в соответствии с мсфо отчет о прибылях и убытках может иметь какую форму
Отчет о прибылях и убытках
Определение и назначение
Отчет о прибылях и убытках (Income Statement) — финансовый отчет, отражающий результаты операционной деятельности компании за период, как правило, за квартал или год. Особенности отчета о прибылях:
Отчет о прибылях и убытках имеет ряд других названий: отчет о финансовых результатах, баланс доходов и расходов (БДР), форма №2. Английское название отчета также бывает разным, часто используется название Profit and loss Account (P&L).
Отчет о прибылях и убытках по РСБУ
В России требования к структуре и правилам составления отчета о прибылях и убытках в разное время определялись в Положении по бухгалтерскому учету, а с 2010 года — в соответствующем приказе Министерства финансов. Как правило, компании, публикующие отчетность по российским и международным стандартам, ссылаются на российскую версию как на «отчетность по РСБУ», то есть по российским стандартам бухгалтерского учета.
Этот стандарт задает следующую структуру отчета:
В эту базовую структуру отчета о прибылях и убытках компании могут добавлять детализацию, отражающую их деятельность по направлениям бизнеса или выделяющую наиболее важные статьи затрат.
Отчет о прибылях и убытках по МСФО
Структура отчета о прибылях и убытках установлена Международным стандартом финансовой отчетности (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности». В практике российских компаний отчетность по МСФО чаще всего встречается в тех случаях, когда компания состоит из нескольких юридических лиц, и для нее надо подготовить консолидированную отчетность.
Структура отчета «по назначению расходов» или «метод себестоимости» очень похожа на структуру отчетности РСБУ. В случае, если компания использует такой подход, МСФО требует отдельно раскрывать данные об амортизации и расходах на персонал.
Структура отчета «по характеру расходов» подразумевает, что статьи затрат группируются в соответствии с их назначением в рамках предприятия. Например, так:
Выбор подхода МСФО оставляет за компанией, в зависимости от того, какой вариант обеспечивает надежную и более уместную информацию.
Некоторые важные показатели
В первую очередь, в любом отчете о прибылях и убытках обращают внимание на выручку, с которой начинается отчет, и чистую прибыль, отражающую итоговый финансовый результат за период. Но есть еще несколько важных показателей, на которые следует обратить внимание в отчете:
Амортизация —главная «неденежная» статья затрат, в которой учтены ранее оплаченные инвестиции. Она, с одной стороны, может создавать большую разницу между прибылью компании и наличием у нее свободных денег, а с другой стороны, может указывать на будущие потребности в новых инвестициях для восполнения изношенного оборудования. Амортизация требует внимательного изучения, для этого может потребоваться анализ отчетности за несколько периодов, а также сбор нефинансовой информации об используемых компанией активах.
EBITDA — прибыль до вычета процентов, налога и амортизации. Это важный показатель операционной эффективности, используемый во многих методиках анализа и оценки бизнеса.
Пример отчета о прибылях и убытках
Вот, например, как выглядит отчет о прибылях и убытках компании Лукойл по стандарту МСФО за 2020 год. Здесь можно увидеть, что компания строит свой отчет с детализацией, отражающей назначение отдельных видов расходов, а также дополняет его некоторыми данными, существенными для понимания ее бизнеса, такими как разделение доходов на Россию и зарубежные рынки.
Такие статьи мы публикуем регулярно. Чтобы получать информацию о новых материалах, а также быть в курсе учебных программ, вы можете подписаться на новостную рассылку.
Если вам необходимо отработать определенные навыки в области инвестиционного или финансового анализа и планирования, посмотрите программы наших семинаров.
Формы отчетности по МСФО
В предыдущей статье мы разобрались с составом финансовой отчетности по МСФО, предъявляемыми требованиями, отличиями от национальных стандартов и особенностями представления. Этот материал посвящен более подробному рассмотрению состава полного комплекта финансовой отчетности, в который входят:
Согласно пунктам 44-48 МСФО (IAS) 1, независимо от содержания финансовой отчетности, раскрытия статей или примечаний, в ней обязательно должны содержаться определения формы финансовой отчетности и каждого ее компонента. Также в ней должна быть информация о:
Главной составляющей финансовой отчетности выступает баланс. Элементы отчета о финансовом положении (баланс) включают активы, обязательства, капитал.
По МСФО баланс может быть составлен двумя способами:
Отчет о финансовом положении
В Отчет о финансовом положении должны входить статьи, которые представляют следующие суммы (п. 54 МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности»):
Отчет о прибылях и убытках
Следующая форма финансовой отчетности МСФО — отчет о прибылях и убытках. Этот отчет отражает доход компании и затраты, которые она произвела для его получения за отчетный период.
Он является первой из двух частей Отчета о совокупном доходе.
В статьи отчета о прибылях и убытках входят:
МСФО предусматривают две формы представления расходов: по характеру затрат или по функциям затрат (метод себестоимости продаж).
Отчет о совокупном доходе МСФО
Этот отчет только частично входит в состав комплекта финансовой отчетности по МСФО. Отчет о совокупном доходе — это документ, в котором отражают размер прибылей и убытков, а также изменений прочего совокупного дохода за определенный отчетный период. Его составление представление также регулирует МСФО 1.
Отчет состоит из двух разделов:
Классификацию расходов в отчете о совокупном доходе выполняют по их характеру и по их функции. В любом варианте прибыль и совокупный доход выделяется отдельно, принадлежащий материнскому предприятию и отдельно неконтролирующим акционерам. МСФО (IAS) 1 содержит минимальный список статей доходов и расходов, которые подлежат отражению в отчете о совокупном доходе. Предприятие обязано расшифровывать эти статьи, если это необходимо для понимания финансовых результатов. МСФО позволяют предоставлять вышеуказанную информацию в одной форме, а также двумя документами: “Отчет о прибылях и убытках” и документ с данными о нераспределенной прибыли/убытках, а также со строками прочих совокупных доходов.
Пример Отчета о совокупном доходе
ПАО «LYE» Отчет о совокупном доходе за год, завершившийся 31 декабря 2016 года | ||
(в руб) | ||
2011 | 2010 | |
Выручка от реализации | 89 795 229 | 79 306 979 |
Себестоимость реализации | (42 115 606) | (34 161 877) |
Валовая прибыль (убыток) | 47 679 623 | 45 145 102 |
Прочий доход | 163 622 | 75 551 |
Расходы на сбыт | (23 752 001) | (18 551 647) |
Административные расходы | (2 439 445) | (2 429 000) |
Прочие расходы | (10 709) | (551 231) |
Прибыль (убыток) от операционной деятельности | 21 641 090 | 23 688 775 |
Финансовые доходы | 1 319 017 | 1 269 192 |
Финансовые расходы | (788 173) | (712 991) |
Чистая финансовая прибыль (убыток) | 530 844 | 556 201 |
Доля прибыли (убытка) от инвестиций, учитываемых по методу участия в капитале | 29 193 | (57 629) |
Прибыль (убыток) до уплаты налога | 22 201 127 | 24 187 347 |
Налог на прибыль | (4 487 947) | (5 016 165) |
Чистая прибыль (убыток) | 17 713 180 | 19 171 182 |
Прочий совокупный доход | ||
Курсовые разницы, связанные с перерасчетом иностранных операций в валюту отчетности | 268 023 | 62 340 |
Итого совокупный доход за год | 17 981 203 | 19 233 522 |
Отчет об изменениях в собственном капитале
В отчете о движении капитала отражается размер каждого компонента собственного капитала на отчетные даты, а также изменение этих компонентов.
Структура отчета об изменениях капитала состоит из:
Предприятие должно также представить сумму дивидендов, признанную в качестве выплат в пользу собственников в течение периода, и соответствующую сумму дивидендов в расчете на акцию.
Отчет о движении денежных средств
В документе отражается поступление и выбытие денежных средств, а также их эквивалентов за отчетный период. Составление и представление этого отчета регулируется МСФО (IAS) 7. Отчет обязателен для представления всеми предприятиями.
Денежными средствами являются деньги и банковские вклады до востребования. Краткосрочные высоколиквидные инвестиции относятся к денежным эквивалентам.
В отчете денежные потоки классифицируются по трем видам деятельности:
Движение денежных средств от операционной деятельности может быть представлена прямым методом и косвенно. В первом варианте раскрываются основные виды денежных поступлений и денежных платежей. Во втором прибыль корректируется на операции неденежного характера. Отчет, составленный таким методом, не раскрывает информацию о видах денежных поступлений и денежных платежей.
В пояснениях к отчету о движении денежных средств раскрываются:
Примечания
Примечания к финансовой отчетности являются ее неотъемлемой частью. В них содержится информация, которая дополняет информацию о суммах, раскрытую в отдельных формах отчетности. Также они включают описание учетной политики, существенных оценочных значений и суждений, раскрытие информации о капитале и финансовых инструментах, предусматривающих обязательство выкупа, классифицированных в качестве капитала.
Кстати, недавно прошел тренинг по теории и практике построения отчета о движении денежных средств по МСФО.
Предлагаем ознакомится с фрагментом этого тренинга
Пройдите комплексный курс «ДипИФР. Гарантия», чтобы изучить теорию и практику работы с МСФО и превратиться в востребованного специалиста. Зарегистрируйтесь и пройдите 1-й модуль курса бесплатно!
Составляем отчет о прибылях и убытках в формате МСФО
Что должен включать в себя отчет о прибылях и убытках и как его составить
Итоги хозяйственной деятельности компании в течение отчетного периода самым полным образом показываются в отчете о прибылях и убытках. В отличие от стандартов финансовой отчетности, используемых в России, при составлении отчета о прибылях и убытках по МСФО предполагается включение в него более подробных сведений.
В частности, стандарты требуют, чтобы в отчете были отражены следующие данные:
Кроме того, при необходимости для наиболее полной расшифровки итогов хозяйственной деятельности в отчете о прибылях и убытках компаниям допускается отражать и иную информацию.
Бухгалтерскому подразделению организации важно иметь четкий алгоритм составления отчета. В общем виде его можно представить следующим образом:
Какие элементы выручки в силу требований МСФО нужно отразить в отчете
На многообразие доходов и расходов фирмы оказывают значительное влияние такие факторы, как направление деятельности, характер совершаемых операций и др.
Опираясь на указанные факторы, провести универсальную градацию по конкретным группам доходов и расходов объективно невозможно.
Вместе с тем нормы МСФО содержат определенные критерии, которыми должны руководствоваться фирмы при объединении определенных доходов и расходов предприятия по группам.
В частности, по нормам МСФО в отчете о прибылях и убытках компания, как правило, показывает следующие группы доходов:
Обратите внимание! Конкретный состав доходов МСФО разрешает определять составителю (бухгалтеру), основываясь на его собственном профессиональном суждении.
Оно нужно, в частности, для определения степени существенности информации, т. е. того, насколько ее отсутствие может создать у пользователя отчетности неверное представление о ситуации в компании.
Так что если бухгалтер считает, что некоторые группы доходов существенны, их следует выделить в отчете, даже если на то нет прямого указания в МСФО.
Какие расходы должны быть отражены в отчете о прибылях и убытках
При отражении расходов фирмы в отчете обязательно должны быть указаны такие составляющие, как:
Форма для составления отчета о прибылях и убытках
Прежде всего, компаниям следует понимать, что унифицированной формы отчета о прибылях и убытках по МСФО не существует. Соответственно, компания вольна сама выбирать способ формирования отчета.
Однако варианты, из которых может выбрать фирма, стандарты предусматривают. В частности, речь идет о группировке расходов, которая может быть осуществлена 2 способами:
Как отчет о прибылях и убытках связан с отчетом о финансовом положении фирмы
В итоговой финансовой отчетности любой фирмы для проведения анализа результатов работы пользователи рассматривают прибыль предприятия. Оценивается прибыль с помощью таких ключевых составляющих, как доходы и расходы. Эти составляющие расшифровываются в отчете о прибылях и убытках.
Полученное итоговое значение прибыли/убытка показывает объективную величину доходов от бизнеса, уменьшенных на произведенные расходы.
Важно! Итоговая величина прибыли/убытка связывает отчет о прибылях и убытках и отчет о финансовом положении в компании.
Кроме того, второй показатель, связывающий данные 2 отчета, — величина налога на прибыль. Сумма к уплате на момент составления документа приводится в отчете о прибылях и убытках, а с помощью отчета о финансовом положении можно проследить взаиморасчеты с бюджетом.
Итоги
Правильное составление отчета о прибылях и убытках по МСФО не сопряжено со значительными трудностями для бухгалтера. Важно корректно соблюдать приведенный в статье алгоритм, а также не забывать, что данный отчет важен для формирования общей картины бизнеса, которая в отчете о финансовом положении будет интересовать как владельцев, так и потенциальных инвесторов.
Порядок оформления отчета о прибылях и убытках по МСФО
Отчет о прибылях и убытках по МСФО в РФ в последние годы составляют нередко. Рассмотрим, в чем основные особенности оформления отчета о прибылях и убытках по МСФО в сравнении с аналогичным отчетом по РСБУ.
Кому в РФ нужна отчетность по МСФО?
Вопрос составления отчетности по МСФО актуален для юрлиц:
Учет и отчетность по МСФО базируются на особых принципах, отличных от аналогичных порядков, существующих для РСБУ. Между ними есть ряд сходств, и этот разрыв постепенно сокращается за счет изменения законодательства РФ. Однако составление отчета по МСФО на необработанных данных РСБУ невозможно в силу разных подходов как к формированию исходных данных, так и к включению их в отчетность.
Для применения отчетности в целях МСФО исходные данные должны быть либо изначально сформированы по принципам МСФО (т.е. нужен параллельный учет), либо получены путем переработки данных РСБУ (трансформированы).
О том, какой план счетов можно использовать при организации учета по МСФО, читайте в статье «План счетов при МСФО (нюансы)».
Назначение и форма отчета по МСФО
При очевидном смысловом сходстве отчетов о прибылях и убытках по МСФО и РСБУ отчет по МСФО выделяется следующим:
Так же, как и по РСБУ, отчет по МСФО составляют, отражая в нем данные как минимум за два периода (года), что делает его источником информации для проведения анализа как отчетного периода отдельно, так и в сравнении его с предшествующим годом.
Об основных финансовых показателях, рассчитываемых при анализе отчетности, читайте в материале «Как провести анализ рентабельности?».
Однако, в отличие от РСБУ, отчет по МСФО не имеет четко установленной формы. Она диктуется обязанностью раскрыть все составные части процесса формирования итоговой прибыли и в зависимости от подхода к способу представления затрат может иметь два основных формата, при которых затраты отражают по их:
Характер данных, используемых при МСФО
Существенно более глубокие отличия отчетов по РСБУ и МСФО кроются в различиях принципов формирования исходных данных, попадающих в них. Различия могут присутствовать как в признании доходов, так и в формировании величины и условий признания расходов. Например, в МСФО:
Итоги
Таким образом, несмотря на одинаковое название и внешнее сходство форм отчетов о прибылях и убытках по МСФО и РСБУ, они существенно различаются, а потому подходить к их оформлению нужно с разных позиций.
Как читать финансовую отчётность компаний
Как только заканчивается очередной квартал, в новостных лентах начинают появляться сообщения о грядущих отчётностях компаний и о том, что думают по этому поводу аналитики. Реакция на публикацию отчётности среди трейдеров может быть достаточно бурной. Именно с помощью отчётностей инвесторы могут провести анализ и понять, развивается ли компания в финансовом плане или проходит фазу стагнации.
Компании публикуют свою отчётность ежеквартально и в обязательном порядке, причём эта отчетность является общедоступной информацией. Компании, акции которых торгуются на бирже (публичные акционерные общества), в обязательном порядке публикуют отчётность по нормам МСФО (международные стандарты финансовой отчетности), которая и будет служить для дальнейшего сравнения компаний между собой. Но для начала необходимо понимать, каким именно образом читать данную отчётность. Исходя из того, что отчётности публикуют ежеквартально, их условно называют отчётностью за первый квартал, за полугодие, за девять месяцев и за год. Самой важной является годовая отчётность, но не стоит забывать, что результаты года складываются из ежеквартальных результатов.
Как же читать финансовую отчётность компаний? Её общий объём составит в среднем 90 страниц и может показаться, что её изучение займёт продолжительное время, но это не совсем верно. Дело в том, что ключевая информация сосредоточена на 5-6 страницах, на которых представлены обязательные отчёты — это балансовый отчёт (бухгалтерский баланс), отчёт о прибылях/убытках и отчёт о движении денежных средств, также обязательным по нормам МСФО является отчёт о движении акционерного капитала, при наличии этого движения, но перераспределение долей акций случается относительно редко. Каждый из представленных отчётов публикуется по определённой форме, хотя публикуется различными компаниями с большей или меньшей детализацией, что ни в коем случае не умоляет значимость отражаемой в них информации. Бухгалтерский баланс даёт ответ на вопрос, чем обладает компания и за счёт каких средств это «что-то» было приобретено. Отчёт о прибылях/убытках даёт понимание того, сколько компания зарабатывает, а отчёт о движении денежных средств позволяет понять, по каким именно направлениям в компании распределяются денежные средства. Причём в каждом из отчётов проводится сравнение текущего периода с предыдущим, чтобы можно было понять краткосрочную динамику развития компании. Рассмотрим в нашей статье данные отчёты подробнее.
Как мы уже отметили, основной целью балансового отчёта является ответ на вопрос, чем обладает компания и за счёт чего эти активы были сформированы. Структура данного отчёта предполагает разбивку на две большие графы: активы и пассивы. Собственно, активы это и есть то, чем обладает компания, а пассивы — это то, за счёт чего эти активы были сформированы. Причём значение стоимости активов в обязательном порядке равняется пассивам — это обязательное правило. Сперва разберём графу активов. Активы компании делятся на оборотные и внеоборотные активы. К внеоборотным активам относят те активы, срок полезного использования которых превышает 12 месяцев. Внеоборотные активы разделяются на нематериальные (результаты исследований и разработок, патенты, лицензии и прочее) и материальные активы (часто основным пунктом материальных внеоборотных активов является основные средства). К оборотным относятся те активы, срок полезного использования которых менее 12 месяцев. И в этой графе представлены наиболее ликвидные активы, использование которых может быть реализовано максимально быстро (к оборотным активам относят остаток денежных средств на счетах компании, остаток ТМЦ на складах, дебиторскую задолженность и прочие).
Раздел «Пассивы» разделён на две основные графы: «Капитал и резервы», «Обязательства». Графа «Капитал и резервы» состоит из двух основных пунктов — «Уставный капитал» (те денежные средства, на которые и была образована компания) и нераспределенная прибыль (та прибыль, которую компания заработала за период своей деятельности, и которая не покинула пределы компании). Раздел «Обязательства» представлен двумя графами — «Долгосрочные обязательства» и «Краткосрочные обязательства». К долгосрочным обязательствам относят те, которые должны быть погашены в срок свыше ближайших 12 месяцев, а к краткосрочным те, которые должны быть погашены в ближайшие 12 месяцев.
В качестве примера можно взять балансовый отчёт компании «Лукойл», в котором отражено, что стоимость активов компании составляет 5 014 673 млн руб. Причём оборотные активы составили 1 255 641 млн руб., а внеоборотные 3 759 032 млн руб. Что касается пассивов, то капитал и резервы компании составили 3 227 664 млн руб., а суммарно долгосрочные обязательства (956 323 млн руб.) и краткосрочные обязательства (830 686 млн руб.) составили 1 787 009 млн руб.
Отчёт о прибылях/убытках показывает, сколько денег компания заработала за рассматриваемый период времени. Продавая свои товары и услуги, компания получает выручку, которая часто и является первым пунктом данного отчёта. Но у реализуемых товаров и услуг есть себестоимость, которая также отражается в данном отчёте. Разность между выручкой и себестоимостью продаж образует валовую прибыль, также отражаемую в отчёте. Собственно, данный отчёт во многом и показывает, как из выручки образовывается чистая прибыль.
В свою очередь, валовая прибыль за минусом коммерческих и управленческих расходов будет называться прибылью от продаж. Помимо непосредственных продаж товаров и услуг, компания может получать прибыль от участия в других организациях, от финансовых вложений и из прочих источников, равно так же, как подобные графы могут быть и затратными частями. В результате сальдирования прибыли от продаж с данными пунктами получается прибыль до налогообложения. А с помощью вычитания из прибыли до налогообложения уплаченных компанией налогов получается значение чистой прибыли, которая и является самым значимым показателем в отчётности компании. Как правило, в данном отчёте смотрят два основных показателя — выручку и чистую прибыль. Выручка является своего рода мерой экспансии компанией в своей отрасли, а прибыль — её основным финансовым результатом.
В качестве примера возьмём отчёт о прибылях/убытках компании «Лукойл». Так, за искомый период компания получила выручку в размере 5 227 045 млн руб. Прибыль валовая (операционная) прибыль составила 419 143 млн руб. Прибыль до налогообложения — 272 515 млн руб., чистая прибыль — 207 642 млн руб.
Отчёт о движении денежных средств показывает, каким именно образом распределялись полученные компанией денежные средства. Данный отчёт состоит из трёх основных разделов — движения средств от операционной деятельности, от инвестиционной и от финансовой деятельности компании. Собственно движение средств от операционной деятельности показывает динамику средств от основной деятельности компании. В данном разделе наибольший интерес представляет то, принесла ли деньги основная деятельность компании. Что касается инвестиционной деятельности, то она подразумевает более долгосрочные вложения, инвестиционная деятельность часто является затратной частью компании. Именно в этой графе часто указывается инвестиционная программа компании. Что касается финансовой деятельности, то именно в этом разделе прописывают в пункте уплаченные дивиденды — ту сумму, которую компания суммарно выплатила своим акционерам.
В качестве примера можно взять отчёт о движении денежных средств компании «Лукойл», из которого мы можем наблюдать, что операционная деятельность принесла компании 752 247 млн руб. Что касается инвестиционной деятельности, то затраты на нее составили 500 343 млн руб., из которых капитальные вложения составили 497 130 млн руб. Что касается финансовой деятельности, то затраты на нее составили 193 134 млн руб., из которых на выплату дивидендов было направлено 127 345 млн руб.
Часто для более правильного понимания динамики развития компании и её рисков трейдеры и аналитики рассматривают не единичный отчёт компании, а её отчеты за период не менее 5 лет, что даёт более глубинное понимание процессов внутри компании. Причём грамотным решением будет не просто рассмотрение компании за указанный срок, а сравнение динамики её развития с коллегами по отрасли.
Не терпится внедрить наши советы в работу? Откройте счёт в компании «Открытие Брокер» – здесь можно торговать как самостоятельно, так и под руководством профессионалов. А если в процессе появятся вопросы – задайте их через форму обратной связи. Постараемся ответить как можно подробнее!