в течение какого срока с момента отцепки вагона допускается исправление коммерческих неисправностей
В течение какого срока с момента отцепки вагона допускается исправление коммерческих неисправностей
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 26 января 2018 г. N 301-ЭС17-13765 Суд отменил принятые ранее судебные акты и направил на новое рассмотрение дело о взыскании убытков, связанных с ненадлежащим ремонтом железнодорожного вагона, поскольку срок исковой давности исчисляется с момента направления подрядчику заявления о недостатках выполненных им по ремонту железнодорожного вагона работ
Резолютивная часть определения объявлена 22 января 2018 года.
Полный текст определения изготовлен 26 января 2018 года.
Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Корнелюк Е.С.,
судей Разумова И.В. и Шилохвоста О.Ю.
В судебном заседании приняли участие представители:
Заслушав и обсудив доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корнелюк Е.С., вынесшей определение от 08.12.2017 о передаче кассационной жалобы вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании, а также объяснения представителей сторон, судебная коллегия установила:
компания обратилась в суд с иском к заводу о взыскании 18 035 рублей 84 копеек убытков, связанных с ненадлежащим ремонтом вагона N 56027618 по договору от 19.10.2012 N 342-ю/12 на выполнение работ по ремонту деталей, узлов, колесных пар грузовых вагонов.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 09.01.2017, оставленным без изменений постановлениями Второго арбитражного апелляционного суда от 31.03.2017 и Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15.06.2017, исковые требования удовлетворены в полном объёме.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, завод, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить названные судебные акты и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании представители заявителя поддержали доводы кассационной жалобы, а представители компании возражали против её удовлетворения по доводам отзыва, считая судебные акты законными и обоснованными.
Согласно пункту 5.2 договора подрядчик несет ответственность за качество выполненных работ в соответствии с законодательством Российской Федерации в случае, если в течение гарантийного срока на колесные пары, детали и узлы обнаружены технологические дефекты, определенные в Классификаторе неисправностей грузовых вагонов (К ЖА 2005 04), возникшие в процессе эксплуатации грузовых вагонов вследствие недоброкачественного ремонта. Документами, необходимыми и достаточными для предъявления претензии, являются акт рекламации формы ВУ-41М и документы, подтверждающие оплату выполненных работ.
Во исполнение условий договора подрядчиком выполнен текущий ремонт колесной пары N 0039-48472-79, подкаченной под грузовой вагон N 56027618, на сумму 16 625 рублей 45 копеек, о чем стороны составили Акт о выполненных работах от 30.03.2015 N 73.
Согласно акту-рекламации от 15.06.2015 N 1249 по форме ВУ-41М, а также акту выполненных работ от 17.06.2015 N 618, подписанному между компанией и ОАО «РЖД», неисправность вагона возникла вследствие недоброкачественно выполненных работ по плановому ремонту; виновным в неисправности признан завод; стоимость устранения недостатков составила 21 369 рублей 03 копейки, оплаченных компанией по платежному поручению от 26.05.2015.
Во исполнение претензионного порядка урегулирования споров, предусмотренного пунктом 7.2. договора, 31.07.2015 компания обратилась к заводу с претензией о возмещении понесённых расходов. Претензия получена заводом 20.08.2015.
29.10.2015 завод отказал в удовлетворении претензии, что послужило основанием для обращения компании 22.07.2016 (дата почтового штемпеля на конверте) в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования заказчика, руководствуясь при этом статьями 15, 393, 721, 722, 723, 725 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды исходили из установленных по делу обстоятельств ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательств по проведению текущего ремонта вагона N 56027618 в связи с недостатками выполненных им работ, его вины в причинении убытков, причинно-следственной связи между действиями заявителя и возникшими на стороне заказчика убытками.
Отклоняя доводы заявителя о пропуске срока исковой давности, руководствуясь при этом положениями статей 200, 725 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о том, что право заказчика на иск возникло с даты получения подрядчиком претензии заказчика о возмещении понесённых расходов, то есть с 20.08.2015.
Между тем судами не учтено следующее.
В силу системного толкования пунктов 1 и 3 статьи 725 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности для требований, предъявляемых в связи с ненадлежащим качеством работы, выполненной по договору подряда, является специальным по отношению к статье 200 Гражданского кодекса Российской Федерации и составляет один год. При этом если договором подряда установлен гарантийный срок и заявление по поводу недостатков результата работы сделано в пределах гарантийного срока, течение срока исковой давности начинается со дня заявления о недостатках (Обзор судебной практики Верховного суда Российской Федерации N 2 (2016), утверждённый Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 06.07.2016).
