в рамках какого предмета в начальной школе изучают вопросы безопасного поведения на дорогах
Отдельного учебного предмета, посвященного изучению ПДД, в школах не будет
По данным МВД России, в прошлом году 20 928 детей получили травмы в ДТП, 737 погибли. За семь месяцев текущего года на дорогах пострадали 11 тыс. детей, 353 погибли. При этом более 40% этих происшествий связаны с нарушением ПДД со стороны детей-пешеходов. Экспертное сообщество считает одной из основных причин такой высокой аварийности несовершенство существующей системы обучения школьников основам безопасности дорожного движения.
Изменить данную ситуации, по мнению общественников, можно либо путем введения в школах отдельного учебного предмета, посвященного изучению ПДД, и проведения по нему экзамена или зачета без оценки, либо увеличением количества часов, предусмотренных образовательными программами на изучение данной темы (в настоящее время по результатам анализа образовательных программ, проведенного общественными организациями, на изучение ПДД отводится в среднем четыре часа). Так, весной текущего года некоммерческое партнерство «Гильдия автошкол» направляло в Минобрнауки России предложение о дополнении программы обучения школьников факультативным предметом «Правила дорожного движения» (36 или 18 часов), который мог бы стать частью профильной подготовки для получения впоследствии профессии водителя. В полученном от министерства ответе указано, что темы, посвященные безопасности дорожного движения, включены в такой обязательный предмет, как «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ), а дополнительное изучение ПДД может быть реализовано самими школами в рамках организации плана внеурочной деятельности, сообщил председатель правления НП «Гильдия автошкол» Сергей Лобарев в ходе организованного для обсуждения данной темы круглого стола, прошедшего 24 августа в Общественной палате РФ.
Примерная общеобразовательная программа основного общего образования предполагает, что выпускники школ, изучавшие ОБЖ, умеют адекватно оценивать ситуацию дорожного движения и соблюдают правила безопасности дорожного движения пешехода, велосипедиста, пассажира транспортного средства. Кроме того, темы, посвященные ПДД и безопасному пользованию транспортом, изучаются и в начальных классах в рамках предмета «Окружающий мир», отметил директор Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Центр защиты прав и интересов детей» при Минобрнауки России Владимир Зарецкий.
Крайне проблематично будет увеличить количество часов на изучение ПДД в связи с высокой загруженностью школьников – общий объем недельной образовательной нагрузки старшеклассников составляет 37 академических часов, подчеркнула в свою очередь начальник отдела стандартов и содержания в сфере общего образования Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Данута Чернышова. По ее мнению, предусмотренного действующими нормативами времени вполне достаточно, а качество обучения школьников зависит непосредственно от руководителей конкретных образовательных организаций и квалификации педагогов.
Другой точки зрения придерживается заместитель начальника Управления координации воспитательной работы и профилактики правонарушений Департамента образования г. Москвы Наталья Кондратенко. Она отметила, что до тех пор, пока министерство не закрепит какие-либо определенные требования к тому, как должно быть организовано изучение ПДД, качественного освоения учащимися соответствующего материала во всех школах добиться будет невозможно. Общественники поддержали эту идею и указали на необходимость определения процедуры проверки исполнения данных требований в случае их утверждения.
Тем не менее некоторые образовательные учреждения не просто уделяют особое внимание обучению школьников основам безопасности дорожного движения, в том числе в рамках внеклассной работы, но и сотрудничают с подразделениями МВД России в части реализации предлагаемых ими новых проектов, сообщил представитель Управления правового регулирования и пропаганды безопасности дорожного движения ГУОБДД МВД России Сергей Хранцкевич. Так, например, проводились эксперименты по интеграции ПДД в другие учебные предметы (например, на уроках физики детям объясняли, как рассчитывается тормозной путь автомобиля, чтобы показать невозможность его резкой полной остановки и тем самым доказать необходимость убедиться в отсутствии ТС перед переходом дороги, и т. д.). Также ряд учреждений активно используют так называемые паспорта дорожной безопасности, в которых прорисованы безопасные маршруты от школы до дома для учащихся начальных классов.
