в произведениях каких русских поэтов отражено столкновение мечты и реальности
В произведениях каких русских поэтов отражено столкновение мечты и реальности и в чём эти произведения созвучны стихотворению М.Ю. Лермонтова? (ЕГЭ по литературе)
Столкновение мечты и реальности волновало многих русских поэтов и находило отражение в их произведениях.
Например, вспомним поэму Лермонтова «Мцыри». Главный герой всю свою сознательную жизнь мечтал о свободе, о том, чтобы его «пылающую грудь прижать с тоской к груди другой, хоть незнакомой, но родной». Как и лирический герой стихотворения, который «носил в душе» образ таинственной красавицы, Мцыри знал «одну – но пламенную страсть» и думал только о своей цели.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Однако чувства лирического героя безответны, и он признается в этом сам себе в строчках «мы вновь увидимся, как старые друзья». Так и мечтанья Мцыри «погибли в полной красоте». Но оба – и лирический герой стихотворения, и персонаж поэмы – спокойны и по-своему счастливы: первый – со своей тихой, нетипичной для лирики Лермонтова любовью, второй – с тремя днями, в которые он почувствовал себя свободным.
Таким образом, тема столкновения мечты и реальности по-разному отражалась авторами в их произведениях, но неизменно помогала им раскрыть свои творения с новой стороны.
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id47751
В произведениях каких русских поэтов отражено столкновение мечты и реальности
Как в стихотворении «Из-под таинственной, холодной полумаски. » раскрывается традиционная для лирики М. Ю. Лермонтова тема одиночества?
Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8—В12; СЗ, С4.
Из-под таинственной, холодной полумаски
Звучал мне голос твой отрадный, как мечта,
Светили мне твои пленительные глазки
И улыбалися лукавые уста.
Сквозь дымку лёгкую заметил я невольно
И девственных ланит и шеи белизну.
Счастливец! Видел я и локон своевольный,
Родных кудрей покинувший волну.
И создал я тогда в моём воображенье
По лёгким признакам красавицу мою;
И с той поры бесплотное виденье
Ношу в душе моей, ласкаю и люблю.
И всё мне кажется: живые эти речи
В года минувшие слыхал когда-то я;
И кто-то шепчет мне, что после этой встречи
Мы вновь увидимся, как старые друзья.
М. Ю. Лермонтов, 1841
К какому литературному направлению традиционно относят лирику М. Ю. Лермонтова, которая, по словам одного из исследователей, «поражает беспощадностью отрицания и могучим полётом мечты»?
Своеобразие художественной манеры Лермонтова в том, что на всех этапах своего творчества он выступает и как романтик, и как реалист, с преобладанием в ранний период романтизма, в зрелый — реализма. Романтизм — художественный метод, сложившийся в начале XIX века. Для романтизма характерен особый интерес к личности героя. Герой романтического произведения — человек с особенно сильными чувствами, он выше окружающих, но, как правило, одинок. Романтиков волнует характер отношений личности к окружающей действительности и противопоставление реальному миру идеального.
Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в стихотворении. Укажите числа в порядке возрастания без пробелов и запятых.
1) риторический вопрос
Эпитет: «холодной полумаски», «лукавые уста». Эпитет — образное определение.
Звукопись: «Светили мне твои пленительные глазки», «И кто-то шепчет мне, что после этой встречи». Звукопись — подбор звуков в стихотворной речи. Имеет художественно-выразительное значение в соотнесении с содержанием текста.
Сравнение: «отрадный, как мечта». Сравнение — это сопоставление двух предметов или явлений, обладающих общим признаком, для пояснения одного другим. Сравнение состоит из двух частей, которые соединяются чаще всего посредством союзов.
В произведениях каких русских поэтов отражено столкновение мечты и реальности и в чём эти произведения созвучны стихотворению М. Ю. Лермонтова?