Исходя из особенностей правоотношений заказчика и подрядчика в области использования железнодорожного транспорта, длительности хозяйственных связей и согласованных условий пунктов 3.1.8 и 5.2 договора, обе стороны на момент его заключения понимали и исходили из того, что в случае отцепки вагонов по причине обнаруженных в них недостатков (неисправностей), ремонт их будет производить ближайшее вагонное эксплуатационное депо того или иного отделения железной дороги, а не подрядчик.
Практика взаимоотношений сторон при расследовании причин отцепки грузового вагона и ведение рекламационной работы описана в соответствующих Регламентах перевозчика, утверждаемых Президентом НП «ОПЖТ», изучив положения которых судебная коллегия приходит к выводу о том, что между участниками отношений в сфере железнодорожного транспорта существует чёткая схема взаимодействия.
В процесс отслеживания работоспособности железнодорожных вагонов и выхода их из строя в пути следования вовлечены все заинтересованные в этом лица: собственник вагона; лицо, производившее деповской ремонт; поставщик определённой части (узла, детали); завод-изготовитель вагона; соответствующие подразделения ОАО «РЖД», производящие отцепочный ремонт и осуществляющие рекламационную работу.
Расследование причин отцепок и составление акта-рекламации вагонным эксплуатационным депо осуществляется комиссионным составом. Эксплуатационное вагонное депо в суточный срок с момента отцепки вагона информирует владельца вагона, а также причастные вагоноремонтные организации о случае отцепки. Указанные лица самостоятельно контролируют внеплановые отцепки вагона в ремонт в период его эксплуатации до истечения срока гарантии на вагон и в суточный срок с момента отцепки вагона информируют телеграммой (факсом и т.п.) руководителей эксплуатационного вагонного депо о своем участии либо участии других заинтересованных лиц в расследовании технологической неисправности вагона, его узла или детали и сообщают о целесообразности ожидания вагона до прибытия своего представителя.
В рассматриваемом случае факт ненадлежащего выполнения работ по договору планового ремонта был выявлен в процессе перевозки.
В акте-рекламации от 15.06.2016 N 1249 по форме ВУ-41М отражено, что неисправность вагона возникла вследствие недоброкачественно выполненных работ по плановому ремонту, виновным в неисправности признан завод.
Следовательно, исходя из системного толкования норм, регулирующих процесс отправки вагонов в отцепочный ремонт и специфики взаимоотношений сторон, судебная коллегия приходит к выводу о том, что в качестве заявления о недостатках, применительно к правилам статьи 725 Гражданского кодекса Российской Федерации, с момента совершения которого следует исчислять годичный срок исковой давности, следует рассматривать уведомление подрядчика, сделанное ОАО «РЖД», которое производит ремонт неисправного вагона, действуя в том числе в интересах заказчика, обеспечивая выполнение им обязанности по предотвращению возможного причинения вреда в результате неисправности вагонов.
На основании изложенного, вывод судов об исчислении срока исковой давности с момента вручения претензии является ошибочным, так как пункт 3 статьи 725 Гражданского кодекса Российской Федерации, не определяя обязательную форму заявления о недостатках, не связывает начало течения срока исковой давности с моментом направления или вручения претензии заказчика подрядчику об оплате понесенных расходов. Иное приведёт к тому, что истец будет обладать возможностью произвольно изменять момент начала исчисления срока исковой давности своим односторонним действием, выбирая момент оплаты понесенных расходов и (или) направления соответствующей претензии.
31.07.2015 компания прибегла к процедуре внесудебного разрешения спора, обратившись к заводу с соответствующей претензией, полученной им 20.08.2015. Срок ответа на претензию, установленный договором, 20.09.2015.
Следовательно, в период соблюдения компанией обязательного претензионного порядка урегулирования спора (с 31.07.2015 по 20.09.2015) течение исковой давности по настоящему требованию приостанавливалось. Указанный период времени не засчитывается в срок исковой давности по делу. Однако данный вывод не нашел своего отражения в обжалуемых судебных актах.
Не установлен судами и момент первоначального направления ОАО «РЖД», действующим в интересах заказчика, сторонам акта-рекламации от 15.06.2016 N 1249 по форме ВУ-41М ОАО «РЖД».