Еще одно перспективное направление сотрудничества – между общеобразовательными организациями и автошколами, которые заинтересованы в том, чтобы приходящие к ним кандидаты в водители уже имели знания в сфере безопасности дорожного движения. Исполнительный директор НПО «Ассоциация автомобильных школ» Светлана Зайцева рассказала, что автошколы готовы разработать методические рекомендации по повышению квалификации преподавателей ОБЖ и по использованию для обучения школьников учебно-материальной базы автошкол и автогородков.
Кстати, по мнению экспертов, активное использование автогородков могло бы существенно повысить качество изучения ПДД детьми, поскольку позволяет сразу прививать им практические навыки. По приведенным заместителем начальника столичной Госавтоинспекции Алексеем Диокиным, в Москве оборудовано 65 автогородков и 125 детских площадок по безопасности дорожного движения. Однако они фактически простаивают, поскольку не определен порядок их использования в образовательном процессе.
Кроме того, необходимо обеспечить непрерывное обучение детей, начиная с дошкольного возраста – дети в детских садах не так загружены, как школьники, и поэтому в рамках игровых курсов могут получать базовые знания ПДД – до выпуска из школы, уверены эксперты.
Подводя итоги обсуждения, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России Лариса Фальковская напомнила, что министерство является соисполнителем Федеральной целевой программы
«Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах» и отвечает за профилактику детского дорожно-транспортного травматизма. В связи с этим оно ведет соответствующую работу: разрабатывает учебные пособия, организует разнообразные конкурсы и т. д. Таким образом, главная проблема, по мнению представителя Минобрнауки России, заключается в недостаточности взаимоинформирования о проводимых мероприятиях между министерством, Госавтоинспекцией, МВД России и общественными организациями. Она сообщила, что в регионы будет направлен календарь мероприятий по профилактике дорожно-транспортного травматизма и призвала всех заинтересованных лиц предлагать свои проекты.
Также Лариса Фальковская подчеркнула, что по действующему законодательству часть образовательной программы могут определять участники образовательных отношений, и родительское сообщество конкретного учреждения вправе принять решение о включении в программу отдельного курса по ПДД. Кроме того, предусмотрена возможность взаимодействия образовательных организаций любого уровня (ст. 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»), то есть школы и автошколы могут заключать договоры о совместной реализации образовательных программ на некоммерческой основе.
Разработка для начальной школы по ПДД (Внеурочная деятельность)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
1.Пояснительная записка 3-9
2.Содержание программы 10-22
3.Календарно-тематическое планирование 23-29
4.Информационно –методическое обеспечение 30-55
5Список используемой литературы 56-57
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовое обеспечение программы
— Конвенция «О правах ребенка»
— Государственный образовательный стандарт
— учебный план и учебные программы школы
— Правила дорожного движения
— Устав образовательного учреждения
Актуальность создания программы
Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.
Цель программы: создание условий для формирования у учащихся устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
-формирование у обучающихся устойчивых навыков соблюдения и выполнения ПДД;
-привитие культуры безопасного поведения на дорогах;
-обучение школьников ПДД;
— развитие творческих способностей;
-формирование общечеловеческих нравственных ценностных ориентаций ;
-привитие первичных навыков оказания первой медицинской помощи при ДТП;
— формировать личностный и социально – значимый опыт безопасного поведения на дорогах и улицах;
— развивать мотивацию к безопасному поведению;
— формировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения на улице ;
Отличительными особенностями данной программы следует считать непрерывность обучения младших школьников правильным действиям на улицах и дорогах в течение всего периода обучения в начальной школе; взаимодействие с социальной средой, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. С учётом познавательных возможностей школьника начальных классов каждый год обучения разделён на 3 блока:
В первом блоке программы учащиеся узнают об опасностях, которые подстерегают их на улицах, как избежать неприятностей на дороге.
Во втором блоке учащиеся знакомятся со знаками дородного движения.
В третьем блоке учащиеся должны усвоить правила поведения на улице, в общественном транспорте и т. д.
Главным в работе с детьми по проблемам безопасного поведения является формирования уважительного отношения к законам дороги.
Особое внимание в воспитательном процессе следует уделить моделированию реальных условий дорожного движения с практической деятельностью и игровым формам для лучшего усвоения и закрепления полученных знаний и навыков.
Формы и методы работы обучения учащихся Правилам дорожного движения очень разнообразны:
практические занятия в «городках безопасности»
Программа обучения детей БДД. 1-11 класс
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«Правила безопасного поведения на дороге»
Увеличение числа автомобилей, интенсивности движения транспорта и пешеходов на улицах и дорогах создают объективные предпосылки для возникновения дорожно-транспортных происшествий с участниками дорожного движения, особенно с детьми и подростками. Это происходит потому, что учащиеся не владеют правилами безопасного поведения во дворах, на улицах современных городов и, нарушая их, не осознают возможных опасных последствий.
Сегодня в Российской Федерации особо остро стоит проблема безопасности дорожного движения. В списке причин гибели людей от несчастных случаев первую строчку твердо занимает дорожно-транспортный травматизм, достигающий в настоящее время масштабов национальной катастрофы.
Ежегодно в Российской Федерации в результате дорожно-транспортных происшествий (далее – ДТП) погибают и получают ранения свыше 270 тыс. человек. На дорогах за последние семь лет погибли 7,9 тыс. детей, были травмированы более 166 тыс. детей.
Актуальность и практическая значимость обучения и в целом профилактики детского дорожно-транспортного травматизма подчеркиваются высокими статистическими показателями. В ДТП ежедневно попадают в среднем 75 детей, в том числе и школьники. Каждые 6 часов гибнет ребенок, а через каждые 20 минут дети получают травмы различной степени тяжести. Многие навсегда остаются инвалидами. Дети, как правило, попадают в ДТП в силу своих психофизиологических и возрастных особенностей поведения на улицах и дорогах, если они находятся без присмотра взрослых.
Основными причинами ДТП, в которых страдают дети и подростки, являются их недисциплинированность, незнание ими Правил дорожного движения, неумение ориентироваться в сложной дорожной обстановке.
Задача взрослых, родителей и педагогов состоит в том, чтобы не только самим оберегать и защищать ребенка, но и подготовить его к встрече с
различными сложными и опасными ситуациями на дорогах и транспорте. Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно. Обучение детей правилам безопасного поведения на дороге существенно расширяет возможность воспитания грамотного участника дорожного движения и позволяет значительно снизить показатели дорожно-транспортного травматизма среди детей и подростков.
Для получения знаний и навыков безопасного поведения на дороге, необходима система обучения, составляющими которой являются: программное обучение, преемственность обучения на всех ступенях образования, регулярность обучения правилам поведения на дорогах.
Данная программа направлена на формирование знаний правил дорожного движения, выработку устойчивых умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах, в транспорте, учитывает психофизиологические и возрастные особенности обучающихся, углубляет знания по учебным предметам «Окружающий мир» и «ОБЖ», ориентирует детей на соблюдение правил дорожного движения и безопасное поведение на дороге и в транспорте, опирается на Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
Содержание программы курса соответствует требованиям Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», «Конвенции о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989), действующих Правил дорожного движения, реальных условий дорожного движения в Костромской области.
Реализация данной программы позволит обучающимся:
— получить систематизированное представления о правилах безопасного поведения на дороге и транспорте;
— сформировать необходимые навыки безопасного поведения на дороге и в транспорте;
— научиться правильно ориентироваться в дорожных ситуациях;
— сформировать представления об возможных опасностях на дороге и транспорте;
— научиться способам и правилам оказания первой помощи, пострадавшим в ДТП.
Цель программы курса: формирование у обучающихся общеобразовательных организаций Костромской области необходимых знаний и навыков безопасного поведения на дорогах и транспорте и сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности участников дорожного движения.
1) Образовательные задачи:
— повысить у обучающихся уровень знаний по Правилам дорожного движения Российской Федерации;
— освоить требования разделов Правил дорожного движения Российской Федерации для пешеходов и водителей транспортных средств;
— формировать навыки безопасного поведения и ориентирования на дорогах;
— обучить правилам оказания первой помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии;
2) Развивающие задачи:
— развивать у обучающихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
— способствовать развитию у обучающихся таких умений, как быстрота реакции, внимательность, наблюдательность, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление, самообладание, находчивость.
— формировать навыки оказания первой помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии.
3) Воспитательные задачи:
— воспитывать у обучающихся дисциплинированность и ответственность за свои действия на дороге;
— вырабатывать у обучающихся культуру поведения на дороге и транспорте;
— формировать у обучающихся сознательное и ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
Прогнозируемые результаты освоения программы обучающимися:
— знание правил безопасного поведения на дороге и транспорте;
— умение применять правила дорожного движения на практике;
— умение ориентироваться в дорожной обстановке;
— сформированность представлений о культуре участников дорожного движения;
— сформированность практических навыков безопасного поведения на дороге и транспорте;
— знание и владение способами оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии;
— бережное отношение к своей личной безопасности и безопасности окружающих;
— готовность обеспечить свою личную безопасность и безопасность окружающих;
— сформированность качеств грамотного, ответственного участника дорожного движения.
Организация образовательного процесса.
Программа построена таким образом, чтобы обучающиеся не только получили знания по правилам безопасного поведения на дороге, но и смогли использовать их в реальной дорожной ситуации. Содержание занятий включает изучение теоретических вопросов и практику безопасного поведения человека на улицах, дорогах, в общественном транспорте, а также по оказанию первой помощи пострадавшим в ДТП.
При реализации программы необходимо учитывать:
— общественно и личностно значимые мотивы деятельности обучающихся;
— соответствующие организационные формы и методы обучения, направленные на закрепление получаемых знаний путем формирования специальных умений и навыков во время практических занятий и мероприятий по безопасности дорожного движения.
Данная программа опирается на имеющиеся знания, полученные обучающимися при освоении программ дошкольного образования, учебных предметов «Окружающий мир» и «ОБЖ».
Программа представлена тремя содержательными разделами, которые охватывают все уровни школьного образования и дополняют друг друга.
Первый раздел предусматривает занятия для обучающихся начальной школы (1 – 4 класс) – 40 учебных часов по 10 часов в каждом классе.
Второй раздел – занятия для обучающихся основной школы (5 – 9 класс) – 45 учебных часов по 9 часов в каждом классе.
Третий раздел – занятия для обучающихся старшей школы (10 – 11 класс) – 10 учебных часов по 5 часов в каждом классе.
Для оценки достижения планируемых результатов освоения программы на занятиях используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, самоанализ и самооценка, наблюдения, экскурсии и т.п.).
Данная программа может реализовываться как за счет учебных часов, отведенных на изучение учебных предметов «Окружающий мир» в 1 – 4 классах, ОБЖ в 5 – 11 классах, формируемых участниками образовательных отношений, также в рамках дополнительного образования – программы ЮИД и в различных формах внеурочной деятельности (классные часы, элективные курсы, факультативы, кружки и т.п.).
Сроки реализации программы.
Возраст детей, участвующих в реализации программы.
Общий объем программы составляет 95 учебных часов в 1 – 11 классах.
Формы и режим занятий.
В 1 – 9 классах предусмотрено проведение занятий не реже 1 раза в месяц; в 10 – 11 классах – не реже 1 раза в четверть. Продолжительность занятия – 1 академический час – 45 минут.
Методы и средства обучения, используемые при проведении учебных занятий:
1) Словесные : рассказ, объяснение, беседа;
2) Наглядные: показ иллюстрированных пособий, плакатов, схем, стендов, видеофрагментов;
3) Практические: игра, решение задач на знание ПДД, тестирование, экскурсии, заочные экскурсии, практические и ситуационные задания и т.п.
При освоении содержания программы при проведении учебных занятий органически сочетается изучение нового и повторение пройденного материала, отработка практических навыков безопасного поведения на дорогах. С этой целью при изучении содержания программы могут быть оформлены и подготовлены: уголки безопасности дорожного движения; плакаты с изображением дорожных знаков; кроссворды, дидактические материалы и тестовые задания.
Программа «Изучение правил дорожного движения в начальной школе»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Монашевская средняя общеобразовательная школа»
Менделеевского муниципального района РТ
на заседании МО учителей Директор МБОУ СОШ
Протокол №2 от 10.09.2015 г. _________/Евдокимов В.В./
«Изучение правил дорожного движения в начальной школе»
1.Актанова О.Г. учитель начальных классов
2.Овечкина М.В. учитель начальных классов
2015-2016 учебный год
Данная методическая разработка посвящена проблеме безопасности на дорогах. Раскрывает ряд вопросов:
— развитие дорожной грамотности детей;
— повышение ответственности детей за свое поведение на дорогах. Программа может быть полезна учителям начальных классов, учителям ОБЖ.
