в стране с имеет место подвижность и открытость социальных структур какие иные признаки
Отличается образным освоением действительности.
2) ориентируется на создание произведений, истинность которых проверяется практикой.
3) характеризуется большой ролью в процессе познания воображения и фантазии познающего субъекта.
4) отражает реальность в понятиях, категориях и законах.
5) осуществляет регулирование поведения человека во всех областях общественной жизни.
6) восстанавливает в сфере духа гармонию, утраченную человеком в реальной действительности.
На уроке ученик В., характеризуя духовную жизнь человека, указал на одну из её форм, которая связана со всеми сферами общественной жизни. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что речь идёт о морали?
1) совокупность поддерживаемых общественным мнением норм.
2) отражение действительности в художественных образах.
3) высшая форма познания.
4) выражение оценки поступков с позиций добра и зла.
5) проявление государственной воли.
6) регулирование общественных отношений.
6.27. В стране К. в сельском хозяйстве занято 75% населения. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что эта страна является примером традиционного общества?
1) уход во внутреннюю духовную жизнь.
2) приоритет экономики в решении общественных проблем.
3) созерцательное отношение к природе.
4) ускоренный темп жизни.
5) строгость поведенческих регуляторов.
6) разнообразие и быстрая смена художественных стилей.
В стране С. Имеет место подвижность и открытость социальных структур. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что эта страна является примером индустриального общества?
1) наличие сословий, включённость всех в коллектив.
2) основной фактор производства – капитал.
3) резкое повышение творческого начала в труде.
4) преобладание монархических форм правления.
5) широкое применение механизмом, технологий.
6) выход на лидирующие позиции массовой культуры.
В стране Д. имеет место повышение роли образования, которое становится определяющей характеристикой социального статуса, творческого потенциала. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что эта страна развивается как информационное общество?
1) утверждение веры в науку.
2) резкое повышение творческого начала в труде.
3) превращение услуг в основной продукт производства.
4) глобальное, неконтролируемое воздействие человека на природу.
5) превращение капитала в основной фактор производства.
6) внедрение компьютерной техники в различные сферы жизни.
На международном симпозиуме, посвящённом современным тенденциям глобализации, рассматривалась проблема освоения Мирового океана. Какие иные проблемы могут быть отнесены к глобальным?
1) проблема получения образования народными массами.
Тест. Повторение по теме: «Человек и общество»
Список вопросов теста
Вопрос 1
1. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий.
Варианты ответов
Вопрос 2
2. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим
Варианты ответов
Вопрос 3
3. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, представляют собой характерные признаки житейского познания.
Варианты ответов
Вопрос 4
4. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, представляют собой вторичные (приобретённые) потребности человека.
Варианты ответов
Вопрос 5
5. Выберите верные суждения о человеке как биосоциальном существе.
Варианты ответов
Вопрос 6
6. Выберите верные суждения о мировоззрении.
Варианты ответов
Вопрос 7
7. Установите соответствие.
Варианты ответов
Вопрос 8
8. Установите соответствие.
Варианты ответов
Вопрос 9
9. Галина, когда возникал вопрос о потребностях, всегда ставила на первое место стремление к истине, красоте, желание приносить добро людям, понимая, что таким образом она добьётся уважения со стороны других, их признания. Выберите из приведённого списка характеристики этих потребностей.
Варианты ответов
Вопрос 10
10. Антон всегда хотел стать профессионалом в области функционирования рыночного механизма, хотя сам процесс изучения экономики его мало занимал. Он успешно окончил соответствующий факультет университета, что позволило ему занять должность консультанта по продажам в одной крупной фирме и реализовать свой интерес. Выберите из приведённого списка характеристики этого интереса.
Варианты ответов
Вопрос 11
11. В стране С. Имеет место подвижность и открытость социальных структур. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что эта страна является примером индустриального общества?
Варианты ответов
Вопрос 12
12. В стране Д. имеет место повышение роли образования, которое становится определяющей характеристикой социального статуса, творческого потенциала. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что эта страна развивается как информационное общество?
Варианты ответов
Вопрос 13
13. На международном симпозиуме, посвящённом современным тенденциям глобализации, рассматривалась проблема освоения Мирового океана. Какие иные проблемы могут быть отнесены к глобальным?
Варианты ответов
Вопрос 14
14. Вставьте пропущенные слова.
«Человек – существо, воплощающее (А) развития жизни, активный участник трудовой, общественной и даже исторической (Б). При определённых (В) – врождённых анатомо-физиологических особенностей организма и воспитании (самовоспитании) он способен творчески преобразовывать себя и окружающий мир, создавать новые материальные и духовные (Г).
Когда мы говорим о человеке, то нередко употребляем родственные этому общему понятию термины. (Д) – это человек, характеризуемый со стороны своих значимых отличий от других людей».
Варианты ответов
Вопрос 15
15. Вставить вместо пропусков.
«Религия – один из основных компонентов (А) – совокупности духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению. Религиозная (Б) выступает центральной мировоззренческой позицией и одновременно психологической установкой всех религий.
Религия представляет собой (В), состоящую из: религиозного мировоззрения, религиозного (Г), религиозной организации и религиозных ценностей.
В обществе религия создаёт религиозную картину мира, объяснения природы, общества, человека, реализуя тем самым (Д) функцию. Религия провозглашает, что муки и невзгоды в этом мире с лихвой компенсируются благами небесной жизни, осуществляя функцию (Е)».
Тест. Повторение по теме: «Человек и общество»
Список вопросов теста
Вопрос 1
1. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий.
Варианты ответов
Вопрос 2
2. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим
Варианты ответов
Вопрос 3
3. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, представляют собой характерные признаки житейского познания.
Варианты ответов
Вопрос 4
4. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, представляют собой вторичные (приобретённые) потребности человека.
Варианты ответов
Вопрос 5
5. Выберите верные суждения о человеке как биосоциальном существе.
Варианты ответов
Вопрос 6
6. Выберите верные суждения о мировоззрении.
Варианты ответов
Вопрос 7
7. Установите соответствие.
Варианты ответов
Вопрос 8
8. Установите соответствие.
Варианты ответов
Вопрос 9
9. Галина, когда возникал вопрос о потребностях, всегда ставила на первое место стремление к истине, красоте, желание приносить добро людям, понимая, что таким образом она добьётся уважения со стороны других, их признания. Выберите из приведённого списка характеристики этих потребностей.
Варианты ответов
Вопрос 10
10. Антон всегда хотел стать профессионалом в области функционирования рыночного механизма, хотя сам процесс изучения экономики его мало занимал. Он успешно окончил соответствующий факультет университета, что позволило ему занять должность консультанта по продажам в одной крупной фирме и реализовать свой интерес. Выберите из приведённого списка характеристики этого интереса.
Варианты ответов
Вопрос 11
11. В стране С. Имеет место подвижность и открытость социальных структур. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что эта страна является примером индустриального общества?
Варианты ответов
Вопрос 12
12. В стране Д. имеет место повышение роли образования, которое становится определяющей характеристикой социального статуса, творческого потенциала. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что эта страна развивается как информационное общество?
Варианты ответов
Вопрос 13
13. На международном симпозиуме, посвящённом современным тенденциям глобализации, рассматривалась проблема освоения Мирового океана. Какие иные проблемы могут быть отнесены к глобальным?
Варианты ответов
Вопрос 14
14. Вставьте пропущенные слова.
«Человек – существо, воплощающее (А) развития жизни, активный участник трудовой, общественной и даже исторической (Б). При определённых (В) – врождённых анатомо-физиологических особенностей организма и воспитании (самовоспитании) он способен творчески преобразовывать себя и окружающий мир, создавать новые материальные и духовные (Г).
Когда мы говорим о человеке, то нередко употребляем родственные этому общему понятию термины. (Д) – это человек, характеризуемый со стороны своих значимых отличий от других людей».
Варианты ответов
Вопрос 15
15. Вставить вместо пропусков.
«Религия – один из основных компонентов (А) – совокупности духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению. Религиозная (Б) выступает центральной мировоззренческой позицией и одновременно психологической установкой всех религий.
Религия представляет собой (В), состоящую из: религиозного мировоззрения, религиозного (Г), религиозной организации и религиозных ценностей.
В обществе религия создаёт религиозную картину мира, объяснения природы, общества, человека, реализуя тем самым (Д) функцию. Религия провозглашает, что муки и невзгоды в этом мире с лихвой компенсируются благами небесной жизни, осуществляя функцию (Е)».
Тесты на тему «ыы»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 29 заданий. Часть 1 содержит 20 заданий с кратким ответом. Часть 2 содержит 9 заданий с развёрнутым ответом.
На выполнение экзаменационной работы по обществознанию отводится 3 часа 55 минут (235 минут).
Ответами к заданиям части 1 являются слово (словосочетание) или последовательность цифр. Ответ запишите по приведённым ниже образцам в поле ответа в тексте работы без пробелов, запятых и других дополнительных символов, а затем перенесите в бланк ответов № 1.
Ответ: МОРАЛЬ .
Задания части 2 (21—29) требуют полного ответа (дать объяснение, описание или обоснование; высказать и аргументировать собственное мнение). В бланке ответов № 2 укажите номер задания и запишите его полное решение. Выполняя последнее задание работы, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно.
Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой, или капиллярной, или перьевой ручки.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
ВАРИАНТ 28
ЧАСТЬ 1
Ответами к заданиям 1—20 являются слово (словосочетание) или последовательность цифр. За пишите ответы в поля ответов в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номеров соответствующих заданий, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов . Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).
Судебное следствие; прения сторон; судебное разбирательство; последнее слово под% судимого; вынесение приговора.
Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к поня тию «традиционное общество».
1) ручной труд; 2) массовая культура; 3) сословия; 4) индивидуальный труд; 5) по% литический плюрализм; 6) религиозные ценности.
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Выберите верные суждения о свободе и ответственности и запишите цифры, под кото рыми они указаны.
1)Свобода является специфически человеческим качеством, лежащим в основе фор мирования его индивидуальности, творческой инновационной деятельности.
2)По мере развития человеческой свободы индивидуальная ответственность умень шается.
3)Свобода и ответственность представляют собой две стороны сознательной челове ческой деятельности.
4)Ответственность связана с осознанием объективных условий и субъективно постав ленной цели.
5)Ответственность существует в природе и обществе в виде объективных законов.
Установите соответствие между функциями и видами институтов общества, их реали зующих: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую пози цию из второго столбца.
А) обеспечение преемственности между поколениями в под готовке кадров
Б) воспроизводство человеческого рода
В) осуществление управления в различных сферах общества
Г) распространение социального опыта и знаний
Д) обеспечение безопасности и социального порядка
ВИДЫ ИНСТИТУТОВ ОБЩЕСТВА
институт семьи и брака
политические инс титуты
институты образо вания и культуры
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
В стране С. имеет место подвижность и открытость социальных структур. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что эта страна является примером индустриального об щества? Запишите цифры, под которыми они указаны.
наличие сословий, включённость всех в коллектив
основной фактор производства — капитал
резкое повышение творческого начала в труде
преобладание монархических форм правления
широкое применение механизмов, технологий 6) выход на лидирующие позиции массовой культуры
Выберите верные суждения о финансовых институтах и запишите цифры, под кото рыми они указаны.
1)Центральный банк осуществляет эмиссию денег и является основным звеном фи нансовокредитной системы страны.
2)Все финансовые институты принимают вклады/депозиты.
3)Пенсионные фонды специализируются на кредитовании продаж потребительских товаров в рассрочку и выдаче потребительских ссуд.
4)Центральный банк устанавливает учётную ставку.
5)Финансовые институты оказывают услуги по переводу средств и предоставлению займов.
Установите соответствие между признаками и типами экономических систем, к кото рым они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответству ющую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ
А) цены на товары определяются соотношени 1) командная ем спроса и предложения 2) рыночная
Б) основные средства производства принадле жат государству
В) экономические пропорции устанавливают ся централизованно
Г) развитие производства основывается на конкуренции производителей
Д) периодически возникает дефицит товаров
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Государство П. стремится удовлетворить покупательные потребности населения сво ей страны, используя внешнюю торговлю. По каким признакам можно установить, что это государство в области внешней торговли проводит политику свободной торговли? За пишите цифры, под которыми они указаны.
1)Осуществление защиты национальных производителей.
2)Повышение таможенных пошлин на импорт.
3)Привлечение иностранных производителей.
4)Последствием выступает падение отечественного производства.
5)Результатом является увеличение занятости в национальной экономике.
6)Последствием становится борьба за улучшение качества и эффективности произ водства.
На графике отражено изменение предложения на рынке свини P ны: кривая предложения переместилась из положения S в положе ние S1. (На графике P — цена товара, Q — количество товара.) Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запи шите цифры, под которыми они указаны.
рост доходов населения Q
увеличение налогов на импортёров свинины
повышение цен на свинину
снижение цен на куриное мясо
уменьшение количества переработчиков свинины
Выберите верные суждения о социальных нормах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Социальные нормы возникают в связи с волевой, сознательной деятельностью людей.
2)Сущность социальных норм заключается в том, что они регулируют отношения между людьми и внешним миром, природой, техникой.
3)Социальная норма может существовать без согласия и принуждения.
4)Особенность социальных норм состоит в том, что они являются общими правилами.
5)Социальные нормы всегда обращены к определённому кругу лиц.
В ходе социологического опроса юношам и девушкам страны М. был задан вопрос:
«Насколько, по Вашему мнению, необходимо заключать брак?»
Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде таблицы.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1)Более трети опрошенных девушек рассматривает заключение брака не очень важ ным событием.
2)Более трети юношей считает не очень важным вопрос о заключении брака.
3)Большинство юношей и девушек безразлично относятся к заключению брака.
4)Юноши в большей степени, чем девушки, убеждены в необходимости заключения брака.
5)Юноши и девушки одинаково легкомысленно относятся к заключению брака.
Выберите верные суждения о государстве и запишите цифры, под которыми они ука заны.
1)К обязательным функциям государства относится установление полного контроля над экономической жизнью общества.
2)Как субъект политической жизни государство отличается от политических партий и движений своей сложной структурой.
3)Особая роль государства в политической системе определяется тем, что оно облада ет исключительным правом издавать законы и творить правосудие.
4)В отличие от других институтов общества государство существует в качестве поли тической организации.
5)К исключительным признакам государства относится право официально представ лять всё общество внутри страны и за рубежом.
Установите соответствие между перечнем вопросов и органами государственной влас ти Российской Федерации и её субъектов, к предмету ведения которых они принадле жат: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
А) трудовое право 1) Российской Федерации
Б) оборона и безопасность 2) Российской Федерации и её субъ
В) координация внешнеэкономических свя ектов (совместное ведение) зей субъектов
Г) валютное регулирование
Д) общие вопросы воспитания
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Партия «С.» утверждает превосходство этнических сообществ, призывает к уничто жению «врагов» по национальному признаку и насильственному свержению существую щего строя. Партия «С.» функционирует в условиях конспирации и подполья.
Выберите из приведённого списка характеристики этой партии и запишите цифры, под которыми они указаны.
В статье 10 Конституции РФ говорится о том, что государственная власть в Россий ской Федерации осуществляется на основе разделения на ветви. О каких ветвях государ ственной власти идёт речь в этом конституционном положении? Запишите цифры, под которыми они указаны.
Выберите верные суждения об уголовной ответственности и запишите цифры, под ко торыми они указаны.
Субъектом привлечения правонарушителя к уголовной ответственности выступает государственный орган или должностное лицо.
Уголовная ответственность влечёт судимость правонарушителя.
Уголовная ответственность наступает с 16 лет за все виды правонарушений.
Правоприменительным нормативным актом в рамках уголовной ответственности является постановление.
К числу мер уголовной ответственности относятся штраф, исправительные работы, лишение свободы.
Установите соответствие между категориями граждан Российской Федерации от 18 до 27 лет и их отношением к призыву на военную службу: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОТНОШЕНИЕ К ПРИЗЫВУ
КАТЕГОРИИ ГРАЖДАН РФ
А) являющиеся опекуном несовершеннолетнего родного брата при отсутствии других лиц, обязанных по зако ну его содержать
Б) отбывающие наказание в виде обязательных работ
В) находящиеся на государственной службе в исполни тельном органе власти
Г) имеющие неснятую судимость за совершение преступ ления
Д) обучающиеся по очной форме обучения в образова тельном учреждении среднего профессионального об разования
освобождённые от при зыва
имеющие отсрочку от призыва
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Гражданин Г., увидев объявление о приёме на работу слесарей, пришёл в отдел кад ров предприятия трудоустраиваться. Какие документы необходимы для заключения трудового договора? Запишите цифры, под которыми они указаны.
выписка из медицинской карты
свидетельство о постановке на учёт в налоговом органе
страховое свидетельство государственного пенсионного страхования
характеристика с последнего места работы
паспорт или иной документ, удостоверяющий личность
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Международная миграция капитала осуществляется в трёх основных формах: пря мые частные (А), государственные (Б), кредиты международ ных финансовых организаций. При этом учитываются такие характеристики местного рынка, как его доступность, качество рабочей силы, валютный риск, защита интеллекту альной (В), государственное (Г) и многое другое. Для привлече ния вложений и (Д) в наиболее отсталые (проблемные) регионы создаются территории с льготным режимом хозяйствования — свободные экономические
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребует ся для заполнения пропусков.
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запи шите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполне нию работы.
ЧАСТЬ 2
Для записи ответов на задания этой части (21—29) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запи шите сначала номер задания (21, 22 и т. д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
«Общество не может обойтись без социального регулирования, в системе которого праву принадлежит ведущая роль. Право — часть социального контроля, оно выражает основные постулаты данного общества, опирающиеся на государственное обеспечение. Право как социальный институт — это способ регулирования поведения людей, мера их свободы, находящая своё выражение в системе общеобязательных социальных норм, ус тановленных или санкционированных государством, регулирующих действия, поведе ние и отношения людей (их групп, государственных и общественных органов, организа ций и учреждений) и обеспеченных государственным принуждением или его угрозой.
Общеобязательная системнонормативная природа и сущность права предопределяют его первостепенную роль в социальном управлении общественной жизнью, где объекта ми и одновременно субъектами такого управления выступают как отдельные люди и их группы, так и социальные институты и организации. С тех пор как возникла политичес кая организация общества, именно праву принадлежит важнейшая роль в удержании людей от антисоциального поведения и обеспечении выполнения их обязанностей во бла го цивилизованного общества. Данное положение объективно отражает место и роль пра ва в историческом развитии человечества и, понятно, не направлено ни на то, чтобы ис кусственно принизить значение морали и религии, обычаев и традиций в социальном контроле, ни на то, чтобы признавать любое право всегда и при всех условиях воплоще нием гуманизма и цивилизованности.
Спору нет — «закон» и «право» — тесно взаимосвязанные и взаимопроникающие по нятия, которые неправомерно разрывать и тем более противопоставлять. Но их нельзя и отождествлять» (Тадевосян Э. В. Социология права как специфическая отрасль социоло гии // Социальногуманитарные знания. 2000. № 2. С. 102—104.).
Опираясь на текст, раскройте сущность права. Какие признаки отличают его от дру гих социальных институтов?
Какова роль права, по мнению автора, в историческом развитии человечества? Объяс ните, чем данная роль обусловлена.
В тексте утверждается, что не любое право и не при всех условиях является воплоще нием гуманизма и цивилизованности. Приведите с опорой на знания обществоведческого курса два примера государств с такими правовыми системами.
Как автор объясняет соотношение понятий «закон» и «право»? Какое из них шире по своему содержанию? Используя обществоведческие знания, приведите три соответствую щих обоснования.
Перечислите любые три функции политической партии в обществе.
Назовите два вида затрат фирмы в краткосрочном периоде и проиллюстрируйте каж дый из них соответствующим примером.
По поводу глобальных проблем современности существует мнение о том, что челове чество идёт к своему концу, у людей нет сил спасти самих себя, провозглашается обре чённость мирового сообщества. Согласны ли вы с приведённым мнением? Свою позицию аргументируйте. Назовите три признака глобальных проблем.
Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Человек как продукт эволю ции». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План дол жен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в под пунктах.
Выполняя задание 29, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказыва ний (29.1—29.5).
Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме минисочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).
При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)
«Человек противостоит природе, но вместе с тем является частью биосферы» (С. Хмелевская).
«Если бедных слишком много, то расходы государства сильно возрастают, что незамедлительно скажется на бла госостоянии других слоёв населения» (А. Кравченко).
Социология, социальная психология
«Человек — единственное создание, подлежащее воспита нию. Человек может стать человеком только путём воспи тания» (И. Кант).
«Малые погрешности кажутся большими, если обнаружи ваются в поведении тех, кому доверена власть» (Плутарх).
«Позорит человека лишь то наказание, которое он сам за служил» (Плавт).