Не проверены доводы подрядчика о том, что стороны спорных отношений имели доступ к электронной базе данных перевозчика, в которой ведётся учет соответствующих операций по отцепке вагонов. Если эти доводы соответствуют действительности и в базу данных включены необходимые сведения о недоброкачественном ремонте, то с момента размещения данных сведений заявление о недостатках считается поданным.
Исходя из указанных обстоятельств, обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела арбитражному суду, с учетом изложенного в мотивировочной части настоящего определения, надлежит устранить отмеченные недостатки, в том числе установить все фактические обстоятельства дела, имеющие значение для разрешения данного спора, исследовать и оценить в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства, и по результатам исследования и оценки представленных в материалы дела доказательств принять решение в соответствии с установленными обстоятельствами и действующим законодательством.
Руководствуясь статьями 184, 291.13-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 09.01.2017 по делу N А82-10236/2016, постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 31.03.2017 и постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15.06.2017 по тому же делу отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ярославской области.
Определение вступает в законную силу с момента вынесения и может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке надзора в трехмесячный срок.
Председательствующий судья | Е.С. Корнелюк |
Судья | И.В. Разумов |
Судья | О.Ю. Шилохвост |
Обзор документа
В споре, возникшем из-за недостатков работ по ремонту грузовых ж/д вагонов (их узлов, деталей и т. п.), СК по экономическим спорам ВС РФ отметила следующее.
Исходя из ГК РФ, срок исковой давности для требований, предъявляемых в связи с ненадлежащим качеством работы, выполненной по договору подряда, является специальным и составляет год.
Если договором установлен гарантийный срок и заявление по поводу недостатков результата работы сделано в пределах такого периода, течение срока исковой давности начинается со дня этого заявления.
При этом не определена обязательная форма такого заявления. Начало течения срока исковой давности не связано с моментом направления или вручения именно претензии заказчика подрядчику.
Применяя эти нормы, следует учитывать особенности правоотношений заказчика и подрядчика в области использования ж/д транспорта, длительность хозсвязей и условия договоров.
Так, в качестве упомянутого заявления о недостатках в подобном случае можно расценивать уведомление подрядчика, сделанное ОАО «РЖД», которое производило ремонт неисправного вагона.
Кроме того, в рассматриваемом случае надо было проверить доводы о том, что стороны отношений имели доступ к электронной базе данных перевозчика, в которой учитывались операции по отцепке вагонов. Если это утверждение верно, то с момента размещения данных сведений заявление о недостатках могло считаться поданным.
Также надо учитывать, что в период соблюдения обязательного претензионного порядка урегулирования спора течение исковой давности приостанавливалось.
Порядок выявления, устранения и документального оформления коммерческих неисправностей
Коммерческой неисправностью считается такое состояние вагона или груза, которое может угрожать безопасности движения или сохранности грузов: повреждение или отсутствие запорно-пломбировочных устройств (если о них есть отметка в перевозочных документах), отсутствие сведений о ЗПУ в перевозочных документах и самих ЗПУ на вагонах и контейнерах, если в соответствии с Правилами перевозок они должны быть, неясные или неполные знаки на ЗПУ (если нельзя установить контрольные знаки), признаки хищения или утраты груза, пролом дверей, кузова вагонов или контейнеров, несоответствие контрольных знаков на ЗПУ с накладной и вагонным листом, если об этом не составлен акт общей формы о замене ЗПУ, просыпание грузов, возможность доступа к нему из-за повреждения кузова вагона, течь груза из кузова крытого вагона или котла цистерны через сливное устройство из-за его неплотного закрытия, нарушение Технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах, расстройство погрузки в открытом подвижном составе (сдвиг и перекос груза, выход его за пределы концевой балки полувагонов и платформ более чем на 400 мм, развал штабелей и др.), отсутствие или повреждение крепления груза и др.
Все прибывающие на станцию и отправляющиеся со станции груженые вагоны подвергаются коммерческому осмотру для выявления и устранения коммерческих неисправностей, угрожающих безопасности движения поездов и сохранности грузов.
Наиболее часто наблюдаются следующие виды коммерческого брака, вызывающего несохранность грузов и нарушения условий безопасности движения поездов: сдвиг грузов в пути следования (от первоначального положения на открытом подвижном составе); перекосы и излом лесных стоек; расстройство ц обрывы проволочных креплений грузов; излом подкладок, клиньев, распорок, упорных брусьев; повреждения увязок и стяжек, щитов торцового ограждения при транспортировке леса и пиломатериалов; навал груза на двери и борта крытых вагонов и платформ; течь наливных и просыпание сыпучих грузов из вагонов через открытые люки цистерн и проломы обшивки кузова; нарушение правил погрузки контейнеров; негабаритность грузов, незафиксированная в перевозочных документах; неправильная погрузка грузов на открытом подвижном составе.
Пункты коммерческого осмотра поездов и вагонов (ПКО) организуются на станциях формирования поездов, станциях смены поездных локомотивов и локомотивных бригад. Перечень станций, на которых организуются ПКО, а также порядок осмотра вагонов в коммерческом отношении на станциях, где нет ПКО, устанавливает начальник дороги.
Порядок и сроки коммерческого осмотра вагонов устанавливаются в технологическом процессе работы станции.
Обнаруженные при осмотре коммерческие неисправности в вагонах с транзитными грузами необходимо устранять без отцепки от поезда. Отцепка вагонов допускается только в случаях, когда устранение неисправности невозможно за время стоянки транзитного поезда на станции по графику или поезда своего формирования за время, предусмотренное технологическим процессом работы станции.
На вагоны с коммерческими неисправностями, угрожающими безопасности движения и сохранности грузов, составляется акт общей формы (форма ГУ-23) в двух экземплярах, который подписывают работники станции, проводившие коммерческий осмотр вагонов (не менее двух человек). Если поезд сопровождался главным кондуктором или вагон находился под охраной стрелка военизированной охраны, то они участвуют в осмотре и подписании акта общей формы. Первый экземпляр акта направляется в грузовую службу ответственной дороги, а второй хранится- на станции. При составлении коммерческого акта к нему в необходимых случаях прикладывается акт общей формы.
Результаты коммерческого осмотра каждого поезда оформляют записью в Книге регистрации коммерческих неисправностей (форма ГУ-98). Если неисправностей не обнаружено, то против номера поезда делается отметка «Коммерческих неисправностей не обнаружено». Записи заверяются подписями работников станции, проводивших коммерческий осмотр. Об окончании осмотра поезда в коммерческом отношении работники, проводившие осмотр, уведомляют дежурного по станции в порядке, установленном начальником станции.
При обнаружении на станции вагонов (контейнеров) с признаками хищения или возможности доступа к грузу из-за повреждения кузова вагона (контейнера), с поврежденными или отсутствующими пломбами (когда в вагонном листе имеется отметка об их наличии) работники ПКО накладывают контрольные пломбы без проверки груза и составляют акт общей формы с указанием в нем времени наложения пломбы. О каждом таком случае немедленно сообщается дежурному по станции или маневровому диспетчеру, а также в ближайшее подразделение военизированной охраны и органы транспортной милиции.
Военизированная охрана там, где имеется ее подразделение, берет такие вагоны (контейнеры) под охрану. При отсутствии на станции поста военизированной охраны начальник станции должен обеспечить сохранность груза своими силами, а при невозможности этого потребовать подсылки стрелков военизированной охраны.
22) Перегрузка и проверка массы груза в пути. Передача грузов между подразделениями перевозчика
Перегрузка грузов из одного вагона в другой вызывается неисправным состоянием или повреждением вагона, нарушением Технических условий размещения и крепления грузов, Правил и условий перевозки грузов в тех случаях, когда это угрожает безопасности движения или сохранности груза и когда эти неисправности невозможно исправить без разгрузки вагона. Перегрузка грузов из одного вагона в другой производится также в пунктах примыкания линий узкой и широкой колеи. При перегрузке работники станции обязаны проверить наличие груза согласно перевозочным документам.
Обнаружив недостачу или порчу груза, составляют коммерческий акт, о чем делается отметка в накладной и дорожной ведомости. Копию акта прилагают к накладной. О неисправности вагона составляют, кроме того, акт о техническом состоянии вагона (форма ГУ-106). В оригинале накладной и дорожной ведомости зачеркивается первоначальный номер вагона и другие сведения о нем, а затем, проставляются новые данные о вагоне, в который перегружен груз. Это исправление заверяется подписью работника станции, руководившего перегрузкой, И штемпелем станции. Составляют новый вагонный лист, а первоначальный прилагают к первому экземпляру коммерческого акта. Если последний не составляли, первоначальный вагонный лист остаётся на станции перегрузки и на нем делают отметку о причине ее и указываю номер вагона, в который перегружен груз. Перегружают на специально выделенных путях станции или на ПКМ по правилам, установленным для переработки данного груза. Под перегрузку обычно подают вагоны однотипные с перегружаемым, одинаковой с ним грузоподъемности и полезным объемом кузова, чтобы после перегрузки не было остатка и не возникла необходимость в досылке груза. При перегрузке из вагонов широкой колеи в вагоны узкой колеи грузов, следующим по документам, составленным на весь путь следования, в накладной и дорожной ведомости также зачеркивается номер и другие данные о вагоне широкой колеи, а в верхней части указываются номера всех вагонов узкой колеи, в которые погружен груз. Другие данные о вагонах узкой колеи не указываются. Массу, количество мест и состояние груза в пути следования проверяют при отсутствии или неисправности ЗПУ на вагонах или контейнерах, загруженных тарно-штучными грузами. Грузы, перевозимые навалом или насыпью, проверяются по наружному осмотру. Если обнаружены признаки перегруза сверх грузоподъёмности указанной на трафарете, то вагон взвешивают на вагонных весах. Масса наливных грузов в пути следования не проверяется. Скоропортящиеся грузы, перевозимые с охлаждением, отоплением или утеплением, а также в крытых вагонах с открытыми люками, проверяются только по наружному осмотру без выгрузки их из вагонов. Запрещается грузить в вагон грузы разных наименований, если их совместная перевозка может привести к порче этих грузов. Результаты проверки груза в пути следования оформляют актом общей формы, если Правилами не предусмотрено составление коммерческого акта.
Передача груза между подразделениями перевозчика.
Основным документом по учету перехода поездов, груженых вагонов и контейнеров являются телеграммы, натурные листы поезда (ТГНЛ), данные которых передаются по каналам связи в ИВЦ подразделения перевозчика в виде специальных сообщений.
В ИВЦ по каждому стыковому пункту составляется Отчет о переходе поездов, грузовых вагонов и контейнеров формы ДО-1. Формирование отчета осуществляется через систему ДИСПАРК (автоматизированную систему пономерного учета, контроля, дислокации, анализа использования и регулирования вагонным парком). Позволяет определить местонахождение и состояние вагонов.
Для контроля за правильностью учета перехода вагонов и контейнеров ИВЦ дороги по окончании учетного периода выдают пунктам перехода оперативные справки взамен ручного журнала учета перехода вагонов и контейнеров. Эти справки на стыковых пунктах подшиваются и хранятся в делах станции и служат для документального подтверждения фактической передачи поездов, вагонов и контейнеров.
Работники СТЦ проверяют при отправлении и прибытии каждый поезд как в отношении правильности записи и подсчета числа и рода вагонов и контейнеров, так и в отношении точного учета в натурном листе поезда времени их перехода.
Операторы СТЦ тщательно следят за тем, чтобы на все груженые вагоны были документы (накладные, дорожные ведомости и вагонные листы), а также все требуемые Правилами приложения к перевозочным документам.
При передаче груженых вагонов работники СТЦ на всех дорожных ведомостях проставляют календарный штемпель станции.
23) Организация выгрузки груза и ее оформление в документах.
24) Ведение книги выгрузки ГУ-44
Книга выгрузки грузов (форма ГУ-44)
Книги выгрузки грузов ведутся только на местах общего пользования.
На каждом пункте выгрузки (склад, платформа и т.п.), если он обслуживается отдельным приемосдатчиком, должна вестись отдельная книга выгрузки грузов. Кроме того, отдельная книга формы ГУ-44 ведется для иностранных контейнеров (кроме принадлежащих железным дорогам ГДР) с обязательным указанием в ней дороги-собственницы.
В книгу выгрузки приемосдатчик записывает все грузы, выгруженные на местах общего пользования, в том числе и бездокументные, в порядке их выгрузки из вагонов.
Ежедневно перед началом работы в первой свободной строке книги проставляется дата выгрузки грузов (число и месяц). В следующих строках на основании данных вагонных листов или накладных указываются сведения о выгружаемых грузах, предусмотренные формой книги. Грузы каждого наименования записываются отдельной строкой. В случае прибытия бездокументного груза в графе 3 указывается «Без документов».
При выгрузке грузов, поступающих в адрес предприятий, имеющих планы перевозок по своим условным наименованиям, а также грузов, прибывших при дорожных ведомостях формы ГУ-29а, графы 4, 7 и 10 книги не заполняются.
В графе 9 делаются отметки, облегчающие нахождение груза на складе станции (например, 3-я пл., 9-й уч., 5-й столб и т.п.).
В графе 13 «Примечание» записываются обнаруженные при выгрузке недостачи, излишки и повреждения грузов с указанием станции, за пломбами которой прибыл вагон, или фамилия работника, допустившего повреждение груза при выгрузке.
Если оттиски на пломбах, снятых с вагона, не соответствуют данным вагонного листа, об этом также делается отметка в графе 13.
При вывозе груза частями отметки о вывозе каждой партии груза (дата, количество мест, вес) делаются в графе 13, а при вывозе последней части в графе 12 указывается время вывоза последней партии груза.
При проверке веса груза по требованию получателя, когда это предусмотрено правилами, путем перевески груза на товарных весах в несколько приемов перевешиваемая отправка вторично записывается в книгу выгрузки с отметкой перед записью «Проверка веса по требованию получателя», при этом графы 1, 2, 4, 9, 11 и 12 не заполняются. Отвесы регистрируются в следующей свободной строке.
Если проверка веса производилась при выгрузке груза из вагона, то отвесы записываются в следующих строках книги выгрузки порядком, установленным для записи отвесов в книге приема грузов к отправлению.
Недостачи и повреждения грузов регистрируются в книге выгрузки с отметками в графе 13 о размерах несохранности и о составлении коммерческого акта.
По окончании дежурства после последней записи приемосдатчик, который производил выгрузку, расписывается. Если на пункте выгрузки работают несколько приемосдатчиков, то после записи каждого выгруженного вагона расписывается приемосдатчик, производивший его выгрузку.
На 1 января каждого года остаток выгруженных и невыданных грузов переносится в новую книгу выгрузки грузов.
25) Порядок складирования и хранения грузов.
Получатель обязан принять и вывезти со станции груз, прибывший в его адрес. Сроки вывоза и порядок хранения грузов устанавливаются Правилами. Прибывшие грузы хранятся на станции назначения бесплатно в течение 24 ч. Этот срок исчисляется с 24 ч дня выгрузки груза или контейнера средствами железной дороги или с 24 ч дня подачи вагона под выгрузку средствами получателя.
Грузы, выгруженные на местах общего пользования, могут храниться в зависимости от их свойств в крытых складах или на открытых платформах и площадках. На открытых платформах и площадках допускается хранить грузы, указанные в приложении к Правилам хранения грузов (раздел 15 Правил перевозок грузов).
Приемосдатчики обязаны обеспечить правильное размещение и хранение грузов на станционных складах, которые должны использоваться в соответствии с их специализацией, установленной технологическим процессом работы станции
Штучные и тарные грузы должны храниться в складах уложенными в стопы, ряды или штабеля с обязательным отделением друг от друга грузов, относящихся к разным отправкам.
На станциях, где погрузка и выгрузка осуществляются механизмами (погрузчиками), грузы, как правило, должны храниться уложенными на поддоны. В складах, оборудованных стеллажами, отправки, состоящие из одиночных грузовых мест небольшого размера, должны храниться на полках стеллажей.
При штабельном хранении грузов необходимо соблюдать порядок и высоту укладки, обеспечивающие максимальную устойчивость штабелей, целость и сохранность груза, а также безопасность для обслуживающих работников. Высота штабеля для грузов в мешках и кулях допускается не более 6 м, а для грузов в ящиках — не более 3 м при укладке вручную и не более 6 м при применении механизмов.
При размещении груза по площади склада должны оставляться между штабелями грузов проходы для передвижения тележек, автопогрузчиков и др. и для свободного доступа к противопожарным принадлежностям. Ширина этих проходов должна устанавливаться в зависимости от применяемых на складе погрузочно-разгрузочного инвентаря и средств механизации с таким расчетом, чтобы всегда была возможность подъехать к грузу и взять его с помощью тележки, автопогрузчика и т. д.
Проходы вдоль склада и посередине должны быть шириной не менее 1 м, вдоль стен — шириной 0,5 м и у дверей — равными ширине дверей. Укладывать груз вплотную к стенкам склада запрещается.
Места груза, принадлежащие к одной отправке, должны складываться вместе маркировкой наружу так, чтобы было видно, к какой отправке относится груз.
Грузы в складских помещениях размещаются по указанию приемосдатчиков в зависимости от их свойств и особенностей: размещать и хранить опасные грузы следует с соблюдением мер предосторожности, предусмотренных Правилами перевозок опасных грузов; не допускается хранить совместно различные грузы, если такое хранение может привести к порче их или способствовать возникновению пожара; чай, кофе, какао, сахар и другие продовольственные грузы следует хранить в сухих помещениях на настилах; кожевенные изделия должны храниться в сухих, хорошо вентилируемых, защищенных от солнечного света помещениях.
26) Графики выполнения грузовых и коммерческих операций
Обязательная составная часть технологического процесса – графики выполнения операций, которые регламентируют затраты времени и порядок выполнения отдельных операций по элементам. Каждым графиком должен быть точно определен измеритель, на который устанавливают нормативы. В товарной конторе наиболее целесообразно составлять графики на обработку одного документа; в грузовом районе – отдельно на прием, погрузку, выгрузку и выдачу грузов в складах и непосредственно на одну отправку и на всю группу одновременно подаваемых вагонов. Во всех случаях, когда в выполнении операции участвует несколько работников, в графике должны быть указаны исполнители всех элементов, учтена возможность параллельности операций.
27) Организация выдачи груза на ГР
28) Общие требования к приему, погрузке выдаче ОГ
Принимают и выдают опасные грузы при железнодорожной перевозке в местах общего пользования непосредственно под присмотром сотрудников погрузочной станции и отправителей груза либо его получателей.
Некоторые определенные опасные продукты (исключение грузы в мелкой отправке) разрешается готовить к транспортировке, используя разновидности отправок, указанные в Алфавитном указателе.
При железнодорожной перевозке отправителям опасного груза (также и его получатели) необходимо получить специальное разрешение органов Госгортехнадзора на возможность осуществлять загрузку (разгрузку) перевозимых веществ. При железнодорожной перевозке отправители производят загрузку опасных грузов в специально подготовленный транспорт, не превышая установленных нормативов.
Расположение и крепеж опасных веществ в вагонных составах, контейнерах, а также другими способами при железнодорожных перевозках необходимо осуществлять только согласно Техническим условиям расположения и крепежа опасных грузов. При железнодорожных перевозках методы расположения и скрепления опасных веществ в специально созданных контейнерах устанавливает отправитель груза, предварительно согласовав с транспортировщиком.
Расположение и крепеж опасных веществ в вагонных составах, контейнерах, а также другими способами при железнодорожных перевозках необходимо осуществлять только согласно Техническим условиям расположения и крепежа опасных грузов. При железнодорожных перевозках методы расположения и скрепления опасных веществ в специально созданных контейнерах устанавливает отправитель груза, предварительно согласовав с транспортировщиком.
29) Специальные условия перевозки ОГ отдельных классов
Движение поездов должно быть организовано по возможности в обход крупных населенных пунктов, на безопасном расстоянии от взрывопожароопасных производств, без остановок на промежуточных станциях, под контролем служб отделений, дорог. Погрузка и выгрузка должны производиться на подъездных путях предприятий. Запрещается: производить погрузочно-разгрузочные работы на неосвещаемых площадках в темное время суток; хранение ВМ в складских помещениях железнодорожных станций; совместная перевозка в одном контейнере ВМ разных подклассов, кроме грузов, входящих в комплект, запрещается.; совместная перевозка ВМ в одном вагоне или в разных контейнерах, загруженных в один вагон, с ядовитыми веществами, легковоспламеняющимися грузами и другими грузами, не входящими в комплект со взрывчатыми материалами.
Класс 2. Газы сжатые, сжиженные и растворенные под давлением
После заполнения вагона-цистерны опасными грузами класса 2 должна быть проверена герметичность люка цистерны и арматуры.
Порожние вагоны-цистерны, контейнеры-цистерны и баллоны для транспортирования опасных грузов класса 2 перевозятся на тех же условиях, что и заполненные.
Грузополучатель обязан слить груз из вагона-цистерны, контейнера-цистерны полностью.
При возврате таких вагонов-цистерн в порожнем состоянии грузополучатель обязан закрыть на замок и опломбировать арматурный шкаф (тамбур) в порядке, предусмотренном для груженых цистерн.
Класс 3. Легковоспламеняющиеся жидкости
Полнота слива опасных грузов этого класса, удаление промывной воды удостоверяются в накладной.
При наливе и сливе опасных грузов:
работы по наливу и сливу должны быть механизированы с обеспечением максимальной герметизации;
работники, производящие налив и слив этих грузов, должны быть перед началом работ ознакомлены с их свойствами, проинструктированы по вопросам техники безопасности при работах с этими продуктами и снабжены соответствующей защитной одеждой, средствами индивидуальной защиты.
Класс 4. Легковоспламеняющиеся твердые вещества (ЛВТ), самовозгорающиеся вещества (СВ), вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой
Взрывоопасные легковоспламеняющиеся твердые вещества, способные загораться без предварительного подогрева от источника зажигания с низкой энергией должны предъявляться к перевозке только в герметичной таре.
Перевозка опасных грузов подкласса 4.1 разрешается в таре в крытых сухих вагонах и контейнерах. Запрещается транспортирование этих грузов на открытом подвижном составе, без упаковки.
Материалы животного и растительного происхождения, способные к воспламенению от тепла, должны перевозиться только повагонными отправками или в контейнерах.
Класс 5. Окисляющие вещества (ОК) и органические пероксиды (ОП)
Вагоны для перевозки опасных грузов подкласса 5.1 должны быть тщательно очищены от остатков ранее перевозимых грузов, пыли или промыты и не иметь следов минеральных и растительных масел.
Органические пероксиды, требующие регулирования температурного режима должны перевозиться в специализированных изотермических вагонах грузоотправителя или грузополучателя.
Остальные грузы подкласса 5.2, а также порожняя тара из-под них должны перевозиться только в собственных вагонах грузоотправителя (грузополучателя) или арендованных им.
Вагоны для перевозки органических пероксидов как в груженом, так и в порожнем состоянии должны транспортироваться в сопровождении специалистов грузоотправителя (грузополучателя).
Классы 6 и 8. Ядовитые, едкие, коррозионные и инфекционные вещества
На котлы вагонов-цистерн, контейнеров-цистерн, предназначенных для перевозки ядовитых веществ и продуктов других классов опасности, обладающих ядовитыми свойствами, наносится знак опасности 6а.
Перевозка опасных грузов класса 8 не в предназначенных для этих целей вагонах-цистернах запрещается.
30) Обязанности приемосдатчика при возникновении аварийной ситуации
Правил безопасности и Порядка ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам;
Правил перевозки опасных грузов по железным дорогам;
Правил безопасности при транспортировании радиоактивных веществ.
В аварийной ситуации с опасными грузами приемосдатчик должен учитывать основные формы
проявления транспортной опасности грузов, конкретные меры безопасности и предосторожности, которые должны соблюдаться при ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами, приведенные в групповых или индивидуальных аварийных карточках.
В случае обнаружения приемосдатчиком на территории станции разлива или рассыпания опасных или вредных веществ из подвижного состава, для избегания попадания испарения, частиц этих веществ на кожу, необходимо обойти опасное место с противоположной стороны от направления ветра, немедленно сообщить о происшествии руководителю смены или железнодорожной станции.
В случае обнаружения нарушения габарита погрузки или выгрузки на железнодорожных путях приемосдатчик должен доложить дежурному по железнодорожной станции
При обнаружении подозрительных предметов необходимо изолировать к ним доступ и
немедленно сообщить об этом руководителю смены или железнодорожной станции. Запрещается осуществлять какие-либо действия с обнаруженным подозрительным предметом.
В случае несанкционированного движения вагонов по путям приемосдатчик должен немедленно
сообщить об этом дежурному по железнодорожной станции, указав номер пути и направление движения вагонов.
При возникновении ситуации, угрожающей жизни людей или безопасности движения поездов,
приемосдатчик обязан подать сигнал остановки поезду или маневрирующему составу, немедленно принять меры к ограждению опасного места и доложить руководителю смены или железнодорожной станции.
Приемосдатчик, обнаруживший обрыв проводов или других элементов контактной сети, а также
свисающие с них посторонние предметы, обязан немедленно принять меры к ограждению места
препятствия и сообщить об этом дежурному по железнодорожной станции (руководителю смены). До прибытия ремонтной бригады опасное место ограждает любыми подручными средствами и следит, чтобы никто не приближался к оборванным проводам на опасное расстояние менее 8 м.
В случае попадания в зону «шагового напряжения» необходимо ее покинуть, соблюдая следующие
меры безопасности: соединить ступни ног вместе, не торопясь, перемещаться мелкими шагами, не
превышающими длину стопы, и, не отрывая ног от земли, выходить из опасной зоны.
Для предотвращения аварийных ситуаций приемосдатчик должен соблюдать технологический
процесс работы станции и требования настоящей Инструкции.