б) трансформация во времени одной области психологической науки
в) независимые друг от друга области научного знания
Г) самостоятельные, но тесно взаимосвязанные области научного знания
3. В России становление психологии развития связывают с именем:
в) Л. С. Выготского
4. Предметом психологии развития и возрастной психологии является:
а) изучение основных закономерностей порождения и функционирования психической реальности
б) изучение психологических закономерностей обучения и воспитания человека в различные периоды жизни
в) законы психического развития ребенка
г) изучение закономерностей развития психики человека от рождения до старости, механизмов перехода от одной стадии к другой, отличительные признаки каждого периода и их психологическое содержание
5. Взаимодействие среды и генотипа определяет процессы:
а) созревания
6. Развитие— это:
а) количественные изменения в ходе совершенствования той или иной функции
б) процесс непосредственного, неконтролируемого сознанием усвоения каких-либо норм, способов поведения
в) процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта
г) закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в количественных, качественных и структурных преобразованиях
7. Процесс развития обладает разными свойствами. Среди них:
Г) все перечисленное
8. Способность системы накапливать, надстраивать новые изменения над предыдущими есть:
Г) необратимость
9. Способность системы к единой, внутренне взаимосвязанной линии развитияесть:
А) направленность
10. Психосоциальная область развития — это изменения:
А) эмоциональной и личностной сфер
б) роста, веса, тела человека
в) способностей, познавательных процессов
г) всего перечисленного
11. Психофизическая область развития — это изменения:
а) эмоциональной и личностной сфер
б) роста, веса, тела человека
в) способностей, познавательных процессов
г) всего перечисленного
12. Когнитивная область развития — это изменения:
а) роста, веса, тела человека
б) эмоциональной и личностной сфер
В) способностей, познавательных процессов
г) всего перечисленного
13. Неравномерность, сенситивность, гетерохронность психики— это ее:
в) закономерности
14. Сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы образуют группу методов:
В) организационных
г) обработки данных
15. Наблюдение, эксперимент, тестирование образуют группу методов:
А) эмпирических
г) обработки данных
16. Изучение развития одних и тех же детей на протяжении длительного времени — это метод:
А) близнецовый
17. Изучение различных по возрасту групп детей — это метод:
Г) сравнительный
18. Преднамеренное, целенаправленное, систематическое восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения— это:
В) наблюдение
19. Задача установления наличия или отсутствия изучаемого явления, измерения его количественных характеристик решается в психологической науке методом:
А) констатирующего эксперимента
б) формирующего эксперимента
20. Задача построения процесса с заданными свойствами решается в психологической науке методом:
а) констатирующего эксперимента
Б) формирующего эксперимента
21. В качестве факторов развития психики в психологии рассматривают:
а) природные задатки
б) социальную среду
в) активность самой личности
Г) все перечисленное
22. Движущей силой развития в эндогенном (биогенетическом) направлении является:
а) активность самой личности
б) взаимодействие среды и наследственности
В) наследственность
23. Нормативный подход к исследованию детского развития был заложен:
А) А. Гезеллом
24. Движущая сила развития в экзогенном направлении (бихевиоризм):
а) активность самой личности
в) взаимодействие среды и наследственности
г) среда
25. Идея о том, что развитие есть результат конвергенции внутренних задатков с внешними условиями жизни, высказал:
Б) В. Штерн
26. Термин «эго-идентичность» ввел в науку:
Г) Э. Эриксон
27. Установите автора понятия схема действия:
А) Ж. Пиаже
28. Главная закономерность онтогенеза психики состоит в интериоризации ребенком структуры его внешней, социально-символической (т.е. совместной со взрослыми и опосредованной знаками) деятельности. Это вывод теории:
а) культурно-исторической
29. Основу теоретической концепции 3. Фрейда составляет открытие:
Постановка проблемы развития в контексте взаимоотношений «субъект-среда». Научно-теоретические направления в психологии развития
Отношения «субъект—среда» реализуются в разнообразных теориях развития, образуя научные направления. Отношение исключения в научных теориях почти не встречается. Однако оно имеет место в обыденных теориях фатальной предопределенности человеческой судьбы Богом, фатумом, роком и т.п. Условно теории такого типа образуют нигилистическое (нигилизм — отрицание) направление. Отношение дополнения, суммирования рассматривает развитие по принципу критической массы, согласно к-му только определенная сумма вкладов субъекта и среды может обеспечить развитие. При этом не важно, сколько приходится на долю наследственности (субъект), а сколько — на долю среды. Главное — сумма, к-ая должна превосходить определенную величину. Умеренное соотношение вкладов наследственности и среды мы находим, с одной стороны, в обыденных теориях развития, а с другой — в практических теориях, ориентированных на решение прикладных психологических задач, не нуждающихся в сложных построениях. Теории данной группы условно можно отнести к синкретическому (синкретность — слитность, нерасчлененность) направлению. Исходя из отношений противопоставленности субъекта и среды, различают 2 научных направления: эндогенное, где основной движущей силой считается субъект, и экзогенное, где движущей силой считается среда. Отношение мультипликативности рассматривает развитие как рез-т взаимодействия в полной мере и субъекта, и среды. Именно это отношение лежит в основе большинства теорий. В соответствии с отношениями: субъект подавляется средой; субъект изучает среду; субъект включается в среду; субъект врастает в среду; субъект преодолевает среду их классифицируют по следующим направлениям:
