в рамках какой традиции философских исследований развивались психологические идеи ответ

Тест по психологии для 1 курса

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тест по психологии с ответами ( I курс)

1. Психология как самостоятельная наука возникла:

А) В середине 19 века

Б) В начале 20 века
В) В античных временах
2. Предмет психологии:
А) Наука о душе
Б) Наука о сознании
В)Наука о поведении

сначала шло развитие психологии как науки о душе, затем это — наука о сознании, потом как наука о поведении.
3. В рамках, какой традиции философских исследований развивались
психологические идеи:
А) Материалистической
Б) Идеалистической

материализм и идеализм в психологии развивались и спорили между собой.
4. Кто впервые определил сознание как критерий психики:
А) Гоклениус
Б ) Декарт
В) Спиноза
5.Термин «психология» был введен:
А) В античные времена
Б) В 16 веке
6. Кто впервые ввел термин «психология»:
А) Бэкон
Б) Спиноза
В) Гоклениус

7. Какой философ ввёл в научный обиход понятие рефлекса.
А) Декарт
Б) Бэкон
В) Спиноза

Г) Парацельс
8. Основателем научного течения «структурализм» является:
А) В. Вундт
Б) У. Джеймс
В) Дж. Кеттел
Г) Э. Титченер
9. Концепция «потока сознания» была выдвинута в рамках :
А) Функционализма
Б) Структурализма
В) Волюнтаризма
Г ) Психоанализа
10.Вставьте пропущенные слова
В. Бехтерев ввёл в научный обиход понятие сочетательно-двигательный рефлекс

11.1.И. Павлов отрицал возможность существования психологии как отдельной науки.

11.2Л. Выготский выступал против психотехники как необоснованно механистического взгляда на психику человека.

11.3«Павловская сессия» Академии Наук СССР 1950 года ознаменовала разгром педологии как науки.

11.4.Гештальт-терпапия Ф. Перлза – это развитие и продолжение гештальт-психологии.

11.5Главной причиной раскола между З. Фрейдом и А. Адлером стало утверждение А. Адлера о том, что социально-психологические факторы играют ведущую роль в развитии человека.

12.Установите соотношение понятий

а) оперантное обусловливание

б) динамическая установка

в) комплекс неполноценности

13. Установите соотношение понятий

а. Гуманистическая психология

б. Экзистенциальная психология

в. Индивидуальная психология

г. Аналитическая психология

д. Гуманистический психоанализ

14. Установите соотношение понятий

А. Только свобода и независимость от всего и всех.

Б. «Друзья, мудрость и свобода – вот наш девиз»

В. Жить стоит ради удовольствий и наслаждений

Г. Спокойно переносить все удары судьбы

15. Установите соотношение понятий

А. Считал, что всё в мире подчиняется закону природы

Б. «Наши беды от того, что у нас ошибочные ожидания от мира»

В. Отличался крайними аскетизмом и неприхотливостью

Д. «Если глаз – это тело, то душа – это зрение»

Е. «Есть два мира – материальный и идеальный»

16. Установите соотношение понятий

В. «Основы физиологической психологии»

Г. «Основы психологии» («Принципы психологии»)

Источник

Развитие психологических знаний в рамках философии и естественных наук

в рамках какой традиции философских исследований развивались психологические идеи ответ. Смотреть фото в рамках какой традиции философских исследований развивались психологические идеи ответ. Смотреть картинку в рамках какой традиции философских исследований развивались психологические идеи ответ. Картинка про в рамках какой традиции философских исследований развивались психологические идеи ответ. Фото в рамках какой традиции философских исследований развивались психологические идеи ответ в рамках какой традиции философских исследований развивались психологические идеи ответ. Смотреть фото в рамках какой традиции философских исследований развивались психологические идеи ответ. Смотреть картинку в рамках какой традиции философских исследований развивались психологические идеи ответ. Картинка про в рамках какой традиции философских исследований развивались психологические идеи ответ. Фото в рамках какой традиции философских исследований развивались психологические идеи ответ в рамках какой традиции философских исследований развивались психологические идеи ответ. Смотреть фото в рамках какой традиции философских исследований развивались психологические идеи ответ. Смотреть картинку в рамках какой традиции философских исследований развивались психологические идеи ответ. Картинка про в рамках какой традиции философских исследований развивались психологические идеи ответ. Фото в рамках какой традиции философских исследований развивались психологические идеи ответ в рамках какой традиции философских исследований развивались психологические идеи ответ. Смотреть фото в рамках какой традиции философских исследований развивались психологические идеи ответ. Смотреть картинку в рамках какой традиции философских исследований развивались психологические идеи ответ. Картинка про в рамках какой традиции философских исследований развивались психологические идеи ответ. Фото в рамках какой традиции философских исследований развивались психологические идеи ответ

