в рамках какой программы осуществляется сотрудничество по вопросам о международной торговле
В рамках какой программы осуществляется сотрудничество по вопросам о международной торговле
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 330 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2021 г. № 508) утверждена государственная программа «Развитие внешнеэкономической деятельности» (далее – госпрограмма).
Госпрограмма состоит из обеспечивающих подпрограмм в рамках которых в том числе реализуются федеральные проекты «Промышленный экспорт» и «Системные меры развития международной кооперации и экспорта».
Целью госпрограммы является достижение в рамках реализации национальной цели «Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство» показателя «Реальный рост экспорта несырьевых неэнергетических товаров к 2030 году не менее 70 процентов по сравнению с показателем 2020 года»; достижение в 2030 году объема экспорта оказываемых услуг в размере 97,4 млрд долларов США; усиление позиций в глобальной экономике и повышение вклада внешнеэкономической деятельности Российской Федерации в социально-экономическое развитие страны.
Бюджет госпрограммы на трехлетний период (2021-2023 гг.) составляет 267 млрд рублей с учетом расходов на мероприятия федеральных (национальных) проектов, реализация которых предусмотрена в рамках госпрограммы (2021 – 85,4 млрд рублей, 2022 – 89,2 млрд рублей, 2023 – 92,4 млрд рублей).
Соисполнителями и участниками госпрограммы являются Минпромторг России, ФТС России, Росаккредитация и АО «РЭЦ».
В результате реализации госпрограммы предполагается создать условия для:
2.4. Взаимосвязь ВТО и элементов глобального регулирования (взаимодействие с другими международными организациями и глобальными форумами)
В задачи ВТО входит не только непосредственно выработка правил по регулированию международной торговли, но и проведение системной работы по взаимодействию со всеми международными институтами, которые могут оказывать влияние на развитие глобальных торговых потоков. Поэтому одним из важных направлений деятельности Всемирной торговой организации (далее – ВТО) является взаимодействие с другими международными институтами, прямо или косвенно связанными с регулированием международной торговли.
Так, в Марракешском соглашении о создании ВТО прямо указано, что ВТО обязано поддерживать постоянную связь с Международным валютным фондом (МВФ) и с Международным банком реконструкции и развития (МБРР). Текущая операционная деятельность Генерального совета ВТО предполагает контакты со всеми международными организациями, имеющими статус наблюдателя при ВТО (смотри табл. 1). И даже в тех случаях, когда взаимодействие прямо не предписывается документами ВТО, внутри организации преобладает устойчивое убеждение, что любые контакты с международными структурами, которые способствуют развитию международной торговли, должны всячески поощряться и укрепляться.
Таблица 1 Участие международных организаций в качестве наблюдателя в деятельности ВТО [1]
Название международной организации
Наличие статуса наблюдателя (количество комитетов)
Международный валютный фонд
Международный торговый центр
Количество и международное значение международных организаций, принимающих активное участие в деятельности ВТО, внушительны. Их деятельность позволяет, с одной стороны, активно использовать механизмы ВТО для регулирования сотрудничества государств в областях, подпадающих под их компетенцию, но, в то же время, такое взаимодействие позволяет избегать дублирования предпринимаемых в этих институтах мер с деятельностью ВТО.
Особое значение в этой сетевой структуре принадлежит Органу по разрешению торговых споров ВТО. Он как бы возвышается над многими международными структурами в своей роли арбитра. В случае нарушения принятых обязательств в области регулирования международной торговли, в его арсенале находится широкий набор мер воздействия на участников торговых связей вплоть до применения достаточно жестких санкционных экономических мер. Таким образом, ВТО имеет в своем арсенале возможность использовать даже инструменты принуждения для реализации основных целей развития международной торговли. И ВТО активно пользуется этими инструментами и последовательно внедряет в систему международных торговых отношений широкий набор обязательств и правил, которые постепенно начинают восприниматься как устоявшийся свод законов для международной торговли и другими международными и региональными структурами.
Рассмотрим некоторые основные сферы и базовые механизмы взаимодействия ВТО с ведущими международными организациями.
Конференция ООН по торговле и развитию, ЮНКТАД (UnitedNationsConferenceonTradeandDevelopment – UNCTAD) была учреждена 30 декабря 1964 г. в соответствии с резолюцией 19-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, является специализированным учреждением в системе ООН. Данная организация была создана в целях содействия развитию международной торговли и стимулирования экономического роста развивающихся стран. Кроме того, в компетенцию ЮНКТАД входила координация деятельности других международных организаций в области регулирования торговли, чтобы избежать дублирования ими функций и обязанностей. Штаб-квартира ЮНКТАД находится в Женеве.
И Всемирная торговая организация (ВТО), и ЮНКТАД относятся к числу международных экономических организаций, занимающихся регулированием международной торговли. Экономико-правовые аспекты взаимодействия двух институтов представляют большой интерес. Очевидно, что с появлением такого глобального и масштабного института, как ВТО стратегическая роль ЮНКТАД в данном направлении существенно снизилась, тем не менее, ей удалось занять свою особую нишу. Более того, ВТО и ЮНКТАД удалось наладить взаимодействие ради достижения общей цели – эффективного развития международной торговли.
ЮНКТАД обладает статусом наблюдателя в большинстве органов ВТО, что облегчает взаимодействие между двумя организациями. Она также выступает в качестве исполнительного агентства в ряде совместных проектов. ЮНКТАД вместе с ВТО оказывают консультативные услуги правительствам разных стран с целью наращивания торгового потенциала и развития интеграционных процессов. ЮНТКАД и ВТО проводят совместные исследования, а также готовят аналитические отчеты, в рамках которых рассматриваются и оцениваются направления развития торговли.
Для более полного понимания характера взаимодействия этих ключевых для международной торговли институтов большое значение имело событие 2003 года. 16 апреля 2003 г. ЮНКТАД и ВТО подписали Меморандум о взаимопонимании, который определил юридическую базу сотрудничества между ВТО и ЮНКТАД и наметил основные направления сотрудничества.
Еще одним важным документом, разработанным экспертами ЮНКТАД и ВТО, является Рамочная программа по вопросам технической помощи, которая предусматривает сотрудничество и консультации по вопросам технической помощи и проведения совместных исследований по различным аспектам, в частности, по вопросам расширения участия наименее развитых стран в многосторонней торговой системе, по выявлению возможностей и доступных ниш для их включенияв производственные и потребительские цепочки. Предполагается, что развитие торговых отношений с наименее развитыми странами позволит стимулировать их экономический рост. Программа также направлена на формирование и развитие торговой политики в развивающихся странах, и особенно в наименее развитых, в соответствии с нормами и правилами ВТО. В этих целях в отдельных государствах при содействии ЮНКТАД ВТО создает представительства, оказывающие поддержку национальным правительствам. Совместная деятельность организаций позволяет мобилизовать ресурсы для улучшения качества мониторинга, статистического учета, а также аналитических работ в сфере торговли.
Представители ЮНКТАД, имеющей статус наблюдателя, неоднократно выступали на различных мероприятиях ВТО с целью обмена опытом и информацией в области развития торговли и оказания возможной технической помощи в заключении различных торговых соглашений, как на двустороннем, так и на многостороннем уровне.
ЮНТКТАД и ВТО активно реализуют программу по передаче технологий в развивающиеся и наименее развитые страны. В ходе совместной деятельности указанные организации осуществляют подготовку докладов о факторах, определяющих направления и возможности передачи технологий между странами. Для стимулирования этой деятельности была создана специализированная рабочая группа.
Тем не менее, организации в некоторой степени продолжают дублировать функции друг друга на отдельных направлениях. Большинство экспертов объясняют это тем, что на межправительственных встречах в рамках ЮНКТАД и ВТО присутствуют одни и те же представители стран, которые впоследствии реализуют принятые решения параллельно в обеих организациях.
ВТО и Международный Торговый Центр
МТЦ является международной межправительственной организацией в рамках ООН и занимается вопросами развития и стимулирования международной торговли, оказанием технической поддержки и содействием развивающимся странам и странам с переходной экономикой в целях развития экспортного потенциала и совершенствования импортных операций. В первую очередь, содействие и поддержка по данному направлению оказываются предпринимательскому сектору.
По факту технические программы и проекты Центра разворачиваются по следующим основным направлениям:
· исследование конъюнктуры рынка;
· оказание консультативных услуг;
· разработка национальных стратегий развития экспорта;
· оценка воздействия торгово-политических соглашений на развитие торговли;
· подготовка кадров для внешней торговли;
· меры по поддержке коммерческой деятельности (ценообразование, экспортное финансирование, юридические аспекты торговли, реклама, упаковка и контроль качества);
· развитие отраслевого производства и отраслевых рынков;
· управление производственно-сбытовой цепью и др. [3]
Из наиболее крупных текущих проектов МТЦ стоит отметить следующие:
Программа «Женщины и Торговля»
Устойчивый экономический рост и достижение целей развития экономики возможны только при активном участии женщин в экономической деятельности. Более активное вовлечение и усиление роли женщин в экономической деятельности – особенно в торговле – позволит создавать новые рабочие места для всех, в том числе мужчин и молодых специалистов. Именно этим объясняется важность данной программы МТЦ.
Программа по расширению торговых возможностей стран Африки (Пакт II)
Программа по технической и консультационной поддержке африканских стран в области торговли. Взаимодействие осуществляется на уровне африканских региональных и национальных институтов с целью наращивания экспортной конкурентоспособности, укрепления рыночных связей и увеличения экспортной прибыли малых и средних предприятий.
«Торговля Европы и Средиземноморья и механизм оптимизации инвестирования»
Данный проект направлен на укрепление экономических связей между Европой и странами Южного Средиземноморья, повышение уровня прозрачности этих связей и углубление экономической интеграции. Одним из инструментов достижения поставленных целей выступает онлайн-портал, который будет предоставлять всю необходимую информацию о торговле, экономико-правовых условиях ведения бизнеса в регионе.
Однако не всегда инициативы и проекты МТЦ и ЮНКТАД получают должной поддержки со стороны структур Всемирной Торговой Организации, что замедляет и затрудняет их осуществление.
Таким образом, несмотря на то, что ЮНКТАД и ВТО обладают во многом пересекающимися компетенциями, необходимо признать, что им удалось добиться разумного диалога и достижения эффективных совместных решений в области регулирования международной торговли.
ВТО и международные финансовые институты (МВФ и Всемирный банк)
Международный валютный фонд – международная организация, предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений между государствами-членами и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. МВФ был учрежден на международной валютно-финансовой конференции ООН в июле 1944 г. в Бреттон-Вудсе (США) и является специализированным учреждением ООН.
Всемирный банк – это международная финансовая организация, входящая в систему ООН и состоящая из пяти тесно связанных между собой дочерних организаций, общей целью которых является оказание помощи развивающимся странам и странам с переходной экономикой путем предоставления средне- и долгосрочных кредитов для проведения необходимых структурных преобразований. В 1944 г. на конференции в Бреттон-Вудсе наряду с МВФ был создан Международный банк реконструкции и развития, который впоследствии стал центральным звеном группы Всемирного банка.
Декларация признает важность взаимосвязанности различных аспектов глобальной экономической политики и призывает ВТО развивать сотрудничество с международными институтами, несущими ответственность за валютные и финансовые вопросы – ВБ и МВФ, уважая их полномочия, требования по конфиденциальности и необходимую автономию в процессе принятия решений каждой из них, не выдвигая при этом правительствам перекрестных или дополнительных условий. Министры отмечали роль ВБ и МВФ в поддержке развивающихся стран в процессе либерализации торговли, сталкивающихся с необходимостью краткосрочных затрат в связи с проведением реформ.
В связи с этим можно сделать вывод, что сотрудничество между ВБ, МВФ и ВТО ведется по широкому кругу вопросов, основными из которых является: нормотворческая деятельность, техническое сотрудничество, проведение экономических исследований, кредитование на цели структурных преобразований, контакты на высшем уровне.
В основе стратегии ВБ лежит расширение мер по развитию торговли, решению таких проблем, как низкое качество инфраструктуры, несовершенство нормативно-правовой базы, недостаточный доступ к финансовым ресурсам, необходимым для осуществления торговых операций и т.д. Инициатива ВБ по оказанию помощи на цели торговли позволяет развивающимся странам нейтрализовать недостатки инфраструктуры и воспользоваться торговыми возможностями, открывающимися при открытии мировых рынков.
Контакты на высшем уровне осуществляются в формепроведения консультаций между Генеральным директором ВТО, Управляющим директором МВФ и Президентом ВБ по актуальным вопросам глобальной экономической политики, в формеучастия представителей организаций в совещаниях, министерских конференциях и т.д. [7]
Международная организация по стандартизации (ИСО) была создана в 1947 г., первый стандарт ИСО был выпущен в 1951 г. Штаб-квартира Организации находится в Женеве (Швейцария).
ИСО тесно связана с организациями в сфере международной торговли, так как ее деятельность способствует снижению технических барьеров в международной торговле, а также все большему вовлечению развивающихся стран в международную торговлю. Так, ИСО и Международный торговый центр (МТЦ) [8] на регулярной основе успешно сотрудничают по вопросам технического регулирования в развивающихся странах. В рамках Всемирной торговой организации ИСО имеет статус наблюдателя в трех комитетах: в Комитете по техническим барьерам в торговле (ТБТ), в Комитете по торговле и окружающей среде и в Комитете по применению санитарных и фитосанитарных мер (СФС) в торговле. В связи с этим можно выделить два основных направления взаимодействия ВТО с ИСО: сотрудничество по вопросам технических барьеров в торговле и по вопросам применения санитарных и фитосанитарных мер в торговле.
Информационный центр ИСО/МЭК в Женеве был создан для направления уведомлений о принятии Кодекса. Таким образом, ИСО совместно с МЭК уполномочены Всемирной торговой организацией вести учет принятия национальными органами по стандартизации Кодекса добросовестной практики применительно к разработке, утверждению и применению стандартов. Уведомление, которое содержит основную информацию о национальном органе и объеме его компетенции в области стандартизации, направляется напрямую в информационный центр ИСО/МЭК или через международный филиал информационной сети ИСО (ИCOHET).
Кодекс состоит из 17 положений, которые содержат обязательства организаций по стандартизации членов ВТО, включающих в себя, например, максимально широкое использование международных стандартов, своевременное информирование ВТО о разработке национального стандарта, а именно предоставление за два месяца до утверждения проекта стандарта для получения и учета замечаний. Кроме того, Кодекс предписывает национальным органам по стандартизации применять к товарам других стран режим наибольшего благоприятствования (РНБ) и национальный режим в отношении стандартов.
Таким образом, публикации информационного центра ИСО/МЭК являются источником сведений об изменениях в сфере стандартизации в странах-членах ВТО.
С другой стороны, стандарты ISO 14000 облегчают исполнение законодательства в области охраны окружающей среды в разных странах, поскольку происходит гармонизация подходов к экологическому менеджменту. В связи с этим, постепенное совершенствование национального экологического законодательства за счет приведения его в соответствие с международными стандартами эко-менеджмента – еще один аргумент для ВТО в пользу добровольных стандартов ИСО.
Сотрудничество по вопросам применения санитарных и фитосанитарных мер в торговле. Работа ИСО в области стандартов продовольствия и пищевой продукции оказывает содействие странам-членам ВТО в исполнении их обязательств, зафиксированных в Соглашении по применению СФС. Таким образом, деятельность ИСО является объектом пристального внимания Комитета по применению санитарных и фитосанитарных мер, который члены ВТО используют в качестве площадки для выражения обеспокоенности по специфическим торговым проблемам (“specific trade concerns”), например, если они сочли какие-либо СФС меры торгового партнера более ограничивающими торговлю, чем необходимо для достижения цели защиты здоровья.
Таким образом, ИСО своей деятельностью демонстрирует заинтересованность в углублении сотрудничества с ВТО и другими международными организациями в гармонизации стандартов продовольствия и пищевой продукции.
Кроме того, ИСО совместно с ВТО организуют региональные семинары для привлечения интереса со стороны рынка к разработке международных стандартов для содействия развитию торговли. Во время семинаров представители ИСО всегда отмечают исключительную важность международных стандартов для интеграции различных национальных и региональных рынков. В то же время спикеры со стороны ВТО обычно подчеркивают, что цель ВТО – гарантировать, что стандарты не создают ненужные барьеры в торговле, поэтому общепринятые стандарты так важны.
Организация ООН по вопросам продовольствия и сельского хозяйства (ФАО) является специализированным учреждением ООН, в компетенции которого входит регулирование сотрудничества государств в области сельского хозяйства, лесного хозяйства и рыболовства. При этом в последнее время основной фокус деятельности сосредоточен на обеспечении глобальной продовольственной безопасности. Была создана в 1945 г. Штаб-квартира находится в Риме (Италия).
Сотрудничество ФАО и ВТО включает информационное взаимодействие, разработку нормативно-правовой базы, а также участие в работе отдельных комитетов ВТО.
Разработка нормативно-правовой базы ВТО и ФАО разрабатывают различные совместные рекомендации, а также регулятивные документы, стратегии развития. При взаимодействии осуществляется гармонизация документов, регулирующих с одной стороны, торговлю сельскохозяйственной продукцией, с другой – ее производство. В первую очередь, это касается разработки санитарных и фитосанитарных мер, стандартов качества продовольственных товаров. К примеру, ФАО в процессе своей деятельности согласовывало Конвенцию по защите растений с тем, чтобы рекомендации, содержащиеся в ней, не противоречили нормам ВТО.
Основными документами, принятыми при обоюдном согласии сторон, являются: Международная конвенция по защите растений ФАО (FAO International Plant Protection Convention (IPPC)), Комиссия Кодекс Алиментариус ФАО/ВТО (FAO/WTO Codex Alimentarius Commission) и Средства развития стандартов и торговли (Standards and Trade Development Facility (STDF)).
Участие в работе комитетов ВТО. В области глобального регулирования в компетенцию ФАО входит подготовка продовольственных стандартов качества, мониторинг производства сельхозпродукции, достижение соответствия национальных политик в области обеспечения продовольственной безопасности международным стандартам, разработка норм по безопасному использованию пестицидов и других удобрений, разработка мер защиты животных и растений в целях сохранения биологического разнообразия, повышение уровня устойчивого управления сельскохозяйственными ресурсами.
Для обеспечения соответствия нормам ВТО в регулировании указанных областей ФАО принимает активное участие в качестве наблюдателя в деятельности Генерального совета,Совета по торговле товарами, Комитета по сельскому хозяйству, Комитета по торговле и развитию, Комитета по торговле и окружающей среде, Комитета по субсидиям и антидемпинговым мерам, Комитета по доступу на рынок, Комитета по санитарным и фитосанитарным мерам, Комитета по техническим барьерам и торговле. Таким образом обеспечивается согласование деятельности структур ФАО с деятельностью органов ВТО.
Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) является международной организацией, призванной гарантировать, что права владельцев и создателей интеллектуальной собственности, будут охраняться не только в стране-производителе, но и во всем мире. Была создана в 1970 г. Штаб-квартира находится в Женеве (Швейцария).
Целью указанного соглашения было определение направлений взаимного сотрудничества и приоритетных областей взаимодействия.
Один из пунктов Соглашения касается обеспечения свободного и бесплатного доступа к базам данных на взаимной основе, т.е. ВТО к информационной базе ВОИС и наоборот. ВОИС и ВТО разрабатывают различные резолюции, а также изучают национальные законодательства разных стран в сфере интеллектуальной собственности, т.е. в наибольшей степени компетенции ВТО и ВОИС пересекаются в области, регулируемой соглашением ТРИПС. Для контроля за его выполнением со стороны ВТО и стран-членов ВТО периодически запрашивает необходимую информацию в ВОИС. Как правило, ВТО использует эту возможность при разрешении торговых споров, когда необходимо собрать наиболее полную информацию о мерах и документах, используемых сторонами для защиты прав интеллектуальной собственности.
Разрешение торговых споров является областью, где сотрудничество обеих организаций отличается наибольшей эффективностью. По инициативе ВОИС практически все ее соглашения были учтены и инкорпорированы в ТРИПС. При этом естественно возникли определенные разногласия, урегулирование которых обеспечивается в процессе переговорного процесса между экспертами ВОИС и ВТО.
В соглашении также прописана обязанность ВОИС обеспечить свободный доступ к базам данных, а также к любым другим материалам для развивающихся стран, не являющихся членами ВОИС. С точки зрения международных чиновников ВТО эта мера будет способствовать более успешному вовлечению развивающихся стран в международную торговлю, в том числе объектами интеллектуальной собственности.
Кроме того, соглашение предусматривает постоянные контакты между Секретариатами обеих организаций в целях повышения эффективности сотрудничества путем объединения усилий для решения возникающих вопросов и недопущения дублирования деятельности.
Таким образом, ВТО, как и в случае с ФАО, организует с ВОИС техническое и информационное взаимодействие, выраженное как в гармонизации и унификации норм регулирования, так и в разработке общих подходов к регулированию торговли объектами интеллектуальной собственности.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) – международная организация, занимающаяся вопросами обеспечения здоровья населения Земли и решением проблем здравоохранения на международном уровне. Является специализированным учреждением ООН, основана в 1948 г. Штаб-квартира расположена в Женеве (Швейцария)
Одной из важных областей взаимного сотрудничества является ограничение потребления табака. Основные направления взаимодействия изложены в документе «Confronting the tobacco epidemic in an era of trade liberalization», принятом в 2001 г. и дополненном в докладе о сотрудничестве ВОЗ и ВТО в области борьбы с курением и ограничением в этой связи объемов потребления табака, подготовленном в сентябре 2012 г. в соответствии с решением Секретариата ВОЗ FCTC/COP4(18). В итоге схема сотрудничества обеих организаций в указанной области выглядит следующим образом:
Координация сотрудничества предполагает обязательное взаимодействие при выработке регулирующих инструментов, гармонизации и унификации стандартов в области борьбы против потребления табака.
Обмен знаниями. Специалисты ВОЗ активно участвуют в работе Комитета по техническим барьерам и торговле (ТБТ) в рамках ВТО и периодически проходят специализированное обучение с тем, чтобы понимать, какие механизмы торговой политики можно использовать для ограничения распространения табака через торговые потоки. В качестве примера можно привести принятие необходимых стандартов.
Мониторинг и обмен информацией также являются важными элементами взаимодействия ВОЗ и ВТО, т.к. касаются статистического учета и практического опыта в сфере борьбы с употреблением и распространением табака.
Таким образом, текущее взаимодействие ВОЗ и ВТО направлено на повышение уровня доступности медицинских препаратов и оборудования за счет правильного применения инструментов торговой политики. ВОЗ имеет статус наблюдателя в ВТО в Совете по ТРИПС, Комитете по техническим барьерам и торговле (ТБТ).
[1] Международные организации могут принимать участие в качестве наблюдателей в работе 36 комитетов ВТО
[2] Официальная страница Центра ЮНКТАД/ВТО по международной торговле http://www.un.org/ru/ga/itc/
[3] Официальная страница Центра ЮНКТАД/ВТО по международной торговле http://www.un.org/ru/ga/itc/
[4] Marrakesh Declaration of 15 April 1994. URL:https://www.wto.org/english/docs_e/legal_e/marrakesh_decl_e.htm
[5] Agreements between the WTO, IMF and World Bank General Council decision, November 1996. URL
[6] Cooperation Agreement between the WTO and IMF, December 1996. URL: https://www.wto.org/english/news_e/pres96_e/pr062_e.htm
[7] Marc Auboin. Fulfilling the Marrakesh Mandate on Coherence: Ten Years of Cooperation between the WTO, IMF and World Bank //the WTO. – 2007.
[9] Decision on Proposed Understanding on WTO-ISO Standards Information System. URL: https://www.wto.org/english/docs_e/legal_e/37-dtbt1_e.htm
[11] Decision on Review of the ISO/IEC Information Centre Publication. URL: https://www.wto.org/english/docs_e/legal_e/38-dtbt2_e.htm
[12] Annex 3. Code of good practice for the preparation, adoption and application of standards // WTO Agreement on technical barriers to trade. URL: https://www.wto.org/english/docs_e/legal_e/17-tbt.pdf
[13] Annex 1. Terms and their definition for the purpose of this agreement // WTO Agreement on technical barriers to trade. URL: https://www.wto.org/english/docs_e/legal_e/17-tbt.pdf
[14] Серия международных стандартов систем экологического менеджмента на предприятиях и в компаниях.
[15] Article 2. Preparation, Adoption and Application of Technical Regulations by Central Government Bodies // WTO Agreement on technical barriers to trade. URL: https://www.wto.org/english/docs_e/legal_e/17-tbt.pdf
[16] Международная комиссия ФАО и ВОЗ по внедрению кодекса стандартов и правил по пищевым продуктам.
[17] Система менеджмента безопасности пищевой продукции.
[18] The WTO website. The WTO and Food and Agriculture organization / https://www.wto.org/english/thewto_e/coher_e/wto_fao_e.htm,
[19] The WTO website.Agreement on Trade-Related Aspects of Intellectual Property Rights /https://www.wto.org/english/tratop_e/trips_e/t_agm0_e.htm.
[20] International Convention on Biological Diversity / https://www.cbd.int/convention.
[21] Agreement Between the World Intellectual Property Organization and the World Trade Organization, Source: Communication from the International Bureau of WIP and the WTO Secretariat, 1995.