в работах каких авторов появились первые сообщения о механизмах речи ответ

Тестовые задания для самостоятельной работы

Раздел 1. Теоретические основы логопсихологии

1. В работах каких авторов появились первые сообщения о механизмах речи:

А. П. Брока и К. Вернике.

Б. А.Р. Лурия и Л.С. Выготского.

В. И.П. Павлова и И.М. Сеченова.

2. Область специальной психологии, которая изучает психические особенности человека, имеющего речевые нарушения, называется:

3. …– это наука о психических особенностях развития аномальных детей, закономерностях их обучения и воспитания:

Г. Коррекционная педагогика.

4. Какое из данных определений является верным?

А. Логопсихология – это психология лиц с нарушениями речи.

Б. Логопсихология – это психология лиц с особенностями психофизического развития.

В. Логопсихология – это психология лиц с нарушениями эмоционально-волевой сферы.

Г. Логопсихология – это психология лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

5. Объектом логопсихологии как науки является:

А. Речевые нарушения.

В. Психическое развитие.

6. Предметом …. является изучение своеобразия психического развития людей с различными формами речевой патологии:

Д. Коррекционной педагогики.

7. В логопедии и логопсихологии общим является:

А. Предмет изучения.

8. Разработка методики коррекционного воздействия ведется с учетом последовательности появления форм и функций речи, а также видов деятельности ребенка в онтогенезе и базируется на принципе:

9. У детей с нарушениями речи необходимо проводить профилактику …. отклонений в развитии:

Г. Четвертого порядка.

10. … – это физический и психический недостаток, влекущий за собой отклонения от нормального развития:

11. Этап возрастного развития ребенка, наиболее благоприятный для освоения каких-либо видов деятельности, формирования отдельных психических функций – это:

А. Дошкольный возраст.

Б. Подростковый возраст.

В. Сензитивный возраст.

12. Какого типа компенсации психических функций не существует?

13. Сложный, многоаспектный процесс перестройки психических функций при нарушении или утрате каких либо функций организма, включающий восстановление или замещение утраченных функций:

14. Понятие о первичном и вторичных дефектах введено:

15. Кто автор психолого-педагогической классификации речевых нарушений?

16. Вопросами какого речевого нарушения активно занимался А.Р. Лурия?

17. Деление нарушений речи на: нарушения средств общения и нарушения в применении средств общения соответствует классификации:

18. Нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата, называются:

19. Какое речевое расстройство возникает при нарушении произносительной стороны, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата?

20. Верно ли это определение? Афазия – это полное или частичное

недоразвитие речи, обусловленное локальным поражением головного

21. Одной из причин нарушения речи у детей является «перинатальная энцефалопатия». Поясните термин:

А. Поражения нервной системы, возникшие в послеродовый период.

Б. Поражения нервной системы, возникшие в период беременности.

В. Поражения нервной системы, возникшие во время родов.

Г. Поражения нервной системы, возникшие в период беременности, во время родов и в первые дни после рождения ребенка.

22. Особенностью речевых нарушений в детском возрасте является их обратимость:

23. Относительно устойчивый период по отношению к различным вредностям:

24. Кто из авторов ввел понятия «зона ближайшего развития»

и «зона актуального развития» ребенка»?

25. Первичные нарушения вытекают непосредственно из:

А. Педагогической запущенности.

Б. Наследственной предрасположенности.

В. Биологического характера болезни.

Г. Все ответы верные.

26. Кто из исследователей предложил термин «дизонтогения»?

27. В 1927 году Швальбе ввел термин:

28. Какое явление не будет проявлением «асинхронии развития»?

Г. Сочетание ретардации и акселерации.

29. Незавершенность отдельных периодов развития и сохранение более ранних форм:

В. Сочетание ретардации и акселерации.

Г. Все ответы верные.

30. Кто выделил 3 вида психического дизонтогенеза в своей классификации: недоразвитие, поврежденное развитие, искаженное развитие?

