в течение какого срока должны быть исправлены незначительные несоответствия условия
В течение какого срока должны быть исправлены незначительные несоответствия условия
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОРЯДОК СЕРТИФИКАЦИИ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА И СИСТЕМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Conformity assessment. Certification procedure of quality management systems and environmental management systems
Дата введения 2014-02-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом «Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации» (ОАО «ВНИИС»)
2 ВНЕСЕН Управлением технического регулирования и стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (ТК 076)
5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Февраль 2020 г.
Введение
Целью настоящего стандарта является установление единого порядка сертификации систем менеджмента качества организаций на соответствие требованиям ГОСТ ISO 9001 для органов по сертификации систем менеджмента качества и единого порядка сертификации систем экологического менеджмента организаций на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 14001 для органов по сертификации систем экологического менеджмента.
Сертификация систем менеджмента качества (систем экологического менеджмента) базируется на следующих основных принципах:
— добровольность, т.е. осуществление сертификации по инициативе заказчика;
— бездискриминационность, т.е. допуск к сертификации любой организации, подавшей заявку и признающей принципы, правила и требования Системы сертификации, независимо от масштаба организации, ее членства в какой-либо ассоциации, местоположения и т. п.;
— беспристрастность или объективность, т.е. независимость органа по сертификации и привлекаемых им экспертов и других специалистов от заказчика и сторон, заинтересованных в результатах сертификации. Также объективность должна обеспечиваться компетентностью экспертов и полнотой состава комиссии по сертификации;
— воспроизводимость результатов проверок и оценок системы менеджмента качества (системы экологического менеджмента), т е. применение при сертификации единых правил и процедур, использование фактических данных, документальное оформление результатов, четкая система учета и хранения документации в органе по сертификации;
— конфиденциальность, т.е. неразглашение получаемой в процессе сертификации информации всеми членами комиссии по сертификации и сотрудниками органа по сертификации;
— информативность или открытость, т.е. обеспечение органом по сертификации доступа всех заинтересованных сторон к информации в отношении процесса сертификации, а также статуса сертификации (например, выдачи, подтверждения, обновления, приостановления сертификата, расширения, сужения области применения или отмены сертификата) держателя сертификата;
— специализация органов по сертификации систем менеджмента качества (систем экологического менеджмента), т е. право органа по сертификации проводить работы только в тех областях экономической деятельности, на которые распространяется область его аккредитации в зависимости от наличия в органе по сертификации экспертов и технических экспертов, компетентных в соответствующих областях экономической деятельности;
— проверка выполнения способности организации обеспечить соблюдение обязательных требований, если таковые предъявляются к продукции (услуге) в технических регламентах и национальных стандартах (других документах);
— ответственность, т.е. орган по сертификации отвечает за оценку достоверности и достаточности доказательств заказчика, а заказчик несет ответственность за соответствие требованиям, предъявляемым к системе менеджмента качества (системе экологического менеджмента).
В настоящем стандарте учтены положения обязательных документов Международного форума по аккредитации (IAF) и следующих стандартов:
ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-2012 Оценка соответствия. Требования к органам, проводящим аудит и сертификацию систем менеджмента;
ГОСТ Р ИСО/МЭК 17030-2007 Общие требования к знакам соответствия при оценке, проводимой третьей стороной;
ГОСТ Р ИСО 10002-2007 Менеджмент организации. Удовлетворенность потребителя. Руководство по управлению претензиями в организациях.
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает порядок сертификации систем менеджмента качества на соответствие требованиям ГОСТ ISO 9001 и систем экологического менеджмента на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 14001.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ ISO 9000 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь
ГОСТ ISO 9001 Системы менеджмента качества. Требования
ГОСТ Р ИСО 14001 Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению
ГОСТ Р ИСО 19011 Руководящие указания по аудиту систем менеджмента
ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021 Оценка соответствия. Требования к органам, проводящим аудит и сертификацию систем менеджмента
Действует ГОСТ Р 17021.1-2017.
ГОСТ Р 54318 Порядок определения продолжительности сертификации систем менеджмента качества и систем экологического менеджмента. Общие требования
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ ISO 9000-2011, ГОСТ Р ИСО 14001-2007, ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-2012, ГОСТ Р ИСО 19011-2012, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 сертификация системы менеджмента качества: Процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация (орган по сертификации систем менеджмента качества) удостоверяет в письменной форме, что система менеджмента качества соответствует установленным в ГОСТ ISO 9001 требованиям.
3.2 сертификация системы экологического менеджмента: Процедура подтверждения соответствия, посредством которой не зависимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация (орган по сертификации систем экологического менеджмента) удостоверяет в письменной форме, что система экологического менеджмента соответствует установленным в ГОСТ Р ИСО 14001 требованиям.
3.3 заказчик: Организация, обратившаяся в орган по сертификации с заявкой на проведение работ по сертификации системы менеджмента.
3.4 область применения системы менеджмента: Совокупность процессов жизненного цикла продукции (услуг), охватываемых системой менеджмента.
3.5 область сертификации: Содержание и границы области применения системы менеджмента, заявляемые заказчиком и подтверждаемые органом по сертификации. Для системы менеджмента качества с учетом допустимых исключений согласно 1.2 ГОСТ ISO 9001.
3.6 производственная площадка: Постоянное место производственной деятельности, где организация выполняет работы или услуги.
3.7 временная производственная площадка: Площадка, которая создается организацией для того, чтобы выполнить определенную работу или услугу в течение определенного периода времени, и которая по истечении данного срока не будет использоваться в качестве площадки для постоянной производственной деятельности.
3.8 держатель сертификата: Организация, на имя которой выдан сертификат соответствия.
3.9 инспекционный контроль системы менеджмента: Контрольное подтверждение соответствия, осуществляемое с целью установления, что система менеджмента продолжает соответствовать требованиям, подтвержденным при сертификации.
3.10 эксперт по сертификации систем менеджмента (аудитор): Лицо, обладающее компетентностью для проведения аудита системы менеджмента.
3.11 комиссия: Один или несколько экспертов (аудиторов), проводящих аудит, и технические эксперты, привлекаемые при необходимости.
1 Одного из экспертов назначают председателем комиссии.
2 Председатель комиссии должен иметь опыт участия не менее чем в трех полных (не менее 15 дней) аудитах в качестве эксперта по сертификации систем менеджмента качества и обладать навыками, необходимыми для эффективного руководства комиссией в процессе аудита.
3 В комиссию допускается включать стажеров, наблюдателей, переводчиков.
3.12 технический эксперт: Лицо, предоставляющее комиссии свои знания или опыт по специальному вопросу.
1 Специальные знания или опыт включают в себя знания или опыт применительно к организации, процессу или деятельности, подвергаемой аудиту, а также знания языка или культуры страны, в которой проводят аудит.
2 Технический эксперт не имеет полномочий эксперта в комиссии.
3.14 малозначительное несоответствие (категория 2): Отдельное несистематическое упущение, ошибка, недочет в функционировании системы менеджмента или в документации, которые могут привести к невыполнению требований или к снижению результативности функционирования системы менеджмента.
3.15 уведомление: Свидетельство аудита, не носящее характер несоответствия и фиксируемое в целях предотвращения возможного несоответствия.
4 Цели проведения сертификации систем менеджмента
— соответствие СМ проверяемой организации требованиям ГОСТ ISO 9001 или ГОСТ Р ИСО 14001;
— способность СМ заказчика отвечать законодательным требованиям и требованиям потребителей;
5 Требования к условиям проведения сертификации систем менеджмента
5.1 Работы по сертификации систем менеджмента проводят в соответствии с ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021 и настоящим стандартом аккредитованные в установленном законодательством порядке органы по сертификации систем менеджмента.
5.2 Условием проведения сертификации систем менеджмента является наличие в организации заказчика документально оформленной и действующей системы менеджмента.
5.3 Область применения системы менеджмента определяет и заявляет заказчик, область сертификации системы менеджмента орган по сертификации подтверждает по результатам аудита.
5.4 При проведении сертификации систем менеджмента соблюдают принципы, установленные настоящим стандартом.
6 Объекты аудита
6.1 Объекты аудита при сертификации систем менеджмента
При сертификации СМ объектами аудита являются:
Вероятно, самый старый в рунете сайт о менеджменте качества
Рекомендации по формированию несоответствий и замечаний (уведомлений) в различных системах сертификации, а также по устранению
Стандарты ИСО серий 9000 и 14000 придают особое значение аудитам как методу менеджмента в обеспечении мониторинга и верификации результативности политики организации в области качества и/или экологии.
Аудиты — часть деятельности по оцениванию соответствия при сертификации и инспекционном контроле, а также по оцениванию поставщиков.
В соответствии с определением ГОСТ Р ИСО 19011-2003, аудит — это систематический, независимый и документируемый процесс получения свидетельств аудита и объективного их оценивания в целях установления степени выполнения согласованных критериев аудита.
Свидетельства аудита — записи, изложение фактов или другая информация, которые имеют отношение к критериям аудита и могут быть проверены.
Критерии аудита — совокупность политики, процедур и требований.
Свидетельства аудита основаны на выборках информации, поскольку аудит проводится в ограниченный период времени и ограниченными ресурсами.
Свидетельства аудита оцениваются на соответствие критериям аудита. Выводы, как результат анализа, могут указывать на соответствие или не соответствие системы менеджмента качества (СМК) критериям аудита, или на возможность ее улучшения.
Несоответствие — это невыполнение требований.
Системы добровольной сертификации устанавливают категории несоответствий и их характеристики. Органы по сертификации, в свою очередь, в соответствии с ГОСТ Р ИСО/МЭК 62-2000 должны иметь процедуры идентификации и регистрации несоответствий.
Несоответствия подразделяют на три категории: критические (значительные), некритические (малозначительные) и замечания (уведомления).
Определения указанных категорий несоответствий в различных системах добровольной сертификации (СДС) близки по своему смыслу, но не тождественны.
СДС «Оборонсертифика» (РОС 11-2004):
Несоответствие — полное или частичное невыполнение Заявителем требований ГОСТ Р ИСО 9001-2001 и/или других нормативных документов, на соответствие которым проводится сертификация.
Замечание — недостатки методического и/или технического характера при выполнении Заявителем требований ГОСТ Р ИСО 9001-2001 и/или других нормативных документов, на соответствие которым проводится сертификация, отмеченные в целях улучшения СМК и предотвращения появления соответствующего несоответствия.
СДС «Военный регистр» (ВР РД 03.001-2000): в нормативной документации отсутствуют определения категорий несоответствий.
ГОСТ Р, Регистр систем качества (ГОСТ Р 40.003-2005):
Значительное несоответствие — несоответствие СМК, которое с большой вероятностью может повлечь невыполнение требований потребителей и/или обязательных требований к продукции.
Малозначительное несоответствие — отдельное несистематическое упущение, ошибка, недочет в функционировании СМК или в документации, которые могут привести к невыполнению требований потребителей и/или обязательных требований к продукции, или к снижению результативности функционирования элемента (совокупности элементов) СМК.
Уведомление — свидетельство аудита, не носящее характер несоответствия и фиксируемое с целью предотвращения возможного несоответствия.
Формирование несоответствий осуществляется на этапах предварительного анализа документации и проведения аудита на предприятии в общем процессе проведения аудита.
В общем случае аудит включает следующие этапы:
организация проведения аудита;
предварительный анализ документации;
подготовка к аудиту на месте;
проведение аудита на месте;
подготовка, утверждение и рассылка отчета по результатам аудита;
Объектами аудита в процессе предварительного анализа документации могут быть:
политика в области качества (если она не включена в РК);
руководство по качеству;
структурная схема организации с указанием административных и инженерных служб, основных и вспомогательных подразделений (цехов, участков, производственных площадок);
структурная схема службы качества проверяемой организации;
перечень документов СМК;
документированные процедуры, требуемые ГОСТ Р ИСО 9001-2001:
— управление несоответствующей продукцией,
документированные процедуры, требуемые ГОСТ РВ 15.002–2003 и другими нормативными документами (например, РК-98);
документы, необходимые организации для обеспечения эффективного планирования, осуществления процессов и управления ими в соответствии с действующим перечнем документов СМК;
записи по результатам внутренних аудитов СМК организации;
перечень основных потребителей продукции (отечественных и зарубежных);
перечень выпускаемой продукции, применительно к которой сертифицируется СМК, с указанием ГОСТ, ТУ и других нормативных документов;
копии справок (отчетов) о качестве выпускаемой продукции (за один-три года), в том числе:
обобщенные сведения о качестве изготовления продукции по результатам приемочного контроля за год (по показателям, принятым в организации),
обобщенные сведения о дефектах продукции, выявленных у потребителей (по данным контрольно-надзорных органов, рекламаций и жалоб потребителей);
сведения о проверках продукции государственными контрольно-надзорными органами (за один-три года);
сведения о подразделении (организации), проводящем приемосдаточные и периодические испытания продукции;
перечень (специальных) процессов производства и обслуживания, подлежащих валидации;
сведения об основных поставщиках сырья, материалов, комплектующих.
При анализе документации СМК обязательно выясняют следующие вопросы:
Соответствует ли состав документов СМК требованиям п. 4.2.1 ГОСТ Р ИСО 9001-2001?
Все ли требования ГОСТ Р ИСО 9001-2001 к документации учтены?
Соответствует ли политика в области качества требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001?
Соответствуют ли цели в области качества требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001?
Соответствует ли Руководство по качеству требованиям п. 4.2.2 ГОСТ Р ИСО 9001-2001?
Имеются ли в наличии обязательные документированные процедуры и соответствуют ли они требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001?
Ведутся ли записи, предусмотренные ГОСТ Р ИСО 9001–2001 (с учетом допустимых исключений)?
Узаконено ли действие рассматриваемых документов, т. е. утверждены ли и введены они в действие в установленном порядке, документированы ли внесенные в них изменения?
Актуализированы ли документы, т. е. соответствуют ли они фактической организационной структуре организации, содержат ли ссылки только на действующие в организации документы?
Обеспечивает ли состояние документов возможность их применения, т.е. достаточно ли разборчив текст, количество внесенных изменений, внешнее состояние?
Определены ли процессы СМК и их применение в проверяемой организации, а также последовательность и взаимодействие этих процессов?
Предусмотрена ли их количественная и качественная оценка?
Определены ли документы, необходимые организации для эффективного планирования и управления процессами СМК?
При сертификации на соответствие требованиям ГОСТ РВ 15.002—2003 должны быть учтены все дополнительные по отношению к ГОСТ Р ИСО 9001–2001 требования этого документа.
Формирование несоответствий при проведении аудита осуществляется при обследовании проверяемой организации. Обследованию подлежат объекты аудита, представленные в плане аудита.
Комиссия экспертов (экспертная группа) собирает и проверяет информацию, касающуюся области и объектов аудита, включая информацию о взаимодействии функциональных подразделений и процессов СМК проверяемого предприятия.
Свидетельством аудита может быть только проверенная информация. Источниками информации могут быть:
интервью с работниками проверяемой организации;
наблюдения экспертов за деятельностью персонала, функционированием процессов, условиями труда, состоянием рабочих мест;
данные обратной связи от потребителей;
документы СМК (политика, цели в области качества, РК, планы по качеству, СТО, положения, инструкции, НД, договоры, контракты и др.);
записи в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9001-2001 и ГОСТ РВ 15.002–2003 и другими нормативными документами (например, РК- 98);
данные анализов результативности СМК;
результаты предыдущих аудитов (проверок);
существующие ресурсы (кадры, продукция, измерительное оборудование и т. д.),
записи о качестве, которыми подтверждается осуществление деятельности предыдущих этапов,
мнение о документации, высказанное ее пользователями;
— результаты оценки и рейтинги поставщиков.
Информация, полученная из перечисленных источников, должна быть проверена на объективность, непротиворечивость и адекватность.
Формирование выводов (наблюдений) аудита
Комиссия экспертов сопоставляет полученную информацию по объектам аудита с критериями аудита (требованиями ГОСТ Р ИСО 9001-2001, ГОСТ РВ 15.002-2003) для получения выводов (наблюдений) аудита.
Выводы аудита могут свидетельствовать о соответствии или несоответствии СМК проверяемой организации критериям аудита. Выводы могут касаться предотвращения возможных отклонений; тогда их классифицируют как уведомления.
Эксперты должны обобщать свидетельства с указанием мест наблюдений, функций, процессов и требований, которые были проверены.
Классификация и регистрация наблюдений
В ходе аудита СМК комиссия экспертов рассматривает все обнаруженные отклонения объектов аудита от требований ГОСТ Р ИСО 9001-2001, ГОСТ РВ 15.002-2003, документов СМК проверяемой организации и классифицируют эти отклонения на значительные несоответствия, малозначительные несоответствия и уведомления в зависимости от степени несоответствия рассматриваемого объекта проверки.
Классификация наблюдений осуществляется в целях выполнения проверяемой организацией корректирующих действий для устранения причин несоответствий, адекватных последствиям выявленных несоответствий, а также для принятия органом сертификации решения о выдаче сертификата соответствия.
Действия с несоответствиями и уведомлениями
Действия с несоответствиями и уведомлениями включают следующие этапы:
зарегистрированные несоответствия и замечания (уведомления) председатель комиссии (главный эксперт) официально представляет руководству проверяемой организации;
если несоответствия и уведомления комиссией доказаны, то уполномоченный представитель руководства проверяемой организации ставит свою подпись на бланках регистрации несоответствий и уведомлений;
организация проводит анализ причин несоответствий и уведомлений и разрабатывает корректирующие мероприятия.
Корректирующие действия, предпринимаемые для устранения причин и последствий выявленных несоответствий, могут иметь различный успех, хотя это обычная, рутинная работа на любом предприятии.
Состав, последовательность и содержание операций, составляющих корректирующие действия, практически одинаковы для любого предприятия. Различия определяются особенностями продукции, масштабами выпуска, условиями поставки и уровнями допустимого риска.
Большую часть несоответствий составляют те, у которых масштабы и тяжесть последствий не носят критического характера. Их появление обычно связано с нестабильностью процессов выпуска продукции или процессов менеджмента, или же с неэффективностью ранее предпринятых корректирующих действий. В каждом случае, как правило, не требуется принятия особых решений со стороны руководства предприятия.
Несоответствия, которые носят катастрофический, аварийный характер, встречаются на большинстве предприятий крайне редко. Выявление причин их появления и остальные действия требуют принятия особых решений со стороны руководства предприятия, обычно связанных с проведением специальных исследований и серьезных доработок продукции и процессов её выпуска. Нередко исследования и корректирующие действия проводятся с привлечением других заинтересованных сторон (заказчик, поставщики, органы госнадзора и др.).
Сказанное выше дает возможность предложить типовой порядок корректирующих действий и связать их с процессами жизненного цикла продукции и процессами менеджмента. Это позволяет руководству предприятия определить лиц, ответственных за отдельные действия, и превратить корректирующие действия в постоянные, упорядоченные функции должностных лиц, обеспеченные организационно, методически и ресурсами.
Корректирующие действия являются составной частью непрерывного улучшения деятельности предприятия, нацеленного на:
повышение качества продукции;
снижение затрат на выпуск продукции;
повышение результативности и эффективности СМК;
повышение удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон.
Корректирующие действия должны быть адекватны последствиям выявленных несоответствий. Реализация корректирующих действий предусматривает несколько уровней в зависимости от масштабов и важности выявленных проблем:
уровень структурного подразделения (службы);
уровень отдельного исполнителя.
Корректирующие действия включают, как правило, следующие основные операции:
выявление и регистрация несоответствия;
анализ, установление и регистрация причин несоответствия,
доведение информации об обнаруженных несоответствиях до лиц, ответственных за их анализ и установление причин их появления;
оценка необходимости и выбор корректирующих мероприятий, направленных на устранение причин появления несоответствия;
планирование корректирующих мероприятий, предусматривающее оценку их адекватности последствиям выявленного несоответствия и выделение ресурсов для их выполнения;
выполнение корректирующих мероприятий;
контроль выполнения корректирующих мероприятий;
анализ и оценка результативности корректирующих мероприятий;
составление итогового документа (акт, протокол, отчет).
Анализ несоответствий, планирование и реализация корректирующих мероприятий зависят от масштабов и тяжести последствий обнаруженных несоответствий.
Анализ, установление и регистрацию причин возникновения несоответствий, оценку необходимости и выбор корректирующих мероприятий, их планирование и реализацию осуществляют, как правило, должностные лица, ответственные за процесс и качество продукции, применительно к которым обнаружено несоответствие и выполняются корректирующие действия.
Если масштабы и тяжесть последствий обнаруженных несоответствий носят критический характер, а выявление причин их появления требует принятия особых решений со стороны руководства предприятия, то по предложению должностных лиц, ответственных за анализ несоответствий и установление причин их появления, создается особым решением руководства предприятия специальная комиссия, на которую возлагаются:
анализ несоответствия и установление причин его появления;
оценка необходимости и выбор корректирующих мероприятий, направленных на устранение причин появления несоответствия;
— разработка плана первоочередных корректирующих мероприятий.
В состав комиссии включают сотрудников предприятия, в том числе специально обученных лиц, владеющих методами анализа, в том числе статистическими. При необходимости в ее состав включают представителей других заинтересованных сторон (заказчик, поставщики, потребители, надзорные органы и др.).
При анализе несоответствий и установлении причин их появления следует учитывать, что причинами могут быть:
неправильно установленные требования к характеристикам персонала и его составу;
несоблюдение установленных требований к найму и подготовке персонала, что может привести к несоответствию характеристик персонала и его состава этим требованиям;
неправильно установленные требования к качеству и (или) количеству закупаемых материальных и нематериальных ресурсов (сырье, материалы, комплектующие или иная продукция, а также услуги);
несоблюдение установленных требований к качеству и (или) количеству закупаемых материальных и нематериальных ресурсов, что может привести к несоответствиям их качества и количества этим требованиям;
неправильно установленные требования к характеристикам орудий труда (помещения, оборудование, средства измерений и т. д.);
несоблюдение установленных требований к характеристикам орудий труда, что может привести к несоответствиям этих характеристик, в том числе метрологических, этим требованиям;
неправильно установленные требования к характеристикам (параметрам) процессов;
несоблюдение установленных требований к характеристикам (параметрам) процессов, что может привести к несоответствиям этих характеристик установленным требованиям.
План корректирующих мероприятий должен устанавливать:
уровень проведения мероприятий (предприятие, процесс, подразделение, рабочее место);
продукцию и (или) процесс, применительно к которым должны быть проведены мероприятия;
ресурсы, необходимые для выполнения мероприятий;
должностных лиц, ответственных за выполнение мероприятий;
должностных лиц, ответственных за контроль реализации, анализ и оценку результативности запланированных мероприятий, а также составление итогового документа;
сроки выполнения мероприятий.
Регистрацию выполнения плана корректирующих мероприятий, как правило, осуществляют отметкой в плане или в журнале регистрации корректирующих мероприятий.
Должностное лицо, ответственное за контроль выполнения и оценку результативности плана корректирующих мероприятий, обеспечивает также составление и представление руководству предприятия итогового отчета о результатах выполнения всех корректирующих мероприятий.
Новое на форуме
Наши рассылки
О проекте
Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.
Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.