в специальных олимпиадах могут принимать участие лица с какими нарушениями
Что такое Специальная Олимпиада?
Что такое «инклюзия»?
«Inclusive» переводится как «включение». Термин применяют в отношении человека любого пола, возраста, национальности и вероисповедания с особыми потребностями, то есть с особенностями физического или умственного развития.
Инклюзия буквально «включает» людей в общественную жизнь: создает комфортные и полноправные условия. К инклюзивному обществу стремится любое развитое государство, потому что в таком обществе учтены потребности людей с особенностями развития.
Инклюзия может проявляется в разных сферах деятельности: инклюзивные образование, театр, туризм. Специальная Олимпиада и Паралимпийские игры — это часть инклюзивных видов спорта.
Инклюзия в спорте
Чтобы понять, что такое Специальная Олимпиада и чем она отличается от Паралимпийских Игр, поговорим сначала о том, что же такое инклюзивный спорт. Инклюзивный спорт «включает» человека с инвалидностью в совместное спортивное движение, чтобы он мог:
Чем Специальная Олимпиада отличается от Паралимпийских игр?
Участники соревнований
Специальная Олимпиада
Спортсмены с нарушениями интеллекта от 8 лет без максимальных ограничений по возрасту.
Отбор
Специальная Олимпиада
Может участвовать любой человек, соответствующий критериям и подавший заявку в ближайшем отделении. После этого спортсмена определяют в дивизион, который соответствует его физическому развитию.
Паралимпийские игры
Паралимпийцы попадают в команду после предварительных соревнований и демонстрации своей квалификации.
Результат
Специальная Олимпиада
В Специальной Олимпиаде нет победителей и проигравших, награды даются за усердие и волю к победе, а не за рекорды. 1−3 места получают медали, а 4−8 — награждаются лентами.
Дисциплины
Специальная Олимпиада
Официальные виды спорта в Специальной Олимпиаде делятся на три категории.
Летние: водный спорт (плавание), гольф, легкая атлетика, гандбол, баскетбол, дзюдо, бадминтон, спортивная гимнастика, художественная гимнастика, бочче, пауэрлифтинг, боулинг, катание на роликовых коньках, велосипедный спорт, парусный спорт, конный спорт, софтбол, футбол, настольный теннис, теннис, волейбол.
Зимние: горнолыжный спорт, шорт-трек, лыжные гонки, сноубординг, фигурное катание, гонки на снегоступах, хоккей на полу (флорбол).
Признанные виды спорта: крикет, каякинг, флорбол.
Паралимпийские игры
Паралимпийские виды спорта делятся на две категории.
Летние: академическая гребля, баскетбол на колясках, бочче, велосипедный спорт, выездка, голбол, гребля на байдарках, дзюдо, лёгкая атлетика, настольный теннис, паратриатлон, парусный спорт, плавание, пулевая стрельба, регби на колясках, сидячий волейбол, стрельба из лука, теннис на колясках, пауэрлифтинг, фехтование на колясках, футбол 5×5, футбол 7×7.
Зимние: горные лыжи, кёрлинг на колясках, лыжные гонки, биатлон, следж-хоккей, пара-сноуборд.
Инклюзивный спорт для всех. Специальная олимпиада в России
Каждый человек с рождения имеет право на активную, яркую и в полной мере социальную жизнь. Одним включение в общество даётся с лёгкостью, другие же хватаются за каждую возможность, чтобы не быть от него изолированными.
Спорт — отличный шанс раздвинуть границы возможного и жить полной жизнью. Именно он способен объединить людей, несмотря на их различия. Ведь самая важная черта спорта — инклюзия: в нём есть место абсолютно для всех. В рамках совместного проекта «Чемпионата» и Coca-Cola в России мы поговорим о развитии инклюзивного спорта, Специальной олимпиаде и расскажем, что каждый из вас может сделать уже сегодня для того, чтобы помочь инклюзивным спортсменам.
Инклюзия: что это и для кого?
Суть инклюзивного общества в том, что оно включает в себя любых людей, ценит и уважает каждого, независимо от социального статуса, взглядов и состояния здоровья. Инклюзия — для всех. Она даёт возможность людям с особенностями физического или интеллектуального развития вести активную жизнь, путешествовать, заниматься спортом наравне и вместе с остальными.
Зачем нужен инклюзивный спорт?
В теории любой человек может заниматься спортом и посещать спортивные секции. На практике ситуация выглядит чуть более печально: людей с физическими или ментальными особенностями зачастую не хотят брать в спортивные школы. Причин много: слишком большая ответственность, проблемы с адаптацией в группе с другими спортсменами — всё это формальности, из-за которых спорт почему-то становится привилегией. Хотя радостные эмоции от командной игры, движение и заряд энергии нужны каждому.
