в структуре общения выделяют следующие компоненты какие
Структурные компоненты общения
Основными структурными компонентами общения (по
Г. М. Андреевой) являются:
• коммуникативная структура (состоит в обмене информацией между общающимися индивидами);
• интерактивная структура (заключается в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями);
• перцептивная структура (означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания).
Опираясь на концепцию А. Н. Леонтьева, выделяют следующие компоненты коммуникативной деятельности:
• предмет общения — другой человек, партнер по общению как субъект;
• потребность в общении — стремление человека к познанию и оценке других людей, к самопознанию;
• действия общения — единицы коммуникативной деятельности, целостные акта, адресованные другому человеку (инициативные и ответные действия);
• задачи общения — цель, на достижение которой в конкретной коммуникативной ситуации направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения;
• средства общения—операции, с помощью которых осуществляются действия общения;
• продукты общения— образования материального и духовного характера, получаемые в итоге общения.
Интерактивная сторона общения выражается во взаимодействии партнеров при организации и осуществлении совместной деятельности. При этом следует иметь в виду, что интерактивная сторона не исчерпывается лишь формой общения, внешней картиной взаимодействия. Имеют значение мотивы и цели общения каждой из сторон, их взаимодействие. Исследователями установлены следующие виды взаимодействия — содружество, конкуренция, конфликт.
Перцептивная сторона общения выражается в восприятии партнерами друг друга. Основными механизмами взаимопонимания являются:
• идентификация — способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его самому себе;
• стереотипизация —классификация форм поведения и интерпретация их причин путем отнесения к уже известным явлениям, категориям, стереотипам;
• рефлексия — осмысление субъектом того впечатления, которое он произвел на партнера по общению;
• обратная связь —получение адресатом информации о том, какое взаимодействие он оказал на партнера, и корректировка на этой основе дальнейшей стратегии общения.
Виды общения
Каждая личность выполняет множество функций: служебные, семейные, бытовые, — что и обусловливает различные виды общения.
Общение, обусловленное социальными функциями, регламентированное как по содержанию, так и по форме, называется формальным. Неформальное общение наполнено субъективным личностным смыслом и определено личностными отношениями между партнерами.
Человеку свойственно стремиться к неформальному общению, к раскрытию внутреннего склада личности. Способность к неформальному общению зависит от черт характера личности и владения «техникой общения» (умения устанавливать контакт, видеть и понимать другого и т. д.).
В зависимости от того, насколько ярко проявляются отношения, различают следующие виды общения:
• социально ориентированное, при котором общественные отношения выражены наиболее ярко (доклад, лекция и т.п.);
• групповое предметно ориентированное общение, при котором четко обозначены отношения, обусловленные совместной деятельностью (общение в процессе труда, обучения и т. п.);
• личностно ориентированное общение, то есть общение одного человека с другим.
Главным средством общения в человеческом обществе является речь. Однако, наряду с речью, широко используются и неречевые — невербальные — средства (мимика, пантомимика, жесты и т. д.).
Уровни общения
В психологии принято рассматривать уровни общения. Б. Ф. Ломов предлагает выделить три уровня:
• макроуровень—общение индивида с другими людьми в соответствии со сложившимися общественными отношениями, традициями, обычаями;
• мезауровень — общение в пределах содержательной темы, одноразовое или многоразовое во времени;
• микроуровень —акт контакта, несущий элемент содержания и выражающийся в определенных внешних показателях (вопрос-ответ, рукопожатие, мимический акт и др.).
Другой подход к рассмотрению уровней общения предлагает A. Б. Добрович. Он выделяет конвенциальный, примитивный, манипуляционный, стандартизованный, деловой, игровой и духовный уровни общения.
Дата добавления: 2016-02-20 ; просмотров: 13136 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Структура общения в психологии
Общение – важный процесс в жизни каждого человека. При помощи него люди делятся опытом и мыслями. Обмен информацией происходит всегда при совместной деятельности. Ознакомиться со всем разнообразием этого вида коммуникации можно, только поняв, что представляет собой структура общения и каковы ее основные уровни.
Структура общения в психологии
При общении реализуется социальное отношение людей друг к другу. Во время обмена информацией каждый человек укореняется в качестве полноправного члена общества. Понятие «общение» является сложной формой взаимодействия, поэтому, чтобы разобраться в его сути, необходимо изучить его составные части:
На схеме видно, что каждая из частей отвечает за одну из сторон общения.
Стороны общения
Давая характеристику структуре общения, в психологии выделяют 3 взаимосвязанные стороны:
Каждая из них имеет свои особенности.