в рамках какой традиции философских исследований развивались психологические идеи ответ. Смотреть фото в рамках какой традиции философских исследований развивались психологические идеи ответ. Смотреть картинку в рамках какой традиции философских исследований развивались психологические идеи ответ. Картинка про в рамках какой традиции философских исследований развивались психологические идеи ответ. Фото в рамках какой традиции философских исследований развивались психологические идеи ответ

в рамках какой традиции философских исследований развивались психологические идеи ответ. Смотреть фото в рамках какой традиции философских исследований развивались психологические идеи ответ. Смотреть картинку в рамках какой традиции философских исследований развивались психологические идеи ответ. Картинка про в рамках какой традиции философских исследований развивались психологические идеи ответ. Фото в рамках какой традиции философских исследований развивались психологические идеи ответ

Примерно в то же время на Западе, в античной Греции, складывались и развивались принципиально новые представления о душе. В отличие от магического понимания в мифологии древнегреческие философы рассматривали душу как природное, естественное явление. Тем самым был совершен решительный поворот к новому видению психической жизни, которое стало исходной точкой всего последующего научно-психологического знания.

в рамках какой традиции философских исследований развивались психологические идеи ответ. Смотреть фото в рамках какой традиции философских исследований развивались психологические идеи ответ. Смотреть картинку в рамках какой традиции философских исследований развивались психологические идеи ответ. Картинка про в рамках какой традиции философских исследований развивались психологические идеи ответ. Фото в рамках какой традиции философских исследований развивались психологические идеи ответВажнейшие направления развития представлений о душе связаны с именами Платона (427—347 гг. до н.э.) и Аристотеля (384—322 гг. до н.э.). Платон, будучи учеником Сократа, создал учение, которое считают первой классической формой объективного идеализма. Согласно Платону индивидуальные души представляют собой несовершенные образы единой универсальной мировой души. Мыслитель провел границу между телесным и духовным существованием человека: бренное, материальное и смертное тело является лишь «темницей» для нематериальной и бессмертной души, которая, как паломница, странствует по телам и мирам; познание окружающего мира есть припоминание, душой идей, которые она созерцала до ее соединения с телом.

в рамках какой традиции философских исследований развивались психологические идеи ответ. Смотреть фото в рамках какой традиции философских исследований развивались психологические идеи ответ. Смотреть картинку в рамках какой традиции философских исследований развивались психологические идеи ответ. Картинка про в рамках какой традиции философских исследований развивались психологические идеи ответ. Фото в рамках какой традиции философских исследований развивались психологические идеи ответИное представление о душе изложено Аристотелем в его трактате «О душе», который по праву считают первым специальным психологическим научным трудом. Аристотель был сыном медика при македонском царе и сам готовился к врачебной деятельности: его взгляд на психическую жизнь человека носил ярко выраженный естественнонаучный характер. Согласно Аристотелю душа есть основа всех жизненных проявлений, она неотделима от тела и умирает вместе с телом. Аристотель рассматривал душу организма как его функцию: «Если бы глаз был живым существом, его душой было бы зрение». Специфика души как неотъемлемого начала органической жизни выражается в целесообразности, т.е. в способности организмов стремиться к цели и достигать ее. Таким образом, с точки зрения Аристотеля, душой обладает все живое на Земле. Однако души организмов разных типов выполняют разные функции. Растительная душа (она имеется уже у растений), животная душа (у животных и человека) и разумная (присущая только человеку)» представляют собой три ступени жизни, три уровня развития. Растительная душа выполняет только вегетативные функции, животная душа — чувственно-двигательные функции, разумная душа — это разум и воля, которые есть проявления божественного разума и божественной воли в человеке и потому они бессмертны и могут быть отделены от тела. Объяснение высшего уровня развития души дается Аристотелем крайне непоследовательно и противоречиво. Несмотря на это, его учение оказало огромное влияние на все последующее развитие психологической мысли, некоторые открытия философа актуальны и сегодня.

в рамках какой традиции философских исследований развивались психологические идеи ответ. Смотреть фото в рамках какой традиции философских исследований развивались психологические идеи ответ. Смотреть картинку в рамках какой традиции философских исследований развивались психологические идеи ответ. Картинка про в рамках какой традиции философских исследований развивались психологические идеи ответ. Фото в рамках какой традиции философских исследований развивались психологические идеи ответ

Учение о душе развивалось также благодаря открытиям и опыту, накопленному античными врачами. Из медицинских школ Гиппократа (460—377 гг. до н.э.) и римского врача Галена (129—201 гг. н.э.) в современную психологию пришло учение о темпераментальных свойствах личности и четырех классических типах темперамента: флегматике, сангвинике, холерике и меланхолике. Успехи, достигнутые античными философами и медиками в развитии учения о душе, послужили фундаментом для дальнейшего становления психологии.

в рамках какой традиции философских исследований развивались психологические идеи ответ. Смотреть фото в рамках какой традиции философских исследований развивались психологические идеи ответ. Смотреть картинку в рамках какой традиции философских исследований развивались психологические идеи ответ. Картинка про в рамках какой традиции философских исследований развивались психологические идеи ответ. Фото в рамках какой традиции философских исследований развивались психологические идеи ответВершиной и завершением этапа развития психологического знания в рамках учения о душе стала система взглядов Фрэнсиса Бэкона (1561—1626), заложившая основы эмпирического изучения души и ее способностей. Новизна подхода Бэкона состояла в том, что он призвал отказаться от умозрительного решения вопросов о природе души, ее сущности и бессмертии и перейти к непосредственному эмпирическому изучению психических явлений и процессов. Он также отделил науку о теле от науки о душе, а в науке о душе выделил науку о рациональной, божественной, душе и о душе нерациональной, чувствующей, телесной, общей для человека и животных. Бэкон положил начало новому этапу развития психологии как «науки о сознании».

в рамках какой традиции философских исследований развивались психологические идеи ответ. Смотреть фото в рамках какой традиции философских исследований развивались психологические идеи ответ. Смотреть картинку в рамках какой традиции философских исследований развивались психологические идеи ответ. Картинка про в рамках какой традиции философских исследований развивались психологические идеи ответ. Фото в рамках какой традиции философских исследований развивались психологические идеи ответПонятие «сознание» в психологию ввел Рене Декарт (1596—1650). Согласно Декарту началом всех начал в философии и науке является сомнение. Сомнению должно быть подвергнуто все: и естественное, и сверхъестественное, лишь одно несомненно — само суждение «я мыслю», а следовательно, и существование мыслящего субъекта. Отсюда знаменитое декартовское «cogilo ergo sum» — «мыслю — следовательно, существую». Под мышлением Декарт понимал все то, что совершается осознанно. В осознанности философ видел критерий отличия психических процессов от непсихических, физиологических, телесных. Вместе с тем Декарт предложил путь эмпирического изучения психических процессов: непосредственное самонаблюдение — интроспекцию. Сформулированные Декартом идеи о доступности внутреннего мира через интроспекцию, о психофизической проблеме, о рефлексе как механизме поведения, о внешней детерминации поведения на долгие годы определили ход развития философского учения о познании, а затем и становление психологии как самостоятельной науки. В качестве основы изучения сознания мыслителями XVII—XIX вв. выступал метод интроспекции, так как сущность изучаемых явлений сознания могла быть открыта исключительно через самонаблюдение.

в рамках какой традиции философских исследований развивались психологические идеи ответ. Смотреть фото в рамках какой традиции философских исследований развивались психологические идеи ответ. Смотреть картинку в рамках какой традиции философских исследований развивались психологические идеи ответ. Картинка про в рамках какой традиции философских исследований развивались психологические идеи ответ. Фото в рамках какой традиции философских исследований развивались психологические идеи ответДж. Локк (1632—1704), точно следуя философии Декарта, полагал: разум пассивно отражает воздействия среды, что обеспечивается единым процессом перцепции. Согласно взглядам Локка, существует внешний опыт, непосредственно основанный на чувствах (его результат — простые идеи, неразложимые на меньшие единицы), и внутренний опыт, который формируется в результате манипуляций ума с простыми идеями, при этом из простых идей образуются сложные. Понятие «внешний» не означает открытость для стороннего наблюдателя: как «внешний», так и «внутренний» опыт доступны только для самонаблюдения.

в рамках какой традиции философских исследований развивались психологические идеи ответ. Смотреть фото в рамках какой традиции философских исследований развивались психологические идеи ответ. Смотреть картинку в рамках какой традиции философских исследований развивались психологические идеи ответ. Картинка про в рамках какой традиции философских исследований развивались психологические идеи ответ. Фото в рамках какой традиции философских исследований развивались психологические идеи ответНемецкий ученый Г.В. Лейбниц (1646—1716) различал понятия «перцепция» и «апперцепция», понимая под первым презентацию сознанию какого-либо содержания, а под вторым — психическую силу, определяющую целенаправленность действий, их произвольный характер. С точки зрения Лейбница, в душе непрерывно происходят процессы «неосознаваемых восприятии» — «малых перцепций»; это открытие позволяет сделать заключение о том, что Лейбниц впервые выделил круг неосознаваемых, недоступных самонаблюдению явлений сознания.

Дальнейшее развитие психологических идей в XVIII в. происходило в рамках ассоциативного и эмпирического направления философской теории познания. Представители ассоциативной психологии считали, что ассоциация является главным механизмом функционирования сознания и психики. Предпосылки развития ассоцианизма можно найти еще в трудах Платона и Аристотеля. Впоследствии принцип ассоциации использовался для понимания психических процессов Р. Декартом, Т. Гоббсом, Б. Спинозой, Дж. Локком, Д. Юмом. В трудах Дж.Локка возник и сам термин «ассоциация»: он был предложен ученым для обозначения «связи идей», которая целиком обязана случаю или обычаю, т.е. не дана от природы. У Д.Юма ассоциация стала объяснительным принципом всей познавательной сферы психики.