Первой, кто решил изменить положение людей с физическими или ментальными особенностями, стала активистка Юнис Кеннеди Шрайвер — родная сестра президента США Джона Кеннеди. Юнис на личном опыте знала, что такое общение с людьми с особенностями развития. Её старшая сестра Розмари в 23 года перенесла лоботомию по настоянию отца: он надеялся, что это успокоит резкие перепады настроения и буйность дочери. Но после операции ментальные возможности девушки снизились до уровня двухлетнего ребёнка. Она не могла нормально ходить, контролировать себя и разговаривать.
В 1963 году Юнис и её муж Сарджент переделали свой дом в Мэриленде под спортивный лагерь для лиц с задержкой умственного развития. Пара пристально наблюдала за участниками лагеря и изучала их способности. Оказалось, их внутренний потенциал настолько велик, что при поддержке и обучении люди с интеллектуальными нарушениями могут показывать очень высокие результаты в различных областях и особенно в спорте.
Спорт позволяет людям с особенностями реализоваться и формирует характер. Например, в Нижнем Новгороде благодаря инновационному центру «Сияние» был запущен проект «Футбол для детей с синдромом Дауна», в рамках которого сейчас занимаются 16 детей вместе с тренером-педагогом. Одному из игроков, Семёну Комарову, семь лет. У мальчика снижен мышечный тонус — это одно из проявлений диагноза. По словам матери, благодаря занятиям её сын преобразился и теперь играет в футбол наравне с обычными детьми.
Один из важных факторов для развития инклюзивного спорта – наличие соответствующей инфраструктуры. Чтобы у людей с физическими и ментальными особенностями было место, где они могли бы свободно общаться, играть и заниматься спортом вместе со сверстниками, Coca-Cola в России совместно с фондом «Обнажённые сердца» строит 11 инклюзивных игровых парков с футбольными полями. Посетить площадки может каждый, это бесплатно. В этих парках нет бордюров и переходов, по которым невозможно проехать на инвалидной коляске, все тренажёры и игровые элементы оснащены пандусами, а на остальные можно забраться самостоятельно с помощью рук.
Занятия спортом становятся доступнее
Спортсмены с физическими и ментальными особенностями: кто они?
Несмотря на то что таким людям гораздо сложнее реализоваться в жизни, некоторые из них добиваются в спорте немалых высот и своим примером вдохновляют других.
Российский пловец Дмитрий Кокарев доказывает, что всё в жизни возможно, если упорно добиваться цели. Вопреки неутешительному диагнозу «детский церебральный паралич», мальчик ещё в детстве увлёкся плаванием, а в 14 лет попал в паралимпийскую сборную России. Сейчас Дмитрий бьёт один рекорд за другим, является трёхкратным чемпионом Паралимпиады и 13-кратным чемпионом мира!
Кристина Водопьянова впервые пришла на курс иппотерапии 12 лет назад, когда ей было четыре года и она совсем не разговаривала. Сейчас девушка уверенно говорит и вот уже семь лет профессионально занимается конным спортом. В этом году Кристина вернулась из Абу-Даби со Всемирных летних игр Специальной олимпиады с тремя золотыми медалями в личной коллекции и совсем не собирается останавливаться на достигнутом.
Что такое Специальная олимпиада и кто может в ней участвовать?
Специальная олимпиада — это международная благотворительная организация, которая проводит спортивные соревнования для людей с проблемами интеллекта. Её цель — помочь таким людям принимать полноценное и продуктивное участие в жизни общества через спорт. Coca-Cola — партнер-основатель Специальной олимпиады с 1968 года. За это время участниками специального олимпийского движения стали более 3 млн человек из 180 стран мира.
В рамках программ Специальной олимпиады спортсмены могут заниматься как летними, так и зимними видами спорта: начиная от сноубординга и фигурного катания и заканчивая парусным спортом и дзюдо. Примечательно, что на Специальных олимпийских играх участников не разделяют по национальной принадлежности, поэтому командных зачётов между разными странами не существует.
Участвовать в Специальной олимпиаде может каждый
Инклюзивные соревнования: что такое юнифайд-матчи?
Неотъемлемой частью работы Специальной олимпиады является организация инклюзивных соревнований. Они разжигают интерес спортсменов и мотивируют их к достижению лучших результатов. Яркий пример инклюзивных состязаний — юнифайд-матчи. Их уникальность в том, что в одной команде играют люди с особенностями развития и без.
За последние годы в нашей стране прошло более 10 юнифайд-матчей по футболу. Кроме спортсменов, в них участвовали звёзды кино и шоу-бизнеса, представители бизнеса и власти — все, кто хочет привлечь внимание общества к проблеме включения людей с особенностями развития в обычную жизнь.
Помочь людям с особенностями развития: что уже делает Coca-Cola в России?
Подробнее с тем, какой вклад Coca-Cola в России внесла в развитие инклюзивного общества и в решение других социальных и экологических проблем, можно ознакомиться в интерактивном отчёте. Выбирайте интересующую вас тему и узнавайте о ней больше.
Чем можно помочь людям с особенностями развития?
Глобальный тренд в работе компании сегодня — осознанность. Coca-Cola в России реализует не только социальные инициативы в поддержку инклюзивного спорта, но и заботится об экологии, реализуя многочисленные проекты и акции. Проверьте, смогли бы вы управлять такой большой компанией с пользой не только для бизнеса, но и для окружающих.
Как детям с особыми потребностями здоровья участвовать в олимпиадах
Три года назад участие детей с особыми потребностями здоровья в олимпиадах было чем-то из ряда вон выходящим. Сегодня только в Москве муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников написали около сотни детей с инвалидностью. Отдел инклюзивных проектов Центра педагогического мастерства, который помогает им участвовать в олимпиадах, объясняет, как попасть на соревнования. Отборочные этапы по многим предметам уже идут или начнутся в ближайшие дни.
Всем детям с особыми потребностями здоровья можно участвовать в олимпиадах?
Да. Каждый год в олимпиадах участвуют незрячие и слабовидящие школьники, а также ребята, которые находятся на длительном лечении в больницах.
В этом году на муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников приглашены более 130 детей с особыми потребностями здоровья. Также среди участников бывают школьники с расстройством аутистического спектра, с инвалидностью по слуху и двигательной инвалидностью.
Написать олимпиаду по многим предметам может любой ребёнок. Если ему требуется адаптация заданий или особые условия, то он или его родители могут заранее обратиться в отдел инклюзивных проектов Центра педагогического мастерства, где им постараются помочь.
А в каких именно олимпиадах они могут участвовать?
Некоторым детям (например, школьникам, использующим инвалидную коляску) адаптация теоретических заданий не нужна, соответственно, они могут участвовать в большинстве интеллектуальных соревнований. Если олимпиада очная, для них подберут удобную площадку с пандусами, лифтами, туалетами для инвалидов.
В случае необходимости организаторы олимпиады могут адаптировать задания для участников с особыми потребностями здоровья. Например, в прошлом учебном году в Москве восемь незрячих и шестеро слабовидящих ребят успешно прошли школьный и муниципальный этапы Всероссийской олимпиады школьников и выступали на региональном.
Также можно попробовать свои силы на «Турнире имени М. В. Ломоносова» или Московской олимпиаде школьников, где отборочные этапы проходят онлайн. Не так давно ребята с особыми потребностями здоровья начали участвовать в «Музеях. Парках. Усадьбах» — соревновании на знание самых интересных исторических мест города, два года назад для таких детей была организована и дистанционная форма.
Можно присмотреться и к онлайн-олимпиадам. Кроме того, некоторые вузы также стремятся сделать свои олимпиады доступными для школьников с особыми потребностями здоровья.
Есть ли какие-то ограничения по предметам?
Никаких общих ограничений нет, всё зависит от желания учеников и конкретных возможностей. Дети, которым нужны адаптированные задания, сейчас участвуют во Всероссийской олимпиаде школьников по 16 предметам, в их число входят не только теоретические, но и практические дисциплины: химия, география, биология. Бывает, ученики с особыми потребностями здоровья выбирают более редкие предметы: например, в этом году незрячая девятиклассница участвовала в олимпиаде по немецкому языку, причём на устном туре, где нужно разыгрывать ситуативную сценку, она успешно выступила в группе вместе с учениками языковой спецшколы.
Как незрячие и слабовидящие дети учатся гладить, сдают ЕГЭ и поступают в университет
Со временем список соревнований, адаптированных для детей с особыми потребностями здоровья, расширяется: в последние годы у незрячих школьников появилась возможность участвовать в олимпиадах по лингвистике, где, например, могут встретиться задания на корейском и тайском. Для таких участников их печатают шрифтом Брайля.
Что надо сделать, чтобы ребёнок с ограниченными возможностями принял участие в олимпиаде?
Первый этап Всероссийской олимпиады школьников проводится в школе. Если уже на этом уровне участнику нужна адаптация заданий, то нужно обратиться в свою школу и в отдел инклюзивных проектов Центра педагогического мастерства. Важно сделать это заранее — минимум за две недели до даты проведения соревнования. То же самое относится к ситуации, когда ребенок выбрал редкий предмет — например, китайский или испанский, по которому соревнование в его школе не проводится, — ему подскажут, где его можно написать.
Если ребёнок лежит в больнице, может ли он написать олимпиаду?
Если главный врач даёт согласие, то школа, к которой прикреплён ребёнок, может провести первый этап Всероссийской олимпиады школьников прямо в больнице. У детей должны быть необходимые для участия условия: отдельное помещение, где им никто не помешает, стол либо возможность писать в кровати. При этом организаторы тоже идут навстречу участникам и, например, могут сделать перерыв, если ребёнку необходимо пройти процедуру. Сейчас олимпиады пишут дети, которые находятся на лечении в Морозовской больнице, Центре детской гематологии, онкологии и иммунологии Димы Рогачёва и других лечебных учреждениях.
А если он на домашнем обучении?
Ребёнку или его родителям стоит обратиться в школу, в которой он проходит промежуточную аттестацию, и в отдел инклюзивных проектов. Там ему посоветуют пункт проведения, где можно написать олимпиаду.
Олимпиадные задания для детей с ограниченными возможностями отличаются от стандартных?
Чаще всего они отличаются только формой: например, задания для незрячих детей печатают шрифтом Брайля, для карт или схем также используется рельефная печать. Бывает, что в задании встречаются иллюстрации: в этом году на Всероссийской олимпиаде школьников по истории детям нужно было выбрать из предложенных картины, сюжеты которых относятся к Великой Отечественной войне. В этом случае для незрячих участников готовят тифлокомментарии.
Кроме того, при необходимости ребенку могут выделить личного ассистента: например, в прошлом году незрячий участник Даниил Гаранин дошёл до финала Всероссийской олимпиады школьников по химии, и на практическом туре он работал с ассистентом: говорил ему, что делать, в каком порядке.
Если же задания невозможно адаптировать — например, речь идёт о графических задачах в лингвистике, — то организаторы подбирают для незрячих участников другие, равноценные по тематике и сложности.
Слабовидящим школьникам тексты печатают крупным шрифтом, они могут пользоваться увеличителем или писать олимпиаду на компьютере.
Как они могут готовиться к олимпиадам?
Подготовка к первым этапам олимпиад — это просто хорошая учёба, интерес к предмету, чтение дополнительной литературы, решение задач прошлых лет. Тут, конечно, многое зависит от школьного учителя или руководителя кружка. Если ребёнок уже показал хороший результат, то ему стоит обратиться в Центр педагогического мастерства. В зависимости от обстоятельств он может ходить в группы вместе с остальными детьми либо заниматься индивидуально по интернету.
Занятия по скайпу особенно удобны для детей, которые находятся на длительном лечении в больницах, где нередко бывают карантины
Во многих школах есть кружки Ассоциации победителей олимпиад. Также в некоторых медицинских учреждениях, например в Морозовской больнице и в Центре детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Димы Рогачёва, регулярно проходят занятия и мастер-классы по разным предметам.
Второй год ребята с особыми потребностями здоровья, уже показавшие хорошие результаты, занимаются на выездных школах и сборах по подготовке кандидатов в сборную Москвы. При необходимости их сопровождают ассистенты, которые владеют тифлокомментированием, материалы лекций и семинаров распечатывают на брайлевском принтере или пересылают участникам в электронном виде.
В этом году на Летнюю экономическую школу впервые приехала незрячая школьница — Ольга Крылова, по итогам смены она оказалась в верхней трети рейтинга слушателей. Пятеро незрячих школьников прошли отбор на выездную школу по русскому языку и литературе, четверо незрячих и слабовидящих — на сборы по праву. Ещё один незрячий школьник из Москвы, Илья Днепровский, в этом году стал участником литературно-олимпиадной смены в образовательном центре «Сириус».
Есть ли среди участников с особыми потребностями здоровья призёры или победители?
В прошлом учебном году участники из школы для обучения и реабилитации слепых № 1 Илья Днепровский и Андрей Якубой стали призёрами Московской олимпиады школьников по филологии, а Егор Кудрявцев, который учится в этой же школе, победил в Московской олимпиаде школьников по истории. Среди призёров регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников — шесть незрячих или слабовидящих участников.
Незрячая десятиклассница Оля Крылова была отмечена за лучшее решение задачи на прошлогодней Традиционной олимпиаде по лингвистике. Призёрами «Турнира имени М. В. Ломоносова» прошлого учебного года стали 17 ребят, которые находятся на длительном лечении в больницах. А два года назад незрячий участник Даниил Гаранин победил в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по химии, сейчас он учится на химфаке МГУ.
Реферат: на тему: «специальная олимпиада»
Название: на тему: «специальная олимпиада» Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат Добавлен 17:53:02 19 сентября 2011 Похожие работы Просмотров: 3833 Комментариев: 12 Оценило: 1 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать |