в партии каких героев оперы присутствуют такие музыкально выразительные средства
В партии каких героев оперы присутствуют такие музыкально выразительные средства
Ольга Чекмарева запись закреплена
8 класс
3 урок
III четверть
Здравствуйте, ребята! Тема урока – «И снова в музыкальном театре».
1. Прочитайте текст на стр. 70-73 учебника.
2.Прослушайте музыкальные фрагменты из оперы Дж. Гершвина «Порги и Бесс»:
— колыбельная Клары;
— дуэт Порги и Бесс;
— песенка Спортинг Лайфа;
— молитва Сирены.
3.Ответьте на вопросы:
1. Разделите фрагменты из оперы Дж. Гершвина на две группы: 1)Название фрагментов, выдержанных в традициях классической оперы. 2) Названия фрагментов, в которых использован народный фольклор, джазовая музыка.
вступление;
песня Порги;
колыбельная Клары;
дуэт Порги и Бесс;
песенка Спортинг Лайфа;
молитва Сирены;
2. В партии каких героев оперы присутствуют такие музыкально-выразительные средства:
1.Игривые, обольстительные интонации, незамысловатая мелодия
2.Лирическая мелодия с речитативными вставками, напевная
3.Темпераментная, эмоциональная, поражающая глубиной переживаний
А. Спортинг Лайф
Б. Бесс
С. Порги
Урок 09-10. Джордж Гершвин. Опера «Порги и Бесс»
Вспомним что такое джаз ( см. муз.словарь ), его характерные черты и каковы истоки джазовой музыки.
Пожалуй, нигде в мире нет такой пестроты национального фольклора, как в Соединенных Штатах Америки. Народная музыка почти всех областей Европы была в свое время перенесена на американскую почву выходцами из Старого Света. В результате ввоза невольников-негров в Америке получила широчайшее распространение музыка народов Западной Африки. В некоторых местностях
сохранилось и множество видов туземного индейского фольклора.
Регтайм, одна из разновидностей джаза, впитал в себя влияние африканских и испанских танцевальных ритмов. Этот афро-американский фольклор лег в основу новаторских и национальных черт музыки Гершвина.
Характерные черты джаза:
Импровизация – основа джаза. Джазмен немыслим без умения импровизировать. Тема служит началом импровизации. Каждый исполнитель, каждый инструмент самостоятельны, свободны, не стеснены написанной партией.
Полиритмия, синкопы, свинг (балансирование между акцентами, что дает впечатление «раскачивания»)
Главные инструменты в джазовом оркестре – духовые. Они солируют. Почему они стали сольными? Последствия Гражданской войны (1861-1865) между Севером и Югом. Огромное количество расформированных духовых оркестров и буквально выброшенные духовые инструменты, которые оказались в руках негров. (Причины войны – противоречия между Севером и Югом, одно из них – капитализм на Севере и рабство на Юге). Инструменты джазовой группы (джаз-бэнд):
Опера «Порги и Бесс» стала национальным достоянием Америки и вошла в сокровищницу мировой музыкальной культуры. особенности негритянского фольклора, джазовую стилистику Гершвин сумел преломить в традиционные для оперного жанра формы. Они засверкали новыми красками, раскрывая по законам музыкального театра драму жизни простых людей из негритянского поселка.
Опера в трех действиях.
Время действия: 1920-е годы.
Место действия: Чарлстон, Южная Каролина, США.
Первое исполнение: Бостон, 30 сентября 1935 года.
Большую роль в опере играет хор, олицетворяющий народ
Опера начинается небольшим оркестровым вступлением.
В 1 действии звучит «Колыбельная Клары»
В партии каких героев оперы присутствуют такие музыкально выразительные средства
ПРОЛОГ:
На площади города Путивля собрано войско под предводительством князя Игоря, которое готовилось отправиться «на брань с врагом Руси». Не только бояре, но и простой народ выказывал почтение князю и его сыну Владимиру, всячески подбадривая его перед грандиозной битвой. Князь Игорь был уверен в победе, поскольку шел со своей ратью сражаться «за веру, за Русь, за народ».