С середины XVIII в. стали возникать учения, в которых ассоциация выступала объяснительным принципом психики вообще, — учения так называемого «классического ассоцианизма». Наиболее сильно это направление получило развитие в Англии; среди представителей британского ассоцианизма можно назвать Д. Гартли, Дж. Пристли, Джеймса Милля, Джона Стюарта Милля. Д.Гартли, создатель первой законченной системы ассоциативной психологии, построил модель сознания по аналогии с физическими моделями Исаака Ньютона на основе принципа элементаризма: простейшие элементы сознания связаны между собой складывающимися в опыте ассоциациями.

Термин «эмпирическая психология» был введен немецким философом XVIII в. X. Вольфом для обозначения особой дисциплины, в задачу которой входило изучение конкретных явлений психической жизни, в отличие от рациональной психологии, которая занималась вечной, бессмертной душой. Эмпирическая психология сознания получила свое развитие в трудах французских материалистов и просветителей Ж.Ламетри, К.Гельвеция, Э.Кондильяка. Представители французской эмпирической психологии больше внимания, чем английские ассоцианисты, обращали на активность субъекта в восприятии окружающего мира, рассматривая психику с естественнонаучных позиций.

В XIX в. сильное влияние на последующее развитие психологических идей оказали исследования и открытия в области анатомии и физиологии мозговой деятельности, и прежде всего — учения о рефлексах. В работах чеха Г.Прохазки, англичанина Ч.Белла и француза Ф.Мажанди были изучены рефлекторные механизмы жизнедеятельности человека, выделены двигательный и сенсорный отделы нервной системы. Психофизиологические и психофизические исследования Г.Гельмгольца, Ф.Дондерса, Э.Вебера, Г.Фехнера способствовали формированию представления об особых закономерностях и факторах психической жизни отличных как от физиологических, так и от философских. Это создало предпосылки для отделения психологии от физиологии и философии и развития ее как самостоятельной научной дисциплины.

С особой программой построения психологии выступил И.М.Сеченов. Он разработал рефлекторную теорию психического, согласно которой психические процессы, высшие проявления сознания и личности разворачиваются по механизму физиологического рефлекса.

Таким образом, в период формирования психологического знания в рамках непсихологических научных дисциплин были изжиты донаучные представления о душе как нематериальной бестелесной субстанции; произошел отказ от умозрительного решения вопросов о природе души в пользу изучения феноменов сознания, опыта человека на, основе самонаблюдения; была сформулирована необходимость развития экспериментального психологического исследования.

Источник

Путешествие в мир психологии. От Платона до психологии третьего тысячелетия

в рамках какой традиции философских исследований развивались психологические идеи ответ. Смотреть фото в рамках какой традиции философских исследований развивались психологические идеи ответ. Смотреть картинку в рамках какой традиции философских исследований развивались психологические идеи ответ. Картинка про в рамках какой традиции философских исследований развивались психологические идеи ответ. Фото в рамках какой традиции философских исследований развивались психологические идеи ответ

Предлагаемая работа носит характер учебного пособия, составленного на основе курса лекций, прочитанных для студентов психологического факультета НГУ. В книге представлен подробный анализ основных психологических учений, начиная с периода античности и до наших дней. Особое внимание уделено современному этапу в развитии психологических воззрений – психосинтезу, трансперсональной психологии, духовной психологии. Книга может быть полезна для всех, кто изучает психологию и занимается самопознанием.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Путешествие в мир психологии. От Платона до психологии третьего тысячелетия предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Глава 2. Психологические воззрения античных философов

Первые наиболее ранние представления о душе мы находим в воззрениях античных философов. Они развивались в рамках общих философских теорий. Одно из наиболее ранних и целостных представлений о душе мы находим у Гераклита, жившего в Vi — V вв. до н. э. Он одним из первых ввел название «псюхе» для обозначения человеческой душе. Всякая индивидуальная душа, по Гераклиту, подчинена Логосу — мировой душе и одновременно закону, управляющему миром. В каждой душе различным образом сочетаются 4 состояния вещества — сухое и влажное, горячее и холодное. При этом душа ребенка представляет собой сочетание влажного и холодного, душа взрослого — сухого и горячего.

Гераклит развивал интересные идеи о процессе познания. Так, он считал, что есть два вида познания — познание внешнего мира и познание Логоса (соответственно аналогично чувственному и рациональному познанию. При этом чувственное познание он ценил невысоко, считал его поверхностным. «Многообразие не научает мудрости» — утверждал философ. Истинная мудрость заключается в познании истины, которая представляет собой познание Логоса.

