в прекрасном и яростном мире какой жанр
Андрей Платонов «В прекрасном и яростном мире»
В прекрасном и яростном мире
Другие названия: Александр Мальцев; Воображаемый свет; В прекрасном и яростном мире (Машинист Мальцев)
Язык написания: русский
Машинист Александр Васильевич Мальцев достиг вершины мастерства в деле управления паровыми машинами. Но однажды во время рейса случилось загадочное происшествие, едва не закончившееся железнодорожной катастрофой, и Александр Васильевич попал под суд. Помощник машиниста, от лица которого ведётся повествование, пытается разобраться в случившемся и помочь Мальцеву.
Журнал «30 дней», с.24-29 /Рис. В.Цельмера.
В планах издательств:
Доступность в электронном виде:
Рассказ прочитал в сборнике «Потомки Солнца» («Мир приключений») еще лет двадцать назад. И из всего сборника он меня впечатлил больше всего. В рассказе можно выделить «техническую» составляющую — преклонение перед инженерной мыслью современного человека, создавшего мощнейшие паровые машины. Читая, проникаешься духом первой половины двадцатого века, так ярко описана красота и динамика курьерского поезда. Но главной, несомненно, является «психологическая» составляющая рассказа. Две метаморфозы
Не скажу, что все ходы, использованные в рассказе явились неожиданностью, но читать его очень приятно — написано с душой и довольно интересно.
Фантастическое допущение очень незначительное, произведение скорее реалистично.
Ну, а если Вы — поклонник стимпанка, то ознакомиться с этим небольшим рассказом точно стоит.
Анализ произведения А.П. Платнова «В прекрасном и яростном мире»
Автор: Guru · 27.07.2021
Из-за непростых отношений с советской властью о писателе Платонове А.П. люди узнали более подробно, только после его смерти. Своеобразное творчество писателя оценили многие читатели. Произведения написанные Платоновым актуальны и сейчас.
История написания
При написании произведения автор опирался на свои знания. А.П. Платонов служил помощником машиниста в депо начиная с 1915 по 1917 год, и благодаря полученному опыту реалистично описал происходящие события. Именно в этот период своей жизни он начал работать над произведением «В прекрасном и яростном мире».
Это было сложное время для Платонова. В стране были политические репрессии, преследования и страх. Многие люди стали жертвами необоснованных гонений, в их число также входил Платонов.
Он родился в простой, трудовой семье. Андрей Павлович был старшим ребёнком из 12 детей. Ещё в детстве начал работал на железной дороге.
В 1917 году, когда окончилась революция, писатель примкнул к большевикам, приняв за истину их щедрые обещания и громкие призывы. Андрей Павлович пошёл на Гражданскую войну добровольно, стал корреспондентом и освещал события, происходившие в красной армии.
После войны вступил в партию и вкладывал все силы в обустройство деревни: строил гидростанцию, сооружал инфраструктуру в поселении. Но конфликтные ситуации, происходящие у него с партийными работниками, привели его к тому, что его исключили из этой ячейки. Неоднократные попытки восстановится результатов не дали.
Всё разочарование в своих убеждениях, Платонов отразил в книгах. Андрей Павлович насмехался над репрессивными способами, которые использовались для достижения пятилеток. Душевные переживания автора можно понять, прочитав его повесть «Впрок». На его видение мира обратили внимание как читатели, так и партийные работники.
Жанр, направление
Творческую работу «В прекрасном и яростном мире» можно причислить к жанру рассказа. Из-за маленького объёма произведения и выстроенной одной сюжетной линии. По направлению в литературе это повествование можно отнести к реализму. Главные персонажи — простые люди, пребывающие в типичных условиях. Чтобы дать характеристику героям, важно понимать их психологию, только так получится узнать причину поступков.
Что означает название
Заголовок в книге «В прекрасном и яростном мире» изменяли три раза. Последний стал меньше всего привязанным к какой-либо личности. Однако он отображал, очевидные вещи для читателя: как писатель и персонажи рассказа относятся к окружающему миру.
О чём рассказ
Повествователя по имени Константин назначают в бригаду к машинисту депо пользующимся уважением у начальства — Александру Васильевичу Мальцеву. И невзирая на то, что Мальцеву только 30 лет, никто не может сравниться с ним в профессионализме.