Коммуникативная сторона общения
Термин «коммуникация» возник от англ. communicate, что в переводе означает «передавать», «сообщать». Этот вид контакта направлен на обмен информацией, которая включает в себя:
Коммуникативный процесс, согласно исследователю Гарольду Лассуэллу, состоит из 5 элементов, которые помогают информации дойти до адресата:
Коммуникативная сторона во многом зависит от субъективной информативности личности, то есть от характеристики человека, его степени осведомленности о собеседнике и теме разговора.
Важно! Если уровень знаний человека будет низким, велика вероятность возникновения недопонимания.
Пример 1. Педагог рассказывает новый материал на уроке обществознания. Если он будет общаться с детьми на профессиональном языке, не упрощая научную терминологию, ни один ученик не сможет понять содержание информационного посыла.
Пример 2. Человек, который не знает этикета, будет не принят в обществе, где все стараются действовать по правилам. Некультурного человека просто не поймут.
Обмен информацией между людьми может происходить по 2-м каналам:
Согласно мнению психолога Аллана Пиза, 60-70% всей информации передается при помощи краткого невербального контакта.
Перцептивная сторона общения
Перцепция, или перцептивная сторона общения в психологии – это такая форма взаимодействия людей, которая направлена не только на восприятие и понимание собеседника, но и на его принятие.
Дополнительная информация. Если 2 человека будут разделять убеждения, культуру и ценности друг друга, между ними могут развиться привязанность, дружба или влюбленность.
Перцептивное общение способствует «чтению» окружающих людей. Анализируя собеседника, можно «увидеть», что он о себе не рассказал. В случае неверного истолкования собственного восприятия может образоваться конфликт.
Социальная перцепция помогает:
Благодаря перцепции, личность способна понять общество, в котором живет, а также выстроить отношения с людьми, используя полученные знания.
Интерактивная сторона общения
Основным направлением интерактивной стороны общения является выстраивание стратегии для последующей эффективной коммуникации.
Важно! Качественный обмен информации необходим людям для организации совместной деятельности.
Среди основных принципов построения интерактивного общения можно выделить следующие четыре варианта:
Несмотря на то, что все требования одинаковы для всех лиц, задействованных в коммуникации, поведение участников может отличаться друг от друга. Чаще всего взаимодействие людей подразделяется на 2 основных вида:
Помимо основных видов, в психологической литературе можно встретить другие стратегии поведения, например:
Все стороны общения, которые входят в структуру коммуникации, дополняют друг друга и взаимосвязаны между собой. Эффективный контакт возможен только при задействовании всех 3-х процессов.
Разделение структуры общения на уровни
Структурные компоненты общения подразделяются на уровни, каждый из которых позволяет анализировать особенности воздействия одного человека на другого, а также характер их коммуникации.
Уровни по А.Б. Добровичу
А.Б. Добрович подразделил структуру взаимодействия людей на 7 уровней:
В 2 раза меньше уровней предложил выделить Б.Ф. Ломов:
Микроуровень в структуре общения является фундаментом, лежащим в основе всех остальных коммуникаций.
Общение людей может быть гармоничным и полноценным только при тесной взаимосвязи невербальных и вербальных сигналов с поведенческими действиями участников. Чем больше индивиды нацелены на качественный контакт, тем сильнее необходимо проявлять эти факторы.
Видео
Какова структура и компоненты общения в психологии?
Что такое общение в психологии и какова его структура?
Что такое барьеры общения в психологии и как их преодолеть? Узнайте об этом из нашей статьи.
Понятие общения в психологии: кратко
В психологии существует множество определений общения, однако все их объединяют следующие качества:
Какова его структура?
Описание структуры может касаться и общих элементов, и в отдельности каждого из них.
Универсальной является структура общения, выделенная советским и российским психологом, профессором и членом РАО Галиной Михайловной Андреевой.
Она предложила выделить три структурных компонента процесса общения:
Компоненты и их характеристика
Передача информации
Известным психологом Выготским упоминалось, что мысль не бывает тождественна значению слов, ее выражающих.
Поэтому у общающихся должно быть сходное понимание и восприятие ситуации, что достигается посредством включения общения в какую-либо общую сферу деятельности.
Сама информация имеет такой качественный показатель, как убедительность.
При этом способствуют повышению доверия к передаваемой информации следующие факторы:
Если рассказчик имел непосредственное отношение к излагаемой им информации, она воспринимается менее критично.
Информация любого вида передается посредством знаковых систем. Грубо их можно представить, разделив на вербальную и невербальную.
Вербальная информация подразумевает человеческую речь:
Невербальную информацию можно представить жестами следующих типов:
Взаимодействие
Процесс общения представляется как взаимодействие людей, предполагающее какой-либо определенный результат.
Совместную деятельность лучше рассмотреть через призму возникающих в ее процессе конфликтов. В качестве разных реакций на конфликты выделили следующие стили поведения в подобных ситуациях:
Данная позиция возможна, когда уступающий партнер не имеет шансов выиграть конфликт в прямом противоборстве, а долгосрочные перспективы общения для него важнее, чем решение данного конфликта в его пользу.
Возможен такой подход, у конфликтующих есть достаточно времени для разработки различных вариантов решений, а также при согласии обеих сторон выбрать подобный путь урегулирования конфликтов.
Восприятие
При общении особую важность составляет взаимопонимание партнеров.
Это означает не только понятие мотивов действия другого человека, но и разделение его общих целей и установок.
Воспринимая другого человека, пытаясь расшифровать его мотивы, мы осознаем себя путем идентификации и рефлексии себя посредством другой личности.
Эмоциональная идентификация человеком самого себя с другой личностью, когда один человек ставит себя на место другого, называется эмпатией.
С восприятием другого человека могут возникнуть сложности при наличии следующих факторов:
Понятие структуры общения позволяет не только разделить ее на отдельные составляющие компоненты, но и лучше понять принцип построения взаимоотношений с человеком, а, значит, иметь возможность наладить более эффективное взаимодействие с ним и существенно повысить качество самого общения.
Место общения в системе отношений человека и структура общения:
Структура и виды общения
Понятие общения и его роль в развитии человечества
Психология общения – огромный пласт теоретических и практических знаний, накопленных благодаря труду многих психологов и социологов. Учеными обозначены и продолжают изучаться особенности, виды, формы и структура общения.
Существует немало теорий и точек зрения на проблемы общения. Значительный вклад в изучение этого феномена, а также в целом в социальную психологию внесли советские ученые. Их эксперименты и опыты, проведенные в середине и второй половине прошлого столетия, стали классическими примерами особенностей общения и восприятия людьми друг друга, а также научной базой для последующих научных изысканий.
Межличностное и межгрупповое взаимодействие – это та сфера человеческой деятельности, в которой чаще всего возникают психологические трудности. Каждому человеку чрезвычайно важно уметь грамотно и эффективно взаимодействовать с окружающими людьми.
Общение – взаимное действие двух или более людей, имеющее целью обмен информацией, а также необходимая составляющая трудовой, учебной, игровой деятельности.
Кроме того, оно может выступать и как обособленный, относительно самостоятельный род занятий. Ведь люди не всегда разговаривают друг с другом с целью придумать, проконтролировать, осуществить совместное деяние.
Передаваемый вербальный или невербальный сигнал может носить как информационный, так и аффективно-оценочный характер. Считается, что именно необходимость наших далеких предков передавать знания друг другу, не только посредством знаков и окриков, послужило основной причиной развития человеческой речи. Животные взаимодействуют друг с другом, но речь присуща только людям.
Особенности общения разных людей и групп зависят от того, насколько у субъектов взаимодействия актуальна потребность в социальных контактах. Потребность быть сопричастным, принадлежать и взаимодействовать развивалась в процессе филогенеза, общественно-исторического развития человечества.
Интересно, что удовлетворение потребности в социальном контакте предположительно повлекло за собой рождение такого прекрасного чувства, как радость. Радость до сих пор является ведущим мотивом, стимулирующим людей взаимодействовать друг с другом.
Особенности общения, которое способно принести удовольствие и радость – это его гуманность и демократизм. Грубое, неуважительное взаимодействие, игнорирование и манипуляции аморальны и не вписываются в принципы общения, которыми принято руководствоваться культурному человеку.
Значение общения в онтогенезе
В онтогенезе (индивидуальном развитии человека) роль и особенности общения не менее важны, чем в филогенезе. Развитие индивидуума невозможно без взаимодействия с другими людьми.
Новорожденные малыши, не умея разговаривать, уже реагируют на голос и ласку взрослого человека, позже начинают улыбаться ему в ответ. Позже появляется так называемый комплекс оживления – первая форма взаимодействия нового человека с себе подобными.
Формы общения, возникающие в процессе онтогенеза:
Когда у малыша возникает комплекс оживления, он еще не взаимодействует с родителями как равноправный партнер, но выражает свое отношение посредством мимики и жестов: плачет и смеется, удивляется и пугается и так далее. Такие формы общения присущи младенцам до первого года жизни.
Ребенок контактирует с людьми, манипулируя предметами и играя. Малыш протягивает ручку, когда хочет что-то взять или отдать, понимает, что для установления контакта нужно приблизиться к человеку. Эта форма взаимодействия претерпевает значительные изменения, но в целом сохраняется в первые шесть лет жизни.
Появляется уже к концу дошкольного возраста, но основные формы этого общения развиваются уже в пубертатном периоде (период полового созревания).
Формы общения претерпевают изменения по мере роста и взросления индивида, они по-разному сочетаются и дополняются у разных личностей.
Без контакта ребенка со взрослыми, он не сможет развиться как личность. Важность и необходимость коммуникации малыша с родителями невозможно переоценить. Взаимоотношения с родителями – это фундамент, ориентир и мера, которой будут измеряться все последующие связи человека с людьми, обществом, самим собой.
Правильно выбранные методы общения и воспитания ребенка – залог его успешной социализации и самореализации.
Виды и формы общения особенно интенсивно формируются в подростковом возрасте. Это возраст активного взаимодействия со сверстниками, время первой любви и формирования Я-концепции.
Деятельность подростка становится многоплановой, содержание коммуникаций и поступков обогащается. Качественно новый уровень форм и видов взаимодействия молодых людей способствует развитию осознанности, ответственности, самостоятельности и личности в целом.
Структура общения влияет на структуру личности. Нарушение или отсутствие взаимодействия с людьми неизменно приводит к преобразованию «Я» индивида. Изменения личности не в лучшую сторону (в том числе и патологические) не могут не коснуться способности взаимодействовать и понимать других людей и самого себя.
Три стороны общения
Структура общения условно разделяет его на три процесса, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены:
Люди воспринимают друг друга посредством органов чувств, дают оценку внешности, речи, поведению и делают вывод о возможности продолжения социального контакта. Особенно важно первое впечатление. То, как будет воспринят другой человек в первый раз, при первой встрече, влияет на готовность обмениваться информацией и взаимодействовать с ним.
Контакты бессмысленны, если люди не умеют передавать друг другу необходимую информацию, знания и опыт вербально и невербально.
Беседа без возможности совершать поступки, затрагивающие собеседника, и обмениваться с ним действиями была бы неэффективной и безрезультатной.
Описание моделей общения
Структура общения обуславливает модели общения. Одни люди более общительны, любят бывать в компаниях и могут часами говорить ни о чем, а другие закрыты, предпочитают внутренние диалоги внешним, разговаривают мало и только по делу.
Общительность как черта характера развивается, можно совершенствовать коммуникативные навыки, способность объективно воспринимать людей и эффективно с ними взаимодействовать.
Модели общения, как правило, формируются еще в детстве или перенимаются от родителей. Также модели общения могут быть обусловлены спецификой занимаемой должности и даже являться признаком профессиональной деформации личности (например, учительница общается с родными, так же как и с учениками).
Описание типов общения
Понятию модели близко понятие «тип общения». Типы общения, так же как и модели, используются для обозначения особенности общения.
Типы общения нужны для того, чтобы уметь в разной ситуации подбирать наиболее подходящие методы общения: убеждение, внушение, заражение, просьбу, принуждение, игнорирование и даже манипуляцию.
Составляющие общения и его разновидности
Компоненты общения – это те его составляющие, которые не включены в структуру общения.
В зависимости от компонентов выделяют различные виды и формы общения:
Виды социального взаимодействия можно определить как его уровни. Уровень – определенные поведенческие проявления личности, позволяющие сделать вывод о человеке и способах его взаимодействия с другими людьми. Виды и уровни общения изменяются по мере его усложнения от простого, примитивного к сложному, духовному.
Классификация
Классификация общения в зависимости от целей взаимодействия и его уровня:
Кроме того, определяя уровень человеческого взаимодействия, пользуются трехступенчатой структурой:
Также известны следующие виды коммуникации:
Слова можно выбирать и выстраивать в предложения, жесты и мимику контролировать сложно, они спонтанны, оттого с большей долей вероятности выражают истинные мысли и намерения человека.
Особенности общения – это те элементы взаимодействия двух людей, которые каждый из них привносит ради улучшения (или ухудшения) качества взаимодействия. От личности зависит успешность и характер социальных контактов с другими людьми, способность быть полноценным членом общества и счастливым человеком.
Рассмотрение структуры общения
История изучения коммуникационного процесса
Для того чтобы рассмотреть и понять современные подходы структуры общения, необходимо знать предпосылки.
Советский и российский психолог Леонтьев А.А. говорил о том, что на Западе этот вопрос представлен моделью коммуникации Тайера Л. Он ввел три основных параметра общения:
Тайер классифицировал способности на:
Также ученый разделил и базовые процессы на:
И то же самое Тайер сделал с уровнем анализа:
Среди отечественных исследователей, в первую очередь, необходимо выделить статью Панферова «Психология общения». Он определил четыре компонента в содержательной структуре:
Панферов выделил две формы общения:
Изучая проблемы общения, ученый рассматривал четыре метода исследования:
Леонтьев А.А. говорил, что данная модель структуры общения выстроена на логистическом анализе общения. Важно идти от частного к общему, от общающегося человека в обусловленности психологических свойств.
Парыгин Б.Д. в работе «Основы социально-психологической теории» пытался объяснить специфическую характеристику общения и для этого, ученый вводит понятие «взаимопонимание», или согласие. Одно из условий данного термина – понимание коммуникативного оппонента и развивающихся в процессе отношений. Исследователь выделил такие уровни взаимопонимания, как:
Ученый отмечал, что при общении взаимопонимание может как устанавливаться, так и нет. Парыгин определил параметры коммуникации:
Также ученый выделил две стороны коммуникационного процесса:
Леонтьев считал, что минус предложенной теории в индивидуально-психологической трактовке процессов коммуникации как межличностных, как установление контакта между изолированными сознаниями. Интерактив является внешним поведением людей, который представляет основу общения.
На Первом ленинградском симпозиуме по психологии общения в выступлении Парыгин Б.Д. говорил о другой системе, которая включала три компонента коммуникации:
Современный подход к структуре общения психологии
Современная структура общения в психологии включает в себя три взаимосвязанные стороны:
Рисунок 1. Психологическая структура общения
Коммуникативный компонент
Содержит обмен сведениями между людьми. Общение как процесс обмена информацией включает в себя обмен представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами и т.п.
Куницына В.П. и ее коллеги говорили о коммуникативной стороне как о применении вербальных и невербальных средств общения. Хорошим коммуникатором является субъект с богатым владением техник общения, которые он использует на разных уровнях.
Интерактивный компонент
Отвечает за организацию взаимодействия. Т.е. к вербальному общению добавляются действия. Следует отметить, что интерактивное общение является условным термином.
Куницына В.П. и ее коллеги рассматривали данную сторону как взаимодействие людей, которое организовывает совместную их деятельность согласие, конфликт и т.п.) Позиции собеседников во время коммуникации:
Продуктивность позиции определяется в процессе определенной ситуации. Например, пристройку снизу используют при необходимости привнести свои извинения. Данные действия в какой-то момент могут измениться в угодливость или в отчуждение.
Применение широкой палитры коммуникативных позиций говорит о психологической зрелости человека.
Перцептивная сторона
Отвечает за восприятие и познание собеседников. Контакт между людьми устанавливается на основе взаимопонимания. Сюда входит термин «социальная перцепция», которая обозначает восприятие друг друга. Впервые в оборот понятие ввел Брунер Дж. в 1947 году в момент разработки Нового взгляда, или New Look на восприятие. В процессе развития направления под «социальной перцепцией» подразумевали восприятие социальных объектов:
Куницына В.П. и ее коллеги отметили, что признаки данной стороны проявляются в:
Общение понимается в рассматриваемом подходе как связь между коммуникаторами, которые стремятся к взаимопониманию. Но при этом есть несводимость понятия общения и трех компонентов.
Другие классификации
Если рассматривать структуру общения как комплекс устойчивых связей между множеством элементов, которые обеспечивают целостность и тождество себе, то может содержать следующие компоненты:
Куницына В.П. и ее коллеги определили следующие фазы общения:
Также структура коммуникации рассматривается, с точки зрения, анализа элементов общения. Оно всегда связано с ситуацией, поэтому имеет следующие компоненты:
Структура общения состоит из:
Помимо этого у коммуникации есть две стороны:
Характеристика структуры межличностного общения
В данном общении происходит взаимодействие между, вступившими в диалог, людьми. Во время коммуникации образуется причинная связь. При общении собеседники адаптируются к определенной ситуации коммуникации, при обмене информацией каждый ее перерабатывает и структурирует. Основные проблемы межличностного общения:
Сатир Вирджидлия изучала межличностное взаимодействие внутри семьи и выделила четыре главных аспекта:
Куницына В.П. и ее коллеги рассмотрели межличностное общение с точки зрения предмета, содержащее:
На рисунке 2 представлена схема структуры общения. На ней отражена динамическая сторона порождающая взаимодействие.
Рисунок 2. Структура общения