1) психоаналитическое направление, в теориях к-го субъект развивается подавляясь средой;
3) направление социализации: субъект развивается, включаясь в соц.среду и «усваивая» ее, т.е. социализируясь;
4) социально-экологическое направление: субъект развивается, врастая во все более широкие слои и уровни социальной среды;
5) направление саморазвития, субъект развивается, осваивая социальную среду преодолевая ее.
В современной психологии все больше набирает вес системное направление, к-ое рассматривает систему «субъект—среда» не изнутри, а извне. Системных теорий развития психики пока еще нет, хотя предпосылок к их созданию достаточно: теория высшей нервной д-ти И.П.Павлова и его сотрудников; теория функциональных систем П.К.Анохина, теория динамической локализации психических ф-ций В.М.Бехтерева, А.Р.Лурии, теория Н.А.Бернштейна, культурно-историческая концепция Л.С.Выготского и др.
Тесты психология развития и возрастная психология.
Тесты психология развития и возрастная психология.
1. Психофизиологические, психологические и социально-психологические изменения, которые происходят в психике человека – это возраст
2. Возраст отдельного человека, начиная с момента зачатия и до конца жизни – это возраст
4. Установите правильную последовательность периодов онтогенеза, по Д.Б. Эльконину: 1) ранее детство 2) детство 3) отрочество
5. Закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов –это
6. История индивидуального развития личности – это
(?) неравномерности возрастного развития
(?) развития высших психических функций
8. Пассивное приспособление к среде – это
11. Расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем возможного развития – это
(?) зона ближайшего развития
(?) зона актуального развития
12. Качественные изменения, появление новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур – это
13. Процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта, а так же организация формирования знаний, умений, навыков – это
14. Зависимость развития психики от предметных действий – это детерминизм
15. Закон научения, согласно которому при прочих равных условиях реакция на ситуацию связывается с ней пропорционально частоте повторений связей и их силе
(?) смежности во времени
17. Процесс и результат приобретения индивидуального опыта на основе законов упражнения, готовности, смежности во времени и подкрепления – это
21. Активное приспособление к среде – это
22. Изучение личности в разных видах деятельности – это
(?) метод обобщения независимых характеристик
(?) сложной организации развития во времени
24. Подросток находится в положении личности, принадлежащей двум культурам, т.е. личности
25. За половое развитие в подростковом возрасте прежде всего отвечает гормон
27. Понятие юности как общей для всех людей фазы развития впервые сформулировано
28. По данным Д.Б. Эльконина, ведущей деятельностью подростка становится
29. Основным внутренним рычагом саморегуляции является
30. Удлинение тела стимулируется в основном гармоном роста, который называется
32. Первым научным психологическим трудом, посвященным подростковому и юношескому возрасту, была двухтомная работа
33. Наука о периоде расцвета всех жизненных сил человека – это
34. Способность понимать себя, свои собственные действия и состояния – это
35. Потребности в компетентности относят к потребностям
36. Основные типы темперамента получили свои названия по тем жидкостям, которые, согласно учению Гиппократа, преобладали у человека. Сангвинический темперамент связан с преобладанием
37. Эмоции отражают
(?) явления, имеющие стабильную мотивационную значимость
(?) предметы и явления реального мира
(?) объективные отношения, в которых находятся явления реального мира к нуждам организма
(?) возникают из волевого начала
(?) возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуацию
(?) независимы от потока текущих событий
(?) способны предвосхищать события, которые реально еще не наступили
40. Греческая (или греко-арабская-персидско-таджикская) медицина в организме человека различает четыре основные материи, каждая из которых соответствует одному из элементов или стихий природы:
(?) кровь, лимфа, желчь, ткани
(?) кровь, лимфа, желчь, мышцы
(?) кровь, лимфа, желчь, черная желчь
(?) кровь, лимфа, желчь, кости
41. Средство хранения и передачи познавательного, трудового опыта многих поколений – это
42. Эмоция – отражение реальной действительности в форме
43. В основе темперамента лежит
(?) тип нервной системы
44. Признак, характерный для понятия «акселерация физического и психического развития»:
(?) спокойное, равномерное развитие
(?) противоречивое, неравномерное развитие
(?) прогрессирующее ускоренное развитие
(?) все ответы правильны
45. Какое понятие раскрывается в словах Л. С. Выготского: «особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которые являются типичными для каждого возрастного этапа…»
(?) социальная ситуация развития
Тэги: Тесты психология развития и возрастная психология.