31. Примером какого варианта психического дизонтогенеза является синдром раннего детского аутизма по классификации В.В. Лебединского?

А. Задержанное развитие.

Б. Дефицитарное развитие.

В. Искаженное развитие.

Г. Стойкого недоразвития.

Д. Дисгармоничное развитие.

32. Примером какого варианта психического дизонтогенеза является моторная алалия по классификации В.В. Лебединского?

А. Задержанное развитие.

Б. Дефицитарное развитие.

В. Искаженное развитие.

Г. Тип стойкого недоразвития.

Д. Дисгармоничное развитие.

33. Примером какого варианта психического дизонтогенеза является умственная отсталость (интеллектуальная недостаточность) по классификации В.В. Лебединского?

А. Задержанное развитие.

Б. Дефицитарное развитие.

В. Искаженное развитие.

Г. Тип стойкого недоразвития.

Д. Дисгармоничное развитие.

34. В отечественной коррекционной педагогике применительно к дизонтогенезу используется термин:

А. Особенности психофизического развития;

Б. Аномалии развития.

В. Компенсация дефекта.

Г. Коррекция дефекта.

35. Психическим параметром дизонтогенеза по В.В. Лебединскому не является:

А. Функциональная локализация нарушения.

В. Диспропорции в развитии.

Г. Нарушение межфункционального взаимодействия;

Д. Взаимоотношения между первичным и вторичным дефектом.

36. Сколько видов дизонтогенеза выделил в своей классификации В.В. Лебединский:

37. Работу с детьми-алаликами в СССР впервые возглавила:

Источник

Тест с ответами: “Логопедия”

I вариант.

1. Что понимают под экзогенно-органическими причинами возникновения речевых расстройств:
а) черепно-мозговая родовая травма +
б) неправильная речь окружающих
в) двуязычие в семье

2. Какой из перечисленных черепно-мозговых нервов не иннервирует органы периферического речевого аппарата:
а) блуждающий
б) обонятельный +
в) тройничный

3. Причиной какого нарушения речи является органическое поражение периферического отдела рече-двигательного анализатора:
а) алалии
б) афазии
в) механической дислалии +

4. Какое речевое расстройство не относится к нарушениям средств общения, выделенных в рамках психолого-педагогической классификации:
а) заикание +
б) ФФН
в) ОНР

5. В каком структурно–функциональном блоке мозга осуществляется кинестетический анализ артикуляторных движений:
а) 3 блок
б) 2 блок +
в) 1 блок

6. Необходимо выбрать основной биологический фактор возникновения алалии:
а) органическое поражение речевых зон левого полушария
б) билатеральное органическое поражение центральной нервной системы +
в) левополушарное органическое поражение центральной нервной системы

7. Какой принцип обследования детей с алалией нацеливает на изучение всех сторон речи, а также невербальных психических функций:
а) системного подхода
б) онтогенетический
в) комплексного подхода +

8. Какое из перечисленных направлений является наиболее важным на начальных этапах работы с неговорящими детьми-моторными алаликами согласно языковому подходу:
а) обогащение и активизации предметного словаря +
б) обогащение и активизация предикативного словаря
в) формирование и развитие артикуляторной моторики

9. Что такое ОНР:
а) нарушение произносительной стороны речи
б) нарушение произношения вследствие недостаточной иннервации артикуляционного аппарата
в) системное недоразвитие всех компонентов языковой системы +

10. Какая форма заикания вызывается психогенными причинами:
а) органическая
б) неврозоподобная +
в) невротическая

11. В основе нарушения организации темпо-ритмической стороны речи может лежать:
а) органическое повреждение мозжечка +
б) органическое повреждение продолговатого мозга
в) органическое повреждение экстрапирамидной системы

12. Несформированность какого структурно-функционального блока вы будете прогнозировать при выявлении в письменных работах ошибок на замены парных согласных:
а) блок программирования, регуляции и контроля
б) блок приема переработки и хранения информации +
в) блок регуляции тонуса и бодрствования