Неожиданно началось солнечное затмение – «средь бела дня зажглися звезды». Среди собравшихся начались волнения – многие видели в затмении дурной знак. Князь Игорь принялся успокаивать подданных, уверяя, что «судьбы своей никто не обойдет». Он стал прощаться со своей супругой Ярославной, которая пыталась отговорить любимого мужа от опасного похода. Однако князь был непоколебим в своем решении, и вместе с дружиной покинул город.
_________________________________________________________________
Картина вторая:
Меж тем княгиня Ярославна полна тяжким дум – давно не было гонцов от князя Игоря, и ей казалось, что «сердце весть недобрую несет». От горестных мыслей ее отвлекли девицы, которые пришли пожаловаться на беззакония князя Галицкого.
Вскоре у Ярославны появился и брат. Он вел себя излишне вызывающе и самоуверенно, и не постеснялся заявить, что вскоре станет полноправным правителем в Путивле.
К княгине пришли бояре с дурными известиями. Они поведали, что «костьми полегла вся рать», князь с сыном Владимиром и братом Всеволодом взяты в плен, а к Путивлю свое войско «ведет половецкий хан Гзак».
В половецком стане, раскинувшемся посреди степи, девушки развлекали песнями и плясками прекрасную дочь хана Кончака – Кончаковну. Сын Игоря, Владимир, влюбился в принцессу и спешил на свидание в ней, в то время как князь Игорь всем сердцем страдал в плену, мечтая лишь о скором освобождении своего народа.
На заре к князю подкрался половчанин Овлур, который дал ему понять, что «и для Руси заря настанет». Он искренне желал помочь князю выбраться из плена, но это было ниже достоинства Игоря, который находился «у хана на поруках».
Между тем хан Кончак, который высоко ценил смелость и честность князя Игоря, делал все возможное, чтобы пленник чувствовал себя комфортно. Он предлагал князю богатые подарки, невольниц, хотел быть его «союзником верным», другом, братом, но Игорь Святославович твердо отказался от этого заманчивого предложения.
Образ князя Игоря наиболее ярко раскрыт композитором в его арии. Ничто не мило князю, его мучают мысли о бесславном поражении, судьбе близких ему людей, думы о Родине. Ария князя Игоря открывается небольшим вступлением оркестра. Тяжелые аккорды передают душевные терзания героя. За вступлением следует речитатив-раздумье («Ни сна, ни отдыха измученной душе. «). перед мысленным взором князя Игоря мелькают картины: затмение солнца (предвестник несчастья), горечь поражения, позор плена. Страстный призыв звучит в музыке арии («О, дайте, дайте мне свободу. «). Благородная мелодия, полная глубокой душевности и теплоты, связана в арии князя Игоря с воспоминаниями о жене, Ярославне, верной и любимой подруге (средний раздел арии). Все перечисленные эпизоды арии позволяют почувствовать трагедию, переживаемую князем Игорем. Он, как и простой крестьянин Иван Сусанин, озабочен судьбой своей Родины и стремится всеми силами защитить ее.
Урок музыки на тему «Музыкальная лаборатория. Образы главных героев в опере Н.А.Римского-Корсакова «Золотой петушок» (2 четверть «Интонация») 3 класс
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Урок музыки в 3 классе по теме «Музыкальная лаборатория. Образы главных героев в опере Н.А.Римского-Корсакова «Золотой петушок»
(2 четверть «Интонация»)
познакомить учащихся с героями оперы Римского-Корсакова «Золотой петушок»
развивать умение сравнивать (сопоставлять) образы героев оперы, представленные в разных видах искусства;
развивать умения применять на практике полученные знания о средствах музыкальной выразительности;
совершенствовать навыки анализа, обобщения, умение выступать и защищать свою точку зрения;
развивать коммуникативные навыки работы в группах, совершенствовать навыки общения.
Оборудование: учебник «Музыка» для 3 класса с рисунками художника И.Я. Билибина, музыкальные фрагменты из оперы «Золотой петушок», портрет А.С. Пушкина, портрет Римского-Корсакова, конверты с карточками (приложение 1), таблица на доске (приложение 2).
Универсальные учебные действия:
Личностные: восприятие музыкального произведения, определение основного настроения и характера; формирование положительного отношение к музыкальным занятиям, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности, первоначальных умений оценивать результаты собственной музыкально-исполнительской деятельности; развитие чувства прекрасного, через знакомство с доступными для восприятия произведениями музыки, литературы и живописи.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную, в том числе музыкально-исполнительскую задачу и инструкцию учителя; планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами, различая способ и результат собственных действий; выполнять действия в опоре на заданный учителем ориентир; уметь эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев, осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах деятельности.
Познавательные: ориентироваться в информационном материале учебника, использовать примеры нотной записи при обсуждении особенностей музыки; соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения; проводить сравнение изученных объектов по заданным критериям.
Коммуникативные: контроль за своими действиями в коллективной работе, исполнение со сверстниками музыкальных произведений, выполняя при этом разные функции; использование простых речевых средств для передачи своего впечатления от музыки; понимать необходимость координации совместных действий при выполнении учебных и творческих задач; принимать мнение, отличное от своей точки зрения.
1. Орг. Момент
2. Разучивание песни «Кукушка».
5.Постановка цели и задач.
На слог «лю» по фразам показывая, куда движется мелодия;
Со словами 1 куплет и припев.
— Поднимите руку, у кого получилось запомнить слова и мелодию? Кому необходимо еще повторить?
— Ребята, а какие интонации вы услышали в этой песне?
(Музыка выражает радостное, светлое настроение и изображает пение кукушки «ку-ку»).
— Внимательно послушайте следующую мелодию. Пение какой птицы она вам напоминает?
(Пение петуха «кукареку»)
Верно, молодцы. А в какой сказке А.С. Пушкина эта птица является действующим лицом?
— Поднимите, пожалуйста, руки те из вас, кто знаком с этой сказкой?
Трудно найти в нашей стране человека, который бы не знал произведения великого русского поэта А.С. Пушкина. С детства самым близким человеком для него была няня Арина Родионовна. От неё он учился русскому языку, от нее он впервые услышал русские народные сказки. Пушкинское слово удивительно музыкально. Именно поэтому многие композиторы обращались и продолжают обращаться к пушкинским произведениям, в том числе к знаменитым сказкам. Всего их шесть, все они вам знакомы с детства. Какие сказки А.С.Пушкина вы знаете?
(1830 г. – «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о Медведихе»; 1831 г. – «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебедь»; 1833 г. – «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»; 1834 г. – «Сказка о золотом петушке» (последняя).
Очень внимательно читал эту сказку и полюбил ее русский композитор Н.А. Римский-Корсаков, которого называют композитором-сказочником. В его творчестве много произведений, в основе которых сказочные сюжеты. «Золотой петушок» — это последняя, пятнадцатая опера Римского-Корсакова, созданная им за год до смерти. Именно о ней наш сегодняшний разговор. Не зря существует поговорка «Сказка ложь да в ней намек, добрым молодцам урок». Вот и сегодня из нашего разговора необходимо извлечь для себя что-то важное. Что именно, как вы думаете?
(Познакомиться с оперой и ее героями).
Но у нас не просто урок, а урок-лаборатория. А в лаборатории, мы с вами всегда что-нибудь изучаем и исследуем.
— Вспомните, при помощи чего художник создает свои художественные образы?
(при помощи красок, цветов, оттенков)
А писатель или поэт?
А при помощи чего «рисует» своих героев композитор?
( при помощи «музыкальных красок»)
Поясните, что значит «музыкальные краски»?
(Средства музыкальной выразительности)
Так что мы можем изучить, знакомясь с героями оперы?
(Учитель выслушивает предложения детей и подводит к следующим задачам:
сравнить образы героев в сказке Пушкина, в рисунках художника И.Я. Билибина и опере Римского-Корсакова;
выяснить какие «музыкальные краски» (средства музыкальной выразительности) использовал композитор при создании образов главных героев.
Далее для работы можно выбрать один из двух вариантов.
-Для того, чтобы нам эффективно поработать, я предлагаю объединиться в группы (по 2 парты, дети поворачиваются друг другу). Каждая группа будет отвечать за какое-нибудь одно средство музыкальной выразительности. Я приглашаю представителя от группы получить задание. Все необходимое для работы находится в конвертах.
(Группа получает конверт, в котором находятся карточки с характеристиками средства музыкальной выразительности)
А помогать нам в работе будут образы, созданные А.С.Пушкиным и художником Иваном Яковлевичем Билибиным (стр. 47 учебника). Все ваши ответы я буду заносить в таблицу на доске.
— Что о нем говорит Пушкин? Найдите в тексте. Рассмотрите, как изобразил его художник. А теперь подумайте, обсудите и примите решение, каким должно быть средство выразительности, чтобы передать этот образ в музыке? Можно ли изобразить внешность героя? Почему?
(Дети обсуждают в группах, поднимают карточку и аргументируют свой выбор. Учитель заносит их ответы в таблицу.)
— А теперь, предлагаю вам послушать, каким получился персонаж у Римского-Корсакова и сравнить с тем, что «сочинили» мы.
Какие музыкальные характеристики у нас совпали? Где у композитора получилось иначе?
Таким же образом продолжается работа со следующими персонажами: Звездочет, Петушок, Шамаханская царица.
— «Царю Дадону тяжело носить корону». Кто ему помог?
(Далее работа в группах по схеме, слушание фрагмента, сравнение).
— Итак, Звездочет дал в помощь Золотого петушка.
Какие фразы кричит петушок? Зачитайте.
(Кирикуку! Берегись, будь начеку!
Кирики, кирикуку! Царствуй, лежа на боку!)
— Прочитайте с выражением эти строки и последите за своим голосом, какая из строк заканчивается нисходящей интонацией, а какая восходящей? Почему интонация меняется?
— Рассмотрите нотную запись на странице с.45 учебника и определите, какая из них подходит к первой фразе, а какая ко второй?
— Кто же нарушил покой царя Дадона?
(Далее работа в группах по схеме, слушание фрагмента, сравнение).
-Чем заканчивается сказка?
(Петух клюнул Дадона, он умер)
(Дадон обманул, не сдержал слово)
— А теперь я предлагаю вам разделиться на 4 группы и самим «сочинить» музыку, т.е. определить средства музыкальной выразительности, для вашего персонажа. Для четкости вашей работы, я предлагаю следующий алгоритм действий.
(Алгоритм записан на доске:
1.найдите описание героя у Пушкина;
2.рассмотрите рисунок художника Билибина;
3. «сочините» музыку (определите средства музыкальной выразительности, соответствующие образу вашего персонажа);
4.запишите результаты в таблицу.
Затем каждая группа знакомит с результатом своей работы, всем классом прослушивают музыкальный фрагмент из оперы Римского-Корсакова, сравнивают, анализируют.
-В сказке Пушкина Звездочет говорит такие слова: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!» Чему учат сказка и опера?
-Для кого из вас работа на уроке была понятна и легка? У кого вызвала затруднения?
— А теперь подведем итог нашего исследования. У нас была возможность познакомиться с литературными, художественными и музыкальными образами героев сказки «Золотой петушок». Сравните их. Что вы о них можете сказать?
— Дома я предлагаю вам (в группе или самостоятельно)
создать афишу к опере Римского-Корсакова «Золотой петушок», используя для творчества самые разнообразные средства и материалы.
Музыкальные портреты в опере А.П. Бородина «Князь Игорь»
Разделы: Музыка
Тип урока: комбинированный.
Цель: анализ музыкальных характеристик мужских образов опере А.П. Бородина «Князь Игорь», выявление сходства и различия их интонационной сферы.
Задачи:
Музыкальный материал: Ария князя Игоря II д, Ария хана Кончака II д, Песня Галицкого I д,1 к.
Оборудование: аудиозапись арий; CD-проигрыватель; компьютер, медиа-проектор; в ходе урока использован дидактический материал, представленный в виде иллюстрированного приложения в среде Power Point XP (слайды: К.А. Коровин. Князь Игорь. Эскиз костюма для оперы Бородина «Князь Игорь» (Рисунок 1); Добужинский М. В. Эскиз костюма хана Кончака к опере А. П. Бородина «Князь Игорь» (Рисунок 2); Н. Рерих Князь Игорь (Рисунок 3); Н. Рерих Князь Галицкий (Рисунок 4)); портрет композитора А.П. Бородина; распечатанные таблицы для анализа.
Ход урока
Перед первым уроком по разбору оперы учащиеся получают задание:
Начать урок с проверки письменного домашнего задания.
Учитель. Дома вы читали либретто оперы, и заполняли таблицу. Назовите, пожалуйста, главных героев оперы? Наша задача на сегодняшнем уроке проанализировать музыкальные образы Князя Игоря, Хана Кончака и Князя Галицкого.
На доске появляются слайды: К.А. Коровин. Князь Игорь. Эскиз костюма для оперы Бородина «Князь Игорь» Добужинский М. В. Эскиз костюма хана Кончака к опере А. П. Бородина «Князь Игорь». Н. Рерих Князь Игорь, Н. Рерих Князь Галицкий.
Кто из героев оперы изображен на той или иной иллюстрации?
Вот видите, даже ещё не слушая оперу, в общих чертах, мы уже можем составить представление о характере и внешнем виде героя. А какими изобразил их А.П. Бородин? Давайте послушаем.
Ария князя Игоря. II д.
Учитель. В этой арии наиболее полно и всесторонне обрисован главный герой оперы.
Учитель. Постарайтесь определить, как композитор характеризует князя? (Обратите внимание на характер вступления, лад, тесситуру инструментов в сопровождении, фактуру.)
Если ария будет не одночастной, то каждые новый раздел обозначьте (поднять руку).
Ученики. Вступление вводит в состояние глубокого раздумья. Струнные звучат в низкой тесситуре, фактура плотная, аккордовая, голоса развиваются в расходящемся движении, а бас спускается вниз по хроматическим звукам. Композитор характеризует Игоря как человека вдумчивого, совестливого. Он мужественный патриот и в тоже время очень любящий супруг.
(В группах проф. ориентированных возможно сравнение с оркестровым вступлением к арии Сусанина в IV действии. Схожее душевное состояние героев, аналогичные приемы изложения музыкального материала позволяют сделать вывод о духовной общности героев.)
Учитель. Сколько разделов получилось в арии, как вы считаете, в какой форме она написана? (Если учащиеся затрудняются, то пояснить, что начинается и заканчивается ария речитативным вступлением и заключением, тогда они без труда определяют сложную трехчастную форму).
По ходу разбора арии на доске (дети в тетради) нарисовать таблицу-схему музыкальной формы.
Речитатив «Ни сна, ни отдыха»
1 раздел «И бранной славы пир веселый»
Середина 1 раздела «Погибло всё»
«Ты одна, голубка-лада»
«Уже ли день за днем»
Анализ частей арии и их значение.
Учитель. В чем драматургическое значение каждой части? (Слушаем каждый раздел отдельно и следим по нотам.)
Речитатив «Ни сна, ни отдыха измученной душе»
Во время разбора ответить на вопросы: (в скобках даются предполагаемые ответы учеников)
Первый раздел арии «И бранной славы пир веселый».
Середина первого раздела «Погибло все».
Средний раздел арии.
Третий раздел арии «Ужели день за днем»
Кода «Ох, тяжко».
Перед вторым прослушиванием раздать таблицу для комплексного анализа образов: