в рамках гуманистической и трансперсональной психологии усилия каких крупнейших ученых были
Трансперсональная психология — что это такое. Описание и обучение
Трансперсональная психология открывает то, что скрыто глубоко в подсознании. Она достает на поверхность такие детали вашей жизни, о которых вы давно забыли, а, может, и не знали. Для чего это нужно? Чтобы изменить жизнь в лучшую сторону, избавиться от бессознательных факторов, влияющих на ваше поведение и мышление. А также, чтобы очистить ваше сознание от негатива, хранящегося там долгие годы.
Что такое трансперсональная психология
Трансперсональной психологией называют науку, которая изучает измененные состояния человеческого сознания и психики. Ее основой считаются исследования Карла Юнга и Абрахама Маслоу. По мнению ученых, внутри каждого человека есть нечто бессознательное. И оно влияет на формирование личности, поведение, отношения с другими людьми. На пике переживаний это бессознательное вскрывается, что помогает справиться со многими внутренними проблемами.
Помимо Маслоу, представителями трансперсональной психологии стали Э. Сьютич, С, Гроф, Дж Фейдиман, М. Вич, С. Маргулис. Каждый из них дополнил науку, открыл в ней новое направление и провел эксперименты.
Ученые создали Ассоциацию трансперсональной психологии и выпустили посвященный ей журнал. Через несколько лет в Калифорнии был создан Институт трансперсональной психологии. Его основателем стал Роберт Фейджер. Несмотря на это, признание в научных кругах это течение еще долго не приобретало. Многие даже считали его абсурдным.
Это направление изучает сразу несколько сфер:
Еще одной сферой трансперсональной психологии является духовное развитие человека.
Основные идеи
Если говорить кратко, в основе трансперсональной психологии лежит идея о существовании бессознательной части человеческой психики. Она оказывает влияние на образ жизни, мышление, взгляды, принципы, приоритеты. Определяет поведение человека на протяжении всей его жизни.
Бессознательный пласт состоит из чувств, переживаний, эмоций, которые были вытеснены из сознания по разным причинам. Сюда же относятся воспоминания.
Трансперсональная психология изучает все аспекты личности. Но ее главная задача – изучить сознание, которое при особых обстоятельствах может выходить за привычные рамки. Это случается тогда, когда человек погружается в одно из измененных состояний.
Попасть внутрь себя можно разными способами. Для этого были разработаны различные методики и техники. В трансперсональном состоянии человек получает возможность почувствовать единство со Вселенной, вновь пережить тревожащие его события, избавиться от негативных эмоций, решить психологические проблемы.
Отличие трансперсональной психологии от других наук
Большинство направлений психологии требуют факты, аргументы и доказательства. И они должны быть достоверными. Трансперсональное ответвление базируется исключительно на бессознательных проявлениях личности.
Выделяют 5 главных принципов трансперсональной психологии:
Психологам, работающим в трансперсональном направлении, до сих пор так и не удалось научным способом подтвердить достоверность своих исследований. Но одно можно сказать точно: наука способна объединить в себе психофизику и психофизиологию.
Методики трансперсональной психологии
Условно техники трансперсональной психологии их можно разделить на 2 группы: общие и для анализа изменений сознания. К первой группе относятся:
Для того, чтобы инициализировать изменения в сознании, используют несколько методик:
Также довольно популярными считаются такие методики трансперсональной психологии, как ребефинг и тета-хилинг.
Трансперсональная психология Грофа
Станислав Гроф посвятил несколько лет изучению той бессознательной части человеческой психики, которая проявляется при измененном сознании. В процессе работы он использовал психоделические препараты. Однако вскоре их применение было запрещено. Ученому пришлось заняться разработкой нового способа проникновения во внутренний мир человека. Им оказалось холотропное дыхание.
Эта техника помогает справиться с рядом препятствий, возникающих на пути к изменению сознания. Их 4:
По мнению Грофа, глубоко в подсознании каждого человека хранятся неразрешенные проблемы, которые влияют на его жизнь. Решить их можно, если по новой пережить те события, еще раз испытать те чувства и эмоции. Это и есть главная цель холотропного дыхания.
Как пользоваться методикой? Нужно сделать несколько частых глубоких вдохов. Это поможет изменить сознание. Внутри сформируется энергия, за которой человеку и нужно идти. При этом важно поддаваться всему, что происходит вокруг. Издавать звуки, занимать неожиданные позы, что-то чувствовать. Это не сумасшествие. Таким способом из подсознания удаляется все то, что годами мешало жить. В результате человек расслабится и успокоится.
Техника ребефинга
Разработана американским ученым Леонардо Орро более 40 лет назад. Это дыхательная техника, позволяющая человеку родиться заново, избавившись от негативных эмоций в подсознании.
По мнению Орро, травмирующие психику события происходят с людьми с самого рождения. По сути, и само рождение можно записать в этот список. Все это сильно влияет на физическое и психическое здоровье. Сознание защищает человека от этих воспоминаний, пряча их в «хранилище» неосознанного. Но все равно он страдает от связанных с этими травмами страхов, комплексов, переживаний.
Ребефинг помогает справиться с вышеперечисленными проблемами. Перерождаясь, человек раз за разом переживает самые плохие моменты своей жизни. Все негативные эмоции он превращает в положительную энергию, испытывая при этом небывалую гармонию.
Во многом техника ребефинга напоминает холотропное дыхание. Выглядит она примерно так:
Для того, чтобы ребефинг принес результаты, относиться к нему следует серьезно. Также нельзя игнорировать возникающие в теле ощущения.
Техника тета-хилинг
Эта методика трансперсональной психологии была придумана Вианной Стайбл в период, когда она боролась с онкологическим заболеванием. Она помогает достичь внутренней гармонии и удовлетворения жизнью.
Попасть в состояние тета, согласно теории Стайбл, можно 2 способами.
Способ первый
План действий таков:
Все, что вам осталось, — плыть в космосе до тех пор, пока не увидите жемчужное белое свечение. Это ваша главная цель. В полете будьте осторожны, избегайте синих участков.
Способ второй
Сядьте на стул, займите удобное положение, расслабьтесь. Закрыв глаза, сделайте глубокие вдохи и выдохи. Как и в предыдущем случае, сосредоточьтесь на энергии, расположенной в области сердца. Дальше действовать нужно так:
Последний этап – единение с белым светом и некой космической желеобразной субстанцией. В результате вы сможете соединиться со Вселенной, попав таким образом в состояние тета.
Обучение трансперсональной психологии
Получить соответствующие знания можно на семинарах, посвященных эзотерике. Другой вариант – пройти обучение в ВУЗах, преподающих трансперсональную психологию. В любом случае главное – быть открытым к новым знаниям, искренне хотеть расширить границы сознания. Также у вас должно быть желание делиться своим опытом с другими.
Заключение
Трансперсональная психология и ее техники – возможность избавиться от страхов и переживаний, хранящихся в глубоких слоях подсознания. Возможно, вы уже не помните их. Но, так или иначе, они оказывают воздействие на вашу жизнь. Воспользуйтесь специальными методиками самостоятельно или под контролем специалиста. Вы увидите, насколько проще станет жить после того, как негативные эмоции покинут ваше тело.
Трансперсональная психология
Трансперсональная психология (от лат. trans – сквозь, через + рersоna – личность и греч. psyche – душа + logos – учение) — ряд психологических направлений.
В 1969 г. возник журнал Journal of Transpersonal Psychology.
Особое внимание в этом направлении обращается на феномены сознания, выходящие за рамки обыденного опыта: это — формы измененного сознания, спиритический опыт, „ключевые переживания“, сверхсенсорное восприятие, медитативные практики, наркотический субъективный опыт, а также сознание изменяющие техники или вещества.
Есть общие основания у гуманистической и трансперсональной психологии — обе ориентированы на развитие и достижение целостности человеком.
В соответствии с его теорией потребностей, в психологической организации индивида должны быть удовлетворены сначала потребности физиологические, в безопасности, в социальных контактах и оценке, перед тем как индивид станет личностного готов к принятию трансперсонального опыта.
В силу этого считается, что сначала должны быть отработаны невротические и психосоматические нарушения, прежде чем будет начат путь расширения сознания.
Вместе с тем, одни и те же феномены могут толковаться в клинической и трансперсональной психологии как диаметрально противоположные по знаку валентности.
Уже З. Фрейд (1930) трактовал медитативные („океанические“) ощущения адептов восточных религий как симптом инфантильной беспомощности, а Ф. Александер трактовал медитацию как „самоиндуцированную кататонию“.
Различие между трансперсональным опытом и психозом заключается прежде всего в произвольности воспроизведения особых состояний сознания.
Хотя многие положения этого направления не могут пока получить статус вполне научных, в практическом плане многие находки получают дальнейшее развитие.
Есть попытки трактовать трансперсональный опыт в контексте новых мировоззренческих представлений.
Это — относительность пространства и времени, материи и энергии, роль позиции наблюдателя (физика), диссипативные структуры (химия), аутопоэзис (биология), связь языка и действия (культурная антропология).
В центре изменения сознания стоит применение различных техник или веществ.
В трансперсональной психологии человек представляет интерес не только на уровне доличностных и индивидуально-личностных процессов, но и на уровне надличностных (в том числе и духовных) процессов.
Различные школы в трансперсональной психологии считаются лишь моделями («картами территорий»), которые стремятся (более или менее удачно) описать какой-то зачастую весьма ограниченный аспект действительности, но не могут претендовать на эквивалентность с самой реальностью.
Трансперсональные явления рассматривались в работах Джеймса ещё в 1902 году.
Предположительно, термин « трансперсональное » (transpersonal) был впервые использован Уильямом Джеймсом в лекционных заметках, подготовленных им для проведения семестрового курса в Гарвардском университете в 1905 — 1906 годах.
В 1969 году Абрахам Маслоу, Станислав Гроф и Энтони Сютич стали инициаторами публикации первого номера « Journal of Transpersonal Psychology », ведущего академического журнала в данном направлении.
На сегодня трансперсональная психология разрабатывает методы для использования в социальных науках и науке о здоровье.
Трансперсональная психотерапия используется во многих терапевтических практиках.
Поскольку трансперсональная психология имеет корни в гуманистическом направлении, гуманистическая психология имеет весьма сильную связь с трансперсональной психологией.
К трансперсональному направлению в психологии принято относить следующие дисциплины и школы:
Хотя трансперсональная психология до сих пор не получила соответствующего официального признания со стороны Американской психологической ассоциации ( APA ), Британское психологическое общество в 1996 году официально открыло Отделение трансперсональной психологии, что считается большим шагом в направлении закрепления за ней статуса официального академического направления.
Трансперсональные исследования затрагивают множество различных областей:
Сознание и развитие
Уилбер выделяет девять уровней развития человека, в которых первые три относятся к доличностному уровню, следующие три к личностному и последние три к надличностному, трансперсональному уровню.
Уилбер рассматривает развитие сознания как иерархически развёртывающуюся последовательность стадий, в которой сознание прогрессирует от низших уровней к высшим.
Каждый новый уровень интегрирует в себя предыдущий, демонстрируя при этом новые ( эмергентные ) свойства, связанные только с этим уровнем.
Ральф Мецнер и Майкл Уошбёрн — сторонники нелинейной модели человеческого развития. Мецнер отказывается от идеи линейного развития в пользу нелинейной, а Уошбёрн предлагает спиралевидную модель, основанную на юнгианской и психоаналитической теории.
Согласно Уошбёрну личность развивается из досознательных глубин психики.
Затем, в первой половине жизни, её развитие достигает нормальной эгоической стадии. Впоследствии при условии нормального развития человек, достигнув трансэгоической стадии, получает возможность вернуться и реинтегрировать глубины своей психики.
Впрочем, Уилбер в книге « Око Духа » демонстрирует, что подход Уошбёрна связан с определенными противоречиями (прежде всего — с до/транс-заблуждением ): как показывают данные, при достижении духовной реализации для доступа к надличностным сферам сознания люди не всегда регрессируют к доличностным стадиям развития; совсем наоборот, существует множество свидетельств в пользу того, что человек продолжает развиваться по принципу всё большей комплексности и осознанности, не возвращаясь на предыдущие ступени развития, но трансцендируя и интегрируя их.
Трансперсональная психология привлекла внимание клинических исследований к ряду психорелигиозных и психодуховных проблем.
Психорелигиозные проблемы касаются возможных психологических конфликтов, связанных с практикуемой человеком системой верований и убеждений.
В числе таких проблем — опыты обращения в другую религию, потеря веры, проблемы, связанные со вступлением или покиданием различных религиозных организаций и культов.
Психодуховные проблемы относятся к иной категории, чем психорелигиозные.
Данные проблемы связаны с отношением человека к экзистенциальным вопросам, или вопросам, выходящим за пределы повседневной действительности. Многие психологические сложности данного порядка неоднозначно рассматриваются классической академической психологией.
Предполагается, к примеру, что некоторые проблемы, связанные с медитированием, вызваны особенностями адаптации человека Западной цивилизации к восточным практикам и трудностями понимания социокультурного контекста, в которых они зародились.
Станислав Гроф и Кристина Гроф вводят термин « духовные обострения » (англ. Spiritual Emergence) для описания постепенного раскрытия и возникновения психодуховных категорий в жизни человека.
В тех случаях, когда духовное раскрытие интенсифицируется за пределы контроля индивида, могут возникнуть состояния, называемые «духовными обострениями».
Духовные обострения могут вызывать значительные нарушения в психологической, социальной и трудовой деятельности, и многие психодуховные проблемы можно охарактеризовать в качестве духовных кризисов.
В связи с природой психорелигиозных и психодуховных проблем трансперсональное сообщество в начале 1990-х предложило ввести новую диагностическую категорию «религиозная или духовная проблема».
Исследования конструктной валидности новой категории были проведены Милстейном (2000).
Критика трансперсональной психологии
В частности Мэй считал, что трансперсональные психологи уделяют мало внимания «тёмной стороне» человеческой природы и экзистенциальному страданию.
Похожие критические высказывания опубликовал Алекзандер, считавший, что трансперсональная психология в свете философии Уильяма Джеймса представляет собой философию, не сумевшую «адекватно учесть природу зла».
Данные критические замечания впоследствии были учтены и большее внимание стало уделяться этим аспектам человеческого существования.
Ответ на данную критику со стороны трансперсональных психологов был опубликован Уилбером и Уолшем.
Фридман критиковал трансперсональную психологию за то, что она, по его мнению, как наука недоразвита, и отмечал несколько факторов, которые он считает антинаучными убеждениями в данной области.
Фридман предложил различать трансперсональную психологию как научную психологию и более широкую область трансперсональных исследований, которые, как он считает, включают в себя ненаучные подходы.
Некоторые исследователи предлагают всё же различать трансперсональную психологию как науку — с одной стороны, и популярное культурное движение, действующее вне академического контекста — с другой.
Представители трансперсонального направления
Глава 5. Гуманистическая и трансперсональная психология. Маслоу, Роджерс
Глава 5. Гуманистическая и трансперсональная психология. Маслоу, Роджерс
Как вы помните, американские справочники в один голос утверждают, что сознанием в Америке занимается психоанализ и когнитивная психология. На самом деле это, конечно, не так, и многие современные школы психологии заявляют, что сознание является их предметом. К примеру, гуманистическая психология, созданная Маслоу и Роджерсом. Однако их понимание сознания вовсе не выходит за рамки общеамериканского понимания. Для меня показательным является то, как характеризовала их в своей книге Грейс Крайг:
«Психологи гуманистического направления придают одинаковое значение сознанию и бессознательному, считая их основными процессами душевной жизни человека» (Крайг, с. 93).
Сознание и бессознательное никак не могут быть процессами, не могут иметь длительность по законам русского языка. Осознавание может длиться, но не сознание и не бессознательное. Но это не случайная оговорка или искажение переводчика. Это отражает действительное понимание сознания американскими психологами, и найти у Маслоу или Роджерса, придающих «такое значение сознанию», что-то о природе сознания, мне не удалось или почти не удалось.
Гуманистическая психология, может быть, и очень хорошее движение, улучшающее жизнь на земле. Но с точки зрения психологии как науки, она занимается не совсем психологическими и уж точно не научными задачами. По сути, гуманистическая психология — это американский прагматизм в мягкой психологической упаковке.
Исторически гуманистическая психология возникла в 50-х годах прошлого века и сразу же, как считается, противопоставила себя бихевиоризму и психоанализу. Уже одно это говорит, что она — чисто американское явление. Естественно, американское явление должно захватывать мировые рынки. И оно их захватило.
Уже на первой международной конференции по проблемам гуманистической психологии Шарлоттой Бюлер был заявлен своего рода манифест:
«С психологической точки зрения гуманизм предполагает изучение человека-индивида как целостность, а не как совокупность его качеств и поступков. Это делается для того, чтобы помочь человеку быть более счастливым. С этической точки зрения, «гуманизм» означает установление таких правил жизнедеятельности, которые основаны на потребностях скорее человека, чем низших животных, заветах Бога или законах неживой природы» (Цит. по: Е. Исенина. Предисловие // Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию, с. 6).
Как видите, это весьма сомнительная позиция, потому что она не научная, а партийная. Иными словами, это программа некоего общественного движения, которое борется не за истину, а за счастье. А кто, предположительно, должен будет определять, что есть счастье? Если это берет на себя американская научная общественность, то я лично весьма насторожусь. Мне американское счастье не нравится.
Профессор Исенина, издавшая Роджерса в России, перечисляет основные принципы гуманистический психологии. Давайте проверим, заявлена ли она хотя бы как наука:
2. Самым важным источником информации является экзистенциальное состояние человека, его субъективный психический опыт, доступный ему через осознавание «здесь-и-теперь».
3. Поскольку человеческая природа определяется не тем, что делает человек, а тем, как он осознает свое бытие, его природа никогда не может быть определена полностью, она всегда стремится к беспрерывному развитию, к реализации возможностей человека.
4. Человек един и целостен. Эта цельность «Я» создает уникальный характер переживаний каждого человека. В человеке невозможно разделить органическое и психическое, осознаваемое и неосознаваемое, чувство и мысль.
5. Сознание человека не может быть сведено ни к его основным потребно стям или защитам, как во фрейдизме, ни к эпифеноменам бихевиоризма» (Исенина, с. 7).
Если вы приглядитесь, то на деле здесь имеется противопоставление себя не только бихевиоризму и фрейдизму, но и традиционной науке. В заявленных принципах нет даже намека на задачу познать истину. Скорее, наоборот, заявляется некий агностицизм, невозможность да и ненужность познания: человеческая природа никогда не может быть определена полностью. Но не потому, что она беспредельна, нет, а потому, что исходная установка гуманистической Психологии этому противоречит.
Вчитайтесь в слова: человеческая природа определяется не тем, что делает человек, а тем, как он осознает свое бытие. Что это? И в каком смысле здесь используется понятие «осознавания»? Я так скажу: в спекулятивном! Никто еще не доказал, что человеческая природа определяется тем, как человек осознает свое бытие. Это игра модными фразами. Никто не доказал и даже не утверждает и того, с чем идет спор: это просто удобно — спорить с тем, что никто не отстаивает. Даже марксистская Психология, развивая теорию деятельности и заявляя, вслед за классиками Марксизма, что труд сделал человека, никогда не утверждала, что то, что человек делает, определяет его природу. Она говорит, что общественное бытие, то есть деятельность, определяет его сознание. Можно сказать и так, что деятельность определяет бытие человека, то есть его быт. Но не природу. Потому что природа просто есть. И ее нельзя навязать человеку. Ее можно только познать.
Задача познания отсутствует в основных принципах гуманистической психологии. Это настораживает. Даже упоминания сознания звучат как надписи на колышках, которыми столбили золотоносные участки. Сознание — как его понимаем мы — шире, чем понимает фрейдизм. И это наше место, наш предмет исследования. Но что это за место? Что такое сознание?
Не думайте, что в общедоступных книгах по гуманистической психологии вы так легко найдете главы, посвященные определению сознания. Нет его и в словарях понятий основных книг этого направления.
Конечно, какое-то понятие сознания можно извлечь прямо из текстов классиков гуманистической психологии, но это нелегкий труд.
Из всех доступных мне работ Маслоу лишь в «Дальние пределы человеческой психики» я нашел сознательно сделанное упоминание сознания. Оно было вынесено в заглавие подраздела главы «О гуманистической биологии». Звучало оно очень заманчиво: «Связь между сознанием и телом». Если бы это писал академический психолог, то он бы обязан был дать хоть какие-то определения тех понятий, которые использует. Но гуманистический психолог занят лишь тем, как увлечь людей на работу над собой, то есть привести читателя к убеждению в возможности самоактуализации или хотя бы того, что он сделает себе хорошо, если послушается Маслоу. Я приведу отрывок, упоминающий сознание, полностью.
«Связь между сознанием и телом.
Мне представляется, что мы вот-вот сделаем скачок к приведению в качественно новое соотношение субъективных показателей нашей жизни и внешних, объективных показателей среды. И в связи с этим я ожидаю мощного прорыва в изучении нервной системы человека.
Следующие два примера могут служить подтверждением тому, что будущие исследования в этом направлении не за горами. Во-первых, исследование
Олдса, теперь уже широко известное, который посредством имплантации электродов в септальную зону ринэнцефалона обнаружил, что данная зона является по существу «центром удовольствия». Когда лабораторная крыса обнаруживала, что может стимулировать свой мозг, она повторяла аутостимуляцию снова и снова все то время, пока электроды были вживлены в этот самый центр удоволъствия.
Теперь у нас достаточно данных, полученных на людях, и они позволяют предположить, что и у человека можно — в известном смысле этого слова — вызывать подобные переживания удовольствия.
Если связать эти данные с другими, например, с теми, которые получил в своих экспериментах Камийя, то перед нами откроются интересные возможности. Камийя, снимая электроэнцефалограммы у своих испытуемых, извещал их, когда частота альфа-волн достигала определенного уровня. Таким образом, испытуемый, имея возможность соотносить внешнее событие, или сигнал о нем, с субъективным ощущением своего состояния, мог произвольно управлять своей ЭЭГ. В сущности, Камийя показал, что человек может приводить частоту альфа-волн своего мозга к определенному желаемому уровню.