В стихотворении Лермонтова любовь чаще всего является как воспоминание о прошлом, мелькнувшая надежда на будущее, как мечта. Переживания лирического героя проникнуты грустью. Все уже было в его жизни и не принесло никакой радости: «живые эти речи / В года минувшие слыхал когда-то я». Герой обречен на одиночество, которое неизбежно наступает после минутных грез. То же настроение и те же размышления звучат и в творчестве Александра Александровича Блока. Влюбленность — один из главных мотивов его лирики. Но вместе с чистыми, искренними и светлыми чувствами лирический герой ощущает одиночество, тоску, жажду встречи с «прекрасной дамой» и боязнь того, что она окажется не такой, какой представляется ему. Стихотворении «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…» проникнуто этим настроением:
Предчувствую Тебя. Года проходят мимо —
Все в облике одном, предчувствую Тебя.
И Лермонтов, И Блок описывают мучительное столкновение мечтателя с суровой реальностью. Она устрашает и не оставляет никакой надежды на светлое будущее.
Заполните пропуски в следующем тексте. В ответе запишите два термина в порядке их следования в тексте без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Для усиления выразительности речи поэт отступает от обычного порядка слов, используя ___________, а также часто прибегает к такому стилистическому приему, как ________.
Для усиления выразительности речи поэт отступает от обычного порядка слов, используя инверсию, а также часто прибегает к такому стилистическому приему, как анафора.
Выберите ОДНО из заданий (10.1 или 10.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5 −10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературы.
10.1. Как в стихотворении «Из-под таинственной, холодной полумаски. » раскрывается традиционная для лирики М. Ю. Лермонтова тема одиночества?
10.2. Какую роль в стихотворении М. Ю. Лермонтова играют образы-символы?
10.1. При чтении стихотворения Лермонтова «Из-под таинственной холодной полумаски» в нашем сознании возникает образ светского бала, на котором поэт встречает женщину, пленившую его воображение. В те годы любовь является у Лермонтова чаще всего как воспоминание о прошлом. как мелькнувшая надежда на будущее. или как мечта. Грустью проникнуты переживания поэта: «пленительные глазки» смотрят на него из-под «таинственной, холодной полумаски», за которой нельзя наверняка угадать чувств. Все это уже было в его жизни и не принесло радости: «живые эти речи В года минувшие слыхал когда-то я». После отрезвления от мечты вновь поэт испытывает одиночество, на которое он обречен.
10.2. Важным символом в стихотворении является маска, сквозь которую поэт без труда узнает свою возлюбленную. В пору создания этого лирического произведения были популярны маскарады. К этой теме Лермонтов не раз обращался в своем творчестве. Лирический герой, в роли которого выступает сам автор, способен узнать свою любимую женщину даже под маской:
Из-под таинственной, холодной полумаски
Звучал мне голос твой отрадный, как мечта,
Светили мне твои пленительные глазки
И улыбалися лукавые уста.
Он отличает ее черты, замечает изящество линий ее стана и лица, ловит каждый звук ее голоса. Тот образ, который скрыт под маскарадной маской, бесконечно любим им, вызывает трепетный стук сердца и напоминает о сильном чувстве, сокрытом внутри. Остальное уже рисует воображение поэта, он грезит, что когда-то они смогут встретиться с возлюбленной «как старые друзья», тщетно надеясь выйти за рамки недозволенности и запретности.
Так образ-символ помогает раскрыть идейный смысл стихотворения.
В произведениях каких русских поэтов отражено столкновение мечты и реальности
В произведениях каких русских поэтов отражено столкновение мечты и реальности и в чём эти произведения созвучны стихотворению М. Ю. Лермонтова?
Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8—В12; СЗ, С4.
Из-под таинственной, холодной полумаски
Звучал мне голос твой отрадный, как мечта,
Светили мне твои пленительные глазки
И улыбалися лукавые уста.
Сквозь дымку лёгкую заметил я невольно
И девственных ланит и шеи белизну.
Счастливец! Видел я и локон своевольный,
Родных кудрей покинувший волну.
И создал я тогда в моём воображенье
По лёгким признакам красавицу мою;
И с той поры бесплотное виденье
Ношу в душе моей, ласкаю и люблю.
И всё мне кажется: живые эти речи
В года минувшие слыхал когда-то я;
И кто-то шепчет мне, что после этой встречи
Мы вновь увидимся, как старые друзья.
М. Ю. Лермонтов, 1841
Как в стихотворении «Из-под таинственной, холодной полумаски. » раскрывается традиционная для лирики М. Ю. Лермонтова тема одиночества?
При чтении стихотворения Лермонтова «Из-под таинственной холодной полумаски» в нашем сознании возникает образ светского бала, на котором поэт встречает женщину, пленившую его воображение. В те годы любовь является у Лермонтова чаще всего как воспоминание о прошлом. как мелькнувшая надежда на будущее. или как мечта. Грустью проникнуты переживания поэта: «пленительные глазки» смотрят на него из-под «таинственной, холодной полумаски», за которой нельзя наверняка угадать чувств. Все это уже было в его жизни и не принесло радости: «живые эти речи В года минувшие слыхал когда-то я». После отрезвления от мечты вновь поэт испытывает одиночество, на которое он обречен.
Назовите произведение отечественной лирики (с указанием автора), в котором отражено столкновение мечты и реальности. В чём сходно (или различно) изображение данной темы в этом произведении и в стихотворении М. Ю. Лермонтова?
В стихотворении Лермонтова любовь чаще всего является как воспоминание о прошлом, мелькнувшая надежда на будущее, как мечта. Переживания лирического героя проникнуты грустью. Все уже было в его жизни и не принесло никакой радости: «живые эти речи / В года минувшие слыхал когда-то я». Герой обречен на одиночество, которое неизбежно наступает после минутных грез. То же настроение и те же размышления звучат и в творчестве Александра Александровича Блока. Влюбленность — один из главных мотивов его лирики. Но вместе с чистыми, искренними и светлыми чувствами лирический герой ощущает одиночество, тоску, жажду встречи с «прекрасной дамой» и боязнь того, что она окажется не такой, какой представляется ему. Стихотворении «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…» проникнуто этим настроением:
Предчувствую Тебя. Года проходят мимо —
Все в облике одном, предчувствую Тебя.
И Лермонтов, И Блок описывают мучительное столкноверие мечтателя с суровой реальностью. Она устрашает и не оставляет никакой надежды на светлое будущее.
В стихотворении Лермонтова любовь чаще всего является как воспоминание о прошлом, мелькнувшая надежда на будущее, как мечта. Переживания лирического героя проникнуты грустью. Все уже было в его жизни и не принесло никакой радости: «живые эти речи / В года минувшие слыхал когда-то я». Герой обречен на одиночество, которое неизбежно наступает после минутных грез. То же настроение и те же размышления звучат и в творчестве Александра Александровича Блока. Влюбленность — один из главных мотивов его лирики. Но вместе с чистыми, искренними и светлыми чувствами лирический герой ощущает одиночество, тоску, жажду встречи с «прекрасной дамой» и боязнь того, что она окажется не такой, какой представляется ему. Стихотворении «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…» проникнуто этим настроением:
Предчувствую Тебя. Года проходят мимо —
Все в облике одном, предчувствую Тебя.
И Лермонтов, И Блок описывают мучительное столкноверие мечтателя с суровой реальностью. Она устрашает и не оставляет никакой надежды на светлое будущее.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
1. Сопоставление первого выбранного произведения с предложенным текстом | |
Названо произведение, и указан его автор, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа | 2 |
Названо только произведение без указания автора, или указан только автор без указания названия произведения, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа, ИЛИ названо произведение, и/или указан его автор, произведение поверхностно, формально 2 сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа | 1 |
Не названо произведение, и не указан его автор, И/ИЛИ не проведено сопоставление произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа | 0 |
2. Привлечение текста произведения при сопоставлении для аргументации | |
При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного), оба текста привлекаются на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена, фактические ошибки отсутствуют | 4 |
При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного), но текст одного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., а текст другого — на уровне его пересказа или общих рассуждений о содержании, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка | 3 |
При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного) на уровне пересказа или общих рассуждений об их содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п.), авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена ИЛИ текст одного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., а текст другого произведения не привлекается, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена И/ИЛИ допущены две фактические ошибки | 2 |
При сопоставлении для аргументации текст одного произведения привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п.), а текст другого произведения для сопоставления не привлекается, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена ИЛИ авторская позиция одного из произведений (исходного или выбранного) искажена (при любых уровнях привлечения текста, описанных для 4, 3 и 2 баллов) И/ИЛИ допущены три фактические ошибки | 1 |
При сопоставлении для аргументации суждений не привлекается текст ни одного произведения И/ИЛИ искажена авторская позиция двух произведений (исходного и выбранного) И/ИЛИ допущены четыре или более фактические ошибки | 0 |
3. Логичность и соблюдение речевых норм | |
Отсутствуют логические, речевые ошибки | 2 |
Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая и/или речевая) — суммарно не более двух ошибок | 1 |
Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов) | 0 |
Максимальный балл | 8 |
2 Формальным сопоставлением считается случай, когда экзаменуемый ограничивается повторением слов из формулировки задания для обозначения аспекта сопоставления.
В произведениях каких русских поэтов отражено столкновение мечты и реальности
В произведениях каких русских поэтов отражено столкновение мечты и реальности и в чём эти произведения созвучны стихотворению М. Ю. Лермонтова?
Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8—В12; СЗ, С4.
Из-под таинственной, холодной полумаски
Звучал мне голос твой отрадный, как мечта,
Светили мне твои пленительные глазки
И улыбалися лукавые уста.
Сквозь дымку лёгкую заметил я невольно
И девственных ланит и шеи белизну.
Счастливец! Видел я и локон своевольный,
Родных кудрей покинувший волну.
И создал я тогда в моём воображенье
По лёгким признакам красавицу мою;
И с той поры бесплотное виденье
Ношу в душе моей, ласкаю и люблю.
И всё мне кажется: живые эти речи
В года минувшие слыхал когда-то я;
И кто-то шепчет мне, что после этой встречи
Мы вновь увидимся, как старые друзья.
М. Ю. Лермонтов, 1841
К какому литературному направлению традиционно относят лирику М. Ю. Лермонтова, которая, по словам одного из исследователей, «поражает беспощадностью отрицания и могучим полётом мечты»?
Своеобразие художественной манеры Лермонтова в том, что на всех этапах своего творчества он выступает и как романтик, и как реалист, с преобладанием в ранний период романтизма, в зрелый — реализма. Романтизм — художественный метод, сложившийся в начале XIX века. Для романтизма характерен особый интерес к личности героя. Герой романтического произведения — человек с особенно сильными чувствами, он выше окружающих, но, как правило, одинок. Романтиков волнует характер отношений личности к окружающей действительности и противопоставление реальному миру идеального.
Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в стихотворении. Укажите числа в порядке возрастания без пробелов и запятых.
1) риторический вопрос
Эпитет: «холодной полумаски», «лукавые уста». Эпитет — образное определение.
Звукопись: «Светили мне твои пленительные глазки», «И кто-то шепчет мне, что после этой встречи». Звукопись — подбор звуков в стихотворной речи. Имеет художественно-выразительное значение в соотнесении с содержанием текста.
Сравнение: «отрадный, как мечта». Сравнение — это сопоставление двух предметов или явлений, обладающих общим признаком, для пояснения одного другим. Сравнение состоит из двух частей, которые соединяются чаще всего посредством союзов.
Как в стихотворении «Из-под таинственной, холодной полумаски. » раскрывается традиционная для лирики М. Ю. Лермонтова тема одиночества?
При чтении стихотворения Лермонтова «Из-под таинственной холодной полумаски» в нашем сознании возникает образ светского бала, на котором поэт встречает женщину, пленившую его воображение. В те годы любовь является у Лермонтова чаще всего как воспоминание о прошлом. как мелькнувшая надежда на будущее. или как мечта. Грустью проникнуты переживания поэта: «пленительные глазки» смотрят на него из-под «таинственной, холодной полумаски», за которой нельзя наверняка угадать чувств. Все это уже было в его жизни и не принесло радости: «живые эти речи В года минувшие слыхал когда-то я». После отрезвления от мечты вновь поэт испытывает одиночество, на которое он обречен.
Заполните пропуски в следующем тексте. В ответе запишите два термина в порядке их следования в тексте без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Для усиления выразительности речи поэт отступает от обычного порядка слов, используя ___________, а также часто прибегает к такому стилистическому приему, как ________.
Для усиления выразительности речи поэт отступает от обычного порядка слов, используя инверсию, а также часто прибегает к такому стилистическому приему, как анафора.
В произведении какого русского или зарубежного поэта отражено столкновение мечты и реальности и в чём это произведение созвучно стихотворению М. Ю. Лермонтова?
В стихотворении Лермонтова «Из-под таинственной, холодной полумаски» любовь является поэту чаще всего как воспоминание о прошлом. как мелькнувшая надежда на будущее. или как мечта. Грустью проникнуты переживания поэта: «пленительные глазки» смотрят на него из-под «таинственной, холодной полумаски», за которой нельзя наверняка угадать чувств. Все это уже было в его жизни и не принесло радости: «живые эти речи в года минувшие слыхал когда-то я». После отрезвления от мечты вновь поэт испытывает одиночество, на которое он обречен.
Стихотворение созвучно лирике А. Блока.
Блок вошел в мир людей с любовью и верой. Влюбленность — один из главных мотивов блоковской лирики. Но вместе с ожиданием чистой и светлой любви, Вечной Женственности лирический герой ощущает одиночество, тоску, жажду встречи с ней, но и боязнь того, что она окажется не такой, какой представляется ему:
Предчувствую Тебя. Года проходят мимо —
Все в облике одном, предчувствую Тебя.
(«Предчувствую Тебя. Года проходят мимо»)
Мечта о Прекрасной Даме — попытка найти выход из пустыни одиночества, из замкнутого круга. Лирический герой Александра Блока начинает более реально вглядываться в себя и в мир, окружающий его, и задавать вопросы, волновавшие человечество во все времена: о смысле жизни, о стремлении к совершенству, о назначении человека.
В стихотворении Лермонтова любовь чаще всего является как воспоминание о прошлом, мелькнувшая надежда на будущее, как мечта. Переживания лирического героя проникнуты грустью. Все уже было в его жизни и не принесло никакой радости: «живые эти речи / В года минувшие слыхал когда-то я». Герой обречен на одиночество, которое неизбежно наступает после минутных грез. То же настроение и те же размышления звучат и в творчестве Александра Александровича Блока. Влюбленность — один из главных мотивов его лирики. Но вместе с чистыми, искренними и светлыми чувствами лирический герой ощущает одиночество, тоску, жажду встречи с «прекрасной дамой» и боязнь того, что она окажется не такой, какой представляется ему. Стихотворении «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…» проникнуто этим настроением:
Предчувствую Тебя. Года проходят мимо —
Все в облике одном, предчувствую Тебя.
И Лермонтов, И Блок описывают мучительное столкновение мечтателя с суровой реальностью. Она устрашает и не оставляет никакой надежды на светлое будущее.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
1. Сопоставление первого выбранного произведения с предложенным текстом | |
Названо произведение, и указан его автор, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа | 2 |
Названо только произведение без указания автора, или указан только автор без указания названия произведения, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа, ИЛИ названо произведение, и/или указан его автор, произведение поверхностно, формально 2 сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа | 1 |
Не названо произведение, и не указан его автор, И/ИЛИ не проведено сопоставление произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа | 0 |
2. Привлечение текста произведения при сопоставлении для аргументации | |
При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного), оба текста привлекаются на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена, фактические ошибки отсутствуют | 4 |
При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного), но текст одного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., а текст другого — на уровне его пересказа или общих рассуждений о содержании, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка | 3 |
При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного) на уровне пересказа или общих рассуждений об их содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п.), авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена ИЛИ текст одного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., а текст другого произведения не привлекается, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена И/ИЛИ допущены две фактические ошибки | 2 |
При сопоставлении для аргументации текст одного произведения привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п.), а текст другого произведения для сопоставления не привлекается, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена ИЛИ авторская позиция одного из произведений (исходного или выбранного) искажена (при любых уровнях привлечения текста, описанных для 4, 3 и 2 баллов) И/ИЛИ допущены три фактические ошибки | 1 |
При сопоставлении для аргументации суждений не привлекается текст ни одного произведения И/ИЛИ искажена авторская позиция двух произведений (исходного и выбранного) И/ИЛИ допущены четыре или более фактические ошибки | 0 |
3. Логичность и соблюдение речевых норм | |
Отсутствуют логические, речевые ошибки | 2 |
Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая и/или речевая) — суммарно не более двух ошибок | 1 |
Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов) | 0 |
Максимальный балл | 8 |
2 Формальным сопоставлением считается случай, когда экзаменуемый ограничивается повторением слов из формулировки задания для обозначения аспекта сопоставления.