В рамках какого научного направления движущей силой развития считается среда
Правильный вариант ответа отмечен знаком +
1. Психология развития занимается изучением:
— развития всех живых существ, включая животных, насекомых, рыб;
— умственного развития индивида в школе, университете;
+ физического и психического состояния человека на разных возрастных этапах.
2. Психология развития изучает:
— развитие ребенка дошкольного возраста;
— физиологическое состояние всех представителей человеческого и животного мира;
+ психологические изменения человека в зависимости от его возраста.
3. Этапы развития психологии как науки:
— I этап-психология, как наука о человеке, II этап – психология, как наука о психике человека, III этап – психология, как наука о взрослении человека;
+ I этап-психология, как наука о душе, II этап – психология, как наука о сознании, III этап – психология, как наука о поведении, IV этап – психология, как наука о механизмах психики;
— I этап-психология, как наука о душе, II этап – психология, как наука о поведении, III этап – психология, как наука о психике.
4. Количество основных этапов развития психологии:
5. Родоначальник психологии развития:
6. Принцип развития в психологии:
+ исследование психологических явлений личности человека и закономерностях изменений в трех процессах: филогенеза, онтогенеза, социогенеза;
— выявление умственного развития человека и изучение границ сознания;
— установление закономерностей развития в процессе социогенеза.
7. Развитие в психологии (определение):
— процесс работы человека над самим собой и осуществление самосовершенствования в зависимости от возрастных изменений;
— взросление человека в соответствии с календарными изменениями по дням, неделям, месяцам, годам;
+ процесс постоянных изменений, который способствует различным преобразованиям психики (количественных, качественных, структурных) и поведения человека.
8. Предметом возрастной психологии развития является:
+ механизмы, тенденции, закономерности определенных возрастных периодов и психическое развитие на фоне общего развития человека;
— человек и его поведение в социуме;
— психическое развитие индивида, перешедшего тридцатилетний рубеж.
+ донаучный, научный, ассоцианистическая психология, экспериментальная психология, методологический кризис (10-30-е гг. XX в.), развитие психологических школ (1940-1960 гг.), современная психология.
15. Задачи психологии развития:
— изучение особенностей психосоматических функций человека;
+ исследование и применение общих, возрастных, социальных и психологических закономерностях психического и личностного развития человека;
— исследование функций головного мозга человека на разных стадиях взросления.
16. Проблема развития личности в психологии (по Леонтьеву):
+ заключается в ложных или неправильных мотивах развития человека;
— находится в невозможности человека принять свой реальный физиологический возраст;
— является необоснованным появлением кризисов на различных временных этапах.
17. Факторы, влияющие на психическое развитие человека (ребенка):
18. Психология развития возникла в:
— в I веке до нашей эры;
19. Название книги, посвященной детской психологии, с которой связано появление психологии развития:
тест_20. Социальный интеллект в психологии развития:
+ «инструмент» психики, обеспечивающий человеку ориентацию в социальной действительности;
— набор умственных способностей, благодаря которым человек с легкостью адаптируется в обществе;
— социальные навыки, способствующие нахождению общего языка для общения индивида с другими представителями социума.
21. По мнению Аристотеля, главной причиной старения человека является:
— завершение жизненных сил и энергии;
— неспособность находиться в статичном физиологическом состоянии;
+ потеря человеком природного человеческого тепла.
22. Д. Б. Эльконин выделял следующие периоды онтогенеза:
+ раннее детство, детство, отрочество;
— детство, отрочество, юность;
— младенчество, детство, отрочество, взрослость.
23. К числу подотраслей возрастной психологии относятся следующие:
24. Наиболее точный синоним к термину «психология развития»:
25. Когда термин «психология развития» утвердился в мировой науке?
— 80-90 годы XIX века.
26. Сенситивный период в психологии – это:
— жизненный период, когда человек ощущает себя наиболее полезным для социума;
— период, когда человек имеет возможность максимально развить в себе все природные задатки и возможности, реализовав свой потенциал на 100%;
+ определенный промежуток времени в жизни человека, который способствует созданию наиболее благоприятных условий для формирования определенных видов поведения и психологических свойств.
27. Возраст с момента зачатия до окончания жизненного цикла:
28. Хронологические границы юности согласно возрастной психологии:
29. Теория «первоначального очеловечивания» принадлежит:
3. Планы лекционных и практических занятий………………. …..….4
4. Методическое оснащение курса…. 9
4.1. Задания для проведения текущего контроля знаний студентов по дисциплине «Возрастная психология»…………………………………….…. 9
4.2. Методические рекомендации для студентов по дисциплине «Возрастная психология»………………………………………13
5. План воспитательного мероприятия…………………..…….……..15
6. Конспект беседы о профессии педагога-психолога………………27
7. Самоанализ деятельности студента-практиканта…………………29
8. Список используемой литературы…………………………………30
Краткая характеристика учреждения
План лекционных и практических занятий
Название курса: Возрастная психология
Задачи изучаемой дисциплины в соответствии с поставленной целью формулируются следующим образом:
1. формирование у студентов знаний о теоретических исследованиях и практических результатах, накопленных в возрастной психологии;
2. формирование у студентов умений и навыков исследования возрастных особенностей человека;
3. формирование у студентов психологической готовности к применению полученных знаний, умений, навыков в самостоятельной профессиональной деятельности;
4. формирование у студентов гражданской позиции, направленной на развитие умений и навыков психологического сопровождения возрастного развития человека в меняющемся обществе.
Учебно–тематический план
№ п/п
Тема
Аудиторные часы
Итого
Лекции
Практические занятия
Предмет, задачи и методы возрастной психологии.
Закономерности психического развития
Методы возрастной психологии
Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития
Кризисы в развитии
ИТОГО
Тема 1. Предмет, задачи и методы возрастной психологии
Предмет возрастной психологии. Место возрастной в структуре психологического знания.
Развитие как изменения, происходящие в строении тела, психике, поведении человека на протяжении жизни. Психология развития как наука о закономерностях и особенностях развития человека в онтогенезе.
Общая характеристика областей развития: физическая, когнитивная, психосоциальная. Биологические процессы развития: созревание, рост, старение. Влияние среды на развитие человека: научение, социализация. Взаимодействие процессов созревания и научения: критический период, готовность.
Тема 2. Закономерности психического развития
Исторические и социальные предпосылки становления возрастной психологии как самостоятельной научной дисциплины.
Научные основы возрастной психологии. Идеи Дж. Локка и Ж. Руссо как начало дебатов относительно влияния природы и воспитания на ход развития. Эволюционная теория Ч. Дарвина как основа научного подхода к развитию человека. Э. Геккель и С. Холл: вопрос о соотношении филогенеза и онтогенеза.
В. Прайер и А. Бине: использование научных методов для эмпирических исследований развития детей. Д. Болдуин: ассимиляция и аккомодация как основные механизмы развития ребенка.
Психоаналитические теории. Детерминизм внутренних биологических влечений как основа развития человека: теории З. Фрейда, Э. Эриксона, Дж. Боулби.
Основные проблемы и тенденции современной возрастной психологии и психологии развития. Спорные вопросы теорий развития: о факторах (природа или воспитание), характере (непрерывность или скачкообразность) и природе объекта развития (организм или механизм). Проблема соотношения обучения, воспитания и развития: подходы Ж. Пиаже, Л.С. Выготского, Э. Торндайка.