У Гераклита мы находим также интересные идеи о влиянии характера человека на способность правильного восприятия мира. Так, он считал: «Плохие свидетели глаза и уши для тех, кто имеет грубые души».

В философии Пифагора (VI в. до н.э.) воззрения о душе сформировались под значительным влиянием персидской и индийской мистики, что шло вразрез с античной традиции. Согласно его представлениям, душа является бессмертной и перевоплощается в разные тела. Души подчинены богам.

Большое место в учении Пифагора занимают проблемы нравственного самосовершенствования и религиозного благочестия. Религия и мораль — основы социальной стабильности. Причина несчастий человека — его собственные пороки, дурные поступки:

«Делай лишь то, что потом в горе тебя не повергнет». В то же время большинство людей уже рождаются с грузом несчастий, они сами их навлекают на себя неправильной жизнью и очень немногим удается сбросить с себя это бремя, большинство людей живут, ослепленные Роком. Человек должен учиться мудрости: «Бессмертные боги мудрых людей не повергнут свыше их силы страданью». Стремление к нравственному совершенству также избавит от страданий и позволит познать тайны мира. Необходимо вести умеренный образ жизни, воздерживаться от излишеств и страстей, вести счет добрым делам и обличать себя за дурные поступки.

Пифагорейский союз, или община, созданная Пифагором и его учениками, имела целью освоение практических методов очищения души и нравственного совершенствования.

Представители греческой натурфилософии, «стихийные материалисты», связывавшие первопричину возникновения мира с каким либо конкретным веществом, связывали с ним и происхождение души (огонь, вода, воздух). В воззрениях Демокрита, который считается одним из основателей атомистической теории, душа представляет собой огненное соединение постигаемых разумом частиц, имеющих шаровидную форму и огненную силу и являющихся также телом. Душа, таким образом, является совокупностью наилегчайших атомов, имеющих идеальную шаровидную форму. Существенной частью души является разум. Души подчиняются Логосу — мировому закону, при этом они смертны и умирают вместе с телом, рассыпаясь на составляющие их частицы.

Типологии темперамента и характера. Во взглядах Гиппократа, древнегреческого целителя, мы находим зачатки учения о темпераменте. Душевные свойства в представлениях Гиппократа зависят от телесных. При этом определяющим фактором является преобладание в теле того или иного вида жидкой субстанции. Так, преимущественное влияние крови формирует устойчивый тип сангвиника, человека уравновешенного, энергичного и оптимистичного; преимущественное влияние слизи — флегматика, человека медлительного, устойчивого, при этом малоактивного и низкоэмоционального. Преобладание желчи дает начало темпераментам неустойчивым, при этом желтая желчь формирует холерика, человека сильного, энергичного, но эмоционально неуравновешенного, крайне порывистого, под преимущественным влиянием черной желчи находятся меланхолики, люди высокоэмоциональные, но замкнутые, для них характерны малая активность и пессимизм.

Одна из первых попыток представить типологию характеров была предпринята Феофрастом, учеником Аристотеля в IV в. до н.э., в работе, которая так и называлась: «Характеры».

Поскольку античные и современные представления о личности и характере существенно различаются, постольку с нашей точки зрения его характеры — это скорее социальные типы, хотя они и являются носителями определенных человеческих качеств — трусости, тщеславия, высокомерия, жадности и др. «Характеры» Феофраста предстают перед нами как лишенные индивидуальности воплощения определенных (причем исключительно негативных) свойств, принадлежащих низшим и средним слоям общества (торговцы, ростовщики, зажиточные крестьяне, представители старой земельной аристократии, демократы).

Типичные черты здесь выражены достаточно ярко. Каждый характер включает в себя определение, моральную оценку и иллюстрацию (поведение в той или иной ситуации). Среди них есть так называемые вечные типы — скупой, льстец, трус, и в то же время

— носители свойств, присущих данной конкретной эпохе и малопонятные для нас (подлолюбие, приверженность олигархии, опсиматия).

Причину того, что в типологии Феофраста предстают лишь носители отрицательных свойств человеческой натуры, можно усмотреть в особенностях античного философского мировоззрения, согласно которому идеальной нравственной нормой представлялась жизнь ученого-философа, которую в том числе вел сам Феофраст. В то же время реальный мир представлялся скопищем всего низменного, а люди, его населяющие — носителями пороков и низменных страстей.

Одним из первых античных авторов, создавших наиболее развернутую концепцию души, является Платон (V — IV вв. до н.э.), основатель идеалистической традиции в философии; в некотором смысле его можно назвать продолжателем идей Пифагора. Платон считал, что каждая материальная вещь имеет в качестве первоосновы свою идею, и в этом смысле душа человека является идеей для его тела. Поскольку идеи вечны, вечной является и душа. Она постоянно пребывает в царстве идей, которые представляют собой истинное бытие, в то время как наш материальный мир является всего лишь царством теней. Время от времени душа спускается на землю, воплощаясь в физическом теле. Цель каждого воплощения — получение опыта и развитие. Высшей целью развития души является созерцание Бога и истинного бытия: «Мысль души питается содержанием истины».

У Платона мы впервые встречаемся с попыткой анализа души. Так, по его мнению, душа состоит из трех частей. Высшая часть души — разумная — находится в голове. Средняя — волевая, или стратегическая, пребывает в сердце. Низшая часть души (растительная, или вожделеющая) размещается в печени. Характер человека и его образ жизни непосредственно зависят от того, какая часть его души является наиболее развитой. Последнее обстоятельство обусловлено, в свою очередь, поведением человека в предшествующей жизни. При этом низменная, или вожделеющая душа встречается у простых людей, занятых физическим трудом. Стратегическая душа порождает воинов, а разумная — удел философов. Соответственно и нравственная ориентация человека связана с преимущественным развитием той или иной части души. В низменной части ее господствуют инстинкты и примитивные потребности (алчность, стремление к наслаждению и т.д.). Все прекрасное и возвышенное в человеке связано с царством идей, а все злое и низменное — с телом и с царством материи в целом. Тело становится темницей для души. В то же время оно должно быть использовано душой для ее совершенствования, которое предусматривает развитие ее разумной части и подчинение низменных сторон.

Из данных воззрений вытекают и представления Платона о процессе познания мира человеком. Чувственное познание, считает философ, не является достоверным, поскольку мы видим воочию только мир теней, небытие, каковым является наш земной мир, следовательно, его изучение и познание не способно привести к истине. Истина постигается лишь разумом, который в состоянии проникнуть в царство идей. Основу теории познания у Платона составляет концепция вспоминания, согласно которой, человек, стремясь познать истину, на самом деле не познает ничего нового. Душа, воплощенная в физическом теле, всего лишь вспоминает о том, что окружало ее когда-то в мире истинного бытия. При этом чем слабее узы, связывающие душу с телом, тем легче ей вспомнить об этом. Поэтому истина доступна лишь тем людям, которые не заняты физическим трудом, не поглощены страстями и ведут созерцательный образ жизни, то есть философам. И тем не менее, в любой душе, даже самой примитивной, живут воспоминания и прекрасном мире, воплощенном в царстве идей, то есть любой человек, хотя и в разной степени, стремится к свету, к высшим ценностям — добру, красоте, благу и справедливости.

Также с концепцией о душе тесно связана и этика Платона. У него мы находим классический античный набор человеческих добродетелей, или ценностей, которые должны развивать в себе люди — мудрость, мужество, умеренность и справедливость. Однако стремление к той или иной добродетели носит сословный характер, то есть связано с социальным положением и занятиями человека, которые в свою очередь обусловлены уровнем развития его души. Согласно этой теории мудрость доступна лишь философам, мужество должны развивать в себе воины, а умеренность — это то, к чему должны стремиться простые люди. Что касается четвертой добродетели — справедливости — то ее невозможно достигнуть в одиночку, поскольку она является коллективной и постигается лишь в рамках идеального государства, идеи которого также развивал философ.

Учение Платона о душе можно с полным основанием отнести к античной традиции в духовной психологии, которая берет свое начало от орфиков и Пифагора. В его трудах восточные, в первую очередь, древнеиндийские представления о бессмертии души и перевоплощении подверглись некоторой трансформации и получили дальнейшее развитие в целях наиболее органичного соединения с античными философскими воззрениями и ценностями.

Ученик Платона, Аристотель (IV в. до н.э.), другой выдающийся античный философ, является основателем иной, физиологической традиции в психологии. В этом смысле именно он считается основоположником психологии как особой области знания, который одним их первых ввел в употребление данный термин для обозначения той области своего учения, которое исследует свойства человеческой души.

В отличие от своего учителя, Аристотель не считал, что наш земной мир является царством теней, напротив, в его воззрениях физический мир столь же реален, как и идеальный. Однако идеи превратились у него в эйдосы, или формы, без которых данный мир не может существовать. Поэтому любой объект нашей реальности, согласно Аристотелю, представляет собой неразрывное единство двух составляющих — формы и материи. Соответственно душа и тело не могут существовать друг без друга. Следовательно, говорить о душе в отрыве от тела бессмысленно.

В то же время душа представляет собой господствующий принцип, которому тело подчиняется: «Душа есть причина и конечная цель любого тела». При этом душой наделены не только люди, но также животные и даже растения. Соответственно душа распадается на три уровня: — вегетативный, чувственный и разумный. Здесь фактически взгляды Аристотеля мало отличаются от идей его предшественника. Два первых уровня души являются низшими и соответственно присущи растениям и животным. У человека они связаны с нуждами тела и со страстями. Разумная ступень как наиболее развитая свойственна лишь людям, но развита у каждого в неодинаковой степени.