2. Планируемые результаты
3.1.Тематическое планирование для 1 класса
3.2. Тематическое планирование для 2 класса
3.3. Тематическое планирование для 3 класса
3.4. Тематическое планирование для 4 класса
4.1. Календарно-тематическое планирование в 1 классе
4.2. Календарно-тематическое планирование во 2 классе
4.3. Календарно-тематическое планирование в 3 классе
4.4. Календарно-тематическое планирование в 4 классе
6. Литература, рекомендуемая для проведения занятий в начальной школе.
С каждым годом стремительно растет число транспорта. Иногда приходится видеть аварийные ситуации на дорогах, где виновниками являются как водители, так и пешеходы, среди которых есть дети. Главная причина здесь в том, что у детей двойственное отношение к автомобилю. С одной стороны, они боятся этих машин, проносящихся на большой скорости мимо них, с другой – они лишены страха и готовы перебежать перед машиной дорогу, не понимая, что водитель остановиться или свернуть в сторону просто не в состоянии.
В последнее время наблюдается тенденция роста числа детей и подростков, которые являются причиной дорожно-транспортного происшествия. Поэтому проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою активность.
Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.
Изучение Правил дорожного движения существенно расширяет возможность воспитания грамотного пешехода и позволяет значительно уменьшить дорожно-транспортный травматизм среди детей и подростков.
В школе работа по обучению детей безопасному движению на улицах города должна начинаться с первых дней в первом классе. Очень важно сформировать у ребенка привычку правильного поведения на дорогах. Дети должны знать, к чему могут привести нарушения ПДД пешеходом, какие опасности подстерегают нерадивого пешехода на улицах и дорогах. Только многократное повторение правил, проигрывание и разбор ситуаций, тренировочные упражнения на улицах, и ежедневный положительный пример взрослых позволят ребенку чувствовать себя уверенно в качестве пешехода, а также помогут избежать аварийных ситуаций и сохранить жизнь.
Школе принадлежит решающая роль в предупреждении детского травматизма, связанного с нарушением правил движения. А для серьезной работы нужна Программа
Данная Программа составлена на основе Правил дорожного движения, а так же Программы правил дорожного движения для общеобразовательных школ, методических рекомендаций по обучению школьников правилам безопасности движения.
Цель данной программы – вооружить младших школьников знаниями правил дорожного движения, привить навык повседневно использовать данные знания на практике и тем самым предупредить детский травматизм на дорогах нашего города.
Знакомство с историей правил дорожного движения.
Развитие дорожной грамотности детей.
Совершенствование навыков ориентировки на дороге.
Формирование мотивационно-поведенческой культуры ребенка в условиях общения с дорогой.
Повышение ответственности детей за свое поведение на дорогах.
Изучение правил дорожного движения в начальной школе.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Автомобилизация страны, увеличение интенсивности движения транспорта и пешеходов на улицах и дорогах создают объективные предпосылки для возникновения дорожно-транспортных происшествий с участниками дорожного движения, особенно с детьми и подростками. Часто это происходит потому, что дошкольники и учащиеся не владеют правилами безопасного поведения во дворах, на улицах современных городов и, нарушая их, не осознают возможных опасных последствий .
Сегодня в Российской Федерации особо остро стоит проблема безопасности дорожного движения. В списке причин гибели людей от несчастных случаев первую строчку твердо занимает дорожно-транспортный травматизм, достигающий в настоящее время масштабов национальной катастрофы. В стране ежегодно в результате ДТП погибает более 30 тысяч и свыше 250 тысяч человек получают травмы.
Цифры детского травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий велики: ежегодно погибают и получают травмы в результате ДТП до 27 тысяч детей и подростков до 16 лет.
Количество погибших детей в расчете на 100 тысяч населения у нас в России в 3 раза больше, чем в Италии, в 2 раза больше, чем в Германии и Франции.
Актуальность и практическая значимость обучения, воспитания и в целом профилактике детского дорожно-транспортного травматизма подчеркиваются высокими статистическими показателями. В дорожно-транспортные происшествия (ДТП) ежедневно попадают в среднем 75 детей, в том числе и школьники. Каждые 6 часов гибнет ребенок, а через каждые 20 минут дети получают травмы различной степени тяжести. Многие навсегда остаются инвалидами. Школьники, как правило, попадают в ДТП в силу своих психофизиологических и возрастных особенностей поведения на улицах и дорогах, если они находятся без присмотра взрослых.
За последние 5 лет в России в среднем ежегодно погибают более 1700 детей и подростков, а более 22500 – получают травмы разной степени тяжести. Сегодняшнее состояние детского дорожно-транспортного травматизма показывает, что дети не обладают крайне необходимыми для современных условий жизни навыками безопасного поведения в транспортной среде, не умеют верно оценить и предвидеть развитие дорожных ситуаций, последствий нарушения правил дорожного движения.
Основными причинами ДТП по вине и неосторожности детей чаще всего становятся: нарушение правил перехода проезжей части (61,9 %); неподчинение сигналам светофора (11,8 %); неожиданный выход из-за транспортного средства, кустов (15,3 %); игра на проезжей части (4,2 %); неумелое управление велосипедом (3 %). В течение года наиболее опасными с точки зрения риска ДТП являются апрель-май, а также конец августа и сентябрь.
Для получения настоящих знаний и навыков безопасного поведения на дороге, способных повлиять на снижение тяжести их последствий, необходима система обучения, составляющими которой являются программное обучение, преемственность обучения, регулярность обучения правилам поведения на дорогах. Занятия по программе «Безопасность дорожного движения» направлены на воспитаниеу детей культуры поведения на дорогах и выработку устойчивых умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.
Содержание программы соответствует Закону Российской Федерации «Об образовании», Конвенции о правах ребенка, типовому положению об общеобразовательном учреждении, действующим ПДД, реальным условиям дорожного движения регионального характера.
Программа учитывает психофизиологические и возрастные особенности учащихся, опирается на Федеральной закон «О безопасности дорожного движения».
Министерством образования и науки Российской Федерации определён обязательный минимум содержания образовательных программ по предметам: «Окружающий мир» 1-4 классы, «Основы безопасности жизнедеятельности» 5-11 классы.В рамках этих предметов, а также классных часов,на внеклассных занятиях различного вида учащиеся должны изучать основы безопасного поведения на улицах и дорогах.
К проведению занятий привлекаются работники отделения ГИБДД поЛискинскомумуниципальному району, работники правоохранительных органов, медицинские работники.
Школа является основным звеном системы обучения и воспитания учащихся, где они могут и должны получить необходимые знания, умения, навыки и привычки безопасного и правопослушного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.
Данная программа является актуальной и востребованной для учащихся школ, так как
— углубляет предметные знания и создает базу для дальнейшего изучения учебных дисциплин в средней школе;
— ориентирует на мотивацию познавательной деятельности детей;
— учит самостоятельному поиску знаний.
Задача взрослых, родителей и педагогов состоит в том, чтобы не только самим оберегать и защищать ребенка, но и подготовить его к встрече с различными сложными, а порой и опасными ситуациями.
Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно. Эти правила следует подробно разъяснять детям, а затем следить за их исполнением.
Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к ПДД, которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека.
ПДД являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.
Изучение ПДД существенно расширяет возможность воспитания грамотного пешехода и позволяет значительно уменьшить дорожно-транспортный травматизм среди детей и подростков.
В соответствии с вышеизложенным предлагается данная программа, обеспечивающая непрерывность обучения детей правильным действиям на улицах и дорогах.
Обязательными принципами в подготовке детей к безопасному участию в дорожном движении должны быть
взаимодействия школы с социально-педагогической средой;
учет возрастных, психофизиологических особенностей и индивидуальных качеств личности детей и подростков.
Даннаясистема занятий включает в себя такие элементы, как
общественно и личностно значимые мотивы деятельности;
соответствующие организационные формы и методы обучения;
использование методов программного обучения в начальных классах и межпредметной интеграции в начальной и основной школе;
закрепление получаемых знаний путем формирования специальных умений и навыков во время практических занятий и мероприятий по безопасности дорожного движения.
Анализ работы по профилактике ДТП позволяет сформулировать основные направления обучения детей ПДД:
Определение дорожных ситуаций, наиболее опасных для детей.
Обучение безопасному поведению на дорогах должно выработать у детей навыки осознанного понимания дорожных ситуаций и самостоятельного принятия адекватного решения в непрерывно меняющихся условиях движения.
Успех обучения невозможен без обязательного и активного участия в нем взрослых, в первую очередь родителей.
Действия всех служб и организаций, привлекаемых к работе по профилактике ДТП должны быть скоординированы, носить единый, целенаправленный характер.
Цель программы: предупреждение и снижение детского дорожно-транспортного травматизма; формирование у обучающихся Лискинского муниципального района сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих участников дорожного движения; пропаганда Правил дорожного движения; формирование навыков безопасного поведения детей на дорогах и улицах; воспитание негативного отношения к правонарушениям в сфере дорожного движения.
повысить уровень знаний учащихся по Правилам дорожного движения Российской Федерации;
помочь детям усвоить требования разделов Правил дорожного движения Российской Федерации для пешеходов и велосипедистов;
оказать содействие учащимся в выработке навыков по оказанию первой медицинской помощи.
развивать у детей умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
способствовать развитию у учащихся быстроты реакции, внимательности, наблюдательности, зрительного и слухового восприятия, логического мышления, самообладания, находчивости.
воспитывать у детей дисциплинированность и ответственность за свои действия на дороге;
вырабатывать культуру поведения в транспорте и дорожную этику;
сформировать сознательное и ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
В данную программу вошли теоретические и практические знания об оказании первой медицинской помощи пострадавшим. Программа построена таким образом, чтобы учащиеся не только усвоили информацию, но и могли воспользоваться ею в реальной жизни.
Прогнозируемые результаты программы
снижение ДТП с участием детей и подростков;
повышения качества результативности мониторинга знаний ПДД;
создание условий по формированию правовой культуры, активной гражданской позиции в молодежной среде;
воспитание грамотных сознательных участников дорожного движения, которые не только сами не попадают в ДТП, но и помогут друзьям и знакомым стать внимательными, спокойными, тактичными и грамотными пешеходами.
При проведении занятий по изучению ПДД сочетаются коллективные, групповые и индивидуальные формы работы.
Ассоциативно – коммуникативная, опережающая, развивающая.
2.Макеты перекрёстков, автомобилей, дорожных знаков ит.д.
4. Раздаточный материал.
5. Музыкальные и видеозаписи.
7. Уголок (городок) безопасности.
8. Интерактивный комплекс для изучения ПДД.
Принцип индивидуального и дифференцированного подхода.
Предполагает учет личностных, возрастных особенностей детей и подростков и уровня их психологического и физического развития.
Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия – ДТП.
Учащиеся должны знать, какие опасности могут подстерегать их на улицах и дорогах, если они не будут соблюдать ПДД.
Принцип социальной безопасности:
Учащиеся должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения, так как неправильные действия опасны для жизни и здоровья всех окружающих.
Принцип возрастной безопасности:
Стремление ребёнка к самостоятельности следует поощрять, чтобы не тормозить развитие у него волевых качеств. Вместе с тем необходимо воспитывать понимание им возможных опасностей в дорожной среде и формировать привычки, умения, навыки безопасного поведения.
Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания.
Этот принцип реализуется при осознании детьми и подростками правил безопасного и правопослушного поведения. Тогда они достаточно легко, без сопротивления регулируют своё поведение и замечают нарушение ПДД сверстниками и взрослыми. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых.
Проявляется в использовании на уроках наглядных материалов.
Принятие любого ребёнка, проявление доброжелательности и терпения в работе с ним.
Используя программу и учебно-методические комплекты, преподаватель может самостоятельно выбирать для занятий необходимые ему материал.
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Данная программа опирается на минимальный запас знаний ПДД и умений их выполнять, полученных в школе и семье. Программа построена по нарастающей степени сложности и разбита на три блока, которые дополняют друг друга.
Второй блок – основы ПДД – для учащихся основной и средней школы.
Третий блок – для отряда «Юный инспектор движения».
Форма организации занятий
Содержание данного курса включает теорию и практику безопасного поведения человека на улицах и дорогах, а также в общественном транспорте. Реализация данной программы позволит обучающимся получить систематизированное представление об опасностях на работе и о прогнозировании опасных ситуаций, оценить влияние их последствий на жизнь и здоровье человека и выработать алгоритм безопасного поведения с учетом своих возможностей.
Программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий.
Так как программа больше всего уделяет внимания пропаганде знаний ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей детей и подростков, то с этой целью рекомендуется использование таких форм проведения занятий, как выступление агитбригады, театрализованное представление, КВН, рейд, выпуск стенгазет, встреча с работниками ГИБДД, конкурс, викторина, игра.
Методы и средства обучения
Н а г л я д н ы е- показ иллюстрационных пособий, плакатов, схем, зарисовок на доске, стендов, видеофильмов.
П р а к т и ч е с к и е – игровые ситуации, с помощью которых проверяется знание Правил дорожного движения, решение задач, кроссвордов, тестирование, экскурсии по городу и району с целью изучения программного материала.
На каждом занятии органически сочетается изучение нового и повторение пройденного материала.
С этой целью должны быть оформлены и подготовлены:
уголки безопасности дорожного движения;
изображение дорожных знаков согласно ПДД;
кроссворды, загадки, сочинения по ПДД;
уголок с информацией по оказанию первой медицинской помощи.
В образовательном процессе можно использовать «Правила дорожного движения Российской Федерации» (последняя редакция), плакаты с изображением знаков дорожного движения, аптечку водителя для оказания первой медицинской помощи.
Данная программа способствует
умственному развитию – учащиеся получают и закрепляют знания по Правилам дорожного движения, ОБЖ, учатся логически мыслить, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы;
нравственному воспитанию – на занятиях у учащихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки соблюдения Правил дорожного движения, желание оказывать помощь пожилым людям по мере необходимости. Учащиеся учатся безопасности жизнедеятельности в окружающей среде, уважению к людям. Члены отряда ЮИД ведут пропагандистскую деятельность по профилактике дорожно-транспортного травматизма;
эстетическому воспитанию – учащиеся участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, литературных викторинах, фотоконкурсах. На занятиях учащиеся работают с красочным наглядным материалом. Члены отряда ЮИД выступают с агитбригадой перед детьми и родителями;
трудовому воспитанию – учащиеся изготавливают необходимые пособия, макеты, дидактические игры для занятий по программе, декорации и костюмы к выступлениям;
физическому воспитанию – на каждом занятии с детьми проводятся подвижные игры и различные двигательные игровые задания по темам.
Нормативно – правовое обеспечение программы:
Конвенция « О правах ребенка».
Устав Образовательного учреждения.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от 29.12.2012 г.
Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10.12.1995 г., ст. 29 «Обучение граждан правилам безопасного поведения на автомобильных дорогах».
Федеральный закон« Об основах системы профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних»№ 120 – ФЗот 21.05.1999 г.
Приказ Министерства образования РФ № 354 от 09.07.1996 г. «О повышении безопасности дорожного движения детей и учащихся России».
Ежегодные приказы, информационно – методические письма отдела образования администрации Лискинского муниципального района, ОГИБДД ОВД Лискинского муниципального района.
План организации работы по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма в ОУ Лискинского муниципального района.
Приказ по школе о назначении ответственного за работу по профилактике ДДТТ.
План работы школы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Дополнительная учебная программа интегрированного курса по изучению правил дорожного движения «Безопасность на дорогах».
Положение об отряде ЮИДД в школе.
План работы отряда ЮИДД.
Инструкция по охране труда при проведении прогулок, туристских походов, экскурсий, экспедиций ИОТ – 025 – 04 от 17.11.2004 г.
Инструкция по охране труда при перевозке обучающихся, воспитанников автомобильным транспортом ИОТ 026 – 01 от 5.12.2006 г.
Методические рекомендации ДОБДД МВД России и Роспотребнадзора от 6 сентября 2006 года №13/4147.
Научно – методическое сопровождение :
Государственный образовательный стандарт.
Учебный план и учебные программы.
Методические рекомендации по курсу ОБЖ для проведения уроков ПДД.