в сторону какого города поворачиваются мусульмане во время молитвы
Ещё на заре Ислама мусульмане совершали утром и вечером по два ракаата намаза. Они молились, совершая поклоны в сторону Байт аль-Мукаддаса до того момента, когда Аллах повелел мусульманам совершать пять намазов каждый день. После утверждения пятикратного намаза все стали молиться в сторону Байт аль-Мукаддаса через Каабу, то есть она была в качестве киблы. Хотя киблой был Байт аль-Мукаддас, почёт к Каабе (Байтуллах) Пророк (мир ему и благословение) продолжал проявлять.
По прибытии Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) со сподвижниками в Медину после хиджры Всевышний оставил ту же киблу. Когда Пророк (мир ему и благословение), совершая намаз, смотрел в сторону Байт аль-Мукаддаса, Кааба оказывалась за его спиной. Это очень угнетало Пророка (мир ему и благословение). Любовь Мухаммада (мир ему и благословение) к Каабе не проходила, и он желал, чтобы Господь сделал киблой её. Всевышний, видя надежду Посланника (мир ему и благословение), ниспослал аят об изменении киблы. Когда Пророк (мир ему и благословение) совершал обеденный намаз, после второго ракаата архангел Джабраил (мир ему) сообщил ему об изменении киблы. Пророк (мир ему и благословение) тут же повернулся в сторону Каабы и оставшиеся оба раката совершил уже в этом направлении.
Таким образом, в одном намазе применили две киблы, и была в этом мудрость.
То, что Всевышний для Пророка (мир ему и благословение) определил киблой Байт аль-Мукаддас, было сделано для успокоения сердец неверных, так как их киблой тоже было это направление. Таким образом были проверены сердца иудеев. Из-за зависти иудеи возгордились и стали злословить, говоря, что «Мухаммад (мир ему и благословение) соблюдает свою религию, а киблой пользуется – нашей».
Посланник (мир ему и благословение) понял их зависть и очень желал изменения киблы. И был приведён к желаемому – Аллах сделал ему киблой Каабу, как и было у предков. Когда Пророк (мир ему и благословение) в намазе повернулся в сторону Каабы, повернулись и все молившиеся за ним мусульмане.
Для лицемеров, и особенно для иудеев, это было тяжёлым ударом. Некоторые люди со слабым иманом засомневались в религии и впали в неверие. Но вера муминов ещё более укрепилась, и идущие за Посланником (мир ему и благословение) стали более достойными.
Изменение киблы неверные рассматривали как самостоятельное решение и ошибку Мухаммада (мир ему и благословение). В этом и было их лицемерие. Они открыто стали отрицать всё это, чтобы мусульмане засомневались. Они говорили, что умершие при старом направлении, при прежней кибле, получаются умершими в неверии. Наговаривали на Посланника (мир ему и благословение), что он впал в неверие, изменив действительную киблу. Говоря так, они замалчивали содержание Торы, потому что в ней были описаны признаки будущего пророка. После изучения этих признаков они должны были бы уверовать в Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Те же, кто из гордости не уверовали, знали о том что будет изменена кибла из той же Торы.
Определение киблы – направления на Каабу
Всевышний Аллах сказал:
Смысл: «Откуда бы ты ни вышел, обращай лицо в сторону Заветной мечети Мекки (Масджид аль-Харам). Где бы вы ни оказались, обращайте ваши лица в её сторону» (сура «аль-Бакара», 2:150).
Намаз необходимо совершить, повернувшись в сторону священной Каабы, которая находится в Заповедной мечети в городе Мекке. Все мусульмане во время исполнения намазов и некоторых других обрядов поклонения обращают свои лица именно в сторону Каабы. Направление на Каабу из любой точки Земного шара в Исламе имеет название Кибла. Ясно, что все эти направления сходятся над Каабой, подобно тому, как меридианы сходятся над полюсом.
В первые годы распространения Ислама Киблой являлся масджид аль-Акса (Кудс), находящийся в городе Иерусалиме. Изменение Киблы с Кудса на Мекку произошло спустя семнадцать месяцев после хиджры, в месяце Шабан 2 года хиджры, в соответствии со следующим кораническим откровением:
Смысл: «Мы видим поворачивание твоего лица по небу, и Мы обратим тебя к Кибле, которой ты будешь доволен. Поверни же свое лицо в сторону Запретной мечети. И где бы вы ни были, обращайте свои лица в ее сторону» (сура 2 «аль-Бакара», аят 144).
Каждая мечеть ориентирована и распланирована так, что все молящиеся обращены в сторону Каабы. На первых порах строительства мечетей к обеспечению Киблы приглашались звездочёты; позже и в настоящее время с этой задачей стали справляться архитекторы и др., правильно определяющие направление к Каабе.
В пределах небольшой площади, достаточно удалённой от Каабы (на территории России это может быть любой населённый пункт), расхождение направлений киблы мало, что позволяет распространять Киблу от мечети на ближайшие молитвенные комнаты и на прочие места для намаза методом параллельного переноса. В сложных случаях, а также в полевых условиях могут быть применены способы ориентирования по Солнцу или по компасу.
В настоящее время разработаны также много компьютерных программ, позволяющие определить киблу.
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Кибла – ориентир мусульман
История и понятие Киблы
Во время выполнения религиозных ритуалов большое значение имеет то, в какую сторону лицом обращён человек. Сторона, в которую человеку желательно повернуться, а иногда и обязательно, в Исламе называют Киблой. В сторону Киблы мы обязаны направляться во время совершения молитвы-намаза. С самого начала появления религии Аллаха людям было предписано совершать поклонение Ему (ибада), направившись лицом и грудью в сторону чего-либо, которого Аллах особо возвеличил. Исходя из этого, мы должны знать, что Кибла всегда была неотъемлемой частью религии Аллаха, ниспосланной человечеству. По предписанию и велению Аллаха Кибла может меняться, и она менялась в истории человечества.
Когда был сотворён первый человек и пророк Адам (мир ему), Аллах велел ангелам поклоняться, обратившись в его сторону, что указывало на особую почётность пророка Адама перед остальными творениями.
Потом, после переселения Адама (мир ему) и Хавы на землю ангелы по велению Аллаха из райских драгоценных камней построили Каабу, которая и стала Киблой верующих того времени.
Далее, в определённый период времени Киблой была мечеть аль-Акса в Иерусалиме. Туда же направлялись мусульмане до переселения в Медину и в некоторый промежуток времени после переселения.
А через некоторое время после переселения Пророка (мир ему и благословение) в Медину (хиджра) по велению Аллаха Киблой стала Свящённая мечеть города Мекки, а точнее Кааба, которая и будет ею до конца света.
Ценность и значение Киблы
Всевышний в Коране говорит:
Смысл: «Обращай лицо к Запретной мечети, и где бы вы ни оказались, обращайте лица к ней».
Также аль-Бухари и Муслим передали хадис:
«Когда ты встанешь на намаз, соверши омовение, потом повернись в сторону Киблы, т.е., Каабы и вступай намаз».
Согласно религии, ниспосланной Аллахом, за предписания Аллаха, выполненные, обратившись в сторону Киблы, предназначено особое воздаяние. Но, как известно, это касается тех предписаний Ислама, для которых Кибла является только желательной.
Современными научными исследователями тоже установлено, что ритуалы, совершённые с обращением в сторону Киблы и наоборот, имеют разное воздействие на душу и сердце человека.
Пророк Мухммад (мир ему и благословение) всё время старался и, по возможности, всё хорошее делал, обратившись в сторону Киблы. А для уммы Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) обязательным является совершение намазов – одних из самых ценных видов поклонения, будь этот намаз обязательным или желательным, обратившись в сторону Киблы. Очень желательным является совершение и других видов поклонения как, например чтение Корана, поминание и восхваление Аллаха, выполнение заданий шейха (вирдов), чтение религиозных книг и т.д., направляясь в сторону Кибла. Также сунной является ложиться спать на правом боку, повернувшись в сторону Киблы.
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Кибла
Кибла играет огромную роль в жизни всех мусульман, поскольку кибла – это символ духовного единомыслия мусульман.
Когда мусульманин совершает намаз, когда принимает участие в праздничных богослужениях и традиционных религиозных ритуалах, когда мусульманская община планирует строительство мечети или культового сооружения, именно направление киблы помогает ориентироваться в расположении Каабы.
История происхождения киблы
Мусульмане в начале пророчества Посланника Аллаха Пророка Мухаммада ﷺ киблой, то есть ориентиром направления молитвы, считали город Иерусалим. В первые годы своей пророческой деятельности Пророк Мухаммад ﷺ обращался ко Всевышнему Аллаху с мольбой о том, чтобы Всевышний показал мусульманам, где находится кибла, на которую верующие могут ориентироваться.
В Священной Книге Коран и хадисах Пророка Мухаммада ﷺ упоминается, что в полдень Пророку снизошло откровение от Всевышнего Аллаха, и было сказано, что киблу следует изменить. Пророк Мухаммад ﷺ совершал намаз в Медине и изменил направление вместе с остальными верующими, не прерывая намаза. В последствии это место назовут «две киблы», а мечеть «мечеть двух кибл» (с транскрипции арабского языка «киблатейн«).