Восприятие, то есть способность иметь ощущения, характерно и для низших ступеней души, однако способность мыслить является привилегией лишь разумной ее части. Ощущения, согласно воззрениям Аристотеля, неотделимы от тела, но разумная ступень не связана с телесностью, она вечна. По мнению философа, «разуму лучше не быть связанным с телом».

Из учения о типологии души вытекают идеи философа о различных образах жизни, которые может вести человек. Преобладание растительной души призывает к жизни ради удовольствий (низший уровень), преобладание чувственной — к государственной жизни (стратеги), и, наконец, преобладание разумной части направляет к созерцательной жизни философа, не обремененного заботой о хлебе насущном и не отягощенного страстями. Это и есть в античном представлении высший образ жизни.

Характер добродетелей, или ценностей, к которым стремится человек, также обусловлен уровнем его души и образом жизни. Так, добродетели этические, связанные с характером и поступками человека, в принципе доступны всем, но есть и высшие добродетели — дианоэтические — воплощают стремление к мудрости и поэтому ими обладает лишь ограниченное число представителей рода человеческого. При этом гарантии добродетелей философ видит в том, чтобы придерживаться правила «золотой середины» — отказа от крайностей. Так, например, благоразумие является серединой между распущенностью и аскетизмом, щедрость — между расточительством и скупостью, скромность — между бесстыдством и стеснительностью, правдивость — между притворством и хвастовством.

Аристотель, в отличие от Платона, признает истинность как чувственного, так и рационального познания. При этом чувственное познание он считает основным и исторически первым уровнем познания. При его посредстве мы признаем конкретное бытие, т.е. первые сущности, при этом человек овладевает первичным, индивидуальным. Что касается постижения общих понятий, то оно является привилегией разума, который опирается на данные чувственного опыта.

Познание представляется Аристотелю как развивающийся процесс. Оно движется от простейших ступеней к абстрактным. Его уровни таковы: ощущение, представление, опыт, усиленный памятью, искусство и наука, которая представляет собой вершину.

Эллинистические учения. В эпоху поздней античности возникло несколько философских школ, которые, с точки зрения психологии, представляют интерес ввиду свой преимущественно утилитарной направленности. Их можно отнести скорее к области практической (нравственной) философии, и можно утверждать, что главной целью данных учений было нахождение способов адаптации и даже выживания человека в жестких социальных условиях. К таковым относятся учение киников, эпикурейство и стоицизм.

Учение киников возникло в IV в. до н.э в период упадка греческой демократии. Виднейшими представителями этой школы были Антисфен и Диоген Синопский. Их взгляды характеризуются пессимизмом, противопоставлением человека и общества. Высшей нравственной ценностью киники считали автаркию — автономию собственной личности, ее независимость от общества. Главных смысл их этики — устранение всех искусственных препятствий к устранению человеком своих потребностей. Киники презирали все общественные условности — традиции, мораль, закон и моду. Своим поведением они бросали вызов всем социальным нормам — вызывающе одевались, отказывались от посуды, нарушали правила приличия. Они отвергали потребительскую жизнь, полную наслаждений. Естественные потребности людей должны удовлетворяться, но без всяких излишеств. Потребности должны быть сведены к минимуму. Киники проповедовали идеал простой жизни, связанной с возвратом природе. Высшим нравственным идеалом киников являлась апатия — безразличие ко всем жизненным благам, прежде всего к общественной жизни, почестям и прочим ценностям.

Сведения о киниках дошли преимущественно в форме анекдотов об их шокирующем поведении, бросающем вызов всем общественным условностям. Так, Диоген, почитаемый самим Александром Македонским, жил в бочке, просил подаяние у статуи, ходил в рубище и носил с собой лишь миску для подаяний, от которой впоследствии и вовсе отказался. Несмотря на то, что ему предлагали всякие почести и жизнь при царском дворе, он отвергал все предложения, предпочитая вести жизнь нищенствующего философа.

Эпикуреизм. Данное учение сложилось в достаточно стройную философско-этическую систему, основателем которой считается Эпикур (IV — III вв. до н.э.), а наиболее видным его последователем — римский поэт Лукреций Карр (I в до н.э.).

Душа в представлении Эпикура представляет собой структуру атомов, тончайшую материю, рассеянную по всему организму. Душа смертна, она рассеивается со смертью физического тела. Однако человек не должен бояться смерти, поскольку этот страх является главным препятствием на пути к счастью. Он обосновывал свое утверждение таким образом: «Смерть для нас ничто, она есть лишь лишение ощущений. Когда мы есть, ее еще нет, когда она есть, нас уже нет». Поэтому человека страшит лишь момент перехода в небытие, но он краток.

Человек у Эпикура — чувствующее существо. Чувства и ощущения лежат в основе познания мира. В то же время чувства представляют собой и критерий морали. Поэтому высшее благо человека, то, к чему он должен стремиться — это наслаждение (гедоне). Подобные взгляды называются гедонизмом. Наслаждение заключается, с одной стороны, в удовлетворении естественных потребностей, с другой — в достижении душевного спокойствия (атараксии).

Потребности, которые нужно удовлетворить, связаны у Эпикура не только с телом, но и с разумом. Высшее наслаждение, по его мнению, состоит в умственной деятельности, в занятиях философией. При этом одно из главных препятствий на пути к наслаждению — это, как уже отмечалось, страх смерти и незнание законов природы. Эпикур был материалистом и не верил в бога.

Принцип наслаждения у Эпикура распространяется и на общество. Люди, живя вместе, должны договариваться, чтобы не вредить друг другу. Философы должны избегать социальной жизни. Жизненным идеалом Эпикура являлась частная замкнутая жизнь, в стороне от общественных проблем, проведение времени за приятной беседой в кругу друзей.

Стоики. Виднейшими представителями стоицизма были греки Зенон, Хрисипп, а также римляне — император Марк Аврелий и писатель Л.А.Сенека (I в. до н.э. — I в. н.э.). В воззрениях стоиков душа, которая называется пневмой, представляет собой соединение огня и воздуха, то есть собой нечто телесное, материальное. Ее центральной частью однако является разум. В то же время душа — центр и носитель познания. Разум связывает человека со всем миром и является частью мирового разума (Логоса). В процессе познания стоики одинаково высоко ценили как чувства, так и разум.

Стоики являлись фаталистами, поскольку считали, что все в мире предопределено и ничего изменить нельзя. Принципы их философии диаметральным образом отличаются от эпикурейства. Главное этическое требование стоиков состоит в том, чтобы жить в соответствии с естественным порядком вещей (судьбой). Вершиной всех человеческих усилий должно быть достижение добродетели, которая заключается в том, чтобы жить в согласии с разумом, а не с чувствами. Стоики признают четыре основные античные добродетели (разумность, умеренность, справедливость и смелость), но в то же время и их противоположности — глупость, распущенность, несправедливость, трусость. Все остальные вещи для стоиков безразличны. Таким образом, у них нет середины, они видят только крайности.

Поскольку все в мире управляется безжалостной рукой судьбы, человек не в силах повлиять на вещи и события, однако он может над ними возвыситься. Стоики проповедуют смирение с судьбой. Человек должен подчиниться космическому порядку и не желать того, что не находится в его власти. Идеалом нравственных устремлений стоиков являются покой и терпение. Стоический мудрец представляется воплощением мудрости. Он сдержан и терпелив, а его счастье заключается в том, что он не желает никакого счастья. Если человек ничего не может изменить, он должен внутренне справиться. По мнению Л.А.Сенеки, смысл жизни состоит в достижении абсолютного спокойствия, которое достигается в уединении, в отказе от участия в общественных делах.

Неоплатонизм. Данное философское направление, возникшее в период кризиса античной цивилизации, знаменовало собой начало перехода к новой, христианской философии. Идеи христианской религии уже отражаются в неоплатонизме достаточно отчетливо — это и признание божественного принципа в качестве первопричины и основы всего сущего, и противопоставления двух начал — света и тьмы, то есть божественного и материального, и, соответственного, добра и зла. Наиболее ярким представителем этого направления был Плотин, греческий философ, живший в III в. Учение о душе в его взглядах занимает достаточно большое место.

Душа у Плотина является определенным переходом от божественного к материальному. Но в то же время она представляет собой нечто чуждое материальному, телесному, нечто внешнее по отношению к телу, занимающее промежуточное положение между светом и тьмой. Этим его представления в корне отличаются от всех прочих античных воззрений. Душа у Плотина не связана с телом органически, она является частью общемировой души. Тело — этот привязь для души, которую необходимо преодолеть. Акцент делается на духовном аспекте бытия, что ведет к полному подавлению всего телесно-материального, которое в его представлениях является средоточием зла.

Целью развития души является освобождение от всего телесного и соединение с божественным принципом. Но оно достигается не через разум. Единственным способом приближения к божественному Плотин считает экстаз, который достигается душевным сосредоточением, отторжением мысли и подавлением всего телесного. Поэтому данное учение по своей сути является мистическим.

Таким образом, разум, бывший главной ценностью античного мира, в воззрениях античных философов о душе также являлся ключевым моментом. Другой особенностью данных учений является их тесная связь с этикой. Неоплатонизм явился завершением античной философии, впервые в ее истории отрицая возможности разума.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *