в отделе логистики какие должности
Кто такой логист, диспетчер логист и менеджер по логистике?
Чем большее распространение на рынке получают логистические компании, чем шире спектр предлагаемых ими услуг, тем больше и разнообразнее становится штат специалистов по логистике. И очень часто именно из-за этого «многообразия форм» случается путаница: менеджеров по логистике или диспетчеров называют логистами и наоборот. Дело в том, что термин «логист» довольно неоднозначный, и зачастую руководители компаний привносят свое видение вопроса в должностные обязанности сотрудника. Поэтому нередки такие ситуации, когда специалисты на разных предприятиях выполняют совершенно различные функции, именуясь при этом одинаково — логист. Или наоборот, сотрудники двух различных компаний имеют один и тот же функционал, но при этом один считается логистом, а второй — менеджером по логистике. Из-за чего многие ошибочно считают, что логистические специальности синонимичны, и суть у них одна, а называть можно и так, и эдак. А другие, напротив, уверены, что логист — это такое многорукое и многомудрое Божество с отличным знанием высшей математики, экономики, дипломатии, а все остальные специальности типа менеджера или диспетчера — всего лишь более низкие ступеньки в логистической иерархии. Так это или нет, мы и будем разбираться в данной статье.
Кто такой логист?
Если коротко, логисты это специалисты, в задачу которых входит обеспечение доставки товара заказчику в нужный срок, в должном количестве, надлежащего качества и с минимальными затратами.
В должностные обязанности логиста входят:
— разработка новых логистических систем;
— разработка определенных методов и форм ведения отчетности;
— анализ экономической эффективности логистических операций;
— согласование работы отдела логистики с другими отделами предприятия;
— координация внешних и внутренних связей предприятия;
— участие в формировании бюджета, выделяемого предприятием на логистику.
Что касается личных качеств, хороший логист должен уметь стратегически мыслить, обрабатывать большие потоки информации, быть педантичным и внимательным, дабы не нарушать условия и сроки поставок. В общем, работа крайне ответственная, многозадачная, требующая обширных профессиональных знаний. Недаром так популярна в среде логистов старая шутка:
Логист должен держать в голове заявку, добавленную полгода назад, с утерянным договором и оформленную на компанию с буквы У.
Логист должен знать, где выгоднее приобрести товар, как его доставить и при этом вычислить стоимость каждой коробки.
Логист должен быть в состоянии проверить десять заявок, принять пять факсов и ответить на пятнадцать звонков по телефону — одновременно!
Звучит, конечно, забавно, но часто на практике именно так и получается.
Подводя итог сказанному, попробуем сформулировать, кто же такой логист. Это специалист, отслеживающий и контролирующий перемещения товарно-материальных ценностей своего предприятия к организациям-заказчикам.
Кто такой диспетчер — логист
Диспетчер логист это специалист, который организует и контролирует процесс доставки товарно-материальных ценностей заказчику с максимальной эффективностью, наименьшими финансовыми и временными затратами. При этом весь процесс осуществляется удаленно.
В обязанности диспетчера логиста входят:
— обработка заявок, формирование клиентской базы;
— анализ рынка транспортных услуг;
— руководство работой операторов диспетчерской службы;
— организация размещения и складского хранения товаров;
— разработка оптимальных маршрутов для перевозок;
— страхование товарно-материальных ценностей;
— заключение договоров, ведение документооборота, оформление отчетности.
Требования к личным качествам данных специалистов это, прежде всего, коммуникабельность, стрессоустойчивость — ибо от умения диспетчера логиста работать с людьми напрямую зависит формирование клиентской базы. Ну и, как любым профессионалам в сфере логистики, необходимы умение мыслить стратегически, ответственность и пунктуальность. Потому что главные задачи логистик это «быстрее, дешевле, надежнее».
Кто такие менеджеры по логистике.
Поскольку логистика — это не только про перевозки, но и про хранение, менеджеры по логистике также делятся на менеджеров складского хранения и менеджеров транспортной логистики.
Менеджеры в области складского хранения это специалисты, обеспечивающие надлежащие условия хранения товарно-материальных ценностей на складах организации. В их должностные обязанности входят:
— организация процесса хранения продукции, исходя из ее особенностей;
— подбор складского оборудования;
— порядок размещения товаров на складе;
— подготовка товаров к транспортировке;
— оптимизация складских площадей.
Менеджеры в области грузоперевозок выполняют следующие функции:
— планирование маршрутов перевозок с учетом особенностей перевозимого груза;
— непрерывный мониторинг процесса перевозки.
Поскольку менеджеры по логистике несут за свою деятельность не только административную, но и материальную, а в определенных случаях и уголовную ответственность, специалисты, занимающие эти должности, обязаны обладать определенными личными качествами: умение брать на себя ответственность, умение сохранять спокойствие и выдержку в стрессовых ситуациях, умение мыслить аналитически и принимать взвешенные решения в изменившихся обстоятельствах.
Как правило, менеджеры по логистике это сотрудники компаний, занимающихся грузоперевозками профессионально. Поскольку это основной вид деятельности данных фирм, их руководство может себе позволить укомплектовать штат более узкими специалистами логистического профиля с четким разграничением их сфер деятельности. В качестве примера можно взять упоминавшееся выше разделение на менеджеров складского хранения и менеджеров транспортной логистики.
Профессиональные отличия специалистов в области логистики
Итак, мы рассмотрели, пусть и слегка поверхностно, три специальности логистического профиля для того, чтобы определить, наконец, действительно ли это разные специальности или же суть одна, а отличаются они только по названию.
Как видим, некоторые их должностные обязанности на самом деле пересекаются и имеют много общих моментов. Что, в принципе, не удивительно, ведь все они решают одну и ту же задачу — осуществить процесс доставки ТМЦ заказчикам максимально эффективно и с минимумом затрат. В чем же тогда различия?
Логист — профессионал, обеспечивающий движение ТМЦ к заказчикам со своего предприятия.
Менеджер по логистике — сотрудник компании, специализирующейся на услугах логистики, который тоже обеспечивает движение ТМЦ от изготовителя к заказчику, но уже является промежуточным, связующим звеном цепочки.
Диспетчер логист это специалист, обеспечивающий и контролирующий движение ТМЦ от изготовителя к заказчику, действующий удаленно.
Должностная инструкция логиста
Должностная инструкция логиста применяется для определения основных параметров его работы. В документе детально прописывают его функции, должностные права и возможную ответственность за нарушения. Фактически инструкция выполняет роль приложения к трудовому договору, где более подробно раскрывается его содержание.
Образец должностной инструкции логиста
1. Общие положения
2. Функции
Ниже представлен перечень должностных обязанностей логиста:
3. Ответственность
В ходе выполнения своей работы логист может быть привлечён к ответственности за:
4. Права
Логист наделяется следующими правами:
Актуальность должностной инструкции
Менеджмент предприятия, руководствуясь положениями документа, может спокойно планировать рабочие процессы, ожидая от сотрудника выполнения возложенных на него обязанностей. Сам сотрудник, опираясь на инструкцию, может продуктивно выполнять свою работу, пользуясь предоставленными правами и не отвлекаясь на споры с руководителями и коллегами. Таким образом, обе стороны, используя должностную инструкцию, могут выстраивать деловые отношения, уменьшая вероятность трудовых конфликтов.
По этим причинам инструкция, хотя и не является обязательной, широко используется на практике, а также рекомендуется к использованию письмами Роструда.
Основы составления документа
Действующее трудовое законодательство не оговаривает стандарты должностной инструкции. Поэтому компании могут приспосабливать документ для своих нужд при условии, что его содержимое не будет противоречить положениям трудового договора. Но имеются и определенные стандарты, применяемые при написании инструкции. Так, обычно в неё входят 4 базовых раздела, описывающих основные стороны деятельности работника:
Некоторые работодатели, особенно крупные, добавляют к ним ещё несколько частей, в которых прописывают условия работы, должностные взаимосвязи или критерии оценки деятельности сотрудника.
Внимание! Инструкция может быть составлена или как приложение к трудовому договору, или как локальный правовой акт.
Общий раздел
Вводный раздел, в котором прописывают основные параметры работы для конкретной должности. Порядок подчинения, временной замены и другие моменты — все это дается в этой части. Ключевую роль тут играет список навыков, требуемых от кандидата на должность, а также требования к нему в части образования и трудового опыта.
Внимание! Перечень навыков, данных в этом разделе, должен быть достаточным для выполнения обязанностей, которые возлагаются на сотрудника.
Функции
В этой части исчерпывающе прописаны обязанности, возложенные на сотрудника. В разделе необходимо отобразить все особенности профессии логиста, которые могут разниться в компаниях разной отраслевой направленности. Так, в торговых компаниях на логиста возлагают доставку готовых товаров в магазины и на склады. В промышленных компаниях они ответственны и за организацию поставок сырья и полуфабрикатов на предприятие. В организациях, которые связаны с внешнеторговыми операциями, в их функции входит общение с таможней и зарубежными партнерами.
Внимание! Если логистов несколько, то работодателю важно понять, дублируются ли их функции или имеют свои особенности. Если логисты взаимозаменяемы, то для них имеет смысл составить типовую инструкцию. В противном случае, если логист отвечает за какой-то свой специализированный участок, зарубежные партнеры, какие-то отдельные товары, лучше составить индивидуальную инструкцию для каждого специалиста, отобразив в ней все значимые особенности.
Ответственность
Эта часть отводится под описание мер ответственности за совершенные сотрудником нарушения. Рекомендуется давать меры наказания в общей форме, не затрагивая конкретику, которая определяется в ходе судебных и административных разбирательств, с возможным привлечением свидетелей, адвокатов и доказательств.
Права
Заключительный типовой раздел, в котором дается перечисление прав специалиста. Обычно права логистов стандартны и слабо отличаются от тех, которые даются сотрудникам близкого профиля, работающим по закупкам, снабжению и продажам.
Должностная инструкция, как юридически значимый документ, должна быть согласована со специалистами. Обычно её показывают юрисконсульту, работнику кадрового отдела и непосредственному начальнику нанимаемого специалиста. Только после окончания процедур согласования инструкция утверждается руководителем предприятия. Далее документ распечатывается, с соблюдением всех признаков официального документа. Сам сотрудник знакомится с инструкцией, вместе с другой трудовой документацией, при приеме на работу. Окончательным этапом ввода в действие инструкции является проставление подписей руководителем компании, самим работником и теми сотрудниками, которые согласовывали её содержание.
Должности и обязанности в транспортно-экспедиционной деятельность
Commercial Department (коммерческий отдел)
Описание профессии:
Менеджер по продажам транспортно-экспедиционных услуг — специалист, профессионально занимающийся сбытовой деятельностью предоставляемых компанией услуг, а также стимулированием и поддержкой партнерских отношений. Прямой обязанностью менеджеров по продажам считается анализ рынка, проведение переговоров с клиентами и поиск новых.
Функции менеджера по продажам:
• поиск и привлечение новых клиентов;
• ведение базы существующих клиентов и поддержание «отношений» с ними;
• знание особенностей предоставляемых услуг и обстановки в конкурирующей среде
• продажа услуг;
• ведение переговоров, выезд на встречи;
• документооборот, в том числе заключение договоров, выставление счетов, контроль дебиторской задолженности;
• выполнение поставленного плана;
• анализ объемов и итоговая отчетность по выполненным продажам.
Различаются специалисты по продажам b2b (business-to-business — бизнес для бизнеса) и b2c (business-to-consumer — бизнес для потребителя).
Зарплата менеджеров по продажам складывается из окладной и бонусной частей, которая зависит от суммы совершенных сделок.
Грамотный продавец должен уметь работать с возражениями клиента, с его недовольством и уметь конструктивно разрешать возможные конфликты.
Хороший менеджер по продажам — по идее, это человек с высшим образованием, желательно профильным — маркетинговым или экономическим. Но, зачастую, идеальный кандидат на позицию менеджера по продажам должен разбираться в своем «продукте», иметь коммуникативные навыки и знать основы продаж. Это не столько профессия, сколько состояние души. Высшее образование здесь — как подтверждение определенного интеллекта и возможности учиться в процессе работы.
Освоить профессию менеджера по продажам возможно посещая профильные курсы. На занятиях слушателям преподают основы маркетинга, технику сбора и анализа информации, правила ведения документации, основы правового регулирования. На курсах также обучают технике публичного выступления, общению по телефону, навыкам управления аудиторией, способам определения психологического типа клиента, искусству предотвращать конфликты. Так же немало организаций, которые самостоятельно обучают свои кадры, обучая продавать конкретно свой «продукт»
Должностная инструкция менеджера по логистике
1. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция определяет функциональные обязанности, права и ответственность менеджера по логистике.
1.2. Менеджер по логистике является непосредственным участником организации и полноценного функционирования логистических процессов на Предприятии
1.3. Менеджер по логистике назначается на должность и освобождается от должности, в установленном действующим трудовым законодательством порядке, приказом непосредственного руководителя (начальника отдела логистики, директора, генерального директора, президента, директора по логистике) предприятия.
1.4. Подчиняется непосредственно своему Руководителю (начальника отдела логистики, директору, генеральному директору, президенту, директору по логистике).
1.5 В работе менеджер по логистике руководствуется: нормативными, методическими и другими руководящими материалами в области транспорта, складского хозяйства; стандартами и техническими условиями на хранение товарно-материальных ценностей, организациями закупок, действующим таможенным законодательством, «Должностной инструкцией», «Положениями, регламентирующими внутрифирменные отношения», указаниями руководителя, уставом предприятия.
1.6 Образование: высшее техническое (экономическое, технико-экономическое)
1.7 Умения и навыки: способность к анализу, планированию и управлению. Построение логистической системы на предприятии. Проектирование и организация информационных потоков в логистической системе. Знание логистических аспектов деятельности предприятия (закупки, запасы, складирование, перевозка, таможенное оформление, страхование, распределение, информационные и финансовые потоки).
1.8 Опыт работы: от Х лет
1.9. В период временного отсутствия менеджера по логистике его обязанности возлагаются на _______________.
2. Цели и задачи
2.1. Целью работы менеджера по логистике является организация и обеспечение функционирования логистических процессов компании в целом.
2.2. Основными задачами менеджера по логистике являются:
— участие в организации бесперебойности и продуктивности ежедневной работы отдела логистики
— оценка и анализ издержек, связанных с исполнением логистических операций
— оценка и анализ производительности операций по логистике.
— оценка и анализ затрат рабочего времени на выполнение операций
— выработка предложений по оптимизации логистических процессов в компании;
— соблюдение утвержденной сметы затрат, статей бюджета;
— совершенствование, разработка и внедрение новых систем, направленных на повышение эффективности работы отдела.
2.3. Анализ, планирование, организация и управление (включая организацию контроля за исполнением) логистическими процессами предприятия.
3. Функциональные обязанности
3.1. Проектирование и разработка логистических систем.
3.2. Разработка и внедрение методических и нормативных материалов по логистике для конкретных подразделений, определение функций и операций. Контроль применения разработанных методических и нормативных материалов.
3.3. Разработка форм и методов ведения отчетности.
3.4. Контролирование правильности и своевременности исполнения поставленных задач сотрудниками отдела.
3.5. Координация внутренних и внешних связей компании.
3.6. Участие в процессе формирования бюджета на логистику. Анализ затрат на логистику и логистических издержек.
3.7. Анализ баланса стоимости и эффективности логистических операций предприятия.
3.8. Координация и направление финансовых потоков, связанных с логистическими процессами.
3.9. Координация документооборота логистических процессов.
3.10. Согласование взаимодействия отдела с другими подразделениями Предприятия в соответствии с разработанными и утвержденными технологическими схемами.
4. Права.
Менеджер по логистике имеет право:
4.1. Давать подчиненным ему службам поручения, задания по кругу вопросов, входящих в его функциональные обязанности.
4.2. Требовать от руководителей и сотрудников всех подразделений предоставления необходимых материалов, отчетов, информации для планирования и организации работы отдела.
4.3. Запрашивать и получать необходимые материалы и документы, относящиеся к вопросам его деятельности, подчиненных ему служб и подразделений.
4.4. Выступать представителем от имени Предприятия в других организациях и учреждениях по вопросам, относящимся к его компетенции.
4.5. Вносить предложения по расстановке и взаимодействию персонала в логистической цепи предприятия.
4.6. Проводить совещания (оперативки, летучки, планерки) по обсуждению и решению вопросов, входящих в компетенцию отдела с подчиненными ему службами предприятия.
4.7. Подавать предложения по совершенствованию своей работы.
5. Ответственность.
Менеджер по логистике несет ответственность за:
5.1. Результаты и эффективность производственной деятельности предприятия.
5.2. Невыполнение своих функциональных обязанностей и обязанностей, подчиненных ему служб по вопросам производственной деятельности.
5.3. Недостоверную информацию о состоянии выполнения производственных заданий подчиненными службами.
5.4. Невыполнение приказов, распоряжений и поручений непосредственного руководителя.
5.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу нормальной (безопасной) деятельности предприятия, его работникам.
5.6. Нарушение внутреннего распорядка предприятия.
6. Режим работы
6.1. Режим работы менеджера по логистике определяется в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка, установленными на предприятии.
6.2. Для решения вопросов связанных с производственной необходимостью менеджера по логистике может выезжать в служебные командировки (в т.ч. местного значения).
6.3. Для решения оперативных вопросов по обеспечению производственной деятельности менеджеру по логистике может выделяться служебный автотранспорт.
7. Прочие условия
7.1. Настоящая Должностная Инструкция сообщается менеджеру по логистике под расписку. Один экземпляр Инструкции хранится в личном деле работника.
С инструкцией ознакомлен ___________________
(подпись)
Навыки и умения менеджера по логистике
Управление рисками (страхование).
— Организация страхования груза.
— Организация хранения и охраны груза при транспортировке.
— Организация охраны товаров при хранении.
— Организация страхования ответственности перевозчика.
Организация снабжения.
— Определение потребности в продукции.
— Управление заказами, их объемами, подготовкой и размещением.
— Управление специальными заказами.
— Формирование отчета и анализ выполнение заказа.
Управление закупками.
— Разработка плана закупок.
— Выбор базисных условий поставки, поставщика.
— Разработка транспортных условий контрактов.
— Организация перевозки товаров.
— Выбор вида транспорта.
— Выбор видов транспортных тарифов.
— Разработка договора поставки и его заключение.
— Выбор видов и сроков платежей.
— Организация взаимодействия с поставщиками.
Организация и управление поставками.
— Планирование поставки.
— Осуществление мониторинга поставки.
— Анализ результатов поставок.
Организация таможенного оформления товаров и материалов.
— Ведение таможенной документации.
— Выбор видов таможенных режимов.
Планирование перевозки.
— Расчет технико-эксплуатационных показателей.
— Расчет экономических показателей.
— Расчет стоимостных показателей.
Организация технологического процесса перевозки.
— Организация приемки товара перевозчиком.
— Организация перевозки грузов.
— Организация передачи товара грузополучателю.
— Анализ результаты перевозки.
— Организация экспедирования товаров.
— Отслеживание перевозки товаров.
Управление запасами товаров (сырья, материалов).
— Оценка затрат и издержек на запасы товаров.
— Анализ показателей системы управления запасами.
— Осуществление АВС и XYZ анализа запасов.
— Разработка методов управления запасами.
— Классификация запасов товаров.
— Проектирование разработка и моделирование систем управления запасами.
— Разработка методов учета, оценки и моделирования запасов.
— Организация инвентаризаций запасов.
Организация складской деятельности.
— Классификация складов.
— Планирование складской деятельности.
— Определение количества и месторасположения складов.
— Расчет потребности складского оборудование.
— Планирование складских помещений.
— Организация складского учета.
— Расчет затрат на складскую деятельность.
Управление складским технологическим процессом.
— Организация поступления товаров на склад.
— Организация разгрузки товаров.
Организация приемки товаров.
— Организация приемки товаров по количеству.
— Организация приемку товаров по качеству.
— Организация хранения товаров на складе.
— Организация погрузки товаров на транспортные средства.
— Организация комиссионирования отправок.
— Организация перемещения изделий внутри предприятия.
— Организация погрузки товара на транспортные средства.
— Организация упаковки и маркировки продукции.
— Организация унификации тары.
— Организация маркировки продукции.
Управление распределением.
— Разработка канала распределения.
— Выбор канала распределения.
— Управление каналами распределения.
— Разработка дистрибьюторской и дилерской сети.
— Управление продажами.
— Анализ и прогноз продаж.
— Организация оптовой торговли.
— Организация розничной торговли.
— Управление обслуживанием потребителей.
— Постановка системы обработки заказов и администрирование продаж.
Организация, контроль и управление качеством.
— Внедрение системы управления качеством на предприятии.
— Организация процессов по разработке стандартов предприятия.
— Сертификация продукции.
— Управление возвратом продукции.
— Организация работ, связанных с подготовкой претензий к поставщикам.
— Организация процесса обеспечения сырьем, материалами, товарами, инструментом, спецодеждой, хозяйственным инвентарем и т.д.
— Контролировать соблюдение норм расчетов по отделу, в соответствии с утвержденной сметой.
— Контролировать своевременность сдачи отчетов сотрудниками отдела.
Рекомендуем ознакомиться по странам: