в процессе какого образовательного подхода реализуется превентивность ответ на тестирование

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Роль педагога в превентивном обучении.

Роль педагога в превентивном обучении независимо от формы его организации имеет ряд существенных особенностей, отличающих превентивную педагогику от «классической».

Во – первых, поскольку основной целью превентивного обучения является развитие личностного потенциала ребенка, перед педагогом встают в первую очередь задачи создания благоприятных условий для самораскрытия возможностей ребенка, укрепления его веры в собственные силы, развития самоуважения и уверенности в себе. Для решения этих задач педагог:

— создает и поддерживает доверительную атмосферу на занятиях;

— побуждает детей делиться своими знаниями и мнениями;

— задает «открытые» вопросы (т.е. вопросы, предполагающие несколько вариантов ответов) и признает за ребенком право на собственное мнение;

— ведет групповую дискуссию;

— обобщает и комментирует высказывание детей.

В – третьих, специфика предмета превентивного обучения не позволяет педагогу чувствовать себя экспертом, таким, каковым он является на предметах общеобразовательного цикла. Учитель может гораздо лучше своих учеников знать орфографические правила, но он не может разбираться в чувствах ребенка, ежедневно испытывающего на себе все «прелести» повседневной жизни.

В – четвертых, педагогу необходимо помнить, что некоторые темы могут оказаться сложными и вызывающими болезненные переживания у части учащихся. Дети очень непосредственны и импульсивны, самораскрытие у них зачастую идет «без оглядки», поэтому, проводя профилактические занятия с детьми, учитель должен быть готов получить очень откровенную информацию, обсуждение которой не входит сферу их профессиональной компетенции. Чтобы по возможности избежать этого, можно взять за правило не задавать лобовых «закрытых вопросов о семье ребенка, не осуждать поведение или взаимоотношения родителей.

Источник

Тест с ответами профессиональная компетентность педагога ФГОС 2020-2021 учебный год

ПОДЕЛИТЬСЯ

Официальные тесты с ответами для проверки профессиональная компетентность педагога образовательной организации в условиях реализации ФГОС 2020-2021 учебный год.

Ссылка для скачивания теста №1 для проверки педагога: скачать в PDF

Ссылка для скачивания теста №2 для проверки педагога: скачать в PDF

Ссылка для скачивания теста №3 (дошкольное) для проверки педагога: скачать в PDF

Ссылка для скачивания теста №4 (дошкольное) ФГОС ДО: требования, структура, реализация: скачать в PDF

Тест на знание ФГОС профессиональная компетентность педагога 2020-2021 с ответами:

1)Методология какого подхода, представляет педагогический процесс как четко спланированную систему усвоения обучающимися учебно – профессиональную деятельность?

Ответ: системно – деятельностный

2)Среди понятий «образование», «содержание образования», «учебный план», «образовательная область» наиболее масштабным является понятие…

Ответ: образование

3)Что такое Электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК)?

Ответ: совокупность структурированных учебно-методических материалов, объединенных посредством компьютерной среды обучения, обеспечивающих полный дидактический цикл обучения и предназначенных для оптимизации овладения обучающимися знаниями в рамках учебной дисциплины.

4)На что имеют право родители (законные представители обучающихся, воспитанников), в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»?

Ответ: выбирать формы получения образования, образовательные учреждения; защищать законные права и интересы ребенка; принимать участие в управлении образовательным учреждением.

5)Что определяет данное понятие «Уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности»?

Ответ: квалификация

6)Как называется интегративная характеристика комплекса личностных свойств, обеспечивающего высокий уровень решения задач профессиональной деятельности?

Ответ: профессиональное мастерство

7)Педагогическая поддержка в личностно-ориентированном обучении – это….

Ответ: деятельность педагогов по оказанию помощи обучающимся в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении, жизненным и профессиональным самоопределением

8)Что является основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся?

Ответ: Федеральный государственный образовательный стандарт

9)Многократное выполнение определенных действий с целью их освоения и сознательного совершенствования – это…

Ответ: упражнение

10)Мультимедийность как свойство электронного образовательного ресурса – это….

Ответ: представление учебных объектов множеством различных способов, т.е. с помощью графики, звука, видео, анимации, фото

Тест на знание ФГОС профессиональная компетентность педагога дошкольное образование 2020-2021:

1)Нормативно-правовая компетентность На основании требований какого документа разработан ФГОС дошкольного образования?

Ответ: конституции РФ, закон об образовании РФ

2)Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) включает в себя требования к:

3)Идеология Стандарта дошкольного образования — это

4)Ключевой принцип ФГОС дошкольного образования:

5)Дошкольная образовательная организация осуществляет образовательную деятельность в соответствии с:

6)Педагогическая компетентность Качество дошкольного образования – это:

7)Какая из задач характерна для личностно-ориентированного образования:

8)С внедрением в образовательный процесс современных технологий педагог осваивает функцию:

9)Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

10)Методическая компетентность Образовательный процесс в дошкольной группе это:

11)Вставьте недостающее слово в структуре логики деятельности Цели — задачи — условия — способы — ….. — коррекция

12)Распределите понятия технологии исследовательской деятельности по порядку

13)Психологическая компетентность Учет возрастных, индивидуальных и личностных особенностей детей –это умение

14)Вставьте недостающее словосочетание в цепочке последовательных действий педагога по осуществлению деятельности Цели и задачи — …… деятельности — педагогический анализ — меры воздействия

15)Что дает ребенку старшего дошкольного возраста участие в проектно-исследовательской деятельности?

16)Педагогическая диагностика- это

17)Педагогическая диагностика в соответствии с ФГОС ДО проводится:

18)Наличие у ребенка компетентности можно визуально определить по фактам:

19)Сопровождается ли освоение Программы проведением промежуточной и итоговой аттестации воспитанников?

Тест на знание ФГОС ДО: требования, структура, реализация:

1)Расшифруйте аббревиатуру ФГОС ДО:

Ответ: Ф — Федеральный Г- Государственный О- Образовательный С- Стандарт Д- Дошкольного О — Образования

2)Под каким номером был издан Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации « Об утверждении ФГОС ДО»?

Ответ: № 1155 от 17 октября.2013 г

3)Кто являлся руководителем рабочей группы по подготовке проекта ФГОС ДО?Под каким номером был издан Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации « Об утверждении ФГОС ДО»?

Ответ: А.Г. Асмолов

4)На основании, каких документов разработан ФГОС ДО?

Ответ: Конституции РФ; Конвенции ООН о правах ребенка; Закон об образовании РФ;

5)Выберите основные принципы дошкольного образования:

Ответ:

6)Выберите цели ФГОС ДО:

Ответ: обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования; обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения; сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования;

7)Добавьте недостающие задачи Стандарта:

Ответ:

8)Выберите правильный ответ «Стандарт является основой для:

Ответ:

9)Выберите правильный ответ: «Стандарт устанавливает требования, обязательные при реализации Программы, в том числе:

Ответ: к структуре Программы, к условиям реализации Программы, к результатам освоения Программы

10)Выберите правильный ответ: «Содержание Программы должно охватывать следующие образовательные области:

Ответ: коммуникативно-личностное развитие, познавательно-речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие

11)Программа предполагает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обязательная часть Программы от общего объёма должна составлять:

Ответ: 60%

12)В каком из разделов Программы содержатся цели и задачи реализации основной образовательной программы:

Ответ: целевой;

13)Какой из разделов Программы включает в себя целевые ориентиры?

Ответ: целевой

14)В каком из разделов Программы представлены особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников?

Ответ: содержательный

15)Какой из разделов Программы представляет материально – техническое обеспечение Программы, включает распорядок или режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий и особенности организации предметнопространственной развивающей среды?

Ответ: организационный

16)Выберите правильный ответ: « Содержание Программы должно отражать следующие аспекты социальной ситуации развития ребёнка дошкольного возраста:

Ответ: предметно-пространственная развивающая образовательная среда, характер взаимодействия со взрослыми, характер взаимодействия с другими детьми, система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому

17)Дополните какие психолого-педагогические условия, необходимые для успешной реализации Программы :

18)Правильное или неправильное изложение:

19)Продолжите фразу « Развивающая предметно-пространственная среда Организации (группы) должна быть:

20)Развивающая предметно-пространственная среда Организации (дошкольной группы, участка) должна обеспечивать:

21)« Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников».

22)Вставьте пропущенные слова: «Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте:

23)Дополните предложения: «Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

24)«Целевые ориентиры служат непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая:

25)«Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая:

Тест с ответами профессиональная компетентность педагога образовательной организации в условиях реализации ФГОС 2020-2021

1)ФГОС общего образования определяет

Ответ: определяет возможное содержание, изучаемое обучающимися общеобразовательных школ

2)Какое место отводится предметным знаниям в новом ФГОС:

Ответ: являются одним из основных компонентов содержания образования и на ряду с другими определяют типы учебно-познавательной деятельности.

3)Какое определение универсальные учебные действия является наиболее полным и точным:

Ответ: способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта

4)Функциями универсальных учебных действий являются:

Ответ: обеспечивают возможности учащихся самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности

5)К метапредметным результатам не относятся:

Ответ: личностные

6)Федеральный государственный образовательный стандарт – это совокупность систем требований:

Ответ: к образовательным результатам, образовательным программам, условиям реализации
образовательного процесса

7)Принципиальными особенностями деятельностного образования являются:

Ответ: основным компонентом содержания образования является деятельность, что должно находить отражение в целевом, процессуальном и контрольно-оценочных компонентах учебного процесса

8)Организация рефлексии учащихся обеспечивает формирование:

Ответ: универсальных учебных действий и предметных знаний, умений и навыков

9)Схема «компонент содержания образования» позволяет определить:

Ответ: условия реализации как предметных ЗУН, так и универсальных учебных действий

10)В каком аспекте рассматриваются коммуникативные учебные действия в ФГОС:

Ответ: системно-мыследеятельностном

11)Какое умение не относится к группе коммуникативных учебных действий:

Ответ: умения перерабатывать информацию и представлять ее в разных формах

12)Общие умения коммуникации это:

Ответ: умения, обеспечивающие адекватное восприятие письменной и устной информации, а также адекватное ее изложение

13)Регулятивные учебные действия это:

Ответ: группа умений, позволяющая планировать, осуществлять и оценивать учебную деятельность

14)Схема целеполагания включает следующие блоки:

Ответ: собственные потребности, внешние вызовы и заказы, ограничивающие условия, способствующие условия

15)Каким компонентом задаются искусственные процессы в социальной действительности?

Ответ: рефлексивным охватом субъекта ситуации

16)Рефлексия — это

Ответ: метод мышления, способ получения субъектом знаний об основаниях собственной деятельности при смене «позиции», осуществляется рефлексивный выход и происходит формирование собственной нормы

17)Найдите лишнее условие формирования рефлексивных умений:

Ответ: регулярная оценка деятельности учащегося со стороны учителя

18)Самоуправление в учебном процессе возможно при условии, что:

Ответ: все учащиеся включены в процессы планирования, организации и рефлексии собственной деятельности

19)Рефлексивный дневник это:

Ответ: средство формирования регулятивных умений учащихся

20)Проектно-исследовательская деятельность обеспечивает формирование регулятивных
учебных действий, так как:

Ответ: предполагает высокую степень самостоятельности учащихся при выполнении исследовательских задач

21)Индивидуальная образовательная программа учащегося складывается из:

Ответ: образовательных потребностей учащегося, стандарта образования, индивидуальных способов и средств освоения содержания

22)К познавательным универсальным действиям не относится:

Ответ: умения определять способ работы и действовать согласно этого способа

23)Анализ – это …

Ответ: (от греч. – разложение) – мысленное или фактическое разделение (расчленение, дробление) целого предмета на составные части

24)Прием логического мышления, при котором распределение предметов по группам осуществляется согласно сходству и различию между ними, причем с таким расчетом, чтобы каждая группа занимала фиксированное место в системе других групп:

Ответ: классификация

25)Основное предназначение диагностики уровня сформированности универсальных учебных действий заключается в:

Ответ: определении уровня сформированности УУД у учащихся и коррекции способов, форм и средств обучения

26)Какой метод будет неэффективным для выявления уровня сформированности УУД:

Ответ: фронтальный опрос

27)Какую шкалу оценки целесообразно использовать для определения уровня сформированности УУД:

Ответ: уровневую (низкий, средний, высокий)

28)Одной из проблем диагностики УУД в настоящий момент является:

Ответ: высокий уровень субъективности при выборе правильного ответа

29)Диагностика УУД реализуется в течение следующих этапов:

Ответ: входной, промежуточной и итоговой

30)Если результаты диагностики уровня сформированности УУД у одного учителя не соответствуют результатам диагностики, полученным другим педагогом, то это свидетельствует о:

Ответ: невалидности диагностических материалов

Источник

Превентивная педагогика шпоры

Основы превентивной педагогики. Как бы ни было сложно, но преступление легче предупредить, чем устранить его последст­вия. Последствия тяжелы и масштабны, ибо их негатив относится не только к преступнику, несущему уголовную ответственность, не только к потерпевшему, жертве преступления, но он охватывает и большой круг лиц, которым тот и другой близки, дороги и кото­рые тоже, по существу, становятся жертвами преступления, ибо оно вносит в их жизнь страдания, лишения, а порой радикальные и непоправимые перемены. Негативные последствия преступления долговременны и испытываются затрагиваемыми им лицами порой всю жизнь. Особенно прискорбно, когда они совершаются впервые молодыми людьми, круто переворачивая нередко их психологию и судьбу53. Поэтому профилактике преступлений принадлежит при­оритетная и подлинно гуманная роль.Есть много разновидностей предупреждения преступлений: общая и индивидуальная профилактика, оперативно-розыскная, виктимологическая и др. Обычно на первый план выдвигается общая и индивидуальная профилактика. Между ними есть нераз­рывная связь, хотя в одном случае объектом внимания является множество лиц, а в другом — конкретная личность.В общей профилактике ее правовой аспект представлен уго­ловно-правовой, уголовно-процессуальной, уголовно-исполнитель­ной, криминалистической и др. профилактиками, а социальный — моральной, психологической, педагогической, медицинской, пси­хиатрической и др.^ Педагогическая профилактика — использование педагогиче­ских средств в предупреждении преступлений, которые разраба­тывает особый раздел юридической педагогики — превентивная педагогика. Педагогическая профилактика и ее эффективность — это превентивная педагогика в действии. Педагогизация профи­лактической работы — это включение в нее возможностей превен­тивной педагогики (педагогических задач, содержания, форм, ме­тодов, приемов, средств).

К основным методам и приемам педагогической профилакти­ки относятся:методы и приемы, обучения: рассказ, объяснение, доказательство, убеждение, пример, показ, упражнение и др.;методы и приемы воспитания: объяснение, убеждение, пе­реубеждение, консультирование, разбор, рекомендация, совет, тре­бование, принуждение, включение в деятельность, изменение среды и условий, упражнение в правильном поступке, поддержка, помощь, перспективных линий, «взрыва», воздействия через других (коллектив), соперничества, одобрения, поощрения, критики, наказания, самоуправления (самооценки, самокритики, самозапрета, самомобилизации, самопринуждения, самоприказа, достижение мелких, но ежедневных положительных результатов) и др.;- методы и приемы развития: пробуждение чувства личного достоинства, авансирование доверия и веры в успех, активизации понимания уникальности жизни, активизации интереса, мышле­ния, воли, напряжения усилий, преодоления трудностей, сдержи­вание слабостей и проявление положительных сторон личности; разовой, а затем повторяющейся, демонстрации личных возможно­стей, использования хотя бы мелких положительных проявлений и достижений для выражения одобрения и др. Методика педагогической превенции предполагает комплекс­ное использование методов и приемов, максимальную адаптацию их к данной ситуации, личности, группе. Необходим педагогиче­ский стиль общения и работы, уважение личности профилактируемого, его понимание и демонстрация этого понимания, добро­желательность, подлинное желание помочь человеку, душевность, сопереживание, искренность, доверительность, вера в его исправ­ление, оптимизм, открытость, принципиальность и др.Педагогическая профилактика реализуется при традиционных формах профилактической работы, а также предполагает исполь­зование особых, педагогически насыщенных форм: лекций, прак­тических занятий, семинаров, обсуждений, бесед, заданий, пору­чений, шефств, коллективного труда, тематических вечеров, дис­путов, дискуссий, вечеров вопросов и ответов, телефонов «дове­рия», включения в систему получения и повышения общего и профессионального образования и др.

Примеры похожих учебных работ

Источник

Превентивная педагогика

в процессе какого образовательного подхода реализуется превентивность ответ на тестирование. Смотреть фото в процессе какого образовательного подхода реализуется превентивность ответ на тестирование. Смотреть картинку в процессе какого образовательного подхода реализуется превентивность ответ на тестирование. Картинка про в процессе какого образовательного подхода реализуется превентивность ответ на тестирование. Фото в процессе какого образовательного подхода реализуется превентивность ответ на тестирование в процессе какого образовательного подхода реализуется превентивность ответ на тестирование. Смотреть фото в процессе какого образовательного подхода реализуется превентивность ответ на тестирование. Смотреть картинку в процессе какого образовательного подхода реализуется превентивность ответ на тестирование. Картинка про в процессе какого образовательного подхода реализуется превентивность ответ на тестирование. Фото в процессе какого образовательного подхода реализуется превентивность ответ на тестирование в процессе какого образовательного подхода реализуется превентивность ответ на тестирование. Смотреть фото в процессе какого образовательного подхода реализуется превентивность ответ на тестирование. Смотреть картинку в процессе какого образовательного подхода реализуется превентивность ответ на тестирование. Картинка про в процессе какого образовательного подхода реализуется превентивность ответ на тестирование. Фото в процессе какого образовательного подхода реализуется превентивность ответ на тестирование в процессе какого образовательного подхода реализуется превентивность ответ на тестирование. Смотреть фото в процессе какого образовательного подхода реализуется превентивность ответ на тестирование. Смотреть картинку в процессе какого образовательного подхода реализуется превентивность ответ на тестирование. Картинка про в процессе какого образовательного подхода реализуется превентивность ответ на тестирование. Фото в процессе какого образовательного подхода реализуется превентивность ответ на тестирование

в процессе какого образовательного подхода реализуется превентивность ответ на тестирование. Смотреть фото в процессе какого образовательного подхода реализуется превентивность ответ на тестирование. Смотреть картинку в процессе какого образовательного подхода реализуется превентивность ответ на тестирование. Картинка про в процессе какого образовательного подхода реализуется превентивность ответ на тестирование. Фото в процессе какого образовательного подхода реализуется превентивность ответ на тестирование

в процессе какого образовательного подхода реализуется превентивность ответ на тестирование. Смотреть фото в процессе какого образовательного подхода реализуется превентивность ответ на тестирование. Смотреть картинку в процессе какого образовательного подхода реализуется превентивность ответ на тестирование. Картинка про в процессе какого образовательного подхода реализуется превентивность ответ на тестирование. Фото в процессе какого образовательного подхода реализуется превентивность ответ на тестирование

Основы превентивной педагогики. Как бы ни было сложно, но преступление легче предупредить, чем устранить его последст­вия. Последствия тяжелы и масштабны, ибо их негатив относится не только к преступнику, несущему уголовную ответственность, не только к потерпевшему, жертве преступления, но он охватывает и большой круг лиц, которым тот и другой близки, дороги и кото­рые тоже, по существу, становятся жертвами преступления, ибо оно вносит в их жизнь страдания, лишения, а порой радикальные и непоправимые перемены. Негативные последствия преступления долговременны и испытываются затрагиваемыми им лицами порой всю жизнь. Особенно прискорбно, когда они совершаются впервые молодыми людьми, круто переворачивая нередко их психологию и судьбу[53]. Поэтому профилактике преступлений принадлежит при­оритетная и подлинно гуманная роль.

Есть много разновидностей предупреждения преступлений: общая и индивидуальная профилактика, оперативно-розыскная, виктимологическая и др. Обычно на первый план выдвигается общая и индивидуальная профилактика. Между ними есть нераз­рывная связь, хотя в одном случае объектом внимания является множество лиц, а в другом — конкретная личность.

Превентивная педагогика рассматривает назначение педагоги­ческой профилактики как содействие предупреждению преступле­ний устранением педагогических (социально-педагогических, пси­холого-педагогических) причин, а также иных педагогическими средствами. Педагогические причины неэффективно разрушать чуждыми их природе способами. Нельзя приказать человеку ду­мать иначе. Педагогическая профилактика решает свои задачи специальными обучающими, воспитывающими и развивающими педагогическими средствами и методами, свойственными педагоги­ческой деятельности и адекватными тем деформациям в обученности, воспитанности и развитости профи л актируемых граждан и групп, которые являются причинами отклоняющегося поведения и его потенциями. Достигается это, главным образом, не прямым разрушением деформаций, а позитивными обучающими, воспиты­вающими и развивающими воздействиями, вытесняющими первые.

в процессе какого образовательного подхода реализуется превентивность ответ на тестирование. Смотреть фото в процессе какого образовательного подхода реализуется превентивность ответ на тестирование. Смотреть картинку в процессе какого образовательного подхода реализуется превентивность ответ на тестирование. Картинка про в процессе какого образовательного подхода реализуется превентивность ответ на тестирование. Фото в процессе какого образовательного подхода реализуется превентивность ответ на тестирование

Превентивная педагогика выделяет ряд функций, которые должны быть присущи практике педагогической профилактики:

криминологическую (диагностическую) — выявления педагогических причин и условий преступности, ее видов, распростра­ненности в отдельных регионах, среди групп населения и наличия у отдельных лиц с отклоняющимся поведением;

прогностическую — определения тенденций развития юри­дически значимого поведения лиц и групп, обладающих опреде­ленными особенностями педагогических свойств образованности, обученности, воспитанности и развитости;

методическую — тщательной и детальной проработки порядка применения педагогических методов, приемов, средств, форм, технологий, обеспечивающих полную и правильную реали­зацию педагогических намерений и возможностей (образователь­ных, обучающих, воспитательных, развивающих) в профилакти­ческой работе;

побуждающую — зарождения надежд, намерений, желаний
у профилактируемых воспользоваться предоставляемой помощью, преодолеть свои слабости и недостатки, поверить в реальную воз­можность стать на путь нормальной, отвечающей моральным и правовым нормам жизни и правомерного поведения, отказаться от преступных намерений. Это функция организации самопрофи­лактики. Ничто не приведет к достижению желательного превен­тивного результата, пока сам человек этого не захочет, не прило­жит силы и умения к этому.

К основным методам и приемам педагогической профилакти­ки относятся:

методы и приемы, обучения: рассказ, объяснение, доказательство, убеждение, пример, показ, упражнение и др.;

методы и приемы воспитания: объяснение, убеждение, пе­реубеждение, консультирование, разбор, рекомендация, совет, тре­бование, принуждение, включение в деятельность, изменение среды и условий, упражнение в правильном поступке, поддержка, помощь, перспективных линий, «взрыва», воздействия через других (коллектив), соперничества, одобрения, поощрения, критики, наказания, самоуправления (самооценки, самокритики, самозапрета, самомобилизации, самопринуждения, самоприказа, достижение мелких, но ежедневных положительных результатов) и др.;

методы и приемы развития: пробуждение чувства личного достоинства, авансирование доверия и веры в успех, активизации понимания уникальности жизни, активизации интереса, мышле­ния, воли, напряжения усилий, преодоления трудностей, сдержи­вание слабостей и проявление положительных сторон личности; разовой, а затем повторяющейся, демонстрации личных возможно­стей, использования хотя бы мелких положительных проявлений и достижений для выражения одобрения и др.

Методика педагогической превенции предполагает комплекс­ное использование методов и приемов, максимальную адаптацию их к данной ситуации, личности, группе. Необходим педагогиче­ский стиль общения и работы, уважение личности профилактируемого, его понимание и демонстрация этого понимания, добро­желательность, подлинное желание помочь человеку, душевность, сопереживание, искренность, доверительность, вера в его исправ­ление, оптимизм, открытость, принципиальность и др.

Педагогическая профилактика реализуется при традиционных формах профилактической работы, а также предполагает исполь­зование особых, педагогически насыщенных форм: лекций, прак­тических занятий, семинаров, обсуждений, бесед, заданий, пору­чений, шефств, коллективного труда, тематических вечеров, дис­путов, дискуссий, вечеров вопросов и ответов, телефонов «дове­рия», включения в систему получения и повышения общего и профессионального образования и др.

Вся педагогическая профилактика требует не стандарта, шаб­лона, администрирования, а гибкости мышления, творчества, под­линного педагогического мастерства и способностей. Эти требова­ния значительно более высоки, чем при работе с законопослуш­ными гражданами.

Проблемы педагогической криминологии. Всякая профилак­тика неразрывно связана с выявлением причин и условий зарож­дения и развития преступного поведения. Это относится и к педа­гогической профилактике. То, что приведенные в параграфе 2.4 социально-педагогические факторы оказывают влияние на состоя­ние законности и правопорядка, а их различные дефекты высту­пают причинами и условиями возникновения преступного поведе­ния, можно считать установленным.

Криминология изучает пристально личность того человека, социальная и правовая специфика которого связывается с фактом совершенного преступления. Причем она нуждается в комплекс­ном взгляде на личность, чтобы понять действительные причины, заключающиеся в нем и побудившие его преступить закон. Кроме того, криминология интересуется тем, как и почему появились у него эти причины, кто способствовал или упустил отклонения в его правовой социализации. Нетрудно понять, что и во всем этом имеют значение педагогические по своей природе причины, усло­вия, влияния и воздействия, которые пока мало изучены, а поэто­му и профилактическая работа еще мало ориентирована на них-

О личности преступника, строго говоря, можно говорить лишь с момента признания его таковым судом. При работе с человеком, находящимся в правом положении свидетеля, подозреваемого, об­виняемого, подсудимого, также важно изучать его личность, в том числе в педагогических особенностях, чтобы уже на стадиях пред­варительного следствия и судебного разбирательства проводить определенную профилактическую по своему предназначению ра­боту.

Кроме того, для достоверного выявления причин и условий совершения преступлений и последующей профилактической ра­боты мало, изучая личность преступника, ретроспективно судить о них. Важно обнаруживать их в действии, при непосредственном исследовании, при прослеживании их «работы» на стадиях заро­ждения и развития криминализации личности и отклоняющегося поведения. Общепризнано, что такие причины и условия по пре­имуществу социальны. К ним относятся и педагогические, лежа­щие не только в макро-, но и микросреде каждого человека: в се­мье, дошкольных учреждениях, школе, среде трудового коллекти­ва, друзей, досуга и др. Особенности общества, социальной группы отражаются в микросреде не однозначно, не механически, а во многом зависят от того, насколько контролируется и регули­руется система педагогических влияний на каждого человека и дефекты в которых могут быть причинами и условиями его кри­минализации, Эти причины и условия — не мифические силы, а имеют лицо: деятельность личностей, органов, организаций, общ­ностей, со своими именами, фамилиями, названиями, статусом, обязанностями и пр. Среди этих причин и условий есть, безуслов­но, и педагогические. В криминологии немало говорится о таких фигурантах, но конкретные педагогические упущения их, педаго­гические механизмы криминализации личности и способы их ней­трализации мало еще изучены и это тоже задача педагогической криминологии.

Криминологическое значение педагогических свойств человека
Достаточно очевидно, однако нужно углубленное изучение роли отдельных из них и составляющих их элементов. Дефекты в воспитании, в частности, нравственная невоспитанность, уже давно признаны криминологами ведущим фактором в генезисе противоправного поведения[55]. Очевидна и определенная значи­мость обученности, особенно правовой обученности. Дефекты в образованности, хотя и признаются криминологами, но некото­рыми подвергаются сомнению со ссылками на «беловоротничковую преступностью, совершаемую лицами, чаще всего обладающи­ми дипломами о высшем образовании. Уместно напомнить, что юридическая педагогика оценивает образованность не по диплому, не как социально-демографическое, но как педагогическое свойст­во, как цивилизованное, просвещенное, находящееся на уровне достижений современного человеческого знания, понимание дан­ным человеком окружающего мира и себя в нем. Остается недос­таточно выясненной роль развитости (обычно выделяется умст­венное развитие), если она не выражается н каких-то патологиче­ских отклонениях.

Педагогическая криминология находится еще в начале своего становления, и ликвидация его отставания будет, несомненно, спо­собствовать успехам профилактической работы.

Педагогические аспекты специальной общей профилактики. Как известно, специальная общая профилактика представляет собой целенаправленную деятельность государственных органов, должностных лиц, общественных и других негосударственных ор­ганизаций, учреждений и их представителей, направленную на выявление причин и условий преступности и осуществление мер по их устранению или нейтрализации, обеспечивающих сдержива­ние негативных тенденций преступности, снижение общественной опасности ее наиболее тяжких разновидностей, сокращение от­дельных видов и групп преступлений. Ее объектами являются: преступность, ее виды и группы преступлений, причины преступ­ности ее видов и групп, условия, обстоятельства, ситуации, пово­ды и другие факторы, обуславливающие совершение преступле­ний, криминогенные и маргинальные группы населения. Она тес­но смыкается с общесоциальным предупреждением преступлений, поскольку их причины коренятся во всей системе общественных отношений.

Специальная общая профилактика призвана мобилизовать членов общества на борьбу с теми явлениями социальной действи­тельности, которые при определенных условиях создают возмож­ность перехода отдельных лиц на антиобщественные позиции. Это масштабная работа государства и общества. Пока она у нас слаба и ощутимого успеха не приносит. Просматривается излиш­нее упование на наказания, страх перед ними, его сдерживающую силу. Но она нужна, обязательна и поиск путей ее совершенство­вания предполагает включение новых сил и возможностей. Пред­ставляется, что превентивная педагогика и ее реализация в педагогической профилактике отвечает этой потребности. Известный криминолог Г.А. Аванесов отмечает, что «воспитание и профилак­тику нельзя отрывать друг от друга. Воспитанию присуща профи­лактическая функция, а профилактике — функция воспитания»[56].

Педагогический, аспект специальной общей профилактики вы­ражается в:

— системе работы общества по формированию правовой куль­туры и правосознания населения;

— педагогическом мониторинге оперативной обстановки, изучении и анализе всей совокупности педагогических факторов, влияющих на нее и описанных в параграфе 2.4, оценке выявлен­ных недостатков как криминогенных;

— педагогическом анализе статистических материалов, характеризующих преступность, ее виды, группы преступлений для вы­явления представленности и роли в них педагогических факторов;

— изучении и обобщении материалов средств массовой ин­формации, отчетов и актов проверок деятельности педагогических учреждений, служебных расследований, разбирательств и т.п. с целью обнаружения в них информации о педагогических факто­рах, выступающих в качестве причин различных недостатков, на­рушений норм поведения, низкой эффективности работы и др.;

— изучении и оценке педагогической эффективности право­вых, организационных, административных и иных мер специаль­ной общей профилактики;

— педагогической экспертизе разрабатываемых планов и под­готавливаемых мер специальной общей профилактики;

— изучении и оценке участия различных средств массовой информации и печати в пропаганде правопослушного поведения, в правовом воспитании, выявлении материалов, педагогически отри­цательно сказывающихся на устранение причин и условий пре­ступности с учетом различных групп населения;

— разработке мер по улучшению правового воспитания насе­ления, правовой пропаганды, правового всеобуча, улучшения пре­подавания права в общеобразовательных и профессиональных об­разовательных учреждениях;

— разработке мер по улучшению воспитательной и правовос­питательной работы по месту жительства граждан.

Правоохранительные органы имеют все же ограниченные воз­можности влиять на весь причинный комплекс преступности. Их возможности связаны в основном с небольшим кругом правовых, криминогенных и криминальных факторов, приведенных в 2.4. Однако им приходится непосредственно сталкиваться с фактами правонарушений и преступлений, их расследованием, анализом причин и условий, определением виновных и степени их вины; им лучше, чем другим, известны типичные причины и условия пре­ступности, криминогенные объекты, зоны, группы населения и пр. Поэтому они обязаны направлять в установленном порядке ин­формацию в тс органы, от которых зависят принятие мер по уст­ранению выявленных криминогенных факторов. В обобщенных материалах, направляемых в местные органы самоуправления, кроме криминологической информации, вносятся и предложения, относящиеся к их компетенции, превышающей компетенцию пра­воохранительных органов. В этой работе нельзя забывать и педа­гогическую информацию и предложения педагогического характера.

Заслуживает внимания активизация участия сотрудников правоохранительных органов в правовом воспитании и просвеще­нии по вопросам, связанным с непосредственным устранением причин и условий совершения преступлений. Так, в целевой про­грамме комплексных мер противодействия злоупотреблениям не­законному обороту наркотиков, разработанной по инициативе Ад­министрации Омской области на 1996—1997 годы, большая роль отводилась правоохранительным органам, Омскому юридическому институту МВД России, работавшим в сотрудничестве с Педагоги­ческим институтом и Медицинской академией. Они проводили опросы населения, анализировали судебную практику по уголов­ным делам, связанным с незаконным оборотом наркотических средств, изучали опыт работы по предупреждению наркотизма в соседних областях, Казахстане и Узбекистане, и разрабатывали конкретные меры для совершенствования работы служб по незаконному обороту наркотиков и предупреждению правонарушений несовершеннолетних. Сотрудники, студенты, слушатели, препода­ватели лично вели семинары для учителей средних школ, педаго­гического состава колледжей по вопросам профилактики наркома­нии среди учащихся, издавали даже журнал по профилактике наркотизма, осуществляли подготовку групп лекторов для ведения антинаркотической пропаганды, проводили усиленную профилак­тическую работу с подростками, состоящими на учете, подготови­ли цикл тематических брошюр, рассчитанных на детей и подрост­ков, что дало положительные результаты[57].

Существуют и немалые возможности профилактики преступ­лений несовершеннолетних, которой призваны заниматься подраз­деления по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при районных и городских администрациях, центры социально-психо­логической и педагогической реабилитации при органах социаль­ного обеспечения, спецшколы и спецпрофучилища при департа­ментах образования, специальные медицинские учреждения при органах здравоохранения. К сожалению, во многих случаях на­блюдается тяготение к административно-правовым мерам, а не воспитательно-профилактическим[58].

Специальной формой общепрофилактической работы высту­пают комплексные и целевые оперативно-профилактические опе­рации правоохранительных органов. Они могут осуществляться отдельными правоохранительными органами, либо группой их, расположенной на данной территории; осуществлять воздействие на криминогенный комплекс, присущий какой-то группе населе­ния, группе объектов, объекту, виду преступлений, либо прицель­но по определенной группе причин и условий. Во всех таких уче­ниях уместно участие специалистов-педагогов, воздействие на криминогенные педагогические факторы. Вместе с тем, полезно проводить и целевые педагогические оперативно-профилактиче­ские операции, объектом которых выступают педагогические кри­миногенные факторы, а комплекс профилактических мер имеет педагогическую природу. К сожалению, последние пока практиче­ски не проводятся-

Все большее значение приобретает виктимологическая профилактика, внимание к которой стало повышаться после долгого периода, когда вся работа проводилась только «вокруг» преступ­ления и преступника. Ее необходимость обусловлена доказанным фактом: зачастую преступления могло бы и не быть, а начавшееся окончиться безрезультатно, если бы потенциальный преступник встретил в предполагаемой жертве или объекте посягательства надлежащую предусмотрительность и отпор.

Известно, что виктимология изучает преступление и преступ­ное поведение как обусловленное личностными качествами потер­певшего, взаимоотношениями его с преступником до и в момент совершения преступления как рискованное, неосмотрительное, легкомысленное, распущенное, провокационное, опасное для само­го себя. Виктимологи обычно выделяют морально-психологические и социальные характеристики жертв преступлений, хотя с пози­ций юридической педагогики достаточно очевидна роль педагоги­ческих свойств и особенно обученности, воспитанности и развито­сти. Снижают еиктимность гражданина:

— приобретенные знания, повышающие его осторожность, осмотрительность: знание роли виктимного поведения и его недо­пустимости; правил поведения, снижающих вероятность создания им криминогенно опасных ситуаций; способов действий преступ­ников, использующих промахи жертв; способов, повышающих личную безопасность, безопасность своей недвижимости, финан­сов, автомобиля и пр.; криминогенно опасных мест, условий и пр.;

воспитанные привычки поведения (не только знание пра­вил, но неизменное, автоматизированное их соблюдение), сни­жающие риск стать жертвой: в общественных местах, на улицах, при переходе дорог, при движении по дороге на личном транспор­те, в общении с незнакомыми лицами и пр.;

воспитанные культурные интересы, увлечения, способы проведения досуга, исключающие попадание в «злачные места», компании повышенного криминального риска, излишнюю довер­чивость к незнакомым людям, увлечение алкоголем и употребле­ние наркотиков, совершение действий при общении и компаниях, повышающих опасность подвергнуть нападению преступника и др.;

развитая разумная осторожность, бдительность, наблюда­тельность, собранность, самообладание, находчивость, быстрота реакций, ловкость;

специально освоенные приемы самозащиты: поведенческие, словесные, двигательные, технические (использование носильных защитных средств).

Виктимологическая профилактика — одно из остро необходи­мых ныне и специфических направлений предупреждения престу­плений. Она предполагает: а) выявление причин и условий, фор­мирующих виктимное поведение и обуславливающих совершение преступлений в отношении конкретного лица, выявление групп риска и конкретных лиц с повышенной степенью виктимности; 6) воздействие на причины, условия, лиц, группы с целью активизации, восстановление и повышение их защитных свойств; в) разра­ботку, совершенствование и распространение средств защиты граждан от преступлений в отношении их[59]. Во всей этой работе не должны быть упущенными педагогические аспекты и в кримино­логических изысканиях и в принятии профилактических мер.

Основные педагогические меры виктимологической профи­лактики таковы:

— обстоятельное криминологическое изучение недостатков обученности, воспитанности, развитости и образованности лиц и групп, ставших жертвами в результате виктимного поведения;

— достижение знания населением существования явления вик­тимности как достаточно массового явления, как индивидуально распространенного, привлекающего интерес лиц, ведущих пре­ступный образ жизни или склонных к совершению преступлений, повышающего вероятность стать жертвой преступления и исполь­зуемого преступниками;

— формирование убежденности всех граждан в необходимости устранения недостатков прежде всего своей обученности и вос­питанности, снижающих собственные защитные свойства и повы­шающих вероятность стать жертвой преступных посягательств;

— формирование у всего населения знаний о способах сниже­ния собственной виктимности, необходимых и доступных мерах по ее снижению;

— выявление среди населения групп с повышенной виктимностью, а также отдельных граждан и направление на них более ин­тенсивных педагогических воздействий;

— активное освещение с помощью всех средств массовой ин­формации проблем виктимности, наглядный показ ее роли в фак­тах совершаемых преступлений, разъяснение и напоминание спо­собов повышения своих защитных свойств;

— изучение аспектов виктимности и профилактики ее прояв­лений во всех образовательных учреждениях в особых разделах учебных дисциплин, темах, специальных курсах;

— воспитание дисциплины безопасности у пешеходов и других участников дорожного движения, поведения в общественных местах, на транспорте и др.;

— обучение и специальных группах всех желающих способам повышения личной безопасности и использования специальных технических средств;

— массовое издание недорогих и популярных книг по способам повышения личной безопасности и снижения уровня собственной виктимности;

— индивидуальная воспитательная работа с лицами, отли­чающимися повышенной виктимностъю.

Субъектами виктимологической профилактики выступают ор­ганы, организации, должностные лица, которые занимаются про­филактикой, в которой это направление профилактики призвано быть четко выделенным. Заслуживает внимания и поручение ру­ководства ею отдельным должностным лицам в правоохранитель­ных органах, органах социальной защиты и привлечение к ней специализированных общественных формирований типа Россий­ской ассоциации поддержки жертв преступлений.

Педагогические аспекты индивидуальной профилактики. Этот вид профилактики ориентирован на конкретного человека, от которого можно ожидать правонарушающего поведения. Это пре­дупредительная работа с учетом его индивидуальных особенно­стей, криминальных потенций и обнаруживающихся склонностей, специфики образа жизни, окружения и осуществлением адекват­ных им превентивных мер. Индивидуальная профилактика — это целенаправленная деятельность государственных и негосударст­венных органов, организаций и их представителей по выявлению лиц, нуждающихся в превенции, а также осуществление индиви­дуально направленных мер, ориентированных на ликвидацию ин­дивидуальных причин и условий, способствующих совершению правонарушений и преступлений.

Основанием для выявления правоохранительными органами лиц, нуждающихся в профилактике и постановке их на профилак­тический учет, являются факты противоправного поведения. Для других организаций, особенно общественных, возможно начинать профилактическую работу на более ранних стадиях зарождения отклоняющегося поведения, базируясь на фактах морально некор­ректного поведения в семье и быту, проявления негативных при­вычек, нарушений трудовой дисциплины в организациях и т. п. Когда правоохранительные органы работают во взаимодействии с такими организациями и отдельными лицами, они способны при­влечь их к ранней профилактике, что обеспечивает большую веро­ятность достижения профилактического успеха.

Педагогические и социально-педагогические факторы вместе с психологическими выступают основным объектом и средством ре­шения индивидуально-профилактических задач.

Педагогический аспект индивидуальной профилактики связан с:

— анализом сформированности основных педагогических свойств профилактируемого лица: его образованности, обученности, воспитанности и развитости, выявлением дефектов в них, вы­ступающих причиной их неустойчивого в моральном и правовом отношении поведения;

— выявлением отрицательных привычек поведения, ослож­няющих индивидуальную детерминацию должного поведения;

— социально-педагогическим анализом среды и ее факторов, оказывающих доминирующее воспитывающее, обучающее и раз­вивающее влияние на личность и тех из них, которые выступают источниками неблагоприятного влияния;

— прогнозированием развития индивидуального поведения и оценкой преобладающей тенденции: положительной или отрица­тельной;

— определением педагогически адекватных мер, планов индивидуальной профилактической работы, отвечающих индивидуаль­ным особенностям личности, поведения и среды профи л актируе­мого лица (программы, этапов, методов, приемов, изменений сре­ды, рода занятий и др.);

— компетентной реализацией намеченных мер до получения намеченного коррекцией но го результата;

— педагогическим контролем поведения и изменений в лично­сти профилактируемого лица.

Опыт и имеющиеся данные свидетельствуют о том, что инди­видуальными причинами педагогической запущенности или де­формированности выступают не только те качества, которые непо­средственно проявились в вызывающих беспокойство фактах по­ведения данного лица. Чтобы успешно прогнозировать, надо вы­явить и оценить и другие педагогические и психологические осо­бенности, которые будут способствовать дальнейшей криминали­зации личности и совершению более опасных правонарушений и преступлений. И напротив, общим правилом педагогики в работе с людьми является опора на положительное. Для работы же с соци­ально и педагогически запущенным человеком особенно важен со­вет И. Канта: «Никого нельзя сделать лучше иначе, как через ос­таток того добра, который в нем имеется»[60].

Можно сказать, что индивидуальная профилактика это не только административно-правовая работа, но обязательно и пси­холого-педагогическая, что требует и соответствующего профес­сионализма от лиц и органов, осуществляющих ее.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *