в течение какого срока должны быть исправлены незначительные несоответствия условия

В течение какого срока должны быть исправлены незначительные несоответствия условия

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОРЯДОК СЕРТИФИКАЦИИ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА И СИСТЕМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Conformity assessment. Certification procedure of quality management systems and environmental management systems

Дата введения 2014-02-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом «Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации» (ОАО «ВНИИС»)

2 ВНЕСЕН Управлением технического регулирования и стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (ТК 076)

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Февраль 2020 г.

Введение

Целью настоящего стандарта является установление единого порядка сертификации систем менеджмента качества организаций на соответствие требованиям ГОСТ ISO 9001 для органов по сертификации систем менеджмента качества и единого порядка сертификации систем экологического менеджмента организаций на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 14001 для органов по сертификации систем экологического менеджмента.

Сертификация систем менеджмента качества (систем экологического менеджмента) базируется на следующих основных принципах:

— добровольность, т.е. осуществление сертификации по инициативе заказчика;

— бездискриминационность, т.е. допуск к сертификации любой организации, подавшей заявку и признающей принципы, правила и требования Системы сертификации, независимо от масштаба организации, ее членства в какой-либо ассоциации, местоположения и т. п.;

— беспристрастность или объективность, т.е. независимость органа по сертификации и привлекаемых им экспертов и других специалистов от заказчика и сторон, заинтересованных в результатах сертификации. Также объективность должна обеспечиваться компетентностью экспертов и полнотой состава комиссии по сертификации;

— воспроизводимость результатов проверок и оценок системы менеджмента качества (системы экологического менеджмента), т е. применение при сертификации единых правил и процедур, использование фактических данных, документальное оформление результатов, четкая система учета и хранения документации в органе по сертификации;

— конфиденциальность, т.е. неразглашение получаемой в процессе сертификации информации всеми членами комиссии по сертификации и сотрудниками органа по сертификации;

— информативность или открытость, т.е. обеспечение органом по сертификации доступа всех заинтересованных сторон к информации в отношении процесса сертификации, а также статуса сертификации (например, выдачи, подтверждения, обновления, приостановления сертификата, расширения, сужения области применения или отмены сертификата) держателя сертификата;

— специализация органов по сертификации систем менеджмента качества (систем экологического менеджмента), т е. право органа по сертификации проводить работы только в тех областях экономической деятельности, на которые распространяется область его аккредитации в зависимости от наличия в органе по сертификации экспертов и технических экспертов, компетентных в соответствующих областях экономической деятельности;

— проверка выполнения способности организации обеспечить соблюдение обязательных требований, если таковые предъявляются к продукции (услуге) в технических регламентах и национальных стандартах (других документах);

— ответственность, т.е. орган по сертификации отвечает за оценку достоверности и достаточности доказательств заказчика, а заказчик несет ответственность за соответствие требованиям, предъявляемым к системе менеджмента качества (системе экологического менеджмента).

В настоящем стандарте учтены положения обязательных документов Международного форума по аккредитации (IAF) и следующих стандартов:

ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-2012 Оценка соответствия. Требования к органам, проводящим аудит и сертификацию систем менеджмента;

ГОСТ Р ИСО/МЭК 17030-2007 Общие требования к знакам соответствия при оценке, проводимой третьей стороной;

ГОСТ Р ИСО 10002-2007 Менеджмент организации. Удовлетворенность потребителя. Руководство по управлению претензиями в организациях.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает порядок сертификации систем менеджмента качества на соответствие требованиям ГОСТ ISO 9001 и систем экологического менеджмента на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 14001.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ ISO 9000 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь

ГОСТ ISO 9001 Системы менеджмента качества. Требования

ГОСТ Р ИСО 14001 Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению

ГОСТ Р ИСО 19011 Руководящие указания по аудиту систем менеджмента

ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021 Оценка соответствия. Требования к органам, проводящим аудит и сертификацию систем менеджмента

Действует ГОСТ Р 17021.1-2017.

ГОСТ Р 54318 Порядок определения продолжительности сертификации систем менеджмента качества и систем экологического менеджмента. Общие требования

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ ISO 9000-2011, ГОСТ Р ИСО 14001-2007, ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-2012, ГОСТ Р ИСО 19011-2012, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 сертификация системы менеджмента качества: Процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация (орган по сертификации систем менеджмента качества) удостоверяет в письменной форме, что система менеджмента качества соответствует установленным в ГОСТ ISO 9001 требованиям.

3.2 сертификация системы экологического менеджмента: Процедура подтверждения соответствия, посредством которой не зависимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация (орган по сертификации систем экологического менеджмента) удостоверяет в письменной форме, что система экологического менеджмента соответствует установленным в ГОСТ Р ИСО 14001 требованиям.

3.3 заказчик: Организация, обратившаяся в орган по сертификации с заявкой на проведение работ по сертификации системы менеджмента.

3.4 область применения системы менеджмента: Совокупность процессов жизненного цикла продукции (услуг), охватываемых системой менеджмента.

3.5 область сертификации: Содержание и границы области применения системы менеджмента, заявляемые заказчиком и подтверждаемые органом по сертификации. Для системы менеджмента качества с учетом допустимых исключений согласно 1.2 ГОСТ ISO 9001.

3.6 производственная площадка: Постоянное место производственной деятельности, где организация выполняет работы или услуги.

3.7 временная производственная площадка: Площадка, которая создается организацией для того, чтобы выполнить определенную работу или услугу в течение определенного периода времени, и которая по истечении данного срока не будет использоваться в качестве площадки для постоянной производственной деятельности.

3.8 держатель сертификата: Организация, на имя которой выдан сертификат соответствия.

3.9 инспекционный контроль системы менеджмента: Контрольное подтверждение соответствия, осуществляемое с целью установления, что система менеджмента продолжает соответствовать требованиям, подтвержденным при сертификации.

3.10 эксперт по сертификации систем менеджмента (аудитор): Лицо, обладающее компетентностью для проведения аудита системы менеджмента.

3.11 комиссия: Один или несколько экспертов (аудиторов), проводящих аудит, и технические эксперты, привлекаемые при необходимости.

1 Одного из экспертов назначают председателем комиссии.

2 Председатель комиссии должен иметь опыт участия не менее чем в трех полных (не менее 15 дней) аудитах в качестве эксперта по сертификации систем менеджмента качества и обладать навыками, необходимыми для эффективного руководства комиссией в процессе аудита.

3 В комиссию допускается включать стажеров, наблюдателей, переводчиков.

3.12 технический эксперт: Лицо, предоставляющее комиссии свои знания или опыт по специальному вопросу.

1 Специальные знания или опыт включают в себя знания или опыт применительно к организации, процессу или деятельности, подвергаемой аудиту, а также знания языка или культуры страны, в которой проводят аудит.

2 Технический эксперт не имеет полномочий эксперта в комиссии.

3.14 малозначительное несоответствие (категория 2): Отдельное несистематическое упущение, ошибка, недочет в функционировании системы менеджмента или в документации, которые могут привести к невыполнению требований или к снижению результативности функционирования системы менеджмента.

3.15 уведомление: Свидетельство аудита, не носящее характер несоответствия и фиксируемое в целях предотвращения возможного несоответствия.

4 Цели проведения сертификации систем менеджмента

— соответствие СМ проверяемой организации требованиям ГОСТ ISO 9001 или ГОСТ Р ИСО 14001;

— способность СМ заказчика отвечать законодательным требованиям и требованиям потребителей;

5 Требования к условиям проведения сертификации систем менеджмента

5.1 Работы по сертификации систем менеджмента проводят в соответствии с ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021 и настоящим стандартом аккредитованные в установленном законодательством порядке органы по сертификации систем менеджмента.

5.2 Условием проведения сертификации систем менеджмента является наличие в организации заказчика документально оформленной и действующей системы менеджмента.

5.3 Область применения системы менеджмента определяет и заявляет заказчик, область сертификации системы менеджмента орган по сертификации подтверждает по результатам аудита.

5.4 При проведении сертификации систем менеджмента соблюдают принципы, установленные настоящим стандартом.

6 Объекты аудита

6.1 Объекты аудита при сертификации систем менеджмента

При сертификации СМ объектами аудита являются:

Источник

Вероятно, самый старый в рунете сайт о менеджменте качества

Рекомендации по формированию несоответствий и замечаний (уведомлений) в различных системах сертификации, а также по устранению

Стандарты ИСО серий 9000 и 14000 придают особое значение аудитам как методу менеджмента в обеспечении мониторинга и верификации результативности политики организации в области качества и/или экологии.

Аудиты — часть деятельности по оцениванию соответствия при сертификации и инспекционном контроле, а также по оцениванию поставщиков.

В соответствии с определением ГОСТ Р ИСО 19011-2003, аудит — это систематический, независимый и документируемый процесс получения свидетельств аудита и объективного их оцени­вания в целях установления степени выполнения согласованных критериев аудита.

Свидетельства аудита — записи, изложение фактов или другая информация, которые имеют отношение к критериям аудита и могут быть проверены.

Критерии аудита — совокупность политики, процедур и тре­бований.

Свидетельства аудита основаны на выборках информации, поскольку аудит проводится в ограниченный период времени и ограниченными ресурсами.

Свидетельства аудита оцениваются на соответствие критериям аудита. Выводы, как результат анализа, могут указывать на соот­ветствие или не соответствие системы менеджмента качества (СМК) критериям аудита, или на возможность ее улучшения.

Несоответствие — это невыполнение требований.

Системы добровольной сертификации устанавливают категории несоответствий и их характеристики. Органы по сертификации, в свою очередь, в соответствии с ГОСТ Р ИСО/МЭК 62-2000 должны иметь процедуры идентификации и регистрации несоответствий.

Несоответствия подразделяют на три категории: критические (значительные), некритические (малозначительные) и замечания (уведомления).

Определения указанных категорий несоответствий в различных системах добровольной сертификации (СДС) близки по своему смыслу, но не тождественны.

СДС «Оборонсертифика» (РОС 11-2004):

Несоответствие — полное или частичное невыполнение Заявите­лем требований ГОСТ Р ИСО 9001-2001 и/или других нормативных документов, на соответствие которым проводится сертификация.

Замечание — недостатки методического и/или технического характера при выполнении Заявителем требований ГОСТ Р ИСО 9001-2001 и/или других нормативных документов, на соответ­ствие которым проводится сертификация, отмеченные в целях улучшения СМК и предотвращения появления соответствующего несоответствия.

СДС «Военный регистр» (ВР РД 03.001-2000): в нормативной до­кументации отсутствуют определения категорий несоответствий.

ГОСТ Р, Регистр систем качества (ГОСТ Р 40.003-2005):

Значительное несоответствие — несоответствие СМК, которое с большой вероятностью может повлечь невыполнение требований потребителей и/или обязательных требований к продукции.

Малозначительное несоответствие — отдельное несистематиче­ское упущение, ошибка, недочет в функционировании СМК или в документации, которые могут привести к невыполнению требо­ваний потребителей и/или обязательных требований к продукции, или к снижению результативности функционирования элемента (совокупности элементов) СМК.

Уведомление — свидетельство аудита, не носящее характер не­соответствия и фиксируемое с целью предотвращения возможного несоответствия.

Формирование несоответствий осуществляется на этапах пред­варительного анализа документации и проведения аудита на пред­приятии в общем процессе проведения аудита.

В общем случае аудит включает следующие этапы:

организация проведения аудита;

предварительный анализ документации;

подготовка к аудиту на месте;

проведение аудита на месте;

подготовка, утверждение и рассылка отчета по результатам аудита;

Объектами аудита в процессе предварительного анализа доку­ментации могут быть:

политика в области качества (если она не включена в РК);

руководство по качеству;

структурная схема организации с указанием административных и инженерных служб, основных и вспомогательных подразделений (цехов, участков, производственных площадок);

структурная схема службы качества проверяемой организа­ции;

перечень документов СМК;

документированные процедуры, требуемые ГОСТ Р ИСО 9001-2001:

— управление несоответствующей продукцией,

документированные процедуры, требуемые ГОСТ РВ 15.002–2003 и другими нормативными документами (например, РК-98);

документы, необходимые организации для обеспечения эф­фективного планирования, осуществления процессов и управления ими в соответствии с действующим перечнем документов СМК;

записи по результатам внутренних аудитов СМК организа­ции;

перечень основных потребителей продукции (отечественных и зарубежных);

перечень выпускаемой продукции, применительно к которой сертифицируется СМК, с указанием ГОСТ, ТУ и других норма­тивных документов;

копии справок (отчетов) о качестве выпускаемой продукции (за один-три года), в том числе:

обобщенные сведения о качестве изготовления продукции по результатам приемочного контроля за год (по показателям, принятым в организации),

обобщенные сведения о дефектах продукции, выявленных у потребителей (по данным контрольно-надзорных органов, рекламаций и жалоб потребителей);

сведения о проверках продукции государственными контрольно-надзорными органами (за один-три года);

сведения о подразделении (организации), проводящем приемо­сдаточные и периодические испытания продукции;

перечень (специальных) процессов производства и обслужи­вания, подлежащих валидации;

сведения об основных поставщиках сырья, материалов, ком­плектующих.

При анализе документации СМК обязательно выясняют сле­дующие вопросы:

Соответствует ли состав документов СМК требованиям п. 4.2.1 ГОСТ Р ИСО 9001-2001?

Все ли требования ГОСТ Р ИСО 9001-2001 к документации учтены?

Соответствует ли политика в области качества требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001?

Соответствуют ли цели в области качества требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001?

Соответствует ли Руководство по качеству требованиям п. 4.2.2 ГОСТ Р ИСО 9001-2001?

Имеются ли в наличии обязательные документированные процедуры и соответствуют ли они требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001?

Ведутся ли записи, предусмотренные ГОСТ Р ИСО 9001–2001 (с учетом допустимых исключений)?

Узаконено ли действие рассматриваемых документов, т. е. утверждены ли и введены они в действие в установленном порядке, документированы ли внесенные в них изменения?

Актуализированы ли документы, т. е. соответствуют ли они фактической организационной структуре организации, содержат ли ссылки только на действующие в организации документы?

Обеспечивает ли состояние документов возможность их приме­нения, т.е. достаточно ли разборчив текст, количество внесенных изменений, внешнее состояние?

Определены ли процессы СМК и их применение в проверяемой организации, а также последовательность и взаимодействие этих процессов?

Предусмотрена ли их количественная и качественная оценка?

Определены ли документы, необходимые организации для эф­фективного планирования и управления процессами СМК?

При сертификации на соответствие требованиям ГОСТ РВ 15.002—2003 должны быть учтены все дополнительные по отноше­нию к ГОСТ Р ИСО 9001–2001 требования этого документа.

Формирование несоответствий при проведении аудита осущест­вляется при обследовании проверяемой организации. Обследованию подлежат объекты аудита, представленные в плане аудита.

Комиссия экспертов (экспертная группа) собирает и проверяет информацию, касающуюся области и объектов аудита, включая информацию о взаимодействии функциональных подразделений и процессов СМК проверяемого предприятия.

Свидетельством аудита может быть только проверенная инфор­мация. Источниками информации могут быть:

интервью с работниками проверяемой организации;

наблюдения экспертов за деятельностью персонала, функ­ционированием процессов, условиями труда, состоянием рабочих мест;

данные обратной связи от потребителей;

документы СМК (политика, цели в области качества, РК, планы по качеству, СТО, положения, инструкции, НД, договоры, контракты и др.);

записи в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9001-2001 и ГОСТ РВ 15.002–2003 и другими нормативными документами (напри­мер, РК- 98);

данные анализов результативности СМК;

результаты предыдущих аудитов (проверок);

существующие ресурсы (кадры, продукция, измерительное оборудование и т. д.),

записи о качестве, которыми подтверждается осуществление деятельности предыдущих этапов,

мнение о документации, высказанное ее пользователями;

— результаты оценки и рейтинги поставщиков.

Информация, полученная из перечисленных источников, должна быть проверена на объективность, непротиворечивость и адекват­ность.

Формирование выводов (наблюдений) аудита

Комиссия экспертов сопоставляет полученную информацию по объектам аудита с критериями аудита (требованиями ГОСТ Р ИСО 9001-2001, ГОСТ РВ 15.002-2003) для получения выводов (наблюдений) аудита.

Выводы аудита могут свидетельствовать о соответствии или не­соответствии СМК проверяемой организации критериям аудита. Выводы могут касаться предотвращения возможных отклонений; тогда их классифицируют как уведомления.

Эксперты должны обобщать свидетельства с указанием мест наблюдений, функций, процессов и требований, которые были проверены.

Классификация и регистрация наблюдений

В ходе аудита СМК комиссия экспертов рассматривает все обна­руженные отклонения объектов аудита от требований ГОСТ Р ИСО 9001-2001, ГОСТ РВ 15.002-2003, документов СМК проверяемой организации и классифицируют эти отклонения на значительные несоответствия, малозначительные несоответствия и уведомления в зависимости от степени несоответствия рассматриваемого объ­екта проверки.

Классификация наблюдений осуществляется в целях выполнения проверяемой организацией корректирующих действий для устране­ния причин несоответствий, адекватных последствиям выявленных несоответствий, а также для принятия органом сертификации решения о выдаче сертификата соответствия.

Действия с несоответствиями и уведомлениями

Действия с несоответствиями и уведомлениями включают сле­дующие этапы:

зарегистрированные несоответствия и замечания (уведомле­ния) председатель комиссии (главный эксперт) официально пред­ставляет руководству проверяемой организации;

если несоответствия и уведомления комиссией доказаны, то уполномоченный представитель руководства проверяемой органи­зации ставит свою подпись на бланках регистрации несоответствий и уведомлений;

организация проводит анализ причин несоответствий и уве­домлений и разрабатывает корректирующие мероприятия.

Корректирующие действия, предпринимаемые для устранения причин и последствий выявленных несоответствий, могут иметь различный успех, хотя это обычная, рутинная работа на любом предприятии.

Состав, последовательность и содержание операций, состав­ляющих корректирующие действия, практически одинаковы для любого предприятия. Различия определяются особенностями про­дукции, масштабами выпуска, условиями поставки и уровнями допустимого риска.

Большую часть несоответствий составляют те, у которых мас­штабы и тяжесть последствий не носят критического характера. Их появление обычно связано с нестабильностью процессов выпуска продукции или процессов менеджмента, или же с неэффективно­стью ранее предпринятых корректирующих действий. В каждом случае, как правило, не требуется принятия особых решений со стороны руководства предприятия.

Несоответствия, которые носят катастрофический, аварийный характер, встречаются на большинстве предприятий крайне редко. Выявление причин их появления и остальные действия требуют принятия особых решений со стороны руководства предприятия, обычно связанных с проведением специальных исследований и серьезных доработок продукции и процессов её выпуска. Нередко исследования и корректирующие действия проводятся с привле­чением других заинтересованных сторон (заказчик, поставщики, органы госнадзора и др.).

Сказанное выше дает возможность предложить типовой порядок корректирующих действий и связать их с процессами жизненного цикла продукции и процессами менеджмента. Это позволяет руко­водству предприятия определить лиц, ответственных за отдельные действия, и превратить корректирующие действия в постоянные, упорядоченные функции должностных лиц, обеспеченные органи­зационно, методически и ресурсами.

Корректирующие действия являются составной частью непре­рывного улучшения деятельности предприятия, нацеленного на:

повышение качества продукции;

снижение затрат на выпуск продукции;

повышение результативности и эффективности СМК;

повышение удовлетворенности потребителей и других за­интересованных сторон.

Корректирующие действия должны быть адекватны последствиям выявленных несоответствий. Реализация корректирующих действий предусматривает несколько уровней в зависимости от масштабов и важности выявленных проблем:

уровень структурного подразделения (службы);

уровень отдельного исполнителя.

Корректирующие действия включают, как правило, следующие основные операции:

выявление и регистрация несоответствия;

анализ, установление и регистрация причин несоответ­ствия,

доведение информации об обнаруженных несоответствиях до лиц, ответственных за их анализ и установление причин их появления;

оценка необходимости и выбор корректирующих мероприятий, направленных на устранение причин появления несоответствия;

планирование корректирующих мероприятий, предусматри­вающее оценку их адекватности последствиям выявленного несо­ответствия и выделение ресурсов для их выполнения;

выполнение корректирующих мероприятий;

контроль выполнения корректирующих мероприятий;

анализ и оценка результативности корректирующих меро­приятий;

составление итогового документа (акт, протокол, отчет).

Анализ несоответствий, планирование и реализация корректи­рующих мероприятий зависят от масштабов и тяжести последствий обнаруженных несоответствий.

Анализ, установление и регистрацию причин возникновения несоответствий, оценку необходимости и выбор корректирующих мероприятий, их планирование и реализацию осуществляют, как правило, должностные лица, ответственные за процесс и качество продукции, применительно к которым обнаружено несоответствие и выполняются корректирующие действия.

Если масштабы и тяжесть последствий обнаруженных несоот­ветствий носят критический характер, а выявление причин их по­явления требует принятия особых решений со стороны руководства предприятия, то по предложению должностных лиц, ответственных за анализ несоответствий и установление причин их появления, создается особым решением руководства предприятия специальная комиссия, на которую возлагаются:

анализ несоответствия и установление причин его появле­ния;

оценка необходимости и выбор корректирующих мероприятий, направленных на устранение причин появления несоответствия;

— разработка плана первоочередных корректирующих мероприятий.

В состав комиссии включают сотрудников предприятия, в том числе специально обученных лиц, владеющих методами анализа, в том числе статистическими. При необходимости в ее состав вклю­чают представителей других заинтересованных сторон (заказчик, поставщики, потребители, надзорные органы и др.).

При анализе несоответствий и установлении причин их появ­ления следует учитывать, что причинами могут быть:

неправильно установленные требования к характеристикам персонала и его составу;

несоблюдение установленных требований к найму и подготов­ке персонала, что может привести к несоответствию характеристик персонала и его состава этим требованиям;

неправильно установленные требования к качеству и (или) количеству закупаемых материальных и нематериальных ресурсов (сырье, материалы, комплектующие или иная продукция, а также услуги);

несоблюдение установленных требований к качеству и (или) количеству закупаемых материальных и нематериальных ресурсов, что может привести к несоответствиям их качества и количества этим требованиям;

неправильно установленные требования к характеристикам орудий труда (помещения, оборудование, средства измерений и т. д.);

несоблюдение установленных требований к характеристикам орудий труда, что может привести к несоответствиям этих харак­теристик, в том числе метрологических, этим требованиям;

неправильно установленные требования к характеристикам (параметрам) процессов;

несоблюдение установленных требований к характеристикам (параметрам) процессов, что может привести к несоответствиям этих характеристик установленным требованиям.

План корректирующих мероприятий должен устанавливать:

уровень проведения мероприятий (предприятие, процесс, под­разделение, рабочее место);

продукцию и (или) процесс, применительно к которым должны быть проведены мероприятия;

ресурсы, необходимые для выполнения мероприятий;

должностных лиц, ответственных за выполнение мероприя­тий;

должностных лиц, ответственных за контроль реализации, анализ и оценку результативности запланированных мероприятий, а также составление итогового документа;

сроки выполнения мероприятий.

Регистрацию выполнения плана корректирующих мероприятий, как правило, осуществляют отметкой в плане или в журнале ре­гистрации корректирующих мероприятий.

Должностное лицо, ответственное за контроль выполнения и оценку результативности плана корректирующих мероприятий, обеспечивает также составление и представление руководству пред­приятия итогового отчета о результатах выполнения всех коррек­тирующих мероприятий.

Новое на форуме

Наши рассылки

О проекте

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *