в процессе какого образовательного подхода реализуется превентивность ответ на тестирование
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Роль педагога в превентивном обучении.
Роль педагога в превентивном обучении независимо от формы его организации имеет ряд существенных особенностей, отличающих превентивную педагогику от «классической».
Во – первых, поскольку основной целью превентивного обучения является развитие личностного потенциала ребенка, перед педагогом встают в первую очередь задачи создания благоприятных условий для самораскрытия возможностей ребенка, укрепления его веры в собственные силы, развития самоуважения и уверенности в себе. Для решения этих задач педагог:
— создает и поддерживает доверительную атмосферу на занятиях;
— побуждает детей делиться своими знаниями и мнениями;
— задает «открытые» вопросы (т.е. вопросы, предполагающие несколько вариантов ответов) и признает за ребенком право на собственное мнение;
— ведет групповую дискуссию;
— обобщает и комментирует высказывание детей.
В – третьих, специфика предмета превентивного обучения не позволяет педагогу чувствовать себя экспертом, таким, каковым он является на предметах общеобразовательного цикла. Учитель может гораздо лучше своих учеников знать орфографические правила, но он не может разбираться в чувствах ребенка, ежедневно испытывающего на себе все «прелести» повседневной жизни.
В – четвертых, педагогу необходимо помнить, что некоторые темы могут оказаться сложными и вызывающими болезненные переживания у части учащихся. Дети очень непосредственны и импульсивны, самораскрытие у них зачастую идет «без оглядки», поэтому, проводя профилактические занятия с детьми, учитель должен быть готов получить очень откровенную информацию, обсуждение которой не входит сферу их профессиональной компетенции. Чтобы по возможности избежать этого, можно взять за правило не задавать лобовых «закрытых вопросов о семье ребенка, не осуждать поведение или взаимоотношения родителей.
Тест с ответами профессиональная компетентность педагога ФГОС 2020-2021 учебный год
ПОДЕЛИТЬСЯ
Официальные тесты с ответами для проверки профессиональная компетентность педагога образовательной организации в условиях реализации ФГОС 2020-2021 учебный год.
Ссылка для скачивания теста №1 для проверки педагога: скачать в PDF
Ссылка для скачивания теста №2 для проверки педагога: скачать в PDF
Ссылка для скачивания теста №3 (дошкольное) для проверки педагога: скачать в PDF
Ссылка для скачивания теста №4 (дошкольное) ФГОС ДО: требования, структура, реализация: скачать в PDF
Тест на знание ФГОС профессиональная компетентность педагога 2020-2021 с ответами:
1)Методология какого подхода, представляет педагогический процесс как четко спланированную систему усвоения обучающимися учебно – профессиональную деятельность?
Ответ: системно – деятельностный
2)Среди понятий «образование», «содержание образования», «учебный план», «образовательная область» наиболее масштабным является понятие…
Ответ: образование
3)Что такое Электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК)?
Ответ: совокупность структурированных учебно-методических материалов, объединенных посредством компьютерной среды обучения, обеспечивающих полный дидактический цикл обучения и предназначенных для оптимизации овладения обучающимися знаниями в рамках учебной дисциплины.
4)На что имеют право родители (законные представители обучающихся, воспитанников), в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»?
Ответ: выбирать формы получения образования, образовательные учреждения; защищать законные права и интересы ребенка; принимать участие в управлении образовательным учреждением.
5)Что определяет данное понятие «Уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности»?
Ответ: квалификация
6)Как называется интегративная характеристика комплекса личностных свойств, обеспечивающего высокий уровень решения задач профессиональной деятельности?
Ответ: профессиональное мастерство
7)Педагогическая поддержка в личностно-ориентированном обучении – это….
Ответ: деятельность педагогов по оказанию помощи обучающимся в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении, жизненным и профессиональным самоопределением
8)Что является основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся?
Ответ: Федеральный государственный образовательный стандарт
9)Многократное выполнение определенных действий с целью их освоения и сознательного совершенствования – это…
Ответ: упражнение
10)Мультимедийность как свойство электронного образовательного ресурса – это….
Ответ: представление учебных объектов множеством различных способов, т.е. с помощью графики, звука, видео, анимации, фото
Тест на знание ФГОС профессиональная компетентность педагога дошкольное образование 2020-2021:
1)Нормативно-правовая компетентность На основании требований какого документа разработан ФГОС дошкольного образования?
Ответ: конституции РФ, закон об образовании РФ
2)Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) включает в себя требования к:
3)Идеология Стандарта дошкольного образования — это
4)Ключевой принцип ФГОС дошкольного образования:
5)Дошкольная образовательная организация осуществляет образовательную деятельность в соответствии с:
6)Педагогическая компетентность Качество дошкольного образования – это:
7)Какая из задач характерна для личностно-ориентированного образования:
8)С внедрением в образовательный процесс современных технологий педагог осваивает функцию:
9)Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:
10)Методическая компетентность Образовательный процесс в дошкольной группе это:
11)Вставьте недостающее слово в структуре логики деятельности Цели — задачи — условия — способы — ….. — коррекция
12)Распределите понятия технологии исследовательской деятельности по порядку
13)Психологическая компетентность Учет возрастных, индивидуальных и личностных особенностей детей –это умение
14)Вставьте недостающее словосочетание в цепочке последовательных действий педагога по осуществлению деятельности Цели и задачи — …… деятельности — педагогический анализ — меры воздействия
15)Что дает ребенку старшего дошкольного возраста участие в проектно-исследовательской деятельности?
16)Педагогическая диагностика- это
17)Педагогическая диагностика в соответствии с ФГОС ДО проводится:
18)Наличие у ребенка компетентности можно визуально определить по фактам:
19)Сопровождается ли освоение Программы проведением промежуточной и итоговой аттестации воспитанников?
Тест на знание ФГОС ДО: требования, структура, реализация:
1)Расшифруйте аббревиатуру ФГОС ДО:
Ответ: Ф — Федеральный Г- Государственный О- Образовательный С- Стандарт Д- Дошкольного О — Образования
2)Под каким номером был издан Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации « Об утверждении ФГОС ДО»?
Ответ: № 1155 от 17 октября.2013 г
3)Кто являлся руководителем рабочей группы по подготовке проекта ФГОС ДО?Под каким номером был издан Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации « Об утверждении ФГОС ДО»?
Ответ: А.Г. Асмолов
4)На основании, каких документов разработан ФГОС ДО?
Ответ: Конституции РФ; Конвенции ООН о правах ребенка; Закон об образовании РФ;
5)Выберите основные принципы дошкольного образования:
Ответ:
6)Выберите цели ФГОС ДО:
Ответ: обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования; обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения; сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования;
7)Добавьте недостающие задачи Стандарта:
Ответ:
8)Выберите правильный ответ «Стандарт является основой для:
Ответ:
9)Выберите правильный ответ: «Стандарт устанавливает требования, обязательные при реализации Программы, в том числе:
Ответ: к структуре Программы, к условиям реализации Программы, к результатам освоения Программы
10)Выберите правильный ответ: «Содержание Программы должно охватывать следующие образовательные области:
Ответ: коммуникативно-личностное развитие, познавательно-речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие
11)Программа предполагает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обязательная часть Программы от общего объёма должна составлять:
Ответ: 60%
12)В каком из разделов Программы содержатся цели и задачи реализации основной образовательной программы:
Ответ: целевой;
13)Какой из разделов Программы включает в себя целевые ориентиры?
Ответ: целевой
14)В каком из разделов Программы представлены особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников?
Ответ: содержательный
15)Какой из разделов Программы представляет материально – техническое обеспечение Программы, включает распорядок или режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий и особенности организации предметнопространственной развивающей среды?
Ответ: организационный
16)Выберите правильный ответ: « Содержание Программы должно отражать следующие аспекты социальной ситуации развития ребёнка дошкольного возраста:
Ответ: предметно-пространственная развивающая образовательная среда, характер взаимодействия со взрослыми, характер взаимодействия с другими детьми, система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому
17)Дополните какие психолого-педагогические условия, необходимые для успешной реализации Программы :
18)Правильное или неправильное изложение:
19)Продолжите фразу « Развивающая предметно-пространственная среда Организации (группы) должна быть:
20)Развивающая предметно-пространственная среда Организации (дошкольной группы, участка) должна обеспечивать:
21)« Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников».
22)Вставьте пропущенные слова: «Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте:
23)Дополните предложения: «Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
24)«Целевые ориентиры служат непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая:
25)«Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая:
Тест с ответами профессиональная компетентность педагога образовательной организации в условиях реализации ФГОС 2020-2021
1)ФГОС общего образования определяет
Ответ: определяет возможное содержание, изучаемое обучающимися общеобразовательных школ
2)Какое место отводится предметным знаниям в новом ФГОС:
Ответ: являются одним из основных компонентов содержания образования и на ряду с другими определяют типы учебно-познавательной деятельности.
3)Какое определение универсальные учебные действия является наиболее полным и точным:
Ответ: способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта
4)Функциями универсальных учебных действий являются:
Ответ: обеспечивают возможности учащихся самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности
5)К метапредметным результатам не относятся:
Ответ: личностные
6)Федеральный государственный образовательный стандарт – это совокупность систем требований:
Ответ: к образовательным результатам, образовательным программам, условиям реализации
образовательного процесса
7)Принципиальными особенностями деятельностного образования являются:
Ответ: основным компонентом содержания образования является деятельность, что должно находить отражение в целевом, процессуальном и контрольно-оценочных компонентах учебного процесса
8)Организация рефлексии учащихся обеспечивает формирование:
Ответ: универсальных учебных действий и предметных знаний, умений и навыков
9)Схема «компонент содержания образования» позволяет определить:
Ответ: условия реализации как предметных ЗУН, так и универсальных учебных действий
10)В каком аспекте рассматриваются коммуникативные учебные действия в ФГОС:
Ответ: системно-мыследеятельностном
11)Какое умение не относится к группе коммуникативных учебных действий:
Ответ: умения перерабатывать информацию и представлять ее в разных формах
12)Общие умения коммуникации это:
Ответ: умения, обеспечивающие адекватное восприятие письменной и устной информации, а также адекватное ее изложение
13)Регулятивные учебные действия это:
Ответ: группа умений, позволяющая планировать, осуществлять и оценивать учебную деятельность
14)Схема целеполагания включает следующие блоки:
Ответ: собственные потребности, внешние вызовы и заказы, ограничивающие условия, способствующие условия
15)Каким компонентом задаются искусственные процессы в социальной действительности?
Ответ: рефлексивным охватом субъекта ситуации
16)Рефлексия — это
Ответ: метод мышления, способ получения субъектом знаний об основаниях собственной деятельности при смене «позиции», осуществляется рефлексивный выход и происходит формирование собственной нормы
17)Найдите лишнее условие формирования рефлексивных умений:
Ответ: регулярная оценка деятельности учащегося со стороны учителя
18)Самоуправление в учебном процессе возможно при условии, что:
Ответ: все учащиеся включены в процессы планирования, организации и рефлексии собственной деятельности
19)Рефлексивный дневник это:
Ответ: средство формирования регулятивных умений учащихся
20)Проектно-исследовательская деятельность обеспечивает формирование регулятивных
учебных действий, так как:
Ответ: предполагает высокую степень самостоятельности учащихся при выполнении исследовательских задач
21)Индивидуальная образовательная программа учащегося складывается из:
Ответ: образовательных потребностей учащегося, стандарта образования, индивидуальных способов и средств освоения содержания
22)К познавательным универсальным действиям не относится:
Ответ: умения определять способ работы и действовать согласно этого способа
23)Анализ – это …
Ответ: (от греч. – разложение) – мысленное или фактическое разделение (расчленение, дробление) целого предмета на составные части
24)Прием логического мышления, при котором распределение предметов по группам осуществляется согласно сходству и различию между ними, причем с таким расчетом, чтобы каждая группа занимала фиксированное место в системе других групп:
Ответ: классификация
25)Основное предназначение диагностики уровня сформированности универсальных учебных действий заключается в:
Ответ: определении уровня сформированности УУД у учащихся и коррекции способов, форм и средств обучения
26)Какой метод будет неэффективным для выявления уровня сформированности УУД:
Ответ: фронтальный опрос
27)Какую шкалу оценки целесообразно использовать для определения уровня сформированности УУД:
Ответ: уровневую (низкий, средний, высокий)
28)Одной из проблем диагностики УУД в настоящий момент является:
Ответ: высокий уровень субъективности при выборе правильного ответа
29)Диагностика УУД реализуется в течение следующих этапов:
Ответ: входной, промежуточной и итоговой
30)Если результаты диагностики уровня сформированности УУД у одного учителя не соответствуют результатам диагностики, полученным другим педагогом, то это свидетельствует о:
Ответ: невалидности диагностических материалов
Превентивная педагогика шпоры
Основы превентивной педагогики. Как бы ни было сложно, но преступление легче предупредить, чем устранить его последствия. Последствия тяжелы и масштабны, ибо их негатив относится не только к преступнику, несущему уголовную ответственность, не только к потерпевшему, жертве преступления, но он охватывает и большой круг лиц, которым тот и другой близки, дороги и которые тоже, по существу, становятся жертвами преступления, ибо оно вносит в их жизнь страдания, лишения, а порой радикальные и непоправимые перемены. Негативные последствия преступления долговременны и испытываются затрагиваемыми им лицами порой всю жизнь. Особенно прискорбно, когда они совершаются впервые молодыми людьми, круто переворачивая нередко их психологию и судьбу53. Поэтому профилактике преступлений принадлежит приоритетная и подлинно гуманная роль.Есть много разновидностей предупреждения преступлений: общая и индивидуальная профилактика, оперативно-розыскная, виктимологическая и др. Обычно на первый план выдвигается общая и индивидуальная профилактика. Между ними есть неразрывная связь, хотя в одном случае объектом внимания является множество лиц, а в другом — конкретная личность.В общей профилактике ее правовой аспект представлен уголовно-правовой, уголовно-процессуальной, уголовно-исполнительной, криминалистической и др. профилактиками, а социальный — моральной, психологической, педагогической, медицинской, психиатрической и др.^ Педагогическая профилактика — использование педагогических средств в предупреждении преступлений, которые разрабатывает особый раздел юридической педагогики — превентивная педагогика. Педагогическая профилактика и ее эффективность — это превентивная педагогика в действии. Педагогизация профилактической работы — это включение в нее возможностей превентивной педагогики (педагогических задач, содержания, форм, методов, приемов, средств).
К основным методам и приемам педагогической профилактики относятся:методы и приемы, обучения: рассказ, объяснение, доказательство, убеждение, пример, показ, упражнение и др.;методы и приемы воспитания: объяснение, убеждение, переубеждение, консультирование, разбор, рекомендация, совет, требование, принуждение, включение в деятельность, изменение среды и условий, упражнение в правильном поступке, поддержка, помощь, перспективных линий, «взрыва», воздействия через других (коллектив), соперничества, одобрения, поощрения, критики, наказания, самоуправления (самооценки, самокритики, самозапрета, самомобилизации, самопринуждения, самоприказа, достижение мелких, но ежедневных положительных результатов) и др.;- методы и приемы развития: пробуждение чувства личного достоинства, авансирование доверия и веры в успех, активизации понимания уникальности жизни, активизации интереса, мышления, воли, напряжения усилий, преодоления трудностей, сдерживание слабостей и проявление положительных сторон личности; разовой, а затем повторяющейся, демонстрации личных возможностей, использования хотя бы мелких положительных проявлений и достижений для выражения одобрения и др. Методика педагогической превенции предполагает комплексное использование методов и приемов, максимальную адаптацию их к данной ситуации, личности, группе. Необходим педагогический стиль общения и работы, уважение личности профилактируемого, его понимание и демонстрация этого понимания, доброжелательность, подлинное желание помочь человеку, душевность, сопереживание, искренность, доверительность, вера в его исправление, оптимизм, открытость, принципиальность и др.Педагогическая профилактика реализуется при традиционных формах профилактической работы, а также предполагает использование особых, педагогически насыщенных форм: лекций, практических занятий, семинаров, обсуждений, бесед, заданий, поручений, шефств, коллективного труда, тематических вечеров, диспутов, дискуссий, вечеров вопросов и ответов, телефонов «доверия», включения в систему получения и повышения общего и профессионального образования и др.
Примеры похожих учебных работ
Превентивная педагогика
Основы превентивной педагогики. Как бы ни было сложно, но преступление легче предупредить, чем устранить его последствия. Последствия тяжелы и масштабны, ибо их негатив относится не только к преступнику, несущему уголовную ответственность, не только к потерпевшему, жертве преступления, но он охватывает и большой круг лиц, которым тот и другой близки, дороги и которые тоже, по существу, становятся жертвами преступления, ибо оно вносит в их жизнь страдания, лишения, а порой радикальные и непоправимые перемены. Негативные последствия преступления долговременны и испытываются затрагиваемыми им лицами порой всю жизнь. Особенно прискорбно, когда они совершаются впервые молодыми людьми, круто переворачивая нередко их психологию и судьбу[53]. Поэтому профилактике преступлений принадлежит приоритетная и подлинно гуманная роль.
Есть много разновидностей предупреждения преступлений: общая и индивидуальная профилактика, оперативно-розыскная, виктимологическая и др. Обычно на первый план выдвигается общая и индивидуальная профилактика. Между ними есть неразрывная связь, хотя в одном случае объектом внимания является множество лиц, а в другом — конкретная личность.
Превентивная педагогика рассматривает назначение педагогической профилактики как содействие предупреждению преступлений устранением педагогических (социально-педагогических, психолого-педагогических) причин, а также иных педагогическими средствами. Педагогические причины неэффективно разрушать чуждыми их природе способами. Нельзя приказать человеку думать иначе. Педагогическая профилактика решает свои задачи специальными обучающими, воспитывающими и развивающими педагогическими средствами и методами, свойственными педагогической деятельности и адекватными тем деформациям в обученности, воспитанности и развитости профи л актируемых граждан и групп, которые являются причинами отклоняющегося поведения и его потенциями. Достигается это, главным образом, не прямым разрушением деформаций, а позитивными обучающими, воспитывающими и развивающими воздействиями, вытесняющими первые.
Превентивная педагогика выделяет ряд функций, которые должны быть присущи практике педагогической профилактики:
— криминологическую (диагностическую) — выявления педагогических причин и условий преступности, ее видов, распространенности в отдельных регионах, среди групп населения и наличия у отдельных лиц с отклоняющимся поведением;
— прогностическую — определения тенденций развития юридически значимого поведения лиц и групп, обладающих определенными особенностями педагогических свойств образованности, обученности, воспитанности и развитости;
— методическую — тщательной и детальной проработки порядка применения педагогических методов, приемов, средств, форм, технологий, обеспечивающих полную и правильную реализацию педагогических намерений и возможностей (образовательных, обучающих, воспитательных, развивающих) в профилактической работе;
— побуждающую — зарождения надежд, намерений, желаний
у профилактируемых воспользоваться предоставляемой помощью, преодолеть свои слабости и недостатки, поверить в реальную возможность стать на путь нормальной, отвечающей моральным и правовым нормам жизни и правомерного поведения, отказаться от преступных намерений. Это функция организации самопрофилактики. Ничто не приведет к достижению желательного превентивного результата, пока сам человек этого не захочет, не приложит силы и умения к этому.
К основным методам и приемам педагогической профилактики относятся:
— методы и приемы, обучения: рассказ, объяснение, доказательство, убеждение, пример, показ, упражнение и др.;
— методы и приемы воспитания: объяснение, убеждение, переубеждение, консультирование, разбор, рекомендация, совет, требование, принуждение, включение в деятельность, изменение среды и условий, упражнение в правильном поступке, поддержка, помощь, перспективных линий, «взрыва», воздействия через других (коллектив), соперничества, одобрения, поощрения, критики, наказания, самоуправления (самооценки, самокритики, самозапрета, самомобилизации, самопринуждения, самоприказа, достижение мелких, но ежедневных положительных результатов) и др.;
— методы и приемы развития: пробуждение чувства личного достоинства, авансирование доверия и веры в успех, активизации понимания уникальности жизни, активизации интереса, мышления, воли, напряжения усилий, преодоления трудностей, сдерживание слабостей и проявление положительных сторон личности; разовой, а затем повторяющейся, демонстрации личных возможностей, использования хотя бы мелких положительных проявлений и достижений для выражения одобрения и др.
Методика педагогической превенции предполагает комплексное использование методов и приемов, максимальную адаптацию их к данной ситуации, личности, группе. Необходим педагогический стиль общения и работы, уважение личности профилактируемого, его понимание и демонстрация этого понимания, доброжелательность, подлинное желание помочь человеку, душевность, сопереживание, искренность, доверительность, вера в его исправление, оптимизм, открытость, принципиальность и др.
Педагогическая профилактика реализуется при традиционных формах профилактической работы, а также предполагает использование особых, педагогически насыщенных форм: лекций, практических занятий, семинаров, обсуждений, бесед, заданий, поручений, шефств, коллективного труда, тематических вечеров, диспутов, дискуссий, вечеров вопросов и ответов, телефонов «доверия», включения в систему получения и повышения общего и профессионального образования и др.
Вся педагогическая профилактика требует не стандарта, шаблона, администрирования, а гибкости мышления, творчества, подлинного педагогического мастерства и способностей. Эти требования значительно более высоки, чем при работе с законопослушными гражданами.
Проблемы педагогической криминологии. Всякая профилактика неразрывно связана с выявлением причин и условий зарождения и развития преступного поведения. Это относится и к педагогической профилактике. То, что приведенные в параграфе 2.4 социально-педагогические факторы оказывают влияние на состояние законности и правопорядка, а их различные дефекты выступают причинами и условиями возникновения преступного поведения, можно считать установленным.
Криминология изучает пристально личность того человека, социальная и правовая специфика которого связывается с фактом совершенного преступления. Причем она нуждается в комплексном взгляде на личность, чтобы понять действительные причины, заключающиеся в нем и побудившие его преступить закон. Кроме того, криминология интересуется тем, как и почему появились у него эти причины, кто способствовал или упустил отклонения в его правовой социализации. Нетрудно понять, что и во всем этом имеют значение педагогические по своей природе причины, условия, влияния и воздействия, которые пока мало изучены, а поэтому и профилактическая работа еще мало ориентирована на них-
О личности преступника, строго говоря, можно говорить лишь с момента признания его таковым судом. При работе с человеком, находящимся в правом положении свидетеля, подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, также важно изучать его личность, в том числе в педагогических особенностях, чтобы уже на стадиях предварительного следствия и судебного разбирательства проводить определенную профилактическую по своему предназначению работу.
Кроме того, для достоверного выявления причин и условий совершения преступлений и последующей профилактической работы мало, изучая личность преступника, ретроспективно судить о них. Важно обнаруживать их в действии, при непосредственном исследовании, при прослеживании их «работы» на стадиях зарождения и развития криминализации личности и отклоняющегося поведения. Общепризнано, что такие причины и условия по преимуществу социальны. К ним относятся и педагогические, лежащие не только в макро-, но и микросреде каждого человека: в семье, дошкольных учреждениях, школе, среде трудового коллектива, друзей, досуга и др. Особенности общества, социальной группы отражаются в микросреде не однозначно, не механически, а во многом зависят от того, насколько контролируется и регулируется система педагогических влияний на каждого человека и дефекты в которых могут быть причинами и условиями его криминализации, Эти причины и условия — не мифические силы, а имеют лицо: деятельность личностей, органов, организаций, общностей, со своими именами, фамилиями, названиями, статусом, обязанностями и пр. Среди этих причин и условий есть, безусловно, и педагогические. В криминологии немало говорится о таких фигурантах, но конкретные педагогические упущения их, педагогические механизмы криминализации личности и способы их нейтрализации мало еще изучены и это тоже задача педагогической криминологии.
Криминологическое значение педагогических свойств человека
Достаточно очевидно, однако нужно углубленное изучение роли отдельных из них и составляющих их элементов. Дефекты в воспитании, в частности, нравственная невоспитанность, уже давно признаны криминологами ведущим фактором в генезисе противоправного поведения[55]. Очевидна и определенная значимость обученности, особенно правовой обученности. Дефекты в образованности, хотя и признаются криминологами, но некоторыми подвергаются сомнению со ссылками на «беловоротничковую преступностью, совершаемую лицами, чаще всего обладающими дипломами о высшем образовании. Уместно напомнить, что юридическая педагогика оценивает образованность не по диплому, не как социально-демографическое, но как педагогическое свойство, как цивилизованное, просвещенное, находящееся на уровне достижений современного человеческого знания, понимание данным человеком окружающего мира и себя в нем. Остается недостаточно выясненной роль развитости (обычно выделяется умственное развитие), если она не выражается н каких-то патологических отклонениях.
Педагогическая криминология находится еще в начале своего становления, и ликвидация его отставания будет, несомненно, способствовать успехам профилактической работы.
Педагогические аспекты специальной общей профилактики. Как известно, специальная общая профилактика представляет собой целенаправленную деятельность государственных органов, должностных лиц, общественных и других негосударственных организаций, учреждений и их представителей, направленную на выявление причин и условий преступности и осуществление мер по их устранению или нейтрализации, обеспечивающих сдерживание негативных тенденций преступности, снижение общественной опасности ее наиболее тяжких разновидностей, сокращение отдельных видов и групп преступлений. Ее объектами являются: преступность, ее виды и группы преступлений, причины преступности ее видов и групп, условия, обстоятельства, ситуации, поводы и другие факторы, обуславливающие совершение преступлений, криминогенные и маргинальные группы населения. Она тесно смыкается с общесоциальным предупреждением преступлений, поскольку их причины коренятся во всей системе общественных отношений.
Специальная общая профилактика призвана мобилизовать членов общества на борьбу с теми явлениями социальной действительности, которые при определенных условиях создают возможность перехода отдельных лиц на антиобщественные позиции. Это масштабная работа государства и общества. Пока она у нас слаба и ощутимого успеха не приносит. Просматривается излишнее упование на наказания, страх перед ними, его сдерживающую силу. Но она нужна, обязательна и поиск путей ее совершенствования предполагает включение новых сил и возможностей. Представляется, что превентивная педагогика и ее реализация в педагогической профилактике отвечает этой потребности. Известный криминолог Г.А. Аванесов отмечает, что «воспитание и профилактику нельзя отрывать друг от друга. Воспитанию присуща профилактическая функция, а профилактике — функция воспитания»[56].
Педагогический, аспект специальной общей профилактики выражается в:
— системе работы общества по формированию правовой культуры и правосознания населения;
— педагогическом мониторинге оперативной обстановки, изучении и анализе всей совокупности педагогических факторов, влияющих на нее и описанных в параграфе 2.4, оценке выявленных недостатков как криминогенных;
— педагогическом анализе статистических материалов, характеризующих преступность, ее виды, группы преступлений для выявления представленности и роли в них педагогических факторов;
— изучении и обобщении материалов средств массовой информации, отчетов и актов проверок деятельности педагогических учреждений, служебных расследований, разбирательств и т.п. с целью обнаружения в них информации о педагогических факторах, выступающих в качестве причин различных недостатков, нарушений норм поведения, низкой эффективности работы и др.;
— изучении и оценке педагогической эффективности правовых, организационных, административных и иных мер специальной общей профилактики;
— педагогической экспертизе разрабатываемых планов и подготавливаемых мер специальной общей профилактики;
— изучении и оценке участия различных средств массовой информации и печати в пропаганде правопослушного поведения, в правовом воспитании, выявлении материалов, педагогически отрицательно сказывающихся на устранение причин и условий преступности с учетом различных групп населения;
— разработке мер по улучшению правового воспитания населения, правовой пропаганды, правового всеобуча, улучшения преподавания права в общеобразовательных и профессиональных образовательных учреждениях;
— разработке мер по улучшению воспитательной и правовоспитательной работы по месту жительства граждан.
Правоохранительные органы имеют все же ограниченные возможности влиять на весь причинный комплекс преступности. Их возможности связаны в основном с небольшим кругом правовых, криминогенных и криминальных факторов, приведенных в 2.4. Однако им приходится непосредственно сталкиваться с фактами правонарушений и преступлений, их расследованием, анализом причин и условий, определением виновных и степени их вины; им лучше, чем другим, известны типичные причины и условия преступности, криминогенные объекты, зоны, группы населения и пр. Поэтому они обязаны направлять в установленном порядке информацию в тс органы, от которых зависят принятие мер по устранению выявленных криминогенных факторов. В обобщенных материалах, направляемых в местные органы самоуправления, кроме криминологической информации, вносятся и предложения, относящиеся к их компетенции, превышающей компетенцию правоохранительных органов. В этой работе нельзя забывать и педагогическую информацию и предложения педагогического характера.
Заслуживает внимания активизация участия сотрудников правоохранительных органов в правовом воспитании и просвещении по вопросам, связанным с непосредственным устранением причин и условий совершения преступлений. Так, в целевой программе комплексных мер противодействия злоупотреблениям незаконному обороту наркотиков, разработанной по инициативе Администрации Омской области на 1996—1997 годы, большая роль отводилась правоохранительным органам, Омскому юридическому институту МВД России, работавшим в сотрудничестве с Педагогическим институтом и Медицинской академией. Они проводили опросы населения, анализировали судебную практику по уголовным делам, связанным с незаконным оборотом наркотических средств, изучали опыт работы по предупреждению наркотизма в соседних областях, Казахстане и Узбекистане, и разрабатывали конкретные меры для совершенствования работы служб по незаконному обороту наркотиков и предупреждению правонарушений несовершеннолетних. Сотрудники, студенты, слушатели, преподаватели лично вели семинары для учителей средних школ, педагогического состава колледжей по вопросам профилактики наркомании среди учащихся, издавали даже журнал по профилактике наркотизма, осуществляли подготовку групп лекторов для ведения антинаркотической пропаганды, проводили усиленную профилактическую работу с подростками, состоящими на учете, подготовили цикл тематических брошюр, рассчитанных на детей и подростков, что дало положительные результаты[57].
Существуют и немалые возможности профилактики преступлений несовершеннолетних, которой призваны заниматься подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при районных и городских администрациях, центры социально-психологической и педагогической реабилитации при органах социального обеспечения, спецшколы и спецпрофучилища при департаментах образования, специальные медицинские учреждения при органах здравоохранения. К сожалению, во многих случаях наблюдается тяготение к административно-правовым мерам, а не воспитательно-профилактическим[58].
Специальной формой общепрофилактической работы выступают комплексные и целевые оперативно-профилактические операции правоохранительных органов. Они могут осуществляться отдельными правоохранительными органами, либо группой их, расположенной на данной территории; осуществлять воздействие на криминогенный комплекс, присущий какой-то группе населения, группе объектов, объекту, виду преступлений, либо прицельно по определенной группе причин и условий. Во всех таких учениях уместно участие специалистов-педагогов, воздействие на криминогенные педагогические факторы. Вместе с тем, полезно проводить и целевые педагогические оперативно-профилактические операции, объектом которых выступают педагогические криминогенные факторы, а комплекс профилактических мер имеет педагогическую природу. К сожалению, последние пока практически не проводятся-
Все большее значение приобретает виктимологическая профилактика, внимание к которой стало повышаться после долгого периода, когда вся работа проводилась только «вокруг» преступления и преступника. Ее необходимость обусловлена доказанным фактом: зачастую преступления могло бы и не быть, а начавшееся окончиться безрезультатно, если бы потенциальный преступник встретил в предполагаемой жертве или объекте посягательства надлежащую предусмотрительность и отпор.
Известно, что виктимология изучает преступление и преступное поведение как обусловленное личностными качествами потерпевшего, взаимоотношениями его с преступником до и в момент совершения преступления как рискованное, неосмотрительное, легкомысленное, распущенное, провокационное, опасное для самого себя. Виктимологи обычно выделяют морально-психологические и социальные характеристики жертв преступлений, хотя с позиций юридической педагогики достаточно очевидна роль педагогических свойств и особенно обученности, воспитанности и развитости. Снижают еиктимность гражданина:
— приобретенные знания, повышающие его осторожность, осмотрительность: знание роли виктимного поведения и его недопустимости; правил поведения, снижающих вероятность создания им криминогенно опасных ситуаций; способов действий преступников, использующих промахи жертв; способов, повышающих личную безопасность, безопасность своей недвижимости, финансов, автомобиля и пр.; криминогенно опасных мест, условий и пр.;
— воспитанные привычки поведения (не только знание правил, но неизменное, автоматизированное их соблюдение), снижающие риск стать жертвой: в общественных местах, на улицах, при переходе дорог, при движении по дороге на личном транспорте, в общении с незнакомыми лицами и пр.;
— воспитанные культурные интересы, увлечения, способы проведения досуга, исключающие попадание в «злачные места», компании повышенного криминального риска, излишнюю доверчивость к незнакомым людям, увлечение алкоголем и употребление наркотиков, совершение действий при общении и компаниях, повышающих опасность подвергнуть нападению преступника и др.;
— развитая разумная осторожность, бдительность, наблюдательность, собранность, самообладание, находчивость, быстрота реакций, ловкость;
— специально освоенные приемы самозащиты: поведенческие, словесные, двигательные, технические (использование носильных защитных средств).
Виктимологическая профилактика — одно из остро необходимых ныне и специфических направлений предупреждения преступлений. Она предполагает: а) выявление причин и условий, формирующих виктимное поведение и обуславливающих совершение преступлений в отношении конкретного лица, выявление групп риска и конкретных лиц с повышенной степенью виктимности; 6) воздействие на причины, условия, лиц, группы с целью активизации, восстановление и повышение их защитных свойств; в) разработку, совершенствование и распространение средств защиты граждан от преступлений в отношении их[59]. Во всей этой работе не должны быть упущенными педагогические аспекты и в криминологических изысканиях и в принятии профилактических мер.
Основные педагогические меры виктимологической профилактики таковы:
— обстоятельное криминологическое изучение недостатков обученности, воспитанности, развитости и образованности лиц и групп, ставших жертвами в результате виктимного поведения;
— достижение знания населением существования явления виктимности как достаточно массового явления, как индивидуально распространенного, привлекающего интерес лиц, ведущих преступный образ жизни или склонных к совершению преступлений, повышающего вероятность стать жертвой преступления и используемого преступниками;
— формирование убежденности всех граждан в необходимости устранения недостатков прежде всего своей обученности и воспитанности, снижающих собственные защитные свойства и повышающих вероятность стать жертвой преступных посягательств;
— формирование у всего населения знаний о способах снижения собственной виктимности, необходимых и доступных мерах по ее снижению;
— выявление среди населения групп с повышенной виктимностью, а также отдельных граждан и направление на них более интенсивных педагогических воздействий;
— активное освещение с помощью всех средств массовой информации проблем виктимности, наглядный показ ее роли в фактах совершаемых преступлений, разъяснение и напоминание способов повышения своих защитных свойств;
— изучение аспектов виктимности и профилактики ее проявлений во всех образовательных учреждениях в особых разделах учебных дисциплин, темах, специальных курсах;
— воспитание дисциплины безопасности у пешеходов и других участников дорожного движения, поведения в общественных местах, на транспорте и др.;
— обучение и специальных группах всех желающих способам повышения личной безопасности и использования специальных технических средств;
— массовое издание недорогих и популярных книг по способам повышения личной безопасности и снижения уровня собственной виктимности;
— индивидуальная воспитательная работа с лицами, отличающимися повышенной виктимностъю.
Субъектами виктимологической профилактики выступают органы, организации, должностные лица, которые занимаются профилактикой, в которой это направление профилактики призвано быть четко выделенным. Заслуживает внимания и поручение руководства ею отдельным должностным лицам в правоохранительных органах, органах социальной защиты и привлечение к ней специализированных общественных формирований типа Российской ассоциации поддержки жертв преступлений.
Педагогические аспекты индивидуальной профилактики. Этот вид профилактики ориентирован на конкретного человека, от которого можно ожидать правонарушающего поведения. Это предупредительная работа с учетом его индивидуальных особенностей, криминальных потенций и обнаруживающихся склонностей, специфики образа жизни, окружения и осуществлением адекватных им превентивных мер. Индивидуальная профилактика — это целенаправленная деятельность государственных и негосударственных органов, организаций и их представителей по выявлению лиц, нуждающихся в превенции, а также осуществление индивидуально направленных мер, ориентированных на ликвидацию индивидуальных причин и условий, способствующих совершению правонарушений и преступлений.
Основанием для выявления правоохранительными органами лиц, нуждающихся в профилактике и постановке их на профилактический учет, являются факты противоправного поведения. Для других организаций, особенно общественных, возможно начинать профилактическую работу на более ранних стадиях зарождения отклоняющегося поведения, базируясь на фактах морально некорректного поведения в семье и быту, проявления негативных привычек, нарушений трудовой дисциплины в организациях и т. п. Когда правоохранительные органы работают во взаимодействии с такими организациями и отдельными лицами, они способны привлечь их к ранней профилактике, что обеспечивает большую вероятность достижения профилактического успеха.
Педагогические и социально-педагогические факторы вместе с психологическими выступают основным объектом и средством решения индивидуально-профилактических задач.
Педагогический аспект индивидуальной профилактики связан с:
— анализом сформированности основных педагогических свойств профилактируемого лица: его образованности, обученности, воспитанности и развитости, выявлением дефектов в них, выступающих причиной их неустойчивого в моральном и правовом отношении поведения;
— выявлением отрицательных привычек поведения, осложняющих индивидуальную детерминацию должного поведения;
— социально-педагогическим анализом среды и ее факторов, оказывающих доминирующее воспитывающее, обучающее и развивающее влияние на личность и тех из них, которые выступают источниками неблагоприятного влияния;
— прогнозированием развития индивидуального поведения и оценкой преобладающей тенденции: положительной или отрицательной;
— определением педагогически адекватных мер, планов индивидуальной профилактической работы, отвечающих индивидуальным особенностям личности, поведения и среды профи л актируемого лица (программы, этапов, методов, приемов, изменений среды, рода занятий и др.);
— компетентной реализацией намеченных мер до получения намеченного коррекцией но го результата;
— педагогическим контролем поведения и изменений в личности профилактируемого лица.
Опыт и имеющиеся данные свидетельствуют о том, что индивидуальными причинами педагогической запущенности или деформированности выступают не только те качества, которые непосредственно проявились в вызывающих беспокойство фактах поведения данного лица. Чтобы успешно прогнозировать, надо выявить и оценить и другие педагогические и психологические особенности, которые будут способствовать дальнейшей криминализации личности и совершению более опасных правонарушений и преступлений. И напротив, общим правилом педагогики в работе с людьми является опора на положительное. Для работы же с социально и педагогически запущенным человеком особенно важен совет И. Канта: «Никого нельзя сделать лучше иначе, как через остаток того добра, который в нем имеется»[60].
Можно сказать, что индивидуальная профилактика это не только административно-правовая работа, но обязательно и психолого-педагогическая, что требует и соответствующего профессионализма от лиц и органов, осуществляющих ее.