В то время религиозный мир был потрясен изменением духовной ориентации поклонения, так как Иерусалим считался духовным центром верующих христиан и единобожников, и мусульман стали считать реформаторами, называя их «община людей киблы и согласия».
Кибла, как фактор развития науки
Когда религия ислама только зарождалась, часто возникали вопросы о том, в какую сторону должен обращаться мусульманин, когда совершает намаз.
В период развития исламской религии возникновение этих вопросов стимулировало в обществе интерес к изучению математики, географии, а также астрономии. Появление вопросов о кибле мотивировало развитие перечисленных наук, а также многих других научных направлений.
Значение для совершения намаза
Священная Книга Аллаха Коран гласит: «Мы видели, как ты обращал свое лицо к небу, и Мы обратим тебя к кибле, которой ты останешься доволен» (2:144).
Способы и методики определения киблы
Сегодня мусульманам гораздо легче, чем их древним предшественникам, определить, где находится кибла, поскольку для этого существуют компасы, масса современных технологий и способов – таких трудностей, какие испытывали мусульмане, проживающие далеко от Мекки, с нахождением правильного ориентира, современные мусульмане по всему миру не испытывают. Первые методики для определения киблы появились именно в период зарождения мусульманской религии, когда не существовало еще даже компасов.
Kaĸ нaйти Kиблy oнлaйн?
В двадцать первом веке появилось множество онлайн ресурсов, приложений, онлайн компасов, которые могут помочь найти киблу онлайн. Этот процесс не доставит много хлопот – мусульманину требуется только ввести название населенного пункта, в котором он находится, в строку, и на экране появится карта, на которой стрелкой будет указана сторона направления киблы. Такие карты сделаны масштабированно, и их можно максимально увеличить, чтобы детализировать и выяснить направление киблы точно. Мусульманин может также ввести в строку поиска свой точный адрес, и тогда направление киблы программа будет показывать с точностью до градуса.
Найти киблу можно также с помощью специального компаса, и такие компасы могут быть выполнены как в форме отдельного гаджета: по принципу умных часов такой компас можно отдельно носить на руке, также подобные компасы могут выполнены в виде приложений для телефонов.
Среди ресурсов по определению киблы в интернете можно выделить несколько, которые наиболее востребованы и популярны у мусульман. Работают они по похожему принципу, но несколько таких ресурсов помимо указания в какую сторону направлена кибла для совершения намаза, также предлагают такую информацию, как кибла и ее градус, широту и долготу, расстояние от того населенного пункта, где находится пользователь, до Мекки. Определяется направление киблы с помощью карт Яндекс или Гугл. На таких ресурсах можно указать на карте свое местоположение, и сервис покажет линией и стрелкой направление, в котором находится Мекка.
Как определить киблу без компаса
Сайты на которых используется точное направление к Каабе по карте могут показать киблу с точностью до дома, для этого необходимо увеличить масштаб карты вашего месторасположения и по условной черте можно увидеть в какую сторону необходимо совершать намаз относительно дома или другого крупного объекта.
Также популярностью пользуется у мусульман ресурс https://findhow.org/4064-onlajn-poisk-kibla.html, который работает по похожему принципу: необходимо в строке Enter your address ввести собственный адрес, нажать кнопку «Locate», и после этого ресурс определить, где вы находитесь, и укажет, каково будет правильное направление киблы, дистанцию до нее.
Также весьма востребованным ресурсом по определению местонахождения киблы является портал Qib.la, который также самостоятельно с вашего разрешения определяет ваше местонахождение, а затем указывает направление к Мекке.
Существует масса приложений для мобильных телефонов, с помощью которых также можно переделить направление киблы. К таким приложениям относятся популярные приложения для Android «Ezan Vakti», популярный, но дискредитировавший себя «Muslim Pro», «Qibla Compass» и «Найти направление Qibla», а также «iSalam: кибла компас» для iOS.
Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)
В сторону какого города поворачиваются мусульмане во время молитвы
В чем истинный смысл смены киблы?
Мусульмане совершают намаз в определенном направлении, которое называется киблой. Еще находясь в Мекке, Посланник Аллаха (мир ему) и его сподвижники молились в сторону Иерусалима, также как молятся и по сей день иудеи. Христианские храмы, в свою очередь, ориентированы на восток.
После переселения в Медину, Посланник Аллаха (мир ему) получил откровение, предписывающее ему выбрать направлением для молитвы Мекку. Необходимо отметить, что этот поступок Пророка Мухаммада (мир ему) критиковался. Одной из причин называли популизм Посланника Аллаха (мир ему), якобы он поменял направление молитвы ради обращения в Ислам новых последователей.
Вопросы о смене киблы.
Как правило, резкие изменения привлекают внимание, поднимают вопросы и могут вызвать спекуляцию. После того, как направление в молитве было изменено, большое количество людей стали задавать в отношении этого вопросы.
Верующие переживали относительно их прошлых молитв. Были ли они приняты или им необходимо теперь их повторить?
С другой стороны, критики Ислама встретили смену направления в молитве с подозрением. Они стали утверждать, что Всевышний Аллах, установив направлением для молитвы Иерусалим, совершил ошибку и теперь исправляет ее.
Современные критики Ислама добавляют к этим размышлением и тот факт, что смена направления была неискренней.
Критики утверждают, что Пророк Мухаммад (мир ему) стремился привлечь в свои ряды евреев и христиан, демонстрируя, что Ислам – религия, происходящая из одного авраамического корня. А когда акценты Пророка сменились, направление на Иерусалим утратило свою актуальность.
В этой статье дается подробный ответ на оба вопроса.
В начале, Аллах Всевышний успокаивает верующих, переживающих, что со сменой киблы награда за их намазы будет потеряна: «Аллах никогда не даст пропасть вашей вере. Воистину, Аллах сострадателен и милосерден к людям». (Сура аль-Бакара, аят 143)
В этом аяте, верующие убеждаются, что награда за их прошлые молитвы не исчезнет, а их благодеяния дойдут до Аллаха. Но враги религии продолжали смущать верующих, утверждая, что смена направления для молитвы является демонстрацией слабости и непоследовательности Ислама.
Изменение постановления Аллаха
Коран говорит нам, что в Исламе могут быть изменения постановлений Аллаха: «Когда Мы заменяем один аят другим, они говорят: «Воистину, ты — лжец». Аллаху лучше знать то, что Он ниспосылает. Но большая часть их не знает этого». (Сура ан-Нахль, аят 101)
Подобные изменения предписаний Аллаха – это часть испытания нашей веры. Коран разъясняет, что смена направления в молитве была испытанием веры мусульман: «Мы назначили кыблу, к которой ты поворачивался лицом прежде, только для того, чтобы отличить тех, кто последует за Посланником, от тех, кто повернется вспять». (Сура аль-Бакара, аят 143)
Разворот в молитве от Иерусалима к Мекке не является самоцелью. В смене киблы в действительности отражен только один смысл – праведность. Аллах говорит в Коране: «Благочестие состоит не в том, чтобы вы обращали ваши лица на восток и запад. Но благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, в Последний день, в ангелов, в Писание, в пророков, кто раздавал имущество, несмотря на свою любовь к нему, родственникам, сиротам, бедным, путникам и просящим, расходовал его на освобождение рабов, совершал намаз, выплачивал закят, соблюдал договора после их заключения, проявлял терпение в нужде, при болезни и во время сражения. Таковы те, которые правдивы. Таковы богобоязненные». (Сура аль-Бакара, аят 177)
В результате, Аллах называет глупцами тех, кто излишне привязывается к поиску глубокого смысла в предписаниях Аллаха: «Глупые люди скажут: «Что заставило их отвернуться от киблы, к которой они поворачивались лицом прежде?». Скажи: «Восток и запад принадлежат Аллаху. Он наставляет, кого пожелает, на прямой путь». (Сура аль-Бакара, аят 142)
Безосновательным также является возражение тех людей, кто считал смену киблы способом привлечения к Исламу новых последователей. Если судить с точки зрения логики, то смысла менять направление в молитве в сторону Мекки для обращения в Ислам язычников нет, поскольку живя в самой Мекке, среди язычников, Пророк Мухаммад (мир ему) молился в сторону Иерусалима.
После переселения в Медину. Поселившись рядом с иудеями и христианами, Пророк меняет направление, хотя логичным кажется, наоборот, сохранение старого направления.
Критики Ислама часто предъявляют претензии против Ислама, не предоставляя доказательств. Они ищут взаимосвязи и ошибочно рассматривают их как причинность или представляют косвенные доказательства, неуместно считая их прямыми доказательствами.
Как показано выше, возражение критиков по поводу изменения кыблы необоснованно с философской точки зрения, поскольку изменения в приказах Аллаха являются частью Ислама.
Еще одним логическим доказательством неуместности аргументов критиков Ислама является то, что ни одно из направлений в молитве не удовлетворяла врагов Ислама в принципе. Ислам был фактором раздражения неверующих вне зависимости от направления в молитве.