Рассказчику, А. В. Мальцев представляется человеком невнимательным, равнодушным. Который не доверяет помощникам, постоянно держит на контроле сделанную работу.
Через год, когда внезапная вспышка молнии ослепила бригадира и за малым не свершилась авария, его освобождают от работы. Спустя время у Мальцева восстанавливается зрение, и следователи подозревают, что бригадир лжёт. Машиниста отправляют в тюремное заключение.
Неожиданно повествователь узнаёт, что в одном из университетов есть прибор Теслы. Это устройство может самостоятельно осуществлять вспышки молнии. Рассказчик предлагает устроить эксперимент над бывшим бригадиром, после чего А. В. Мальцев снова теряет зрение. Благодаря этому его выпускают из тюремного заключения.
Немного позже, Константин становится главным машинистом в депо. Он предлагает бывшему бригадиру Мальцеву, проехать с ним на поезде. В конце книги у Мальцева восстанавливается зрение и с Константином они начинают дружить.
Описание героев
Константин
Повествователь является помощником Мальцева — главного бригадира. Спустя время он становится машинистом. Константин ведёт рассказ от первого лица, и читатель видит происходящее именно его глазами. Свою работу он знает хорошо. Ведь сам требовательный Мальцев обучал Константина. Бригадир перед читателем предстаёт как человек равнодушный, мрачный, не разговорчивый, но преданный своей работе. Константин принимает попытки защитить своего наставника, который чуть не совершил аварию. Однако, имея благие намерения, действует он противоречиво: настаивает на эксперименте с молнией. Чтобы убедиться, действительно ли от неё можно потерять зрение. Проведя такой опыт, Мальцев снова теряет зрение. После этого случая у Константина меняется мнение, и они становятся друзьями. Если сравнивать рассказчика с бригадиром, то он более открыт в общении с людьми, способен сочувствовать чужим людям. Чувствительный, страстный – негодует на Александра Васильевича и в то же время сочувствует ему. В заключении произведения он проявляет искреннюю радость, что все решилось благополучно.
Мальцев Александр Васильевич
В Тулубеевском депо его причисляют к специалисту, лучшему машинисту. Может умело выйти из сложной ситуации. До пункта назначения он прибывает гораздо раньше назначенного срока. Мальцеву руководство доверило управлять пассажирским поездом, т.к. было уверено в его профессионализме. Он осознаёт, что незаменим в работе. Только труд придаёт ему силы и вдохновение. И перестав заниматься любимым делом, он лишается смысла жизни.
Темы, поднимаемые писателем в рассказе «В прекрасном и яростном мире»
Талант. Автор описал человека, который не может жить без работы. Все мысли его были о работе. Благодаря этому Мальцев стал мастером своего дела и приобрёл почёт и почтение у руководства.
Личность человека и общество. Писатель показал отрицательные стороны тех людей, кто громогласно заявляет о своей помощи людям, но на деле этого не происходит. Машинист Мальцев хоть и не ярый борец за права народа, но сделал на порядок больше, чем те, кто таким хотел казаться.
Дружба. Человеку, который избегает общения, нелегко найти друзей. Но Константину удалось наладить дружеские отношения с Мальцевым.
Труд. Смотря на машиниста, с какой любовью он относится к работе, отдавая все свои силы, читатель осознаёт цену труда. Герои рассказа почитают труд и показывают, что именно по работе нужно оценивать человека.
Совесть. Благодаря Константину, организовавшему эксперимент с молнией, следователь почувствовал укор совести за то, что несправедливо обвинил Мальцева.
Главная идея
Что хотел рассказать автор? Стремление всё идеализировать, переходит у Мальцева в злость, отстранённость и равнодушие к людям. Великодушный позыв к справедливости, превращается в жестокость и отнимает зрение у машиниста. Благодаря таким людям, как машинист Мальцев, окружающий мир становится лучше. Побеждая страдания и боль, но никак по-другому.
Анализ рассказа «В прекрасном и яростном мире» (А. П. Платонов)
Из-за советской цензуры А. П. Платонова как писателя узнали гораздо лучше уже после его смерти. Самобытность, своеобразие сочинений нашли отклик у многих читателей, поэтому творчество автора остается актуальным и на сегодняшний день. Многомудрый Литрекон предлагает ознакомиться с анализом рассказа “В прекрасном и яростном мире” по плану.
История создания
В основу произведения лег личный опыт писателя. Он сам был помощником машиниста с 1915 по 1917 год, поэтому смог добиться точности в изображении деталей. История написания рассказа «В прекрасном и яростном мире» началась еще тогда. Чтобы понять произведение лучше, нужно знать больше о биографии Платонова.
Работа над рассказом велась в предвоенные годы — непростой период для Платонова и других деятелей. Это было время политических репрессий, гонений и страха. Многие революционные деятели, которые заслужили устойчивый авторитет во власти, стали жертвами ничем не мотивированных преследований. Вот и Платонов столкнулся с той же непостижимой проблемой. Он происходил из семьи рабочих и партийных людей. Его отец был убежденным социалистом. Сам Платонов был старшим из 12 детей и с малолетства работал, причем не в кабинете сидел, а трудился на производстве и на железной дороге. После революции 1917 года он присоединился к большевикам, поверил щедрым посулам и красивым лозунгам. Платонов даже добровольно отправился на Гражданскую войну в роли корреспондента и освещал успехи рабочего движения и красной армии. Ему и повоевать пришлось — была стычка с казаками, когда он стал работать по специальности на фронте — железнодорожником. Затем Платонов вступил в большевистскую партию и начал самозабвенно трудиться: строить электро и гидростанции, делать инфраструктуру для отставшей в техническом отношении деревни. Но из-за разногласий с ячейкой он был исключен из партии. Его окружали все те же кумовство и блат, безделье и демагогия, которых он насмотрелся при царской власти. Все попытки протестовать и убеждать были тщетными: молодой и горячий Платонов хотел заниматься реальным делом, а не ходить на собрания и митинги, где лишь «плохо комментируются статьи „Правды“». За это его невзлюбили. В партии его так и не восстановили, несмотря на неоднократные заявления.
Разочарование в попранных идеалах не могло не отразиться в книгах. Писатель создал повесть «Впрок», где высмеял репрессивные методы достижения целей пятилеток и колхозное движение. Это заметили читатели и партийные деятели. Сам Сталин требовал наказать «агента наших врагов». В 30-е годы Платонова перестали печатать и издавать. Бойкот означал для него безденежье. Фактически ему перекрыли кислород и ждали, чтобы он сдался — оставил литературу. Платонов работал и ожидал расплаты за это. Но не такой. Автора впереди ждало потрясение — арест сына. Юного Платона приговорили к 10 годам заключения по ложному доносу. Это было в 1938 году. И рассказ, о котором мы ведем речь, был в 1938 году и носил название “Машинист Мальцев”. Безысходная печаль, непонимание, бессилие — вот основные мотивы, произведения, которое было откликом души на происходящее в мире.
Сын Платонова вернулся домой раньше срока, но неизлечимо больным туберкулезом. Заразив и отца, он умер в 1943 году. Как и А.А. Ахматова, как и многие другие люди, Платонов расплатился за инакомыслие тем, что было для него наиболее дорого.
Однако война стерла многие противоречия и вновь сблизила Платонова с властью. Ему доверили работу военного корреспондента. Он много писал о войне и не раз рисковал жизнью на передовой. Возможно, поэтому его рассказ в 1941 был опубликован в журнале “30 дней”. Вскоре появился другой заголовок “Воображаемый свет”, под которым работу напечатали в том же году в журнале “Дружные ребята”. Вариант “В прекрасном и яростном мире”, под которым произведение знают сейчас, был самым последним.
После войны туберкулез Платонова обострился. Условия передовой подорвали здоровье. Он лечился, боролся, не прекращал трудиться. Однако новые его работы (например, «Возвращение») вновь породили волну критики и осуждения. Писатель скончался в 1951 году. И многие его произведения не публиковались вплоть до 1989 года.
Жанр, направление
Благодаря небольшому объему и одной сюжетной линии, которая развивается короткий период времени, можно отнести произведение «В прекрасном и яростном мире» к жанру рассказа.
По направлению же ближе реализм. Герои — обычные рабочие люди, которые находятся в типичных обстоятельствах. Для понимания персонажей важны портретные детали и психологизм, помогающий узнать мотивы поступков.
Тем не менее, есть и элемент фантастики: реальных случаев, когда у кого-то пропадало зрение, а затем возвращалось из-за эмоционального всплеска, не было. Интересно, что из-за этого в отдельных изданиях иногда добавляли подзаголовок “фантастический рассказ”.
Смысл названия
Название «В прекрасном и яростном мире» менялось трижды, и последнее оказалось наименее привязанным к конкретной личности. Зато новый заголовок отображал то, как автор (и вместе с ним его герои) воспринимает окружающий мир. С одной стороны, действительность, в которой находятся персонажи, кажется им прекрасной — можно вспомнить очарованность Мальцева своей работой. С другой — тут происходят непредвиденные вещи, изменить которые сложно (почти случившаяся авария, арест, отстранение от любимого дела). Все эти случайности могут сильно повлиять на дальнейшую жизнь и даже разрушить ее.
Также эти слова звучат у рассказчика в финале.
“Я боялся оставить его одного, как родного сына, без защиты против действия внезапных и враждебных сил нашего прекрасного и яростного мира”
Мотивы Константина тоже обусловили название рассказа. С одной стороны, герой хочет добиться справедливости и спасти наставника путем эксперимента. С другой стороны, эта попытка не прекрасна, а именно «яростна», ведь человек лишается зрения и смысла жизни ради этой самой справедливости.
Суть: о чем?
Рассказчика по имени Константин определяют в бригаду к лучшему машинисту депо — Александру Васильевичу Мальцеву. Тот, несмотря на молодой возраст (30 лет), не имеет себе равных в этом деле, и начальство даже доверяет ему скоростной поезд. Мальцев относится к помощникам недоверчиво, постоянно проверяя сделанную работу. Повествователю он кажется очень равнодушным человеком.
Через год бригадира отстраняют от службы после того, как тот чуть не попадает в аварию, ненадолго потеряв зрение из-за молнии. Затем он прозревает, и поэтому следователи считают его лжецом. Бывшего машиниста сажают в тюрьму.
Вдруг рассказчик узнает о том, что в одном университете есть устройство Теслы, которое можно воспроизводить молнии самостоятельно. Он предлагает провести эксперимент. Мальцев вновь перестает видеть и его отпускают. Вскоре Константин сам становится во главе поезда и решает дать возможность Александру Васильевичу, для которого жизнь потеряла всякий смысл, прокатиться с ним. В финале он вновь обретает зрение, и герои становятся друзьями. Вот более подробное краткое содержание.
Главные герои и их характеристика
Главные герои рассказа «В прекрасном и яростном мире» объединены в одной таблице:
Константин | рассказчик, помощник Мальцева, который впоследствии становится самостоятельным машинистом. Именно его глазами читатель видит события, так как повествование ведется от первого лица. Он достаточно хорошо разбирается в собственной работе, ибо является помощником требовательного Мальцева. Описывает своего бригадира как человека безразличного, холодного, отчужденного, но преданного делу. Пытается спасти наставника от наказания за чуть не случившуюся аварию. Но несмотря на благую цель, действует довольно спорно: предлагает повторно создать молнию, чтобы проверить возможность появления слепоты у человека. В результате Александр Васильевич теряет зрение во второй раз. Но рассказчик исправляет затем свою ошибку, и товарищи мирятся. В отличие от руководителя, более открыт людям, умеет сочувствовать и старается помогать так, как может. Эмоционален — злится на Мальцева, но при этом сопереживает ему, в конце искренне радуется хорошему исходу. |
Александр Васильевич Мальцев | лучший машинист Толубеевского депо. Умеет находить выход из любой опасной ситуации; на станциях его специально задерживают, чтобы не опережал график — так быстро добирается до места назначения. Ему 30 лет, но начальство уже направляет его на первый мощный пассажирский поезд, так как знает, что никто больше не сможет вести его с таким профессионализмом. Понимает, что замены ему пока нет. Вся его жизнь сосредоточена вокруг работы. В ней он находит вдохновение и удовольствие. Поэтому, когда теряет возможность находиться на месте, практически лишается смысла существования. Более закрытый эмоционально, чем Константин. Выглядит отрешенным от мира, безразличным. |
Темы, рассматриваемые автором в рассказе «В прекрасном и яростном мире», связаны с личностью, ее местом в мире и отношениями с другими. Это и одиночество, и человеческая гордыня, выраженные в лице Мальцева, и взаимопомощь, и ошибочные поступки, совершаемые людьми под влиянием эмоций.
Если тематика рассказа «В прекрасном и яростном мире» представлена не полностью, напишите об этом в комментариях, и мы все добавим.
Проблемы
Проблемы, поднимаемые в тексте «В прекрасном и яростном мире», очень жизненные, и столкнуться с ними может любой. Если этот список мал, если его нужно дополнить, напишите в комментариях, и Многомудрый Литрекон это сделает.
Основная идея
В чем же заключается смысл рассказа «В прекрасном и яростном мире»? Ключ к пониманию лежит в самом названии. Прекрасное стремление к идеалу обретает в нашем мире форму ярости — равнодушия и презрения Мальцева ко всем остальным. Благородный порыв к справедливости становится преднамеренной жестокостью — лишению человека зрения. Этот мир полон контрастов, и все, что является прекрасным, требует своей цены — большей, чем нам хотелось бы, но посильной для тех, кто готов нести ответственность за свои действия и думать. Только такие люди делают мир лучше — через боль, через страдания, но иначе никак.
Вот и Константин сформулировал нравственную дилемму человечества так: «Что лучше — свободный слепой человек или зрячий, но невинно заключенный?». Если вы готовы взять на себя ответственность за ответ, выбирайте. И он выбрал, доказав свою правоту. Он вернул человеку свободу, а затем и зрение, снова рискнув, снова взяв ответственность на себя. Это и есть главная мысль рассказа «В прекрасном и яростном мире»: важно брать на себя ответственность за сложные решения и преодолевать проблемы силой разума. На таких людях держится мир — безжалостный, но прекрасный!
Художественные особенности
Из-за глубокого понимания профессии автор часто использует профессиональную лексику: пресс-масленка, смазчик-кочегар, дышловые узлы, крейцкопф и др. Тем не менее, речь героев проста. Встречаются восклицательные предложения: “Закрой пар!”, “Прочь!”, “Но ведь он и сам бы погиб!”. Это приближает персонажей к читателям и работает на создание реалистичности.
Важны пейзажи и портреты, которые рисует Платонов с помощью эпитетов: “Паровоз с воем пробивался вперед, в смутный, душный мрак”, “Он сосредоточился, забыл свое горе слепца, и кроткая радость осветила изможденное лицо”.
Критика
Критики часто называли произведения писателя странными, необычными, с непредсказуемым развитием событий. Однако мало кто оспаривал его талант и умение передавать мысли словом. Даже Сталин во время его опалы спросил на собрании лучших литераторов страны: «А Платонов будет?».
Один из основателей русского постмодернизма А. Г. Битов считал, что литературный язык Платонова “соответствует революционной эпохе”. Проявилось это и в рассказе “В прекрасном и яростном мире”.
«В прекрасном и яростном мире»: необыкновенность платоновской литературной вселенной
Меню статьи:
Андрея Климентова в литературных кругах знали под фамилией «Платонов». Произведение, названное «В прекрасном и яростном мире», – плод конца 1930-х годов. В этот период творчество писателя приобретает притчевый, метафорический характер. Хотя этот рассказ весьма реалистичен и основан на событиях, которые случались в действительности. Но и здесь есть элементы фантастики и разыгравшегося воображения…
Из истории написания произведения
Изначально Платонов назвал свое творение «Машинистом Мальцевым». Именно под этим названием текст стал известен публике в 1941 году. Рассказ напечатали в периодическом издании «30 дней». Позже произведение также выходило в «Дружных ребятах», но уже под другим заголовком: «Воображаемый свет». Год рождения платоновского шедевра – 1938-й. Андрей Платонович пишет о 1915–1917 годах – нелегком времени для России. В этот период писатель работает механиком – помогает машинисту в Воронежской области. Этим промыслом занимался также отец автора. Опыт этих лет и работы стал основой произведения.
О литературном направлении и жанре рассказа
Иногда, читая этот текст, можно встретить подзаголовок – «Фантастический рассказ». И правда, кажется, в науке нет доказательств возможности потерять зрение от молнии, а потом восстановить его. Пока что ученые не знают всех деталей о влиянии молнии и электромагнитной волны, которая ей предшествует, на глаза людей. Впрочем, для читателя эти подробности и научная скрупулезность не столь важны.
Физиология, биология, физика, выдумка, реальность – все это сливается воедино в фантастическом описании исцеления машиниста. Однако все остальные черты произведения вполне напоминают реализм. Платонов обращается также к психологизму: в тексте аккуратно прописывается характер и автора-рассказчика, и механика-героя. Причем это описание динамичное, а не статичное.
О теме и проблеме произведения
В центре повествования – одиночество героя. Платонов часто описывает талантливых, даже гениальных, людей. Впрочем, мастерство этих персонажей не спасает от одиночества. Автор предостерегает читателя: талант часто имеет оборотную сторону – гордыню.
И эта гордыня ослепляет человека. Это – центральная метафора рассказа. Как вернуть себе прежнее зрение? Как избавиться от слепоты? Ответ и прост, и сложен одновременно: раскрывая сердце миру, мы снова имеем возможность видеть его.
Платонов поднимает проблему сострадания и сочувствия, гордыни. Автор размышляет о превозношении и справедливости, о вине и об ответственности. В особенности, писателя интересует, справедливо ли, когда один человек наказывает и судит другого человека.
О сюжете и композиции текста
В этом маленьком по объему произведении читатель насчитает целых пять частей.
1 часть
Платонов любит динамику, поэтому умудряется уместить на нескольких страницах два года жизни. Автор постепенно дослуживается до помощника машиниста. Место работы – новенький паровоз. Так, в трудах, проходит год. Это первая часть.
2 часть
Во второй части рассказывается о поездке, когда машинист потерял зрение. Из-за слепоты машиниста чуть не случилась ужасная трагедия: паровоз почти столкнулся с товарным поездом.
3 часть
Конечно, за такой проступок машиниста отдали под суд, выдвинув соответствующее обвинение. Так заканчивается третья часть.
4 часть
В четвертой части автор пишет о том, что произошло зимой. Прошло полгода. Рассказчику удается оправдать машиниста, однако кое-что остается непоправимым: слепота Мальцева. Автор искренне хочет помочь слепому механику.
5 часть
События пятой части раскрывают случившееся еще через шесть месяцев. Зима сменилась летом. Автор получил повышение и теперь сам стал машинистом. В очередной поездке рассказчика сопровождает бывший слепой начальник. Слепой Мальцев положил руки на руль. Его подстраховывает рассказчик, который положил свои руки сверху. Это очень символично. И вот, внезапно, слепец увидел желтое сигнальное пятно, а потом и вовсе вернул себе зрение.
Линия событий
Таким образом, в каждой части фиксируется определенная сцена из повествования о слепом машинисте. Мы бы могли выстроить такую линию событий:
Что касается названия произведения, то его смысл проясняется в конце, когда автор произносит свои последние слова. Рассказчик стремится уберечь товарища от злобного мира. Окружающий человека мир прекрасен, но в то же время яростен и враждебен.
О героях и образах платоновского творения
В центре произведения – яростный и прекрасный мир. А точнее – образ такого мира. В произведении действуют два ключевых персонажа:
Поначалу эти два героя не слишком ладят между собой. Повествование – это, по сути, описание взаимоотношений, динамики развития дружбы между этими персонажами. Наконец, автор говорит, что настоящая дружба – это поддержка друг друга в трудное время.
Образ Мальцева
Машиниста можно с легкостью назвать истинным мастером в своей профессии. Когда Мальцеву исполнилось тридцать лет, герой стал машинистом первого разряда. Мальцева назначили работать на новый паровоз «ИС». Работа, мастерство мужчины восхищает рассказчика. Мальцев похож на артиста, которого вдохновляет путь, процесс вождения паровоза. Однако при этом Мальцев равнодушен к окружающим, мастер отчужден. И эта специфическая черта машиниста не радует его коллегу. Мальцеву свойственно недоверие к помощнику, да и в жестах, в поведении машиниста появляется некая механичность.
Проходит время, и рассказчик осознает, что Мальцев считает себя выше и лучше других. Это гордыня. С другой стороны, машинист лучше ладит с паровозом, чем с людьми. Машины ближе Мальцеву.
Произведение «Неизвестный цветок», принадлежит к поздним творениям Платонова. Предлагаем читателям ознакомиться с его описанием
Гордыня, как мы помним, считается смертным грехом. Вероятно, именно в этом грехе кроется причина последующих страданий героя. Но Мальцев был, безусловно, талантливым: равных Мальцеву по мастерству не находилось.
Молнию, ослепившую героя, Мальцев не увидел. Однако понял, что это была она. Но профессионализм машиниста позволял мужчине вести паровоз и без зрения. Внутреннее зрение сохраняло образ привычного пути. Однако герой не сумел разглядеть красный сигнальный свет – принял тот за зеленый.
За проступок машиниста осудили и приговорили к тюрьме. Получив свободу, слепец попытался приспособиться к своей новой жизни. Мальцеву назначили пенсионные выплаты. Однако мужчине не хватало привычных поездок и родного паровоза. В результате, Мальцев сближается со своим бывшим помощником. Тот теперь работает машинистом. Гордыня Мальцева проходит, сменяясь смирением. Рассказчик приглашает бывшего командира проехаться вместе. Платонов намекает, что умение преодолеть гордыню и склонить голову в смирении – истинная причина исцеления героя. Мальцев доверяется рассказчику – этому тоже мужчине пришлось учиться. Слепой машинист раскрывается сердцем миру, на глазах мужчины появляются слезы. А с этими переживаниями возвращается и зрение. При этом, герой обретает не только материальное зрение, но и внутреннее (это симбиоз физиологии и души).
Образ рассказчика
Платонов описывает рассказчика человеком, который очень любит свое дело. Любит так, как и начальник – Мальцев. Созерцание хороших, красивых, добротных машин доставляет герою искреннее удовольствие. Рассказчик воодушевляется, когда занимается своей работой. Это напоминает ему вдохновение от шекспировских стихов, которые рассказчик читал ребенком.
Рассказчик умеет сочувствовать, старается относиться к людям по «золотому правилу морали». Внимательность, старательность, доброта, прямота, правдивость, желание помогать и защищать – характерные черты этого героя. Этот персонаж – автобиографичен. Когда мужчина работает на паровозе, то воображает, что машина спешит защищать дальние земли. Похожим образом рассказчик заботится о Мальцеве. Например, защищает начальника в суде, добиваясь справедливости.
Так как герой любил правду, рассказчик не скрывал обиду на машиниста. Мужчина прямо сообщил Мальцеву, что его ждет тюрьма. Несмотря на прошлые обиды, добрый человек все же помогает начальнику. Рассказчик не считает справедливыми роковые силы, равнодушные к людям, уничтожающие судьбы людей. Герой не видит своей вины в несчастье машиниста. Помощник беседует с командиром – несмотря на то, что тот не прощает его.
Образ следователя
Это второстепенный персонаж произведения. Следователь – это некое воплощение справедливости. С этим героем связан момент проведения эксперимента. Следователя грызет совесть, потому что невиновность подсудимого пришлось доказывать через несчастье.
Стилистическая специфика текста
Повествование ведется от первого лица. Рассказчиком выступает мужчина по имени Костя. Герою нравятся стихи Пушкина и вообще – для Кости типична легкая мечтательность. Для Платонова характерен технический склад ума, дополненный своеобразными, странными метафорами. В этом кроется особенность платоновского языка. Платонов словно обнажается в ключевых эпизодах, и тогда речь автора становится еще метафоричнее.
В тексте много профессиональной лексики, которая относится к работе машин, паровозов. Наверное, современники Платонова тоже (как и читатели сегодня) плохо разбирались в нюансах работы механизмов. В нынешнем же мире паровозов и вовсе нет, так что эти профессионализмы – уникальная черта, экстравагантная изюминка автора.
Непонятность некоторых слов не мешает понять суть рассказа. Более того, эта черта способствует индивидуальному прочтению.
Платонов делает акцент на деталях:
Анализ ключевых эпизодов
«В прекрасном и яростном мире» насчитывается несколько ключевых для понимания эпизодов.
Автоматичность машиниста
Платонов описывает сцену, когда начальник разрешает помощнику своими силами вести паровоз. Однако помощник не выполняет график на 100%: машинист замечает, что состав отстает на несколько минут. Тогда Мальцев сам садится за руль и приводит паровоз вовремя, нагнав потерянное время. Мальцев ладит с паровозом, как с другом. Однако людям не доверяет, стремясь все контролировать и проверять. В какой-то момент машинист и сам уподобляется автоматическому механизму.
Встреча с молнией
Машинист выполнял особо сложные задания, которые не мог выполнить никто другой. Как-то раз случилось нечто непредвиденное, и это перевернуло жизнь Мальцева. Нашим героям достался сильно опаздывающий состав. Мальцева попросили сократить отставание от графика. Машинист принялся за дело, введя паровоз в область, где разыгралась гроза. В ветровое стекло попала молния и ослепила машиниста. Но Мальцев не признался в этом.
Ночью помощник замечает, что начальник ведет состав хуже. А наутро тайна машиниста стала очевидной. Путешественникам встретился человек, подающий знаки, чтобы паровоз остановился. Однако Мальцев не увидел этого. Тогда рассказчик начал кричать, после чего начальник надавил на тормоз. Катастрофы чудом удалось избежать. В этот момент Мальцев, отбросив гордыню, признал свою слепоту, передав управление составом помощнику. О случившемся доложили начальству. Рассказчик проводил машиниста домой, и вскоре тот снова начал видеть.
Суд и эксперимент
У Платонова говорится о двойном ослеплении героя. Как это произошло? За проступок машиниста, как мы помним, судили. Помощник выступал в этом деле свидетелем. Рассказчик не считал командира виновным, потому что Мальцев, собственно, не виноват в слепоте. Герой ослеп внезапно – от близкой молнии. Однако следователь отнесся к этой гипотезе скептически. Ведь молния еще не приводила к потере зрения. Но рассказчик сказал, что причина слепоты – не сам разряд, а яркий синий свет молнии.
Мальцева, тем не менее, осудили. Ведь машинист вовремя не признался в произошедшем, не попросил помощника сесть за руль. В результате герой рисковал жизнями людей, которые могли пострадать. Мальцев оказался в тюрьме. А рассказчик теперь служил вместе с другим машинистом. Однако мысли о бывшем начальнике не давали герою покоя.
Думая, как помочь Мальцеву, рассказчик изобрел эксперимент. Для этого понадобится установка Тесла, чтобы извлечь искусственную молнию. Но машиниста не предупредили об эксперименте. И в итоге герой снова утратил зрение. Однако ныне не было почти никаких шансов, что Мальцев снова сможет видеть. Рассказчик вместе со следователем винили себя в новой слепоте заключенного. К любимой работе Мальцев, даже обретя свободу, вернуться уже не смог.
Сила сопротивления
Мальцев задумался, что в мире (прекрасном и жестоком, яростном) существуют роковые силы. Эти силы вмешиваются в жизнь людей случайным образом. Некоторые люди – более слабые – сдаются. Но не Мальцев: герой борется и сопротивляется ситуации.
Проходит год с момента фатальных событий. Помощник работает машинистом. Водит пассажирские поезда. Мальцев часто приходил на старую работу, ходил туда-сюда по платформе, тосковал. Рассказчик понимал: бывший машинист лишился смысла жизни. Но чем же ему помочь?
Произведение “Потомки солнца” Андрея Платонова – уникальный пример советской литературы. Предлагаем читателям ознакомиться с его описанием
Мальцев, между нет, раздражался, когда ему сочувствовали и жалели его. Рассказчик предложил Мальцеву проехаться вместе, позволив сесть на свое место – у руля. Подстраховывая старого командира, рассказчик держал руки слепца на руле. Так друзья успешно преодолели путь. Обратная дорога прошла так же. Если же участки встречались тихие и спокойные, бывший помощник и вовсе давал Мальцеву рулить самостоятельно. Опоздания не ожидалось, товарищи укладывались в график. И случилось чудо – к Мальцеву вернулось зрение. Так закончилась борьба героя с собой и с враждебными обстоятельствами. Мир из яростного стал прекрасным.