Но самая важная и захватывающая часть этого исследования состоит в том, что Камийя обнаружил, и обнаружил совершенно случайно, что приведение частоты альфа-волн к некоторому определенному уровню вызывает у испытуемого состояние безмятежного покоя, медитативности и даже ощущения счастья. Дальнейшее изучение людей, практикующих восточные техники созерцания и медитации, показало, что они спонтанно выдают такие же «безмятежные» ЭЭГ, каким обучал своих испытуемых Камийя.
Из этого неопровержимо следует, что людей можно обучать счастью и душевному равновесию.
Революционные последствия этого открытия очевидны и многочисленны— не только для улучшения человеческой породы, но также для биологической и психологической науки. Одно это открытие таит в себе столько возможностей, что ученым хватило бы работы на все следующее столетие. Проблема взаимоотношения тела и сознания, проблема связи между ними, до сих пор казавшаяся неразрешимой, теперь становится вполне операбельной» (Маслоу, Дальние пределы, с. 24–25).
И что же тут сказано? Во-первых, что счастья можно достичь, просто включив собственный центр удовольствия, скажем, с помощью электростимуляции, медитации или просто наркотиком. Кстати, последнее оказалось действительно самым простым развитием предложенного здесь метода. Разработчики Экстази оказались более удачливыми коммерсантами, чем гуманистические психологи.
Увидеть дело под таким углом очень важно, потому что отсюда видно, что Маслоу в этом вопросе не ученый, а торговец духовным товаром, счастьем. Он радуется не тому, какие возможности открываются для познания природы человека, а тому, как теперь будет просто вести людей к ощущению счастья. Почти как крыс.
Но он говорит, что теперь становится возможным решить «проблему взаимоотношений тела и сознания». Кажется, что это постановка научной задачи. И опять обман. Его не интересует ни тело, ни сознание. Его интересует их взаимоотношение. Почти как Маркса. Иначе говоря, как воздействовать с помощью тела, то есть, раздражая участок мозга, на сознание. А что в таком случае есть сознание?
Да не важно! То, что заставляет тебя чувствовать себя счастливым! А что такое счастье?
Можно ли из этого, простите, исследования, извлечь хоть что-то полезное? Наверное, да. Предположительно, существует связь между телом и сознанием. Причем, двойная. Ты сознательно воздействуешь на свое состояние, вызывая ощущение умиротворения, в итоге у тебя меняется электрическое состояние мозга. А оно в свою очередь усиливает вызываемое чувство. Связаны ли здесь тело и сознание? Или же тело лишь отзывается, переводя в покой само себя, чтобы прийти в соответствие с состоянием сознания? Вот это, пожалуй, и не важно. Важнее то, что сознание в состоянии влиять на электрическую работу мозга. И значит, его природа каким-то образом близка к электрической. Каким?
Ответить на это можно было бы дальнейшими исследованиями природы сознания. Но о них что-то не слышно. Во всяком случае, Маслоу о них будто забывает. Думаю, потому, что природа сознания его и не интересовала. Главное — воздействие на клиента или читателя. Ведь сами по себе идеи гуманистической психологии действительно хороши и действительно обращены к человеку.
Кстати, второй основатель этого направления — Роджерс — так и называл свою школу: терапией, центрированной на клиенте. Иначе говоря, исходно гуманистическое направление прямо потребовало от психологов увидеть человека и послушать его. Это был огромный шаг вперед для американской клинической психологии. Но не для понимания природы сознания. Для понимания не оставалось времени, и тот же Роджерс лечил и лечил людей, используя основные понятия так, как их понимает хороший человек.
Упоминания сознания в его работах редки. Исходно он использует понятие «сознание» в значении близком к психоаналитическому — как задачу психотерапевта помочь клиенту «осознать» то, что ему мешает. Именно от такого понимания, которое в психоанализе страдает тем, что терапевт знает за больного, что в действительности означают все его мысли, Роджерс уходит к гуманистическому отношению к клиенту. То есть допущению, что больной и сам знает, чем болеет и что было причиной его психических сложностей.
Звучит это все как-то странно, ведь для нас и не было этой помехи в виде психоанализа, стоящей между психологом и человеком. Поэтому для европейского человека появление гуманистической Психологии вовсе не ощущается таким уж движением вперед, как это подают американцы. Скорее, это движение назад — к истокам основных положений психологии, задачей которой изначально и было понять, как же устроен человек. Американцы просто опомнились, отступили к началам и стали создавать свою психологию заново. Поэтому и без того молодая американская психология оказалась еще моложе, ей всего полвека. И удивительно то, как она при этом смогла так дорого выставить себя на международном рынке? Просто вершина человеческой мысли!
Я вижу, как важен этот перелом в американской Психологии не только для американцев, но и для русских психологов, увлеченных американской Психологией. Поэтому я приведу рассказ Роджерса о том, как до него дошло, что психолог должен изучать психе, а психе — у человека.
«Третий случай произошел несколько лет спустя. Я научился более тонко и терпеливо интерпретировать клиенту его поведение, стараясь удачно выбрать время для этого и делать это так мягко, чтобы моя интерпретация была принята. Я работал с очень интеллигентной матерью, у которой сын был маленьким чудовищем. Причина, очевидно, лежала в ее отвержении мальчика в прошлом, но на протяжении многих бесед я не мог помочь ей осознать это.
Я старался привлечь ее внимание к этой теме. Я мягко приближал ее к тем обстоятельствам, о которых она мне сама рассказывала, с тем, чтобы она увидела их смысл. Но все было напрасно. Наконец, я сдался. Я сказал ей, что, кажется, мы оба старались, но потерпели неудачу и что нам лучше всего расстаться. Она согласилась. На этом мы завершили беседу, попрощались, и она пошла к двери.
Затем она обернулась и спросила: «А взрослых вы консультируете?» Когда я ответил утвердительно, она сказала: «Хорошо, тогда помогите мне». Она подошла к стулу, с которого только что встала, и начала выплескивать свое отчаяние по поводу замужества, запутанных отношений с мужем, своего смятения и неудач.
Все это так отличалось от стереотипной «истории болезни», которую она преподнесла ранее! Тогда и началась настоящая психотерапия, и в конечном счете она была успешной.
Этот случай был одним из многих, которые помогли мне ощутить, а потом и осознать, что именно клиент может знать, что его беспокоит, в каком направлении надо идти, какие проблемы являются для него существенными, какой жизненный опыт находится у него в глубинах сознания» (Роджерс, с. 52–53).
Как меня потрясает эта американская наивная самовлюбленность: всего лишь наконец дошел до мысли, что человек может знать о себе больше, чем знает, точнее, предполагает о нем врач! И тут же выдал это за открытие мирового значения. И даже продал, всучил куче желающих по всему миру! Какой талант! И что покупали те, кто ухватился за это, как за новое слово в целительстве? Почему у него есть последователи? Ну не потому же, что это действительно открытие?! Что они используют, преподнося нам гуманистическую психологию — вот эти наивные прозрения или брэнд, товарную марку с правильной рекламной надписью?
Ладно, бог с ними, региональными дилерами, маклерами и конечными продавцами. Что там сам Роджерс после такого озарения? Казалось бы, теперь он мог задуматься о том, что сам сказал, произнеся: какой жизненный опыт находится в глубинах сознания/ Но нет, дальнейшее повествование показывает, что даже это прозрение не заставило его по-настоящему заинтересоваться сознанием, как средой, с которой он и работал. Он как бы изначально, исходно знает, что это такое, и перед ним стоит лишь вопрос, как лучше применить это знание к пациенту, как лучше приводить того к осознаванию.
Я приведу еще один кусок из его размышлений, посвященный именно технике осознавания. Это начало подраздела «Чувствование потенциального «Я»» пятой главы его знаменитой книги «Взгляд на психотерапию. Становление человека».
«У всех клиентов во время психотерапии наблюдалось то, что можно определить как «осознание опыта» или даже «чувствование опыта».
В этой работе я назвал это как «чувствование «Я», хотя этот термин также не вполне достигает своей цели. В безопасных отношениях с терапистом, центрированным на клиенте, в отсутствие какой-либо явной или неявной угрозы своему «Я», клиент может позволить себе исследовать различные стороны своего опыта в их чувственной непосредственности так, как они выступают в его сенсорных и висцеральных (относящихся к внутренним органам — АШ) механизмах, не искажая их для того, чтобы они соответствовали имеющейся у него «Я-концепции».
Оказалось, что многие из сторон его опыта находятся в серьезном противоречии с его «Я-концепцией» и поэтому обычно не могут быть прочувствованы во всей их полноте. Однако в этих безопасных отношениях они могут просочиться в сознание без искажения» (Там же, с. 120–121).
Как видите, сознание здесь означает вовсе не те «.глубины, хранящие опыт», которые он увидел при своем первом озарении, а обычную для американских психологов способность осознавать. Сознательное психоанализа. Иными словами, здесь он говорит: если относиться к человеку мягко и душевно, да еще и слушать и пытаться понять, то ему удается осознать многое из того, что он обычно прячет даже от самого себя.
В общем, это пока лишь рождение «новой» психологии, ее первый детский шаг. Что пугает, так это упорное нежелание сделать второй. Даже продвинутые школы в рамках гуманистической психологии предпочитали говорить о сознании громко и уверенно, при этом не вороша общепринятого понимания его как способности осознавать.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Глава XV Психология флагеллянта и флагеллянтши
Глава XV Психология флагеллянта и флагеллянтши В отношении к флагелляции между мужчинами и женщинами есть некоторое различие.Во-первых, как мы уже говорили выше, число женщин, предающихся чисто активной флагелляции, значительно превышает число пассивных флагеллянтш;
Глава 1. Психология телесности Тхостова
Глава 1. Психология телесности Тхостова Недавно вышла книга Александра Тхостова «Психология телесности».Я считаю, что это первая ласточка иного выбора — начало новой науки о теле. По крайней мере, нового направления в психологии. Что есть в этой книге?Самое малое, — а это
Глава 1. Прагматическая психология
Глава 1. Прагматическая психология Я начинаю исследование того, как психологи понимают сознание, с американцев, потому что с ними будет проще распрощаться. При всей их самоуверенности, американцы очень плохие психологи. Да и как можно стать психологом, если тебе мешает
Глава 4. Когнитивная психология. У. Найссер
Глава 4. Когнитивная психология. У. Найссер Вот я и добрался до основной американской психологической школы, исследующей сознание, если верить их же словарям. Американская когнитивная психология, как вы помните, считает, что ее корни уходят еще в 50-е годы прошлого века. На
Глава 6. Трансперсональная психология. Гроф
Глава 6. Трансперсональная психология. Гроф Известнейший представитель неакадемической психологии Америки, один из создателей трансперсональной психологии Станислав Гроф издал в 1997 году книгу, которая может считаться вершиной не только гуманистической психологии, но
Глава 1. Ассоциативная психология
Глава 1. Ассоциативная психология Психологией, зародившейся во времена Локка, и был ассоцианизм. Впрочем, его усматривают уже у Декарта, но классическое время ассоциативной психологии наступает в конце XVIII — начале XIX века, когда появляются труды Гартли и Джеймса Милля.
Глава 4. Естественнонаучная ассоциативная психология. Бэн
Глава 4. Естественнонаучная ассоциативная психология. Бэн После Джона Стюарта Милля, точнее, это было еще в конце его жизни, ассоцианисты стремительно бросились менять лицо и кожу, осваивая физиологию нервной деятельности и сращивая ее с теорией ассоциаций. Они были
Глава 3. Случайная психология сознания
Глава 3. Случайная психология сознания Итак, отцом психологии сознания считается Вильгельм Вундт. Но Вундт оказался ее творцом очень странно и почти случайно. Дело в том, что он по-настоящему заговорил о психологии сознания только в поздних работах, а вот его ученики и
Глава 6. Описательная психология Дильтея
Глава 6. Описательная психология Дильтея Вильгельм Дильтей (1833–1911) считается основоположником Философии жизни. В 1870 году, будучи одним из попечителей архива немецкого религиозного философа Фридриха Шлейермахера, он пишет исследование, посвященное его философии, —
Психология зависимостиc «Психология зависимости»
Психология зависимостиc «Психология зависимости» Как случается, что человек не только оказывается во власти обстоятельств, но и перестает делать какие-либо попытки изменить ситуацию? В общем, почему люди становятся зависимыми?Как случается, что человек отказывается от
Глава VI. ДУХОВНОСТЬ, ПСИХОЛОГИЯ, ПИТАНИЕ
Глава VI. ДУХОВНОСТЬ, ПСИХОЛОГИЯ, ПИТАНИЕ Память Вселенной Мысль о том, что путем чьего бы то ни было внешнего воздействия на человеческий организм невозможно сколько-нибудь надолго привести его в состояние полного и стабильного здоровья, мне приходилось высказывать не
Глава 2 Психология похудения
Глава 2 Психология похудения Это одна из самых больших глав в книге. С моей точки зрения, здесь самым важным является психологический аспект. Зачастую в процессе похудения нам не хватает моральных сил, мы ломаемся на первом этапе из-за того, что устаем, расстраиваемся, не
Глава III. Психология тела
Глава III. Психология тела По-моему, такие полеты были возможны всегда, просто кто-нибудь должен был догадаться и попробовать научиться так летать… Ричард Бах. «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» Мы, люди, являемся частью Природы. Огромный мир, который нас окружает, –