Тема 5. Кризисы в развитии
Понятие «кризис возрастного развития». Границы кризиса. Виды кризисов. Кризисы личностного развития и саморегуляции.
Исследования критических возрастов в отечественной психологии. П.П. Блонский: введение понятия «критический возраст». Л.С. Выготский: критические и стабильные возраста. Развитие концепции о критических возрастах в работах А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, М.И. Лисиной, Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой, К.Н. Поливановой.
Исследование психологического перехода в онтогенезе в западных исследованиях. Концепции Э. Эриксона, Д. Левинсона, П. Хеманса.
Психологический смысл критических возрастов. Психологические особенности возрастных новообразований, содержание возрастных кризисов, структура возрастного кризиса.
Практическая психология возрастных кризисов. Причины возникновения трудностей. Направления и типы коррекционной работы.
4. Методическое оснащение учебной дисциплины
4.1. Задания для проведения текущего контроля знаний студентов по дисциплине «Возрастная психология».
1. Выберите правильный вариант ответа:
Возрастная психология изучает:
a) факты и закономерности развития психики человека;
b) общие законы развития и формирования психики;
c) проявления психики людей;
3. В своей периодизации З.Фрейд прослеживает линию психосексуального развития. Установите правильную последовательность стадий этой периодизации:
a) латентная стадия;
b) фаллическая стадия;
5. Как называется теория К.Бюллера?
a) теория конвергенции двух факторов;
b) теория трех ступеней развития.
6. Какое направление в психологии считает, что движущей силой в развитии является окружающая его среда?
7. Процесс, в ходе которого человеческое существо с определенными биологическими задатками приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности называется…
8. Кто из предложенных психологов относится к школе Выготского:
a) М.И.Лисина; К.Коффка;
b) А.Н. Леонтьев; А.В. Запорожец;
9. Автор эпигенетической теории развитии:
10.Направление, психологи которого исследуют познавательную деятельность человека:
11.Развитие интеллекта по Ж.Пиаже проходит:
12.Кто из предложенных психологов не являлся сторонником Л. С. Выготского:
13.Зона ближайшего развития – это:
a) то, что ребенок может делать и понимать при помощи взрослого
b) то, что ребенок может делать и понимать сам
c) то, что ребенок делать не умеет
14.Какие критерии возрастной периодизации рассматриваются в психологии:
c) тип ведущей деятельности
d) социальная ситуация развития;
e) все ответы верны.
15. Кто из психологов ввел понятия «Психологические новообразования» и «социальная ситуация развития»:
16. Какую стадию не выделял в развитии интеллекта Ж. Пиаже:
a) дооперационная стадия
b) стадия формальных операций
c) латентная стадия
17. По мнению Л. С. Выготского … движет развитие и ведет его за собой:
18. Соотнесите:
a) культурно-историческая теория 1. Ж. Пиаже
b) теории деятельности 2. Д. Б. Эльконин
c) когнитивная теория 3. Л. С. Выготский
d) концепция учебной деятельности 4. А. Н. Леонтьев
19. Приспособиться к новым условиям жизни новорожденному помогают: а) условные рефлексы; b) безусловные рефлексы; c) слуховые анализаторы.
Ответы и критерии оценивания
1-1;
11-b;
2-3;
12-b;
3-в,г,б,а,д;
13-a;
4- Л.С. Выготский;
14-e;
5-1;
15-с;
6-2;
16-c;
7-1;
17-a;
8-1;
18-а-3; b-4; с-1; d-2;
9- с;
19-b;
10-с;
20-a.
4.2. Методические рекомендации для студентов по дисциплине «Возрастная психология»
Актуальность данного курса обусловлена общими тенденциями в развитии современной психологической науки, необходимостью анализа всех факторов возрастного развития личности и жизнедеятельности человека.
Предметом курса является рассмотрение развития человека в перспективе жизненного пути с учетом культурно-исторических условий. Такой подход основывается на идеях, сформулированных Л.С. Выготским, Б.Г. Ананьевым, А.Г. Асмоловым, К.А. Абульхановой-Славской, Л.И. Анциферовой, Г. Крайг. Развитие человека при этом понимается как динамическая система, образованная взаимодействием созревания и научения, переплетением процессов физического, психического и социального развития. Обозначенный подход позволяет обеспечить комплексное рассмотрение проблематики развития человека в процессе онтогенеза.
Формы и методы работы
Реализация программы предусматривает использование форм, основанных на активном обучении, проблемности, совместной деятельности преподавателя и студентов, а также дидактически управляемой самостоятельной работы студентов.
На лекционных занятиях, построенных преимущественно в форме проблемного изложения, раскрываются основные теоретические положения курса. На практических занятиях акцент делается на самостоятельной работе студентов по овладению современными психологическими методиками диагностики личностных особенностей.
В процессе изучения «Возрастной психологии» предполагается создание у студента целостного представления о предмете, цели, задачах, структуре курса. В результате студент должен овладеть системой знаний: • об основных закономерностях функционирования психики; • о развитии психики в онтогенезе, изменении ее структуры и функций; • об основных методах исследования развития психики человека; • о психологических новообразованиях возрастных периодов; • о содержании основных возрастных кризисов; • о движущих силах развития на каждом возрастном этапе; • об условиях психического развития людей разного возраста.
В результате изучения данного курса студенты должны овладеть умениями: • использовать психологические термины; • планировать и проводить психологическое экспериментальное исследование; • определять и изучать возрастные особенности психики человека на всех этапах его жизненного пути; • организовывать и проводить возрастно-психологическое консультирование.
План воспитательного мероприятия
В рамках практики, воспитательным мероприятием будет являться олимпиада по психологии для непрофильных факультетов и институтов УрГПУ. Олимпиаду планируется провести в марте-апреле 2012 года.
Олимпиада по психологии как форма организации учебно-исследовательской работы студентов направлена на повышение значимости психологических дисциплин в профессиональной подготовке будущего педагога, на выявление студентов, мотивированных на научно-исследовательскую деятельность. Олимпиада позволяет участникам проверить и критически оценить свои возможности, определиться в выборе дальнейших путей образования, самообразования и саморазвития личности.
Задачи олимпиады:
· стимулирование мотивации студентов к изучению психологических дисциплин;
· совершенствование качества подготовки студентов;
· создание условий для раскрытия и реализации профессиональных и творческих способностей студентов в учебном процессе;
· развитие креативного психолого-педагогического мышления студентов;
· выявление уровня психологической компетентности студентов;
· обеспечение творческого взаимодействия студентов разных факультетов.
Положение об олимпиаде и информационное письмо вы можете посмотреть в приложениях 6 (стр.90) и 7 (стр.93).
Задания к олимпиаде
1. Свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности – это ___________.
2. Совокупность психических, физиологических и социальных особенностей конкретного человека с точки зрения его уникальности, своеобразия и неповторимости. Речь идет о ________________.
3. Простейший психический процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии материальных раздражителей на соответствующие им органы чувств – это _______________.
4. Установите соответствие между названием возрастного периода в развитии ребенка (колонка А) и его границами (колонка В).
А
Впишите ответ (цифру из колонки В)
В
Подростковый возраст
1. До 1 года
Дошкольный возраст
2. 1-3 года
Старший школьный возраст
3. 3-7 лет
Младенчество
4. 7-11 лет
Младший школьный возраст
5. 11-15 лет
Ранний детский возраст
6. 15-17 лет
5. Специфический, присущий только человеку вид деятельности, заключающейся в осуществлении воздействий на природу с целью обеспечения условий своего существования – это ___________.
6. Периодически возникающее состояние напряжения в организме живых существ, вызванное нехваткой какого-либо вещества или отсутствием необходимого для индивида предмета. ________________.
7. Мнемические процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции – это _______________________ память.
8. Найдите соответствие между словами (понятиями, явлениями, содержанием) соседних столбцов в предложенной таблице.
Тип общения
Впишите ответ (цифру из колонки справа)
Описание общения
Диалогическое общение
1. Авторитарное, директивное взаимодействие
Императивное общение
2. Воздействие на партнеров с целью достижения своих намерений (настоящие цели скрываются)
9. Активность индивида, направленная на условное моделирование той или иной развернутой деятельности – это _________.
10. Опосредованная нервной системой ответная реакция живого организма на воздействие какого-либо фактора внешней или внутренней среды – это _________.
11. Психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта. __________________.
13. Запоминание без осознания логической связи между различными частями воспринимаемого материала. _____________________.
14. Базовый объяснительный принцип научного познания, который выражается в общенаучном положении о том, что явления действительности необходимо исследовать в их зависимости от внутренне связанного и динамичного целого, которое они образуют, приобретая присущие этому целому новые свойства.
15. Сензитивный период развития – это:
1) период, характеризующийся плавными, последовательными психическими измерениями;
2) наиболее чувствительный благоприятный период для формирования определенных качеств и свойств психики;
3) период, представляющий собой переходный момент от одного возрастного этапа к другому.
16. Процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений – это _________________________.
18. Вид памяти, характеризующийся очень кратким сохранением воспринимаемой информации. ________________________ память.
19. Установите соответствие.
Продукт деятельности
Впишите ответ (цифру из колонки справа)
Деятель
Автор метода «классических условных рефлексов»
1. Гиппократ
Организатор первой психологической лаборатории
2. Ч. Дарвин
Автор теории эволюции
3. И.П. Павлов
Отец психоанализа
4. В. Вундт
Автор классно-урочной системы
5. З. Фрейд
Создатель учения о темпераментах
6. Я.А. Каменский
20. Сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Это _______.
23. Установите соответствие между возрастным периодом (колонка А) и ведущим (наиболее важным для развития)типом деятельности в этом возрасте (колонка В)
А
Впишите ответ (цифру из колонки В)
В
Ранний детский возраст
1. Общение со сверстниками
Дошкольный возраст
2. Учебная деятельность
Младший школьный возраст
3. Предметно-манипулятивная деятельность
Подростковый возраст
4. Учебно-профессиональная деятельность
Старший школьный возраст
5. Сюжетно-ролевая игра
24. Психический познавательный процесс, который обеспечивает человеку приобретение информации, сохранение и использование ее – это ___________.
26. Направленность и сосредоточенность сознания, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида – это _______________.
27. Процесс присвоения человеком социального выработанного опыта, прежде всего системы социальных ролей – это_____________________.
28. Установите соответствие между основными понятиями (колонка А) и их видами, свойствами (колонка В).
А
Впишите ответ (цифру из колонки В)
В
Восприятие
1. Кратковременная
Внимание
2. Наглядно-образное
Память
3. Непроизвольное
Мышление
4. Целостное
30. Высшая психическая функция, опосредованная особой системой знаков и имеющая коммуникативную направленность, т.е. ориентированная на общение, взаимопонимание между людьми и их взаимовлияние друг на друга – это ________.
31. Базовый объяснительный конструкт психологии личности, позволяющий выявить и описать те аспекты человеческой психики, которые связаны с побуждением субъекта к определенным формам активности, называется ___________________.
33. Найдите соответствие между словами (понятиями, явлениями, содержанием) соседних столбцов в предложенной таблице.
Функции педагогической деятельности
Впишите ответ (цифру из колонки справа)
Описание
Воспитывающие
1. Развивают и формируют познавательные психические процессы и свойства личности; логические приемы, суждения, операции, умозаключения; познавательную активность, интересы, способности.
Развивающие
2. Формируют систему ценностных ориентаций и отношений в процессе воспитания и обучения
Социализирующие
3. Реализуются через передачу ЗУНов и системы культурных ценностей
Образовательные
4. Проявляются в приобретении опыта совместной деятельности, овладении системой общественных отношений и социально приемлемого поведения
34. Индивидуально-психологические особенности человека, выражающиеся в готовности к овладению определенным видом деятельности и являющиеся условием успешности ее осуществления. Речь идет о _______________.
35. Интегральное психическое свойство личности, системное единство ее характеристик, определяемых индивидуальным темпом, ритмом, интенсивностью и скоростью протекания психических процессов – это ______________________.
36. Высшая форма психической деятельности, наиболее сложный познавательный процесс, представляющий собой целенаправленное, опосредованное и обобщенное отражение субъектом существенных связей и отношений предметов, явлений и ситуаций. _____________.
39. Поведение, ориентированное на нанесение вреда объектам, в качестве которых могут выступать живые существа или неодушевленные предметы, а так же сам субъект – это _________________.
40. Проранжируйте и отметьте цифрой от 1 до 4 периоды когнитивного развития (по концепции Ж.Пиаже) начиная с самого раннего:
Период развития
Впишите ответ (ранг)
а) стадия формальных операций
б) сенсомоторная стадия
в) дооперациональная стадия
г) стадия конкретных операций
1) Закономерности формирования и проявления психической деятельности человека в процессе труда;
2) Вопросы развития психики в онтогенезе, закономерности перехода от одного периода психического развития к другому;
3) Закономерности поведения, общения и деятельности отдельных людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологическая характеристика этих групп.
Ключ к теоретическому туру
Вопрос №
Правильный ответ
1.
Психика
2.
Индивидуальность
3.
Ощущение
4.
Подростковый возраст
Дошкольный возраст
Старший школьный возраст
Младенчество
Младший школьный возраст
Ранний детский возраст
5.
Труд
6.
Потребность
7.
Оперативная
8.
Диалогическое общение
Императивное общение
Манипулятивное общение
9.
Игра
10.
Рефлекс
11.
Представление
12.
Восприятие
13.
Механическое
14.
Системности
15.
2)
16.
Воображение
17.
Анализ
18.
Кратковременная
19.
Автор метода «классических условных рефлексов»
Организатор первой психологической лаборатории
Автор теории эволюции
Отец психоанализа
Автор классно-урочной системы
Создатель учения о темпераментах
20.
Воля
21.
Личность
22.
Аффект
23.
Ранний детский возраст
Дошкольный возраст
Младший школьный возраст
Подростковый возраст
Старший школьный возраст
24.
Память
25.
Адаптация
26.
Внимание
27.
Социализация
28.
Восприятие
Внимание
Память
Мышление
29.
Тревога
30.
Речь
31.
Мотивация
32.
Эмоции
33.
Воспитывающие
Развивающие
Социализирующие
Образовательные
34.
Способности
35.
Темперамент
36.
Мышление
37.
Характер
38.
Общение
39.
Агрессия
40.
стадия формальных операций
сенсомоторная стадия
дооперациональная стадия
стадия конкретных операций
Список использованной литературы
8. Психология развития. Хрестоматия. [Текст] / Че.Ро, М., 2005
11. Интернет источник http://psylab.info
12. Интернет источник http://psy.5igorsk.ru
13. Интернет источник http://www.president-school.ru
14. Интернет источник http://letopisi.ru
15. Интернет источник http://vashpsixolog.ru
16. Интернет источник http://www.psylist.net
План работы
1. История становления возрастной психологии.
2. Актуальные проблемы современной психологии развития.
3. Связь возрастной психологии с другими науками.
4. Возрастная психология в системе психологической науки
Становление возрастной психологии как самостоятельной области психологической науки
В психологических учениях прошлых эпох (в период античности, в Средние века, в эпоху Возрождения) уже были поставлены многие важнейшие вопросы психического развития детей. В работах древнегреческих ученых Гераклита, Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля рассматривались условия и факторы становления поведения и личности детей, развития их мышления, творчества и способностей, сформулирована идея гармоничного психического развития человека. В период Средневековья, с III по XIV в., большее внимание уделялось формированию социально адаптированной личности, воспитанию требуемых качеств личности, исследованию познавательных процессов и методов воздействия на психику. В эпоху Возрождения (Э. Роттердамский, Р. Бэкон, Я. Коменский) на первый план вышли вопросы организации обучения, преподавания на основе гуманистических принципов, с учетом индивидуальных особенностей детей и их интересов. В исследованиях философов и психологов Нового времени Р. Декарта, Б. Спинозы, Дж. Локка, Д. Гартли, Ж.Ж. Руссо обсуждалась проблема взаимодействия факторов наследственности и среды и их влияния на психическое развитие. Наметились две крайние позиции в понимании детерминации развития человека, которые обнаруживаются (в той или иной форме) и в работах современных психологов:
• эмпиризм (решающее влияние обучения, жизненного опыта, внешних факторов), берущий начало в работах Локка.
Постепенно знания об этапах становления психики ребенка, о возрастных характеристиках расширялись, но ребенок попрежнему рассматривался как довольно пассивное существо, податливый материал, который при умелом руководстве и обучении взрослого мог быть трансформирован в любом желательном направлении.
Во второй половине XIX в. сложились объективные предпосылки для выделения детской психологии как самостоятельной отрасли психологической науки. Среди важнейших факторов — потребности общества в новой организации системы образования; прогресс идеи развития в эволюционной биологии; разработка объективных методов исследования в психологии.