный молодец,

В золотом ковше не мочил усов;

Опустил он в землю очи тёмные,

Опустил головушку на широку грудь –

А в груди его была дума крепкая.

Вот нахмурил царь брови чёрные

И навёл на него очи зоркие,

Словно ястреб взглянул с высоты небес

На младого голубя сизокрылого, –

Да не поднял глаз молодой боец.

Вот об землю царь стукнул палкою,

И дубовый пол на полчетверти

Он железным пробил оконечником –

Да не вздрогнул и тут молодой боец.

Вот промолвил царь слово грозное –

И очнулся тогда добрый молодец.

«Гей ты, верный наш слуга, Кирибеевич,

Аль ты думу затаил нечестивую?

Али славе нашей завидуешь?

Али служба тебе честная прискучила?

Когда входит месяц – звёзды радуются,

Что светлей им гулять по поднебесью;

А которая в тучку прячется,

Та стремглав на землю падает.

Неприлично же тебе, Кирибеевич,

Царской радостью гнушатися, –

А из роду ты ведь Скуратовых,

И семьёю ты вскормлен Малютиной. »

Отвечает так Кирибеевич,

Царю грозному в пояс кланяясь:

«Государь ты наш, Иван Васильевич!

Не кори ты раба недостойного:

Сердца жаркого не залить вином,

Думу чёрную – не запотчевать!

А прогневал я тебя – воля царская:

Прикажи казнить, рубить голову, –

Тяготит она плечи богатырские,

И сама к сырой земле она клонится».

И сказал ему Царь Иван Васильевич:

«Да об чём тебе, молодцу, кручиниться?

Не истёрся ли твой парчевой кафтан?

Не измялась ли шапка соболиная?

Не казна ли у тебя поистратилась?

Иль зазубрилась сабля закалённая?

Или конь захромал, худо кованный?

Или с ног тебя сбил на кулачном бою,

На Москве-реке, сын купеческий?»

Отвечает так Кирибеевич,

Покачав головою кудрявою:

«Не родилась та рука заколдованная

Ни в боярском роду, ни в купеческом;

Аргамак мой степной ходит весело;

Как стекло, горит сабля вострая;

А на праздничный день твоею милостью

Мы не хуже другого нарядимся.

Как я сяду-поеду на лихом коне

За Моску-реку покатитися,

Кушачком подтянуся шёлковым,

Заломлю на бочок шапку бархатную,

Чёрным соболем отороченную, –

У ворот стоят у тесовыих

Красны девушки да молодушки

И любуются, глядя, перешёптываясь;

Лишь одна не глядит, не любуется,

Полосатой фатой закрывается. »

Укажите род литературы, к которому относится произведение М. Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова».

Эпос — литературный род, в котором объектом изображения могут быть любые явления внешнего мира (люди, события, предметы) в их сложных отношениях и взаимосвязях, а также внутренний мир людей. Основа эпоса — повествование, в принципе не имеющее ограничений во времени и пространстве. Возможности изображения предметного мира, психологии людей, идей и настроений самих писателей тоже практически безграничны. Основные эпические жанры: роман, повесть, рассказ, новелла, поэма.

Возможно ответить: лироэпос или лироэпический

В «Песне про… купца Калашникова» отразились особенности литературного направления, для которого характерно изображение исключительного героя в исключительных обстоятельствах. Назовите это направление.

Романтизм — явление европейской культуры в XVIII−XIX веках, представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс; идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века — первой половины XIX века. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Распространилось на различные сферы деятельности человека. В XVIII веке романтическим называли всё странное, фантастическое, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного классицизму и Просвещению.

Установите соответствие между персонажами данного произведения и их высказываниями, касающимися Алёны Дмитриевны: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

1) «Как запру я тебя за железный замок,

За дубовую дверь окованную,

Чтоб свету Божьего ты не видела,

Моё имя честное не порочила…»

2) «Твоему горю пособить постараюся

Вот возьми перстенёк ты мой яхонтовый

Да возьми ожерелье жемчужное.

Прежде свахе смышлёной покланяйся

И пошли дары драгоценные

Ты своей Алёне Дмитревне…»

3) «На святой Руси, нашей матушке,

Не найти, не сыскать такой красавицы:

Ходит плавно — будто лебёдушка,

Смотрит сладко — как голубушка,

Молвит слово — соловей поёт…»

4) «Вот уж поп прошёл домой с молодой попадьёй,

Засветили свечу, сели ужинать, —

А по сю пору твоя хозяюшка

Из приходской церкви не вернулася»

ПЕРСОНАЖИВЫСКАЗЫВАНИЯ

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А) Иван Васильевич — 2) «Твоему горю пособить постараюся

Вот возьми перстенёк ты мой яхонтовый

Да возьми ожерелье жемчужное.

Прежде свахе смышлёной покланяйся

И пошли дары драгоценные

Ты своей Алёне Дмитревне…»

Б) Калашников — 1) «Как запру я тебя за железный замок,

За дубовую дверь окованную,

Чтоб свету Божьего ты не видела,

Моё имя честное не порочила…»

В) Кирибеевич — 3) «На святой Руси, нашей матушке,

Не найти, не сыскать такой красавицы:

Ходит плавно — будто лебёдушка,

Смотрит сладко — как голубушка,

Молвит слово — соловей поёт…»

В основе сюжета «Песни…» лежит острое столкновение персонажей. Каким термином оно обозначается?

Такое столкновение называется конфликтом. Дадим определение.

Конфликт — это столкновение противоположных взглядов действующих лиц в эпосе, драме, в произведениях лиро-эпического жанра, а также в лирике, если в ней присутствует сюжет. Конфликт реализуется в словесных и физических действиях действующих лиц. Конфликт разворачивается благодаря сюжету.

Почему Кирибеевич заявляет, что готов принять кару грозного царя?

Кирибеевич, любимец царя, привык служить ему верою-правдою. Для царя-батюшки опричник готов жертвовать собой, он не боится смерти. Гнев царя для Кирибеевича страшен, потому что ему не в чем виниться перед Иваном Грозным. Однако любовь к Алёне Дмитриевне, которая заполнила сердце Кирибеевича, сильнее его самого, сильнее страха, сильнее любви к царю, а переживания его страшнее кары царя:

А прогневал я тебя — воля царская:

Прикажи казнить, рубить голову, —

С тоской о неразделенной любви говорит опричник в ответ царю:

Лишь одна не глядит, не любуется,

Полосатой фатой закрывается. »

В каких произведениях русской литературы любовь героев сталкивается с непреодолимыми обстоятельствами и в чём эти произведения можно сопоставить с произведением М. Ю. Лермонтова?

У Лермонтова в «Песне про купца Калашникова» звучит тема любви всеобъемлющей, захватывающей человека всего, без остатка. Такова любовь и Татьяны Лариной из «Евгения Онегина».

Кирибеевич, любимец царя, привык служить ему верою-правдою. Для царя-батюшки опричник готов жертвовать собой, он не боится смерти. Однако любовь к Алёне Дмитриевне, которая заполнила сердце Кирибеевича, сильнее его самого, сильнее страха, сильнее любви к царю, а переживания его страшнее кары царя. С тоской о неразделенной любви говорит опричник царю:

Лишь одна не глядит, не любуется,

Полосатой фатой закрывается. »

Кирибеевич не думает ни о чувствах Алёны Дмитриевны, ни о чувствах её мужа — для него существует только его личное переживание, а всё остальное неважно.

Татьяна Ларина, любимая героиня Пушкина, влюблена в Онегина и готова даже ради него переступить через собственную гордость — первой признается в любви Онегину.

Татьяна — высоко нравственный человек, поэтому она не способна предать мужа, когда Онегин наконец-то ответил ей взаимностью:

Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.

Её поступок достоин уважения, в отличие от поступка Кирибеевича.

Таким образом, тема любви у разных авторов при наличии особенностей в подходах к её раскрытию всё же имеет немало общего.

Источник

В основе сюжета песни лежит острое столкновение персонажей каким термином оно обозначается

Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В бланк ответов №1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.

В основе сюжета «Песни…» лежит острое столкновение персонажей, обозначающееся в литературе термином «_______». Образы Кирибеевича и купца Калашникова даны в сопоставлении на ______.

Не сияет на небе солнце красное,

Не любуются им тучки синие –

То за трапезой сидит во златом венце,

Сидит грозный царь Иван Васильевич.

Позади его стоят стольники,

Супротив его всё бояре да князья,

По бокам его всё опричники;

И пирует царь во славу Божию,

В удовольствие своё и веселие.

Улыбаясь, царь повелел тогда

Вина сладкого заморского

Нацедить в свой золочёный ковш

И поднесть его опричникам.

И все пили, царя славили.

Лишь один из них, из опричников,

Удалой боец, буйный молодец,

В золотом ковше не мочил усов;

Опустил он в землю очи тёмные,

Опустил головушку на широку грудь –

А в груди его была дума крепкая.

Вот нахмурил царь брови чёрные

И навёл на него очи зоркие,

Словно ястреб взглянул с высоты небес

На младого голубя сизокрылого, –

Да не поднял глаз молодой боец.

Вот об землю царь стукнул палкою,

И дубовый пол на полчетверти

Он железным пробил оконечником –

Да не вздрогнул и тут молодой боец.

Вот промолвил царь слово грозное –

И очнулся тогда добрый молодец.

«Гей ты, верный наш слуга, Кирибеевич,

Аль ты думу затаил нечестивую?

Али славе нашей завидуешь?

Али служба тебе честная прискучила?

Когда входит месяц – звёзды радуются,

Что светлей им гулять по поднебесью;

А которая в тучку прячется,

Та стремглав на землю падает.

Неприлично же тебе, Кирибеевич,

Царской радостью гнушатися, –

А из роду ты ведь Скуратовых,

И семьёю ты вскормлен Малютиной. »

Отвечает так Кирибеевич,

Царю грозному в пояс кланяясь:

«Государь ты наш, Иван Васильевич!

Не кори ты раба недостойного:

Сердца жаркого не залить вином,

Думу чёрную – не запотчевать!

А прогневал я тебя – воля царская:

Прикажи казнить, рубить голову, –

Тяготит она плечи богатырские,

И сама к сырой земле она клонится».

И сказал ему Царь Иван Васильевич:

«Да об чём тебе, молодцу, кручиниться?

Не истёрся ли твой парчевой кафтан?

Не измялась ли шапка соболиная?

Не казна ли у тебя поистратилась?

Иль зазубрилась сабля закалённая?

Или конь захромал, худо кованный?

Или с ног тебя сбил на кулачном бою,

На Москве-реке, сын купеческий?»

Отвечает так Кирибеевич,

Покачав головою кудрявою:

«Не родилась та рука заколдованная

Ни в боярском роду, ни в купеческом;

Аргамак мой степной ходит весело;

Как стекло, горит сабля вострая;

А на праздничный день твоею милостью

Мы не хуже другого нарядимся.

Как я сяду-поеду на лихом коне

За Моску-реку покатитися,

Кушачком подтянуся шёлковым,

Заломлю на бочок шапку бархатную,

Чёрным соболем отороченную, –

У ворот стоят у тесовыих

Красны девушки да молодушки

И любуются, глядя, перешёптываясь;

Лишь одна не глядит, не любуется,

Полосатой фатой закрывается. »

Укажите род литературы, к которому относится произведение М. Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова».

Эпос — литературный род, в котором объектом изображения могут быть любые явления внешнего мира (люди, события, предметы) в их сложных отношениях и взаимосвязях, а также внутренний мир людей. Основа эпоса — повествование, в принципе не имеющее ограничений во времени и пространстве. Возможности изображения предметного мира, психологии людей, идей и настроений самих писателей тоже практически безграничны. Основные эпические жанры: роман, повесть, рассказ, новелла, поэма.

Возможно ответить: лироэпос или лироэпический

В «Песне про… купца Калашникова» отразились особенности литературного направления, для которого характерно изображение исключительного героя в исключительных обстоятельствах. Назовите это направление.

Романтизм — явление европейской культуры в XVIII−XIX веках, представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс; идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века — первой половины XIX века. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Распространилось на различные сферы деятельности человека. В XVIII веке романтическим называли всё странное, фантастическое, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного классицизму и Просвещению.

Установите соответствие между персонажами данного произведения и их высказываниями, касающимися Алёны Дмитриевны: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

1) «Как запру я тебя за железный замок,

За дубовую дверь окованную,

Чтоб свету Божьего ты не видела,

Моё имя честное не порочила…»

2) «Твоему горю пособить постараюся

Вот возьми перстенёк ты мой яхонтовый

Да возьми ожерелье жемчужное.

Прежде свахе смышлёной покланяйся

И пошли дары драгоценные

Ты своей Алёне Дмитревне…»

3) «На святой Руси, нашей матушке,

Не найти, не сыскать такой красавицы:

Ходит плавно — будто лебёдушка,

Смотрит сладко — как голубушка,

Молвит слово — соловей поёт…»

4) «Вот уж поп прошёл домой с молодой попадьёй,

Засветили свечу, сели ужинать, —

А по сю пору твоя хозяюшка

Из приходской церкви не вернулася»

ПЕРСОНАЖИВЫСКАЗЫВАНИЯ

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А) Иван Васильевич — 2) «Твоему горю пособить постараюся

Вот возьми перстенёк ты мой яхонтовый

Да возьми ожерелье жемчужное.

Прежде свахе смышлёной покланяйся

И пошли дары драгоценные

Ты своей Алёне Дмитревне…»

Б) Калашников — 1) «Как запру я тебя за железный замок,

За дубовую дверь окованную,

Чтоб свету Божьего ты не видела,

Моё имя честное не порочила…»

В) Кирибеевич — 3) «На святой Руси, нашей матушке,

Не найти, не сыскать такой красавицы:

Ходит плавно — будто лебёдушка,

Смотрит сладко — как голубушка,

Молвит слово — соловей поёт…»

В основе сюжета «Песни…» лежит острое столкновение персонажей. Каким термином оно обозначается?

Такое столкновение называется конфликтом. Дадим определение.

Конфликт — это столкновение противоположных взглядов действующих лиц в эпосе, драме, в произведениях лиро-эпического жанра, а также в лирике, если в ней присутствует сюжет. Конфликт реализуется в словесных и физических действиях действующих лиц. Конфликт разворачивается благодаря сюжету.

Почему Кирибеевич заявляет, что готов принять кару грозного царя?

Кирибеевич, любимец царя, привык служить ему верою-правдою. Для царя-батюшки опричник готов жертвовать собой, он не боится смерти. Гнев царя для Кирибеевича страшен, потому что ему не в чем виниться перед Иваном Грозным. Однако любовь к Алёне Дмитриевне, которая заполнила сердце Кирибеевича, сильнее его самого, сильнее страха, сильнее любви к царю, а переживания его страшнее кары царя:

А прогневал я тебя — воля царская:

Прикажи казнить, рубить голову, —

С тоской о неразделенной любви говорит опричник в ответ царю:

Лишь одна не глядит, не любуется,

Полосатой фатой закрывается. »

В каких произведениях русской литературы любовь героев сталкивается с непреодолимыми обстоятельствами и в чём эти произведения можно сопоставить с произведением М. Ю. Лермонтова?

У Лермонтова в «Песне про купца Калашникова» звучит тема любви всеобъемлющей, захватывающей человека всего, без остатка. Такова любовь и Татьяны Лариной из «Евгения Онегина».

Кирибеевич, любимец царя, привык служить ему верою-правдою. Для царя-батюшки опричник готов жертвовать собой, он не боится смерти. Однако любовь к Алёне Дмитриевне, которая заполнила сердце Кирибеевича, сильнее его самого, сильнее страха, сильнее любви к царю, а переживания его страшнее кары царя. С тоской о неразделенной любви говорит опричник царю:

Лишь одна не глядит, не любуется,

Полосатой фатой закрывается. »

Кирибеевич не думает ни о чувствах Алёны Дмитриевны, ни о чувствах её мужа — для него существует только его личное переживание, а всё остальное неважно.

Татьяна Ларина, любимая героиня Пушкина, влюблена в Онегина и готова даже ради него переступить через собственную гордость — первой признается в любви Онегину.

Татьяна — высоко нравственный человек, поэтому она не способна предать мужа, когда Онегин наконец-то ответил ей взаимностью:

Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.

Её поступок достоин уважения, в отличие от поступка Кирибеевича.

Таким образом, тема любви у разных авторов при наличии особенностей в подходах к её раскрытию всё же имеет немало общего.

Источник

В основе сюжета песни лежит острое столкновение персонажей каким термином оно обозначается

В основе сюжета «Песни…» лежит острое столкновение персонажей. Каким термином оно обозначается?

Не сияет на небе солнце красное,

Не любуются им тучки синие –

То за трапезой сидит во златом венце,

Сидит грозный царь Иван Васильевич.

Позади его стоят стольники,

Супротив его всё бояре да князья,

По бокам его всё опричники;

И пирует царь во славу Божию,

В удовольствие своё и веселие.

Улыбаясь, царь повелел тогда

Вина сладкого заморского

Нацедить в свой золочёный ковш

И поднесть его опричникам.

И все пили, царя славили.

Лишь один из них, из опричников,

Удалой боец, буйный молодец,

В золотом ковше не мочил усов;

Опустил он в землю очи тёмные,

Опустил головушку на широку грудь –

А в груди его была дума крепкая.

Вот нахмурил царь брови чёрные

И навёл на него очи зоркие,

Словно ястреб взглянул с высоты небес

На младого голубя сизокрылого, –

Да не поднял глаз молодой боец.

Вот об землю царь стукнул палкою,

И дубовый пол на полчетверти

Он железным пробил оконечником –

Да не вздрогнул и тут молодой боец.

Вот промолвил царь слово грозное –

И очнулся тогда добрый молодец.

«Гей ты, верный наш слуга, Кирибеевич,

Аль ты думу затаил нечестивую?

Али славе нашей завидуешь?

Али служба тебе честная прискучила?

Когда входит месяц – звёзды радуются,

Что светлей им гулять по поднебесью;

А которая в тучку прячется,

Та стремглав на землю падает.

Неприлично же тебе, Кирибеевич,

Царской радостью гнушатися, –

А из роду ты ведь Скуратовых,

И семьёю ты вскормлен Малютиной. »

Отвечает так Кирибеевич,

Царю грозному в пояс кланяясь:

«Государь ты наш, Иван Васильевич!

Не кори ты раба недостойного:

Сердца жаркого не залить вином,

Думу чёрную – не запотчевать!

А прогневал я тебя – воля царская:

Прикажи казнить, рубить голову, –

Тяготит она плечи богатырские,

И сама к сырой земле она клонится».

И сказал ему Царь Иван Васильевич:

«Да об чём тебе, молодцу, кручиниться?

Не истёрся ли твой парчевой кафтан?

Не измялась ли шапка соболиная?

Не казна ли у тебя поистратилась?

Иль зазубрилась сабля закалённая?

Или конь захромал, худо кованный?

Или с ног тебя сбил на кулачном бою,

На Москве-реке, сын купеческий?»

Отвечает так Кирибеевич,

Покачав головою кудрявою:

«Не родилась та рука заколдованная

Ни в боярском роду, ни в купеческом;

Аргамак мой степной ходит весело;

Как стекло, горит сабля вострая;

А на праздничный день твоею милостью

Мы не хуже другого нарядимся.

Как я сяду-поеду на лихом коне

За Моску-реку покатитися,

Кушачком подтянуся шёлковым,

Заломлю на бочок шапку бархатную,

Чёрным соболем отороченную, –

У ворот стоят у тесовыих

Красны девушки да молодушки

И любуются, глядя, перешёптываясь;

Лишь одна не глядит, не любуется,

Полосатой фатой закрывается. »

Укажите род литературы, к которому относится произведение М. Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова».

Эпос — литературный род, в котором объектом изображения могут быть любые явления внешнего мира (люди, события, предметы) в их сложных отношениях и взаимосвязях, а также внутренний мир людей. Основа эпоса — повествование, в принципе не имеющее ограничений во времени и пространстве. Возможности изображения предметного мира, психологии людей, идей и настроений самих писателей тоже практически безграничны. Основные эпические жанры: роман, повесть, рассказ, новелла, поэма.

Возможно ответить: лироэпос или лироэпический

В «Песне про… купца Калашникова» отразились особенности литературного направления, для которого характерно изображение исключительного героя в исключительных обстоятельствах. Назовите это направление.

Романтизм — явление европейской культуры в XVIII−XIX веках, представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс; идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века — первой половины XIX века. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Распространилось на различные сферы деятельности человека. В XVIII веке романтическим называли всё странное, фантастическое, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного классицизму и Просвещению.

Установите соответствие между персонажами данного произведения и их высказываниями, касающимися Алёны Дмитриевны: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

1) «Как запру я тебя за железный замок,

За дубовую дверь окованную,

Чтоб свету Божьего ты не видела,

Моё имя честное не порочила…»

2) «Твоему горю пособить постараюся

Вот возьми перстенёк ты мой яхонтовый

Да возьми ожерелье жемчужное.

Прежде свахе смышлёной покланяйся

И пошли дары драгоценные

Ты своей Алёне Дмитревне…»

3) «На святой Руси, нашей матушке,

Не найти, не сыскать такой красавицы:

Ходит плавно — будто лебёдушка,

Смотрит сладко — как голубушка,

Молвит слово — соловей поёт…»

4) «Вот уж поп прошёл домой с молодой попадьёй,

Засветили свечу, сели ужинать, —

А по сю пору твоя хозяюшка

Из приходской церкви не вернулася»

ПЕРСОНАЖИВЫСКАЗЫВАНИЯ

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А) Иван Васильевич — 2) «Твоему горю пособить постараюся

Вот возьми перстенёк ты мой яхонтовый

Да возьми ожерелье жемчужное.

Прежде свахе смышлёной покланяйся

И пошли дары драгоценные

Ты своей Алёне Дмитревне…»

Б) Калашников — 1) «Как запру я тебя за железный замок,

За дубовую дверь окованную,

Чтоб свету Божьего ты не видела,

Моё имя честное не порочила…»

В) Кирибеевич — 3) «На святой Руси, нашей матушке,

Не найти, не сыскать такой красавицы:

Ходит плавно — будто лебёдушка,

Смотрит сладко — как голубушка,

Молвит слово — соловей поёт…»

Почему Кирибеевич заявляет, что готов принять кару грозного царя?

Кирибеевич, любимец царя, привык служить ему верою-правдою. Для царя-батюшки опричник готов жертвовать собой, он не боится смерти. Гнев царя для Кирибеевича страшен, потому что ему не в чем виниться перед Иваном Грозным. Однако любовь к Алёне Дмитриевне, которая заполнила сердце Кирибеевича, сильнее его самого, сильнее страха, сильнее любви к царю, а переживания его страшнее кары царя:

А прогневал я тебя — воля царская:

Прикажи казнить, рубить голову, —

С тоской о неразделенной любви говорит опричник в ответ царю:

Лишь одна не глядит, не любуется,

Полосатой фатой закрывается. »

В каких произведениях русской литературы любовь героев сталкивается с непреодолимыми обстоятельствами и в чём эти произведения можно сопоставить с произведением М. Ю. Лермонтова?

У Лермонтова в «Песне про купца Калашникова» звучит тема любви всеобъемлющей, захватывающей человека всего, без остатка. Такова любовь и Татьяны Лариной из «Евгения Онегина».

Кирибеевич, любимец царя, привык служить ему верою-правдою. Для царя-батюшки опричник готов жертвовать собой, он не боится смерти. Однако любовь к Алёне Дмитриевне, которая заполнила сердце Кирибеевича, сильнее его самого, сильнее страха, сильнее любви к царю, а переживания его страшнее кары царя. С тоской о неразделенной любви говорит опричник царю:

Лишь одна не глядит, не любуется,

Полосатой фатой закрывается. »

Кирибеевич не думает ни о чувствах Алёны Дмитриевны, ни о чувствах её мужа — для него существует только его личное переживание, а всё остальное неважно.

Татьяна Ларина, любимая героиня Пушкина, влюблена в Онегина и готова даже ради него переступить через собственную гордость — первой признается в любви Онегину.

Татьяна — высоко нравственный человек, поэтому она не способна предать мужа, когда Онегин наконец-то ответил ей взаимностью:

Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.

Её поступок достоин уважения, в отличие от поступка Кирибеевича.

Таким образом, тема любви у разных авторов при наличии особенностей в подходах к её раскрытию всё же имеет немало общего.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *