в отложениях какой эры находят следы первых беспозвоночных животных
Тест «Эволюционное развитие»
Просмотр содержимого документа
«Тест «Эволюционное развитие»»
В какой геологической эре на Земле появились первые теплокровные
Какой новый способ питания появился у прокариот?
3. На какой период приходится расцвет земноводных?
Возникновение каких организмов создало условия для развития животного мира?
2. сине-зеленые водоросли
3. зеленые водоросли
В отложениях какой эры находят следы первых беспозвоночных животных?
Выход растений на сушу эволюционно был связан с усовершенствованием:
1. механических тканей и процесса размножения
2. ассимиляционных и проводящих тканей
3. покровных, проводящих и ассимиляционных тканей
4. процесса размножения, проводящих и механических тканей
Членистоногие произошли от
1. кольчатых червей
В породах возрастом около 3,5 млрд. лет найдены остатки
Предками млекопитающих являются
2. зверозубые ящеры
Какие из ароморфоз произошли в палеозой
1. четырехкамерное сердце и теплокровность
3. фотосинтез и многоклеточность
4. внутренний костный скелет
1.В какой геологической эре на Земле появились первые теплокровные
2.Какой новый способ питания появился у прокариот?
3. На какой период приходится расцвет земноводных?
4.Возникновение каких организмов создало условия для развития животного мира?
2. сине-зеленые водоросли
3. зеленые водоросли
5.В отложениях какой эры находят следы первых беспозвоночных животных?
6.Выход растений на сушу эволюционно был связан с усовершенствованием:
1. механических тканей и процесса размножения
2. ассимиляционных и проводящих тканей
3. покровных, проводящих и ассимиляционных тканей
4. процесса размножения, проводящих и механических тканей
7.Членистоногие произошли от
1. кольчатых червей
8.В породах возрастом около 3,5 млрд. лет найдены остатки
9.Предками млекопитающих являются
2. зверозубые ящеры
10.Какие из ароморфоз произошли в палеозой
1. четырехкамерное сердце и теплокровность
3. фотосинтез и многоклеточность
4. внутренний костный скелет
1.В какой геологической эре на Земле появились первые теплокровные
2.Какой новый способ питания появился у прокариот?
3. На какой период приходится расцвет земноводных?
4.Возникновение каких организмов создало условия для развития животного мира?
2. сине-зеленые водоросли
3. зеленые водоросли
5.В отложениях какой эры находят следы первых беспозвоночных животных?
6.Выход растений на сушу эволюционно был связан с усовершенствованием:
1. механических тканей и процесса размножения
2. ассимиляционных и проводящих тканей
3. покровных, проводящих и ассимиляционных тканей
4. процесса размножения, проводящих и механических тканей
7.Членистоногие произошли от
1. кольчатых червей
8.В породах возрастом около 3,5 млрд. лет найдены остатки
9.Предками млекопитающих являются
2. зверозубые ящеры
10.Какие из ароморфоз произошли в палеозой
Развитие наземных организмов в палеозойскую эру. Псилофиты. Мхи. Причины расцвета папоротникообразных. Появление голосеменных. Кистеперые рыбы как предки земноводных. Появление и расцвет древних земноводных. Возникновение пресмыкающихся. Развитие органического мира в мезозойскую эру. Господство голосеменных. Появление и распространение покрытосеменных. Возникновение птиц и млекопитающих. Причины вымирания древних голосеменных и пресмыкающихся. Развитие органического мира в кайнозойскую эру. Господство покрытосеменных, насекомых, птиц и млекопитающих. Появление человекообразных обезьян и человека.
• Повторить учебный материал по теме.
• Ответить на вопросы для самоконтроля.
• Выполнить контрольную работу № 52.
• Проанализировать таблицу 97, повторить таблицу 79.
Вопросы для самоконтроля
• В какой последовательности можно разместить типы ныне живущих животных по мере их появления в ходе эволюции?
• По каким признакам различают типы беспозвоночных животных?
• Чем отличаются хордовые животные от беспозвоночных?
• Какие беспозвоночные исторически самые молодые?
• В каком геологическом периоде возникли членистоногие?
• Какие членистоногие первыми освоили сушу и в каком периоде?
• Когда появились хордовые животные и где они обитали?
• Какие позвоночные животные и в каком периоде вышли на сушу?
• В какую эру господствовали пресмыкающиеся и каково их эволюционное значение?
• Какие ароморфозы присущи птицам и млекопитающим?
• Когда началось господство птиц и млекопитающих и с чем это связано?
• Что характерно для животного и растительного мира антропогена?
• Что такое Красная книга фауны?
• Какие меры проводятся в нашей стране по охране живой природы?
Контрольная работа № 52
1. Какие виды приспособительной эволюции служат ее движущими силами (идиоадаптации, ароморфозы, дегенерации)?
2. В отложениях какой эры находят следы первых беспозвоночных животных (мезозой, кайнозой, протерозой, палеозой)?
3. Когда появились ланцетники (мезозой, кайнозой, протерозой, палеозой)?
4. Когда началось господство беспозвоночных и бесчерепных (архейская эра, протерозойская эра, палеозойская эра)?
5. На какой период приходится расцвет земноводных (силур, девон, каменноугольный, пермский)?
6. В каком периоде освоили воздушную среду паукообразные (кембрий, ордовик, силур, девон)?
7. Когда началось и продолжалось господство гигантских пресмыкающихся (девон, каменноугольный период, пермь, триас, юра, мел)?
8. Что служило пищей гигантским пресмыкающимся (водоросли, псилофиты, папоротники, голосеменные, покрытосеменные, животные)?
9. Когда начали развиваться первые млекопитающие (пермь, триас, юра, мел, палеоген)?
10. Когда появились первые обезьяны (мел, палеоген, неоген, антропоген)?
11. В каком периоде появился на Земле человек (палеоген, неоген, антропоген, мел)?
12. Какая эра имеет возраст 570 млн лет (архейская, протерозойская, палеозойская, мезозойская, кайнозойская)?
Число видов в разных группах отделов растений
Тест по биологии в 11 классе по теме «основные этапы эволюции органического мира»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тест по теме «Основные этапы эволюции органического мира», 11 класс
Выберите один правильный ответ на предложенные вопросы:
В какой геологической эре Земли появились первые теплокровные животные:
А) Палеозойской, б) мезозойской, в) кайнозойской, в) протерозойской
2. В какую эру появились первые растения на суше:
А) кайнозой, б) мезозой, в) протерозой, г) палеозой
3.В каком периоде происходил выход растений на сушу:
А) Кембрий, б) силур, в) девон, г) карбон
4. На какой период приходится расцвет земноводных?
А) Силур, б) Девон, в) Карбон, г) Пермь
5.В отложениях какой эры находят следы первых беспозвоночных животных?
А) мезозой, б) кайнозой, в) протерозой, г) палеозой
6.Членистоногие произошли от
А) кишечнополостных, б) кольчатых червей, в) моллюсков, г) иглокожих.
7. Переходной формой от рыб к земноводным являются
А) стегоцефалы, б) ихтиозавры, в) строматолиты, г) кимберлиты
8.Период, в котором появились первые покрытосеменные растения
А) Силур, б) карбон, в) юра, г) мел
9. Трилобиты были широко распространены в:
а) протерозое, б) палеозое, в)мезозое, г) кайнозое
9.Установите хронологическую последовательность появления основных групп растений на Земле:
А) голосеменные, б) цветковые, в) папоротникообразные, г) псилофиты, д) водоросли.
10. Установите последовательность ароморфозов, происходящих в процессе эволюции позвоночных животных:
А) двухкамерное сердце рыб, б) развитие детеныша в матке млекопитающих, в) внутреннее оплодотворение у пресмыкающихся, г) легочное дыхание у земноводных
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Курс повышения квалификации
Интерактивные технологии в обучении и воспитании
Тест по теме «Основные этапы эволюции органического мира» может быть использован при проведении итогового контроля по теме «Этапы эволюции органического мира». Тест содержит задания двух типов: задания с одним вариантом ответа и два задания на установление последовательности.
Тест может быть использован при подготовке к ЕГЭ по биологии
Номер материала: ДБ-930493
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Школьных охранников предлагают обучать основам психологии
Время чтения: 2 минуты
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения планирует прекратить прием в колледжи по 43 профессиям
Время чтения: 1 минута
Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки утвердило перечень олимпиад для школьников на 2021-2022 учебный год
Время чтения: 1 минута
Большинство московских родителей поддерживают экспресс-тестирование на ковид в школах
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Палеозой. Расцвет и господство позвоночных
Режим обучения доступен только авторизованным пользователям
Возможности режима обучения:
Озвучка доступна в режиме обучения
С латыни палеозой переводится как «эра древней жизни». Иногда палеозой называют временем скучных и примитивных животных. В этот период не существовало гигантских динозавров или хищных саблезубых кошек. Однако именно в палеозойскую эру животные и растения покинули океаны и колонизировали сушу. Животные из причудливых и странных созданий эволюционировали в знакомых нам рыб, лягушек и рептилий. Палеозой длился почти 300 миллионов лет. За это время изменилась не только жизнь на планете, но и сама планета. К концу палеозоя на Земле сформировался единый суперконтинент – Пангея.
Временная шкала Земли
Палеозой
Появление позвоночных
За формирование новых органов и частей тела у животных отвечают Hox-гены
Хорда – важное эволюционное приобретение. Благодаря ей первые позвоночные животные легко ускользали от хищников. Формирование новых органов или частей тела имеет решающее значение для выживания. За развитие новых органов у животных отвечают Hox (хокс) – гены. Hox-гены контролируют, где и какие органы сформируются у животного. Чем больше разнообразных Hox-генов, тем сложнее строение животного. Благодаря появлению все новых Hox-генов позвоночные животные постепенно усовершенствовали свое строение и вышли победителями в эволюционной гонке.
Первые рыбы
Пикайя лишь отдаленно похожа на рыбу. Только через 50 миллионов лет сформировались первые рыбообразные существа – остракодермы. «Остракодерм» переводится как «панцирная кожа». Внутреннего скелета у этих рыб не было. Вместо этого все тело остракодерм покрывалось костной защитной броней. Спустя ещё 30 миллионов лет подобный «панцирный» план строения тела станет широко распространён у всех древних рыб. Для чего же все проторыбы внезапно обзавелись внешней костной пластиной? Во-первых, для защиты. Окаменелости броне-рыб иногда содержат следы от укусов или царапин других хищников.
А древние моря кишели хищниками. Вот лишь два гигантских представителя той эпохи: Ракоскорпионы, которые достигали 2,5 метров в длину. Две клешни этого гиганта сжимали жертву, подобно челюстям тигра. Охотник медленно подползал к добыче, а затем производил атакующий рывок, хватая рыбу клешнями. В конце палеозоя ракоскорпионы вымерли, однако их родственники – пауки и скорпионы – остаются одними из лучших хищников планеты. Моллюск камероце́рас остается загадкой для ученых. О нём мало что известно. Сохранились лишь небольшие части панциря, окаменевшие в древних породах. Однако даже немногочисленные находки говорят о том, что это создание достигало 10 метров в длину! Камероцерасы охотились на бронированных рыб или других моллюсков того времени.
Вторая, не менее важная задача костных пластин первых рыб – хранение фосфора и кальция. Фосфор и кальций необходимы прежде всего для эффективной работы мышц. В воде этих веществ не хватает. Запасание фосфора и кальция позволяло первым рыбам при необходимости быстро «извлекать» эти вещества из костных пластин. Сегодня мы точно так же извлекаем и используем кальций и фосфор, только наши кости находятся внутри тела. У первых рыб плавников не было. Двигались они только за счет волнообразного изгибания тела. Рыбы с парными плавниками по бокам появились около 450 млн лет назад. Плавники значительно улучшали скорость и маневренность рыб.
У рыб появляются челюсти
К силурийскому периоду разнообразные бесчелюстные рыбы процветали в древних морях. Однако без челюстей они были прикованы к поеданию мелкой пищи: планктона и мягкотелых медуз. Но затем произошёл важный прорыв в кормовой экологии рыб: появились челюсти. Анатомические и эмбриологические исследования указывают на то, что челюсти произошли от жаберных дуг бесчелюстных рыб (см. рисунок). Во время развития у эмбриона человека точно так же из жаберных дуг развивается челюсть. А общий план строения челюсти человека не сильно отличается от челюстей первых челюстных рыб.
Плакодермы – первые челюстные рыбы. Челюсть позволяла древним рыбам хватать пищу, разрывать её и измельчать для последующего усвоения. Слово «плакодерм» переводится как «пластинчатая кожа». Тело этих существ покрывалось огромными костными пластинами. У некоторых видов толщина их достигала 5 см. Постепенно плакодермы заняли господствующее положение во всех океанах, а самым грозным сверххищником того времени являлся дунклеостей. Дунклеостей охотился в морях 400 миллионов лет назад. В длину эта хищная рыба достигала 9 метров, а весила более тонны. Как и у других плакодерм, зубы дунклеостея – не что иное, как заточенные участки костных пластин.
Поверхность Земли покрывается растительностью
Силурский период начался с чудовищного катаклизма. Резкое похолодание климата и снижение уровня кислорода в морях привели к гибели 70% всех морских животных. Тем не менее, это не остановило экспансию жизни. В силурский период планета полностью покрылась примитивными растениями. Они являлись кормовой базой для первых наземных беспозвоночных – ракоскорпионов и многоножек. Следующий период – девон – называют эпохой рыб. Моря девонского периода населяли многочисленные бесчелюстные и челюстные рыбы. Появились первые акулы и современные лучепёрые рыбы. Но куда более интересные события происходили на мелководье водоёмов. Некоторые рыбы стали больше времени проводить на суше, с трудом волоча тело по илистым берегам.
Рыбы выходят на сушу
В середине девона климат был теплым и мягким – настоящий рай для обитателей мелководий и болот. Особенно повезло лопастепёрым рыбам. Их плавники были короче и мощнее, чем плавники других рыб. Это позволяло лопастепёрым рыбам выпрыгивать на берег за добычей и при помощи мощных плавников отталкиваться от суши. Некоторые современные рыбы также умеют выбираться из водоемов на поверхность. В 2006 году палеонтологи нашли окаменелость тиктаа́лика. Тиктаалик – «переходное звено» между рыбой и наземным позвоночным животным. Живший 375 млн лет назад тиктаалик имел рыбьи жабры и чешую, но шею, как у амфибии.
Тиктаалик был лишь первым этапом на пути освоения суши позвоночными. Как и современные саламандры, тиктаалик большую часть времени проводил в воде и не мог размножаться на суше. Даже передвижение по земле тиктаалику давалось с трудом – ласты животного больше подходили для движения по мелководью. Переход от водного образа жизни к наземному происходил постепенно. Через 10 млн лет потомки тиктаалика уже более уверенно передвигались по суше. Плечевая кость перестала крепиться к черепу – конечности теперь были более подвижными и могли выдерживать вес животного. В итоге, ласты превратились в лапы.
Амфибии – первые наземные позвоночные
Первых настоящих наземных позвоночных называют амфибиями. С греческого «амфибия» переводится как «ведущий двойную жизнь», что связано с их наземно-водным образом жизни. Большинство древних амфибий являлись хищниками, которые охотились на гигантских насекомых того времени. Амфибии процветали и доминировали в каменноугольный период. Век амфибий длился не долго. Эти животные так и не смогли полностью разорвать связь с водой. Для размножения амфибиям приходится возвращаться в воду, а их кожа не защищена от высыхания. Поэтому амфибии проиграли в эволюционной гонке новым, более прогрессивным наземным позвоночным – амниотам.
Во времена каменноу́гольного периода планету покрыли первые пышные тропические леса и многочисленные болота. Но деревья той эпохи совсем не похожи на современные. Основу растительности составляли гигантские плауны́ и хвощи́, выраставшие до 50 метров в высоту! Именно благодаря этим деревьям каменноугольный период и получил свое название. Миллионы лет, слой за слоем, деревья падали, накладывались друг на друга и окаменевали. В итоге образовался уголь, который мы сегодня используем для получения электричества. Уровень кислорода в эту эпоху был достаточно высоким, чтобы могли развиться гигантские насекомые. Стрекозы с размахом крыльев 1,5 метра, метровые скорпионы и трёхметровые многоножки соседствовали с амфибиями и первыми рептилиями.
Амниоты
К началу девона от амфибий откололась новая группа животных – амниоты. Все амфибии размножаются в воде. Амниотам вода для размножения не нужна. Вместо этого амниоты стали откладывать яйца на суше. Амниотическое яйцо можно сравнить с капсулой космического корабля (смотри рисунок). Зародыш амниот спрятан в оболочке, которая питает, защищает от высыхания и повреждений. Теперь позвоночные могли жить далеко от водоёмов, заселяя засушливые места. Вскоре амниоты разделились на две линии. Одна родословная приведёт нас к рептилиям и птицам, а другая – к млекопитающим.
Основные этапы эволюции позвоночных
Пермское вымирание
Контрольная работа по биологии на тему «Развитие жизни на Земле»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Контрольная работа по теме «Развитие жизни на Земле»
(может быть несколько вариантов ответа)
1. В какой геологической эре на Земле появились первые теплокровные животные?
2. На какой период приходится расцвет земноводных?
3. Возникновение каких организмов создало условия для развития животного мира?
Б) сине-зеленых водорослей
В) зеленых водорослей
4. В отложениях какой эры находят следы первых беспозвоночных животных?
5. Выход растений на сушу эволюционно был связан с усовершенствованием:
А) механических тканей и процесса размножения
Б) ассимиляционных и проводящих тканей
В) покровных, проводящих и ассимиляционных тканей
Г) процесса размножения, проводящих и механических тканей
6. Предками млекопитающих являются:
Б) зверозубые ящеры
7. Предками земноводных являются:
8. Предками многоклеточных животных могли быть
А) одноклеточные животные
Б) одноклеточные растения
В) колониальные простейшие
Г) как одноклеточные животные, так и одноклеточные растения
9. Первые организмы нашей планеты
Б) были одноклеточными организмами
В) возникли на суше
Г) могли размножаться
10. Ароморфозом называют
А) любое приспособление общего характера, ведущее к биологическому прогрессу
Б) только появление теплокровности
В) только многоклеточность
Г) приспособление к специальным условиям среды, не изменяющее уровня организации живого организма
11. В архейскую эру возникли:
А) все типы беспозвоночных
Б) первые живые организмы
В) процесс фотосинтеза
12. «Веком динозавров» считают эру:
13. Главным событием палеозойской эры явился:
А) выход растений на сушу
Б) возникновение живой клетки
В) возникновение беспозвоночных
Г) появление настоящих птиц
А) динозавры, обитающие в водной среде
Б) самые крупные динозавры
В) так иначе называют млекопитающих
Г) верного ответа нет
(дать развернутый ответ на вопрос)
1. В чем заключается эволюционное значение кистеперых рыб?
2. Сравните голосеменные и покрытосеменные растения. Какие ароморфозы обеспечили преимущество покрытосеменных?
Контрольная работа по теме «Развитие жизни на Земле
(может быть несколько вариантов ответа)
1. Процесс почвообразования происходит в период
А) представители царства грибы
Б) переходные формы от водорослей к высшим растениям
В) сине-зеленые водоросли
Г) правильного ответа нет
3. В какой период появились настоящие рыбы?
4. Ароморфозом называют
А) любое приспособление общего характера, ведущее к биологическому прогрессу (повышению уровня организации живых организмов)
Б) только появление теплокровности
В) только многоклеточность
Г) приспособление к специальным условиям среды, не изменяющее уровня организации живого организма
А) летающие динозавры
Г) зверозубые ящеры
6. Первыми среди насекомых вышли на сушу
Г) головоногие моллюски
7. Назовите ароморфозы характерные для млекопитающих
А) четырехкамерное сердце
Б) размножение связано с водной средой
Г) вынашивание эмбриона в утробе матери
8. Динозавры относятся к классу:
10. В какой период появились эукариоты?
11. Хордовые впервые появляются в
Г) правильного ответа нет
12. Возникновение каких организмов создало условия для развития животного мира?
Б) сине-зеленых водорослей
В) зеленых водорослей
13. Назовите ароморфоз характерный для папоротникообразных
А) появление ризоидов
Б) появление семени
В) появление цветка
Г) появление корней
(дать развернутый ответ на вопрос)
1. Что позволило пресмыкающимся стать властелинами суши в конце палеозоя?
2. Сравните папоротникообразные и голосеменные растения. Назовите ароморфозы голосеменных, позволявшее им занять господствующее положение среди растений в период Триаса.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Курс повышения квалификации
Интерактивные технологии в обучении и воспитании
Номер материала: ДБ-366258
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул
Время чтения: 1 минута
Студенты разработали программу для предупреждения опасного поведения в школах
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
В Москве стартует онлайн-чемпионат для школьников Soft Skills — 2035
Время чтения: 1 минута
Большинство московских родителей поддерживают экспресс-тестирование на ковид в школах
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения планирует прекратить прием в колледжи по 43 профессиям
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.