в рамках использования какой образовательной технологии построение урока осуществляется
В рамках использования какой образовательной технологии построение урока осуществляется
Следующая задача проектирования урока – это выбор на основе определенной системы планируемых результатов соответствующих образовательных технологий.
Образовательных технологий может быть много: в зависимости от типа урока, от исходных педагогических, дидактических, методических концепций, от целевых установок разработчиков и т.д.
К числу наиболее эффективных базовых технологий, позволяющих достичь планируемых результатов, могут быть отнесены:
• технологии, основанные на уровневой дифференциации обучения,
• технологии, основанные на создании учебных ситуаций,
• технологии, основанные на реализации проектной деятельности.
Возможности этих технологий могут быть увеличены при использовании информационных технологий обучения.
Реализация технологии уровневой дифференциации можно лишь при на личии следующих условий:
а) явное выделение требований к уровню обязательного усвоения материала (базовому уровню);
б) представление базового уровня в виде списков учебных заданий (т.е. на понятном детям языке);
в) «открытость» и доступностью этих требований;
г) ряд обязательных требований к уровню преподавания.
Согласно теории Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и их последователей, процессы обучения и воспитания не сами по себе непосредственно развивают человека, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и, обладая соответствующим содержанием, в определенных возрастах способствуют формированию тех или иных типов деятельности.
Это означает, что, чтобы ребенок развивался, необходимо организовать его деятельность. Именно собственное действие ребенка может стать основой формирования в будущем его способности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.
Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают.
Например, учебной ситуацией является выполнение задания «составить таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста», или выполнение задания «объяснить содержание прочитанного текста ученику младшего класса», или выполнение практической работы и т.д.
Эффективным способом достижения планируемых результатов является также реализация технологии проектной деятельности. Структура проекта, как это видно из таблицы, естественным образом совпадает со структурой учебной деятельности.
Основные этапы работы над проектом
Структура учебной деятельности
Этап 1. Принятие решения о выполнении проекта
Этап 2. Определение цели деятельности
Этап 3. Определение задач деятельности
1) Составление плана действий
2) Составление программы
Этап 5. Поверка программы на «реализуемость»
Этап 6. Выполнение программы
Этап 7. Предварительный контроль
Этап 8. Презентация продукта
В процессе проектирования урока можно опираться на следующие приемы и стратегии в различных педагогических технологиях:
1. Технология развития критического мышления.
«Список известной информации».
2. Технология развития критического мышления.
Учитель просит учащихся в группах ответить на вопросы и обосновать свое мнение.
Л.Н.Толстой считал Наполеона величайшим полководцем в мировой истории?
Л.Н.Толстой переписывал отдельные эпизоды романа «Война и мир» более 26 раз?
Один из вариантов названия романа «Война и мир» – «Все хорошо, что хорошо кончается»?
При работе над романом «Война и мир» Л.Н.Толстой использовал научные труды только русских историков?
Летом 1909 года один из посетителей Ясной Поляны выражал свой восторг и благодарность за создание «Войны и мира» и «Анны Карениной». Толстой ответил: «Это всё равно, что к Эдисону кто-нибудь пришёлти сказал бы: «Я очень уважаю вас за то, что вы хорошо танцуете мазурку». Я приписываю значение совсем другим своим книгам».
3. Педагогические мастерские. Примеры индукторов.
Вспомните, как вы сегодня шли в школу. Опишите свою дорогу.
«Гений и злодейство – две вещи несовместные». Подумайте, какой знак препинания вы поставили бы в конце этой фразы. Защитите свой выбор.
Запишите ассоциации к словам «цветы» и «зло» в две колонки. Составьте все возможные словосочетания, соединяя слова из первой колонки со словами из второй.
Придумайте и инсценируйте спор, который может возникнуть среди современных читателей рассказа «В дурном обществе».
Перечислите вечные, с вашей точки зрения, проблемы.
Нарисуйте время. Поместите себя в этот рисунок.
Запишите слова, отражающие ваши чувства, мысли, переживания, связанные с присутствием в созданном вами мире.
4. Современные приемы активного целеполагания:
«Задом наперед» – ученикам предлагается выполнить вариант итоговой проверочной работы по новой теме (раз вы так много знаете по этой теме, давайте сразу напишем контрольную);
«Знаю – Повторить – Хочу узнать» – рабочий лист с различными заданиями и таблица – каждый обучающийся выстраивает свой личный образовательный маршрут;
«Выбор цели по маршруту» – постановка цели осуществляется обучающимися на основе маршрутной карты изучения данной темы (обучающиеся формулируют собственную цель – что узнают нового, чему научатся и что им необходимо повторить).
5. Приёмы, стимулирующие познавательную активность:
создание проблемных ситуаций;
«втягивание и отстранение» (прием основан на втягивании обучающихся в литературную ткань произведения, например, изложить события сказки «Снежная королева» с точки зрения ее героев, при этом не только показать знание текста произведения, но и объяснить причины поступков своих героев; отстранение опирается на умение посмотреть на проблему как бы издали, развернуть ее под другим углом: «Представьте себе, что вы автор, и попробуйте объяснить, почему и для какой цели было написано это произведение; что было бы, если бы герой поступил бы по-другому; как этот поступок отразился бы на судьбах других героев?»
выбор и замена заданий;
дискуссии («круглый стол», «дебаты», «судебное заседание» и т.д.)
Более детально методические приемы описаны в Приложении.
Обобщение опыта по теме «Проектирование уроков на основе современных образовательных технологий»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
БОУ ДПО (ПК) С «Чувашский республиканский институт образования»
Кафедра начального образования
«Проектирование уроков на основе современных образовательных технологий в контексте требований ФГОС НОО».
Научный руководитель: Рыбакова А.В.
Ученая степень- кандидат филологических наук
Выполнила: Метелёва Галина Витальевна
Учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 20 им.В.Митты с УИОП»
2.1. Проектирование современного урока ………………..4
2.2.Этапы современного урока ……………………….. …….5-8
3.1. Практическая часть (из опыта работы)
1) Технология проектов. Фрагмент урока
литературного чтения «Средства художественной
выразительности на примере стихотворения
М.Ю. Лермонтова «На севере диком»…………………….8-11
3.2.2) Технология «Решение проектной задачи»
Фрагмент урока русского языка по теме:
«Время глагола. Неопределённая форма глагола»………..11-12
3.3.3)Самоанализ урока над предметными и метапредметными
результатами по теме: «Изменение имён
существительных по падежам»………………………………12-14
3.4.Самоанализ урока литературного чтения
3.5.Технология «Достижение планируемых результатов»…15-17
3.6 Информационно-коммуникационные технологии.
Урок окружающего мира «Круговорот воды в природе»…17-19
Важнейшей задачей каждого учителя при реализации ФГОС ООО является освоение технологии проектирования учебного занятия с учетом деятельностного подхода.
Важнейшей задачей современной системы образования является
требования к освоению обучающимися образовательной программы.
Теперь в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Принципиальным отличием современного подхода в образовании является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности.
Проблема: Сложность ( недостаточен опыт)в проектировании урока на основе современных образовательных технологий.
Цель : Обобщение личного опыта по проектированию уроков на основе современных образовательных стандартов.
1.Разработать и провести уроки на основе современных образовательных технологий в контексте требований ФГОС НОО.
2.Проанализировать работу уроков на предметные и метапредметные результаты.
Ожидаемый результат: При проектировании и проведении уроков на основе современных образовательных технологий произойдёт повышение учебной мотивации обучающихся и формирование УУД.
Конечный результат: Разработки уроков на основе современных образовательных технологий по разным учебным предметам. Деление с коллегами своим опытом на разных уровнях.
В практике начальной школы широко используются следующие технологии деятельностного типа:
-технология деятельностного метода обучения (Л.Г.Петерсон)
-технология проблемно-диалогического обучения (Е.Л.Мельникова)
— технология достижения планируемых результатов освоения программ начальной школы (О.Б.Логинова)
Это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация, интерес, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность, потребность
В основание новой технологии урока заложены 3 постулата
Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя;
Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры;
Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.
2.1. Проектирование современного урока.
Умение проектировать – это способность к целеполаганию и распределению целей, организации и анализу деятельности. Проект – это детальное описание процесса достижения цели.
Сегодня уроки должны проектироваться по совершенно иной схеме и включать следующие основополагающие принципы:
1. Изменение парадигмы образования: от знаниевой к деятельностной.
2. Изменение содержания образования и форм, приемов и методов, технологий.
3. Изменение педагогической позиции «ученик – учитель».
4. Формирование внутренних мотивов деятельности ученика.
5. Личностное целеполагание и личностное содержание материала.
6. Рефлексия результатов образовательной деятельности.
Меняется и сама типология урока: с точки зрения деятельностного подхода проводятся уроки «открытия» нового знания; рефлексии;
общеметодологической направленности; развивающего контроля.
Урок современного типа
В широком значении «универсальные учебные действия» – саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком (собственно психологическом значении) «универсальные учебные действия» – это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
2.2.Этапы современного урока.
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. «Хочу, потому что могу».
• У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.
• включение детей в деятельность;
• выделение содержательной области.
• учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи
• учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказывают свое мнение;
• девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»);
• самопроверка домашнего задания по образцу.
II. Актуализация знаний.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
2. Возникновение проблемной ситуации.
• актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи);
• создание проблемной ситуации;
• выявление и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло затруднение; темы и цели урока.
III. Постановка учебной задачи.
Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.
Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог.
IV. «Открытие нового знания»
(построение проекта выхода из затруднения).
Этап изучения новых знаний и способов действий
Цель: решение устных задач и обсуждение проекта их решения.
• Способы: диалог, групповая или парная работа:
• Методы: диалог, побуждающий к гипотезам, подводящий к открытию знания и к решению проблемы.
• организация самостоятельной исследовательской деятельности;
V. Первичное закрепление.
Этап закрепления знаний и способов действий
Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.
• Способы: фронтальная работа, работа в парах;
• Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.
• выполнение заданий с проговариванием в громкой речи
VI Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
• Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий);
• Методы: самоконтроль, самооценка.
VII Включение нового знания и повторение.
• Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие;
• Затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.
VIII Рефлексия деятельности (итог урока).
Цель: осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
• Какую задачу ставили?
• Удалось решить поставленную задачу?
3.1.Практическая часть (Из опыта работы)
Я изучила материал по технологии проектов. В основу технологии проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Виды проектов : практико-ориентированный, исследовательский, информационный, творческий, ролевой. Меня заинтересовала эта тема, и я составила и провела ряд уроков.
Фрагмент урока « Решение проектной задачи » по литературному чтению по теме: Средства художественной выразительности в стихотворении М.Лермонтова «На севере диком». В 3 классе 2013г. (авт.В.Ю.Свиридова).
Цель : Познакомить обучающихся со стихотворением М.Лермонтова «На севере диком». Выполнить проектную задачу: составить пособие художественно – выразительные средства поэтической речи на примере стихотворения М.Лермонтова «На севере диком».
Создать условия для развития у обучающихся:
-умения принимать и сохранять учебную задачу, воспринимать выделенные учителем ориентиры в новом учебном материале; планировать решение учебной задачи;
-эмоционально-ценностного отношения к чувствам на примере образов стихотворения
— инициативы при ответах на вопросы и при выполнении заданий;
— умения проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом; навыков фиксировать информацию, полученную путём анализа текста.
-умения сравнивать, анализировать, сотрудничать, находить нужный материал, работать с учебником.
3.Постановка учебной задачи. Проблема.
Учитель: Назовите тему урока.
Ученики: Средства художественной выразительности в стихотворении Лермонтова « На севере диком».
Учитель: Назовите учебные задачи.
Ученики: Познакомиться с новым произведением и исследовать, какие средства выразительности есть в стихотворении.
Учитель: Заполните листки достижений: какими умениями мы владеем. Поставить знак плюс или минус.
Деятельность учащихся: (Учащиеся заполняют листки достижений самостоятельно.)
Учитель: Есть проблема: Маша идёт на олимпиаду по литературному чтению. В олимпиадах встречаются задания о средствах художественной выразительности.
Давайте поможем Маше и сделаем пособие «Средства художественной выразительности в поэтической речи». Согласны., т.е. нам надо выполнить проект.
5.Открытие новых знаний.
Организована работа в группах. Учащиеся самостоятельно выполняют задания.
Ученики 1 группы : Найти определение эпитета и привести примеры из стихотворения.
Ученикам 2 группы : Найти определение олицетворения и привести примеры из стихотворения.
Ученикам 3 группы : Найти определение сравнения и привести примеры из стихотворения.
Ученикам: 4 группы : Найти определение контраста и привести примеры из стихотворения.
Ученикам : 5 группы : Найти определение синонимов и из словаря найти синонимы к слову: грустный.
Учитель: У нас получилось пособие. Как вы думаете, оно закончено, а чем ещё можно дополнить?
Ученики: Есть ещё приёмы, с которыми будем знакомиться позже, приводить примеры из других произведений.
Ученики: Поэт использует художественно-выразительные средства. Называют их.
Учитель: Ребята, только ли это стихотворение о природе?
Ученики: Могут быть одиноки не только деревья, но и люди.
Ученики: (Высказывают свои мысли.)
Ученики: (Высказывают свои примеры из жизни.)
Ученики: Утёс. Читаем хором.
7. Рефлексия деятельности (итог урока).
-У кого стало больше плюсов, чем было в начале урока?
(т.е. вы на уроке получили новые знания)
Оцените работу в группах: если все задачи выполнили, то возьмите часть картины «Утёс», если не всё получилось, то часть картины «Пальма».Давайте сложим пазл этих картин.(Проверка)
Учитель: Домашнее задание по выбору:
1)Написать сочинение «О чём я заставило задуматься стихотворение Лермонтова «На севере диком».
2) Выучит наизусть стихотворение из учебника стр.99.
3) Найти другое стихотворение Лермонтова об одиночестве и прочитать его выразительно.
3.2.Урок Решение проектной задачи (Отдельные этапы урока)
Тема: « Неопределённая форма глагола» 3 класс
2. Актуализация знаний.
Учитель: Запишите слова, вставьте пропущенные буквы:
Герой, солдат, победить, ветеран
-Какое слово лишнее? Почему?
Учитель: Отгадайте загадку:
Без ног, без крыльев оно – быстро летит.
Учитель: Назовите формы времени глагола.
Ученики: Прошедшее, настоящее и будущее время.
Учитель: Определите форму времени и числа глагола победить.
Ученики : высказывают свои мнения.
Учитель : Значит, здесь форму времени нельзя определить.
-Как называются глаголы, у которых не определяется форма времени и числа?
Учитель: Назовите тему урока.
Ученики: Время глагола. Неопределённая форма глагола.
Учитель : Сформулируйте учебные задачи.
Ученики: Узнать, что такое неопределённая форма глагола, научиться находить глаголы в неопределённой форме, ставить глаголы в неопределённую форму.
Учитель: Мы сегодня вспомним прошлое, проживём настоящее и поговорим о будущем.
Дорогие ветераны войны! Хочу поздравила Вас с Днём победы! Вы смогли освободил мою страну и весь мир от фашизма. Мы должны помним и благодарим Вас за победу! Надо сберечь мир.
— Прошу Вас найти мои ошибки.
Элеонора Гербертовна просит объяснить ей тему, на которую она делает ошибки.
-Как вы думаете, что ей нужно изучить?
Ученики: Она не правильно пишет окончания глаголов. Глаголы имеют форму времени. Глаголы в предложении согласуются с другими словами.
Учитель: Я предлагаю для неё сделать пособие. По теме: Формы времени глагола. Неопределённая форма глагола.
Учитель: Прежде, чем мы будем создавать проект, давайте сами разберёмся по данной теме.
Тема урока : «Изменение имён существительных по падежам»
В ходе урока созданы условия для формирования следующих универсальных учебных действий:
познавательных — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; коммуникативных — инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция.
регулятивных — постановка учебной задачи; определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
Основной задачей урока являлось создание условий для восприятия, осмысления и первичного закрепления нового материала. Выполняли учебный проект. Учащиеся составили пособие для иностранца по теме «Изменение имён существительных по падежам». В ходе подготовительной работы, самостоятельной работы в группах, учащиеся познакомились с падежами и вопросами к ним. Это урок по данной теме первый. Обучающиеся сами назвали учебные задачи, планируемые результаты: узнать названия падежей и вопросы к ним, научиться определять падеж им. сущ. по вопросам, знать алгоритм по определению падежей им. сущ. К поставленным учебным задачам обращались в течение урока. Учащиеся самостоятельно подготовили странички для пособия, учились переносить приобретенные знания в конкретную ситуацию. По изученным падежным вопросам учились определять падежи в пословице, а затем самостоятельно составить алгоритм действий по определению падежа имени существительного.
Урок имел воспитательное значение: прочитали отрывок о Советском солдате, познакомились с памятником Советскому солдату в Германии. Рефлексия была в виде возложения цветов к памятнику.
Достаточно времени на уроке работали самостоятельно.
Для активизации мышления учащихся я использовала систему вопросов на основе их субъективного опыта, создавала проблемную ситуации.
Использование компьютерных технологий на уроке дало возможность для целостного восприятия детьми нового материала, закрепления.
Особое место на уроке занимает формирование и развитие у учащихся общеучебных навыков, а также навыков работы в парах.
Вывод: В течение урока шла работа над формированием УУД. Коммуникативных : слышать, понимать, выполнять задания, общаться…; регулятивных : самостоятельно сформулировали учебную задачу, осуществляли самоконтроль, удерживали учебную задачу в течение урока; познавательных : осуществляли поиск информации, сравнивали, работали с учебником, обобщали, составляли алгоритм, находили нужный материал. Все поставленные цели и задачи урока выполнены. Выбранная форма организации учебной деятельности обучающихся была достаточно эффективной и рефлексия показала хорошее восприятие нового материала.
Создать условия для развития у учащихся:
— умения воспринимать учебный текст, учебную информацию в исполнении учителя или ученика, участвовать в диалоге;
-эмоционально-ценностного отношения к чертам характера и поступкам людей на примере героев литературных произведений;
— инициативы при ответах на вопросы и при выполнении заданий;
— умения проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
— навыков фиксировать информацию, полученную путём анализа текста.
Учебник «Литературное чтение», 2 кл., 2011г. (авт.В.Ю.Свиридова); экран, проектор, презентация, карточки с заданиями для работы в парах и группах, выставка книг.
Большое место на уроке отведено формированию личностных УУД (формирование духовно-нравственных качеств через знакомство со сказкой «Три дочери», эмоционально-нравственный отзыв на чувства других людей.) Моя задача была создать условия для того, чтобы ученики уловили глубинный смысл сказки. Это произведение учит простым, но важным истинам, раскрывающим нравственные законы в семье, отношение к пожилым и больным родителям, умение сопереживать. Проблема, описанная в сказке, была сформулирована обучающимися самостоятельно при помощи памятки, приводились примеры из своего опыта, присутствовала связь с жизнью. Для более полного восприятия использовала метапредметные связи: с изо, музыкой, обсуждение с детьми проблемы в семьях, о которых говорится в сказке, о жизни с духовно –нравственной точки зрения.
3.5.Технология «Достижение планируемых результатов.»
ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, определяют цели своей деятельности и планируют ее. В связи с этим изменяется структура урока и действия учителя и ученика.
Процесс достижения планируемых результатов на уроках в начальной школе требует целенаправленной организации учебной деятельности, создания педагогических условий для развития личности обучающихся на основе освоения УУД при изучении конкретного учебного материала школьных предметов.
Структура урока, построенного на основе технологии достижения планируемых результатов, конструируется из специально организованных учебных ситуаций.
Проектируя урок на основе технологии достижения планируемых результатов, необходимо спланировать:
— результаты учебной деятельности (личностные, метапредметные, предметные)
— учебные ситуации, содержащие действия по достижению планируемых результатов в ходе решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
— оценочные ситуации, позволяющие ученикам сделать вывод о достижении планируемых результатов.
На этапе актуализации знаний и мотивации учебная ситуация содержит действия с учебным содержанием, необходимым для изучения нового материала. Здесь важно создать ситуацию успеха при решении практической задачи на знакомом материале и ситуацию затруднения, способствующую пониманию того, что успешному решению практической задачи мешает отсутствие каких-то знаний и умений.
Важным моментом считаю использование на уроках отчёта о результатах учебной деятельности
В начале урока я не знал(а)…
Чтобы узнать, я поставил(а) и решил(а) учебные задачи…..
Я достигл(а) следующих результатов: получил(а) знание о …, умение …, опыт…
Учебные задачи решены успешно (или остались вопросы, есть проблемы).
5.На следующих уроках я смогу применить знание о ….(или необходимо закрепить, или нужно вернуться к учебным задачам. Полученные знания о …, умения и опыт мне необходимы, так как имеют для меня значение, потому что… полезны.
В работе я проявил(а) целеустремлённость, любознательность, доброжелательность, поэтому работа была успешной. Мне удалось достичь цели, получить запланированные результаты.
3.6 Информационно-коммуникационные технологии. Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка.
Например : урок во 2 классе по окружающему миру по теме «Круговорот воды в природе».
1«У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни! Ты – сама жизнь!»
— Что имел в виду французский летчик, писатель Антуан де Сент-Экзюпери, когда писал эти строки?
-В каких оболочках Земли присутствует вода?
На глубине до 1 км в земной коре хранится более 4 млн. кубометров воды, а над каждым квадратным км Земли висит около 20 тыс. тонн воды в виде пара.
— Поделите на группы слова: дождь, лёд, пар, град, роса.
-Как вы считаете, что будет объектом исследования на уроке?
-А что бы вы хотели узнать о воде для себя?
Заполнить лист достижений в 1 столбике.
1.Я знаю свойства воды.
2.Я умею различать три состояния воды.
3.Я могу объяснить круговорот воды в природе.
4.Я умею объяснить переход одного состояния воды в другое.
3.Постановка учебной задачи. Проблема:
Мне первоклассник задал вопрос: Что было вначале дождь или лужа?
Я ему пообещала, что мои ученики подготовят для него объяснение.
-А как вы считаете, что было вначале дождь или лужа? (Ответы детей)
Я предлагаю выполнить интересную задачу, сделать коллаж по интересующей нас проблеме, чтобы всем легко разобраться и было наглядно.
Я предлагаю сделать проект.
Проект – это дело большое, какие есть предложения, чтобы быстрее справиться с проблемой?
Все наши выводы мы оформим в виде коллажа. Коллаж (франц. –наклеивание, наклейка)
Опыт с кастрюлей с горячей водой и с паром.
-Какова причина превращений одного состояния воды в другое?
— Почему появились капельки воды?
Как можно изобразить путь капельки в кастрюле?
Есть такое слово круговорот.
— Кто может объяснить.
— Прочитайте объяснение из словаря Ушакова.
Учитель: Назовите тему проекта.
Ученики: Круговорот воды в природе
Учитель: Какую учебную задачу перед собой поставим?
Ученики: Узнать, как происходит круговорот воды в природе.
4.Открытие новых знаний. Работа в группах:
1гр.- Объяснитьи схематично показать откуда появляется лужа?
( материал из текста «Лужи») (составить мини коллаж)
-В какое время года можно
Как образуются лужи?
Вывод: Рассказать по схеме.
2гр.- Объяснить и схематично показать, как образуется дождь?
-Как образуется дождь?
-Какие бывают дожди?
Вывод: Рассказать по схеме.
Учитель: Можно ли сказать что было раньше дождь или лужа?
3 группа: Как Мировой океан поит сушу? Учебник стр 36.
Учитель: Вода в океане солёная, а какие выпадают осадки?
Опыт с кастрюлей с солёной водой.
4 группа: Когда круговорот воды опасен для всего живого.
Составить ряд причин, когда процесс круговорота воды в природе
имеет опасные для человека и животных последствия.
5 группа: Может ли заболеть вода и как её вылечить? Нарисовать знак, чтобы сохранять воду.
1.Это организованная учителем активная познавательная деятельность учащихся.
2. Это учебное сотрудничество.
3. Это активные и интерактивные формы работы.
4. Самостоятельность и самодеятельность ученика (постановка цели урока, определение проблемы урока и путей её решения, отбор способов и средств достижения цели, самоанализ и самоконтроль, самооценка и оценка достигнутых результатов).
5. Это хорошо спланированная организаторская роль учителя (консультант).
6. Это реализация ТЦУ урока (развитие, обучение, воспитание).
Современный урок – урок действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам, личности ребенка, его родителей, общества, государства.
В целом проектирование и использование современных технологий выступает эффективным средством формирования УУД и обеспечивает достижение планируемых результатов на уроках в начальной школе.
Что позволяет решить Важнейшую задачу современной системы образования
освоение обучающимися образовательной программы, формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться».
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
4.Волков Б.С. Психология урока, его подготовка, проведение и анализ. Учебное пособие.- М., Центр педагогического образования,2011год.
5.Поташник М.М. Требования к современному уроку. Методическое пособие.- М.: Центр педагогического образования,2011год.