13. На каких звуках у заикающихся чаще всего возникает судорога в процессе говорения:
а) гласных +
б) согласных
в) согласных щелевых

14. Какой голосовой регистр следует отрабатывать у заикающихся на начальных этапах работы по формированию навыков рациональной голосоподачи:
а) гортанный
б) головной
в) грудной +

15. Каким термином обозначаются стойкие, повторяющиеся ошибки, связанные с трудностями овладения и применения орфографических правил:
а) дизорфографические +
б) орфографические
в) каллиграфические

16. Что является единицей фонологического кода языка:
а) звук
б) фонема +
в) слово

17. Что является единицей лексического кода языка:
а) словосочетание
б) предложение
в) слово +

18. Что является единицей синтаксического кода языка:
а) слово
б) предложение +
в) словосочетание

19. О чем свидетельствует переход ребенка от физиологического косноязычия к дислалии по типу искажений в произношении звуков речи:
а) о первичной неполноценности органов артикуляции
б) об отставании в формировании фонематического слуха
в) о продвижении в формировании фонематического слуха +

20. Каков первичный дефект при оптических дисграфиях, дислексиях:
а) нарушение фонематического слуха
б) нарушение обобщенного оптического образа буквы +
в) нарушение фонетического слуха

II вариант.

1. Что является причиной моторных и окуломоторных дисграфии и дислексии:
а) нарушение кистевого, пальцевого праксиса или глазодвигательных функций +
б) нарушение фонетического слуха
в) нарушение фонематического слуха

2. При каком расстройстве речи первично страдают плавность и ритм речи:
а) алалии
б) заикании +
в) дислалии

3. При каком нарушении имеются параличи или парезы речевой мускулатуры:
а) заикании
б) дислалии
в) дизартрии +

4. Правильное правописание какого предложения требует усвоения и реализации фонетического принципа русской орфографии:”
а) “Вот мой дом”
б) “Вот моя собака” +
в) “Вот мой парашют”

5. Определите специфические ошибки, характерные для фонематических дислексий:
а) замены графически сходных букв
б) изменение формы, времени глаголов
в) нарушение звуко-слоговой структуры слова +

6. На какой ступени формирования навыка чтения, выделенных Егоровым, имеет место смысловая догадка на уровне всего текста:
а) ступень становления синтетических приемов чтения
б) ступень синтетического чтения +
в) ступень слого-аналитического чтения

7. С помощью какого контроля осуществляется механизм обратной связи в речевой функциональной системе:
а) кинестетический +
б) зрительный
в) тактильный

8. Какие нарушения звукопроизношения являются показателем алалии при дифференциальной диагностики ее с дизартрией:
а) замены
б) пропуски
в) искажения +

9. Что такое ФФНР:
а) нарушение произносительной стороны речи +
б) нарушение слоговой структуры слова
в) несформированность лексико-грамматических категорий

10. Какой темп речи характерен для заикания:
а) ускоренный
б) прерывистый +
в) замедленный

11. Что такое логопедия?
а) наука о психофизических особенностях развития детей с психическими и (или) физическими недостатками, закономерностями их обучения и воспитания
б) наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания+
в) отрасль дефектологии, изучающая проблемы воспитания и обучения умственно-отсталых людей и вопросы их социальной реабилитации

12. Что является предметом логопедии как науки?
а) нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности+
б) человек (индивидуум), страдающий нарушением речи
в) патологический механизм, обусловливающий возникновение и развитие нарушений речевой деятельности

13. Структура речевого дефекта это:
а) совокупность признаков (проявлений) нарушения речевой деятельности
б) характер отклонений в функционировании процессов и операций, обусловливающих возникновение и развитие нарушений речевой деятельности
в) совокупность (состав) речевых и неречевых симптомов данного нарушения речи и характер их связей+

14. Под “педагогическим процессом, направленным на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности, на воспитание и развитие ребёнка с речевым нарушением, понимается:
а) коррекция нарушений речи
б) компенсация
в) логопедическое воздействие+
г) декомпенсация

15. Качественно низкий уровень сформированности сравнительно с нормой той или иной речевой функции или речевой системы в целом – это:
а) недоразвитие речи+
б) нарушение речевого развития
в) нарушение речи
г) задержка речевого развития

16. Как называется замедление темпа речевого развития, при котором уровень речевого развития не соответствует возрасту ребёнка:
а) недоразвитие речи
б) нарушение речевого развития
в) нарушение речи
г) задержка речевого развития+

17. Выберите причины речевых нарушений, которые были выделены М.Е. Хватцевым:
а) органические, функциональные, социально-психологические, психоневрологические+
б) анатомо-физиологические, психические, функциональные
в) органические, социальные, психогенные, психофизиологические
г) анатомо-физиологические, психофизиологические, социальные

18. Тонкий систематизированный слух, обладающий способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова – это:
а) музыкальный слух
б) физический слух
в) фонематическое восприятие
г) фонематический слух+

19. Чрезмерные непроизвольные движения, возникающие при нарушениях нервной системы – это:
а) атаксия
б) гиперкинез+
в) парез
г) синкенезия

20. Патологическое повторение или настойчивое воспроизведение какого-либо действия или слога, слова – это:
а) контаминация
б) персеверация+
в) антиципации
г) аккомодация

Источник

История изучения механизмов речи.

Речь представляет собой из специфических проявлений психической деятельности человека и выполняет сложную функцию общения между людьми.

Функции речи отличаются сложным генезом, не являются врождёнными как некоторые другие более элементарные формы нервной деятельности а развиваются по законам условных рефлексов и зависят от характера и формы тех звуковых раздражителей, которые поступают в мозг ребёнка из окружающей среды.

Речевой аппарат условно подразделяется на 2 отдела:

-центральный (регулирующий)-в головном мозге

-периферический (исполнительный)-органы дыхания, голосообразования и артикуляции

Несмотря на важную роль исполнительного отдела образование речи зависит от высших отделов НС, оторая через соответствующие проводящие пути приводит в действие механизмы исполнительного аппарата.

История изучения механизмов речеобразования тесным образом связана с проблемой локализации высших психических функций.

В 5 в.до н.э. древнегреческий философ Гипократ говорил, что мозг является вместилищем разума и духа, а сердце-чувств.

Во 2 в.н.э. древнеримский врачеватель Гален сказал о том, что жидкость, заполняющая мозговые желудочки являются той материальной основой, которая обеспечивает психические функции.

Несмотря на наивность это утверждение дошло до 16 в. и укрепилось в физиологии.

Последователи Галена стали говорить о том, что разные мозговые желудочки выполняют различные функции.(1 ж.-процессы восприятия и воображения;2 ж.-мышление;3 ж.-память)

В 16 в. закрепилась мысль о том, что определённые психические функции локализуются в определённых участках коры головного мозга.

Первые научные концепции о локализации высших психических функций и речи появились в работах классиков неврологии 19 в.

Важным было открытие Брока в 1861 году, который продемонстрировал мозг человека, у которого при жизни была утрачена способность произношения. Очаг поражения был в задней третьей нижней лобной извилине левого полушария. Этот участок был назван моторным центром речи.

В 1874 году Карл Вернике установил, что поражение задней третьей верхней височной извилине левого полушария приводит к нарушению способности воспринимать звуки и понимать речь: сенсорный центр речи.

Эти 2 открытия легли в основу локализационизма, согласно которому каждая функция обеспечивается определённым участком мозга. В дальнейшей были открыты центры чтенья, письма, жадности, справедливости, патриотизма и т.д.

Основная ошибка локализационистов заключалась в том, что они слишком механистически делили мозг на участки и очень жёстко закрепляли функции.

Несмотря на узость взглядов учение локализационизма на определённых этапах развития науки было плодотворно, т.к. вскрыло, что мозг-это дифференцированное образование и каждая психическая функция имеет материальную основу.

Дальнейшие наблюдения в клинике за больными показали, что после поражения мозга функция могла восстановиться частично или полностью, что не укладывалось в рамки локализационизма.

Ряд неврологов Мари, Джексон опротестовали теорию локализационизма и выдвинули свою-антилокализационизм. Они отрицали роль локализации центров и выдвигали тезис о целостной деятельности мозга.

Положительным в двух теориях было то, что локализационисты рассматривали мозг как дифференцированное образование, а антилокализационисты-как целостное.

Недостатками было то, то как те, так и другие не учитывали физиологию. Пытылись привязать функцию к материальному веществу, минуя стадию физиологического анализа.

Вторая половина 19 в. прошла в борьбе, что привело к тупику.

Новый принцип-рефлекторный принцип работы коры больших полушарий, созданный И.М.Сеченевым и разработанный И.П.Павловым.

В аспекте рефлекторной теории более ясно стали представляться механизмы речевой деятельности.

В основе современной теории механизмов речеобразования лежит концепция Павлова о динамической локализации функций. Признавая дифференцированное значение отдельных областей коры больших полушарий и придавая им роль анализаторов, Павлов считал, что структурное образование является только основой, на которой возникает физиологическая деятельность системы условных связей, образующих динамический стереотип, который представляет собой механизм речевой деятельности.

Согласно данному принципу локализация функций представляет собой динамические центры, элементы которых, сохряняя свою строгую дифференцированность, играют высоко специальзированную роль в единой деятельности мозга.

Т.о. речевая функция обеспечивается не работой 1 коркового центра, в её формировании принимают участие различные участки мозга, объединённые механизмом рефлекса.

2. Развивая идеи Павлова в отношении механизма речеобразования А.Р.Лурия выделил 3 функциональных блока в деятельности мозга:

1.Подкорковые образования-обеспечивают тонус коры.

2.Кора задних отделов БП-приём, переработка чувственной информации; осуществление познавательных процессов.

I первичные зоны-ядерные-приём чувственной информации от определённых органов чувств.

II вторичные зоны-клеточная периферия-анализ возбуждений, полученных от первичных зон.

III третичные зоны-зоны перекрытия-анализ, синтез, интеграция чувственной информации различной модальности.

3.Кора передних отделов больших полушарий-программирование, регуляция, контроль поведения; регулирование тонуса подкорковых образований.

Речевая деятельность осуществляется совместной работой трёх блоков, принимающих специфическое участие в образовании речи.

а)вторичные отделы височной области коры г.м. обеспечивают восприятие и различение аккустических признаков речи;

б)вторичные отделы двигательной зоны коры г.м. обеспечивают моторную реализацию речи, при этом постцентральные отделы обеспечивают анализ кинестетических ощущений-ощущения, возникающие от положения, занимаемого артикуляторными органами. Премоторные отделы обеспечивают создание двигательной программы, возможность переключения от 1 артикуляторного движения к другому;

в)третичные отделы переднелобной и теменно-затылочной областей обеспечивают языковые процессы-реализация смысла в речевую форму. В теменно-затылочных областях осуществляется анализ зрительно-пространственных отношений, что необходимо для овладения письменной речью.

Источник

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Раздел 1. Теоретические основы логопсихологии

1. В работах каких авторов появились первые сообщения о механизмах речи

А. П. Брока и К. Вернике

Б. А.Р.Лурия и Л.С. Выготского

В. И.П. Павлова и И.М. Сеченова

2. Область специальной психологии, которая изучает психические особенности человека, имеющего речевые нарушения, называется

3. …– это наука о психических особенностях развития аномальных детей, закономерностях их обучения и воспитания

Г. Коррекционная педагогика

4. Какое из данных определений является верным?

А. Логопсихология – это психология лиц с нарушениями речи

Б. Логопсихология – это психология лиц с особенностями психофизического развития

В. Логопсихология – это психология лиц с нарушениями эмоционально-волевой сферы

Г. Логопсихология – это психология лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата

5. Объектом логопсихологии как науки является

А. Речевые нарушения

В. Психическое развитие

6. Предметом …. является изучение своеобразия психического развития людей с различными формами речевой патологии

Д. Коррекционной педагогики

7. В логопедии и логопсихологии общим является

А. Предмет изучения

8. Разработка методики коррекционного воздействия ведется с учетом последовательности появления форм и функций речи, а также видов деятельности ребенка в онтогенезе и базируется на принцепе:

9. У детей с нарушениями речи необходимо проводить профилактику …. отклонений в развитии

10. … – это физический и психический недостаток, влекущий за собой отклонения от нормального развития

11. Этап возрастного развития ребенка, наиболее благоприятный для освоения каких-либо видов деятельности, формирования отдельных психических функций – это …

А. Дошкольный возраст

Б. Подростковый возраст

В. Сензитивный возраст

12. Какого типа компенсации психических функций не существует?

13. Сложный, многоаспектный процесс перестройки психических функций при нарушении или утрате каких либо функций организма, включающий восстановление или замещение утраченных функций это …

14. Понятие о первичном и вторичных дефектах введено

15. Кто автор психолого-педагогическая классификации речевых нарушений?

16. Вопросами какого речевого нарушения активно занимался А.Р. Лурия?

17. Деление нарушений речи на: нарушения средств общения и нарушения в применении средств общения соответствует классификации

18. Нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата, называются:

19. Какое речевое расстройство возникает при нарушении произносительной стороны, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата?

20. Верно ли это определение? Афазия – это полное или частичное недоразвитие речи, обусловленное локальным поражением головного мозга.

21. Одной из причин нарушения речи у детей является «перинатальная энцефалопатия». Поясните термин.

А. Поражения нервной системы, возникшие в послеродовый период

Б. Поражения нервной системы, возникшие в период беременности

В. Поражения нервной системы, возникшие во время родов

Г. Поражения нервной системы, возникшие в период беременности, во время родов и в первые дни после рождения ребенка

22. Особенностью речевых нарушений в детском возрасте является их обратимость

23. Относительно устойчивый период по отношению к различным вредностям

24. Кто из авторов ввел понятия «зона ближайшего развития» и «зона актуального развития» ребенка»?

25. Первичные нарушения вытекают непосредственно из …

А. Педагогической запущенности

Б. Наследственной предрасположенности

В. Биологического характера болезни

Г. Все ответы верные

26. Кто из исследователей предложил термин «дизонтогения»?

27. В 1927 году Швальбе ввел термин

28. Какое явление не будет проявлением «асинхронии развития»?

Г. Сочетание ретардации и акселерации

29. Незавершенность отдельных периодов развития и сохранение более ранних форм –

В. Сочетание ретардации и акселерации

Г. Все ответы верные

30. Кто выделил 3 вида психического дизонтогенеза в своей классификации: недоразвитие, поврежденное развитие, искаженное развитие?

31. Примером какого варианта психического дизонтогенеза является синдром раннего детского аутизма по классификации В.В. Лебединского?

А. Задержанное развитие

Б. Дефицитарное развитие

В. Искаженное развитие

Г. Стойкого недоразвития

Д. Дисгармоничное развитие

32. Примером какого варианта психического дизонтогенеза является моторная алалия по классификации В.В. Лебединского?

А. Задержанное развитие

Б. Дефицитарное развитие

В. Искаженное развитие

Г. Тип стойкого недоразвития

Д. Дисгармоничное развитие

33. Примером какого варианта психического дизонтогенеза является умственная отсталость (интеллектуальная недостаточность) по классификации В.В. Лебединского?

А. Задержанное развитие

Б. Дефицитарное развитие

В. Искаженное развитие

Г. Тип стойкого недоразвития

34. В отечественной коррекционной педагогике применительно к дизонтогенезу используется термин:

А. Особенности психофизического развития

Б. Аномалии развития

В. Компенсация дефекта

Г. Коррекция дефекта

35. Психическим параметром дизонтогенеза по В.В. Лебединскому не является:

А. Функциональная локализация нарушения

В. Диспропорции в развитии

Г. Нарушение межфункционального взаимодействия

Д. Взаимоотношения между первичным и вторичным дефектом

36. Сколько видов дизонтогенеза выделил в своей классификации В.В. Лебединский

37. Работу с детьми – алаликами в СССР впервые возглавила:

Раздел 2. Особенности познавательной сферы лиц с нарушениями речи

38. 80 % информации об окружающем мире человек получает благодаря

А. Тактильному восприятию

Б. Зрительному восприятию

В. Слуховому восприятию

39. Б.Г. Ананьев в структуре восприятия выделил 3 образования. Что не подходит для этой структуры?

А. Мотивационные механизмы

Б. Операционные механизмы

В. Последовательные механизмы

Г. Функциональные механизмы

40. Что не является свойством восприятия

41. Слуховое восприятие у детей-логопатов не нарушается при

А. Артикуляторно-фонематической дислалии

Б. Артикуляторно-фонетической дислалии

В. Акустико-фонематической дислалии

42. За слуховое восприятие отвечают следующие системы:

А. Ритмико-мелодическая и фонематическая

Б. Акустико-фонематическая и интонационная

В. Ритмическая и фонетическая

Г. Акустико-фонематическая и фонетическая

43. Система ритмико-мелодических кодов слухового восприятия определяет

А. Музыкальный слух

Б. Фонематическое восприятие

В. Музыкальный слух и фонематическое восприятие

44. При акустико-гностической (сенсорной) афазии сохраняется музыкальный слух, но больные не различают близкие по акустическому подобию фонемы. Верно ли это утверждение?

45. Фонематическое восприятие страдает при всех видах речевых расстройств?

46. Целостное отражение предметов, ситуаций, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств – это

47. Невозможность человека одновременно воспринимать два, три и более объектов и объединять их в целостный образ называется

А. Цифровой агнозией

Б. Буквенной агнозией

В. Сукцессивной агнозией

Г. Симультанной агнозией

48. Расстройство опознания предметов на ощупь называется

Б. Симультанная агнозия

В. Сукцессивная агнозия

49. При симультанной агнозии происходит

А. Сужение объема зрительного восприятия

Б. Расширения объема зрительного восприятия

В. Неустойчивость объема зрительного восприятия

50. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенности его личности носит название

51. Нарушение видов восприятия, возникающее при корковых очаговых поражениях, называется

52. К тактильным агнозиям не относятся

В. Предметные агнозии

53. Повышение чувствительности к звуковым раздражителям – это …

54. Какие основные типы расстройств памяти не выделяются?

55. При модально-специфических нарушениях памяти происходит плохое запечатление и сохранение любой по модальности информации

А. Ослабление памяти

В. Отсутствие памяти

Г. Ложное узнавание

57. Наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами

58. К нарушениям памяти не относятся

59. Верно ли утверждение, что при дислалии и ринолалии память не страдает?

60. Какие виды патологии не относятся к нарушениям мышления?

А. Нарушения операционной стороны

Б. Нарушения динамики

В. Нарушения темпо-ритмической стороны

Г. Нарушения мотивационного компонента

61. К формам мышления не относится

62. Не является процессом мышления

63. При каком из данных речевых нарушений не страдают процессы мышления?

64. Какая из названных методик не используется для исследования мышления?

А. Определение понятий

Б. Сравнение понятий

В. Четвертый лишний

Г.Образование искусственных понятий

Д. Тест «Дом-дерево-человек»

65. Воображение, имеющее в своей основе создание образов, соответствующих описанию, называют

66. Л.С. Выготский писал: «Наблюдение за развитием воображения обнаружило зависимость этой функции от развития …. Задержка в развитии … знаменует собой и задержку развития воображения».

67. Что из перечисленного не относится к видам внимания

68. … – направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других.

69. Не является свойством (качеством) внимания.

70. Какая из названных методик не используется для исследования внимания?

А. Корректурная проба Бурдона

Г. Красно-черные таблицы Ф.Д. Горбова

Раздел 3. Личность и деятельность при нарушениях речи

71. Выберите самое узкое по содержанию понятие

72. Возрастные особенности, свойственные детям с речевой патологией с 3 до 5 лет

А. Низкая речевая активность, пассивность, отсутствие признаков ролевого поведения

Б. Речевая активность, участие в сюжетно-ролевых играх

В. Смещение и смешение временных представлений, путаница в моральных и мировоззренческих установках

73. Тип формирования личности, для которого характерны робость, застенчивость, большая привязанность к родителям, комплекс неполноценности, повышенная чувствительность ко всему происходящему

74. Возраст, который принято считать сензитивным в становлении характера

75. Какого из перечисленных вариантов «болезненной фиксации» на дефекте у заикающихся не бывает (по В.И. Селиверстову)

76. Для какой из степеней фиксированности на дефекте при заикании характерно: ребенок постоянно фиксирован на речевом недостатке, глубоко переживает его, всю свою деятельность ставит в зависимость от своих речевых неудач; характерен уход в болезнь, самоуничижение, болезненная мнительность, навязчивые мысли, выраженная логофобия

77. Какого из перечисленных вариантов эмоционального отношения заикающихся к своему дефекту не существует?

78. Навязчивая боязнь насмешек окружающих в связи с каким-либо мнимым или действительно имеющимся у больного недостатком – это

79. Степени фиксированности на дефекте изучались, в основном, применительно к

А. Афазикам и ринолаликам

Б. Заикающимся и лицам с нарушениями голоса

80. Верно ли утверждение, что школьники с ОНР испытывают трудности адаптации в коллективе сверстников, становятся слабоуспевающими по предметам языкового цикла.

81. Большое значение при обследовании детей с нарушениями речи имеет анализ продуктов деятельности, при этом изучению подлежат результаты разных видов деятельности. Какой вид деятельности не относится к вышесказанному?

А. Изобразительная деятельность

В. Мыслительная деятельность

82. Виды контроля за деятельностью, которые более нарушены у детей с речевой патологией?

А. Упреждающий (анализ условий задания) и текущий (при выполнения задания)

Б. Текущий и последующий (итоговый)

В. Упреждающий и последующий

83. Мотив общения, на который заменяется мотив афиликации у детей с нарушениями речи

В. Стремление к власти

84. Общение, преобладающее у детей с тяжелыми нарушениями речи

85. Дошкольникам с патологией речи в процессе деятельности труднее сосредоточить внимание на выполнении задания в условиях инструкции

В. Слуховой и зрительной

86. Для детей с речевой патологией характерен уровень развития игровой деятельности

Б. Соответствующий уровню сверстников с нормальной речью

87. При изучении игровой активности заикающихся дошкольников Г.А. Волкова выделила

88. Выделяют 2 основных вида тревожности. Что не подходит к указанным ниже?

89. У детей с моторной алалией наблюдаются черты

А. Замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, раздражительность, обидчивость

Б. Общительность, уверенность в себе, веселость

90. В.С. Кочергина выделяет… групп заикающихся детей в соответствии с особенностями их личности и речевых нарушений по времени их возникновения

91. Л.С. Цветкова выделяет два типа изменений личности при афазии. Что не подходит к указанным ниже?

92. Самооценку у афазиков изучали

А. Ж.М. Глозман, Л.С. Цветкова, А.А. Цыганок

Б. Р.Е. Левина, В.И. Селиверстов, Г.И. Ангушев

93. Вид человеческой деятельности, который имеет цель преобразования предметов окружающего мира, превращение их в продукты удовлетворения многочисленных и разнообразных потребностей людей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *